Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
| Истории, философии, культурологии
К.и.н., доцент
Никифоров Ю.А.
| Ярыгин Д.В.
|
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № от 2013
|
Учебно-методический комплекс
модуля ««Философия духовного в современном мире» для направления подготовки История
(квалификация (степень) «специалитет»)
Составитель:
ИВАННИКОВ С.И., к.философ.н., доцент; Москва-2013 Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
| Истории, философии, культурологии
К.и.н., доцент
Никифоров Ю.А.
| Ярыгин Д.В.
|
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № от 2013
|
Рабочая программа
по дисциплине «Философия духовного в современном мире» для направления подготовки История
(квалификация (степень) «специалитет»)
Составитель:
ИВАННИКОВ С.И., к.философ.н., доцент;
Москва-2013 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.
Настоящий курс «Философия духовного в современном мире» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности: «История».
Курс сводится к тому, чтобы ознакомить магистрантов, обучающихся по указанным специальностям с ведущими содержательными направлениями современной философии как образовательной дисциплины, добиться от них умения оперировать теоретическими понятиями и научно-практическими проблемами этой дисциплины, владеть предметной тематикой, приемами теоретического анализа, которые помогут им в профессиональной деятельности.
Курс «Философия духовного в современном мире» является продолжением курса «Философия» и акцентирует внимание на современных направлениях, проблемах и методах философской деятельности. В связи с этим изучение данной дисциплины предполагает знакомство студентов с базовым курсом философии и ориентируется на углублённое изучение учащимися основных понятий, структур и теоретических представлений философского цикла, относящихся к таким фундаментальным разделам, как онтология, философская антропология, теория познания, социальная философия, личность и общество, философия техники. Одновременно с этим курс стремится расширить представления учащихся о структуре и возможностях современного научного познания, показать связь между современными научными исследованиями и философской проблематикой, а так же дать анализ основных теоретических проблем, возникающих в процессе взаимодействия философии, с одной стороны, и естественных и социально-гуманитарных наук, с другой.
Обучающиеся должны понимать сущность и место в современном обществе науки и философии, уметь выявлять средствами научно-философского анализа смыслы, ценности и проблемы разного рода, включая профессиональные. От обучающихся требуется не только понимание различных представлений о научно-философской проблематике, но и умение распознавать эти проблемы в различных теоретико-познавательных контекстах, а так же уметь использовать основные модели решения этих проблем в собственной теоретической деятельности. И курс акцентирует особое внимание именно на последней задаче.
По проблематике и содержанию представленная образовательная дисциплина выстраивается с опорой на классическую основу философского знания и современные результаты философского анализа, на освоение содержания современных научных теорий, а также с учетом образовательных стандартов и требований, выдвигаемых к обучению учащихся в магистратуре.
Цель: формирование у студентов знаний и представлений о важнейших содержательных направления современного философско-научного познания. формирование у студентов знаний и представлений о важнейших философских проблемах, присущих деятельности естественных и гуманитарных наук, а так же – об основных структурных моделях решения этих проблем.
Задачи: Указанная цель достигается через решение следующих задач:
- раскрыть и освоить онтологическую и антропологическую проблематику научной деятельности, показать историю новоевропейской науки как процесс непрерывного становления этой проблематики
- более углублённо в сравнении с базовым курсом философии изучить теорию познания, рассмотреть концепции философии науки, философскую проблематику методологии социальных и гуманитарных наук;
- раскрыть проблемы социальной философии, включая философию права, а также философии техники, философских проблем естествознания;
- конкретизировать представление о научной деятельности как одной из форм культуры, показать устойчивую связь между наукой и другими формами культуры;
- стимулировать развитие у студентов навыков самостоятельной исследовательской деятельности Объем в ЗЕ: _________________1______________________
Время изучения: курс_____5_______семестр__10_______________
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: философия, история, культурология, логика, эстетика, этика___________________ __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
политология, социология ____________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Групповая принадлежность ОМ: общекультурный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:
Мировоззренческий ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
1. Освоение основ культуры научного мышления ____________________________
2. Формирование теоретических оснований индивидуального мировоззрения_______ __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
выработать у магистранта способность оценивать под углом зрения философского анализа познавательные и практические проблемы, относящиеся к профессиональной компетенции магистранта. _____________________________________________________
__________________________________________________________________________
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
лекция, семинарские и практические занятия______________________________________
__________________________________________________________________________
(использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения)
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: Владение терминами, категориями теоретического анализа
__________________________________________________________________________
2 уровень сложности: Знание и понимание современной научно-философской литературы, умение самостоятельно осваивать научно-философскую литературу ______________
_________________________________________________________________________
3 уровень сложности: _ Владение основами философского анализа, умение логически мыслить, аргументировать и доказывать свою позицию________________________
_________________________________________________________________________ Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
100/00 %
Объем модуля и виды учебной работы (очная форма обучения)
Факультет / Направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор.
| Самост. работа
| Факультет Истории
| Философия духовного в современном мире
| Лекции
Лекции
| 14
| 56
| 10
| Практические/семинарские
| 0
| 0
| 10
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Экзамен
|
|
|
| Общий объем часов по дисциплине:
| 14
| 46
| 60
|
Содержание модуля
3.1. Разделы модуля и виды учебной работы очной формы обучения
Факультет / Направление
| Название
модуля
|
Тематический план
| Кол-во часов
| лекции
| практические
| самост.
работа
| Факультет истории
| Философия духовного в современном мире
| Становление постклассического философского мышления. Основные черты постклассического мышления. Основные этапы.
гической проблематики в рамках истории философии
| 2
|
| 7
| Философия жизни как первая теоретическая постклассическая традиция.
| 2
|
| 6
| Новое понимание сущности субъективности. Феноменология и психоаналитическая традиция.
| 2
|
| 6
| Новое понимание сущности субъективности. Экзистенциальная традиция.
| 2
|
| 7
| Философия истории ХХ века. Основные проблемы исторического и социального познания. Место гносеологии в структуре философского знания.
| 2
|
| 7
| Марксизм как один из первых опытов синтетической модели познания.
| 2
|
| 7
| Современная научная философия. Основные направления постклассической научной философии.
| 2
|
| 6
| Итого
|
14
|
|
46
|
3.2. Содержание разделов модуля
|