Тюменский государственный университет





Скачать 325.53 Kb.
НазваниеТюменский государственный университет
страница1/3
Дата публикации02.01.2015
Размер325.53 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии



Ларин Юрий Викторович


ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.68 Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных», «Зоология позвоночных», «Биотехнология», «Экологическая генетика», «Экология человека». Форма обучения – очная

Тюменский государственный университет

2013

Ларин Ю.В. Философские проблемы естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных», «Зоология позвоночных», «Биотехнология», «Экологическая генетика», «Экология человека». Форма обучения – очная.- Тюмень, 2013, 15 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Философские проблемы естествознания [электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой философии.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

докт. филос. наук, профессор М.Н. Щербинин,

зав. каф. философии




© Тюменский государственный университет, 2013.

© Ларин Ю.В., 2013.

1. Пояснительная записка

В качестве предмета курса «Философские проблемы естествознания» выступают науки о природе как сфера общественного сознания и форма культуры, сложившиеся в истории естественных наук формы научной рациональности, теория научного метода.

1.1. Цели и задачи дисциплины «Философские проблемы естествознания»:

- освоение философских оснований естественнонаучного знания;

- формирование представлений относительно основных философских (онтологических, гносеологических, аксиологических, деонтологических) проблем естествознания, а также относительно путей их решения;

- вхождение в проблемное поле классической, неклассической и постнеклассической науки;

- изучение теоретико-методологического потенциала науки, овладение технологией научного исследования;

- воспитание способности к критическому осмыслению и сравнительному анализу различных концепций роста научного знания.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Учебная дисциплина «Философские проблемы естествознания», согласно государственному образовательному стандарту, включена в общенаучный цикл «Базовая часть» для магистрантов направления 020400.68 «Биология», магистерские программы «Зоология позвоночных», «Биотехнология», «Физиология человека», «Экологическая генетика», «Экология человека», очная форма обучения

Учебная дисциплина «Философские проблемы естествознания» логически и содержательно связана с такими предшествующими ей дисциплинами как: «История и методология биологии», «Учение о биосфере и глобальные экологические проблемы». Дисциплина «Философские проблемы естествознания», в свою очередь, задает теоретически ориентиры для изучения таких дисциплин как: «Современные проблемы биологии», «Синергетические процессы в биологических системах», «Научно-исследовательская практика».

1.3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения дисциплины «Философские проблемы естествознания» выпускник освоит следующие компетенции: понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания (ОК-4)

понимает и глубоко осмысливает философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения (ПК-7)

В результате изучения «Философских проблем естествознания» студент должен приобрести следующие знания, умения и навыки:

- знание философских оснований естественных наук;

- умение квалифицированно организовывать процесс научного исследования, обоснованно конструировать его теоретические основания, профессионально излагать результаты научных исследований;

- навыки научной дисциплинированности, методологической конструктивности, критического мышления, творческого отношения к исследовательской работе.
2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Таблица 1.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

2

Аудиторные занятия (всего)

30

30

В том числе:

-

-

Лекции

-

-

Практические занятия (ПЗ)

-




Семинары (С)

30

30

Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа (всего)

42

42

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




зачет

Общая трудоемкость час

зач. ед.

72

72

2

2



Карта компетенций (другие компетенции ОК-4 и ПК-7)

Таблица 2.

Код компетенции


Формулировка компетенции*


Результаты обучения в целом



Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий (лекции, практические семинарские, лабораторные)

Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)

минимальный

базовый

повышенный

ОК-4

Понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания


Знает: пути развития и перспективы сохранения цивилизации

слабо пути развития и перспективы сохранения цивилизации

хорошо пути развития и перспективы сохранения цивилизации

на высоком уровне пути развития и перспективы сохранения цивилизации

Семинары

Ответы на семинаре

Умеет связать геополитические и биосферные процессы

Не достаточно умеет связать геополитические и биосферные процессы

Достаточно убедительно умеет связать геополитические и биосферные процессы

На высоком уровне умеет связать геополитические и биосферные процессы

Семинары

Ответы на семинаре

Владеет активной жизненной позицией, используя профессиональные знания

Удовлетворительно владеет активной жизненной позицией, используя профессиональные знания

Хорошо владеет активной жизненной позицией, используя профессиональные знания

Отлично владеет активной жизненной позицией, используя профессиональные знания

Семинары

Ответы на семинаре

ПК-7

Понимает и глубоко осмысливает философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения


Знает современные философские проблемы биологии

Слабо знает о современных философских проблемах биологии

Хорошо знает о современных философских проблемах биологии

Отлично знает о современных философских проблемах биологии

Семинары

Ответы на семинаре

Умеет: использовать фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности

Удовлетворительно умеет использовать фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности

Хорошо умеет использовать фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности

Отлично умеет использовать фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности

Семинары

Ответы на семинаре

Владеет: методом постановки и решения новых задач

Удовлетворительно владеет методом постановки и решения новых задач

На достаточном уровне владеет методом постановки и решения новых задач

На высоком уровне владеет методом постановки и решения новых задач

Семинары

Ответы на семинаре,


3. Тематический план.

Таблица 3.





Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Из них в интерактивной форме

Формы контроля

Лекции

Сем. (практ)

Самост.

Итого







1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Понятие науки


1-2




1

5

6

1

опрос

2

Естественные науки в системе научного знания


3-4




2

5

7

2

доклад, дискуссия

3

Исторические закономерности, структура и уровни естественнонаучного познания


5-6




2

5

7

2

коллоквиум

4.

Философские проблемы физики

.

7-8




2

5

7

2

доклад, дискуссия

5.


Философские проблемы астрономии и космологии



9-10




2

5

7

2

опрос,

собеседование


6.


Философские проблемы химии

11-12




2

5

7

2

опрос,

собеседование


7.

Философские проблемы экологии


13-14




2

6

8

2

опрос,

собеседование


8.

Философские проблемы экологии


15-16




2

6

8

2

круглый стол




Итого







30

42

72




зачет




Из них интерактивных







30







30





4. Планирование самостоятельной работы студентов

2 семестр
Таблица 3.



Темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные

1.

Понятие науки


Подготовка к опросу

Анализ учебной литературы.

1-2

5

2.

Естественные науки в системе научного знания


Подготовка доклада и дискуссии

Подготовка к ответу на семинаре.

3-4

5

3.

Исторические закономерности, структура и уровни естественнонаучного познания

Подготовка к коллоквиуму

Пробное тестирование

5-6

5

4.

Философские проблемы физики

.

Подготовка к докладу, дискуссии

Пробное тестирование.

7-8

5

5.

Философские проблемы астрономии и космологии



Подготовка к опросу,

собеседованию


Пробное тестирование.

9-10

5

6.

Философские проблемы химии

Подготовка к опросу,

собеседованию

Конструирование модели классической науки.

11-12

5

7.

Философские проблемы экологии

Подготовка к опросу,

собеседованию

Конструирование модели неклассической науки.

13-14

6

8.

Философские проблемы экологии

Подготовка к Круглому столу.

Конструирование модели постнеклассической науки.

15-16

6




ИТОГО:

42


5. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Таблица 4.

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Современные проблемы биологии.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Синергетические процессы в биологических системах.







+

+













+

3.

Научно-исследовательская практика.

+


+

+

+

+

+

+

+

+



6. Тематика и планы семинарских занятий.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тюменский государственный университет iconФедин С. В., Федина Н. В., Тесленко И. Б
Профессионального образования «тюменский государственный нефтегазовый университет»
Тюменский государственный университет iconСлепцов В. В. Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал, Ачинск, Россия
Вы держите в руках справочное издание для тех, кто стоит перед выбором направления своего жизненного пути, профессиональной судьбы...
Тюменский государственный университет iconПедагогика и психология
Тюменский государственный университет институт психологии, педагогики, социального управления
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Рассмотрено на заседании умк эколого-географического факультета от 16. 02. 2009, №6
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и логистики 05. 09. 2013 г., протокол №01
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
«Логопедия с дополнительной специализацией «Специальная психология» очной формы обучения
Тюменский государственный университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
«Финансы и кредит», 080103. 65 «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)»
Тюменский государственный университет iconТехнологический колледж
...
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Рассмотрено на заседании кафедры финансов, денежного обращения и кредита «25» октября 2013 г. Протокол №2
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск