Скачать 335.46 Kb.
|
Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» Курск – 2011 СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящая программа предназначена для аспирантов и соискателей специальностей: 08.00.01 – Экономическая теория; 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством Программа представляет собой базовую часть кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки (экономические науки)» и включает обязательный минимум требований к уровню знаний философии и истории избранной научной области. Основу настоящей программы составляют основные достижения, проблемы и перспективы развития философии науки, ее главные этапы, место и роль научного познания в социокультурном измерении, эмпирический и теоретический уровни научного исследования и их структура, мировоззренческие основания науки, прогностические функции философского знания; взаимовлияние философии и науки, научные революции и смена типов научной рациональности; особенности глобальных научных революций, стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки, методологические основы научно-исследовательской работы. Программа кандидатского экзамена по “Истории и философии науки” состоит из двух обязательных разделов: «Философия науки», «История экономических учений». Экзаменационные билеты должны включают по одному вопросу из каждого раздела и один вопрос по теме реферата На кандидатском экзамене по дисциплине “История и философии науки” аспирант (соискатель) должен продемонстрировать: - владение категориальным аппаратом философии науки; - системные мировоззренческие и методологические знания историко-философских основ научно-познавательной деятельности; - умения их творческого использования в процессе решения проблем в избранной научной области исследования. Указанные знания и умения аспирант приобретает в процессе освоения обязательной дисциплины «История и философия науки (экономические науки)», предусмотренной учебным планом подготовки аспирантов. 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ I. Теория науки. 1. Общее понятие науки Понятия знания, исследования, информации. Наука как социальный феномен и ее место в культуре Наука как особый тип получения и систематизации знания. Отличительные черты научного познания: объективность, концептуальность, методичность, универсализм, обоснованность, проверяемость, динамизм, системность. Самоценность знания, истины в рамках научного познания. Истина, заблуждение и ошибка в структуре научного познания. Наука как профессия. Мотивация деятельности ученого. Личностные качества (этос) ученого: уровень интеллекта и ощущение его самоценности, любознательность, творческий скептицизм, честолюбие (вера в себя), контактность, вкус к дискуссиям, свободное время, доля аскетизма. Образы ученых в литературе, кинематографе, изобразительном искусстве. Типы деятелей науки и аспекты их взаимодействия. Симпатии и антипатии между учеными. “Невидимый колледж” работников науки. Соотношение индивидуализма и коллективизма в научно-исследовательской деятельности. Роли членов научного коллектива. Карьера ученого и его престиж в академическом сообществе. Космополитизм и национальные традиции развития науки. 2. Этапы становления современной науки Разногласия о времени и месте появления науки. Древность или Новое время? Только Европа или также Восток (Индия, Китай)? Наука в широком (всемирно-историческом) и узком (современном) смыслах термина. Донаучное (обыденно-практическое) познание в первобытном и архаичном социумах. Духовная часть трудовой деятельности, материального производства. Народные «этнонауки» (метеорология, медицина, агрономия и т.п.), их достижения и ограничения. Формы выражения донаучного знания. Народная мудрость. Протонаучное познание в рамках первых цивилизаций Земли (Шумер, Аккад, Вавилон; Египет; Индия; Китай; Мезоамерика, т.п.). Отделение умственного труда от физического. Профессионально-практическое познание. Ремесленные рецепты и технологии. Новорожденная наука Античного мира. Интеллектуальный прорыв эллинов. Натурфилософия греческой архаики. «Отцы» истории, географии, медицины, геометрии, арифметики, механики в Древней Греции. Вклад классической античной философии в становление научных исследований. Познавательные достижения и утраты Средневековья. Научная революция Нового времени. Творцы европейского естествознания. Переход к неклассической науке XX в. Изменение критериев научности. Соображения о постнеклассической науке наших дней. 3. Наука и общество Наука как социальная организация. Функции науки в современном обществе: мировоззренческая, педагогико-дидактическая, идеологическая, праксеологическая. Университетская и академическая наука. Источники и формы финансирования. Ученые степени и звания (западные и отечественные ранги). Болонский процесс; достижения и трудности на пути всеевропейской интеграции науки и образования. Образы науки в общественном мнении: сциентизм, наукофобия, научно-популярная литература. Наука, идеология, политика. Автономия науки в демократических условиях; ее достижения и профанация в условиях тоталитаризма и авторитаризма. Наука и паранаука Общее понятие паранауки. Ее генеалогия — алхимия, астрология, хиромантия и прочие варианты донаучных познаний. Примерная группировка паранаучных претензий. Причины появления и роста популярности паранаучных увлечений. Польза и вред от паранауки. Меры самозащиты академической общественности от паранауки. Разные позиции в отношении паранауки со стороны ученых: терпимость и воинствующее неприятие. 4. Дисциплинарное строение науки. Классификация наук, ее критерии. Науки о материи и науки о духе; науки о природе и науки о культуре; науки об идеях и науки о практике. Естественные, общественные (социальные и гуманитарные) и технические дисциплины. Фундаментальная и прикладная наука. Наука и технология. Вопрос о прогностической функции науки. Научное изучение прошлого, настоящего и будущего (должного). Условность рубрик науковедческой классификации. Западная номенклатура отраслей знания (“science”-“науки”; “humanities”-“гуманистики”; “ars”-“искусства”; “techne”-“техники”; “lettres”-”словесности”). Отечественная матрица ветвей знания (по отделениям РАН и отраслевым академиям, факультетам высшей школы). Примерная группировка направлений научного познания. Интеллектуалистика (математика, логика, философия, богословие) как изучение чистых идей и упражнение метафизического разума. Частичное отождествление субъекта и объекта. Естествознание (природоведение) как опыт умственного и приборного испытания природы как априорной данности (физика, химия, биология). Отчуждение субъекта и объекта. “Аллергия” на ценности и артефакты Социальное познание как объективизированная реконструкция явлений общественной жизни (экономика, история, археология, социология, др.). Сближение субъекта и объекта, нарастание диалогизма. Гуманитарное исследование и моделирование внутреннего мира человека (психология, лингвистика) и его системы ценностей (этика, правоведение, политология). Разделение СГН на социальные и гуманитарные науки Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам). Методы социальных и гуманитарных наук. Вненаучное социальное знание. Отличие гуманитарных наук от вненаучного знания. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Культурология как вариант синтеза социального и гуманитарного знания. 5. Наука и вненаучные формы освоения мира и самопознания человека Научное исследование и другие типы рациональности. Преимущества и пределы научного познания мира и человека. Общее и частное, необходимое и случайное, объективное и субъективное, личностное и социализированное в составе человеческого познания. Достижения и опасности в историческом развитии науки. Аксиологические (этические и другие) проблемы научно-технического прогресса. Фатальные угрозы природе, телу и духу человека в эпоху научно-технической революции (оружие массового поражения; экологическая ситуация; болезни ураганного распространения; демографические сдвиги; вторжение в геном). Донаучное (обыденное) познание мира и его структура: трудовой опыт, народная мудрость (“этнонауки”), магия. Вненаучное освоение мира: миф, религия, искусство, философия. Роль до- и вненаучного знания в становлении науки. Процедуры наблюдения, сравнения, измерения, группировки, выдвижения и проверки гипотез, умозаключения. Общечеловеческие механизмы интуиции. Превосходство научной рациональности над обыденным рассудком (“здравым смыслом”) и практическим разумом. Вера в изначальный и всеобщий порядок мира — предпосылка классической науки. Божественный промысел и закон природы. Абсурдизм буддийской философии — аналог постклассической науки. Подчинение науки богословию в эпоху Средневековья. Отделение науки от религии в Новое время. Конфликты и диалог между представителями науки и вненаучного опыта. Обезличенность научных выводов, их принудительный характер (“Платон мне друг, но истина дороже”). Пафос познания истины и преодоления незнания, заблуждений в науке. 6. Наука и мифология Наука и религия Миф: основные значения термина. Мифология как способ мышления и мировоззрение первобытного и архаичного общества. Наследники и союзники мифологии: а) эпос; б) сказка; в) бытовые суеверия; былички о чудесах как жанр городского фольклора; г) мифологизм в литературе и искусстве; д) новейшие мифы идеологии и политики. Польза и вред от мифологизации действительности. Сравнение логики мифа и логики научного исследования. «Внутренняя мифология» науки. Наукообразные формы модернизированных суеверий. Магия как суррогат науки в донаучных социумах, вненаучных слоях индустриального общества. Разные определения религии. Атеистические и богословские догмы о сущности и назначении религии. Принципиальная дополнительность науки и религии. Происхождение и ранние формы религии. Структура и функции религии. Палитра отношений людей к Богу и церкви. Роль монотеистических религий в генезисе классического естествознания. Вклад церкви в развитие науки и образования. Моменты конфронтации науки и церкви в истории культуры. Ученые верующие и неверующие. Религия, общество, политика. Церковь и образование. II. Методология науки 7. Теория и метод в научном исследовании Определения научного метода и логической формы знания. Понятия методологии и методики. Метод и творчество. Соотношение теории и метода в деятельности ученых. Многообразие и классификация методов научного исследования, ее основные варианты. 8. Формы и методы эмпирического познания Задачи и возможности эмпирического исследования. Научное наблюдение. Эксперимент и его разновидности. Модели и моделирование в познании. Научные факты и способы их установления, обобщения (измерение, описание, сравнение и т.д.). Особенности применения эмпирических методов исследования в области гуманитарных и социальных дисциплин. 9. Формы и методы теоретического познания Проблема, гипотеза, теория, закон как формы научного знания. Методы обоснования научной теории: анализ и синтез, абстрагирование, идеализация. Индукция и дедукция. Системно-структурный подход и принцип историзма. Формализация и математизация. III. История философии науки 10. Классический позитивизм о феномене научного знания Социокультурные и теоретические предпосылки формирования позитивистской методологии науки. Дж. Ст. Милль, О. Конт, Г. Спенсер о природе, основаниях и функциях научного знания. Отрицание познавательного статуса философии и отказ от метафизики как поиска первопричин и сущностей. Закон трех стадий исторического развития мышления и идея “позитивной философии” в концепции О. Конта. Эволюционистский позитивизм Г. Спенсера: философия как унифицированное познание. Эпистемологическая проблематика в эмпириокритицизме и махизме. Анализ “чистого опыта” в концепции Р. Авенариуса, его критика интроекции и учение л “принципиальной координации” субъекта и объекта. Э. Мах об источнике познания, задачах науки и ее методах; принцип экономии мышления. Релятивность научной истины в конвенционализме А. Пуанкаре. Место классического позитивизма в философии науки и теории социального и гуманитарного знания. Аналитическая философия науки. Логико-лингвистический анализ языка как основная задача методологии науки в логическом эмпиризме Венского кружка. Абсолютизация чувственного опыта, “атомарные” факты и предложения, редукция теоретического знания к эмпирическому. Дискредитация метафизики и проблема демаркации научного и философского знания. Процедура верификации научных теорий и требование актуальной верифицируемости. Индукция как основной метод науки; принцип терпимости (Р. Карнап). Поворот логического позитивизма к семантическим проблемам. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна от идеи “идеального языка” к анализу языка обыденного. “Языковые игры” и необходимость “логической терапии” науки с помощью философии. 11. Модели развития науки в критическом рационализме К.Р. Поппер и его философия критического рационализма. Критика логического эмпиризма, отказ от верификации и реабилитация метафизики. Антиметод проб и ошибок. Фальсификационизм как принцип эмпирической опровергаемости теорий и критерий демаркации научных и псевдонаучных проблем. Релятивность научной истины, апология гипотетико-дедуктивного метода. “Эпистемология без познающего субъекта” К. Поппера: идея “третьего мира”. Антикумулятивизм концепции роста научного знания. Посткритический рационализм М. Полани: эпистемология неявного знания и механизм его трансляции. Типология центрального и периферического видов знания. Понятие эвристической интуиции; гносеологический статус категории веры в научном познании. Концепция личностного знания, его структура и элементы. Историческая школа в философии науки. Построение динамической картины научного знания в философии науки постпозитивизма. Концепция научной революции и некумулятивного знания Т. Куна; парадигма и ее дисциплинарная матрица; понятия научного сообщества, нормальной науки и научной революции. Идея о несоизмеримости фундаментальных научных теорий. И. Лакатос о внешней и внутренней истории научного познания. Критика индуктивизма, конвенционализма и фальсификационизма как критериев рациональности. Понятие научно-исследовательской программы и ее структуры (“твердое ядро”, основные “исследовательские правила”, “защитный пояс” теории). Конкуренция научно-исследовательских программ как главный источник роста знания. Методологический анархизм П. Фейерабенда: отказ от рационализма и универсализма в науке. Критика принципов дедуцируемости теорий и инвариантности терминов. Пролиферация как основа “роста” знания. Контриндукция. Наука и вненаучные формы знания: скользящая граница. 12. Проблемы методологии науки в постструктурализме Структурный метод и его основные процедуры. Отрицание понятия концептуальности и критика логоцентризма в постструктурализме. “Археология знания” М. Фуко: концепция эпистемы и понятие научного дискурса; анализ комплексов “власти-знания”; проблема социальной обусловленности науки и медицинской практики. Философия гуманитарного знания и генезис гуманитарных наук. IV. Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук 13. Общетеоретические подходы к изучению социальной реальности Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе и знаний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.). Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества. Зависимость СГН от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. СГН как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение. Российский контекст применения социального знания и смены его парадигм. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в СГН. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках. Субъект социально-гуманитарного познания. Индивидуальный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Коллективный субъект, его формы существования. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации и «пред-рассудков» (Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании. Натуралистическая исследовательская программа. Антинатуралистическая исследовательская программа. Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии. 14. Жизнь как категория наук об обществе и культуре Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А.Бергсон, В.Дильтей, философская антропология). Ограниченность применения естественнонаучных методов, причинных схем. Познание и «переживание» жизни — основное содержание художественных произведений. История — одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г.Зиммель, О.Шпенглер, Э.Гуссерль и др.). Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании. Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М.Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности «художественного хронотопа». 15. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение - функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как "органоне наук о духе" (В.Дильтей, Г.-Г.Гадамер). Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям - общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии. Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л.Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. "Встроенность" субъективной веры во все процессы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верований как эмпирических представлений и суждений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л.Витгенштейн). Вера и верования - обязательные компоненты и основания личностного знания, результат сенсорных процессов, социального опыта, "образцов" и установок, апробированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины - традиция, укорененная в европейской философии. "Философская вера" как вера мыслящего человека (К.Ясперс). История экономических учений |
Образец титульного листа вступительного реферата по специальности Содержание реферата: обзорный текст о состоянии проблемы, которой Вы намерены заниматься в аспирантуре. Оформление реферата должно... | Исторический факультет Кафедра права и мпо методические рекомендации по написанию рефератА Разработка плана реферата (ни один из пунктов основной части не должен повторять тему самого реферата) | ||
Требования к экзамену, проводимому в форме реферата К защите реферата допускается выпускник, завершивший исследовательскую работу по предмету и подготовивший отчет о результатах исследования... | Реферат и аннотация. Общие требования// гост 9-95 (исо 214-76) Настоящий стандарт устанавливает требования к содержанию, построению и оформлению текста реферата (информативного реферата) и аннотации... | ||
Требования к написанию реферата и эссе Допускается добавление самостоятельно найденных источников информации. Сами источники информации указываются в тексте реферата. Эссе... | Н аписание реферата: методические указания Подготовку реферата необходимо начинать с изучения и усвоения собранных материалов, относящихся к теме работы. В зависимости от темы... | ||
Учебно-методического пособия Е. Ю. Малянова методика подготовки и... Полученный в результате работы с литературой и источниками материал, как правило, превышает необходимый объем реферата. В дальнейшем... | Реферат по теме «Породы овец (коз)» Материал и методика. Тему реферата студент выбирает самостоятельно. В пределах академической группы выполнение реферата по одной... | ||
Реферата по истории и философии науки тема реферата обязательно должна... Основная цель написания реферата: развитие умений и навыков анализа научных текстов, структурирование материала по обозначенной проблеме,... | «Тема реферата» Оглавление – излагается название составляющих (глав, вопросов) реферата, указываются страницы | ||
Тема рефератА Написание реферата является обязательным условием допуска к сдаче вступительных экзаменов в аспирантуру | Реферат. Виды реферата. Структура реферата Разновидности общенационального языка (Территориальные диалекты, социальный и профессиональный жаргоны и др.) | ||
Методические рекомендации по написанию реферата Цель написания реферата – приобщить обучающихся к творческой работе с источниками информации | Задание «оформление рефератА» Реферат по …(название предмета) – вторая строчка полностью тема реферата, без кавычек | ||
Тема реферата Целью данного реферата является исследование различных способов получения и научного применения трансгенных животных | Реферата: Тема реферата должна Не быть слишком экзотичной — у вас могут возникнуть трудности при поиске литературы по теме |