Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А





Скачать 107.85 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А
Дата публикации01.03.2015
Размер107.85 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Разработал:

Томилов В.А.

Идентификационный номер: УМКД.24(33)-050100.68-М.1.В.ОД.1-2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования

Лист

из





лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. УССУРИЙСКЕ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


Образовательное пространство как социальное явление
Направление050100.68 Педагогическое образование

Магистерская программа – Социологическое образование

Форма обучения очная

Школа педагогики

Кафедра философии и

и социально-гуманитарного образования

курс 1 семестр 2

лекции 10 час.

практические занятия 26 час.

лабораторные работы не предусмотрены

всего часов аудиторной нагрузки 36 час.

самостоятельная работа 72 час.

реферативные работы не предусмотрены

контрольные работы не предусмотрены

зачет 2 семестр

экзамен не предусмотрен
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки от 14 января 2010 г. № 35).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры философии и социально - гуманитарного образования

«20» июня 2012 г. протокол № 14.

Заведующая кафедрой Леонидова В.В. 2012 г.

Составитель: к.ф.н., доцент Томилов В.А

.
I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «24» июня 2013 г. № 10

Заведующий кафедрой В.В. Леонидова

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

АННОТАЦИЯ

Дисциплина предназначена для магистрантов 1 курса по направлению 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа Социологическое образование.

Целями освоения дисциплины «Образовательное пространство как социальное явление» являются: формирование у магистранта научного мышления, представлений об актуальных проблемах педагогической науки, методологической культуры, ценностных оснований их профессиональной деятельности, а также готовности решать образовательные и исследовательские задачи, осуществлять поиск и обработку информации, профессионально интерпретировать научные тексты.

Дисциплина «Образовательное пространство как социальное явление» относится к дисциплинам вариативной части общенаучного цикла. Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Педагогика» и «Психология», дисциплины «Философия» базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. Дисциплина «Образовательное пространство как социальное явление» связана с последующими дисциплинами профессионального цикла, а также важна для продуктивного проведения научно-педагогической практики и научно-исследовательской практики, написания магистерской диссертации. Содержание дисциплины ««Образовательное пространство как социальное явление» логически связано с содержанием дисциплины общенаучного цикла «Методология социального познания».

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины магистрант будет обладать следующими компетенциями:

  • способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

  • способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

  • готовность осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

  • способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

  • готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

  • готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

  • способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

  • способность формировать художественно-культурную среду (ПК-21).

В результате освоения дисциплины магистрант должен:

знать:

• современные парадигмы в предметной области науки;

• современные ориентиры развития образования;

• теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;

уметь:

• анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;

• использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;

• адаптировать современные достижения науки и наукоемких технологий к образовательному процессу;

владеть:

• современными методами научного исследования в сфере образования;

• способами осмысления и критического анализа научной информации;

• навыками совершенствования и развития научного потенциала.
I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Тема 1. Образовательное пространство субъекта: сущность и структура (2 час.)
Понятие образовательного пространства. Пространство субъекта. Гетерогенность социального пространства. Образовательное пространство – форма единства людей в совместной образовательной деятельности.
Тема 2. Образовательное пространство как объект проектирования (2 час.)
Современные модели образовательного пространства: американская модель, французская модель, немецкая модель. Образовательное пространство как результат проектирования. Проектировочная деятельность и ее особенности в современном обществе.
Тема 3. Эргономический аспект проектирования образовательного пространства (2 час.)

Эргономика как наука, ее современное состояние. Определение эргодизайна. Образовательное пространство в контексте эргодизайна. Компоненты проектирования образовательного пространства.
Тема 4. Социальные границы образовательного пространства

(2 час.)
Регулируемые и нерегулируемые части образовательного пространства. Интеграция уровней образовательного пространства (начальный, средний, высший). Институциональное оформление образовательного пространства. Образовательная среда и ее компоненты. Образовательный аспект соотношения «среды» и «пространства».
Тема 5. Моделирование образовательного пространства (2 час.)
Цель моделирования образовательного пространства. Задачи моделирования образовательного пространства. Логическая структура модели образовательного пространства.

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА
Практические занятия (26 ч.)
Занятие 1. Образовательное пространство субъекта: сущность и структура (4 час.)

Проблема пространство в жизнедеятельности человека. Методы освоения человеком социального пространства. Понятие образовательного пространства. Гетерогенность социального пространства. Образовательное пространство – форма единства людей, складывающаяся в совместной образовательной деятельности. Образовательное пространство и образовательная среда. Мировое образовательное пространство. Пространственная и организационная структура мирового образовательного пространства. Тенденции развития мирового образовательного пространства. Международные проекты и программы.
Занятие 2. Образовательное пространство как объект проектирования (4 час.)

Современные модели образовательного пространства: американская модель, французская модель, немецкая модель. Образовательное пространство как результат проектирования. Проектировочная деятельность и ее особенности в современном обществе. Педагогическое проектирование. Функция и структура педагогического проекта. Ступени педагогического проектирования. Выбор средств как элемент педагогического проектирования. Технологии педагогического проектирования.
Занятие 3. Эргономический аспект проектирования образовательного пространства (4 час.)

Определение эргономики. Эргономика как наука, ее развитие и современное состояние. Эргономические исследования: методы и результаты. Определение дизайна и эргодизайна. Понятие эргодизайна образовательного пространства. Проектирование образовательного пространства и его компоненты. Критерии эффективности проектирования образовательного пространства.
Занятие 4. Социальные границы образовательного пространства

(2 час.)

Регулируемые и нерегулируемые части образовательного пространства. Интеграция уровней образовательного пространства (начальный, средний, высший). Институциональное оформление образовательного пространства. Образовательная среда и ее компоненты. Образовательный аспект соотношения «среды» и «пространства». Образовательное учреждение как открытое образовательное пространство.
Занятие 5. Моделирование образовательного пространства (6 час.)

Цель моделирования образовательного пространства. Задачи моделирования образовательного пространства. Логическая структура модели образовательного пространства. Моделирование как способ совершенствования образовательной системы. Методика моделирования образовательного пространства. Образовательное пространство – носитель развивающей функции образования.Модель социокультурного потенциала образовательного заведения. Механизм моделирования социокультурного потенциала образовательного учреждения. Образовательная среда как «личностное пространство» воспитания и развития человека.
Занятие 6. Образовательное пространство школы и вуза (6 час.)

Основные образовательные программы школы. Дополнительные образовательные программы школы. Структура школы. Состав педагогических работников школы. Образовательно-профессиональное пространство вуза. Воспитательное пространство вуза. Социально-педагогическое пространство вуза. Школа и вуз как элементы единого образовательного пространства. Взаимодействие школы и вуза как субъектов образовательного пространства. Принцип интеграции как основа формирования современного образовательного пространства.
III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА
Промежуточный контроль

Проводится в виде тестирования

Итоговый контроль

Вопросы к зачету

  1. Факторы кризисной ситуации в современно образовании.

  2. Школа как институт полидисциплинарного образования.

  3. Роль образования в социализации индивида.

  4. Влияние образования на социальную мобильность.

  5. Эгалитарная функция образования.

  6. Современное образование и социальная стратификация.

  7. Особенности реализации школой функции социального контроля.

  8. Учебная дисциплина как конструктивное основание школьного образования.

  9. Особенности учебной технологии и пути ее развития.

  10. Социальные аспекты методов обучения.

  11. Роль инфраструктуры в современно образовании.

  12. Принципы построения национальной системы образования России.

  13. Взаимодействие системы образования с экономическим институтом общества.

  14. Университет как ведущая форма обучения.

  15. Особенности функционирования профессиональных учебных заведений в России.

  16. Роль дошкольного образования в системе образования.

  17. Старшеклассники как социальная группа.

  18. Учебно-педагогический коллектив и его роль в учебном процессе.

  19. Реформы образования в современном мире.

  20. Концепция непрерывного образования.

  21. Самообразование в современном мире.

  22. Современные формы регулирования и управления системой образования.

  23. Образовательные стандарты в образовании.

  24. Роль Интернета в современном образовании.

  25. Рынок образовательных услуг в мире.

  26. Рынок образовательных услуг в России.

  27. Рынок образовательных услуг в Приморском крае.


IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ
Курсовые работы и рефераты не предусмотрены учебным планом.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература

  1. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н.В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб [и др.]: Питер , 2009. – 300 c.

  2. История педагогики и образования: учебник для вузов / под ред. З.И. Васильевой. – 7-е изд., перераб. – М.: Академия, 2013. – 432 с.

  3. Педагогика: учебник для студ. вузов по пед. спец. / П.И. Пидкасистый, В.И. Беляев, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Академия, 2010. – 512 c.

  4. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 11-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 608 с.

Дополнительная литература

  1. http://www.teoria-practica.ru/-10-2012/pedagogics/kastornova.pdf Касторнова В.А. Развитие становления понятия образовательного пространства, базирующегося на информационно-образовательной среде // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 10.

  2. http://www.sspi.ru/dir/_nau/ped_psih/39.pdf Редько Л.Л., Шумакова А.В., Веселова В.Г. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза: монография. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. – 282 с.

  3. Шендрик, И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование / И.Г. Шендрик. - М.: АПКиПРО, 2003.- 156 с

Электронные образовательные ресурсы

  1. http://znanium.com/bookread.php?book=394319 Батурин В. К. Социология образования: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» / В. К. Батурин. – М.: ЮНИТИДАНА, 2012. – 191 с.

  2. http://znanium.com/bookread.php?book=251309 Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учебное пособие / Под ред. С.Д. Резника. – 3-e изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 361 с.

  3. http://znanium.com/bookread.php?book=373095 Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры.: Учебное пособие / Под ред. С.Д. Резника - 3-e изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 509 с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Томилов В. А. Идентификационный номер
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Бирюкова О. А
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Современные методы химической...
Контрольный экземпляр находится на кафедре общей, неорганической и элементоорганической химии
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология науки о пище»...
Контрольный экземпляр находится на кафедре продуктов питания из растительного сырья и технологии живых систем
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconН. А. Томилов, директор Омского филиала Института археологии и этнографии...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Философские проблемы науки...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философские проблемы науки и техники: введение в общественное здоровье/здравоохранение»
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск