Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских занятий и методические





Скачать 301.83 Kb.
НазваниеПроблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских занятий и методические
страница1/4
Дата публикации03.03.2015
Размер301.83 Kb.
ТипПланы семинарских занятий
100-bal.ru > Философия > Планы семинарских занятий
  1   2   3   4
Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских занятий и методические рекомендации по курсу философии /Составитель — И.В. Вишев. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. — 22 с.

ОТ АВТОРА


Усиление акцента на самостоятельную подготовку специалистов логично и вполне оправданно. Самостоятельная учебная работа намного труднее и напряженнее, чем получение знаний из вторых и третьих рук, но зато она несравненно эффективнее и ценнее. Возможные затруднения в процессе самоподготовки студентов могут и должны быть смягчены и облегчены ее дополнительным методическим обеспечением. Настоящая разработка и призвана помочь решению этой задачи.

Обширность философской проблематики и ощутимый дефицит учебного времени не позволяют ни расширить тематику лекционного курса, ни полностью продублировать ее на семинарских занятиях. Вследствие данного обстоятельства на них будет рассматриваться ряд важных и трудных вопросов философского курса в основном историко-философского раздела и главные вехи эволюции представлений о человеческом бессмертии. Поэтому, с одной стороны, необходимо по-прежнему использовать ранее опубликованный автором настоящей работы методический материал по индивидуализированному курсу философии «Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики» (Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1994), а с другой и вместе с тем, следует уточнить и обозначить тематику практических занятий по этому курсу в ее обновленном содержании, прежде всего в связи с рассмотрением проблемы человеческого бессмертия.

Эта проблема всегда занимала центральное место в любом историческом типе мировоззрения — и мифологическом, и религиозном, и философском, — но особую актуальность и остроту она обрела в наше время. Так что такое внимание к ней вполне заслуженно и оправданно. Неудивительно, что именно эта тема стала лейтмотивом моих научных интересов и исследований.

Тем не менее студенты нередко спрашивают, как я сам приобщился к изучению этой проблемы, какие конкретные обстоятельства и мотивы породили у меня ее нетрадиционную постановку и решение. Предупреждая такого рода вопросы, стоит, хотя бы коротко, предварительно ответить на них. Это может помочь более адекватно — не только рационально, но и эмоционально — воспринять и отнестись к предлагаемому аспекту рассмотрения курса философии. К тому же фундаментальность и системообразующий характер общемировоззренческой проблемы человеческого бессмертия позволяет затронуть многие другие, так или иначе сопряженные с ней, важные философские вопросы. Тем самым ее рассмотрение предоставляет возможность существенно расширить мировоззренческий, в том числе и прежде всего философский кругозор.

Идея практического бессмертия человека озарила мое сознание и всю мою жизнь в конце 1957 года, когда я был студентом 5-го курса философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Мне тогда шел 25-й год. Я был на несколько лет старше большинства своих однокашников. Дело в том, что за 10 лет до этого, в 1947-м году, в результате несчастного случая (сильнейший химический ожог металлическим натрием лица и глаз) я потерял зрение. Мне было тогда немногим более 14-и лет. Три года ушло на лечение, однако зрение восстановить не удалось. Правда, один год мне удалось «сэкономить», поскольку учебную программу 9-го и 10-го классов Областной заочной средней школы (г. Харьков) я освоил в течение одного учебного года. Так что в МГУ поступил в 20-летнем возрасте. Женился в конце второго курса. С этим как раз, в частности, как выяснилось впоследствии, оказалось связано и возникновение идеи практического бессмертия человека. И вот с тех пор, с 1957 года она неотступно владеет мною, и это уже, несомненно, до конца моих дней. У меня никогда, ни разу не притуплялся интерес к этой теме, я готов размышлять над ней и писать о ней все время. Случилось же это главным образом благодаря вот каким обстоятельствам.

На 3-м и 4-м курсах я писал курсовые работы о законе и закономерности. Одним из важнейших результатов этой работы стало осознание того факта, что действие того или иного закона в решающей степени зависит от меняющихся условий, в которых оно осуществляется, и действия других законов. Например, то, что вода кипит при 100 градусах по шкале Цельсия, — это вечный закон природы. Но чтобы он действовал, для этого нужны и вода (ведь без ее наличия и закона не будет), и нормальное атмосферное давление, и соответствующая температура. Если же, скажем, изменится давление, то станет иной и точка кипения.

Или еще такой пример. Закон тяготения обрек человека, у которого отсутствуют какие бы то ни было природные приспособления для летания, передвигаться исключительно по земле. Но когда был открыт закон подъемной силы крыла самолета, действие которого дало возможность противопоставить его действию закона тяготения, человек обрел способность летать в атмосфере. С открытием же закона реактивного движения, в еще большей степени способного противодействовать закону тяготения, человек смог выйти в заатмосферные высоты, в открытый космос, жить там и работать. Так осуществилось одно из заветных человеческих мечтаний, которое поначалу и очень долго тоже представлялось сказочным, фантастическим, несбыточным.

Разумеется, для достижения этой дерзновенной цели потребовалось решение и множества иных сложнейших и труднейших задач, но магистральная и определяющая линия в данном отношении была именно таковой. Да и вообще, можно и нужно признать, что весь ход человеческой истории, по сути дела, — это процесс расширения сферы человеческой свободы. И в самом деле, уже очень многое из того, о чем люди раньше могли только мечтать, стало со временем реальностью их жизни. Осознание данного факта не может не вызывать энтузиазма и творческого подъема. Так что психологически я уже был как бы подготовлен в этом плане к положительному восприятию того, что для других по-прежнему могло представляться заведомо «несбыточным».

И соответствующая благоприятная ситуация не заставила себя долго ждать. Как раз 42 года тому назад в праздничный ноябрьский день родилась моя дочь. Жена еще находилась в роддоме, и в связи с этим значительным и радостным событием в нашей жизни, я написал ей такое незатейливое и непритязательное стихотворение, предназначавшееся тогда только для нас самих:
Спускались, шелестя, на землю листья плавно,

Знамен багрянцем вся Москва зажглась,

И в этот день осенний, в этот праздник славный

Дочурка наша родилась!
Подарок Родине и мне большой подарок!

Любимая моя, тебе спасибо шлю!

Тебя любил я, но любил любовью старой,

Сегодня более вчерашнего люблю!
За днем промчится день, за годом год промчится,

И станет женщиною маленькая дочь,

И сединою голова засеребрится, —

Не в силах люди старость превозмочь…
Да, старое должно уйти и дать дорогу нови, —

Таков закон быстро текущей жизни всей,

Но в жизни будущей частица нашей крови

Жить будет вечной жизнею своей…
Расти, дочурка, только помни строго,

Что жизнь прожить — не поле перейти,

Трудом и честью проложи себе дорогу!

Желаем счастия на жизненном пути!
Как здесь ясно видно, в этом тексте изложена вполне традиционная, явно фаталистическая точка зрения на старение и старость, а значит и на неизбежность смерти. Но, обдумывая его и размышляя над ним, я как раз и задался, как выяснилось со временем, решающим вопросом, именно в то время для меня оказавшимся вполне закономерным: в чем же заключается тот роковой закон, который обрекает людей на старение и смерть? Почему люди, достигшие таких выдающихся успехов в самых различных областях науки и техники (как раз за месяц до этого в нашей стране был запущен первый в мире искусственный спутник Земли), мирятся со своей смертностью и не принимают никаких серьезных мер для противодействия этому? Разве нельзя и в данном случае попытаться так изменить условия действия законов, обусловливающих старение и смерть, чтобы они стали действовать иначе и перестали бы приводить к столь фатальному сейчас и трагическому исходу? Что препятствует достижению этой дерзновенной цели? Что нужно сделать для ее реализации, т.е. чтобы люди смогли жить неограниченно долго, настолько долго, чтобы можно было сказать, — человек стал практически бессмертным. Вот так и родилась эта идея.

Но я понял с самого начала всю подлинную грандиозность этой проблемы и потому отдавал себе ясный отчет, что сразу приняться за нее никак нельзя. Для нее нужно было, так сказать, «созреть». К тому же тема дипломной работы — «Гносеологическое значение математики в квантовой механике» — была уже определена и утверждена. Дело в том, что я начинал учебу на философском факультете МГУ в группе логиков, но вскоре перешел в группу физматчиков — философские проблемы естествознания меня интересовали несравненно больше. Курс высшей математики и физики нам читали преподаватели мехмата и физфака МГУ. Теоретическую физику у нас вел профессор Д.Д. Иваненко, один из творцов теории протонно-нейтронного ядра атома.

Но не только я сам тогда не был готов серьезно заняться проблемой человеческого бессмертия, к ее восприятию общественное мнение, прежде всего в научном мире, было к этому тогда тоже совершенно не готово. Поэтому я сначала защитил кандидатскую диссертацию на тему «Социально-нравственный смысл десяти библейских заповедей», поскольку она была напрямую связана с историей — моим любимым предметом еще со школы, да и позволяла лучше понять точку зрения религии на широкий круг разнообразных вопросов, связанных с толкованием ею проблемы личного бессмертия.

Так в конечном итоге мой научный исследовательский интерес, а затем и преподавательский, синтезировался в разработке концепции практического бессмертия человека. В ней органично соединились и история, и критический анализ религиозных представлений, и философские проблемы естествознания, и многое другое. Правда, как потом выяснилось, еще более целесообразным мог бы оказаться мой переход не в физматовскую, а в биологическую группу, которая тоже существовала на философском факультете. Но уж тут ничего не переделаешь. Экзамен по биологии, впрочем, я сдавал, но в общем и целом этот предмет мне пришлось изучать самостоятельно.

Зародившись, как уже отмечалось, еще в 1957 году, идея практического бессмертия человека постоянно владела моим сознанием. Я все время размышлял над ней, постепенно собирал материал. Но непосредственно ее разработкой я начал заниматься только после того, как мне в 1968 году было присвоено звание доцента. Решив такого рода «организационные», «базовые» вопросы, я весь без остатка посвятил свои усилия этой великой идее. Работа с тех пор была проделана колоссальная. Первый стартовый успех был связан с моим участием в работе 9 Международного конгресса геронтологов, занимающихся проблемами старения и старости (Киев, 1972 г.), в трудах которого были опубликованы и тезисы моего доклада. За минувшие годы мною было опубликовано более полутораста научных и методических работ, в том числе около десятка книг.

В октябре 1990 года в форме научного доклада по совокупности работ, опубликованных к тому времени, я защитил докторскую диссертацию на тему «Проблема смерти и бессмертия человека: становление, эволюция, перспективы решения». В феврале 1991 года мне была присуждена ученая степень доктора философских наук, а в июле того же года присвоено звание профессора. В апреле 1999 года на общем собрании Челябинского отделения Академии гуманитарных наук я был избран действительным членом этой Академии, или, что то же самое, академиком АГН.

Естественно и понятно, что мне захотелось и я счел нужным познакомить с основными результатами этой работы и молодежную студенческую аудиторию.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских занятий и методические iconПланы семинарских занятий по дисциплине «философия человека»
Цель дисциплины прослеживать постановку и решение проблемы человека в истории философской и социологической мысли
Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских занятий и методические iconПланы семинарских занятий по истории политических
Планы семинарских занятий по истории политических и правовых учений/ Владим гос ун-т; Сост. П. Е. Матвеев. Владимир, 1997. 28 с
Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских занятий и методические iconПланы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета...
Планы семинарских занятий подготовлены начальником кафедры истории и философии, доцентом, кандидатом исторических наук, подполковником...
Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских занятий и методические iconИзображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости,...
Тема урока: Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия,...
Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских занятий и методические iconПланы семинарских занятий по этнологии Китая Тематический план практических занятий
Этнология изучаемого региона (Китай): планы семинарских занятий для студентов дневного отделения
Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских занятий и методические iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают...
«человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное...
Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских занятий и методические iconМетодические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика»
Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения
Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских занятий и методические iconВ россии XIX начала XX веков методические указания, планы семинарских...
Методические указания, планы семинарских занятий, темы контрольных и курсовых работ
Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских занятий и методические iconПланы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета...
Культурология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с
Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских занятий и методические iconПланы семинарских занятий архангельск 2008 Рассмотрены и рекомендованы...
Север в истории России: планы семинарских занятий и тематика рефератов / сост. В. П. Илатовский. – Архангельск: Изд-во агту, 2008....
Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских занятий и методические iconПланы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История»,...
Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса...
Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских занятий и методические iconСеминарских занятий по курсу
И 90 Планы семинарских занятий по курсу «История России. XX век»: Учебно-методические рекомендации для студентов исторического отделения...
Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских занятий и методические iconПланы семинарских занятий тема проблема коррупции: понятие и виды
Проблема определения коррупции. Уровни восприятия коррупции: бытовой, научный, практический
Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских занятий и методические iconПланы семинарских занятий для высшего профессионального образования...
К. 14 Социология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с
Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских занятий и методические iconФакультет Права Программа дисциплины
«Наследственное право(проблемы теории и практики)», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы...
Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских занятий и методические iconПланы семинарских занятий специальность 030501. 65 Юриспруденция...
Актуальные проблемы местного самоуправления: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск