Учебное пособие по курсу «Философия науки»





НазваниеУчебное пособие по курсу «Философия науки»
страница1/5
Дата публикации05.03.2015
Размер0.56 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5


Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Вологодский государственный

педагогический университет


Учебное пособие по курсу «Философия науки»
(для направления подготовки 010500.68 – «Прикладная математика»)

Вологда

«Русь»

2011

Печатается по решению УМС ВГПУ от

Составители:

д. филос. наук, проф. Г.Н. Оботурова,

к. филос. наук, доц. Н.А. Ястреб,

д. филос. наук, проф. Б. В. Ковригин,

к. филос. наук, доц. Т.И. Синицына

к. филос. наук, доц. Н.В. Дрянных,
Рецензент

к. филос. наук, доц. В.Н. Асташов
Ответственный за выпуск

к. филол. наук, доц. Л.А. Берсенева

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение…………………………………………………………………….
II. Программа курса «Философия науки» ……………………………….…
III. Тематический план курса «Философия науки»………………...............
IV. Литература, карточка обеспеченности учебной литературой по курсу библиотекой ВГПУ……………………………………………………………
V. Методические рекомендации, планы семинарских занятий, темы рефератов, литература……………………………………………….……….
VI. Вопросы к экзамену………………………………………………………...




  1. Введение

Учебное пособие по курсу «Философия науки» составлено на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки 010500.68 – «Прикладная математика».

В учебное пособие входит программа курсов, тематические планы, методические рекомендации и планы семинарских занятий, литература, темы докладов, вопросы к магистерскому экзамену.
В результате изучения курса магистрант должен

знать:

  • генезис философских проблем науки, техники, их философское осмысление на различных этапах познания;

  • основные закономерности развития отечественной науки, техники;

уметь:

  • отличать содержание основных концепций и направлений философского осмысления науки, техники, на различных этапах их истории;

  • анализировать гносеологические и социальные корни различных концепций науки и техники;

владеть:

  • категориальным аппаратом философии науки и техники, методологией осмысления различных этапов их развития;

  • методологией научного исследования, компетентностным подходом к научной и практической деятельности.


Учебное пособие может быть использовано при подготовке магистрантов (специалистов) для кандидатского экзамена по «Истории и философии науки».
II. Программа курса «Философия науки»
Тема 1. Предмет, основные этапы и концепции

современной философии науки
Философия науки как самостоятельная философская дисциплина. Наука как особый вид познавательной деятельности, социальный институт, производительная и социальная сила общества.

Основные этапы развития науки – преднаука, античность, средние века, эпоха Возрождения, классический этап, неклассический, постнеклассический.

Основные этапы становления и развития философии науки к. XIX – XX в. – позитивизм (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, Э. Мах, Р. Авенариус и др.); неопозитивизм (Б. Рассел, «ранний» Л. Витгенштейн, Р. Карнап); критический рационализм К. Поппера, постпозитивизм (И. Лакатос, Т. Кун, М. Полани, П. Фейерабенд, Д. Агасси).

Основные проблемы философии науки XX в. – наука как социальный институт в культуре современной цивилизации; соотношение философии и науки, естественнонаучного и гуманитарного познания; роль языка в научном познании; динамика развития научного знания; типология рациональности; роль личностного, неявного, предпосылочного знания в научном познании; структура научного знания; научные традиции и научные революции; соотносительность научно-исследовательских программ; особенности постнеклассического этапа развития науки; перспективы научно-технического прогресса.
Тема 2. Наука в системе мировоззренческого знания
Понятие мировоззрения, его типология. Обыденный, конкретно-научный и глобальный уровни мировоззрения, их характеристика. Соотношение мифа, религии, философии и науки в познании мира.

Характеристика исторических типов мировоззрения – мифического миропонимания, античного, средневекового, Нового времени, современного.

Роль науки, философии и религии как специфических типов мировоззрения в современном образовании, формировании личности, решении глобальных проблем, будущего человечества.
Тема 3. Классификация научного знания
Классификация форм познания в философии Аристотеля (теоретическое, практическое, творческое); Ф. Бэкона (историческое, теоретическое, эстетическое); Г.В.Ф. Гегеля (логика, философия природы, философия духа); В. Дильтея (науки о природе и науки о духе); В.И. Вернадского (космологические, космогонические, геологические, физико-математические, биологические, антропологические, общественные); философии науки XX в. (физико-математические, биологические, радиотехнические, информационно-вычислительные, исторические, экономические, юридические, педагогические, искусствоведческие, психологические, социологические, политические, культурологические).

Специфика естественнонаучного и гуманитарного познания в соответствии с объектом, методами познания, антропологической и ценностной ориентацией.
Тема 4. Становление первых форм теоретической науки

в античности и средневековье
Постановка научных и натурфилософских проблем в Милетской и Эффесской школах ранней классики: первоначала, возникновения Космоса, Земли, жизни, человека (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит).

Математические, астрономические, логические, атомистические проблемы и идеи в философии Пифагора, Парменида, Зенона Элейского, Демокрита, софистов.

Проблема соотношения общего и единичного, идеи и вещи как начала научного познания в философии Сократа и Платона.

Дифференциация научного познания, отделение науки от философии, возникновение частных наук в Лицее Аристотеля (логики, физики, биологии, психологии, этики, политики, поэтики).

Постановка онтотеологических, гносеологических, антропологических, историософских проблем Аврелием Августином. Спор об универсалиях, общих понятиях, идеях, их соотношении с реальностью в номинализме и реализме. «Бритва Оккама» как методологический принцип познания. Проблема соотношения веры и разума, воли и интеллекта, духа и тела в философии Фомы Аквинского.

Постановка и развитие в рамках теологического знания проблем математики, физики, астрономии, медицины в арабской философии и науке V – XII вв. (Аль-Хорезми, Аль-Бируни, Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс)).
Тема 5. Классический, неклассический и

постнеклассический этапы развития науки
Становление классической научной рациональности, ориентированной на разум, логику, науку, познание устойчивого, закономерного, однозначно-линейного, основанного на фактах, опыте, практике – Николай Кузанский, Н. Коперник, Д. Бруно, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц.

Классический этап развития науки – классическая механика, экспериментальная наука, астрономические открытия, технические изобретения, механистическая картина мира – Г. Галилей, И. Ньютон, И. Кеплер, Ф. Бэкон.

Неклассический этап развития научного познания, анализ вероятностных, относительных, топологических закономерностей – термодинамика (Р. Клаузиус, В. Томпсон, А. Пуанкаре); квантовая теория (М. Планк, Н. Бор, В. Гейзенберг, П. Дирак, Э. Шредингер); теория относительности (А. Эйнштейн); цивилизационные и культурологические историософские концепции (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс); философии языка – теория «языковых игр» Л. Витгенштейна, контекстуально-коммуникативные концепции языка (К.-О. Апель, Ю. Хабермас).

Постнеклассический этап развития науки, анализ роли случайности, хаоса, открытости, синергийности самоорганизующихся, саморазвивающихся систем и их моделирования – синергетическая парадигма (Г. Хакен, И. Пригожин, И. Стэнгерс); концепция глобального эволюционизма, антропный принцип (Б. Картер, Д. Уилер, Ф. Типлер); направление искусственного интеллекта (Н. Винер, А. Тьюринг, Д. Маккарти, А. Ньюэлл, Г. Саймон, Д. Деннет, Д. Фодор); теория сетевого общества (К. Шеннон, Н. Винер, Д. Гэлбрейт, Д. Бэлл, Э. Тоффлер, А. Турен, М. Кастельс, П. Бурдье, Д. Делез).
Тема 6. Современная научная картина мира

(материя, энергия, информация, пространство и время)
Онтология – учение о бытии как окружающем нас мире в его многообразии и структурной организованности, материальные и духовные формы бытия, их взаимоотношение.

Изменение представлений о материи в истории философии и науки (античность, Новое время, диалектический материализм, современное философское и естественнонаучное представление о материи, формах ее существования).

Развитие представлений об энергии в античности (Аристотель), средневековье (понятие божественной энергии), Нового времени (механистический подход к пониманию энергии – Г. Галилей, И. Ньютон). Соотношение понятий энергии и энтропиии в термодинамике и синергетике.

Классическое, неклассическое и постнеклассическое понимание информации, ее соотношение с понятиями структуры, энтропии, антиэнтропии, роль и значение новых информационных технологий в развитии современного общества

Изменение представлений о пространстве и времени в ходе развития познания человеком мира. Ретроспективность и относительность времени в мифическом миропонимании. Классические концепции понимания пространства и времени в науке Нового времени (Г. Галилей, И. Ньютон) – отождествление с длительностью и последовательностью, линейностью, обратимостью, признание абсолютной неизменности пространственно-временных свойств.

Изменение представлений о пространстве и времени на неклассическом этапе развития науки – теория относительности А. Эйнштейна, взаимосвязь материи, движения, пространства и времени, относительность их свойств. Современные представления о пространстве и времени как свойствах живого, «дления», «проживания» бытия (В.И. Вернадский); необратимой «стрелы времени» в самоорганизующихся, синергетических системах (И. Пригожин, И. Стенгерс); гипотетические представления о кванте времени в современных теориях физического вакуума и происхождения Вселенной.
Тема 7. Современные научные представления об эволюции

форм отражения. Эволюционная эпистемология
Развитие представлений о духовных формах бытия в истории человечества, философии и науки – духи как демиурги, творцы, дочеловеческие предки в мифическом миропонимании; единое Божественное начало в теологическом мировоззрении средневековья; сознание как высшее проявление всеобщего свойства материи – отражения (Аристотель, Д. Локк, метафизический и диалектический материализм); духовное как космическое первоначало, Логос, идея, воля, Мировой Разум (Гераклит, Платон, А. Шопенгауэр, Г.В.Ф. Гегель); духовное как априорное, независимое начало, экзистенция (И. Кант, Э. Гуссерль, С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Г. Маресль, К. Ясперс).

Основные идеи эволюционной эпистемологии (Д. Кэмпбел, К. Поппер, С. Тулмин, Д. Холтон, У. Матурана, Ф. Варела) – мышление, сознание как продукт эволюции, врожденных, наследственных когнитивных способностей живых организмов.

Основные подходы к пониманию сознания в аналитической философии XX в. (физикализм, функционализм, информационный подход).

Актуальные проблемы моделирования познавательных способностей человека в искусственном интеллекте (Д. Деннет, Х. Патнэм, Д. Чалмерс, Д. Фодор, Д.И. Дубровский, В.А. Лекторский, Т.И. Черниговская).
Тема 8. Язык как средство построения и развития науки

в контексте аналитической философии XX в.
Основные подходы к пониманию соотношения мышления и языка (инструментальный и контекстуальный); языка и вещи («по природе» или «по установлению») в истории философии и науке. Роль В. Гумбольдта в становлении контекстуального подхода к пониманию сущности языка.

Основные этапы аналитической философии XX в. в постановке проблем языка как инструмента научного познания: логический позитивизм – Б. Рассел, Р. Карнап, «ранний» Л. Витгенштейн; неопозитивизм – «поздний» Л. Витгенштейн (концепция «языковой игры»); онтологическая герменевтика М. Хайдеггера (язык как «дом бытия»); философская герменевтика Х.-Г. Гадамера (язык как «говорение бытия»); критическая герменевтика К.-О. Апеля, Ю. Хабермаса (язык как форма коммуникации); постмодернизм – Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ф. Гваттари, М. Фуко (децентрация, ризомичность, конструирование текста).

Язык науки как особая знаковая система, соотношение естественного языка и формализованного, научного. Интерсубъективный характер языка науки. Проблемы моделирования естественного языка в искусственном.
Тема 9. Научные традиции и научные революции.

Концепция исторической динамики научного познания Т. Куна
Динамика развития научного познания в контексте основных категорий и законов диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания).

Концепция динамики научного знания, научных традиций и научных революций Т. Куна – критика нормативной эпистемологии, эмпирического фундаментализма, кумулятивизма, преемственности и эволюции научного знания. Понятие парадигмы, научного сообщества, этапов науки, научных революций, несоизмеримости парадигм, научных традиций. Этапы развития науки: допарадигмальный; период нормальной науки; аномальный период; кризисный этап; научные революции; переход на новый этап «нормальной науки».

Научные революции как перестройка оснований науки. Типология научных революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста научного знания.

Критическая оценка концепции несоизмеримости научных парадигм представителями науки (В. Гейзенберг, А. Эйнштейн); философии науки (В. С. Степин). Научные традиции как предпосылка и основание развития научного познания.
Тема 10. Познание как операциональный процесс.

Соотношение субъекта и объекта научно-познавательной

деятельности, проблема истины и ее критериев
Основные проблемы гносеологии – учения о познании (природа познания, соотношение знания и реальности, объекта и субъекта, истинности и достоверности знания, их критериев, структуры познания, типологии рациональности, методов и форм научного познания).

Познание как сложный, многогранный процесс – единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного, наследственного и приобретенного, конкретно-чувственного и абстрактно-логического, символического, эмпирического и теоретического.

Характеристика основных подходов к пониманию процесса познания в истории философии и науки – материализм и идеализм; сенсуализм и эмпиризм; рационализм и иррационализм.

Традиционная теория познания как теория отражения (презентации). Нетрадиционная теория познания, характеристика таких форм познания как репрезентация, конвенция, интерпретация, символизация.

Логический, онтологический и гносеологический подходы к пониманию субъекта познания. Понимание соотношения объекта и субъекта познания в классической теории познания (Д. Локк, Т. Гоббс, диалектический материализм). Признание активной роли субъекта в неклассической теории познания (Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, И. Кант, А. Шопенгауэр, Н.А. Бердяев), квантовой механики (Н. Бор, В. Шрёдингер).

Изменение взглядов на роль субъекта в процессе познания в аналитической философии XX в. (логический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм). Проблема интерсубъективности познавательного процесса.

Различные подходы к пониманию истины и ее критериев в истории философии (материализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, теология). Современные общепринятые концепции истины, их соотношение (корреспондентская, когерентная, прагматическая, нормативная, эмерджентная). Концепция несоизмеримости научных теорий П. Фейерабенда.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие по курсу «Философия науки» iconРекомендуется для магистрантов и аспирантов технических вузов по...
П 29 Философия техники: учебное пособие / М. А. Петинова. – Самара: Самар гос техн ун-т, 2014. – 92 с
Учебное пособие по курсу «Философия науки» iconУчебное пособие по курсу «Лыжный спорт»
Техника и методика обучения классическим лыжным ходам. Учебное пособие по курсу «Лыжный спорт» /фгбоу спо «бгуор». Брянск, 2014
Учебное пособие по курсу «Философия науки» iconУчебное пособие м осква  2005 ббк 87. 817 Б 20
Занимательная философия: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 128 с
Учебное пособие по курсу «Философия науки» iconУчебное пособие Челябинск
Философия техники: учебное пособие / И. В. Вишев, Е. В. Гредновская, Л. М. Григорьева, А. А. Дыдров. – Челябинск: Издательский центр,...
Учебное пособие по курсу «Философия науки» iconУчебное пособие к курсу “Upstream” Уровни А2―В1 Издательство «мгимо-университет»
Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса факультета мэо, которые изучают английский как второй иностранный язык
Учебное пособие по курсу «Философия науки» iconД филос н., профессор И. А. Герасимова
Философия науки. (Учебное пособие). – Ргу нефти и газа им. И. М. Губкина. Кафедра философии. – М., 2003. – с. 42
Учебное пособие по курсу «Философия науки» iconИстория и методология науки
Учебно-методическое пособие для магистров по «Истории и методологии науки» разработано в соответствии с Государственным образовательным...
Учебное пособие по курсу «Философия науки» iconУчебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей
Учебное пособие предназначено для аспирантов и соискателей и содержит материалы, необходимые для организации их аудиторной и самостоятельной...
Учебное пособие по курсу «Философия науки» iconУчебное пособие по дисциплине ен. 01 Математика составлено в соответствии...
Учебное пособие предназначено студентам очной формы обучения. Данное пособие методические указания по выполнению самостоятельной...
Учебное пособие по курсу «Философия науки» iconУчебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым...
Постмодернистская философия и постмодерная культура. Учебное пособие – Москва: мамармен, 2000 г
Учебное пособие по курсу «Философия науки» iconУчебное пособие включает материалы лекционных занятий по курсу «Социология...
Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения всех специальностей, кроме специальностей социально-экономического...
Учебное пособие по курсу «Философия науки» iconУчебное пособие Москва 2014 министерство образования и науки российской федерации
Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей исторических факультетов, обучающихся по специальности «История», а...
Учебное пособие по курсу «Философия науки» iconМетодические рекомендации по порядку проведения кандидатского экзамена...
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки (экономические науки)»...
Учебное пособие по курсу «Философия науки» iconА. Л. Темницкий Социологические исследования
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов высших учебных заведений, заинтересованных в исследовательском воплощении...
Учебное пособие по курсу «Философия науки» iconВопросы по общей истории и философия науки
Вопросы для подготовки к экзамену кандидатского минимума по курсу «Философия науки»
Учебное пособие по курсу «Философия науки» iconРеферату по дисциплине «История и философия науки»
Успешное выполнение реферата по курсу «История и философия науки» является необходимым условием для допуска к экзамену кандидатского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск