1. Социология наука об обществе





Название1. Социология наука об обществе
страница1/4
Дата публикации07.03.2015
Размер0.55 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Философия > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4

Кавминводский институт сервиса (филиал)

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»


(КМВИС ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»)

П.И.Юсупов

СОЦИОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие

для подготовки к семинарским занятиям

Пятигорск, 2010

УДК 316

ББК 6.05

Ю 91

Кафедра “Социально-экономические дисциплины”

Составитель:

Д.и.н., профессор кафедры СЭД

Юсупов П.И.
Рецензент:

К.ф.н., доцент кафедры СЭД

Арутюнян М.Н.

Ю 91 Юсупов П.И.

Социология. Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям – Пятигорск: РИО КМВИС, 2010 – 56с.

Данное учебно-методическое пособие в полной мере создает условия для овладения обучающимися знаниями в области социологии в необходимом объеме. Пособие полностью соответствует требованиям государственного стандарта.

Настоящее учебно-методическое пособие способствует научному осмыслению существующих теорий отечественной и западных социологических теорий, умению ориентироваться в сложных явлениях и процессах современной общественной жизни.

Данное пособие печатается по решению Методического совета КМВИС для внутривузовского пользования(протокол № 1 от 01 ноября 2010г. )


© Кавминводский институт сервиса

© П.И.Юсупов, 2010

Содержание
Предисловие……………………………………………………………….4

Тема 1. Социология – наука об обществе……………………………….5

Тема 2. Становление и развитие социологии……………………………10

Тема 3. Современные социологические теории…………………………17

Тема 4. Становление научной социологии в России……………………25

Тема 5. Социальные группы и социальная политика……………………33

Тема 6. Культура в общественной системе ……………………………..40

Тема 7. Социализация личности………………………………………….48

Предисловие
Социология – наука об обществе – возникла из потребностей общественного развития. Само стремление понять, осмыслить общество, его структуру, связи, законы развития, выразить свое отношение ко всему этому всегда было свойственно человечеству.

Само понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом Огюстом Контом в 30-х годах XIX века. Эта наука изучает причинно-следственные связи, возникающие между индивидами и группами людей в процессе социальных отношений.

Изучая общественную жизнь, социология пытается ответить на два вопроса: «что познается?» (предмет исследования) и «как познается?» (метод исследования). Знание общих и специфических социальных закономерностей функционирования и развития позволяет научно определить основные направления и тенденции социального процесса. Знание конкретных форм проявления и механизмов действия социальных законов позволяет управлять социальным развитием, осуществлять научное прогнозирование и планирование социальных отношений и отношений личности.

Настоящее учебно-методическое пособие способствует научному осмыслению существующих теорий отечественной и западных социологических теорий, умению ориентироваться в сложных явлениях и процессах современной общественной жизни.

Настоящее пособие базируется на требованиях государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Тема 1. Социология – наука об обществе.
План семинара.


  1. Предмет и объект познания социологии.

  2. Социология и другие науки об обществе.

  3. Структура социологического знания.

  4. Функции социологии.


Целью настоящего семинара является уяснение общества как системы социального взаимодействия. Необходимо понять: почему на протяжении всей истории существования социологии постоянно менялось понимание предмета этой науки; обратить особое внимание на структуру социологического знания и многообразие общественных функций социологии, в которых проявляется ее предназначение и роль.

В первом вопросе: «Предмет и объект познания социологии»необходимо отметить, что общество представляет собой стабильную, саморегулирующуюся и самопроизводящуюся организацию.

Существуют различные концептуальные подходы к категории «общество». «Анатомистическая» теория рассматривает общество как совокупность действующих личностей (Г. Зиммель, Р. Бертон). Теория «социальных групп» определяет общество как совокупность различных пересекающихся групп. Т. Балтимор, С. Липсет рассматривают общество как большую совокупность людей, осуществляющих совместную социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций. Д. Аберле трактует общество как группу человеческих существ, представляющих собой самообеспечивающуюся систему действия.

Российский социолог Г.В. Осипов считает, что общий недостаток названных определений понятия «общество» состоит в том, что в них отожествляется понятие «общество» с понятием «гражданское общество», опуская вопрос о той материальной основе, на которой возникает и развивается «гражданское общество». Г.В. Осипов считает, что общество – определяющаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемых силой обычая, традиций, закона, социальных институтов, основывающихся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

На протяжении всей истории существования социологической науки представители различных школ и направлений высказывали различное понимание предмета социологии. Основоположник социологии французский социолог О. Конт считает, что социология – это позитивная наука об обществе. Французский социолог Э. Дюркейм называл предметом социологии факты. М. Вебер полагал, что социология – это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.

В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов – личностей, социальных общностей, социальных институтов.

Объектами социологического исследования являются социальные связи, социальные взаимодействия, социальные отношения и способ их организации.

Рассматривая второй вопрос семинара: «Социология и другие науки об обществе», следует иметь ввиду, что все социально-политические науки изучают общество и его отельные стороны, но социология в этом ряду занимает особое место. Во-первых, это наука о социальных отношениях. Во-вторых, она включает в себя общую теорию развития, которая выступает как теория и методология гуманитарных, в том числе общественных наук. В-третьих, все гуманитарные науки всегда включают в себя социологический аспект, опираются на данные социологических исследований, выводы социологов.

Теоретической основой социологии является социальная философия (исторический материализм). Если философия исследует наиболее общие законы и категории человеческого общества вообще, то социология, опираясь на них, изучает конкретное состояние конкретного общества, его социальные законы и категории.

Социология тесно связана с политэкономией. Но объектом исследования социологии являются не сугубо экономические законы, а социальное поведение людей под влиянием экономической ситуации.

Очень тесной является связь социологии с историей. Обе науки изучают закономерности общественного развития и специфические особенности их проявления в конкретных условиях. Они исследуют социальную реальность в единстве необходимого и случайного. Разница в том, что история описывает и объясняет социальный процесс «пост фактум» (что было), а социология – «ин фактум» (что есть и что может быть).

Социология тесно связана с психологией. И психолог и социолог имеют дело с человеком, его сложной внутренней структурой, с неоднозначной реакцией на меняющийся мир. Только они анализируют эти явления с позиций своей науки. Не случайно, что на крупных предприятиях, фирмах социологи и психологи выступают как единый коллектив. Они проводят социально-психологические исследования, анализируют и обобщают полученные результаты, вырабатывают соответствующие рекомендации.

В третьем вопросе: «Структура социологического знания» необходимо, прежде всего, отметить то, что изучая общественную жизнь, социология имеет несколько уровней и направлений исследования.

Первый уровень – это решение научных проблем, связанных с получением знаний о социальной действительности, описанием и пониманием процессов социального развития, разработкой научного аппарата, методологии и методики исследования. В совокупности они формируют теоретическую, фундаментальную социологию, на основе которой возникает общесоциологическая теория, тесно связанная с социальной философией.

Второй уровень – это специальные (частные) социологические теории. Они имеют более узкую сферу применения по сравнению с общесоциологической теорией: социология политики, социально-классовой структуры общества, социология труда, социально-классовой структуры общества, национально-этнических отношений, образования, досуга и другие.

Третий уровень – конкретные исследования, с помощью которых изучается определенный социальный аспект явлений. Например, реакция населения, социальной группы, личности на то или иное событие, действие администрации, властей, уровень популярности того или иного политического деятеля и другие показатели.

В зависимости от уровня знания социологические исследования делятся на теоретические и эмпирические. Теоретический уровень науки выступает как элемент сложившийся, хотя и изменяющейся, развивающейся ее структуры. Эмпирические знания в науке служат формированию теоретического аппарата, в том числе научной теории, перехода от эмпирической стадии науки к теоретической стадии.

Социологическое знание, независимо от его уровня, характеризуется двумя функциями: функцией объяснения действительности и функцией ее преобразования.

Рассматривая четвертый вопрос плана семинара: «Функции социологии» необходимо указать на то, что социология выполняет следующие функции: теоретическую, идеологическую, познавательно-воспитательную, критическую и инструментальную.

Теоретическая функция призвана на научно-объективной основе давать описание, анализ и прогноз явления. Суть идеологической функции – постановка перед исследователем задач, отвечающих объективным потребностям общества.

Познавательно-воспитательная функция социологии связана с углублением знания об обществе и процессах, происходящих в нем. Воспитание и просвещение людей позволяет человеку более сознательно выполнять свои личностные и общественные функции. Особую роль здесь играют социологические исследования общественного мнения, эффективности средств массовой информации.

Критическая функция социологии рассматривает проблемы ошибочных социологических прогнозов и явлений, выясняют, почему это стало возможным.

Практическая функция социологии проявляется в ее прикладном характере. Практическое значение социологии можно свести к двум основным направлениям:

  • социология должна изучать не только прошлое и настоящее, но и предвидеть будущее, своевременно информировать общество о возможностях, трудностях, предлагать наиболее оптимальные варианты развития;

  • социология призвана выдавать рекомендации в ходе реализации реформ.



Контрольные вопросы и учебные задания


  1. Почему и когда возникает социология?

  2. Как понимается социальное в широком и узком смысле слова?

  3. Как можно определить предмет социологии?

  4. Какова структура социологической науки?

  5. Каково соотношение и взаимодействие социологии с другими общественными науками?

  6. Чем обусловлено возрастание роли социологии в современных условиях?

  7. Каковы основные функции социологии?


Темы рефератов и докладов.


  1. Исторические предпосылки возникновения социологии.

  2. Роль общественных наук в профессиональной подготовке будущего специалиста.

  3. Значение социологии как науки в современных условиях.

  4. Объект и предмет социологии.

  5. Структура социологической теории.

  6. Эмпирическая социология: основные характеристики.


Литература


  1. Андреев С.С. Общая социология 2. М. 1997.

  2. Збаровский Г.Е. Общая социология. Курс лекций. Екатеринбург. 1997

  3. Ильин В.В. Теоретическое и эмпирическое в социологии: смена парадигмы. СОЦИС 1996, № 10

  4. Овшинов А.Н. Социология. Элиста – 2006

  5. Осланов С.Н. Об объекте и предмете социологии. СОЦИС, 1998, №5

  6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М. 2000

  7. Социология под ред. Тадевосяна Э.В. М., 1995

  8. Социология под ред. Внукова А.Н. Минск, 1998

  9. Социология под ред. Тадевосяна Э.В. М., 1998

  10. Уледов А.К. Социологические законы. М., 1975

  11. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997


Тема 2. Становление и развитие социологии.
План семинара


  1. Огюст Конт – родоначальник социологии.

  2. Эмиль Дюркгейм и его учение о методе.

  3. Нетрадиционный тип научности. Социология Г. Зиммеля и М. Вебера.

  4. Социология марксизма.


Целью этого семинара является ознакомление с учением Огюста Конта о трех стадиях развития общества, сутью методологии социологического познания Э. Дюркгейма, «Понимающей социологии» Г. Зиммеля и М. Вебера и социологии марксизма, открывающей объективные законы общественного прогресса.

В первом вопросе семинара: «Огюст Конт – родоначальник социологии» следует указать на то, что Конт дал обоснование необходимости создания науки об обществе. В его системе это осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной (научной). На первой стадии (теологической) человек объясняет все явления на основе религиозных представлений. На второй, метафизической стадии, он пытается все объяснить сам, с помощью абстрактных сущностей. Задачу этой стадии Конт видит в том, что разрушая прежние представления, подготавливается третья стадия - позитивная, научная.

Переход от одной стадии к другой в разных науках свершается последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип – от простого к сложному. Социологию он считал вершиной позитивного знания.

Другой важный вывод, приведший Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона разделения и кооперации труда.

Конт полагал, что социология, которая должна использовать приемы наблюдения, эксперимента и сравнения является наукой, специфически соответствующей новому порядку в индустриальной Европе.

Соединив основные социально-философские идеи с практическими потребностями своего времени, Конт внес существенный вклад в формирование социологии как самостоятельной сферы научного знания.

Рассматривая второй вопрос: «Эмиль Дюркгейм и его учение о методе» необходимо отметить, что Эмиль Дюркгейм в своей работе «Правила социологического метода» наиболее четко сформулировал принципы классического типа научности. Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. Основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки, Дюркгейм считает такие правила:

  • первое – «рассматривать социальные факты как вещи» - это означает, что:

    1. социальные факты внешне для индивидов;

    2. социальные факты материальны, наблюдаемы и безличны;

    3. устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.

  • второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежовываться от всех врожденных идей». Это означает, что:

    1. социология прежде всего должна порвать все связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями;

    2. она также должна освободиться, от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.

  • третье правило состоит в прямоте целого над составляющими его частями. Это означает признание того, что:

    1. источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов;

    2. общество – автономная система, управляемая собственными законами.

Центральным пунктом социологического метода по Дюркгейму является признание объективной реальности социальных фактов.

Центральной социологической идеей, которая практически проходит через все творчество Дюркгейма, является идея общественной солидарности.

В третьем вопросе: «Нетрадиционный тип научности. Социология Г. Зиммеля и М. Вебера» следует отметить, что в основе методологии, разработанной немецкими мыслителями – Георгом Зиммелем и Максом Вебером, лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее: у естествознания - приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук – метод понимания и отношения к ценностям.

Г. Зиммель и М. Вебер отвергали в качестве предмета социологического знания такие понятия как: «общество», «народ», «человечество» и т.д. Они считали, что предметом исследования социологов может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Г. Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом.

Исходя из своего представления о предмете социологии и ее месте среди других наук Г. Зиммель и М. Вебер формулируют ряд методологических принципов, на которые, по их мнению, опирается социологическое знание. Вот эти принципы:

  1. Требование устранения из научного мировоззрения представления об объективности содержания наших знаний.

  2. Социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых «научных прогнозов».

  3. Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятельность подчиняется вполне определенным социальным приемам и, прежде всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям.

  4. Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллектуальной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к этим общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению. «Отнесение к ценностям кладет предел индивидуальному произволу» - писал М. Вебер.

Рассматривая четвертый вопрос: «Социология марксизма» следует отметить то обстоятельство, что подлинной наукой социология стала после открытия К. Марсом и Ф. Энгельсом объективных законов возникновения, функционирования и развития человеческого общества.

Социология марксизма – это теория социального развития общества.

Опираясь на достижения передовой общественной мысли, К. Маркс и Ф. Энгельс разработали учение о материалистическом понимании истории. Это, прежде всего, признание первичными, определяющими тех отношений, которые объективно складываются в сфере материального производства.

В предисловии «к критике политической экономики» К. Маркс писал: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и геолитическая надстройка и которому соответствует определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., Т.18, с. 67).

К. Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты прежде всего в материальной жизни. «На известной ступени своего развития, - пишет К. Маркс, - материальные производительные силы общества приходят в противоречия с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции».

Из сказанного следует, что независимо от субъективных желаний отдельных людей, правящих верхов массы думают и действуют в зависимости от характера противоречий прежде всего в материальной жизни.

Социологическая теория марксизма включает в себя системный анализ классов, социальных отношений и классовой борьбы. По Марксу, принадлежность человека к классу, его социальные интересы обусловлены прежде всего экономическими отношениями. В социальной поляризации Маркс видел источник антагонизма, глубинную причину классовой борьбы.

Маркс допускал разные формы классовой борьбы. Он не отрицал значимость мирных форм борьбы в рамках профсоюзного движения, но считал, что реформистская борьба, по крайней мере в ранний период развития капитализма, не разрешит проблему антагонизма, не приведет к преодолению отчуждения трудящихся от средств производства.

Контрольные вопросы и учебные занятия


  1. Какие методы анализа общества как социального организма использует О. Конт?

  2. В чем суть социологического метода и «социологизма» Э. Дюркгейма?

  3. В чем суть «понимающей» социологии Г. Зиммеля и М. Вебера?

  4. Что представляет по Г. Зиммелю общество?

  5. Каковы по М. Веберу возможные виды социального действия?

  6. Что лежит в основе учения марксизма?


Темы рефератов и докладов


  1. Социология марксизма: основные характеристики.

  2. О. Конт – основоположник социологической науки.

  3. Э. Дюркгейм и его вклад в социальную науку.

  4. Социологическая теория М. Вебера.

  5. Социологическая теория Г. Зиммеля.

Литература


  1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов. Под ред. В.И. Добренкова – М.: Гордарик, 2000

  2. Гофман А.Б. О социологии Эмиля Дюркгейма. М., 1991

  3. Зиммель Г. Экскурс по проблеме. Как возможно общество. Вопросы социологии. М. – 1993 - №3 с. 16-26

  4. Овшинов А.Н. Социология. Учебное пособие. Элиста. 2006

  5. Осипова Е.В. Социология Эмилю Дюркгейма – М., 1997

  6. Основы социологии. Курс лекций. Отв. Ред. А.Г. Эфендиев. М. 1993

  7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – З.е изд. М.: Центр, 200. с. 24-28

  8. Социология: Учебное пособие Э.В. Гоадеваян и др. М.: Знание, 1995

  9. Мухаева Р.Т. Социология: Учебник для вузов. М. 2003


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Социология наука об обществе iconТема Социология как наука. Основные этапы становления и развития...
Социология – наука о закономерностях оформления социальных позиций и поведения индивидов в рамках социальных общностей, о становлении,...
1. Социология наука об обществе iconРеферат по социологии Социология и её роль в познании и преобразовании общества
Она возникла лишь в первой половине ХIХ века. Ее основатель французский ученый Огюст Конт (1798 1857), который ввел и сам термин...
1. Социология наука об обществе iconСоциология как наука об обществе
Приложение №1. Методические рекомендации по выполнению учебных докладов в виде презентации
1. Социология наука об обществе iconКонтрольная работа по «Социологии и политологии»
Социология (лат. Socio обществао; logos учение, слово) (учение об обществе) это наука об обществе как социальной системе в целом...
1. Социология наука об обществе iconТема Социология наука об обществе
В связи с этим социологическое образование выступает как мощный фактор формирования ответственной личности с высокими гражданскими...
1. Социология наука об обществе iconПол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе»
Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению...
1. Социология наука об обществе iconПол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе»
Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению...
1. Социология наука об обществе iconПол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе»
Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению...
1. Социология наука об обществе icon«Наука в современном информационном обществе» Оргкомитет международной...
Фгос спо по специальности 080014 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный Министерством образования и науки РФ...
1. Социология наука об обществе iconТестовые задания по теме «Социология как наука» Когда впервые появился термин «социология»
Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 – "Финансы, денежное обращение и кредит"
1. Социология наука об обществе iconПрограмма курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет...
Социология как совокупность различных социальных теорий, стратегий и техник исследования общества. Основные подходы, ис­пользуемые...
1. Социология наука об обществе iconКурс лекций по дисциплине «Социология» Тема Социология как наука Предмет познания в социологии
Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез...
1. Социология наука об обществе iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология журналистики»...
Цель освоения дисциплины Социология журналистики достижение синтеза теоретических знаний о журналистике и журналистской деятельности...
1. Социология наука об обществе iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...
1. Социология наука об обществе iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...
1. Социология наука об обществе iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск