Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)





Скачать 481.54 Kb.
НазваниеЛитература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)
страница1/3
Дата публикации21.03.2015
Размер481.54 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Философия > Литература
  1   2   3
Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по специальности

10.01.03 – ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ

(ЛИТЕРАТУРА СТРАН ГЕРМАНСКОЙ И РОМАНСКОЙ ЯЗЫКОВЫХ СЕМЕЙ)

ОД.А.00 Обязательные дисциплины

Аннотация рабочей программы дисциплины ОД.А.01 История и философия науки

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История и философия науки» являются введение в общую проблематику философии науки, анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, получение представления о тенденциях исторического развития науки, ознакомление аспирантов с содержанием основных методов современной науки, принципами формирования научных гипотез и критериями выбора теорий, формирование понимания сущности научного познания и соотношения науки с другими областями культуры.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Дисциплина «История и философия науки» относится к циклу «Обязательных дисциплин» основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

В ходе изучения курса наука рассматривается как способ существования знания, особый вид духовной деятельности и социальный институт. Курс «История и философия науки» служит основой для изучения других дисциплин, касающихся философских вопросов конкретных научных областей.

Программа курса включает знакомство с современными философскими дискуссиями по проблемам науки и освоение материала, позволяющего ставить и решать исследовательские задачи в данной области на современном уровне.

Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

Знать: содержание дисциплины "История и философия науки"; иметь достаточно полное представление о возможностях применения полученных знаний для философского анализа проблем фундаментальных и прикладных областей науки; понимать природу, основания и предпосылки роста и развития современной науки, роль науки в развитии цивилизации, ценность научной рациональности и ее исторических типов.

Уметь: использовать в познавательной деятельности научные методы и приемы; применять полученные знания для постановки и решения исследовательских задач, связанных с изучением той или иной области природы и культуры.

Владеть: принципами анализа различных философских концепций науки, навыками самостоятельного философского анализа содержания научных проблем, познавательной и социокультурной сущности достижений и затруднений в развитии науки.

Содержание дисциплины

  1. Общие проблемы философии науки

  1. Предмет и основные концепции современной

философии науки

  1. Наука в культуре современной цивилизации

  2. Возникновение науки и основные стадии ее

исторической эволюции

  1. Структура научного знания

  2. Динамика науки как процесс порождения нового знания

  3. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

  4. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

  5. Наука как социальный институт

  1. Современные философские проблемы областей научного знания

  1. Философские проблемы социально-гуманитарных наук

  1. История науки.

История литературоведения

Виды учебной работы

Лекции, семинары, самостоятельная работа.

Формы текущего контроля успеваемости аспирантов

Контрольные вопросы для самостоятельной работы; оценка реферата по истории отрасли науки по системе «зачтено-незачтено».

Форма промежуточной аттестации

Кандидатский экзамен

Аннотация рабочей программы дисциплины

ОД.А.02 Иностранный язык (английский)


Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины по подготовке аспирантов к кандидатскому экзамену по английскому языку является совершенствование и дальнейшее развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, складывающейся из полученных знаний, развитие умений и навыков, необходимых для адекватного и эффективного общения в различных областях профессиональной и научной деятельности.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Дисциплина относится к циклу ОД.А.00 Обязательные дисциплины.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися при изучении дисциплин, составляющих фундамент владения английским языком, заложенного в бакалавриате (практика иностранного языка, теория родного языка), а также специальных гуманитарных дисциплин (лексикология, фонетика, синтаксис).

Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

Знать: основы английского языка (фонетика, грамматика, лексика современного английского языка).

Уметь:

- пользоваться иностранным языком как средством профессионального общения в научной сфере;

- читать оригинальную литературу по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания, навыки языковой и контекстуальной догадки;

- максимально точно и адекватно извлекать основную информацию, содержащуюся в тексте, проводить обобщение и анализ основных положений предъявленного научного текста для последующего перевода на язык обучения, а также составления резюме на иностранном языке

- свободно читать оригинальную литературу на иностранном языке в соответствующей отрасли знаний;

- вести беседу по специальности.

Владеть:

- орфографической, орфоэпической, лексической и грамматической нормами изучаемого языка и правильно использовать их во всех видах речевой коммуникации, в научной сфере в форме устного и письменного общения;

- монологической речью на уровне самостоятельно подготовленного и неподготовленного высказывания по темам специальности и по диссертационной работе (в форме сообщения), а также неподготовленной монологической и диалогической речью в ситуации официального общения в пределах программных требований;

- диалогической речью, позволяющей ему принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с его научной работой и специальностью.

Содержание дисциплины

1. Повторение: английский алфавит, орфография, правила чтения, счет.

Лексика: Приветствие на английском языке, знакомство

Грамматика: Личные, указательные, притяжательные местоимения

2. Лексика: Профессия, семья

Грамматика: Mножественное число существительных, Present Continuous Tense

3. Лексика: Внешность, свободное время, рабочий день

Грамматика: Артикли, Предлоги

4. Лексика: Хобби, интересы

Грамматика: Present Indefinite Tense, Типы вопросов

5. Лексика: Планы на будущее, профессия

Грамматика: Оборот there is/are, степени сравнения имен прилагательных

6. Лексика: Воспитание, история, прошлые события

Грамматика: Past Simple (Indefinite) Tense, глагол “to be” в Past Simple

7. Лексика: Моя научная работа

Грамматика: Future Indefinite Tense, многоэлементные определения (атрибутивные комплексы)

8. Лексика: Описание диссертации (структура, цели, задачи)

Грамматика: Придаточные предложения условия+ Будущее время (If-clause + Future Indefinite Tense)

9. Лексика: Работа с научной литературой по теме исследования

Грамматика: Some / Any и их производные, обороты на основе неличных глагольных форм

10. Лексика: Обучение в аспирантуре

Грамматика: Present Perfect Tense, усеченные грамматические конструкции

11. Лексика: История вопроса по теме исследования

Грамматика: Past Perfect Tense, Past Continuous Tense

12. Лексика: Перспективы научного исследования по теме диссертации

Грамматика: Модальные глаголы, Passive Voice

(Страдательный залог)

Виды учебной работы

Практические занятия, самостоятельная работа.

Формы текущего контроля успеваемости аспирантов

Выполнение упражнений, аналитическая работа, оценка письменного перевода научного текста по специальности по системе «зачтено-незачтено».

Форма промежуточной аттестации

Кандидатский экзамен


Аннотация рабочей программы дисциплины

ОД.А.02 Иностранный язык (немецкий)


Цели освоения дисциплины

Основной целью изучения немецкого языка аспирантами всех специальностей является достижение практического владения языком, позволяющего использовать его в научной работе: свободно читать оригинальную литературу на немецком языке в соответствующей отрасли знаний; оформлять извлеченную из немецких источников информацию в виде перевода или резюме; делать сообщения и доклады на немецком языке на темы, связанные с научной работой аспиранта, вести беседу по специальности.

В задачи аспирантского курса «Немецкий язык» входят совершенствование и дальнейшее развитие полученных в высшей школе знаний, навыков и умений по немецкому языку в различных видах речевой коммуникации.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Дисциплина относится к циклу ОД.А.00 Обязательные дисциплины.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе, и в результате изучения иностранного языка в вузе.

Место учебной дисциплины – в совокупности дисциплин, формирующих навыки филологического обеспечения избранной сферы профессиональной деятельности.

Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

Знать: основы немецкого языка (фонетика, грамматика, лексика современного немецкого языка).

Уметь: делать резюме, сообщения, доклад на немецком языке; диалогической речью в ситуациях научного, профессионального и бытового общения в пределах изученного языкового материала и в соответствии с избранной специальностью; понимать на слух оригинальную монологическую и диалогическую речь по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания, навыки языковой и контекстуальной догадки; читать, понимать и использовать в своей научной работе оригинальную научную литературу по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания и навыки языковой и контекстуальной догадки; составить план (конспект) прочитанного, изложить содержание прочитанного в форме резюме; написать сообщение или доклад по темам проводимого исследования.

Владеть: подготовленной, а также неподготовленной монологической речью, всеми видами чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое), умениями письма в пределах изученного языкового материала.

Содержание дисциплины

1. Страны изучаемого языка: Германия, Австрия, Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн. Географическое положение, политическое устройство, основные достопримечательности.

Чтение текстов СМИ: Специфика межкультурной коммуникации на уровне масс-медиа. Речевой этикет нации. Проблема перевода текстов СМИ. Особенности языка печатных СМИ, радио, телевидения и Интернета.

Грамматика: Особенности словообразовательной системы. Склонение имён существительных и имён прилагательных.

2. Научная мысль Германии: от истоков до современности. Истоки научной мысли Германии: средневековье и новое время. Развитие немецкой науки в 19-20 веках. Современная немецкая наука.

Чтение научной литературы. Научные, научно-технические, научно-популярные и энциклопедические тексты.

Грамматика: особенности немецкого синтаксиса (порядок слов в простом повествовательном и вопросительном предложении, особенности порядка слов в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях, место подлежащего в немецком предложении).

3. Великие учёные Германии. Жизненный путь исследователя, становление человека как учёного.

Основные аспекты перевода. Лексико-грамматические аспекты перевода. Синтаксические аспекты перевода. Стилистический аспект перевода.

Грамматика: система спряжения глаголов немецкого языка, понятие залога (Aktiv, Passiv), понятие наклонения (Indikativ, Konjunktiv, Imperativ)

Виды учебной работы

Практические занятия, самостоятельная работа.

Формы текущего контроля успеваемости аспирантов

Выполнение упражнений, аналитическая работа, оценка письменного перевода научного текста по специальности по системе «зачтено-незачтено».

Форма промежуточной аттестации

Кандидатский экзамен

Аннотация рабочей программы дисциплины

ОД.А.02 Иностранный язык (французский)


Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины «Иностранный язык (французский)» является подготовка специалистов высокой квалификации, способных вести профессиональную деятельность в иноязычной среде; использовать иностранный язык в научных исследованиях; анализировать и обрабатывать информацию, полученную в ходе изучения источников на иностранных языках; представлять итоги проделанной работы в виде рефератов и статей на иностранном языке.

В задачи аспирантского курса «Иностранный язык (французский)» входят совершенствование и дальнейшее развитие полученных в высшей школе знаний, навыков и умений по французскому языку в различных видах речевой коммуникации.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Дисциплина относится к циклу ОД.А.00 Обязательные дисциплины.

Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, умениях и компетенциях, усвоенных обучающимися в средней общеобразовательной школе, и в результате изучения иностранного языка в вузе.

Место учебной дисциплины – в совокупности дисциплин, формирующих навыки филологического обеспечения избранной сферы профессиональной деятельности.

Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

Знать: основы современного французского языка (фонетика, лексика, грамматика)

  • Уметь: делать резюме, сообщения, доклад на французском языке; диалогической речью в ситуациях научного, профессионального и бытового общения в пределах изученного языкового материала и в соответствии с избранной специальностью; понимать на слух оригинальную монологическую и диалогическую речь по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания, навыки языковой и контекстуальной догадки; читать, понимать и использовать в своей научной работе оригинальную научную литературу по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания и навыки языковой и контекстуальной догадки; составить план (конспект) прочитанного, изложить содержание прочитанного в форме резюме; написать сообщение или доклад по темам проводимого исследования.

  • Владеть: подготовленной, а также неподготовленной монологической речью, всеми видами чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое), умениями письма в пределах изученного языкового материала.

Содержание дисциплины

1. Страны изучаемого языка: Франция, Канада, Швейцария, Люксембург. Географическое положение, политическое устройство, основные достопримечательности.

Чтение текстов СМИ: Специфика межкультурной коммуникации на уровне масс-медиа. Речевой этикет нации. Проблема перевода текстов СМИ. Особенности языка печатных СМИ, радио, телевидения и Интернета.

Грамматика: Особенности словообразовательной системы.

2. Научная мысль Франции: от истоков до современности. Истоки научной мысли Франции: средневековье и новое время. Развитие французской науки в 19-20 веках. Современная французская наука.

Чтение научной литературы. Научные, научно-технические, научно-популярные и энциклопедические тексты.

Грамматика: особенности французского синтаксиса (порядок слов в простом повествовательном и вопросительном предложении, особенности порядка слов в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях).

3. Великие учёные Франции. Жизненный путь исследователя, становление человека как учёного.

Основные аспекты перевода. Лексико-грамматические аспекты перевода. Синтаксические аспекты перевода. Стилистический аспект перевода.

Грамматика: система спряжения глаголов французского языка, понятие залога, понятие наклонения.

Виды учебной работы

Практические занятия, самостоятельная работа.

Формы текущего контроля успеваемости аспирантов

Выполнение упражнений, аналитическая работа, оценка письменного перевода научного текста по специальности по системе «зачтено-незачтено».

Форма промежуточной аттестации

Кандидатский экзамен

Аннотация рабочей программы дисциплины

ОД.А.03 ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ

(ЛИТЕРАТУРА СТРАН ГЕРМАНСКОЙ И РОМАНСКОЙ ЯЗЫКОВЫХ СЕМЕЙ)


Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование целостного системного представления об истории литературы народов стран зарубежья (литературы стран германской и романской языковых семей) в ее основных закономерностях.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Специальная дисциплина ОД.А.03 относится к циклу обязательных дисциплин и является специальной дисциплиной отрасли науки и научной специальности.

Курс носит историко-теоретический характер и находится в содержательно-методической связи со специальными и прикладными филологическими дисциплинами («История и теория западноевропейского романа», «Нарратология», «Сравнительное изучение литературной топики»), а также с курсом «История и философии науки». Курс опирается на «входные» знания аспирантов, полученные в ходе освоения историко- и теоретико-литературных дисциплин вузовского учебного плана по направлению «Филология».

Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

знать: историю и современное состояние литературы определенной страны либо стран, объединенных общностью языка (языковой семьи) или культурными традициями, в своей целостности и внутренней диалектике, в совокупности творческих достижений отдельных выдающихся авторов;

уметь: свободно ориентироваться в закономерностях исторического движения литератур мира (за исключением русской литературы и литератур народов России, а также литературы русского зарубежья в XX веке) в наиболее существенных явлениях этого процесса;

владеть: навыками исследования истории и типологии литературных направлений, видов художественного сознания, жанров, стилей, устойчивых образов прозы, поэзии, драмы и публицистики, находящих выражение в творчестве отдельных представителей и писательских групп.

Содержание дисциплины

  1. Зарубежная литература Средних веков и возрождения: основные проблемы и тенденции развития.

  2. Зарубежная литература XVII – XVIII веков: проблемно-тематический диапазон и закономерности функционирования литературы Нового времени.

  3. Литературное содержание эпохи XIX века в его динамике. Борьба «литературности» и «правды жизни».

  4. Зарубежная литература конца XIX – начала XX веков.

  5. Зарубежная литература ХХ-XXI вв.

Виды учебной работы

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

Формы текущего контроля успеваемости аспирантов

Тестирование, коллоквиум, экспресс-контрольная

Форма промежуточной аттестации

Кандидатский экзамен



Аннотация рабочей программы дисциплины

ОД.А.04 ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ


Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины история и теория зарубежного литературоведения являются формирование у аспирантов целостного представления об основных принципах, системах, методах и достижениях зарубежного литературоведения; подготовка аспирантов к научно-исследовательской деятельности на основе ознакомления с ведущими исторически сложившимися литературоведческими школами, их методологией и исследовательской практикой.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Дисциплина ОД.А.04 «История и теория зарубежного литературоведения» относится к циклу обязательных дисциплин (дисциплины по выбору).

Курс носит характер специальной теоретической дисциплины и находится в содержательно-методической связи со специальными и прикладными филологическими дисциплинами («История и теория западноевропейского романа», «Нарратология», «Сравнительное изучение литературной топики»), а также с курсом «История и философии науки». Знания, полученные в этом курсе, подготовят аспирантов к прохождению производственной практики, так как дадут ему возможность ознакомиться с исследовательской практикой сложившихся литературоведческих школ, с широким понятийным спектром различных методологических систем. Курс опирается на «входные» знания аспирантов, полученные в ходе освоения историко- и теоретико-литературных дисциплин вузовского учебного плана по направлению «Филология».

Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

Знать: историю и содержание основных понятий, используемых сегодня в литературоведении,

Уметь: свободно ориентироваться в концепциях, системах, подходах, методах зарубежного литературоведения;

Владеть: навыками использования литературоведческих технологий в исследовательской работе.

Содержание дисциплины

  1. Исторические и общенаучные основы литературоведения.

  2. Школы, теории, концепции

Виды учебной работы

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

Формы текущего контроля успеваемости аспирантов

Реферат, доклад, контрольные вопросы, тестирование, коллоквиум

Форма промежуточной аттестации

Зачет


Аннотация рабочей программы дисциплины

ОД.А.04 ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНА


Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины история и теория западноевропейского романа являются формирование у аспирантов целостного представления о генезисе и развитии, жанрах и жанровых модификациях западноевропейского романа; подготовка аспирантов к использованию полученных историко-литературных сведений в научно-исследовательской деятельности.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Дисциплина ОД.А.04 История и теория западноевропейского романа относится к циклу обязательных дисциплин (дисциплины по выбору).

Курс носит историко-теоретический характер и находится в содержательно-методической связи со специальными и прикладными филологическими дисциплинами («История и теория западноевропейского романа», «Нарратология», «Сравнительное изучение литературной топики»), а также с курсом «История и философии науки». Курс опирается на «входные» знания аспирантов, полученные в ходе освоения историко- и теоретико-литературных дисциплин вузовского учебного плана по направлению «Филология».

Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

знать: историю зарождения и этапов становления жанра романа в его основных модификациях; своеобразие теоретического вклада отдельных писателей в историю осмысления романа;

уметь: свободно ориентироваться в концепциях истории романа, в содержании основных подходов и понятий, используемых сегодня при изучении романного жанра;

владеть: навыками исследования романа в его соотношении с культурным контекстом в исторической динамике.

Содержание дисциплины

  1. Роман как проблема теоретико-исторического изучения. Генезис романа.

  2. Оформление жанра

  3. Просветительский роман. Роман и романтизм.

  4. Роман и эстетика детерминизма

Виды учебной работы

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

Формы текущего контроля успеваемости аспирантов

Реферат, доклад, контрольные вопросы, тестирование, коллоквиум

Форма промежуточной аттестации

Зачет

Аннотация рабочей программы дисциплины

ОД.А.05 НАРРАТОЛОГИЯ


Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «НАРРАТОЛОГИЯ» являются формирование у аспирантов целостного представления о генезисе, историко-литературной специфике, терминологическом аппарате теории повествования, а также овладение навыками нарратологического анализа художественного текста.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Дисциплина ОД.А.05 «НАРРАТОЛОГИЯ» относится к циклу обязательных дисциплин (дисциплины по выбору).

Курс носит характер прикладной дисциплины и находится в содержательно-методической связи со специальными теоретическими дисциплинами «История и теория зарубежного литературоведения», «История и теория западноевропейского романа» и специальной прикладной дисциплиной «Сравнительное изучение литературной топики». Знания, умения и навыки, приобретённые в ходе освоения данного курса, позволят его слушателям углубить и дополнить представления о новых повествовательных техниках и стратегиях, а также научиться их применять в научно-исследовательской практике. Курс предполагает наличие у аспирантов базовых историко- и теоретико-литературных, лингвистических, философских, культурологических знаний, полученных в процессе изучения соответствующих дисциплин вузовского учебного плана по направлению «Филология».

Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

Знать: этапы становления и развития нарратологии, основные зарубежные и отечественные концепции теории повествования.

Уметь: устанавливать взаимосвязи и взаимоотношения между поэтикой, риторикой и нарратологией, свободно ориентироваться в фундаментальных коммуникативных стратегиях.

Владеть: навыками использования специфических для дисциплины понятий и терминов в исследовательской практике.

Содержание дисциплины

  1. Представления о нарратологии как отрасли современного литературоведения.

  2. Нарративность, функциональность, эстетичность: признаки художественного повествования.

Виды учебной работы

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

Формы текущего контроля успеваемости аспирантов

Реферат, доклад, контрольные вопросы, тестирование, коллоквиум

Форма промежуточной аттестации

Зачет



Аннотация рабочей программы дисциплины

ОД.А.05 СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТОПИКИ


Цели освоения дисциплины

Состоит в том, чтобы дать аспирантам твердое знание о структуре, методах и достижениях одной из существенных дополнительных дисциплин, связанных со сравнительным изучением литературного процесса.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Дисциплина относится к циклу обязательных дисциплин (дисциплины по выбору).

Курс носит характер специальной прикладной дисциплины и знакомит аспирантов с системой базовых элементов западной письменной культуры, систематизируя возможные уровни анализа и основные комплексы литературных топосов как на уровне риторики и стилистики, так и в плане сюжетной и образной топики. С учетом знаний, полученных аспирантами при изучении теоретико-литературных курсов кафедры русской и зарубежной литературы, он рассчитан на аспиранта, изучающего, наряду с родной русской, западные культуры и литературы в рамках компаративистики.


Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

Знать: историю и содержание основных понятий, используемых сегодня в сравнительном литературоведении, при изучении литературной топики;

Уметь: свободно ориентироваться в концепциях, системах, подходах, методах зарубежного сравнительного литературоведения;

Владеть: навыками использования литературоведческих технологий в исследовательской работе.

Содержание дисциплины

  1. Литературная топика как предмет сравнительного литературоведения

  2. Исторический очерк литературной топики

  3. Сюжетная, образная и мотивная топика в историческом изучении

  4. Теоретико-историческая модель литературной топики

Виды учебной работы

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

Формы текущего контроля успеваемости аспирантов

Тестирование, коллоквиум

Форма промежуточной аттестации

Зачет

ФД.А.00 Факультативные дисциплины

Аннотация рабочей программы дисциплины

ФД.А.01 ИГРОВОЕ НАЧАЛО В ЛИТЕРАТУРЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА


Цели освоения дисциплины

Изучение специфики игрового начала в литературе, основных способов его интерпретации, значения и функций в художественном мире писателя; подготовка аспирантов к использованию полученных историко-литературных сведений в научно-исследовательской деятельности.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Дисциплина относится к циклу факультативных дисциплин.

Курс носит факультативный характер и находится в содержательно-методической связи со специальными и прикладными филологическими дисциплинами («История и теория западноевропейского романа», «Нарратология», «Сравнительное изучение литературной топики»), а также с курсом «История и философии науки». Курс опирается на «входные» знания аспирантов, полученные в ходе освоения историко- и теоретико-литературных дисциплин вузовского учебного плана по направлению «Филология». Содержание данного курса сориентировано на изучение способов художественной интерпретации проблем, имеющих общечеловеческое значение. Одной из таких проблем является осмысление мира как игры (театра). Указанная проблема имеет многовековую традицию художественно-философской интерпретации. Дисциплина призвана акцентировать в материале каждого из историко-литературных периодов “свою” проблематику, углубив и расширив представления об общем и особенном в ее художественном осмыслении.

Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

знать: историю зарождения и этапов становления игры как проблемы культуры; своеобразие теоретического и практического вклада отдельных писателей в историю осмысления проблемы игрового начала в литературе;

уметь: свободно ориентироваться в концепциях игры, в содержании основных подходов и понятий, используемых сегодня при изучении указанной проблемы;

владеть: навыками исследования игрового начала в литературе в его соотношении с культурным контекстом в исторической динамике.

Содержание дисциплины

  1. Специфика игры. История проблемы. Игра и культура человечества.

  2. Традиция народной обрядовой игры и искусство. Игра и миф. Игровое начало в искусстве трубадуров, труверов, миннезингеров.

  3. История образа “Весь мир – театр”. Художник и “театр времени”. Игровое начало в литературе барокко и рококо.

  4. Образы игры и игрока в русской и зарубежной литературе 19 века. Способы художественного осмысления и функции. Проблема игры в интеллектуальной прозе 20 века.

Виды учебной работы

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

Формы текущего контроля успеваемости аспирантов

Коллоквиум

Форма промежуточной аттестации

Зачет



Аннотация рабочей программы дисциплины

ФД.А.02 Педагогика и психология высшей школы


Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» являются: формирование у аспирантов психолого-педагогической компетентности как составной части их профессионально-педагогической подготовки; раскрытие психологических (возрастных, личностных, познавательных) особенностей студентов; овладение базовыми психолого-педагогическими знаниями, лежащими в основе процесса подготовки будущих специалистов в вузе; формирование профессионального педагогического мышления; ознакомление с современными формами и методами организации учебного процесса в высшей школе.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Данная дисциплина относится к циклу факультативных дисциплин ФД.А.00 и логически связана с такими дисциплинами, как философия, национальные образовательные системы и образовательная политика, методология и методы научных исследований, методики преподавания специальных дисциплин, педагогическая практика.

Для освоения данной дисциплины аспирант должен знать основные категории, понятия, законы, направления развития педагогики и психологии; основные закономерности и этапы исторического развития высшего образования; уметь анализировать и оценивать получаемую информацию; владеть нормами взаимодействия и сотрудничества.

Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

Знать:

- особенности содержания и организации целостного педагогического процесса в высшей школе;

- психологические особенности студентов;

- цели, задачи, содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания в вузе;

- современные инновационные технологии в сфере высшего образования для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в вузе;

- возможности использования педагогической теории и практики при решении социальных и профессиональных задач;

- методы профессионального и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

- современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса вузе;

- основные способы педагогического проектирования образовательного процесса в вузе.

Уметь:

- организовывать образовательно-воспитательный процесс в вузе в изменяющихся социокультурных условиях;

- применять психолого-педагогические знания в разных видах образовательной деятельности;

- анализировать, планировать и оценивать образовательный процесс в вузе и его результаты;

- использовать современные инновационные технологии в сфере высшего образования;

- реализовывать процесс профессионального самовоспитания и самообразования;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль собственной педагогической деятельности;

- систематизировать и распространять методический опыт в профессиональной области;

- проектировать различные компоненты образовательного процесса в высшей школе;

Владеть:

- использованием педагогической теории и практики вузовского обучения при решении социальных и профессиональных задач;

- навыками педагогического общения в различных профессиональных ситуациях;

- инновационными технологиями в современных социокультурных условиях для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в вузе;

- способами анализа, планирования и оценивания образовательного процесса в вузе и его результатов;

- навыками самоанализа и самоконтроля педагогической деятельности;

- способами обобщения и распространения методического опыта;

- способами проектирования различных компонентов образовательного процесса в высшей школе.

Содержание дисциплины

1. Психолого-педагогические основания профессионально-личностного развития специалиста

2. Особенности развития личности студента

3. Психолого-педагогическое изучение личности студента

4. Профессионально-педагогическое общение преподавателя

5. Современная лекция в вузе

6. Традиционные и инновационные технологии обучения в вузе

7. Семинары и практические занятия в высшей школе

8. Основы педагогического контроля в высшей школе

9. Самостоятельная работа студентов

10. Основы педагогической конфликтологии

11. Построение индивидуальных образовательных траекторий профессионально-личностного развития субъектов образовательного процесса

12. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в вузе как фактор интенсификации процесса профессионально-личностного развития

Виды учебной работы

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

Формы текущего контроля успеваемости аспирантов

Модульно-тестовые задания, творческие задания.

Форма промежуточной аттестации

Зачет
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей) iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)»
Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей) iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 10. 01. 03 Литература...
Научная специальность: 10. 01. 03 Литература народов стран зарубежья (европейская и американская литературы)
Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей) iconПерспективы развития ит в изучении литератур народов стран зарубежья
Реферат на тему «Перспективы развития ит в изучении литератур народов стран зарубежья» 4
Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей) iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 03 «Литература...
Экзамен кандидатского минимума по специальности представляет собой новый этап обобщения и систематизации знаний по специальности...
Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей) icon"Литература народов России" (Кабардино-черкесская литература)
...
Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей) iconМку отдел образования Администрации мр бурзянский район рб по окпо
«География», «Химия», «Лингвистика» (в том числе «Русский язык и литература», «Башкирский язык и литература», «Английский язык»,...
Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей) iconТема урока. Основное содержание
Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;...
Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей) iconЛитература 13 Введение Активное развитие сферы услуг стало важной...
Но именно с началом нового века, с формированием информационного общества и «новой экономики», предприятия сферы услуг стали рассматриваться...
Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей) iconПроблемы задолженности развивающихся стран
Особенно ужасает всё нарастающее отставание развивающихся стран от индустриальных стран. Большую роль в этом отставании играет увеличивающаяся...
Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей) iconД. В. Шапочкин История и культура стран изучаемых языков
Д. В. Шапочкин. История и культура стран изучаемых языков. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей) iconРабочая программа учебной дисциплины «история стран ближнего зарубежья»

Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей) iconБлок добывания знаний и умений
Б. 11 стран мира с численностью населения свыше 100 млн человек; В. примеры полуостровных и островных стран, стран-архипелагов; Г....
Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей) iconЛитература вопросы к зачету
Рабочая программа курса «конституционное (государственное) право зарубежных стран»
Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей) iconВ российской федерации и в ряде стран ближнего зарубежья
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, Санкт-Петербург, Россия
Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей) iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического...
Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей) iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новеишая история зарубежных...
Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск