Феномен социального паразитизма в современном обществе: социально-философские аспекты





Скачать 339.76 Kb.
НазваниеФеномен социального паразитизма в современном обществе: социально-философские аспекты
страница1/3
Дата публикации05.04.2015
Размер339.76 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3

На правах рукописи




Орлова Елена Викторовна
ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО ПАРАЗИТИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ

Специальность 09. 00. 11 – социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Ростов-на-Дону, 2008

Работа выполнена в Технологическом институте

Южного Федерального университета

Научный руководитель: Доктор философских наук, профессор

Поликарпова Валентина Александровна
Официальные оппоненты: Доктор философских наук, доцент

Бандурин Александр Петрович

Новочерскассая Государственная

милиаративной академии, г.Новочерскаск

Заслуженный деятель науки РФ,

Доктор философских наук, профессор

Давидович Всеволод Евгеньевич

Институт по переподготовке и повышению

квалификации преподавателей гуманитарных

и социальных наук ЮФУ, г. Ростов-на-Дону
Ведущая организация: Донской государственный Технический университет

Защита состоится «23» мая 2008г.в 10.00 на заседании диссертационного совета Д.212.208.01 по философским и социологическим наукам в Южном Федеральном университете (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, ИППК ЮФУ, ауд. 34).

С диссертацией можно ознакомится в научной библиотеке ЮФУ (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148).
Автореферат разослан «__» апреля 2008г.

Ученый секретарь

диссертационного совета М.Б. Маринов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В настоящее время происходят глобальные трансформации целого ряда обществ, представляющие собой в совокупности процесс расширения, углубления и ускорения сотрудничества многих стран, который касается всех аспектов современной социальной жизни – от культурной до криминальной, от финансовой до духовной. Все эти быстро меняющиеся условия жизни, экономические, политические, социальные трансформации современного общества влекут за собой изменения в массовом сознании, в социальном и экономическом поведении социальных групп и индивидов, восприятие новых ценностей и поведенческих установок, что дает возможность адаптироваться к новым реалиям. Сама адаптация как процесс и результат приспособления социума и индивида к изменившимся условиям среды может быть как позитивной (поддерживается такой уровень жизни, которые позволяет сохранять или повышать социальный статус и удовлетворять потребности индивидов и социальных групп) и негативной (социальное иждивенчество и социальный паразитизм). Именно социальный паразитизм, когда один человек или социальная группа живут за счет другого человека или социальной группы, представляет собой образ жизни или стратегию, позволяющие потреблять чужие ресурсы при сохранении способности субъекта социальной деятельности самостоятельно удовлетворять свои потребности.

Социальный паразитизм в своих разнообразных формах – воровство, грабеж, рэкет, шантаж, мошенничество, спекулятивная финансовая деятельность и пр. – сейчас растет быстрыми темпами, постоянно подпитывая преступность. На серьезность последнего феномена указывает крупный специалист в области криминологии В.В. Лунеев, который им ставится по опасности на второе место после войны: «И вот если мировому сообществу удается как-то решить проблему предотвращения войн, то самой большой опасностью для человечества, его демократического и экономического развития останется интенсивно растущая национальная и транснациональная преступность, которая в настоящее время включает в себя и традиционно уголовные, и военные, и террористические, и экологические, и генетические, и прочие угрозы. Борьба с ней, скорее всего, окажется долгой, позиционной, разрушительной и не менее кровопролитной, чем переживаемые человечеством войны»1. Иными словами, феномен социального паразитизма представляет собой один из серьёзных вызовов и угроз развитию человечества и соответственно современному обществу.

Сейчас в мире правит бал спекулятивный, фиктивный финансовый капитал, который оторвался от реального, производственного капитала и который во много раз превосходит последний. С ним органически связано паразитическое по своей сути «общество потребления», характерное для стран «золотого миллиарда». Социальным базисом этого «общества потребления» является сытый мещанин-потребитель, стремящийся к роскоши и комфорту, воспроизводящий развитие сферы услуг. Это «общество потребления» в настоящее время благодаря массовому развитию информационных технологий испытывает сдвиг, фиксируемый в понятиях «информационного», «сетевого» общества, «компьютерной революции», «общества знаний». В современном мире, информационное общество представляет собой, общество безграничных возможностей, создающее необходимые условия для технического развития производства на базе новых технологий, а так же развития современных систем коммуникаций и средств связи, распространения важной для жизни человека научной, технической и другой информации. Вместе с тем эффективное функционирование информационного общества требует всего 20% наиболее квалифицированных работников, ученых и специалистов всей планеты, в основном интегрированных в страны «золотого миллиарда». Остальные 80% населения всех стран мира, в том числе и развитых стран Запада, оказывается излишним, причем в странах Запада в будущем должен исчезнуть средний класс. Это означает, что 80% всего населения будут предоставлены в какой-то мере скрашивающие безрадостное существование развлечения в виде глобальной массовой культуры и достаточное для жизнедеятельности пропитание. Таким образом, глобализирующееся информационное общество создает предпосылки для превращения 80% населения планеты в социальных паразитов.

Социальный паразитизм в качестве негативной адаптации к вызовам глобализирующегося информационного общества несет с собой колоссальные деструктивные последствия. Социальный паразитизм проявляется в росте государственной и корпоративной бюрократии, в разрастании теневой экономики, росте значимости криминальных структур различного рода. Приученная к социальному паразитизму масса индивидов теряет способность оказывать воздействие на окружающий социальный мир, что блокирует их возможность реализовать свой творческий потенциал. Так как индивиды стремятся по своей природе осуществить свои творческие потенции, то в нынешних условиях широко распространяется девиантное, криминальное поведение индивидов и социальных групп, начиная с правящей элиты и кончая социальным дном. В конечном счете, такого рода последствия социального паразитизма приведут к деградации и саморазрушению такой общественной системы, и самоуничтожению всего человечества.

Анализ специальной литературы, посвященной роли и месту феномена социального паразитизма в жизнедеятельности человека и общества показывает, что интерес исследователей этой проблемы, сосредоточен, на социально-экономических, финансовых, институциональных моментах этого явления. Однако практически не рассматривается место социального паразитизма в современном обществе, в том числе и российском социуме, и вытекающие отсюда социокультурные последствия. Поэтому социально-философское рассмотрение феномена социального паразитизма является очень актуальным и требует своего осмысления и анализа.

Степень научной разработанности темы. В настоящее время не имеется серьезных исследований, посвященных социально-философским аспектам феномена социального паразитизма в современном обществе, хотя различным сторонам роли и места социального паразитизма в жизнедеятельности общества уделяется определенное внимание. Прежде всего следует отметить, что различные стороны феномена социального паразитизма исследуются в работах по экономике, финансам, социологии, юриспруденции, управлении, психологии, политологии, информатике таких ученых, как М. Альбер, Э.М. Андреев, С.И. Билкей и В.И. Ковалев, А. Фернам и М. Аргайл, З. Бауман, Р. Гарифуллин, О.В. Генне, Ю.Г. Волков и В.С. Малицкий, А.П. Даньков, М.Дж. Димарна, Т.И. Заславская, А. Зиновьев, С. Ирвин, Ш. Кантер, В.П. Киселев, В.Д. Ларичев, Г.П. Мартин и Х. Шуман, С. Обознов, А.В. Оболонский, А. Разумов, Л. Тимофеев, Э. Фромм, Ф.А. Хайек, Г. Шипли, Ю. Щербатых, А. Ястребов.

В фундаментальной монографии А. Бузгалина и А. Колганова «Глобальный капитал» дан анализ новейших изменений в экономике и обществе, которые происходят под влиянием развертывающихся процессов глобализации и информационной революции, и показано, что господствующие ныне формы генезиса постиндустриального глобального общества представляют собой исторически тупиковую линию эволюции. В ней следующим образом описывается значимость паразитарного по своей сути спекулятивного, фиктивного глобального капитала в современном мире: «Имеющаяся в Интернете информация свидетельствует, в частности, о том, что к 1998–2000 гг. номинальная стоимость базисных деривативов составила 13–14 трлн. долларов или почти в 20 раз больше, чем 10–12 лет назад. Номинальная стоимость внебиржевых контрактов за тот же период равнялась 80–94 трлн. долларов, т.е. в 60–70 раз более, чем 10–12 лет назад. Наиболее ярко впечатление о масштабах финансового сектора, ставшего глобальным и достигавшего в конце 90-х годов масштабов, качественно больших, нежели масштабы реального сектора. Так, уже в середине 90-х годов международная торговля финансовыми деривативами составляла до 2 млрд. долларов в день, а объем контрактов на биржевом и внебиржевом рынках достигал 40 трлн. долларов, тогда как экспорт товаров и услуг едва превышал 6 трлн… Итак, мы можем сформулировать следующий тезис: для капитала конца XX – начала XXI века становится характерен именно тот сдвиг в материальной базе общественной жизни, который и был им (среди прочего) «заказан»: доминирующими в экономике становятся сферы, где капитал прямо занят производством самого себя (денег) из самого себя (из денег) и обслуживанием этих процессов (управление, защита и спецификация прав собственности и т.п.). При этом современные технологические сдвиги отчасти позволяют делать это, не прибегая к «излишнему» процессу производства материальных и культурных благ, ранее, как правило, лежавшему в основе производства капитала»2. Доминирование современного паразитарного фиктивного финансового капитала находит свою социальную базу в сытом гражданине-обывателе стран «золотого миллиарда». Эта социальная база представляет собой социальный паразитизм, так как она осуществляет свою жизнедеятельность за счет чужих ресурсов, за счет ограбления остальных стран мира.

Вместе с тем необходимо иметь в виду то обстоятельство, согласно которому тенденции развития глобального реального капитала благодаря использованию информационных технологий таковы, что в результате может сформироваться на Западе и во всем мире «общество 20:80», т.е. 80% всего населения мира вынуждены будут вести паразитический образ жизни. В сентябре 1995 г. отель «Фермонт» (Сан-Франциско) был заполнен представителями мировой элиты, которые обсуждали будущее занятости населения мира и соответствующую модель будущего общества. Главный управляющий корпорации Sun Microsystems открыл раунд дебатов на тему «Технология и занятость в глобальной экономике». Он отметил, что на корпорацию Sun Microsystems работает в настоящее время шестнадцать тысяч человек со всего мира, тогда как в действительности достаточно всего шесть, максимум восемь человек, остальные же являются «резервом для рационализации»3. Таким образом, становится ясным, что глобальная экономика в перспективе требует невиданных раньше армии безработных, что и зафиксировано в концепции будущего «общества 20:80» и понятии «титтитейнмент» (З. Бжезинский).

Это означает, что в будущем для функционирования мировой экономики достаточно будет всего 20% населения, этого будет достаточно, для производства товаров первой необходимости и предоставления дорогостоящих услуг, которые может себе позволить мировое сообщество. Остальные 80% населения не будут иметь ничего, они вынуждены будут довольствоваться «титтитейнментом» – сочетанием развлечений, чтобы скрашивать безрадостное существование, и необходимым минимумом пропитания. В истории человеческого общества перед нами воспроизводится ситуация с римским плебсом, который довольствовался хлебом и зрелищем, т.е. воспроизводится социальный паразитизм.

Возможности социального паразитизма 80% населения мира коренятся в том, что происходящая сейчас цифровая революция (этап информационной революции) выступает в качестве основы наступающей эры творческих индивидуалов. Это означает, что движущей силой экономики становятся творческие индивидуалы и их команды, которые создают и обретают богатство и благосостояние. В специальной литературе показано, что существует связь между наступлением эры творческих индивидуалов и принципом 20/80 – способом добиваться большего и создавать колоссальные богатства меньшими усилиями. «Принцип 20/80 гласит, – отмечает Р. Кох, – что 80 процентов результатов проистекают из 20 процентов причин. Этот эмпирический закон уже прошел проверку в экономике, бизнесе и смежных науках. Следовательно, все, чем мы занимаемся, а также все другие силы, ресурсы и идеи – то есть окружающий нас мир – в большинстве своем представляют мало ценности и приносит мало результатов; но все же некоторые вещи в нем обладают фантастической эффективностью и оказывают колоссальное воздействие… Усилие и вознаграждение не находятся в линейной зависимости»4. Так как для бизнеса важен рост как создание чего-то нового и ценного, то он обеспечивается, в конечном счете, творческими индивидуалами, работающими в небольших командах. Эти команды, использующие принцип 20/80 в качестве приводящего самые мощные силы рычага, способны предоставить потребителям намного больше, чем они

желают иметь при меньших затратах денег, ресурсов, времени и энергии.

В результате производство материальных и нематериальных благ значительно превосходит потребности мирового сообщества, требует гораздо меньше занятых в производстве индивидов и приводят к гигантскому социальному паразитизму.

Не случайно западные исследователи усматривают будущее глобальной экономики в роскоши как источнике благополучия, причем роскошь характеризуется в соответствии с критериями информационного общества5. На Западе и в России имеется социальный слой, чьи представители платят по 50 000 и более долларов за BMW вместо того, чтобы купить недорогую качественную, но менее престижную марку автомобиля. В общем они предпочитают заплатить втрое больше, но приобрести товары известных марок (брэндов), что отражает важную глобальную тенденцию. Потребители сегодня готовы платить за дорогие товары и услуги, которые имеют для них эмоциональную значимость и дают выгоду в качестве функциональности и чувства морального удовлетворения6. Существенен также тот факт, что то, что вчера представляло собой роскошь (автомобиль, сотовый телефон и персональный компьютер), сегодня уже является необходимым атрибутом обыденной жизни. В результате инноваций появляются новые предметы роскоши и комфорта, удовлетворяющие искусственно сформированные потребности, что движет глобальную экономику. Однако вместе с этим все больше транснациональные корпорации в погоне за прибылью забывают о социальной ответственности и гуманизме, возвращаются к практике рабского труда7, что в итоге влечет за собой рост безработицы и соответственно числа людей, вынужденно обреченных на социальный паразитизм.

Попытки осветить отдельные аспекты и моменты феномена социального паразитизма просматриваются в философской и экономической мысли, которая затрагивает актуальные проблемы социального паразитизма и его места в российском обществе. Они отражены в монография и статьях Е.С. Балабановой8, А. Бунича9, Л. Гевелинга10, М. Голдмана11, В.А. Дадалко Е.Е. Румянцевой и Д.А. Пешко12, В.А. Каменецкого и В.П. Патрикеева13, Н. Козина14, В.П. Макаренко15, А.В. Манойло, А.И. Петренко и Д.Б. Фролова16, В.А. Номоконова17, С. Роузфилда18, Л. Тимофеева19. Заслуживает внимания тот момент, согласно которому необходимость перехода российского общества к социальному государству с рыночной экономикой требует принимать во внимание феномен социального паразитизма и его место в нашем социуме. Так, Н. Козин подчеркивает, что в постсоветской России сложилась такая цивилизационная ситуация, которая способствует росту социального паразитизма в обществе. Если в советском обществе доминировала гуманистическая идея эмансипации труда от всех экономических, политических и социальных практик, искажающих его истинную историческую сущность как основного средства существования истинно человеческого в человеке, то «на этом фоне новолиберальный социальный проект входит в историю с совершенно другой идеей – эмансипации от труда»20. Практика ориентирования общества на идею безграничной свободы, привела человека к свободе от труда, что заложило начало формированию в обществе социальных идеалов и основных программ деятельности человека, связанных с ценностями не труда, а досуга. В результате перед нами предстает человек новой формации, который соответствует либеральной эпохе с ее новыми идеалами и ценностными ориентациями не на производство, а на потребление. Человек свободный от труда, идентифицирующий себя с практиками досуга а не труда, заканчивает тем, что неизбежно становится социальным паразитом. Этому явлению в полной мере способствовала приватизация, создавшая без особого труда не только совершенно маргинальный тип, блестяще паразитирующий на приватизационных потоках, а так же экономическую структуру для подобного паразитирования, позволяющую субъекту иметь максимум возможного при минимуме затраченных усилий. «Этому в немалой степени способствует еще одна экономическая аберрация, созданная либеральными реформами: возникла экономика, в которой царствует не производитель, а посредник. Именно он сумел деформировать всю ткань экономических отношений, которые в своем новом качестве позволили ему уровнять свой экономический статус с производителем, а в ряде случаев и превзойти его. Именно он сумел из своих посреднических функций сделать фетиш, придать ему статус главного экономического звена и извлекать из него массу преимуществ. Больше того, в условиях России он превратил себя в законодателя экономических норм, одна из которых вообще позволяет ему обходиться без производителя»21. Таким образом, в экономике России под влиянием субъекта-посредника происходит усиление паразитарных наклонностей, вырождение самой экономической инфраструктуры, а в ней и экономического субъекта в качестве производителя.

Вместе с тем, анализ перечисленных и ряда других исследований феномена социального паразитизма и его места в обществе показывает, что в философском аспекте, особенно в социально-философском ракурсе данная проблема не изучена в достаточной степени. Следует отметить в комплексе литературы оп данной теме, что отдельные моменты феномена социального паразитизма становиться предметом рассмотрения социологов, экономистов, финансистов и управленцев. Однако в современной Российской литературе почти нет работ, которые шире раскрывали бы с социально-философской точки зрения данную проблему. Многообразие исследуемых моментов и форм феномена социального паразитизма в обществе не свидетельствует в пользу того, что данная проблема изучена и раскрыта достаточно основательно. Анализ существующей литературы показывает, что ряд аспектов и форм феномена социального паразитизма, особенно социально-философских, остается недостаточно разработанным и изученным. Среди мало исследованных проблем можно выделить такие вопросы, как значимость природы и сущности человека в генезисе феномена социального паразитизма, философское осмысление биологических предпосылок социального паразитизма, зафиксированного в мире общественных животных, значение социокультурных оснований в феномене социального паразитизма, место социального паразитизма в информационном обществе и его воздействие на социальное поведение индивида, взаимосвязь феномена социального паразитизма и преступности в современном обществе, проблема взаимоотношения социального паразитизма и безопасности общества. Это позволяет сделать вывод о том, что тема социального паразитизма и его воздействия общество и человека требует специального исследования с позиции социальной философии.

Цель и задачи исследования. Целью предпринятого исследования является социально-философский анализ феномена социального паразитизма в обществе. В соответствии с поставленной целью работы представляется необходимым в ходе исследования решить следующие задачи:

  • выявить особенности феномена социального паразитизма и его воздействие на общество и человека;

  • определить биологические предпосылки социального паразитизма;

  • установить социокультурные основания феномена социального паразитизма;

  • рассмотреть специфику социального паразитизма в контексте глобализирующегося информационного общества;

  • проанализировать взаимосвязь социального паразитизма и преступности в современном обществе;

  • очертить взаимоотношение социального паразитизма и безопасности общества.

Объектом исследования является место и роль социальных патологий в жизнедеятельности общества и человека как общественного существа.

Предметом исследования выступает место феномена социального паразитизма в обществе и вытекающие из этого социальные последствия.

Методологические основы исследования. В данной диссертационной работе использутся принципы социобиологии, теория информационного общества, теория социального обмена и концепции природы и сущности человека, методы социально-философского анализа, методы научного анализа и синтеза. Для выяснения механизмов генезиса феномена социального паразитизма используются результаты зарубежных и отечественных исследований социальных патологий в философии, информатике, социологии, психологии, культурологии, менеджменте.

Научная новизна исследования состоит в получении следующих результатов:

  • выявлены особенности феномена социального паразитизма и его неоднозначное воздействие на общество и человека, что заложено в его амбивалентном характере;

  • определены биологические предпосылки социального паразитизма, обусловленные природой взаимосвязи общественных животных и необходимостью паразитизма для нормальной жизнедеятельности мира живой природы;

  • установлены социокультурные основания феномена социального паразитизма, которыми являются собственность, власть, избыточный продукт, слоистый характер общества, резерв для самосохранения социума и культуры в гетерогенной социокультурной системе;

  • рассмотрена специфика социального паразитизма в контексте глобализирующегося информационного общества, обусловленная спекулятивной природой фиктивного глобального финансового капитала, блокирующего разворачивание творческого потенциала преобладающей массы индивидов;

  • дан анализ взаимосвязи социального паразитизма и преступности в современном обществе, в котором законы сформулированы таким образом, что жизнедеятельность индивидов осуществляется на грани криминала;

  • очерчены взаимоотношения социального паразитизма и безопасности общества, детерминированные индивидуализацией общества и новыми возможностями, связанными с информационными технологиями.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Особенности феномена социального паразитизма выявляются при помощи использования в качестве методологических основ таких фундаментальных принципов культурно-исторической психологии, как принципы деятельности, социальности человека, принципы теории социального обмена, концепции природы человека как взаимодействия и взаимопроникновения порядка и хаоса, сущности личности с ее ядром как набором интериоризованных социальных ценностей, теории информационного общества. Особенности феномена социального паразитизма состоят в том, что он имеет амбивалентный характер и в зависимости от конкретно-исторической социокультурной обстановки может выполнять позитивную функцию наращивания культурного потенциала социума или негативную функцию, приводя общество к деградации и самодеструкции, т.е. социальный паразитизм носит неоднозначный характер.

  2. Феномен социального паразитизма имеет биологические предпосылки, а именно: среди животных, ведущих индивидуальный образ жизни паразиты в основном живут за счет других животных, регулируя их жизнедеятельность, среди общественных животных (муравьи, пчелы и пр.) проявляется истинно социальный паразитизм, обусловленный агрессивностью и конкуренцией среди животных. Социальный паразитизм в среде общественных животных присущ тем особям, которые используют стратегию мимикрии для адаптации к окружающей среде с целью минимизировать свои энергетические затраты, что ведет к упрощению и регрессу их организмов и поведения.

  3. Социокультурными основаниями, феномена социального паразитизма в обществе выступают, во-первых, собственность, дающая возможность меньшинству жить за счет остальных социальных групп, во-вторых, власть, позволяющая ее носителю принуждать силой других индивидов обеспечивать его жизнедеятельность, в-третьих, избыточный продукт (свободные ресурсы), благодаря которым выделяются исключенные из производства группы, потребляющие произведенные блага и благодаря свободному времени либо созидающие культурные ценности, либо ведущие паразитический образ жизни, в-четвертых, в дифференцированном социуме, гетерогенной социокультурной системе необходимый резерв для самосохранения.

  4. Специфика социального паразитизма в контексте глобализирующегося информационного общества обусловлена спекулятивной природой фиктивного глобального финансового капитала, блокирующего разворачивание творческого потенциала преобладающей массы индивидов. В этом случае информационные технологии дают возможность небольшому числу индивидов развернуть свой творческий потенциал, выступая в качестве движущей силы глобальной экономике и производя колоссальные богатства. Однако паразитическая природа глобального фиктивного финансового капитала, ориентированного на достижение сверхприбыли, производит и воспроизводит 20% населения мира в качестве сытого потребителя, стремящегося к роскоши и комфорту, и одновременно с этим вынуждает большинство населения мира к социальному паразитизму, что, в конечном счете, приводит к саморазрушению социума.

  5. Для современного глобализирующегося информационного общества характерны взаимосвязи социального паразитизма и преступности, которые порождены информационными технологиями и средствами электронной связи и к которым относятся компьютерная преступность, мошенничество в сотовых сетях, кража изображений в Web и пр. Законы такого общества, которые представляют собой социальный капитал, сформулированы таким образом, что жизнедеятельность индивидов осуществляется на грани криминала, что нередко ведет к социальному паразитизму.

  6. Взаимоотношения социального паразитизма и безопасности современного общества детерминированы индивидуализацией общества и новыми возможностями, связанными с информационными технологиями, позволяющими человеку осуществлять свою деятельность в виртуальном пространстве Интернета, Интранета и других информационных сетях. Это имеет существенное значение для осуществления безопасности в виртуальном пространстве, для отражения виртуальных угроз и опасностей, которые обусловлены существованием преступных сетевых сообществ как носителей социального паразитизма, что влечет за собой вполне реальные социальные последствия для человека и социума.

Научно-практическое значение исследования. Выводы, полученные в ходе проведенного исследования, могут найти применение при проведении реформ в нашей стране, в процессе формирования социокультурной среды отечественного социума, минимизации негативного последствий социального паразитизма. Результаты данного исследования могут использоваться в воспитательной работе среди молодежи, в курсах и спецкурсах по социальной философии, культурологии, социологии, психологии, педагогике, менеджменте.

Апробация работы. Содержание диссертационной работы обсуждалось на заседании кафедры истории и философии Технологического института ЮФУ, на ряде научно-практических конференций и семинаров. Основные положения диссертации отражен в пяти статьях и тезисах, общий объем которых составляет 3,3 печ. л., из них в изданиях, рекомендованных в ВАК, одна статья, объемом 0,8 п.л.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по три раздела, заключения, списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во «Введении» обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень научной разработанности проблемы, определяются цель и задачи исследования, описываются теоретические и методологические основы авторского анализа, выделяется научная новизна, излагаются основные положения, выносимые на защиту, отмечается теоретическая и практическая значимость данной работы, ее апробация.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Феномен социального паразитизма в современном обществе: социально-философские аспекты iconФеномен социального одиночества в современном российском обществе
І. теоретико-методологические основы исследования феномена социального одиночества
Феномен социального паразитизма в современном обществе: социально-философские аспекты iconРабочая программа дисциплины "философские проблемы культуры и цивилизации"...
Возрождения, а также Нового и Новейшего времени на проблему свободы воли. Помочь студентам расширить свое мировоззрение на предмет...
Феномен социального паразитизма в современном обществе: социально-философские аспекты iconФеномен виртуализации государственного бюрократического управления...
Работа выполнена на кафедре политической теории факультета социологии и политологии фгоу впо «Южный федеральный университет»
Феномен социального паразитизма в современном обществе: социально-философские аспекты icon«Суррогатное материнство как социально-нравственное явление в современном обществе»
Тема: «Суррогатное материнство как социально-нравственное явление в современном обществе»
Феномен социального паразитизма в современном обществе: социально-философские аспекты iconГюнай Видади кызы образ «джентльмен» как лингвокультурный феномен:...
Как лингвокультурный феномен: когнитивный и коммуникативно-прагматический аспекты
Феномен социального паразитизма в современном обществе: социально-философские аспекты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подвести учащихся к пониманию причин сохранения социального неравенства в современном обществе
Феномен социального паразитизма в современном обществе: социально-философские аспекты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подвести учащихся к пониманию причин сохранения социального неравенства в современном обществе
Феномен социального паразитизма в современном обществе: социально-философские аспекты icon«Наука в современном информационном обществе» Оргкомитет международной...
Фгос спо по специальности 080014 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный Министерством образования и науки РФ...
Феномен социального паразитизма в современном обществе: социально-философские аспекты iconМетодическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном...
Цель: Осмысление важности демографической проблемы в современном российском обществе
Феномен социального паразитизма в современном обществе: социально-философские аспекты iconПрограмма курса «Социальная безопасность»
Гос и имеет своей целью сформировать у учащихся первичные навыки социального ориентирования и прогнозирования при построении своей...
Феномен социального паразитизма в современном обществе: социально-философские аспекты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Российской академии образования на базе факультета психологии и социальной работы была проведена Международная научно-практическая...
Феномен социального паразитизма в современном обществе: социально-философские аспекты iconКомплексный характер информационной войны на кавказе: социально-философские аспекты
Защита состоится «3» июля 2008 г в 10. 00 часов на заседании Диссертационного совета д 212. 208. 01 по философским и социологическим...
Феномен социального паразитизма в современном обществе: социально-философские аспекты iconПроблемно ориентированный анализ
Тема научно-методической работы мо: Личностно-ориентированный подход в обучении технологии, музыке, изо и становлении самостоятельной,...
Феномен социального паразитизма в современном обществе: социально-философские аспекты icon«Общественная позиция и роль гуманитария в современном мире»
Может ли гуманитарий претендовать на роль духовного лидера в современном обществе?
Феномен социального паразитизма в современном обществе: социально-философские аспекты iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы социального государства...
Основы социального государства в гражданском обществе: [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 32...
Феномен социального паразитизма в современном обществе: социально-философские аспекты iconТемы курсовых работ и рефератов по предмету теории и методики физической...
Курс на расширение массовости и совершенствование качества физкультурного движения в современном российском обществе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск