Скачать 220.23 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт филологии и журналистики Кафедра философии Павлов А.В. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ Учебно-методический комплекс для студентов направления 032700.62 «Филология» - форма обучения очная Тюменский государственный университет 2013 А.В.Павлов. Русская философская мысль: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления 032700.62- «Филология». Учебно-методический комплекс содержит рабочую учебную программу дисциплины, контрольные вопросы, методические указания для студентов при выполнении самостоятельной работы. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Русская философская мысль (электронный ресурс). Режим доступа: http:// www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией филологического факультета. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета © Тюменский государственный университет, 2013. © Павлов А.В. 2013. 1.Пояснительная записка:
Целью дисциплины является обучение студентов основным идеям русской философии. Задачи - усвоение основных идей и понятий русской философии; ознакомление с рядом концепций русской философии контексте культуры; развитие способности самостоятельного мышления, способного решать общественные, индивидуальные и профессиональные проблемы на основе философской традиции и с ориентацией на личностный смысл.
Курс базируется на знаниях и навыках предыдущих семестров обучения. Знания, полученные в результате изучения русской философии необходимы в качестве методологических позиций для изучения современности специальности «журналистика», а также для написания выпускной квалификационной работы. 2.Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр 5. Форма аттестации – контрольная работа, зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетных единицы, 35 часов. Таблица 1.
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕМА 1. Введение. Методологические вопросы исследования русской философии. Предыстория русской мысли. Конкретно-исторические условия формирования и развития русской философии Гуманитарная проблематика. Предметная область гуманитарной науки. Методология гуманитарной науки. Проблема объективности познания в гуманитарной науке. Роль субъективности в гуманитарном познании. Характер знания в гуманитарной науке. Эффективность и границы применимости рационального познания. Квазинаучное отношение к познанию. Многомерность рационального познания. Проблема методологической актуальности русской философии. Рефлексия исторического пути. Влияние Византии и византизм. Крещение Руси. Петровские реформы. Роль духовных академий. Москва как III Рим. Церковь и государство. Раскол. Мистицизм в России. Просвещение и зарождение университетов в России. Масонство. Отечественная война 1812 г. Влияние европейского самосознания. Социально-экономическая и мировоззренческая проблематика. Движение декабристов. Эпоха Николая I. Влияние германской философии на русскую мысль. П.Я.Чаадаев «Философические письма» и зарождение русского самосознания. Идеологема гр. Уварова. Крестьянская реформа и русский капитализм. Народовольческое движение. Подготовка и ход русской революции. ТЕМА 2. Славянофильство Проблематика русского самосознания и взаимоотношения с Европой. И.В.Киреевский. А.С.Хомяков и философема соборности. Средневековая и русская соборность. Н.Я.Данилевский «Россия и Европа». Начало мистификации России и Европы. Зарождение идеологемы «Русская идея». ТЕМА 3. Западничество Университет и философия. Западничество как реакция на российскую власть. Роль Н.В.Станкевича и В.Г.Белинского. А.И.Герцен и его издания. ТЕМА 4. Материализм и позитивизм Антропологические идеи Н.Г.Чернышевского и русский нигилизм. Анархизм М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина. П.Л.Лавров. Н.К.Михайловский. Зарождение и эволюция русского марксизма: Г.В.Плеханов, В.И.Ленин. ТЕМА 5. Философские взгляды В.С. Соловьева. Эволюция концепции всеединства Программа создания христианской православной философии. Гностическая онтология В.С.Соловьева. Всеединство. Софиология. Теократия. В.С.Соловьев и Ф.Шеллинг. Мистическая гносеология В.С.Соловьева. Россия как мост между Востоком и Западом. Гностический и мистический характер соловьевского представления о христианстве. Теодицея П.А.Флоренского. Консубстанциальность. Софиология С.Н.Булгакова. Е.Н. и С.Н. Трубецкие. «Симфоническая личность» Л.П.Карсавина. С.Л.Франк «Непостижимое». ТЕМА 6. Философские взгляды Н.А. Бердяева. Русский интуитивизм. Н.О. Лосский. Философско-мировоззренческие идеи в русской литературе «Спорная» область христианства. Противопоставление духа и природы. «Реальный символизм». Мистическая гносеология, антропология и этика Н.А.Бердяева. «Философия свободы», «Смысл творчества». Экзистенциализм Н.А.Бердяева. Россия как синтез Запада с Востоком. Мистицизм как предпосылка интуитивизма. Интуитивистские концепты С.Л.Франка и А.Ф.Лосева. Н.О.Лосский: гносеологическая координация. Идеальное и реальное бытие. Интеллектуальная и мистическая интуиция. Человеческое «я» как субстанциальный деятель. Консубстанциальность Н.О.Лосского. Антропология Н.О.Лосского. Н.В.Гоголь и мистицизм. Ф.М.Достоевский и экзистенциализм. Л.Н.Толстой. ТЕМА 7. Русская эзотерика и ее влияние на общественную мысль. Эзотерические идеи в поэзии Серебряного века. Русский космизм Конкретно-исторические условия формирования русских эзотерических взглядов. Эзотерика Е.П.Блаватской. Эзотерика Е.Рерих. Эзотеризм как реакция на развитие естественно-научного мировоззрения. Эзотерика и рационализм. Влияние Е.П.Блаватской, Е.Рерих и Р.Штейнера на поэзию Серебряного века. В.Брюсов. А.Белый. В.Иванов. Д.Мережковский. В.Розанов. В.Хлебников. Русский космизм как синтез эзотерических и научных взглядов. «Общее дело» Н.Ф.Федорова. «Аксиома реальности мира» и «ноосфера» В.И.Вернадского. Влияние космизма на науку 10-20-хх гг. XX в. В России. Н.И.Мечников, И.П.Павлов, И.М.Сеченов, А.А.Богданов. ТЕМА 8. Русская феноменология Г.Г.Шпет «Сознание и его собственник». Диалектическая феноменология А.Ф.Лосева. ТЕМА 9. Кризис русской философии. Отличительные черты русского самосознания XIX-начала XX века. Вместо заключения Русская философия как «четвертый источник» советского диалектического материализма. Советский марксизм и его одиночество. «Русский путь» и его предистоки. «Вехи». «Философский пароход». Русская философия в эмиграции. Прагматизм, рационализм, либерализм, креационазм, морализм, волюнтаризм. Индивидуализм и тоталитаризм русского самосознания, интуитивизм и антиномизм. Методологическая актуальность русской философии. Опорные понятия и ключевые слова. Проблематика. Предметная область. Методология. Объективность. Субъективность. Знание. Многомерность познания. Византизм. Мистицизм. Просвещение. Масонство. Европейское самосознание. Русское самосознание. Третий Рим. Самодержавие. Православие. Народность. Соборность. Русская идея. Западничество Нигилизм. Анархизм Всеединство. Софиология. Теократия. Мост между Востоком и Западом. Теодицея. Консубстанциальность. Софиология Симфоническая личность. «Реальный символизм». Синтез Запада с Востоком. Гносеологическая координация. Идеальное и реальное бытие. Интеллектуальная и мистическая интуиция. Субстанциальный деятель. Экзистенциализм. Оккультизм. Эзотеризм. Символизм. Общее дело». Аксиома реальности мира. Ноосфера. Феноменология. Материя. Прагматизм. Рационализм. Либерализм. Креационазм. Морализм. Волюнтаризм. Индивидуализм. Тоталитаризм. Интуитивизм. Антиномизм. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература
Дополнительная литература
Интернет-ресурсы |
Недели семестра | Недели семестра | ||
Недели семестра | Недели семестра Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030601. 65 «Журналистика» форма обучения очная | ||
Тематический план п/№ Тема Недели семестра Особенности формирования и расчета максимального стока рек за период весеннего половодья | Тематический план п/№ Тема Недели семестра Основные физико-химические процессы взаимодействия загрязненных стоков, подземных вод и пород | ||
Недели семестра ... | Матричная структура фист осень 2011/12 уч года Методология профессиональной деятельности; нир (оба семестра); Практика (оба семестра) | ||
Отчёт о проделанной работе предметной недели по географии, биологии... Для проведения предметной недели был составлен план работы. Определены по дням недели мероприятия, их содержание, класс, ответственные.... | Памятка для студентов начальных курсов заочной формы обучения В том числе, согласно расписанию, последняя неделя каждой сессии предназначена для проведения установочных лекций по дисциплинам... | ||
Анализ предметной недели «Знатоки математики в мбоу «сош №3 с. Алхан-Кала» Любой ученик должен найти себе дело по силам и интересам, так как принцип проведения недели: каждый ребенок является активным участником... | Урок, 6б кл бондаренко т. И Гончарук л. В.: 1)Фотовернисаж «в краю волшебных северных сияний» (7-8КЛ) – в течение недели; 2)конкурс рисунков «край, который я... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжительность учебного года: 1 кл. – 33 недели, 2-4 кл. – 34 недели, 5-11 кл. – 35 недель | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжительность учебного года: в 1 классе – 33 уч недели, во 2-9 классах – 34 уч недели, 10-11 кл – 35 уч недель | ||
Конкурс рисунков для 1 классов «Саха сирин кыыллара» Обсуждая идеи и содержания недели, в мо определили, что мероприятия недели будут объединены общей темой «Байанай» | Личнаякнижк а студента II курса дневного отделения планы учебных занятий IV семестра Личная книжка студента II курса дневного отделения. Планы учебных занятий IV семестра 2009/2010 учебного года. М.: Рхту им. Д. И.... |