Пояснительная записка. Цель курса





Скачать 105.15 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Цель курса
Дата публикации18.04.2015
Размер105.15 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Философия > Пояснительная записка
НИУ-ВШЭ


Факультет Философии


Направление 030100.68 Философия

Программа обучения

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ




Модуль 1
Программа семинарских занятий



Автор к.ф.н., доцент кафедры истории философии Ищенко Н.И.
Москва 2012

Пояснительная записка.
Цель курса

Основной целью курса является способствование более подробному ознакомлению студентов с философской антропологией как с одним из влиятельнейших направлений современной философии. Программа курса основывается на изучении фундаментальных работ основоположников этого направления и предполагает усвоение общих дисциплинарных границ антропологии как характерного этапа в истории западноевропейской философии, а также понимание особенностей антропологической тематики в рамках современной философии, ее тематического и методологического своеобразия в контексте культурно-исторической ситуации ХХ-ХХI вв.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи.

Помочь студентам сориентироваться в сложном и противоречивом комплексе проблем антропологической тематики современной западной философии на примере одного из ее влиятельнейших и базовых направлений; приобрести и отработать навыки историко-философского и логико-методологического анализа философско-антропологической мысли в частности и современной гуманитарной мысли вообще; а также предоставить студентам возможность для более глубокого самостоятельного изучения первоисточников.


Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки
Оценка за зачет рассчитывается по формуле:

Отек = 1*Ореферат

Онакопленная1 = 0,6*Отек+0,4*Оауд

Опромежуточная 1 = 0,7*Онакопленная1+0,3*Озачет
Итоговая оценка по учебной дисциплине рассчитывается по формуле:

Отек = 1*Ореферат

Онакопленная 2 = 0,6*Оауд + 0,4*Отек

Онакопленная = (Опромежуточная 1 накопленная 2):2

Орезультирующая = 0,7*Онакопленная 2 +0,3*Оэкзамен
Способ округления оценок на каждом этапе - арифметический

Содержание курса.
Тема 1. Философская антропология ХХ века как попытка целостного понимания человека.

Теоретические истоки. Основные идеи.

Проблема духовно-нравственных основ западной цивилизации: история и современность. Христианская культура и идея человека: имморализм Ф. Ницше и этический априоризм М. Шелера. Критика гуманитаризма в работе Шелера «Ресентимент в структуре моралей».
Проблема классификации антропологических учений.
Историко-философский обзор эволюции антропологической проблематики в работе М. Шелера "Человек и история".
Проблема сущности и происхождения человека.

Литература.

Ницше Ф. «К генеалогии морали» //Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах, Т. 2. М, Мысль, 1990. Стр. 407-555.

Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. С.-Пб., Наука, 1999.

Шелер М. Формы знания и образование.// Шелер М. Избранные произведения. М., Гнозис, 1994. Стр. 15-56.

Шелер М. Человек и история. // Шелер М. Избранные произведения. М., Гнозис, 1994.

Стр. 70-97.

Шелер М. Человек в эпоху уравнивания.//Шелер М. Избранные произведения. М., Гнозис, 1994. Стр. 98-128.
Работа М. Шелера "Человек и история". Историко-философский анализ.

Введение. Пять основных типов самопонимания человека (5 глав работы).

Глава 1. Теоцентризм.

Глава 2. Космоцентризм.

Глава 3. Позитивизм (естественно-научная). Идея "homo faber" (человека "делающего", "умеющего").

Глава 4. Иррационализм (концепции человека пессимистической философии культуры). Идея "дионисического" человека.
Глава 5. "Новая" метафтзика как атеизм "нового" типа ("постулаторный атеизм серьезности и ответственности"). Идея человека "нового типа" (как "духовного образа" героя и гения, как Богочеловека).
Литература.

Шелер М. Человек и история. // Шелер М. Избранные произведения. М., Гнозис, 1994.

Стр. 70-97.

Тема 2. Программа философского познания человека М. Шелера.
«Положение человека в Космосе».

Введение. Идея "человека" как проблема.

Сущностное понятие человека.

Глава 1. Ступенчатая последовательность психофизического бытия.

Чувственный порыв (растение). Инстинкт (животное). Ассоциативная память (высшие животные). Практический интеллект (высшие животные).

Глава 2. Сущностное различие "человека" и "животного".

Сущность "духа" - свобода, предметное бытие, самосознание. Примеры "духовных" категорий: субстанция; пространство и время как "пустые" формы. Дух как чистая актуальность.

Глава 3. Идеирующее познание сущности как основной акт духа.

"Феноменологическая редукция" как техника снятия сопротивления (реальность, сопротивление, сознание). Акт идеации. Человек как "аскет жизни".

Литература.

Шелер М. Положение человека в Космосе.//Шелер М. Избранные произведения. М., Гнозис, 1994. Стр. 129-165.

http://musa.narod.ru/sheler2.htm
Теизм и «метаантропология» позднего Шелера.

Глава 4. "Негативная" и "классическая" теории человека и их критика.

Взаимоотношение духа и мощи в природе, человеке, истории и мирооснове.

Глава 5. Тождество тела и души.

Критика Декарта: уязвимость картезианской позиции и аргументация Шелера в пользу новой постановки вопроса.

Критика "натуралистических" воззрений: формально-механистического и виталистского, трех их модификаций. Критика антропологической теории Л. Клагеса.
Глава 6. К метафизике человека.

"Метафизика" и "религия".

Литература.

Шелер М. Положение человека в Космосе.//Шелер М. Избранные произведения. М., Гнозис, 1994 . Стр. 166-193.
Тема 3. Философская антропология Х. Плеснера.

Попытка преодоления метафизического дуализма М. Шелера.

Критика методологической оппозиции метафизика-естествознание. Вариант монистического учения о человеке. Элементы биологизма. Учение о внебиологическом характере природы человека. Представление о «сущности» человека как об уникальной способности живого, обнаруживающейся в специфическом преодолении им биологических рамок своего естественного существования. Понятия эксцентричности, границы, позициональности.

Литература.

Плеснер Х. Ступени органического и человек: введение в философскую антропологию.//Проблема человека в западной философии. Под ред. Попова Ю.Н., М., Прогресс, 1988. Стр.96-151.

Плеснер Х. Ступени органического и человек: введение в философскую антропологию. М., Росспэн, 2004. Стр.211-297.
Учение Х. Плеснера о «сфере животного» и «сфере человека».

Позициональность закрытой и эксцентрической формы. Понятие личности. Животное и личность. Тема внутреннего и сопредельного мира. Основные антропологические законы. Человек как «провал», «зияние» в природе. Философия Плеснера и идеология позитивизма как типы представлений о человеческой природе.

Литература.

Плеснер Х. Ступени органического и человек: введение в философскую антропологию. М., Росспэн, 2004. Стр.211-297.

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000877/
Тема 4. «Антропо-биологическая» философия А. Гелена.

Специфика биологической антропологии Гелена.

Истоки концепции А. Гелена. Ориентация на данные специальных наук и антиметафизическая направленность в духе позитивизма и прагматизма. Критика эволюционизма. Тезис о радикальном отличии биологии человека. Представление о философской антропологии как о науке. Предмет и задача философской антропологии по Гелену. Понятие действия. Человеческое существование, его условия и принципы организации как предмет философской антропологии. Единство целостности человеческой природы и ее биологической недостаточности. Человек как «недостаточное существо». Две «природы» человека: естественная и культурная. Роль «второй» природы в аспекте выживания человека. Культура и формы деятельности. Теория влечений. Роль процесса воспитания в формировании человека как личности.

Литература.

Гелен А. О систематике антропологии.//Проблема человека в западной философии. Под ред. Попова Ю.Н., М., Прогресс, 1988. Стр. 152-201.

Руткевич А. М. Арнольд Гелен.//Философы ХХ века. Под ред. Руткевича А.М., Вдовиной И.С., М., Искусство 21 век, 2004, кн.2. Стр. 85-102.

Руткевич А. М. Теория институтов А. Гелена.//История философии - 2000, №5, М.
Теоретический анализ работы А. Гелена «О систематике антропологии».

Антиметафизическая направленность работы. Идея науки о человеке. Тезис о целостности человека. Понятие действия как искомой отправной («психофизически нейтральной») точки в понимании человека. Понятие культуры. Понятия морали и дисциплины. Понятия эмпирических условий существования человека и их связей как гаранта этого существования. Неприменимость понятия «окружающего мира» как характеристики человеческого существования. Принципиальные затруднения: «окружающий мир» и «сфера культуры». Человек как неспециализированное существо. Понятия специализации животного, недостаточности и целостности человека. Специфика биологической конституции человека как ключ к его философскому пониманию. Понятие разгрузки. Структурные законы сенсомоторной жизни и язык. Процессы разгрузки и мышление (символика, звук, интенция, побуждение, логика). Мышление и действие. Понятия зияния и пластичности. Проблема эмпирического удостоверения теории А. Гелена. Работы К. Лоренца. Понятие трансформации. Действие как источник всех духовных свершений человека.

Литература.

А. Гелен. О систематике антропологии.// Проблема человека в западной философии. Под ред. Попова Ю.Н., М., Прогресс, 1988. Стр. 152-201.

http://anthropology.ru/ru/texts/gelen/system_1.html

Литература.

Обязательная.

  1. Ницше Ф. «К генеалогии морали» //Сочинения в 2-х томах, Т. 2., Стр. 407-555. М., Мысль, 1990.

  2. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. С.-Пб., Наука, 1999 .

  3. Шелер М. Формы знания и образование.// Шелер М. Избранные произведения. М., Гнозис, 1994. Стр. 15-56.

  4. Шелер М. Человек и история.//Шелер М. Избранные произведения. М., Гнозис, 1994. Стр. 70-97.

  5. Шелер М. Человек в эпоху уравнивания.//Шелер М. Избранные произведения. М., Гнозис, 1994. Стр. 98-128.

  6. Шелер М. Положение человека в Космосе.//Шелер М. Избранные произведения. М., Гнозис, 1994. Стр. 129-193.

  7. Плеснер Х. Ступени органического и человек: введение в философскую антропологию. М., Росспэн, 2004 . Стр.211-297.

  8. Гелен А. О систематике антропологии.// Под ред. Попова Ю.Н. Проблема человека в западной философии. М., Прогресс, 1988. Стр. 152-201.


Дополнительная.

  1. Философы ХХ века. Под ред. Руткевича А.М., Вдовиной И.С., М.,

Искусство 21 век, 2004 . Кн.1, 2.

  1. Проблема человека в западной философии. Под ред. Попова Ю.Н., М.,

Прогресс, 1988.

  1. Бубер М. Проблема человека.//Бубер М. Два образа веры. М.,

Республика, 1995. Стр.157.

  1. Буржуазная философская антропология ХХ века. Под ред. Григорьяна Б.Т., М.,

Наука, 1986 г.

  1. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному М., Республика, 1997.

  2. Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека. Слово, 2004.

  3. Марков Б.В. Философская антропология. СПб.,Питер, 2008.

  4. Ильин В.В. Философская антропология. М., Университет К.д., 2006.

  5. Руткевич А.М. Теория институтов А. Гелена.//История философии. – 2000, №5, М.

  6. Руткевич А.М. Прусский социализм и консервативная революция.// Аннотация к книге Шпенглера О. Пруссачество и социализм. М., 2002.

  7. Руткевич А. М. Биологическая антропология. // История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. 4. М., 1999.

  8. Руткевич А. М. Шелер. // История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. 4. М., 1999.

  9. Философская антропология М. Шелера. С.-Пб., 2011.

  10. Шелер М. Проблемы социологии знания. М., 2011.

  11. Шелер М. Философские фрагменты из рукописного наследия. М., 2007.



Интернет-источники:

http://musa.narod.ru/sheler2.htm

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000877/

http://anthropology.ru/ru/texts/gelen/system_1.html

Примерные темы рефератов и контрольных работ.
1.Философская антропология ХХ века как попытка целостного понимания человека.

2.Теоретические истоки и основные идеи философской антропологии.

3.Философская антропология Ницше и Шелера и проблема духовно-нравственных основ западной цивилизации.
4.Эволюция антропологической проблематики и работа М. Шелера «Положение человека в Космосе».
5.Метафизика и естествознание о проблеме сущности и происхождения человека.
6.Программа философского познания человека М. Шелера.

7.Теизм и «метаантропология» позднего Шелера.

8.Философская антропология Х. Плеснера.

9.Учение Х. Плеснера о «сфере животного» и «сфере человека»: сравнительный анализ.

10.«Антропо-биологическая» философия А. Гелена.

11.Учение А. Гелена о действии как «источнике всех духовных свершений человека».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Цель курса iconЛебедев А. Н. Психология рекламы
Пояснительная записка. Цель и задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка Цель курса
Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения...
Пояснительная записка. Цель курса icon1. Пояснительная записка. Цель курса
Цель курса: создать возможности для углубления знаний учащихся о собственном здоровье, воспитывать позитивное отношение к здоровью...
Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка цели и задачи дисциплины: Цель курса
Цель курса – изучение основных теоретических положений документоведения; методических рекомендаций по работе с архивными документами:...
Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка. Цель элективного курса
Цель элективного курса – дать возможность раскрыться творческим потенциям учащихся, уйти от шаблонности высказывания, обрести определённый...
Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка цель курса
«Физическая культура», профиля «Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта»
Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка: Цель курса «Живой уголок»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка: Цель курса «Живой уголок»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Пояснительная записка. Цель курса iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка к рабочей учебной программе «Технология» (Труд)....
Примерная программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ
Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой...
Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»...
Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;...
Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка цель данного курса
Название курса: «Основы информационной культуры». Программа рассчитана на 64 часа и предназначается для учащихся 9-11 классов. Данный...
Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка 4 тематический план учебной дисциплины 7 материалы...
В основе учебного курса лежит понимание философии как теоретического мировоззрения, раскрываемого в трех различных, но взаимосвязанных...
Пояснительная записка. Цель курса iconПояснительная записка цели освоения дисциплины
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск