Скачать 224.89 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Философский факультет УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________2011 г. Рабочая программа дисциплины Педагогика Направление подготовки 030100 - ФилософияКвалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Педагогика» являются - дать представление об основных категориях педагогики, о месте, роли и значении педагогики в развитии системы наук о человеке и в практической деятельности педагога, сформировать понимание о базовых принципах современной педагогики и методических подходах к решению педагогических задач. Задачи: - освоение студентами знаний о законах и закономерностях процессов обучения, воспитания и развития личности; - формирование представления о становлении и развитии педагогики как области общественных наук и педагогической практики; - обеспечение формирования системы базовых знаний о теоретических основах и особенностях практической педагогической деятельности; - ознакомление с многообразием педагогических систем, технологий, методов и средств обучения и практикой их использования; - рассмотрение специфики педагогического процесса и методов решения профессиональных задач в контексте научной и практической деятельности специалиста (в образовании, воспитании, обучении, управлении образовательными и воспитательными системами и т.п.); - раскрытие методологических проблем педагогики, логики и методов научно-педагогического исследования, обобщение, распространение и внедрение опыта обучения и воспитания. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Педагогика» адресована студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению «Философия», и входит в состав базовой части дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1). Дисциплина является важным элементом профессиональной подготовки специалиста и бакалавра по направлению «Философия», формирующим базовые представления о процессах обучения и воспитания людей в обществе. Программа дисциплины ориентирована на теоретическую и практическую подготовку профессиональной деятельности педагога, которая является основополагающим компонентом в психолого-педагогической деятельности специалиста в системе образования. Знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла ГСЭ (Б.1). Педагогика непосредственно связана с такими дисциплинами как «Философия», «История философии», «Методика преподавания философии», «Философия образования». Изучение данной дисциплины позволяет сформировать у студентов систему знаний и представлений об основных разделах педагогической науки как одной из важнейших областей современного знания, в которой реализуется единство философского и научного подходов к образовательной сфере деятельности людей, а также выявить ее связь с другими областями гуманитарного знания. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Педагогика». Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-1); готовность к сотрудничеству с коллегами, умение работать в коллективе (ОК-2); стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-3); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4); умение пользоваться в процессе педагогической деятельности знаниями в области логики, онтологии и теории познания, социальной философии, истории зарубежной философии, истории русской философии, этики, эстетики, философской антропологии, философии и методологии науки, философии религии, философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук (ПК-15); знание методик организации и ведения учебного процесса и умение применять их в педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ПК-16); владение навыками воспитательной работы и умение их использовать в педагогической деятельности (ПК-17); владение навыками организации и проведения дискуссий (ПК-18); В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть: - понятийным аппаратом педагогики;
4. Структура и содержание дисциплины «Педагогика» Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Общие основы педагогики (8 часов). Тема 1. Предметно-проблемное поле современной педагогики (2 часа). Объект, предмет и функция педагогики. Задачи педагогики. Основные категории педагогической науки, ее понятийный аппарат. Образование как фактор социализации личности. Тема 2. Педагогика в системе наук о человеке (2 часа). Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. История становления науки. Тема 3. Методология педагогики и методы педагогических исследований (2 часа). Понятие методологии педагогики. Философские основания педагогики. Методологические принципы педагогики. Тема 4. Сущность и логика педагогического исследования (2 часа). Структура, логика и этапы педагогического исследования. Методы научно-педагогического исследования. Основные требования к исследовательской работе в высшей школе. Раздел 2. Теория обучения (Дидактика) (20 часов). Тема 1. Сущность процесса обучения (2 часа). Дидактика как отрасль научного знания. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Дидактические системы и подходы к их реализации Становление и развитие дидактических систем. Виды обучения и их характеристика. Структурные элементы обучения. Преподавание и учение как деятельность педагога и обучающегося. Тема 2. Целеполагание в педагогике (2 часа). Источники педагогических целей в обучении. Роль целеполагания в организации учебно-воспитательного процесса. Основные подходы к обучению. Проблемное обучение. Методы, способы и приемы активного обучения. Тема 3. Законы, закономерности и принципы обучения (2 часа). Понятия «законы» и «закономерности» процесса обучения. Обзор основных законов и закономерностей обучения. Тема 4. Принципы обучения (2 часа). Принципы обучения: научности, доступности, сознательности, систематичности, наглядности, прочности и др. Обучение как двусторонний процесс. Основные этапы овладения знаниями. Тема 5. Методы, средства и формы организации обучения (2 часа). Понятие и сущность метода, приема и правила обучения. Классификации методов обучения. Средства обучения. Выбор методов и средств обучения. Формы организации процесса обучения. Тема 6. Технические средства обучения (2 часа). Краткая характеристика технических средств обучения. Основные дидактические требования к применению технических средств обучения. Компьютеризация процесса обучения. Тема 7. Система образования Российской Федерации (2 часа). Принципы государственной политики в области образования. Закон РФ «Об образовании». Государственный образовательный стандарт и образовательные программы. Понятие и сущность содержания образования. Тема 8. Нормативно-правовое обеспечение образования в Российской Федерации (2 часа). Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Непрерывное образование, его функции и принципы. Образовательные учреждения. Дополнительное образование. Совершенствование системы образования РФ. Тема 9. Педагогические технологии (2 часа). Понятие о педагогической технологии. Технологии обучения и их виды. Авторские технологии обучения. Тема 10. Диагностика и контроль в обучении (2 часа). Методы контроля и самоконтроля в обучении. Педагогическая диагностика, ее задачи и функции. Раздел 3. Теория воспитания (8 часов). Тема 1. Сущность воспитания (2часа). Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Типы воспитания. Современные концепции воспитания и воспитательно-образовательная политика России. Тема 2. Личность как объект и субъект воспитания (2 часа). Формирование личности в процессе воспитания. Движущие силы и основные закономерности развития личности. Факторы, влияющие на формирование личности. Самовоспитание и перевоспитание личности. Тема 3. Методы, средства и формы воспитания в современной педагогике (2 часа). Классификация методов воспитания. Формы и средства воспитания. Традиционные и инновационные подходы к воспитанию. Тема 4. Формирование личности в процессе воспитания (2 часа). Гражданское, правовое, экономическое и экологическое воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Патриотическое воспитание. Физическое воспитание молодежи. 5. Образовательные технологии. В ходе реализации различных видов учебной работы по освоению курса «Педагогика» используются образовательные технологии, направленные на развитие творческой активности и инициативы студента, повышения уровня его мотивации, ответственности за качество освоения образовательной программы. Используемые активные инновационные методы позволяют формировать требуемые образовательной программой общекультурные и профессиональные компетенции. - Проблемная лекция. Используется при освоении следующего раздела изучаемой дисциплины: Раздел 2. Теория обучения (Дидактика) (Тема: Законы, закономерности и принципы обучения). Раздел 3. Теория воспитания (Тема: Методы, средства и формы воспитания в современной педагогике). В отличие от информационной лекции, на которой сообщаются сведения, предназначенные для запоминания, на проблемной лекции знания вводятся как «неизвестное», которое необходимо «открыть». Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. При этом выдвигаемая проблема требует не однотипного решения, готовой схемы которого нет. Данный тип лекции строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. На подобных лекциях обязателен диалог преподавателя и студентов. - Лекция-визуализация. Используется при освоении следующего раздела изучаемой дисциплины: Раздел 1. Общие основы педагогики (Тема: Педагогика в системе наук о человеке). Учит студента преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, выделяя при этом наиболее значимые и существенные элементы. На лекции используются схемы, рисунки, чертежи и т.п., к подготовке которых привлекаются обучающиеся. Проведение лекции сводится к связному развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных пособий. При этом важна логика и ритм подачи учебного материала. Данный тип лекции хорошо использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину. В процессе чтения лекций по разделам 1, 2, 3 на основе технологий проблемного обучения необходимо рассматривать современные концепции образования и воспитания, приводить примеры из педагогической практики и использовать их для наглядности и в качестве материала, иллюстрирующего педагогическую деятельность в различных ситуациях. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Самостоятельная работа осуществляется путем подготовки студентами рефератов, эссе, докладов и др. после каждого раздела. Контроль осуществляется во время представления работы. Раздел 1. Общие основы педагогики – доклад, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы. Тема 1. Предметно-проблемное поле современной педагогики – рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы. Тема 2. Педагогика в системе наук о человеке - рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы. Тема 3. Методология педагогики и методы педагогических исследований - рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы. Тема 4. Сущность и логика педагогического исследования - рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы. Раздел 2. Теория обучения (Дидактика) - доклад, подготовка самостоятельно, контроль во время предоставления работы. Тема 1. Сущность процесса обучения - рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы. Тема 2. Целеполагание в педагогике - рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы. Тема 3. Законы, закономерности и принципы обучения - рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы. Тема 4. Принципы обучения - рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы. Тема 5. Методы, средства и формы организации обучения - рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы. Тема 6. Технические средства обучения - рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы. Тема 7. Система образования Российской Федерации - рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы. Тема 8. Нормативно-правовое обеспечение образования в Российской Федерации - рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы. Тема 9. Педагогические технологии - рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы. Тема 10. Диагностика и контроль в обучении - рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы. Раздел 3. Теория воспитания - доклад, подготовка самостоятельно, контроль во время предоставления работы Тема 1. Сущность воспитания - рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы. Тема 2. Личность как объект и субъект воспитания - рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы. Тема 3. Методы, средства и формы воспитания в современной педагогике - рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы. Тема 4. Формирование личности в процессе воспитания - рефераты, эссе, подготовка самостоятельно, контроль во время представления работы. Темы для подготовки докладов, эссе, рефератов, творческих работ и др.: Философия и педагогика. Общество и образование. Философское образование: проблемы и перспективы. Современное состояние отечественной педагогической науки. Сотрудничество в обучении. Деловая игра как метод обучения. Идеи школы диалога культур (В.С. Библер, С.Ю. Курганов). Диалог культур как путь гуманизации педагогического процесса. Воспитание культуры межнационального общения. Современная система принципов воспитания. Педагогика творчества и новаторства. Гимназия (колледж, лицей) в современной системе образования. Формирование здорового образа жизни как основа предупреждения негативных явлений в образовательном учреждении. Учитель и общество. Гражданское воспитание подрастающего поколения в современных условиях. Дети «группы риска» в процессе учебно-воспитательного взаимодействия. Молодежное движение в современной системе педагогических ценностей. Педагогика прав человека. Информационные технологии обучения. Компьютеризация педагогического процесса. Наблюдение как метод педагогического исследования. Воспитание и обучение в Древнем мире и в период Средневековья. Педагогика в России в XIX-XXI вв. Личностно-деятельностный подход в образовании. Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен. Единство образования и самообразования. Требования к личности и профессиональной деятельности педагога в различных образовательных моделях. Современные концепции обучения. Современный урок, принципы построения и организации. Общественные идеалы и образование. Тенденции развития современного образования. Контрольные вопросы и задания:
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Для осуществления текущего контроля успеваемости используются контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, написание рефератов, промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится по итогам выполнения студентами тестового задания. Тестовые задания 1. Педагогика выделилась из системы философских знаний в самостоятельную науку: а) в V веке до нашей эры; б) в I веке нашей эры; в) в 17 веке. 2.Педагогика-это наука о: а) подготовке учителя к работе в школе г) физиологических закономерностях развития личности д) воспитании человека в современном обществе 3. Кому принадлежит данное изречение: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы… воспитание перестраивает человека и создает природу»: а) Платону; б) Конфуцию; в) Демокриту. 4. Кому принадлежит данное изречение: «Воспитатели еще более достойны уважения чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые – достойную жизнь»: а) Платону; б) Конфуцию; в) Аристотелю. 5. Выберите утверждения, характеризующие признаки гуманного воспитания: а) отказ от наказаний, унижающих достоинство личности; б) отказ от централизованного школьного воспитания; в) возрождение гуманизма. 6. Чтобы выбрать оптимальные методы воспитания нужно: а) проанализировать ситуацию и подобрать соответствующий метод; б) проверить каждый метод из множества методов на пригодность в конкретных условиях воспитания; в) установить, какой метод позволяет быстрее других достигнуть намеченной цели. 7. Есть универсальные средства и методы воспитания? а) есть; б) нет; в) они находятся в разработке. 8. Главной функцией воспитания является: а) подготовка специалистов; б) передача социального опыта, знаний, нравственных ценностей; в) развитие личности. 9. Укажите группу, в которой перечислены социальные роли человека, к выполнению которых его должно готовить воспитание: а) воспитанный человек, гуманист, природолюб; б) гражданин, работник, семьянин; в) знаток этикета, эколог, семьянин 10. Л.С. Выготский считал: а) правильно организованное воспитание идет впереди развития; б) правильно организованное воспитание догоняет развитие; в) воспитание мешает развитию. 11. В России впервые сформулировал (а) принципы обучения: а) Крупская Н.К б) Ушинский К.Д. в) Макаренко А.С. 12. Что определило возникновение педагогики как науки? а) объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду; б) забота родителей о счастье детей; в) биологический закон сохранения рода. 13. Какое понятие (термин) не является понятием теории обучения? а) знания б) умения в) навыки г) мотивация 14. Целеустремленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, мировоззрения, нравственных идеалов, норм, отношений, развитие ценных качеств и привычек в поведении, называется … а) воспитание; б) обучение; в) развитие. 15. Определите требования личностного подхода: а) организация воспитательного процесса на основе интересов и пожеланий воспитанников; б) при таком подходе возрастные особенности можно не учитывать; в) верных ответов нет. 16. Закон РФ «Об образовании» был принят: а) в 2000 г.; б) в 1996 г.; д) в 1985 г. 17. Какой из принципов воспитания предполагает опору в воспитательном процессе на национальные традиции народа, национально-этническую обрядность, привычки? а) культуросообразности; б) природосообразности; в) гуманизации. 18. К требованиям внеклассной работы относят: а) обязательная постановка целей при ее организации; б) обязательный сбор денег при ее организации; в) обязательное присутствие всех учащихся класса. 19. Основными категориями педагогики являются: а) экономика; б) образование; в) воспитание. 20. Цель воспитания - это а) конечный результат формирования личности б) показатель успеваемости учащихся в) подготовка к выбору профессии 21. Принцип поведения личности, основанный на мировоззренческих установках, идеалах и нормах называется а) самосознанием в) жизненной позицией д) самоконтролем Оценивание результатов тестирования исходит из процента верно выполненного студентом задания. Вычисляется процент выполнения задания, который и является тестовым баллом: 50% - 11верных вариантов ответов - отметка «2» (не зачтено) 75% - 15 верных варианта ответа - отметка «4» (зачтено) 90% - 17-21 верных варианта ответа - отметка «5» (зачтено) 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Педагогика» а) основная литература: Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика, Спб., 2008. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., 2010. Педагогика (электронный ресурс) / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2011. Подласый И.П. Педагогика. М., 2010. б) дополнительная литература: Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2007. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика М., 2008 Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2009. Сластенин В. А. Педагогика. Учебник. М., 2008 Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М., 2006. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. М., 2010 Агафонова А.Г. Практикум по общей педагогике. М.-СПб., 2003. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург, 2003. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. Уч. пос. М., 2004 Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996 Зубов Н. Как руководить педагогами. – М., 2003. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособ. для студентов вузов. М., 2003. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. / Под ред. З.И. Васильевой. Уч. пос. М., 2002 Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М., 2003 Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе. Уч. пос. М., 2002 Методика воспитательной работы. / Под ред. В. А. Сластенина. Уч. пос. (2-е изд., стер.) М., 2004 Педагогика. Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2006 Педагогика: пед. теории, системы, технологии. / С. А. Смирнов: Учебник. 4-е изд.испр. М., 2003 Педагогический словарь / Под ред. В. И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М., 2008. Подласый И.П. Процесс воспитания. М., 2006. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Педагогика» Мультимедийные средства, компьютеризированные методы (разработанные программные продукты - методики тестирования и обработки результатов). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению «Философия». Автор Г.Д. Турчин Программа одобрена на заседании кафедры педагогики факультета психологии от 02.02.2011 г., протокол № 8. Зав. кафедрой педагогики, кандидат педагогических наук, профессор Г.Д. Турчин Декан факультета психологии, доктор психологических наук, профессор Л.Н. Аксеновская Декан философского факультета, доктор философских наук, доцент М.О. Орлов |
Рабочая программа дисциплины (модуля) Международный туризм Направление... Задачами изучения дисциплины являются: получение системного представления о международном рынке туристских услуг; получение знаний... | Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки... Особое значение в курсе социальной экологии имеет усвоение учащейся аудиторией экологического императива, подразумевающего глубокое... | ||
Рабочая программа дисциплины Философия Специальность 020501 Биоинженерия... Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «История», «Социология», «Биоэтика». Для освоения... | Рабочая программа дисциплины экономика предприятия квалификация (степень)... Дисциплина «Экономика предприятия» является теоретической учебной дисциплиной в системе инженерного образования | ||
Рабочая программа дисциплины Социология общественного мнения Направление... Предоставить базовые теоретико-методологические подходы к исследованию общественного мнения. Вооружить студентов конструктивными... | Рабочая программа дисциплины Геополитика Направление подготовки 41.... Цель курса «Геополитика» формирование у студентов представления о геополитической картине современного мира, приобретение навыка... | ||
Рабочая программа дисциплины философия направление подготовки 230700... Цель курса – формирование духовной и мыслительной культуры студента, развитие его личностных и познавательных способностей на основе... | Программа учебной дисциплины логика направление подготовки: 030900... Задачей дисциплины является научить студентов данной специальности правильно мыслить; продумывать ситуации, возможные в их профессиональной... | ||
Рабочая программа дисциплины Гистология Специальность 020501 Биоинженерия... В процессе изучения дисциплины совершенствуются навыки работы с оптическими приборами при использовании специальных гистологических... | Рабочая программа дисциплины юридическая психология направление подготовки:... В рамках учебной дисциплины «Юридическая психология» осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности:... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Менеджмент и маркетинг Направление... Целью курса «Менеджмент и маркетинг» является формирование у студентов понимания роли и места менеджмента и маркетинга в рыночной... | Рабочая программа дисциплины в. 12 Жилищное право направление подготовки:... Программа учебной дисциплина предусматривает подробное исследование отношений по приобретению и использованию жилых помещений, осуществлению... | ||
Рабочая программа дисциплины история документального кино направление... В данном курсе сделана попытка представить историю документального кино в качестве движущегося противоречия между событиями общественно-исторического... | Рабочая программа модуля География Направление подготовки 100400... Следуя логике изучения дисциплины в рамках подготовки специалистов по направлению «туризм», в структурном отношении курс «География»... | ||
2. Профиль: Философская антропология Направление подготовки: 030100. 62 Философия. Квалификация (степень) выпускника – бакалавр | Рабочая программа дисциплины (модуля) Электоральный менеджмент 030200... С впо по направлению подготовки 030200 Политология в результате изучения теоретических и практических основ электоральных процессов,... |