Скачать 88.9 Kb.
|
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине «Этика» Семинар по теме 2. Этические воззрения и учения в древних обществах Вопросы для обсуждения 1. Зарождение этических воззрений в Древней Индии и Древнем Китае. 2. Этические учения в Древней Греции. 3. Особенности теоретического осмысления морали в Древнем Риме. Темы сообщений 1. Этические воззрения ведического периода в Древней Индии. 2. Этика брахманизма. 3. Нравственное содержание буддизма. 4. Проблемы нравственности в книге «Бхагавад-гита». 5. Этические позиции Конфуция. 6. Этика Сократа. 7. Этические идеи в творчестве Платона. 8. Труды по этике Аристотеля, их содержание и значение. 9. Этические нормы в сократических школах. 10. Этика эллинизма. Эпикур. II. Нравственные идеи Сенеки и Лукреция Кара. 12. Этика древнеримских императоров. Методические рекомендации В ходе обсуждения вопросов семинара важно подчеркнуть специфику нравственных воззрений в трех древних обществах - Древней Индии, Древнем Китае и античном обществе. Вместе с тем необходимо отыскать общие позиции и подходы. Рассматривая нравственные воззрения в древних обществах, следует выделить «народные», «коллективные» источники и авторские работы мыслителей, сравнить их, выделить общие положения и отличия. Основное внимание рекомендуется обратить на этические учения Древней Греции, особенно представителей «афинской школы» (Сократ, Платон, Аристотель), сократических школ (киренаики, киники, стоики и др.), а также на эллинистический период кризиса древнегреческой культуры (Эпикур и др.). Обсуждение вопросов семинара может проходить методом устных выступлений и дискуссий» а также на основе заслушивания реферативных или других заранее подготовленных письменных сообщений и докладов. Важно отметить на семинаре, что многие этические идеи древних мыслителей и обществ сохранились и сегодня, имеют социальный авторитет и составляют содержание современных этических концепций. Семинар по теме 4. Теория морали в эпоху Возрождения Вопросы для обсуждения
Темы сообщений:
Семинар по теме 6. Современные теории морали Вопросы для обсуждения 1. Общая характеристика современной теории морали. 2. Этические основы современных мировых религий. 3. Этика постпозитивизма. 4. Марксистская этика после К. Маркса. 5. Психоаналитическая этика. 6. Экзистенциальная этика. 7. Этика прагматизма. Темы сообщений 1. М. Вебер: Протестантская этика и дух капитализма. 2. Моральный выбор в философии эмпиризма У. Джемса. 3. Этика «общего дела» Н. Федорова. 4. М. Хайдегтер: мужество перед лицом страха. 5. Сравнительный анализ этических позиций Ж.-П. Сартра и Н. Бердяева. 6. Б. Рассел о христианской морали. 7. Человеческая небезгрешность и символика зла в творчестве П. Рикёра. 8. Этика православия. 9. Нравственное обоснование человеческого в человеке в учениях XX в. 10. Эрос и танатос в работах 3. Фрейда. II. Принципы справедливости Дж. Ролса. 12. Язык этики в аналитической философии. 13. Нравственный идеал на рубеже ХХ-ХХ1 веков. 14. Теория морали в современной России. Методические рекомендации Учитывая большое количество современных этических учений, важно, прежде всего, дать их общую характеристику, представить как развитую систему знаний о морали. Осуществление классификации этических учений XIX-XX веков поможет определить стройную логику их последующего рассмотрения и усвоения, предостережет от путаницы и абстрактности. Рекомендуется обратить внимание на то, что классификация этических учений более удобна и понятна в зависимости от принадлежности исследователя к конкретной науке. Существуют и другие подходы к группировке этических учений. Связь с конкретной наукой облегчит поиск источников не только по названиям авторских работ по этике, но и по рассмотрению позиций данных авторов в учебной и учебно-методической литературе. В ходе обсуждения конкретных этических учений важно обратить внимание на то, как в них отражены общечеловеческие, внутриобщественные, профессионально-корпоративные и личностные нравственные ценности, а также религиозное или светское объяснение морали, ее структуры, признаков и ценностей. Для такой большой по объему и многообразной по содержанию темы более оптимальной методикой может стать заслушивание рефератов или заранее подготовленных обобщающих сообщений по тому или иному направлению этических исследований и их обсуждение. Семинар по теме 8. Моральная практика. Сущность, структура и социальные функции морали Вопросы для обсуждения 1. Мораль и нравственность. Моральная практика. 2. Структура морали как явления и института общества. 3. Специфика моральной практики. 4. Мораль и личность. Социальные функции морали. Темы сообщений
Методические рекомендации При обсуждении первого вопроса семинара важно усвоить основные понятия, отражающие реальную, действующую мораль, моральную практику. К таким понятиям относятся: «мораль», «нравственность», «моральная практика», «моральные отношения», «нравственное (моральное) поведение», «нравственное (моральное) общение», «нравственная (моральная) деятельность». Рекомендуется обратить внимание на то, что категории «мораль» и «нравственность» могут употребляться как тождественные понятия, как синонимы, а также как существенно различающиеся по содержанию и смыслу. Одно из таких различий состоит в том, что категория «мораль» отражает должное в жизнедеятельности людей, а категория «нравственность» - сущее, действительно-практическое. При обсуждении последующих вопросов семинара понятия «мораль» и «нравственность» удобнее употреблять как синонимы. Важно рассмотреть основные виды моральной практики: в сфере экологических, экономических, политических, правовых отношений, в многообразной духовной деятельности - в образовании, воспитании, научной сфере, сфере свободы совести, информационной деятельности, в сфере искусства. Смысложизненное значение имеет анализ проявления нравственности во врачебной деятельности, в семейных отношениях. Обсуждение второго вопроса семинара следует сосредоточить на двух положениях. Во-первых, на структуре морали, когда выделяются моральное сознание, моральные отношения поведения и общения, моральная деятельность, а также мораль субъектов общества. Возможен анализ структуры морали и по другим основаниям. Во-вторых, на характеристике морали как института общества. Усвоение данного положения будет более прочным и глубоким, если соотнести мораль с правом, религией, политикой, наукой и другими институтами общества, найти их общие и отличительные признаки. Третий вопрос семинара нацелен на уяснение общей специфики морали, ее отличий от других явлений общества. Рекомендуется построить обсуждение вопроса не только на раскрытии специфических признаков моральной практики и морального сознания, морального выбора и морального поступка, но и на основе реферирования работ, в которых изучалась моральная практика. В списке рекомендуемой литературы указаны некоторые работы Н. Федорова, Л. Толстого, Н. Бердяева, И. Ильина, Ю. Хабермаса, А. Камю, Ф. Ницше и др. Важным дополнением к обсуждению данного вопроса может стать сравнение светской и религиозной моральной практики. Основой обсуждения может быть реферативное сообщение. В четвертом вопросе необходимо обсудить основные функции морали: мировоззренческую, регулятивную, аксиологическую, телеологическую, воспитательную, коммуникативную, передачи нравственного опыта, критическую и др. Их обсуждение и усвоение будет более прочным и глубоким, если использовать конкретные примеры из нравственной практики. Семинар по теме 10. Нравственное содержание материально-экономической жизни общества Вопросы для обсуждения:
Темы сообщений:
. Семинар по теме 14. Нравственное общение и поведение личности. Моральные конфликты. Вопросы для обсуждения
Темы для сообщений
Семинар по теме 15. Духовно-нравственные ценности общества и личности Вопросы для обсуждения 1. Духовно-нравственная ценность: сущность, признаки и предназначение. 2. Структура и классификация нравственных ценностей общества и личности. 3. Соотношение и взаимосвязь духовно-нравственных ценностей общества и личности. 4. Нормативно-нравственные ценности. 5. Функциональные нравственные ценности общества и личности. 6. Нравственная ценность этикетов. Темы сообщений 1. Мир духовно-нравственных ценностей личности. 2. Человеческое измерение нравственных ценностей общества. 3. Нравственные принципы как ценности общества и личности. 4. Ценность добра, блага, добродетельности. 5. Совесть как выражение нравственной самокритики. 6. Ценностное значение долга и совести. 7. Нравственное содержание свободы личности. 8. Счастье как ценность личности. 9. Ценностное содержание достоинства личности. Методические рекомендации Обсуждение духовно-нравственных ценностей общества и личности следует начать с разделения их на ценности, существующие в сознании и мировоззрении людей (и потому являющиеся духовными), а также ценности, способные удовлетворить потребности и интересы людей по развитию их духовного мира, по воспроизводству духовности общества (и потому являющиеся также духовными). В последующем рекомендуется дать классификацию духовно-нравственных ценностей, выявить специфику ценностей общества и ценностей личности. Проанализировать содержание духовно-нравственных ценностей общества и личности, установить их общие, совпадающие ценности, а также и отличительные. Несомненно, важным является обсуждение на семинаре ценностного значения норм и принципов морали, нравственно-ценностных элементов сознания, мировоззрения и социальных качеств личности. Практическое проявление нравственных ценностей можно проанализировать на примере ценностей поведения, общения и деятельности, исторического содержания общественных отношений, традиций и обычаев, верований, образа жизни. Специально необходимо обсудить состояние духовно-нравственных ценностей в современном российском обществе и их перспективы. |
Планы семинарских занятий по этнологии Китая Тематический план практических занятий Этнология изучаемого региона (Китай): планы семинарских занятий для студентов дневного отделения | Планы семинарских занятий по дисциплине «Политология и социология» Семинар Предмет политологии и социологии. Политические идеи и идеалы Древнего Востока, Античности, Средневековья. (4 часа) | ||
Методические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика» Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения | Планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета... Культурология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с | ||
Планы семинарских занятий по дисциплине «Юридическая психология» Планы семинарских занятий по дисциплине «Юридическая психология» на 2012-2013 уч год | Планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета... Планы семинарских занятий подготовлены начальником кафедры истории и философии, доцентом, кандидатом исторических наук, подполковником... | ||
Тематический план. Планы семинарских занятий. Для специалистов по... Профессиональная этика: Тематический план. Планы семинарских занятий. Для специалистов по специальности 280705 – «Пожарная безопасность»/Сост.... | Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования... К. 14 Социология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с | ||
Факультет Права Программа дисциплины «Наследственное право(проблемы теории и практики)», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы... | Планы семинарских занятий специальность 030501. 65 Юриспруденция... Актуальные проблемы местного самоуправления: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул:... | ||
Планы семинарских занятий по специальности 030501. 65 Юриспруденция... Избирательное право и процесс: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский... | Планы семинарских и практических занятий для направления подготовки (специальности) Криминалистика. Планы семинарских и практических занятий / А. С. Пудовиков, А. Л. Оболкина; Дальневосточныйюрид ин-т мвд РФ. Хабаровск:... | ||
Планы семинарских занятий Специальность 030501. 65 Юриспруденция Барнаул 2006 Международное право: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский юридический... | Планы семинарских занятий Специальность 030500. 62 Бакалавр юриспруденции Барнаул 2007 Международное право: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский юридический... | ||
Планы семинарских занятий по истории политических Планы семинарских занятий по истории политических и правовых учений/ Владим гос ун-т; Сост. П. Е. Матвеев. Владимир, 1997. 28 с | Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов... Ое пособие семинарских занятий для студентов по дисциплине «Основы философии» разработано на основе Федерального государственного... |