Мороз Е. А., к п. н., доцент Учеваткина Н. В., ведущий инженер





Скачать 75.06 Kb.
НазваниеМороз Е. А., к п. н., доцент Учеваткина Н. В., ведущий инженер
Дата публикации07.05.2015
Размер75.06 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
Московский государственный индустриальный университет

ГОУ ВПО МГИУ

Научно-информационный материал

«Креативное образование – роль творческой индивидуальности»

Состав научно-образовательного коллектива:

Мороз Е.А., к.п.н., доцент

Учеваткина Н.В., ведущий инженер

Москва 2010 г.

КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РОЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Проблема креативности в образовании является одной из наиболее актуальных, сложных, приковывающих внимание современных ученых. Разнообразие подходов в определении данного понятия свидетельствует об открытости вопросов реализации творческого начала в процессе непрерывной образовательной деятельности.

Следует уточнить некоторые аспекты понятия креативного образования. Естественно, что в литературе встречаются различные подходы к его определению, акцентирующие значение тех или иных его сторон. Так, профессор Э.М.Коротков, исследующий проблемы креативного менеджмента, считает, что креативное образование – образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека и закрепление в его профессиональном сознании установок на поиск инноваций, анализ проблем и вариантов деятельности, это образование, мотивирующее самостоятельное осмысление деятельности, самопознание индивидуальности, превращения знаний в потенциал мышления и саморазвития. Л.М.Якубова определяет задачей креативного обучения в вузе пробуждение вкуса к творчеству, повышение творческого потенциала как каждого студента, так и учебной группы.

Профессор М.М.Зиновкина видит основную цель современного образования в создании новой отрасли – креативной педагогики, поскольку в настоящее время стала насущной потребность в развитии творческих способностей обучающихся в процессе полноценной подготовки будущего специалиста.

Естественно, ни в одном истолковании креативного образования невозможно отразить все стороны этого многогранного комплекса, так как развитие творческих способностей в обучении зависит от многих, практически от всех его сторон, факторов, обстоятельств и т.д. Хотя при этом надо отметить, что одни из них связаны с формированием творческих способностей непосредственно, – например, развитие индивидуальности, самообразование, самоуправление и т.д., другие – более опосредованно.

Остановимся на характере некоторых факторов, имеющих непосредственный выход в креативность. К таковым относится индивидуальность. В определении Э.М.Короткова данное понятие представлено «самопознанием индивидуальности». Самопознание индивидуальности имеет несколько планов, уровней. Один из них – общефилософский, где индивидуальность часто рассматривается в дихотомии «общее – единичное» или в соответствии со схемой «общее – особенное – единичное». На уровне социальной философии речь идет о соотношении индивидуальности личности и общества в целом. Здесь констатируется, что человек, личность, индивидуум – существо общественное, но, несмотря на это, особенно в современном обществе, он высоко ценит свободу, автономию, индивидуальную неповторимость. В плане социальной философии рассматривается также вопрос о соотношении биологических (генетических) и социальных основ индивидуализации (социальные конфликты и т.п. ). Кроме того, на этом уровне сопоставляется специфика возможностей проявления и роль индивидуальности в исследовании естественных, природных и социальных процессов («философия жизни», «герменевтика», экзистенциальный подход и т.д.). С социологической точки зрения, важно осознание глубинной укорененности потребности в такой ценности, как индивидуальная неповторимость.

В условиях массового общения (социологи утверждают, что в Москве, например, каждый встречает в среднем пятьдесят тысяч человек) затрудняется возможность вступления в личный контакт ( действует так называемое «гражданское невнимание», когда человек в подобной ситуации переизбытка контактов стремится сохранить психологическую дистанцию) – может актуализироваться потребность в межличностных отношениях, и в то же время в человеке культивируется собственная индивидуальность.

Акцентирование может быть средством сопротивления ( или протеста) обезличивающей стандартизации. Особенно это характерно для людей творческого труда. А если учесть, что моменты творчества все больше проникают во все сферы деятельности, в том числе в процессы обучения, становится ясно, что такого рода потребность все более укореняется и становится массовой.

С философско-методологической, нравственной точки зрения важно, раскрывая истоки и ценность индивидуальной неповторимости, показать ее органическую связь с социальностью, иначе она обернется анархизмом, разного рода вычурными и бесплодными экспериментами. Даже в наиболее творческих видах деятельности, даже великие открытия гениев неразрывно связаны с результатом труда больших групп, коллективов ученых, с народным творчеством, вырастают из накопленных долгим временем пластов культуры. А чрезмерная индивидуализация может таить в себе опасность нарушения душевного равновесия, отшельничества, умственной деградации и т.д.

Многосторонность и гармоничность развития личности также имеет непосредственное отношение к формированию ее творческого потенциала. Все большее число проблем, решаемых наукой, которые впоследствии, естественно, входят и в ряд дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях, носят комплексный характер, предполагают использование методов целого спектра научных дисциплин. Практически во всех науках наблюдается тенденция к синтезу ранее конкурировавших подходов, парадигм, концепций (этнология, социология, экономические науки, политология и т.д.). Давно замечено, что часто новые идеи рождаются на стыке смежных дисциплин (биохимия, астрофизика, психолингвистика и др.) Следовательно, подобные же творческие искры можно ожидать в случае соответствующего сочетания изучаемых дисциплин в процессе образования.

Многогранность образования сегодня – условие гибкости и мобильности работника. Студенты порою задают вопрос: зачем будущему инженеру необходимы гуманитарные дисциплины? Следует объяснить, что в настоящее время все более актуальным становится вопрос об осмыслении и учете социальных последствий научно-технической революции. И чем грандиознее ее достижения, тем сложнее и острее этот вопрос. Кроме т ого, некоторые выпускники технического вуза могут стать руководителями производственных коллективов и, следовательно, будут нуждаться в понимании социальных сторон деятельности, – проблемы текучести кадров, влияния стиля управления на различные стороны жизни коллектива (дисциплину, производительность труда, моральную атмосферу и т.п.), то есть в освоении основ успешного и эффективного менеджмента. А для этого необходимо развитие аналитических, коммуникативных и других качеств, требующихся для работы в коллективе. Не исключено, что кто-то из выпускников примет участие в общественно-политической деятельности, кто-то займется наукой. Сегодня, когда слияние видов деятельности нередко является вынужденной необходимостью, каждый работник должен иметь запас адаптивности, гибкости, готовности осваивать новые социальные роли, т.е. развивать в себе творческие способности.

Надо отметить, что к пониманию креативного образования порою предъявляются завышенные требования, в погоне за новым забывают, что многие элементы научного исследования стали привычными в современном образовательном процессе. Так, сбор конкретного материала в ходе экспедиционных работ ( этнографических, фольклорных, археологических и т.п. ) – это уже элемент научного исследования на эмпирическом уровне. То же относится и к написанию рефератов, дающих обзор различных точек зрения в изучаемой науке. По сути, так называемое проблемное обучение в значительной мере совпадает с креативным образованием, которое ставит целью использовать и развивать достижения педагогической науки в раскрытии творческого потенциала личности. Тем более, что креативное образование невозможно без освоения глубинных знаний, умений и навыков.

Порою встречается широкая трактовка креативности в образовании. Например, под креативностью понимаются элементы научного исследования в образовательном процессе. Конечно, они являются наиболее синтетичным проявлением креативности, однако креативность далеко не сводится к этим элементам.

Порою как бы предполагается, что креативность проявляется на высшем, теоретическом уровне дисциплины, Однако научное исследование включает в себя и эмпирический уровень. Вряд ли следует ожидать, что в процессе обучения школьник (и даже студент) будет совершать открытия,

изобретения.

Наряду с широкой трактовкой креативности встречается и сужение объема этого понятия, отрыв творчества от дискурсивного плана обучения. Наиболее очевидна их связь в случаях, когда речь идет о явно выраженной форме творчества – научном открытии.

Многие выдающиеся ученые говорили о том, что озарение обычно приходит после долгого обдумывания, исследования проблемы, различных вариантов ее решения, после освоения богатого накопленного опыта других ученых и конкретного материала. Немало открытий делались случайно, в результате случайной подсказки. Другие – на базе точного расчета (открытие планеты Нептун, открытие новых химических элементов, исходя из периодического закона Д.И.Менделеева и т.д.). Поиск оригинальных идей может осуществляться в результате организованных сознательных усилий («мозговой штурм»), сознательного освоения эвристических приемов, оптимизации разнообразных условий творческой деятельности как отдельных ученых, так и их коллективов (лабораторий, институтов и т.д. ).

Погружение обучающегося в атмосферу творчества способствует формированию у него особого миропонимания, основанного на заинтересованности и стремлении к самопознанию, самовыражению и самоидентификации. Именно такой подход помогает наиболее полно раскрыться личностным качествам, в том числе творческой индивидуальности, без которой невозможно обрести собственный почерк, самобытность в решении любых задач, невозможно прийти к открытию.

Понятие «открытие» может истолковываться двояко. В научном плане оно предполагает осмысление какой-либо закономерности, сущности явления, реализующееся впервые и имеющее большое значение для науки, принимаемое и признаваемое научным сообществом. В ином смысле понятие «открытие» используется применительно к образованию. Здесь под «открытием» понимается осознание обучающимся какой-то закономерности ( или, наоборот, эксклюзивности ситуаций или явлений и т.д.), в принципе уже известной науке, через активные формы обучения или с применением иных, не использовавшихся ранее методов, когда создается впечатление самостоятельного постижения нового или способности внести свой вклад в исследование самостоятельно.

Таким образом, креативность – имманентная черта современного образования. Она позволяет овладевать новейшими достижениями науки и техники, формировать активную, всесторонне развитую, творчески мыслящую личность, способную решать сложнейшие задачи, которые ставит перед человеком современная цивилизация.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мороз Е. А., к п. н., доцент Учеваткина Н. В., ведущий инженер iconБурдина Е. А., к п. н., доцент Виноградова Л. А., ведущий инженер
В широком смысле термин «довузовская подготовка» обозначает деятельность различных образовательных учреждений – колледжей, лицеев,...
Мороз Е. А., к п. н., доцент Учеваткина Н. В., ведущий инженер iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Музыкальный материал: А. Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года»), Р. Шуман «Дед Мороз», Г. Вихарева «Дед Мороз»
Мороз Е. А., к п. н., доцент Учеваткина Н. В., ведущий инженер iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. Маченин, аспирант-медиапедагог, член ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, ведущий инженер управления мультимедийных...
Мороз Е. А., к п. н., доцент Учеваткина Н. В., ведущий инженер iconКубанский государственный университет положение о выпускных квалификационных...
Составители: Н. В. Краснова, канд геогр наук, проректор по учебной работе; В. В. Бондаренко, зав отделом стандартизации и метро­логии;...
Мороз Е. А., к п. н., доцент Учеваткина Н. В., ведущий инженер iconЕ. В. Домаев Латышева Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф
Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф. Политология: рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки (специальности) 280104....
Мороз Е. А., к п. н., доцент Учеваткина Н. В., ведущий инженер iconПроекта
Д. И. Менделеева, кафедра информатики, теории и методики обучения информатике, ведущий доцент
Мороз Е. А., к п. н., доцент Учеваткина Н. В., ведущий инженер iconМ. В. Верниковская инженер Института катализа cо ран, инженер Новосибирского...
Технологические и экономические преимущества переработки попутных нефтяных газов на нефтепромыслах в метаново-водородную газовую...
Мороз Е. А., к п. н., доцент Учеваткина Н. В., ведущий инженер iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
...
Мороз Е. А., к п. н., доцент Учеваткина Н. В., ведущий инженер iconРеферат на тему: «Дед Мороз и Санта Клаус»
Перед новогодним праздником мы украшали класс, и учительница предложила нам нарисовать Деда Мороза. Когда мы принесли свои работы,...
Мороз Е. А., к п. н., доцент Учеваткина Н. В., ведущий инженер iconОбразовательная программа среднего профессионального образования...
Рецензент: Б. А. Сазонов, кандидат технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ниирпо
Мороз Е. А., к п. н., доцент Учеваткина Н. В., ведущий инженер iconЛитвиненко игорь васильевич (08. 01. 1921 06. 11. 1985) Литвиненко...
Реализация основных положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации
Мороз Е. А., к п. н., доцент Учеваткина Н. В., ведущий инженер iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
У деда Мороза сейчас много дел: приготовить всем подарки, развести их и каждому ребенку под ёлку положить. А вот ёлку нарядить Дед...
Мороз Е. А., к п. н., доцент Учеваткина Н. В., ведущий инженер iconОбразовательная программа среднего профессионального образования...
Рецензент: Б. А. Сазонов, кандидат технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ниирпо
Мороз Е. А., к п. н., доцент Учеваткина Н. В., ведущий инженер iconГод Средняя группа Ведущий
Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости. Поздравляем Вас с наступающим Новым 2012 годом!
Мороз Е. А., к п. н., доцент Учеваткина Н. В., ведущий инженер iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Мороз Е. А., к п. н., доцент Учеваткина Н. В., ведущий инженер iconУчебно-методические указания по дисциплине отечественная история...
Составители: Дзамихов К. Ф. д и н., профессор, Апажева Е. Х. д и н., профессор, Асанов В. Н. к и н., доцент, Ашхотов Р. М. к и н.,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск