ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
| Учебно-методический комплекс по дисциплине «Научно-исследовательский семинар по философской компаративистике и методологии кросс-культурных исследований»
| Разработал:
Ячин С.Е.
| Идентификационный номер:
УМКД.74(66)-030100 –М3.Н-2012
| Контрольный экземпляр находится на кафедре философии
| Лист из
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ
Научно-исследовательский семинар
Направление - 030100.68, философия
Форма подготовки очная Школа гуманитарных наук ДВФУ
Кафедра философии
курс __1,2____ семестр ___1,2,3____
лекции ___ (час.)
практические занятия______(час.)
лабораторные работы___0___(час.)
всего часов аудиторной нагрузки___54___ (час.)
самостоятельная работа ___162___ (час.)
зачет _____1,2,3___ семестр
экзамен__________семестр
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 751 от 21.12.2009). Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры
философии «__26______» ____сентября_________________________________________________20_12___г.
Заведующий кафедрой _____________Ячин С.Е.________________________________________ 20__12__г.
Составители:__ С.Е. Ячин д.филос.н., профессор, зав.кафедрой философии_____________________________
Содержание УМКД Аннотация………………………………………………………………………...3
1. Рабочая программа дисциплины…………………………………………..10
1.1. Содержание теоретической части................................................................12
1.2. Содержание практической части.................................................................13
1.3. Контроль достижений целей курса..............................................................18
1.4. Тематика и перечень рефератов...................................................................19
1.5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины......................................20
2. Конспекты лекций..........................................................................................25
3. Материалы для практических занятий…………………………………….27
4. Материалы для организации самостоятельной работы студентов……….34
5. Контрольно-измерительные материалы……………………………………38
6. Список литературы………………………………………………………….40
7. Глоссарий…………………………………………………………………….48
8. Дополнительные материалы………………………………………………..50
Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины «Научно-исследовательский семинар по философской компаративистике и методологии кросс-культурных исследований»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Научно-теоретический семинар по философской компаративистике и методологии кросс-культурных исследований» разработан для магистрантов 1-2 курса по направлению 030100.68 «Философия» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).
Дисциплина входит в раздел «Научно-исследовательская работа и практики». Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов. Учебным планом предусмотрены семинарские занятия 54 часа, самостоятельная работа студента 162 часа. Дисциплина реализуется на 1 и 2 курсе в 1,2, 3 семестрах.
Курс является исследовательским приложением теоретических курсов: «Методология философской компаративистики и «Теория и методология кросскультурных исследований». Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с теорией и методологий кросскультурных исследований как одним из современных междисциплинарных направлений исследования культур, межкультурной коммуникации и практики межкультурного диалога, в том числе в сфере международных отношений. Содержание семинара находится в соответствии с темами диссертационных исследований магистров.
В рамках данного курса студент получит опыт постановки проблемы исследования, определения его предмета, методов решения, а также знания в области философии и методологии культуры, относительно которой данный курс приставляет важный прикладной раздел. Данная дисциплина является необходимой для работы над диссертационным исследованием. Проблемы, которые рассматриваются в данном курсе и в соответствующей области научных исследований касаются всех философских дисциплин. Среди них: зависимость философского познания от языка, условия возможности взаимопонимания людей разных убеждений и верований, источник конфликта интерпретаций, возникающий в межкультурном диалоге.
Дисциплина «Научно-теоретический семинар по философской компаративистике и методологии кросс-культурных исследований» логически и содержательно связана с такими курсами, как «Теория и методология кросскультурных исследований», «теория межкультурной коммуникации», «философия культуры», «методология социального познания».
Дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускника.
Учебно-методический комплекс включает в себя:
• рабочую учебную программу дисциплины;
• материалы для практических занятий (темы семинаров);
• материалы для организации самостоятельной работы студентов (тематику самостоятельных исследований, рефератов для самостоятельной работы, методические указания по их выполнению);
• список литературы;
• дополнительные материалы: образовательные интернет-ресурсы.
Особенностью данного УМКД является привлечение новых источников по кросс-культурному подходу в различных областях знания.
Автор-составитель учебно-методического комплекса: доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии, Школы гуманитарных наук ДВФУ Ячин Сергей Евгеньевич.
Зав. кафедрой философии _______________________ С.Е. Ячин
Abstract teaching complex subject "Research seminar on comparative linguistics, philosophy and methodology of cross-cultural research"
The teaching materials on the course "Scientific research and practice"are designed to train students in the "Comparative philosophy and methodology of cross-cultural research" educational program. Field of study – 030100 «Philosophy», qualification (degree) to be earned – Master of Philosophy Full-time program. Language of the program – Russian. The teaching materials are written in Russian.
These teaching materials on the course are developed in accordance with the curriculum of the educational program under the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education (FSES HPE) 030100 «Philosophy» (Master's degree), approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (December 21, 2009. № 751).
Subject is a section "Scientific research and practice". The total complexity of the development of the discipline of 6 credits, 216 hours. Curriculum provides hours of seminars, independent work of the student 162 hours. Discipline is implemented on 1 and 2 course in 1, 2, 3 semesters.
The course is a research and application of theoretical courses: "The methodology of comparative philosophy and" theory and methodology of cross-cultural research. "Contents covers the range of issues related to the theory and methodology of cross-cultural research as one of the modern inter-disciplinary areas of research cultures, intercultural communication and intercultural dialogue practices, including in the sphere of international relations. The content of the seminar is in line with the themes of the dissertation research masters.
In this course, the student will study the experience of the problem, identifying its subject matter, methods, solutions, and knowledge in the field of philosophy and methodology of culture with respect to which this course puts an important application partition. This subject is necessary to work on the dissertation research. The issues that are addressed in this course and in the field of research related to all philosophical subjects. Among them: the dependence of philosophical knowledge of the language, the conditions for the possibility of mutual understanding of people of different convictions and beliefs, interpretations of the source of the conflict that arises in cross-cultural dialogue.
Subject "scientific-theoretical seminar on comparative linguistics, philosophy and methodology of cross-cultural research" logically and meaningfully related to such courses as "The theory and methodology of cross-cultural research", "theory of intercultural communication", "Philosophy of Culture", "methodology of social cognition".
Subject aimed at the formation of common cultural and professional competencies of graduates.
These teaching materials on the course include the following materials:
Course syllabus;
Materials for practical training lessons;
Materials for students’ private study;
Test and examination materials;
Reading list;
Glossary;
Additional materials.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)
Научно-исследовательский семинар
Направление - 030100.68, философия
Форма подготовки очная Школа гуманитарных наук ДВФУ
Кафедра философии
курс __1,2____ семестр ___1,2,3____
лекции ___ (час.)
практические занятия______(час.)
лабораторные работы___0___(час.)
всего часов аудиторной нагрузки___54___ (час.)
самостоятельная работа ___162___ (час.)
зачет _____1,2,3___ семестр
экзамен__________семестр Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 751 от 21.12.2009). Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры
философии «__26______» ____сентября_________________________________________________20_12___г.
Заведующий кафедрой _____________Ячин С.Е.__________________________________________ 20__12__г.
Составители:__ С.Е. Ячин д.филос.н., профессор, зав.кафедрой философии_____________________________
Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______
Заведующий (ая) кафедрой _______________________ Ячин С.Е.
(подпись) (И.О. Фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______
Заведующий (ая) кафедрой _______________________ Ячин С.Е.
(подпись) (И.О. Фамилия)
Аннотация
В рамках данного курса студент получит опыт исследовательской работы в профессиональной области знания и практики. Семинар направлен на формирование способности ставить научную проблему, обсуждать спорные моменты ее решения, анализировать литературные источники, интерпретировать факты. Данный опыт является необходимым для работы над диссертационным исследованием. Кроме того, в рамках данного курса студент получит дополнительные знания в области философии и методологии культуры, относительно которой данный курс приставляет важный прикладной раздел. Владение методологией кросскультурных исследований составляет важную компетенцию специалиста в области «Философской компаративистики». Проблемы, которые рассматриваются в данном курсе и в соответствующей области научных исследований связаны с предлагаемыми темами диссертационных исследований магистра.
Дисциплина «Научно-теоретический семинар по философской компаративистике и методологии кросс-культурных исследований». Курс является исследовательским приложением теоретических курсов: «Методология философской компаративистики и «Теория и методология кросскультурных исследований». Кроме того курс логически и содержательно связана с такими дисциплинами, как теория межкультурной коммуникации, философия культуры, методология социального познания. Курс предназначен для магистров по специальности «философия».
Цели и задачи курса
Цель курса - формирование научно-исследовательских компетенций в области сравнительного изучения философии и культуры, межкультурной коммуникации и практики межкультурного диалога.
Задача, которая ставится перед научным семинаром, - развить у студентов навыки самостоятельной исследовательской работы, включая овладение современной методологией исследований, подготовку научных работ различного формата, презентацию результатов собственных исследований, ведение научной дискуссии на заданную тему. Научный семинар способствует развитию исследовательских, коммуникационных и презентационных навыков. Основной упор в научном семинаре делается не на передаче определённого объёма информации, а на умении ставить и решать исследовательские задачи и защищать свою позицию в столкновении различных точек зрения. Научный семинар проводится параллельно с преподаванием регулярных учебных курсов, при этом частично пересекаясь с ними по тематике, что позволяет улучшить усвоение материала и стимулировать самостоятельную интеллектуальную работу по направлениям специализации. Часть занятий посвящена презентации и обсуждению проектов курсовых работ (1-й курс) и магистерских диссертаций (2-й курс).
В результате изучения курса, студенты должны знать и уметь:
получить знание современных проблем в области кросс-культурной методологии;
предлагать и аргументировано обосновывать применение философской методологии для решения проблем межкультурной коммуникации;
творчески адаптировать достижения зарубежной философии и науки к отечественной философии и учебной практике;
формулировать новые цели и достигать новых результатов в решении проблем межкультурного понимания;
применять принципы кросс-культурного подхода к управлению экспертными знаниями при выработке согласованных решений представителями разных культур.
Компетенции, формируемые дисциплиной:
- владением методами научного исследования, способность формулировать новые цели и достигать новых результатов в соответствующей предметной области (ПК-3);
- способностью вести экспертную работу по профилю своей специальности и представлять ее итоги в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями (ПК-4);
- готовностью вести научные исследования, соблюдая все принципы академической этики, и понимание личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы (ПК-5).
- готовностью к практическому использованию полученных углубленных знаний в принятии управленческих решений (ПК-10);
- способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ПК-11).
I.Содержание теоретической части
Лекции не предусмотрены учебным планом.
|