Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А





Скачать 99.81 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А
Дата публикации22.05.2015
Размер99.81 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Разработал:

Томилов В.А.

Идентификационный номер: УМКД.35(33)-050100.68-М2.В.ДВ.2-1-2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования

Лист

из


лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. УССУРИЙСКЕ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


Социология рисков
Направление050100.68 Педагогическое образование

Магистерская программа Социологическое образование

Форма подготовки очная

Школа педагогики

Кафедра философии и социально-гуманитарного образования

курс 2, семестр 3

лекции 4 час.

практические занятия 14 час.

лабораторные работы не предусмотрены

всего часов аудиторной нагрузки 18 час.

самостоятельная работа 54 час.

реферативные работы не предусмотрены

контрольные работы не предусмотрены

зачет 3 семестр

экзамен не предусмотрен
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки от 14 января 2010 г. № 35).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры философии и социально - гуманитарного образования

«20» июня 2012 г. протокол № 14.

Заведующая кафедрой Леонидова В.В. 2012 г.

Составитель: к.ф.н., доцент Томилов В.А.

I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «24» июня 2013 г. № 10

Заведующий кафедрой В.В. Леонидова
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от « » г. №

Заведующая кафедрой _______________________

(подпись) (и.о. фамилия)

АННОТАЦИЯ


Данный курс относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла по направлению 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа Социологическое образование. Курс «Социология рисков» читается в третьем семестре второго курса. Дисциплина читается по выбору студентов, состоит из курса лекций и практических занятий. Итоговый контроль предполагает зачет, проводимый в третьем семестре.

Целью освоения дисциплины «Социология рисков» является: познакомить магистрантов с теорией и практикой исследования рисков, создать профессиональные компетенции, выработать навыки риск-анализа.

Дисциплина «Социология рисков» относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла. Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного познания», «Методология социального познания», «Образовательное пространство как социальное явление», «Современные социологические теории и школы», «Современные методы социологических исследований», «Социальные изменения и изменения в образовании», «Конфликты и кризисы в процессе социального взаимодействия», «Социология молодежи» и «Гендерные проблемы образования». Дисциплина «Социология рисков» ориентирована на развитие теоретических знаний и практических навыков магистрантов, а также способствует их успешной профессиональной социализации.

В результате освоения дисциплины магистрант будет обладать следующими компетенциями:

  • готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

  • способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

  • способностью анализировать результаты научных исследований и применять их на при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

  • готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

  • готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7).

знать:

  • основные теоретические подходы к исследованию рисков в отечественной и зарубежной социологии;

  • исследовательское поле социологии рисков;

  • особенности функционирования социальных систем в условиях неопределенности;

уметь:

  • использовать аналитический аппарат социологии рисков для решения задач в рамках своей профессиональной деятельности;

  • научно анализировать риск-проблемы человека и общества;

  • снимать противоречия между личностными и общественными интересами людей в обществе;

  • представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед профессиональной и массовой аудиториями;

владеть:

  • навыками применения риск-анализа для решения исследовательских задач;

  • навыками информационного обеспечения деятельности по оптимизации (снижению) риска;

  • навыками социологического сопровождения принятия управленческих решений в условиях неопределенности;

  • навыками проведения социологической экспертизы.

I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Тема 1. Риск как предмет социологического анализа (2 час.)

Понятие «риск» и «опасность» (Ф. Найт, Н. Луман, Э. Гидденс, У. Бек, О.Н. Яницкий). Социологические, экономические и социально-психологические подходы к изучению риска. Индивидуально-психологические детерминанты рискового поведения.
Тема 2. Теоретико-методологические подходы к исследованию социальных рисков (2 час.)

Представление о риске и опасности в традиционных и индустриальных обществах. Социальные институты управления опасностью в традиционных обществах. Управление рисками в современном обществе: развитие института экспертного знания.

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА


Практические занятия (14 час.)

Занятие 1. Риск как предмет социологического анализа (2 час.)

Происхождение слова «риск». Понятие «риск» и «опасность» (Ф. Найт, Н. Луман, Э. Гидденс, У.Бек, О.Н. Яницкий). Социологические, экономические и социально-психологические подходы к изучению риска. Индивидуально-психологические детерминанты рискового поведения.
Занятие 2. Теоретико-методологические подходы к исследованию социальных рисков (2 час.)

Представление о риске и опасности в традиционных и индустриальных обществах. Социальные институты управления опасностью в традиционных обществах. Управление рисками в современном обществе: развитие института экспертного знания.
Занятие 3. Современное общество и социальные риски (2 час.)

«Особенности современности»: специфика современных рисков. Локальные, глобальные, системные риски в постиндустриальном обществе. Институты управления рисками в постиндустриальном обществе и перспективы управления глобальными рисками.
Занятие 4. Сущность риска и рискованного поведения (деятельности)

(2 час.)

Субъективные и средовые факторы, влияющие на оценку риска. Индивидуально-психологические детерминанты рискового поведения. «Склонность к риску» как черта личности.
Занятие 5. Типология рисков (2 час.)

«Культурологическая модель» восприятия риска и приписывания ответственного поведения. Роль «политических культур» и «культурных убеждений» в оценке и принятии риска. Особенности рисков в основных сферах жизнедеятельности общества: трудовые, бытовые, политические и культурные типа риска.
Занятие 6. Риск в социальном пространстве (2 час.)

Социально-экономические условия возникновения риска. Последствие риска: моральные, материальные, другие. Риск и катастрофа: общее и различное
Занятие 7. Методы минимизирования рисков (2 час.)

Модели управления рисками. Поведенческие стратегии субъектов риска. Институциональные механизмы минимизации и контроля над рисками.
III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА
Итоговый контроль

В качестве итогового контроля выступает зачет, который проводится третьем семестре.

Вопросы к зачету

  1. Происхождение слова «риск».

  2. Понятие «риск» и «опасность» (Ф. Найт, Н. Луман, Э. Гидденс, У. Бек, О.Н. Яницкий).

  3. Социологические, экономические и социально-психологические подходы к изучению риска.

  4. Индивидуально-психологические детерминанты рискового поведения.

  5. Представление о риске и опасности в традиционных и индустриальных обществах

  6. Социальные институты управления опасностью в традиционных обществах.

  7. Управление рисками в современном обществе: развитие института экспертного знания.

  8. «Особенности современности»: специфика современных рисков.

  9. Локальные, глобальные, системные риски в постиндустриальном обществе.

  10. Институты управления рисками в постиндустриальном обществе и перспективы управления глобальными рисками.

  11. Субъективные и средовые факторы, влияющие на оценку риска.

  12. Индивидуально-психологические детерминанты рискового поведения.

  13. «Склонность к риску» как черта личности.

  14. «Культурологическая модель» восприятия риска и приписывания ответственного поведения.

  15. Роль «политических культур» и «культурных убеждений» в оценке и принятии риска.

  16. Особенности рисков в основных сферах жизнедеятельности общества: трудовые, бытовые, политические и культурные типа риска.

  17. Социально-экономические условия возникновения риска.

  18. Последствие риска: моральные, материальные, другие.

  19. Риск и катастрофа: общее и различное

  20. Модели управления рисками.

  21. Поведенческие стратегии субъектов риска.

  22. Институциональные механизмы минимизации и контроля над рисками.


IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

Курсовые работы и рефераты не предусмотрены учебным планом.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

  1. Багдасарьян, Н.Г. Социология: учебник / Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н. Р. Шушанян; под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2010. – 288c .

  2. Батаршев, А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: учеб. пособие для вузов / А.В. Батаршев. – М.: Академия, 2009. – 192c.

  3. Глотов, М.Б. Социология: учебник для вузов / М.Б. Глотов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2013. – 400 с.

  4. Рыхтикова Н.А. Анализ и управление рисками организации: учебное пособие для вузов. – М.: Форум; Инфра-М, 2009. – 240c .

Дополнительная литература

  1. http://vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/vestnik/10/04-13.pdf Исмаилов, А.A. Социология риска: принятие решений в условиях риска / А.А.Исмаилов // Вестник МГИМО. – 2010. – № 4. С. 277-286.

  2. Управление рисками предприятия: Учеб. пособие / В.Н. Уродовских. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. – 168 с.

  3. Яницкий, О.Н. Социология риска: ключевые идеи // Мир России. – 2003. – № 1. – С. 3-21.


Электронные образовательные ресурсы

  1. http://znanium.com/bookread.php?book=324469 Барышева, А.В. Инновации: Учебное пособие / А.В. Барышева, К.В. Балдин, И.И. Передеряев; Под общ.ред. проф., д.т.н. А.В. Барышевой. – 3-e изд. – М.: Дашков и К, 2012. – 384 с.

  2. http://znanium.com/bookread.php?book=201227 Уродовских, В.Н. Управление рисками предприятия: Учеб. пособие / В.Н. Уродовских. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. – 168 с.

  3. http://znanium.com/bookread.php?book=365775 Фонотов, А. Г. Россия: инновации и развитие / А. Г. Фонотов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 431 c.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Томилов В. А. Идентификационный номер
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Бирюкова О. А
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Современные методы химической...
Контрольный экземпляр находится на кафедре общей, неорганической и элементоорганической химии
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология науки о пище»...
Контрольный экземпляр находится на кафедре продуктов питания из растительного сырья и технологии живых систем
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconН. А. Томилов, директор Омского филиала Института археологии и этнографии...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Философские проблемы науки...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философские проблемы науки и техники: введение в общественное здоровье/здравоохранение»
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработал: Томилов В. А iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск