Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии»





Скачать 206.85 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии»
Дата публикации28.05.2015
Размер206.85 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс


Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Южный федеральный университет»
Факультет философии и культурологии


Учебно-методический комплекс

специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии»

федерального компонента цикла ОПД

специальности 030101 – «философия»
Составитель ст. преп. кафедры истории философии Тихонов А.В.

Ростов-на-Дону

2006



Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры истории философии факультета философии и культурологии ЮФУ от 28.12.06 (протокол № 8)



Содержание
1 Пояснительная записка…………………………………………………….4

2 Тематическое планирование курса ……………………………………….5

3 Программа курса …………………………………………………………..6

4 Темы лекций………………………………………………………………..9

5 Глоссарий……………………………………………………………...…....9

6 Формы промежуточного контроля……………………………………….10

7 Темы рефератов…………................... …………………………………....11

8 Вопросы, выносимые на зачет....................................................................12

9 Тематика курсовых и дипломных работ ………………...……………....12

10 Общий список литературы к курсу ……………...…………..…………13

Пояснительная записка
Проблема человека в античной философии - проблема многоаспектная, не имеющая общей единообразной формулировки. Если рассматривать все философское наследие античности как набор идей, принадлежащих разным авторам, но все же при этом объединенных кругом тем, спецификой их описания и анализа, своеобразием философского языка, то даже в этом случае очевидна многоплановость рассмотрения человека. С такой многоплановостью мы сталкиваемся даже при изучении одного философа, одной работы, одного диалога. В предлагаемом курсе обращение к проблеме человека в античной философии происходит также в связи с определенными традициями интерпретации классических учений античности.

Цель курса: изучение античного философского наследия; раскрытие содержания проблемы человека, представленной в античной философии; также демонстрация различия философских смыслов, составляющих эту проблему.

Задачи курса:

- представление космологического, психологического, физического, онтологического, личностного аспектов рассмотрения проблемы человека в трудах античных философов;

- изучение антиковедческих работ, узкоспециализированных исследований, в том числе и зарубежных авторов;

- предотвращение упрощенного представления о философских концептах данного исторического периода;

- побуждение к продолжению исследования данной темы самостоятельно.

Навыки студентов по окончанию курса: совершенствование навыков историко-философского исследования, работы с библиографией; обращение к непереведенным исследованиям и к текстам - оригиналам.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


темы

Тема занятия

Лекции

1

Проблема человека в философии досократиков

2 ч

2

Философия Сократа и проблема человека в сократических школах

4 ч

3

Человек как микрокосм в философии Платона

8 ч

4

Античная философия о занятии «философией»

2 ч

5

Проблема человека в философии Аристотеля

8 ч

6

Стоики и эпикурейцы о человеке

2 ч

7

Проблема человека в сочинениях ранней платоновской школы и трансформация платоновских идей в сочинениях философов - неоплатоников

4 ч

8

Пайдея: античное воспитание и личность

2 ч

9

Античные представления о человеке и их современные оценки

4 ч

Итого:

36 ч


Программа курса
Тема 1 Проблема человека в философии досократиков
Античная предфилософия (Гомер, Гесиод). Гилозоизм. Натурфилософия. Взаимосвязь этических рассуждений с космологией у философов досократиков. Высказывания о человеке, принадлежащие философам досократикам: милетская школа, ранний пифагореизм, Гераклит, элеаты. Фалес о душе (Плиний, Симпликий. Аристотель). Философия Мелисса Самосского (Аристотель, Секст-Эмпирик, Гален, Гиппократ). Диалектика «бытия» и «небытия» в учении Парменида (А.Ф.Лосев, Г.В. Драч). Гомеомерии Анаксагора.
Тема 2 Философия Сократа и проблема человека в сократических школах
Этический рационализм Сократа. Значение процесса самопознания. Майевтика Сократа: ценность рассуждения. Сократ о человеке. Позиция Ф.Х. Кессиди и другие интерпретации свидетельств о Сократе: Г. Властос, Светлов Р.В. Ценность и значение философского диалога: Сократ и софисты. Проблема ранних «сократических» диалогов Платона. Философия циников: свидетельства об Антисфене, Диогене Синопском и Кратете Фиванском; практическая сторона учения Сократа; человек как свобода. Критика философии Платона. Кинизирующая литература, Лукиан Самосатский (II в п. Р.Хр.). Философия киренаиков, мегариков, Элидо-эретрийской школы.
Тема 3 Человек как микрокосм в философии Платона
Различие этапов творчества Платона. О тематике ранних диалогов Платона. Главный вопрос диалога «Горгий». Универсальность принципа совпадения с цельным бытием для человека как микрокосмоса в философии Платона. Диалог «Государство»: анализ «состояний души»; государство и душа человека как элементы сущего, отражающие макрокосмическую природу; виды нарушения душевной гармонии. Ценность видения глубинной связи микро и макрокосмоса в философии Платона. О теории знания как «припоминания» у Платона. Поиск и подтверждение скрытого тождества микро и макрокосмоса. Соотношение микро и макрокосмоса в других философских учениях (сравнительный анализ). Диалог «Федон»: критика Анаксагора. «Благо» в философии Платона: его полярность «сущему» и его охватывание всего сущего. Диалог «Пир»: композиция и структура диалога; речи об «Эроте» участников диалога, речь об «Эроте» Сократа; отличие позиции Сократа от обыденного представления об «Эроте»; специфика и характер идеального бытия; значение заключительной речи Алкивиада. Диалог «Софист»: связь диалогами «Горгий», «Пир», «Парменид» и «Филеб»; онтологическое обоснование обличения софистики; душа человека как микрокосмос; содержание и смысл «диалектики бытия и небытия». Онтологическая схема в философии Платона: фиксация некоторых различий в ее содержании. Теория «идей»: о двух значениях содержания слова «идея» в философии Платона; диалектика диалога «Парменид» как вид описания бытия; проблема «души» и «разума» в поздних диалогах Платона; интерпретация «идеи» различными комментаторами философии Платона; об иерархии идей в философии Платона; природа «идеального» бытия. О «гармонии» в философии Платона. Диалог «Филеб»: от вопроса о ценности жизни к устройству бытия, к ценности «смешанной» жизни. Диалог «Тимей»: сочетание двух описаний творения Вселенной. «Материя» как «функция» в устройстве сущего. Теория зрения.
Тема 4 Античная философия о занятии «философией»
Что есть занятие философией для античных философов. Онтологизация занятия философией. Природа философского знания. Философия у Платона как «высочайшее из искусств»: диалектическое рассуждение, его содержание. Обоснование роли философа в государстве. «Высший род знания» в «Метафизике» Аристотеля. Философия как сущностный взгляд на вещь в системе Аристотеля. Начала доказательств и Начала бытия в «Метафизике» Аристотеля. Позиция П. Адо.
Тема 5 Проблема человека в философии Аристотеля
Связь речи и бытия в философии Аристотеля: «Метафизика», «О душе», «Физика», «Категории». Главные вопросы и особенности трактата «О душе». Тематическая связь трактата «О душе» с «Метафизикой». Вопрос о природе души и о природе Первоначала. Обращение к мнениям ранних философов как часть собственной системы Аристотеля. Анализ диалога «Тимей» в трактате «О душе». Душа и движение. Душа как сочетание частей. Классификация заблуждений, возникающих при попытке описания души. Душа как форма естественного тела, душа как «первая энтелехия». Душа как «система способностей» (Черняков А.Г.). Вторая книга трактата «Физика»: природа, два способа ее описания, причины. Теория зрения. Этическое учение. Сравнение двух переводов текста Аристотеля «О памяти и припоминании» (Алымова Е.В., Месяц С.В.): память как переработанная информация и память как переработанный материал; память как измененное знание и память как «свойство» или «состояние» акта получения знания. Критика философии Платона (А.Ф. Лосев, А.Н. Чанышев). Аль-Фараби о единстве учений Платона и Аристотеля.
Тема 6 Стоики и эпикурейцы о человеке
Зенон Китионский, Цицерон, Лукреций, Диоген Лаэртский. Стоики и эпикурейцы о мироздании и человеке. Различное понимание природы: природа как разумное существо и как неделимые частицы. Бог-Логос стоиков и имена природы (Диоген Лаэртский). «Фатализм» и «натурализм» (Васильева Т.В.) в определении человека. Теория зрения. Сравнительный анализ представлений о человеке в эллинистической философии и в классических философских учениях.
Тема 7 Проблема человека в сочинениях ранней платоновской школы и трансформация платоновских идей в сочинениях философов - неоплатоников
Анализ диалога «Гиппарх». Отличие диалогов платоновской школы от диалогов Платона. Анализ «Учебника платоновской философии» Алкиноя. Основные понятия Платона в трансформации последователей. Академия Платона. Комментарии Платона Ямвлиха, Порфирия, Прокла, Дамаския, Олимпиодора. Интерпретация Ямвлиха диалога «Софист»: что является предметом этого диалога по Ямвлиху. Интерпретация Ямвлиха диалогов «Филеб» и «Тимей». Проблема Первоначала у Платона в комментариях неоплатоников: вопрос о природе и о виде Начала бытия. Вопрос о соотношении микро и макрокосмоса в философии неоплатоников, основывающейся на анализе диалогов «Платона». Прокл о Первоначале Платона: триады «умных» богов.
Тема 8 Пайдея: античное воспитание и личность
Воспитание человека в софистической традиции: воспитание свободного человека, развитие аргументации, роль углубленных знаний. Воспитание у Платона: арифметика, геометрия, теория музыки, астрономия; философия. Связь этики и познания, метафизическое значение воспитания. Онтологическая схема Платона и искусство жить. М. Хайдеггер: «Учение Платона об истине». Воспитание в школе Исократа: практическая польза воспитания, риторика, нравственный аспект воспитания. Воспитание у Аристотеля: роль числа, физики, биологии, других наук; универсальное знание. Концепции греческой «пайдеи»: В. Йегер, И. Адо, А.И. Марру.
Тема 9 Античные представления о человеке и их современные оценки
Идеологическое постоянство тематики человеческого бытия в античной философии. Цельность человеческого существа как его ценность в античной философии. Волевое и душевное усилие как основная характеристика человека в античной философии. Совпадение человека с бытием как его сущностная характеристика для древнегреческих философов. Проблема времени у Платона как проблема человеческого бытия. Оценка учения Платона о времени: М. Хайдеггер, «Время и бытие».

Темы лекций
Лекция 1 Проблема человека в философии досократиков.

Лекция 2 Сократ о человеке.

Лекция 3 Проблема человека в сократических школах.

Лекция 4 Философия Платона: проблематика сократических диалогов.

Лекция 5 Философия Платона: учение о душе и о познании.

Лекция 6 Теория идей Платона.

Лекция 7 Космология Платона.

Лекция 8 Платон и Аристотель о занятии философией.

Лекция 9 Платон и Аристотель: единство и различие философских учений.

Лекция 10 Философия Аристотеля: учение о началах и о душе.

Лекция 11 Философия Аристотеля: учение о зрении и памяти.

Лекция 12 Философия Аристотеля: учение о природе.

Лекция 13 Стоики и эпикурейцы о человеке.

Лекция 14 Ранний платонизм.

Лекция 15 Проблема платоновского первоначала в развитии философии платонизма.

Лекция 16 Античные теории воспитания.

Лекция 17 Хайдеггер и Платон.

Лекция 18 Некоторые современные оценки античных представлений о человеке.


Глоссарий

БЛАГО – «то, ради чего существует как конкретное нечто, так и вообще все сущее» (Р.В. Светлов).

БОГ – «бессмертное существо, довлеющее себе в блаженстве: он – вечное бытие, причина рождения природы блага» (Сочинения платоновской школы. «Определения»).

ГОСУДАРСТВО – «общность множества людей, достаточно сильная для процветания» (Платон. «Государство»).

ДОБРОДЕТЕЛЬ – «наилучшее состояние души» (Сочинения платоновской школы. «Определения»).

ДИАЛЕКТИКА – «букв. «умение вести беседу». В античной философии приобретает характер технического термина для обозначения определенного рода рассуждений» (Р.В. Светлов).

ДУША – «первая сущность» (Аристотель. «Метафизика»).

ЕДИНОЕ СУЩЕЕ – согласно афинским неоплатоникам, единое сущее является субъектом всевозможных бытийных определений, не составляя некоторую самостоятельную реальность, но, в свою очередь, распадаясь на генаду и сущность» (Р.В.Светлов)

ИДЕЯ – «род каждой вещи и сущность сама по себе» (Платон. «Парменид»).

КАЛОКАГАТИЯ – «способность избирать наилучшее» (Сочинения платоновской школы. «Определения»).

КОСМОС – «живое существо, наделенное душой и умом» (Платон. «Тимей»).

МНЕНИЕ – в «Государстве» представлено «познавательной способностью человека, отличающейся от знания и по своей предметности, и по организации познавательной деятельности» (Р.В.Светлов).

НАТУРФИЛОСОФИЯ РАННЕГРЕЧЕСКАЯ – «это способ философствования и способ миропонимания, в котором physis играет ключевую роль, интегрируя мироздание: природу с человеком и богов с природой» (Г.В.Драч. «Рождение античной философии и начало антропологической проблематики»).

ОЩУЩЕНИЕ – «по мнению стоиков, ощущение – это пневма, которая исходит от управляющей силы и простирается на чувства, а также постижение с помощью чувств и устройство органов чувств» (Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»).

ТИРАН – «правитель, руководящий городом по своему разумению» (Сочинения платоновской школы. «Определения»).

ФИЛОСОФИЯ – «способность созерцания истины, какова она есть» (Сочинения платоновской школы. «Определения»).

ЧЕЛОВЕК – «живое существо, способное овладевать знаниями» (Аристотель. «Топика»).

ЭМАНАЦИЯ – «стоическое по происхождению понятие, которое первоначально обозначало буквально «ис-течение» из правящего миром пневматического начала творческой деятельности» (Р.В. Светлов).

Формы промежуточного контроля
Контрольные письменные работы:
1 Космологические теории досократиков.

2 Антропологический смысл этических высказываний досократиков.

3 Свидетельства о философии Мелисса Самосского.

4 Диалектика «бытия» и «небытия» в учении Парменида.

5 Феномен Сократа: оценки интерпретаторов.

6 Почему учение циников считается философским?

7 Платон: человек как микрокосм.

8 Псюхэгогика в философии Платона.

9 Платон: учение об идеях.

10 Поздние диалоги Платона: космологическая проблематика.

11 Философия как момент бытийствования в классических учениях античности.

12 Что такое античная «диалектика»?

13 Аристотель: отношение к учению Платона.

14 Аристотель: учение о душе.

15 Учение Аристотеля о памяти.

16 Античные теории видения.

17 Исторические формы платонизма.

18 Философское содержание «пайдейи».

Темы рефератов


  1. Античная философия в оценке Г.В.Х. Гегеля.

  2. Специфика взгляда П. Адо на античную философию.

  3. Общая характеристика антиковедения А. Лосева.

  4. Античная философия: природа философского знания.

  5. Человек как элемент космического устройства в античной философии.

  6. Сократ о душе.

  7. Философские подходы к интерпретации сократовского феномена «незнания».

  8. Платон: философия как «высочайшее из искусств».

  9. Что является главным вопросом диалога Платона «Горгий»?

  10. Антидемократизм антропологии Платона.

  11. Платон: онтологическое обоснование критики софистики.

  12. Что такое «диалектика» Платона?

  13. Структура диалога «Пир» и учение Платона о любви и мудрости.

  14. Платон: учение об идеях. Сравнительный анализ интерпретаций.

  15. Философия как «высший род знания» в «Метафизике» Аристотеля.

  16. «Метафизика»: начала доказательств и начала бытия.

  17. «Гиппарх»: проблема добра и достойной жизни.

  18. Плотин: учение об идеях.

Вопросы, выносимые на зачет
1 Антропология милетской школы, проблема человека в философии раннего пифагореизма, проблема человека в философии Гераклита.

2 Антропология элейской школы и проблема человека в философии Анаксагора.

3 Сократ о человеке.

4 Проблема человека в сократических школах.

6 Ранние диалоги Платона: эйдетическая проблематика.

7 «Государство» Платона.

8 Теория «идей» Платона.

9 Учение Платона о душе.

10 Космология позднего Платона.

11 Аристотель: критика попыток описания души.

12 Аристотель: учение о душе.

12 Этическое учение Аристотеля.

13 Аристотель: учение о памяти.

14 Проблема человека в платонизме.

15 Проблема человека в философии стоиков.

16 Проблема человека в философии эпикурейцев.

17 Определение природы философского знания в античной философии.

18 Античная «пайдея».

19 Античные теории зрения.

20 Античная философия и современность.

Тематика курсовых и дипломных работ


  1. Философские системы эпохи классического полиса: природа философского знания.

  2. Человек в философских системах эпохи классического полиса.

  3. Философия Платона: теория идей.

  4. «Диалектика» в философии Платона.

  5. Космология Платона.

  6. Ранние диалоги Платона: действительное содержание и предмет.

  7. Аристотель: критика философии Платона.

  8. Платонизм: течения, представители, идеи.

  9. А.Ф. Лосев: онтологическое отношение к Платону.

  10. Платон и Хайдеггер: «Учение Платона об истине».

  11. Платон и Хайдеггер: проблема «времени».

  12. Античная философия: «пайдейя» как забота о душе.

  13. Платонизм в философии XIX века.


Общий список литературы к курсу
Тексты:


  1. Антология античной философии. – М., 2001.

  2. Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. – М., 1984.

  3. Антология мировой философии в четырех томах. Т. 1. Философия древности и средневековья. Ч. 1. – М., 1969.

  4. Аристотель. Категории. – М., 1939.

  5. Аристотель. Категории. // Аристотель. Сочинения. Том 2. – М., 1978.

  6. Аристотель. Метафизика. – М., Л., 1934.

  7. Аристотель. Метафизика. // Аристотель. Сочинения. Том 1. – М., 1976.

  8. Аристотель. Никомахова этика. // Аристотель. Сочинения. Том 4. – М., 1983.

  9. Аристотель. О душе. // Казанский А.П. Учение Аристотеля о значении опыта при познании. – Одесса, 1891.

  10. Аристотель. О душе. // Аристотель. Сочинения. Том 1. – М., 1976.

  11. Аристотель. О памяти. // Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти.– СПб., 2004.

  12. Аристотель. О памяти и припоминании. // Вопросы философии, № 7, 2004.

  13. Аристотель. Психологические сочинения («О душе»). – Казань, 1885.

  14. Аристотель. Физика. – М., 1936.

  15. Аристотель. Физика. // Аристотель. Сочинения. Том 3. – М., 1981.

  16. Аристотель. Этика. – СПб., 1908.

  17. Благоразумие мудрости. Соломон Мудрый. Экклезиаст. Песнь песней. Притчи. Эпиктет. Беседы. – Симферополь, 2003.

  18. Вестник древней истории. № 1-4, 1976.

  19. Вестник древней истории. № 3, 4, 1975.

  20. Гностики. – Киев, 1997.

  21. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: «Мысль», 1986.

  22. Древнеримские мыслители. Свидетельства. Тексты. Фрагменты. – Киев, 1958.

  23. Ксенофонт. Сократические сочинения. Киропедия. – М., 2003.

  24. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. – М., 1914.

  25. Маковельский А.О. Досократики. Ч. 1-3. – Казань, 1914-1919.

  26. Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики. – М., 2003.

  27. Платон. Избранные диалоги. – М., 1965.

  28. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. – М, 1990.

  29. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 2. – М., 1993.

  30. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 3. – М., 1994.

  31. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 4. – М., 1994.

  32. Платон. Сочинения. Ч. III. – СПб., 1863.

  33. Платон. Сочинения. Ч. VI. – СПб., 1879.

  34. Платон. Творения. Т. IV. – Л., 1929.

  35. Плотин. Избранные трактаты в 2-х томах. – М., 1994.

  36. Плотин. Сочинения. – С.-Пб., 1995.

  37. Плотин. Третья эннеада. – С.-Пб., 2004.

  38. Плотин. Эннеады. – Киев, 1995.

  39. Плутарх. Исида и Осирис. – Киев, 1996.

  40. Прокл. Платоновская теология. – С.-Пб., 2001.

  41. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. – М., 1990.

  42. Римская сатира. – М., 1957.

  43. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.: «Республика», 1995.

  44. Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Т. 1. – М., 1976.

  45. Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Т. 2. – М., 1976.

  46. Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений. – С.-Пб., 1913.

  47. Таранов П.С. «Анатомия мудрости»: 120 философов. – Симферополь, 1997.

  48. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М., 1989.

  49. Ямвлих Халкидский. Комментарии на диалоги Платона. – С.-Пб., 2000.

  50. Aristotelis. De Anima. Recognovit brevique adnotatione instruxit W.D. Ross. – Oxfrod, 1956.

  51. Aristotelis. Metaphysica. Recognovit brevique adnotatione instruxit W. Jaeger. – Oxford, 1957.

  52. Aristotle. Parva Naturalia. A revisited text with introduction and commentary by D. Ross. – Oxford, 1955.

  53. Diels H. Die Fragmente der Vorsokratiker. – Berlin, 1903.

  54. Plato. The Republic. Books VI-X. With an English translation by P. Shorey. – Harvard, 1935.

  55. Platonis Opera. Tomus I. Tetralogias I-II continens. – Oxford, 1995.

  56. Proclus. Theologie platonicienne. Vol. I-VI. – Paris, 1968-1997.

  57. Sextus Empiricus in four volumes. Vol. II. Against the Logicians. – Harvard, 1967.

Дополнительная литература:

  1. Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. – М.: «Греко–латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2002.

  2. Адо П. Что такое античная философия? – М.: «Издательство гуманитарной литературы», 1999.

  3. Академия. Материалы и исследования по истории платонизма. Выпуск 2. – С.–Пб.: СПбГУ, 2000.

  4. Академия. Материалы и исследования по истории платонизма. Выпуск 3. – С.-Пб.: С.ПбГУ, 2000.

  5. Академия. Материалы и исследования по истории платонизма. Выпуск 4. – С.-Пб.: С.ПбГУ, 2003.

  6. Академия. Материалы и исследования по истории платонизма. Выпуск 5. – С.-Пб.: С.ПбГУ, 2000.

  7. Аль–Фараби. Об общности взглядов двух философов – божественного Платона и Аристотеля. // Аль–Фараби. Философские трактаты. – Алма–Ата: «Наука», 1970.

  8. Античная философия в интерпретации буржуазных философов. – М.: ИФАН, 1981.

  9. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: «Высшая школа», 1998.

  10. Бакина В.И. Взаимоотношения Макрокосма и микрокосма в ранней древнегреческой философии. // Вестник Московского Университета, серия 7 «Философия», № 5, 2000.

  11. Басов Р.А. История древнегреческой философии от Фалеса до Аристотеля. – М.: «Издательский Дом «летопись XXI», 2002.

  12. Брамбо Р. Философы Древней Греции. – М.: «Центрполиграф», 2002.

  13. Бугай Д.В. Критика теории идей в «Пармениде» Платона. // Вопросы философии, № 4, 1997.

  14. Васильева Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии. Пособие для студентов. – М.: Савин С.А., 2002.

  15. Васильева Т.В. Платоновский вопрос сегодня и завтра. // Вопросы философии, № 9, 1993.

  16. Васильева Т.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость любви. - М.: «Логос», 1999.

  17. Виндельбанд В. Платон. // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. – М.: «Юристъ», 1995.

  18. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. – М.: «Университетская книга», 2000.

  19. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга 2. – С.-Пб.: «Наука», 1994.

  20. Диллон Д. Средние платоники. – С.-Пб.: «Алетейя», 2002.

  21. Диллон Д. Наследники Платона. – С.-Пб.: СПбГУ, 2005.

  22. Доддс Е.Р. Греки и иррациональное. – М., С.–Пб.: «Университетская книга», 2000.

  23. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. – М.: «Гардарики», 2003.

  24. Жмудь Л.Я. Зарождение истории науки в античности. – С.-Пб.: РХГИ, 2002.

  25. Зарубежное философское антиковедение. – М.: «Наука», 1990.

  26. Йегер В. Пайдейа. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). Т.2. – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1997.

  27. Из истории античной науки и философии. – М.: «Наука», 1991. из введения

  28. Кессиди Ф.Х. Сократ. – Ростов–на–Дону: «Феникс», 1999.

  29. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том 1. – М.: «Центрполиграф», 2003.

  30. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том 2. – М.: «Центрполиграф», 2003.

  31. Кулаковский Ю.А. Эсхатология и эпикуреизм в античном мире. – С.-Пб.: «Алетейя», 2002.

  32. Лосев А.Ф. Античная философия истории. – С.–Пб.: «Алетейя», 2000.

  33. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. – М.: «Искусство», 1975.

  34. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М.: «Мысль», 1989.

  35. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. – М.: «Искусство», 1974.

  36. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Книга 1. – М.: «Искусство», 1992.

  37. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Книга 2. – М.: «Искусство», 1994.

  38. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Книга 1. – М.: «Искусство», 1988.

  39. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Книга 2. – М.: «Искусство», 1988.

  40. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). – М.: «Высшая школа», 1963.

  41. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М.: «АСТ», 2000.

  42. Лосев А.Ф. Критика платонизма у Аристотеля. // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. – М.: «Мысль», 1994.

  43. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: «Мысль», 1993.

  44. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика. I-II вв. н.э. – М.: МГУ, 1979.

  45. Лосев А.Ф. Эрос у Платона. // Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. – М.: «Мысль», 1993.

  46. Лурье С.Я. Демокрит. – Л., 1970.

  47. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. – М.: «Аграф», 1999.

  48. Мареева Е. В. Проблема души в классической и неклассической философии. – М.: «Академический проект», 2003.

  49. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). – М.: «Греко–латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1998.

  50. Степанова А.С. Физика стоиков: доминирующие принципы онтокомологической концепции. – С.-Пб., 2005.

  51. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. – М.: «Мысль», 2003.

  52. Павленко А.Н. Европейская космология. Основания эпистемологического поворота. – М.: «Интрада», 1997.

  53. Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. – М.: «Наука», 1979.

  54. Платон: Pro et contra. – С.–Пб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001.

  55. Сергеев К.А., Слинин Я.А. Природа и разум: античная парадигма. – Ленинград: ЛГУ, 1991.

  56. Соколов В.В. Историческое введение в философию. – М.: «Академический проект», 2004.

  57. Соловьев В.С. Жизненная драма Платона. // Соловьев В.С. Сочинения. Том 2. – М.: «Мысль», 1990.

  58. Солопова М.А. Бессмертие неразумной души у Плотина, Платона и в среднем платонизме. // Знание и традиция в истории мировой философии. – М.: РОССПЭН, 2001.

  59. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. – С.-Пб., 2004.

  60. Хайдеггер М. Время и бытие. // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

  61. Хайдеггер М. Учение Платона об истине. // Историко – философский ежегодник `86. – М.: «Наука», 1986.

  62. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. – М.: «Канон», 1996.

  63. Bear J.I. Greek theories of elementary cognition from Alcmaeon to Aristotle. – Oxford, 1906.

  64. Benson H.H. Socratic Wisdom: the Model of Knowledge in Plato’s Early Dialogues. – New York, 2000.

  65. Boodin J.E. Cosmology in Plato’s Thought (I.). // Mind. New Series, Vol. 38, Issue 152, 1929.

  66. Brisson L. Plato’s Theory of Perception in the Timaeus: How it Works and What it Means. // Proceedings of the Boston Area Colloquium in Ancient Philosophy. Volume XIII, 1997. – Boston, 1999.

  67. Cornford F.M. The doctrine of Eros in Plato’s Symposium. // Cornford F.M. The unwritten philosophy and other essays. – Cambridge, 1950.

  68. De Vogel C. J. What was God for Plato? // Studies in Greek Philosophy. Vol I. – Assen, 1969.

  69. Ferguson A.S. The Platonic Choice of Lives. // The Philosophical Quarterly, V. 1, Issue 1, 1950.

  70. Field G.C. Plato and his Contemporaries. A study in fourth-century life and thought. – London, 1967.

  71. Frede M. Aristotle’s Rationalism. // Rationality in Greek Thought. – Oxford, 1996.

  72. Friedlander P. Platon. B.2. Die Platonischen schriften. Erste periode. – Berlin, 1964.

  73. Gardner T. Socrates and Plato on the Possibility of Akrasia. // The Southern Journal of Philosophy. Vol. LX, 2002.

  74. Greek Thought: A Guide to Classical Knowledge (edited by J. Brunschwig and G.E.R. Lloyd). – London, 2000.

  75. Guthrie W.K.C. A History of Greek Philosophy. vol. 4, Plato: The Man and His Dialogues: Earlier Period. - Cambridge, 1975.

  76. Guthrie W.K.C. A History of Greek Philosophy. vol 5, the Later Plato and the Academy. – Cambridge, 1978.

  77. Hardie W.F.R. Aristotle’s Treatment of the Relation Between the Soul and Body. // The Philosophical Quaterly, Vol. 14, No. 54.

  78. Hardy J. Platons Theorie des Wissens im “Theaitet”. – Gottingen, 2001.

  79. Klein J. A Commentary on Plato’s Meno. – Chicago, 1989.

  80. Koyre A. Discovering Plato. – New York, 1945.

  81. Leyden von W. Time, Number and Eternity in Plato and Aristotle. // The Philosophical Quaterly, Vol. 14, No. 54.

  82. McLendon H.J. Plato without God. // The Journal of Religion, Vol. 39, No. 2.

  83. Moravcsik J. Plato and Platonism. – Oxford, 2000.

  84. Reader for CEU Summer University Course Philosophy and Science in the Greco-Roman World. V. 1. – Budapest, CEU, 2003.

  85. Reader for CEU Summer University Course Philosophy and Science in the Greco-Roman World. V. 2. – Budapest, CEU, 2003.

  86. Robinson R. Plato’s Earlier Dialectic. – Oxford, 1953.

  87. Robinson T.M. Plato’s Psychology. - Toronto, 1995.

  88. Scoon R. Plato’s Parmenides. // Mind. New Series, Vol. 51, Issue 202, 1942.

  89. Sedley D. The Dramatis Personae of Plato’s Phaedo. // Philosophical Dialogues. Plato, Hume, Wittgenstein. – Oxford, 1995.

  90. Taylor А.E. Plato. The Man and His Work. – London, 1926.

  91. Turnbull R.G. The Argument of the Sophist. // The Philosophical Quaterly, Vol. 14, No. 54.

  92. Varga Z. Eros Revisited: The Female in Plato’s Symposium. – Budapest, 2002.

  93. Vlastos G. Justice and Happiness in the Republic. // Plato. A Collection of Critical Essays. V. 2: Ethics, Politics, and Philosophy of Art and Religion (Ed. by Vlastos G.). – New York, 1971.

  94. Vlastos G. Reasons and Causes in the Phaedo. // The Philosophical Review, Vol. 78, No. 3.

  95. Warner R. The Greek philosophers. – New York and Scarborough, Ontario, 1958.

  96. Wedin M.V. Mind and Imagination in Aristotle. – New Haven, London, 1988.

  97. Zeller E. Die Philosophie der Griechen. Eine Untersuchung uber character, gang und Hauptmomente ihrer entwicklung. – Tubingen, 1844.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04 Проблема автора...
Учебно-методический комплекс разработан для курса по выбору «Проблема автора в русской прозе второй половины ХХ века», который изучают...
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconУчебно-методический комплекс по Философии
Учебно-методический комплекс «Философия» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских...
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины концепции современного естествознания...
...
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по...
Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках...
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Антропология»
Предмет антропологии как науки. Общий очерк истории антропологии. История сравнительного изучения человека и животных. Специфика...
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconС. Е. Крючкова проблема возможных миров в философии лейбница
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconКультурное развитие человека как проблема Проблема культурного развития человека в философии
Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений»
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Проблема истины...
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «философия образования»
Целью учебного курса является рассмотрение философии образования как междисциплинарной системы знаний ценностно-целевых, содержательно-процессуальных...
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «философия образования»
Целью учебного курса является рассмотрение философии образования как междисциплинарной системы знаний ценностно-целевых, содержательно-процессуальных...
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по...
Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках...
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры философии «01»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 20 список...
Учебно-методический комплекс курса «Психофизиология человека» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных,...
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconУчебно-методический комплекс Учебной дисциплины «История зарубежной философии»
Цели курса: познакомить студентов с философскими идеями второй половины 19 века и начала 20 века, которые позволяют не только осознать...
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический...
...
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск