Скачать 206.85 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» Факультет философии и культурологии Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» федерального компонента цикла ОПД специальности 030101 – «философия» Составитель ст. преп. кафедры истории философии Тихонов А.В. Ростов-на-Дону 2006 Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры истории философии факультета философии и культурологии ЮФУ от 28.12.06 (протокол № 8) Содержание 1 Пояснительная записка…………………………………………………….4 2 Тематическое планирование курса ……………………………………….5 3 Программа курса …………………………………………………………..6 4 Темы лекций………………………………………………………………..9 5 Глоссарий……………………………………………………………...…....9 6 Формы промежуточного контроля……………………………………….10 7 Темы рефератов…………................... …………………………………....11 8 Вопросы, выносимые на зачет....................................................................12 9 Тематика курсовых и дипломных работ ………………...……………....12 10 Общий список литературы к курсу ……………...…………..…………13 Пояснительная записка Проблема человека в античной философии - проблема многоаспектная, не имеющая общей единообразной формулировки. Если рассматривать все философское наследие античности как набор идей, принадлежащих разным авторам, но все же при этом объединенных кругом тем, спецификой их описания и анализа, своеобразием философского языка, то даже в этом случае очевидна многоплановость рассмотрения человека. С такой многоплановостью мы сталкиваемся даже при изучении одного философа, одной работы, одного диалога. В предлагаемом курсе обращение к проблеме человека в античной философии происходит также в связи с определенными традициями интерпретации классических учений античности. Цель курса: изучение античного философского наследия; раскрытие содержания проблемы человека, представленной в античной философии; также демонстрация различия философских смыслов, составляющих эту проблему. Задачи курса: - представление космологического, психологического, физического, онтологического, личностного аспектов рассмотрения проблемы человека в трудах античных философов; - изучение антиковедческих работ, узкоспециализированных исследований, в том числе и зарубежных авторов; - предотвращение упрощенного представления о философских концептах данного исторического периода; - побуждение к продолжению исследования данной темы самостоятельно. Навыки студентов по окончанию курса: совершенствование навыков историко-философского исследования, работы с библиографией; обращение к непереведенным исследованиям и к текстам - оригиналам. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Программа курса Тема 1 Проблема человека в философии досократиков Античная предфилософия (Гомер, Гесиод). Гилозоизм. Натурфилософия. Взаимосвязь этических рассуждений с космологией у философов досократиков. Высказывания о человеке, принадлежащие философам досократикам: милетская школа, ранний пифагореизм, Гераклит, элеаты. Фалес о душе (Плиний, Симпликий. Аристотель). Философия Мелисса Самосского (Аристотель, Секст-Эмпирик, Гален, Гиппократ). Диалектика «бытия» и «небытия» в учении Парменида (А.Ф.Лосев, Г.В. Драч). Гомеомерии Анаксагора. Тема 2 Философия Сократа и проблема человека в сократических школах Этический рационализм Сократа. Значение процесса самопознания. Майевтика Сократа: ценность рассуждения. Сократ о человеке. Позиция Ф.Х. Кессиди и другие интерпретации свидетельств о Сократе: Г. Властос, Светлов Р.В. Ценность и значение философского диалога: Сократ и софисты. Проблема ранних «сократических» диалогов Платона. Философия циников: свидетельства об Антисфене, Диогене Синопском и Кратете Фиванском; практическая сторона учения Сократа; человек как свобода. Критика философии Платона. Кинизирующая литература, Лукиан Самосатский (II в п. Р.Хр.). Философия киренаиков, мегариков, Элидо-эретрийской школы. Тема 3 Человек как микрокосм в философии Платона Различие этапов творчества Платона. О тематике ранних диалогов Платона. Главный вопрос диалога «Горгий». Универсальность принципа совпадения с цельным бытием для человека как микрокосмоса в философии Платона. Диалог «Государство»: анализ «состояний души»; государство и душа человека как элементы сущего, отражающие макрокосмическую природу; виды нарушения душевной гармонии. Ценность видения глубинной связи микро и макрокосмоса в философии Платона. О теории знания как «припоминания» у Платона. Поиск и подтверждение скрытого тождества микро и макрокосмоса. Соотношение микро и макрокосмоса в других философских учениях (сравнительный анализ). Диалог «Федон»: критика Анаксагора. «Благо» в философии Платона: его полярность «сущему» и его охватывание всего сущего. Диалог «Пир»: композиция и структура диалога; речи об «Эроте» участников диалога, речь об «Эроте» Сократа; отличие позиции Сократа от обыденного представления об «Эроте»; специфика и характер идеального бытия; значение заключительной речи Алкивиада. Диалог «Софист»: связь диалогами «Горгий», «Пир», «Парменид» и «Филеб»; онтологическое обоснование обличения софистики; душа человека как микрокосмос; содержание и смысл «диалектики бытия и небытия». Онтологическая схема в философии Платона: фиксация некоторых различий в ее содержании. Теория «идей»: о двух значениях содержания слова «идея» в философии Платона; диалектика диалога «Парменид» как вид описания бытия; проблема «души» и «разума» в поздних диалогах Платона; интерпретация «идеи» различными комментаторами философии Платона; об иерархии идей в философии Платона; природа «идеального» бытия. О «гармонии» в философии Платона. Диалог «Филеб»: от вопроса о ценности жизни к устройству бытия, к ценности «смешанной» жизни. Диалог «Тимей»: сочетание двух описаний творения Вселенной. «Материя» как «функция» в устройстве сущего. Теория зрения. Тема 4 Античная философия о занятии «философией» Что есть занятие философией для античных философов. Онтологизация занятия философией. Природа философского знания. Философия у Платона как «высочайшее из искусств»: диалектическое рассуждение, его содержание. Обоснование роли философа в государстве. «Высший род знания» в «Метафизике» Аристотеля. Философия как сущностный взгляд на вещь в системе Аристотеля. Начала доказательств и Начала бытия в «Метафизике» Аристотеля. Позиция П. Адо. Тема 5 Проблема человека в философии Аристотеля Связь речи и бытия в философии Аристотеля: «Метафизика», «О душе», «Физика», «Категории». Главные вопросы и особенности трактата «О душе». Тематическая связь трактата «О душе» с «Метафизикой». Вопрос о природе души и о природе Первоначала. Обращение к мнениям ранних философов как часть собственной системы Аристотеля. Анализ диалога «Тимей» в трактате «О душе». Душа и движение. Душа как сочетание частей. Классификация заблуждений, возникающих при попытке описания души. Душа как форма естественного тела, душа как «первая энтелехия». Душа как «система способностей» (Черняков А.Г.). Вторая книга трактата «Физика»: природа, два способа ее описания, причины. Теория зрения. Этическое учение. Сравнение двух переводов текста Аристотеля «О памяти и припоминании» (Алымова Е.В., Месяц С.В.): память как переработанная информация и память как переработанный материал; память как измененное знание и память как «свойство» или «состояние» акта получения знания. Критика философии Платона (А.Ф. Лосев, А.Н. Чанышев). Аль-Фараби о единстве учений Платона и Аристотеля. Тема 6 Стоики и эпикурейцы о человеке Зенон Китионский, Цицерон, Лукреций, Диоген Лаэртский. Стоики и эпикурейцы о мироздании и человеке. Различное понимание природы: природа как разумное существо и как неделимые частицы. Бог-Логос стоиков и имена природы (Диоген Лаэртский). «Фатализм» и «натурализм» (Васильева Т.В.) в определении человека. Теория зрения. Сравнительный анализ представлений о человеке в эллинистической философии и в классических философских учениях. Тема 7 Проблема человека в сочинениях ранней платоновской школы и трансформация платоновских идей в сочинениях философов - неоплатоников Анализ диалога «Гиппарх». Отличие диалогов платоновской школы от диалогов Платона. Анализ «Учебника платоновской философии» Алкиноя. Основные понятия Платона в трансформации последователей. Академия Платона. Комментарии Платона Ямвлиха, Порфирия, Прокла, Дамаския, Олимпиодора. Интерпретация Ямвлиха диалога «Софист»: что является предметом этого диалога по Ямвлиху. Интерпретация Ямвлиха диалогов «Филеб» и «Тимей». Проблема Первоначала у Платона в комментариях неоплатоников: вопрос о природе и о виде Начала бытия. Вопрос о соотношении микро и макрокосмоса в философии неоплатоников, основывающейся на анализе диалогов «Платона». Прокл о Первоначале Платона: триады «умных» богов. Тема 8 Пайдея: античное воспитание и личность Воспитание человека в софистической традиции: воспитание свободного человека, развитие аргументации, роль углубленных знаний. Воспитание у Платона: арифметика, геометрия, теория музыки, астрономия; философия. Связь этики и познания, метафизическое значение воспитания. Онтологическая схема Платона и искусство жить. М. Хайдеггер: «Учение Платона об истине». Воспитание в школе Исократа: практическая польза воспитания, риторика, нравственный аспект воспитания. Воспитание у Аристотеля: роль числа, физики, биологии, других наук; универсальное знание. Концепции греческой «пайдеи»: В. Йегер, И. Адо, А.И. Марру. Тема 9 Античные представления о человеке и их современные оценки Идеологическое постоянство тематики человеческого бытия в античной философии. Цельность человеческого существа как его ценность в античной философии. Волевое и душевное усилие как основная характеристика человека в античной философии. Совпадение человека с бытием как его сущностная характеристика для древнегреческих философов. Проблема времени у Платона как проблема человеческого бытия. Оценка учения Платона о времени: М. Хайдеггер, «Время и бытие». Темы лекций Лекция 1 Проблема человека в философии досократиков. Лекция 2 Сократ о человеке. Лекция 3 Проблема человека в сократических школах. Лекция 4 Философия Платона: проблематика сократических диалогов. Лекция 5 Философия Платона: учение о душе и о познании. Лекция 6 Теория идей Платона. Лекция 7 Космология Платона. Лекция 8 Платон и Аристотель о занятии философией. Лекция 9 Платон и Аристотель: единство и различие философских учений. Лекция 10 Философия Аристотеля: учение о началах и о душе. Лекция 11 Философия Аристотеля: учение о зрении и памяти. Лекция 12 Философия Аристотеля: учение о природе. Лекция 13 Стоики и эпикурейцы о человеке. Лекция 14 Ранний платонизм. Лекция 15 Проблема платоновского первоначала в развитии философии платонизма. Лекция 16 Античные теории воспитания. Лекция 17 Хайдеггер и Платон. Лекция 18 Некоторые современные оценки античных представлений о человеке. Глоссарий БЛАГО – «то, ради чего существует как конкретное нечто, так и вообще все сущее» (Р.В. Светлов). БОГ – «бессмертное существо, довлеющее себе в блаженстве: он – вечное бытие, причина рождения природы блага» (Сочинения платоновской школы. «Определения»). ГОСУДАРСТВО – «общность множества людей, достаточно сильная для процветания» (Платон. «Государство»). ДОБРОДЕТЕЛЬ – «наилучшее состояние души» (Сочинения платоновской школы. «Определения»). ДИАЛЕКТИКА – «букв. «умение вести беседу». В античной философии приобретает характер технического термина для обозначения определенного рода рассуждений» (Р.В. Светлов). ДУША – «первая сущность» (Аристотель. «Метафизика»). ЕДИНОЕ СУЩЕЕ – согласно афинским неоплатоникам, единое сущее является субъектом всевозможных бытийных определений, не составляя некоторую самостоятельную реальность, но, в свою очередь, распадаясь на генаду и сущность» (Р.В.Светлов) ИДЕЯ – «род каждой вещи и сущность сама по себе» (Платон. «Парменид»). КАЛОКАГАТИЯ – «способность избирать наилучшее» (Сочинения платоновской школы. «Определения»). КОСМОС – «живое существо, наделенное душой и умом» (Платон. «Тимей»). МНЕНИЕ – в «Государстве» представлено «познавательной способностью человека, отличающейся от знания и по своей предметности, и по организации познавательной деятельности» (Р.В.Светлов). НАТУРФИЛОСОФИЯ РАННЕГРЕЧЕСКАЯ – «это способ философствования и способ миропонимания, в котором physis играет ключевую роль, интегрируя мироздание: природу с человеком и богов с природой» (Г.В.Драч. «Рождение античной философии и начало антропологической проблематики»). ОЩУЩЕНИЕ – «по мнению стоиков, ощущение – это пневма, которая исходит от управляющей силы и простирается на чувства, а также постижение с помощью чувств и устройство органов чувств» (Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»). ТИРАН – «правитель, руководящий городом по своему разумению» (Сочинения платоновской школы. «Определения»). ФИЛОСОФИЯ – «способность созерцания истины, какова она есть» (Сочинения платоновской школы. «Определения»). ЧЕЛОВЕК – «живое существо, способное овладевать знаниями» (Аристотель. «Топика»). ЭМАНАЦИЯ – «стоическое по происхождению понятие, которое первоначально обозначало буквально «ис-течение» из правящего миром пневматического начала творческой деятельности» (Р.В. Светлов). Формы промежуточного контроля Контрольные письменные работы: 1 Космологические теории досократиков. 2 Антропологический смысл этических высказываний досократиков. 3 Свидетельства о философии Мелисса Самосского. 4 Диалектика «бытия» и «небытия» в учении Парменида. 5 Феномен Сократа: оценки интерпретаторов. 6 Почему учение циников считается философским? 7 Платон: человек как микрокосм. 8 Псюхэгогика в философии Платона. 9 Платон: учение об идеях. 10 Поздние диалоги Платона: космологическая проблематика. 11 Философия как момент бытийствования в классических учениях античности. 12 Что такое античная «диалектика»? 13 Аристотель: отношение к учению Платона. 14 Аристотель: учение о душе. 15 Учение Аристотеля о памяти. 16 Античные теории видения. 17 Исторические формы платонизма. 18 Философское содержание «пайдейи». Темы рефератов
Вопросы, выносимые на зачет 1 Антропология милетской школы, проблема человека в философии раннего пифагореизма, проблема человека в философии Гераклита. 2 Антропология элейской школы и проблема человека в философии Анаксагора. 3 Сократ о человеке. 4 Проблема человека в сократических школах. 6 Ранние диалоги Платона: эйдетическая проблематика. 7 «Государство» Платона. 8 Теория «идей» Платона. 9 Учение Платона о душе. 10 Космология позднего Платона. 11 Аристотель: критика попыток описания души. 12 Аристотель: учение о душе. 12 Этическое учение Аристотеля. 13 Аристотель: учение о памяти. 14 Проблема человека в платонизме. 15 Проблема человека в философии стоиков. 16 Проблема человека в философии эпикурейцев. 17 Определение природы философского знания в античной философии. 18 Античная «пайдея». 19 Античные теории зрения. 20 Античная философия и современность. Тематика курсовых и дипломных работ
Общий список литературы к курсу Тексты:
Дополнительная литература:
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04 Проблема автора... Учебно-методический комплекс разработан для курса по выбору «Проблема автора в русской прозе второй половины ХХ века», который изучают... | Учебно-методический комплекс по Философии Учебно-методический комплекс «Философия» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины концепции современного естествознания... ... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по... Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Антропология» Предмет антропологии как науки. Общий очерк истории антропологии. История сравнительного изучения человека и животных. Специфика... | С. Е. Крючкова проблема возможных миров в философии лейбница Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Культурное развитие человека как проблема Проблема культурного развития человека в философии Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений» | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Проблема истины... Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «философия образования» Целью учебного курса является рассмотрение философии образования как междисциплинарной системы знаний ценностно-целевых, содержательно-процессуальных... | Учебно-методический комплекс дисциплины «философия образования» Целью учебного курса является рассмотрение философии образования как междисциплинарной системы знаний ценностно-целевых, содержательно-процессуальных... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по... Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках... | Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры философии «01» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 20 список... Учебно-методический комплекс курса «Психофизиология человека» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных,... | Учебно-методический комплекс Учебной дисциплины «История зарубежной философии» Цели курса: познакомить студентов с философскими идеями второй половины 19 века и начала 20 века, которые позволяют не только осознать... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический... ... | Учебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских... Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение... |