Скачать 496.09 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет» Кафедра философии и социологии УТВЕРЖДАЮ Первый проректор ГОУВПО «КнАГТУ» _____________ А.Р. Куделько «___» ___________________2008 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины (курса) «Философия» (наименование) основной(ых) образовательной(ых) программы(мм) подготовки дипломированных специалистов по специальности(ям) ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ (шифр, наименование) бакалавров по направлению(ям) 080700.62 - Бизнес-информатика _______________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ (шифр, наименование) Форма обучения очная Технология обучения традиционная Объём дисциплины 150 часов__4__зачётных единиц Комсомольск-на-Амуре 2008 Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Философия и социология» Заведующий кафедрой___________ _____________ (подпись) (И.О. Фамилия) «___» __________200__года СОГЛАСОВАНО: Начальник учебно-методического управления _______ _____________ (подпись) (И.О. Фамилия) «___»__________200__года Декан_______________факультета _______ ______________ (подпись) (И.О. Фамилия) «___»__________200__года Заведующий кафедрой «______________________________________» _______ ______________ (подпись) (И.О. Фамилия) «___»__________200__года Рабочая программа рассмотрена, одобрена и рекомендована к использованию методической комиссией _______________________________________________________факультета Председатель методической комиссии ________ ______________ (подпись) (И.О. Фамилия) «___»___________200__года Автор рабочей программы С.В. Мельникова ______________________________________ _______ _______________ (учёная степень, звание или должность) (подпись) (И.О. Фамилия) «___»___________200__года СОДЕРЖАНИЕ Введение
1.1. Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к структуре и содержанию курса «Философия». 1.2. Предмет, цели, задачи и принципы построения курса «Философия». 1.3. Роль и место курса «Философия» в структуре реализуемой образовательной программы. 1.4. Объёмы учебной работы по курсу «Философия» и предусмотренные рабочим учебным планом реализуемой образовательной программы формы аттестации её результатов. 2. Структура и содержание курса «Философия» 3. Календарный график изучения курса «Философия» 3.1. Лекции. 3.2. Семинары. 3.3. Объём, структура и содержание самостоятельной работы студентов, график её выполнения. 4. Технологии и методическое обеспечение контроля результатов учебной деятельности обучаемых 4.1. Технологии и методическое обеспечение контроля текущей успеваемости (учебных достижений) студентов. 4.2. Технологии и методическое обеспечение промежуточной аттестации. 4.3. Технологии и методическое обеспечение контроля выживаемости знаний, умений и навыков, сформированных при изучении курса «Философия». 5. Ресурсное обеспечение курса «Философия» 5.1. Список основной учебной и учебно-методической литературы. 5.2. Список дополнительной учебной, учебно-методической и научной литературы. 5.3. Перечень программных продуктов, используемых при изучении курса «Философия». 5.4. Другие информационные и материально-технические ресурсы. ВВЕДЕНИЕ Курс философии входит в федеральный компонент основных образовательных программ, реализуемых в университете. Данная рабочая программа разработана применительно к направлениям и специальностям факультета информационных технологий. Цель рабочей программы – представить информацию о том, как построен курс философии и как он будет осуществляться в учебном процессе. Это по сути своей «проект» реализации курса. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС – 2). 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к структуре и содержанию курса «Философия» (выписка из ГОС ВПО) ГСЭ.Ф.10 Философия: предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы её исторического развития; структура философского знания; учение о бытии; монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; понятие материального и идеального; пространство, время; движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм; динамические и статистические закономерности; научные, философские и религиозные картины мира; человек, общество, культура; человек и природа; общество и его структура; гражданское общество и государство; человек в системе социальных связей; человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право; нравственные ценности; представление о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести; сознание и познание; сознание, самосознание и личность; познание, творчество, практика; вера и знание; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; действительность, мышление, логика и язык; научное и вненаучное знание; критерии научности; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смена типов рациональности; наука и техника; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. 1.2. Предмет, цели, задачи и принципы построения курса философии Философия как целостное явление мировой культуры представляет собой учение об общих принципах бытия. Основными предметными областями философского исследования являются природа, человек, общество. При этом главное внимание уделяется человеку, его отношению к себе и окружающему миру. Цель курса философии – помочь студентам лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире, воспитывать в себе высокую культуру мышления, дискуссий, диалога, умение отстаивать, аргументировать свою точку зрения. Задачи курса философии: – помочь студентам осознать мировоззренческие и методологические возможности философии, освоить основы философского знания, круг основных философских проблем, понять их смысл и варианты решения, составить представление о средствах и методах философии; – познакомить студентов с методологическими и логическими разработками в философской сфере. Студенты имеют возможность освоить потенциал таких логических методов и приёмов как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, аналогия, моделирование, индукция, дедукция и выработать умение оперировать ими. – дать возможность студентам уяснить особенности философского языка, овладеть необходимым набором философских терминов, знать их значение и основной смысл, получить навык их определения и использования. Примерный перечень философских терминов, которыми в той или иной степени должны овладеть студенты в процессе изучения курса «Философия»
100.Смерть 101.Сознание 102.Софистика 103.Социальная философия 104.Социальное в человеке 105.Справедливость 106.Статистическая закономерность 107.Структура 108.Субстанция 109.Субъективный идеализм 110.Субъект познания 111.Сущность человека 112.Творчество 113.Теоцентризм 114.Ум 115.Философская антропология 116.Цивилизация 117.Чувственное познание 118.Эклектика 119.Эмпиризм 120.Эстетические ценности 121.Язык Основные способы контроля освоения студентами философской терминологии, как и всего корпуса философского знания – текущий контроль во время очередных лекционных и семинарских занятий; рубежное тестирование 3-4 раза в семестр (см. раздел №4 данной программы); промежуточный контроль во время экзаменационной сессии; отложенный контроль после экзамена (например, через календарный год). Основными принципами построения курса «Философия» являются: принцип от общего знакомства с дисциплиной к изучению её конкретных проблем; принцип от простого к сложному; принцип историзма; принцип логической последовательности рассмотрения её проблем; принцип системности; принцип перехода от теоретического знания к его практическому применению. 1.3. Роль и место курса «Философия» в структуре реализуемой образовательной программы Роль курса «Философия» заключается в следующем: - философия призвана интегрировать в обобщённом виде все знания о мире в целостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии; - философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и преобразования действительности человеком; - философия является важным фактором борьбы против разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию; - любая философская система содержит в себе оценочное отношение к исследуемым объектам с точки зрения духовных ценностей: социально-нравственных, эстетических и иных. Особенно актуальной эта функция бывает в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора дальнейшего пути развития и довольно остро встаёт вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей; - философия выдвигает и обосновывает гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира; - философия развивает способности человека к теоретическому мышлению, является школой мудрости. Для успешного освоения курса «Философия» студенты должны достаточно уверенно знать основы естественных, общественных и гуманитарных наук, изучаемых в средней школе. Преподавание курса «Философия» в рамках вузовского цикла дисциплин ГСЭ опирается, прежде всего, на отечественную историю и культурологию. В свою очередь, курс «Философия» является необходимой основой для успешного изучения некоторых других дисциплин цикла ГСЭ. К ним, в первую очередь, следует отнести политологию, социологию. 1.4. Объёмы учебной работы по курсу «Философия» и предусмотренные рабочим учебным планом реализуемой образовательной программы формы аттестации её результатов В этом подразделе представляется характеристика выраженной в объёмах учебной работы, трудоёмкости изучения дисциплины, как в целом, так и в разрезе различных, предусмотренных рабочим учебным планом программы видов учебной деятельности студента. Эту информацию целесообразно представить в виде таблицы 1. Таблица 1 Характеристика трудоёмкости курса «Философия»
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ФИЛОСОФИЯ» Структурная схема курса позволяет проследить некоторую логику в изучении предмета, сориентироваться на основное в дисциплине, а не воспринимать её как набор отдельных тем, законов, методов, правил. Структурирование содержания курса необходимо начинать с выделения основных разделов (модулей) курса. Их число должно быть не очень большим и вполне обозримым. Эти разделы нужно выделять с учётом их связи и логической последовательности. Такими разделами (модулями) вузовского курса «Философия», на наш взгляд, являются следующие: 1. Философия, её предмет, роль в жизни человека и общества. 2. История философии. 3. Философия о мире в целом. 4. Философия о человеке, человеческом сознании и об основных видах человеческой активности в мире. 5. Философия об обществе и его развитии. Названные разделы (модули) соответствуют основным областям философского исследования. Структурирование курса «Философия» следует продолжить выделением наиболее важных тем по каждому разделу (модулю). Эти темы представлены программами лекционных и семинарских занятий (См. таблицы 2 и 3 данной рабочей программы). 3. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ФИЛОСОФИЯ» 3.1. Лекции Лекция – вид аудиторного учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении важнейших теоретических вопросов курса (дисциплины) в концентрированной, логически выверенной форме, а также состояния и перспектив практического использования излагаемого материала. Таблица 2 Программа лекционных занятий
3.2. Семинары Семинар является одним из основных видов учебных занятий по гуманитарным дисциплинам и в частности по курсу философии. На семинарах обсуждаются теоретические и практические аспекты курса, сообщения, доклады, подготовленные студентами по результатам их самостоятельной работы, учебных исследований под руководством преподавателя, выполнения индивидуальных заданий и т.д. В рамках проведения семинарских занятий целесообразно применять как традиционные (положительно зарекомендовавшие себя), так и новые, нетрадиционные формы организации учебного процесса. Таблица 3 Программа семинарских занятий
3.3. Объём, структура и содержание самостоятельной работы студентов, график её выполнения Самостоятельная работа студентов по курсу «Философия» включает следующие компоненты: 1) подготовку к лекциям; 2) подготовку к семинарам; 3) самостоятельное изучение отдельных теоретических разделов курса; 4) написание и оформление реферата; 5) подготовку к мероприятиям, ориентированным на контроль результатов текущей учебной деятельности студентов. 3.3.1. Подготовка к лекциям заключается в том, что студент знакомится с перечнем тем лекционных занятий, восполняет материалы пропущенных лекций, просматривает доступные учебники и пособия, чтобы предварительно сориентироваться по очередной теме. 3.3.2. Подготовка к семинарам включает в себя следующее: проработку лекционного материала, изучение материалов выбранных учебников, пособий по теме, составление конспекта для предстоящего выступления на семинаре по одному или нескольким плановым вопросам. По особо важным проблемам темы студенты имеют возможность по согласованию с преподавателем подготовить доклады или сообщения. 3.3.3. На самостоятельное углублённое изучение выносится раздел философского курса под названием «Научное познание». По этому разделу нужно обратить особое внимание на следующие темы: «Методы и формы научного познания», «Развитие науки», «Наука и техника», «Картины мира». Углублённое изучение этого раздела особенно полезно тем студентам, которые планируют в будущем (после окончания университета) поступать в аспирантуру, заниматься научной деятельностью. 3.3.4. Каждый студент согласно учебному плану своей специальности должен в течение семестра выполнить реферативную работу по философии. Выбор темы своего реферата своего реферата можно начать со знакомства с примерной тематикой студенческих рефератов. Если в рекомендуемом списке нашлась интересная для студента тема, то её следует заявить преподавателю и закрепить за собой. Возможен вариант уточнения или корректировки темы. Можно предложить преподавателю также и самим студентом сформулированную тему. Примерная тематика рефератов
Требования к подготовке реферата После утверждения преподавателем темы осуществляется необходимая работа по подготовке реферата. Она включает в себя поиск литературы, знакомство с ней, написание и оформление реферата. Реферат в оформленном виде должен включать по стандарту выполненный титульный лист, план реферата, основную часть с разбивкой на параграфы, с введением и заключением, а также список использованной литературы. Список должен включать, как правило, не менее трёх названий научной, научно-популярной литературы. Реферативная работа, выполненная только на основе учебников и учебных пособий, не допускается к защите. Объём реферативной работы должен составлять от 12 до 15 страниц компьютерного набора на листах А4 с одной стороны шрифтом 12 или 14 через один интервал. 3.3.5. Подготовка к контрольным мероприятиям. Контроль результатов текущей учебной деятельности студентов по курсу философии осуществляется в разных формах. Основной формой в настоящее время является тестирование. Тестирование целесообразно проводить не один раз в течение семестра, а несколько раз. Поскольку в курсе философии выделяется пять разделов, постольку оптимальным вариантом семестрового тестирования будет тестирование после изучения каждого раздела. Тестирование, таким образом, разделяется на пять этапов. Примерный график выполнения самостоятельной работы студентов в 17 недельном семестре по курсу философии
4. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» Рабочая программа позволяет студенту в самом начале изучения курса (дисциплины) в общих чертах получить информацию о том, чему он должен научиться. При этом в программе целесообразно привести также необходимые сведения о том, как это будет проверяться. 4.1. Технологии и методическое обеспечение контроля текущей успеваемости (учебных достижений) студентов Определённость текущего контроля учебной деятельности студентов и учёта результатов этого контроля в формировании итоговой по курсу (дисциплине) оценки позволяет студенту сформировать собственный план работы по освоению курса, способствует обеспечению ритмичности учебного процесса. Для текущего контроля по курсу «Философия» используются, прежде всего, следующие технологии: - Регулярное тестирование; - Периодическая (как правило, 3 раза в течение семестра) проверка результатов учебной деятельности студента с учетом, как аудиторных занятий, так и выполнения графика самостоятельной работы. 4.1.1. Тестирование проводится пять раз в течение семестра. Тестирование осуществляется после изучения каждого очередного раздела. Вариант тестовых заданий, используемых по курсу «Философия» для текущего контроля |
Рабочая программа дисциплины философия степень выпускника бакалавр... ... | Программа дисциплины философия гсэ. Ф. 10 Специальность: Теория и... Цель курса – формирование духовной и мыслительной культуры студента, развитие его личностных и познавательных способностей | ||
Рабочая программа дисциплины философия направление подготовки 230700... Цель курса – формирование духовной и мыслительной культуры студента, развитие его личностных и познавательных способностей на основе... | Рабочая программа дисциплины Философия Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления "Философия" специальности "Философия".... | Рабочая программа учебной дисциплины «философия» по направлению подготовки... Дзема А. И. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 38 с | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 рабочая программа учебной дисциплины «Философия» Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла | Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» Умк по дисциплине «философия» для студентов 2 курса по специальности: 070601. 65 «Дизайн» специализация Графический дизайн соответствует... | ||
Пояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки» Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Философия права направление 030100. 68 «Философия» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта двфу, утвержденного приказом ректора от 04.... | ||
Рабочая программа философия код дисциплины по учебному плану б2 «Философия»... В результате изучения дисциплины, студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями | Рабочая программа дисциплины Философия Специальность 020501 Биоинженерия... Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «История», «Социология», «Биоэтика». Для освоения... | ||
Программа курса по социальной философии для студентов нефилософских... Цель изучения дисциплины: представить философское осмысление общества в качестве органической составляющей общей картины мира | Философия Философия: рабочая программа дисциплины для студентов очной, и очно-заочной (вечерней) обучения всех специальностей. Брянск: бгту,... | ||
Программа курса «Философия» Название курса. «Философия». Курс относится к разделу Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Вопросы по курсу «Философия» для вступительного экзамена в аспирантуру... Скибицкий М. М., Зорина Е. В. Философия образования. Рабочая программа дисциплины |