Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология»





Скачать 290.97 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология»
страница1/3
Дата публикации01.08.2015
Размер290.97 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Философия > Программа дисциплины
  1   2   3



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности
040100.62 «Социология» подготовки бакалавра







  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра.

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ, в отношении которого установлена категория «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» по направлению040100.62 «Социология» подготовки бакалавра

http://www.hse.ru/data/2012/07/26/1257346946/standart-040100-62.pdf

  • Образовательной программой НИУ ВШЭ по направлению 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра.

  1. Цели освоения дисциплины

Цели курса – познакомить студентов с основными течениями философской мысли и словарями, развившимися в рамках западной философской традиции, в их связи с социокультурным контекстом их бытования и с современными формами философской и научной мысли, помочь студентам научиться самостоятельно пользоваться базовым понятийным инструментарием классической и современной философии и прослеживать взаимосвязи, существующие между теоретической и практической деятельностью (в том числе, общественно-политической), а также познакомить студентов с отдельными направлениями современной философии, важными для современных социальных наук.

Студенты должны также усовершенствовать имеющиеся у них навыки аналитического и критического мышления, умение работать с первоисточниками и теоретическими текстами, а также навыки написания самостоятельных работ в форме академического эссе.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате прохождения данного курса студенты должны приобрести:

- представление о специфике философских вопросов и философского мышления, знание соответствующей терминологии, представления об основных стилях традиционного и современного философского мышления, понимание междисциплинарного характера знания в современных социальных науках;

- умение применять концептуальный аппарат классической и современной философии, понимание значимости эпистемологических вопросов в социологии и других социальных науках, умение использовать философский анализ в социальной теории и методологии социальных наук в исторических исследованиях;

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК-1


Студент дает определения основным понятиям курса, воспроизводит основные положения направлений и школ западной философской традиции

Лекция, анализ литературы при подготовке к семинарам, дискуссии в классе, выполнение контрольной работы, написание эссе

Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2

Студент умеет обобщить и воспроизвести прочитанный материал, оценить его, высказать/написать свою точку зрения, предлагает свою трактовку, интерпретацию.

Выступления на семинарах, выполнение контрольной работы, написание эссе

Готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе

ОК-3

Студент демонстрирует умение вести диалог с одногруппниками, распределять функции и выполнять задание

Групповая работа на занятиях

Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации

ОК-6

Студент дает определения основных понятий курса, использует новую терминологию, распознает различные теоретические подходы, высказывает свою точку зрения

Лекции, чтение материалов к семинару, выполнение контрольной работы, написание эссе

Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

ОК-7

Студент исправляет свои работы

Групповая работа, обсуждение письменных работ, работа над ошибками

Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

ОК-8

Студент умеет охарактеризовать роль социальных наук в современном обществе и значение философского анализа для их развития, обосновать тенденцию к междисциплинарности

Лекции, семинары, домашний анализ литературы, дискуссии в классе

Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач

ОК-9

Студент формулируют специфику тех или иных подходов, историю и специфику их формирования, сферу им применимости; описывает примеры применения конкретных подходов и методов

Лекции, семинары, домашний анализ литературы, написание контрольной работы и эссе.

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ОК-10

Студент применяет способы анализа и интерпретирует предложенные материалы

Семинарские занятия, работа в группах, контрольная работа, написание эссе

Способность ориентироваться в культурно-историческом наследии прошлого

СЛК-1

Студент ориентируется в хронологии и в логике развития европейской культурной традиции в сравнительной перспективе

Лекции, семинары, выполнение контрольной работы, написание эссе

Готовность и способность общаться с представителями других культур

СЛК-2

Студент объясняет логику различий, демонстрирует умение мыслить в других культурных перспективах

Лекции, семинары, выполнение контрольной работы, написание реферата

Готовность к восприятию информации, заложенной в языках других культур

СЛК-3

Студент аргументирует позицию в рамках подходов, заложенных в языках других культур

Лекции, семинары, дискуссии в классе, выполнение контрольной работы, написание реферата

Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования

ПК-1

Студент применяет полученные знания при выборе теоретических подходов и методологии в социологическом исследовании

Лекции, семинарские занятия, контрольная работа, написание эссе

Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

ПК-2

Студент демонстрирует умение выбирать парадигмы, теоретические подходы и методы в соответствии с объектом и задачами исследования в социальных науках

Обсуждения в классе, контрольная работа, написание эссе

Способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и

аналитической деятельности

ПК-4

Студент показывает умение применять методы и теории для решения конкретных вопросов и задач

Лекции, семинары, выполнение контрольной работы, написание эссе

Способность понимать, критически анализировать и использовать историческую информацию

ПК-6

Студент резюмирует получаемую информацию, дает собственные оценки, обобщает, показывает, какие выводы могут быть проиллюстрированы ей

участие в семинарских занятиях, дискуссии в классе, выполнение контрольной работы, написание эссе

Способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности

ПК-10

Студент владеет материалом и выбирает нужные подходы и стили теоретического мышления для выполнения заданий

Лекции, участие в семинарских занятиях, выполнение контрольной работы, написание эссе



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.

Изучение данной дисциплины базируется на знании школьного курса обществоведения и осуществляется параллельно с изучением таких курсов, как логика, психология, социологическая теория, методология и методы социологии и др.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть базовыми знаниями по обществоведению и по общегуманитарным дисциплинам, обладать базовыми навыками работы с учебной и научной литературой и иметь начальный опыт учебной работы в форме устных докладов и самостоятельных письменных работ.

Основные положения дисциплины должны быть использованы при изучении следующих дисциплин: социологическая теория (блок общей социологической теории (2 курс) и блок по социологии культуры (3 курс)), философия и история науки, социальная и экономическая антропология, социальная структура и социальная стратификация, научно-исследовательский семинар и др.


  1. Тематический план учебной дисциплины




№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Аудиторных часов


Самостоятельная работа




лекций

семинаров

1

Что такое философия. Предмет философии. Место и роль философии в современных обществах. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Западная критическая философская традиция: философия как мышление о/на границах. Рождение западной философии

16

4

4

8

2

Периодизация и характер античной философии. Философия в контексте греческой культурной и политической традиции.

20

6

4

10

3

Философия Платона и западная традиция философского универсализма

8

2

2

4

4

Аристотель и изобретение «теоретического» образа жизни. «Человек есть существо политическое»: Аристотель и политическое у греков.

12

2

4

6

5

Развитие сократической традиции: философия эллинистической и римской эпохи как культура «интенсификации субъективности».

Итоги античности и европейская интеллектуальная традиция.

Контрольная работа.

20

2

6

12

6

Понятие современной (modern) философии. Философия сознания Нового времени. Декарт и изобретение мыслящего «я». Учение о методе, принцип методического сомнения. Дуализм в философии Декарта: сознание и тело.

Современная критика декартовской концепции субъекта: философия языка о «мифе Декарта».

12

4

2

6

7

Традиция британского эмпиризма. Разум и «чувственные данные».

8

4




4

8

Философский проект modernity: современная философия как попытка ответить на вопрос «Что такое Просвещение?». Кант и идея «соверешеннолетия разума»

8

2

2

4

9

Немецкий идеализм как форма философского универсализма.

Ницше и конец западной традиции философского универсализма

12

2

4

6

10

Элементы современной философии науки и философии языка

10

2

2

6

 

ИТОГО:

126

30

30

66



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Демографическая политика»  для направления 040100. 68 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 «Социология»...
Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Демографическая политика»  для направления 040100. 68 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 «Социология»...
Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано...
Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины Социология культуры для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Прикладное программное обеспечение» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов направления 040100. 62 «Социология» подготовки...
Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины Физическая культура для направления 040100....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для...
Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины Современная социологическая теория: теоретическая...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Современная социологическая теория» для направления...
Курс предназначен для слушателей подготовительного отделения, поступающих в магистратуру по специальности «Социология»
Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Современная социологическая теория» для направления...
Курс предназначен для слушателей подготовительного отделения, поступающих в магистратуру по специальности «Социология»
Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар “Социальные...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Демография» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Макроэкономика» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и бакалавров направления подготовки 040100....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск