МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИНЯТО
| УТВЕРЖДАЮ
| решением Учебно –методического
Совета ФПК ППС
ГБОУ ВПО «ДГМА МЗ РФ»
| Проректор по учебной работе
ГБОУ ВПО «ДГМА МЗ РФ»
профессор ---------С.Н.Маммаев
| протокол № 5
| «19» мая 2015 г.
| От 19 мая 2015 г.
|
|
|
|
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (АСПИРАНТУРА)
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 14.01.01 – «АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ» ВОПРОСЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ
ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ
(МЕДИЦИНСКИЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)
|
|
Кафедра акушерства и гинекологии ФПК ППС
Квалификация (степень): Исследователь. Преподаватель –исследователь. форма обучения: очная
срок обучения: 3 года
год обучения: третий
Махачкала – 2015
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.3. Перечень вопросов и заданий к экзамену (аттестации) и рефератов. Перечень контрольных вопросов
Предмет и становление философии науки.
Основные модели взаимоотношения врача и пациента.
Основные аспекты бытия науки.
Философия медицины, её цели, задачи и основная проблематика.
Основные концепции философии науки.
Связь медицины с общественными и естественно-гуманитарными науками.
Эволюционная эпистемология о динамике знания.
Философия как мировоззренческая и общетеоретическая основа медицины.
Основные структурные компоненты теоретического познания.
Количество, качество и мера, их методологическое значение в философии медицине.
Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске.
Проблема противоречий в философии и медицине.
Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности.
Современные взгляды на учение Дарвина.
Понятие научной рациональности.
Категории целое и часть, структура и функция в медицине.
Наука и философия. Наука и искусство.
Теория отражения и её методологическое значение для медицины.
Функции науки в обществе.
Проблема сознания в философии и медицине. Свойства сознания.
Преднаука и наука в собственном смысле слова.
Этические проблемы трансплантологии.
Исторические этапы развития науки.
Соотношение философского, общенаучного и конкретнонаучного метода в медицине.
Коллегиальная и контрактная модели взаимоотношений врач-пациент.
Уровни и формы научного познания и их особенности в медицине.
Западная и восточная средневековая наука: основные характеристики.
Проблема истинности диагноза и источники диагностических ошибок.
Становление опытной науки в новоевропейской культуре.
Многообразие видов познания.
Особенности механистического естествознания и его методологии.
Гносеологическая специфика медицинской диагностики.
Становление социальных и гуманитарных наук.
Сознание и мозг. Мышление и язык.
Научное знание как сложная развивающаяся система.
Международное этико-правовое регулирование биомедицинских исследований на человеке и животных.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания, критерии их различения.
Понятие здоровье. Здоровье как социальная ценность и общественное богатство.
Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение.
Основные принципы биоэтики и их роль в современной медицине.
Гносеология (эпистемология) в системе философского знания.
Понятие болезни, её элементы, социальная обусловленность, функциональный и органный характер.
Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира.
Этические проблемы новых репродуктивных технологий.
Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания.
Понятие причины и причинности, их сущность, характерные черты и особенности.
Проблема метода в науке. Основные подходы.
Правило правдивости и конфиденциальности во взаимоотношениях врач-пациент.
Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки.
Методологическая роль философских категорий для медицинской науки и практики.
Т.Кун и И.Лакатос в процессе развития знания.
Проблемы жизни и смерти в контексте биоэтики.
Типы научной рациональности.
Эвтаназия: моральные, правовые и социальные аспекты.
Главные характеристики современной, постнеклассической науки.
К.Поппер, П.Фейербенд о развитии знания.
Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.
Учение о моральном долге И.Канта и его связь с моральными проблемами современной медицины.
Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.
Биоэтика: понятие, сущность и основные проблемы.
Новые этические проблемы науки в конце XX столетия.
Патерналистская и инженерная модели взаимоотношений между врачом и пациентом.
Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.
Диалектика и системный подход в медицине.
Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
Понятие болезни. Соотношение социального и биологического в этиологии, патогенезе, профилактике, клинике некоторых болезней.
Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
Проблема соотношения биологического и социального в человеке.
Различные подходы к определению науки как социального института. Наука и экономика. Наука и власть.
Роль проблемных ситуаций в развитии научного знания.
Перечень рефератов к I разделу:
Наука как система знаний человека об окружающем мире.
Предпосылки возникновения философии науки.
Взаимосвязь философии науки с другими науковедческими дисциплинами (социология науки, науковедение, психология научного познания и др.)
Значение изучения философии науки в исследовательской работе аспирантов-медиков.
Основные типы цивилизационного развития: общее и особенное.
Вненаучные формы познания: их когнитивный потенциал.
Медицина как наука и искусство.
Предпосылки возникновения научного знания.
Особенности становления научного знания в восточной культуре (Египет, Индия, Китай).
Организация науки в средневековых университетах. Влияние схоластики на медицину.
Культура и наука средневекового арабского Востока.
Истоки формирования научной медицины.
Научное знание как эмистемологическая система.
Роль моделирования в науке и медицине.
Проблема истины в философии и медицине.
Традиции и новаторство в научном познании.
Классификация наук и характер их взаимодействия.
Влияние смены типов научной рациональности на развитие медицинского знания.
Развитие способов трансляции научного знания.
Компьютеризация науки и её социальные последствия.
Научные школы и подготовка научных кадров (на примере Дагестана).
Политика государства в области здравоохранения: достижения и проблемы.
Перечень рефератов к II разделу:
1. Место и роль медицины в культуре общества.
2. Философия как методологическая и теоретическая основа медицины.
3. Гуморальное и солидарное направления в античной медицине: их философские основания.
4. Соотношение духа и плоти (души и тела) в Средневековье.
«Канон врачебной науки» Ибн Сина и его значение для медицинской науки и практики.
«Новоевропейский» эмпиризм и сенсуализм и медицина.
«Материализм как родина медицины» (Фейербах): возможности обоснования.
Идеи позитивизма в медицине.
Холизм как принцип развития современной медицины.
Человек как субъект и объект медицины.
Технологизм и дегуманизация современной медицины.
Идеи евгенетики в эпоху высоких технологий.
0 роли нематериальных факторов (смысл жизни, ценностные ориентации и т.д.) в причинах и профилактике заболеваний.
Метод самонаблюдения в медицине, его достоинства и ограниченность.
Гипотеза как форма развития медицинского знания.
Проблема истинности клинического мышления и источники диагностических ошибок.
Проблема метода в медицине.
Категории диалектики и основные понятия медицины, их взаимосвязь.
Принцип взаимосвязи (системности) в медицине.
Болезнь и здоровье - единство противоположностей.
Мораль как ядро и основа духовной культуры общества и личности.
Формирование ценностных представлений о здоровье.
Биоэтика - современный этап развития нравственного сознания медицинского сообщества.
Проблема реализации принципа справедливости в современной медицине.
|