Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41. 06. 01 Политические науки и регионоведение, программа «теория и философия политики, история и методология политической науки»





Скачать 298.47 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41. 06. 01 Политические науки и регионоведение, программа «теория и философия политики, история и методология политической науки»
страница1/3
Дата публикации20.11.2017
Размер298.47 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа
  1   2   3
ФГОБУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИД РОССИИ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ

КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по научной работе

МГИМО(У) МИД России

_____________А.И.Подберезкин

«___» ___________________ 2014 г.

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 41.06.01 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЕ, ПРОГРАММА «ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ, ИСТОРИЯ И
МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ»


Москва

2014

Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 0300200 Политология (квалификация (степень) «магистр») и Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 41.06.01 Политические науки и регионоведение ( уровень подготовки кадров высшей квалификации).

.

Авторы программы: ______________Т.А. Алексеева – доктор философских наук, профессор; А.А. Чанышев., кандидат философских наук, доцент

Директор НБ МГИМО им. И.Г. Тюлина: __________________ М.В. Решетникова

Программа утверждена на заседании Кафедры политической теории Факультета политологии ____________________ МГИМО (У) МИД России.

Протокол заседания № ___ от «____» ________________ 2014 г.

Подпись зав. кафедрой: _________ Т.А. Алексеева

Ó Т.А. Алексеева, А.А. Чанышев. 2014.

Ó МГИМО (У) МИД России, 2014
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Общая характеристика:

Поступающий должен обладать «способностью и умением использовать на уровне требований, предъявляемых к выпускнику магистратуры, полученные знания и навыки по политической философии, новейшим тенденциям и направлениям современной политологии, философии и методологии политической науки в научных исследованиях политических процессов и отношений, в анализе и интерпретации представлений о политике, государстве и власти» 1. Программа и вопросы вступительного экзамена соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 41.06.01 Политические науки и регионоведение ( уровень подготовки кадров высшей квалификации.. В соответствии с установкой на выявление такого рода знаний и умений программа экзамена основана на содержании базовых дисциплин в области общепрофессиональной подготовки в области.политической теории – «История политических учений» и «Современные политические теории».

1.2. Цель и задачи вступительного экзамена

Целью вступительного экзамена является определение теоретической и практической подготовленности поступающего к поступлению в аспирантуру по избранной специальности.

В ходе экзамена решаются следующие задачи:

  • установление уровня и содержания теоретической и практической квалификации поступающего.

  • определяется способность студента самостоятельно и эффективно работать с учебной и научной литературой.

  • оценивается умение поступающего применять теоретические положения изучаемых дисциплин в подходе к анализу явлений и процессов политической жизни.



1.3. Форма проведения и содержание экзамена

Вступительный экзамен в аспирантуру по указанной специальности в МГИМО проводится в устной форме. Билет содержит два вопроса: по истории политических учений классического периода (1-й раздел программы) и современным политическим теориям (2-й раздел программы).
1.4. Критерии оценки

Оценка знаний студентов производится по пятибалльной шкале.

Оценка «отлично» выставляется за обстоятельный и глубокий ответ на вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии. Абитуриент правильно определяет понятия и категории политической науки, демонстрирует знание источников, выявляет основные тенденции и противоречия современной политики, свободно ориентируется в материале, относящемся к предмету. Абитуриент также обнаруживает основательное знакомство с оригиналами трудов мыслителей, о которых идет речь в билете.

Оценка «хорошо» предполагает правильные и достаточно полные ответы на вопросы экзаменационного билета, не содержащие грубых ошибок и упущений, – если одновременно допущены отдельные ошибки и у студента возникли затруднения при ответе на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии.

Оценка «удовлетворительно» выставляется при недостаточно полном ответе на вопросы, содержащиеся в экзаменационном билете, при наличии пробелов в знаниях студента. Если студента возникли серьезные затруднения при ответе на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае отсутствия необходимых для ответа теоретических знаний по дисциплинам специализации.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ЭКЗАМЕНА.

2.1. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.

2.1.1. Понятие истории политических учений и специфика политических учений древности и средневековья и нового времени.

Понятие истории политических учений.

История политических учений как раздел истории идей; различение понятий “история политических учений” и “история политической мысли”. Общеисторические и специфические аспекты внутридисциплинарной периодизации и хронологии. Соотношение индивидуализирующего, номологического и эволюционного аспектов анализа; примеры в области истории политической мысли: исторические “картины мира” и невозможность чисто позитивистского и чисто идеологического (ценностно-нормативного) подходов. История политических учений и другие дисциплины.

Специфика политических учений древности и средневековья и нового времени.

Специфика политических идей на Западе и на Востоке, в античности, в средние века и в новое время. Антропо- и социоморфизм античных и средневековых политических учений. Античная и средневековая теория и сциентистские ориентации нового времени. Переход от политической философии к политической науке.

2.1.2. Политические учения древности и средневековья.

Античная классика.

Феномен античного полиса и античная классика. Реальности полиса и нравственно-философская рефлексия: первые философы. Структурообразующие элементы античного полиса классического периода. Основные особенности античной общественно-политической мысли. “Пессимизм” античного мироощущения и охранительно-реконструктивная направленность политических теорий.

Софисты и Сократ. “Век Перикла” и софистика как специфическое социальное и интеллектуальное явление. Поиск человеческих начал полисной жизни. Тезис Протагора и его истолкование: равная причастность всех мнений к истине и справедливости. Нравственный и политический релятивизм софистов. Сократ как особый софист. Серьезность сократовского диалога - противовес софистическому релятивизму и субъективизму, подрывающему традиционные полисные ценности. Сократ - нравственный реформатор: охранительность сократовской позиции, критика им афинской демократии - и антиавторитарный характер защиты им единомыслия и законопослушности; принцип тождества (гражданской) добродетели и знания; гражданская позиция Сократа и его представление о свободе.

Идея справедливости у Платона и конструирование им идеального государства. Платон о софистическом понимании справедливости, его тезис о том, что демократия утратила свои корни. Государство (полис) как носитель справедливости; тезис: “государство больше отдельного человека”. Платоновский анализ полисных связей и определение основных характеристик полиса и сословий. Классификация форм правления и концепция их деградации и круговорота. Конструирование идеального строя, его основные характеристики. Итоговое определение справедливости у Платона. Идеократический характер платоновской конструкции, ее традиционные и нетрадиционные аспекты.

Аристотель как политический мыслитель. Учение Аристотеля о мировом порядке благоустроения и определение им государства и метода его изучения. Государство как универсальное и совершенное общение ради блага. Генезис и структура государства. Понятие автаркии: блаженная жизнь и принцип гражданства. Свобода и гражданство; понятие политического общения: рабы, варвары и эллины. Этнополитическая характеристика государства. Полисно-гражданская антропология: значимость человека только в составе гражданской общины (тезис “человек по природе своей - существо политическое”). Определение специфики политической власти как власти над свободными и равными. Аристотель о задачах политической науки. Критика им Платона. Характеристика “политии” и ориентация на среднее сословие. “Умеренный демократизм” позиции Аристотеля. Аристотелевская идея мирового эллинского государства и ее истолкование.

Римско-эллинистические политические учения.

Общие черты римской политической мысли. Римская политическая мысль и классические образцы; деятельно-практическая ориентация культуры, представление о Риме как о вечной и непреходящей ценности (Roma aeterna) - вне зависимости от формы правления. Концепция упадка нравов, судьбы государства и необходимости нравственной реформы у Полибия, Посидония и Саллюстия.

Политическая история Полибия. Понятие «прагматической» истории. Тезис об особой исторической миссии Рима и направленности исторических событий. Полиибий об историческом прогрессе. Анализ Полибием римской государственности. Рим как образец и источник нового всеобщего порядка свободы. Критика традиционной классификации форм правления. Учение о естественных причинах круговорота этих форм и о генезисе социальных и политических связей. Учение об элементах римского государственного устройства: Полибий о смешанной (устойчиво-уравновешенной) форме правления; Распределение власти между отдельными началами римского устройства.

Исследование Цицероном различных форм правления; учение о смешанной форме правления. Цицерон о молодости римской цивилизации по сравнению с эллинской, его тезисе “государство есть достояние народа”: республика как “общее дело”; стремление к безопасности, взаимный интерес и согласие в вопросах права - фундаментальные основания гражданской общности. Римское чувство истории и его проекция в историографии. Теоретическое обоснование Цицероном принципата. Цицероновское учение о “вечном законе” (высшей справедливости).

Социальная этика и политические концепции Стои. Антиполисный индивидуализм и космополитизм Ранней Стои. Смягчение нравственного ригоризма и придание стоической этике политически-прикладного, римского характера в Средней Стое. Проповедь чистоты души, человеколюбия и равенства Поздней Стоей. Идея “общечеловеческого права” у Сенеки. Мир как “единая гражданская община богов и людей”, “космополис” и представление о внеинституциональной человечности.

Раннее христианство и патристика.

Некоторые социально-политические аспекты раннехристианского мировоззрения. Политическая концепция Августина. Общество и христианская община (церковь) в исторической ретроспективе. Царство Иисуса и земная власть. Теократическая тенденция христианства в рамках истолкования принципа “кесарево кесарю ...”: совпадение логики христианства и цезаризма, деспот как помазанник божий. Личное достоинство человека в условиях классической античности, восточной деспотии и Римской империи; христианский бог - бог (социальной) надежды. Христианская апология земной власти и революционный потенциал христианства. Христианская логика обладания и делания: понимание жизни как чреды уроков и испытаний; история - процесс переделки человека.

Политическая концепция Августина. Патристика. Философия истории Августина Тезис о слитности и переплетении двух градов. Опыт римской истории в интерпретации Августина: деградация римской гражданской культуры (от республики к тирании), проблема противоречия требования человечности и традиционной политической доблести, Августин о справедливости в христианском понимании. Судьба двух градов в эсхатологической перспективе. Различение “царства” (regnum) и “государства” (civitas) и положительная политическая теория. Трансформация догмата свободы воли в принцип политической свободы. Августин о необходимости власти. Государство - “отец” граждан, церковь - их “мать”; разведение положительного закона и естественного права.

Средние века.

Социокультурное и интеллектуальное своеобразие средневековья и характерные черты политических учений средних веков. Социоморфность средневековых политических представлений и пестрота структурообразующих начал средневековой цивилизации; слабость политической коммуникации и локальность феодальной власти. Принцип подобия мировой божественной иерархии и иерархии социальной: представление об иерархически-упорядоченной системе служб и обязанностей и представления о монархическом главенстве и духовном владычестве. Понятие “christianitas” и идея империи в средние века. Нормативно-знаковый аспект имперской идеи. Теология священной державы (“Священной Римской империи”) и теория универсального папства. Церковь как “наиболее общий синтез и общая санкция феодального строя”. Периодизация и хронология истории политических учений в средние века.

Теократическая идея в учениях средневековья. Аквинат - вершина зрелого средневековья: его антропология и правовое учение. Общество и политические отношения в понимании Аквината. Рационалистическая телеология на основе аристотелизма как основа томистской антропологии и “социологии”. Классификация форм правления у Аквината, двойственная оценка монархии. Проблема основанного на опыте рационального определения политических механизмов, предотвращающих превращение монархии в тиранию, ее решение на основе подчинения светской власти авторитету власти духовной и праву множества “выдвигать для себя царя”.

От теократической идеи к ренессансным и предреформационным теориям. Соотношение светской и духовной власти и идея народного суверенитета у французских юристов и У.Оккама. Учение о всемирной “светской монархии” Данте: разделение духовной и светской власти, идеи всеобщего мира и человечества. Марсилий Падуанский: государство как совершенное сообщество; законодательствующий народ и принцип верховенства естественного закона. Джон Уиклиф и Ян Гус: человек - правомерный “держатель своего”; принцип достоверности внутренних свидетельств веры и отрицание авторитета клира и его особого статуса. Н.Кузанский и Л.Валла: критика правомочности “Константинова дара” как основоположения теории папской власти.

2.1.3. Общество, государство и право в политической мысли нового времени.

Возрождение и протестантизм.

Лютеровский принцип “свободы по крещению” и его социально-политическое содержание. Кризис католической церкви на рубеже ХV - ХVI вв.; отчуждение совести верующего и правовой статус мирянина; проблема вины у У. фон Гуттена, Э.Роттердамского и М.Лютера. Лютеровская программа Реформации. Тезис о том, что все христиане - клирики и миряне - члены “единого Тела Христова”. Принцип всесвященства и подчинение церкви в земных делах светской власти. Человек как самодостаточный свидетель своей греховности перед Богом, “совестящееся животное”; освобождение личности от безусловного подчинения авторитету общины. Лютер о границах светской власти. Свобода совести - исходная форма раннебуржуазных свобод.

Н.Макиавелли. Политика как искусство и наука. Выделение политики как особой сферы деятельности и предмета специального анализа, ее секуляризация. Социальная жизнь как взаимодействие индивидуальных воль, постоянно меняющих вектор интереса; политика - умение упреждающего отслеживания значимых перемен; функциональное понимание политического действия. Проблема цели и средств в политике: тезис о том, что государь любыми средствами должен добиваться своих целей (приобретения и удержания власти и победы над врагами); добродетель и политика; макивеллиевская антропология; значимость свободной воли и политическая ответственность. Фактор времени в политике и исторический перспективизм Макиавелли.

Г.Гроций. Обоснование необходимости суверенной государственности. Крайняя нестабильность социальной ситуации XVI – XVII вв. и ее воздействие на политическую теорию: идея суверенной государственности как единственно надежного гаранта поддержания общественного порядка. Социоантропологическое обоснование Гроцием реальности естественного права. Смысл центрального тезиса Гроция: сила правового закона не в принуждении, но без принуждения закон теряет силу. Основания и структура волеустановленного права (внутригосударственное и международное право), по Гроцию. Понятие войны. Понятие верховной власти и безусловность (неотчуждаемость) ее суверенитета. Право сопротивления верховной власти у Гроция. (Политическое) государство – совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41. 06. 01 Политические науки и регионоведение, программа «теория и философия политики, история и методология политической науки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41....

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41. 06. 01 Политические науки и регионоведение, программа «теория и философия политики, история и методология политической науки» iconЭффективность использования информационных технологий в исследованиях...
Специальность 23. 00. 01 – теория и философия политики, история и методология политической науки
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41. 06. 01 Политические науки и регионоведение, программа «теория и философия политики, история и методология политической науки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «История и философия науки»

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41. 06. 01 Политические науки и регионоведение, программа «теория и философия политики, история и методология политической науки» iconПрограмма итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия»
«История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41. 06. 01 Политические науки и регионоведение, программа «теория и философия политики, история и методология политической науки» iconВосприятие свободы массовым сознанием россиян (теоретико-политологический анализ)
Специальность 23. 00. 01 – Теория политики, история и методология политической науки
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41. 06. 01 Политические науки и регионоведение, программа «теория и философия политики, история и методология политической науки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 47....
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 47. 06. 01 «Философия, этика...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41. 06. 01 Политические науки и регионоведение, программа «теория и философия политики, история и методология политической науки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 46....
Вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 46. 06. 01 Исторические науки и археология, программа «всеобщая история новейшего...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41. 06. 01 Политические науки и регионоведение, программа «теория и философия политики, история и методология политической науки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 46....
Вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 46. 06. 01 Исторические науки и археология, программа «всеобщая история новейшего...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41. 06. 01 Политические науки и регионоведение, программа «теория и философия политики, история и методология политической науки» iconУчебно-методическое пособие «История и методология юридической науки»
«История и методология юридической науки» разработчика Медведева Валентина Григорьевича, предназначенного для магистрантов, обучающихся...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41. 06. 01 Политические науки и регионоведение, программа «теория и философия политики, история и методология политической науки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика»
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика», профиль...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41. 06. 01 Политические науки и регионоведение, программа «теория и философия политики, история и методология политической науки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика»
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» профиль «Экономическая теория» – М.: Финансовый...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41. 06. 01 Политические науки и регионоведение, программа «теория и философия политики, история и методология политической науки» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру «39. 06. 01 – Социологические науки» подготовлена с учетом требований фгос, предъявляемых...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41. 06. 01 Политические науки и регионоведение, программа «теория и философия политики, история и методология политической науки» iconПрограмма вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44....
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Национального исследовательского университета...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41. 06. 01 Политические науки и регионоведение, программа «теория и философия политики, история и методология политической науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41. 06. 01 Политические науки и регионоведение, программа «теория и философия политики, история и методология политической науки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки...
«Теория и методика профессионального образования» по направлению подготовки 44. 06. 01 – Образование и педагогические науки составлена...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41. 06. 01 Политические науки и регионоведение, программа «теория и философия политики, история и методология политической науки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск