Скачать 298.47 Kb.
|
ФГОБУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ» ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по научной работе МГИМО(У) МИД России _____________А.И.Подберезкин «___» ___________________ 2014 г. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 41.06.01 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЕ, ПРОГРАММА «ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ, ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ» Москва 2014 Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 0300200 Политология (квалификация (степень) «магистр») и Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 41.06.01 Политические науки и регионоведение ( уровень подготовки кадров высшей квалификации). . Авторы программы: ______________Т.А. Алексеева – доктор философских наук, профессор; А.А. Чанышев., кандидат философских наук, доцент Директор НБ МГИМО им. И.Г. Тюлина: __________________ М.В. Решетникова Программа утверждена на заседании Кафедры политической теории Факультета политологии ____________________ МГИМО (У) МИД России. Протокол заседания № ___ от «____» ________________ 2014 г. Подпись зав. кафедрой: _________ Т.А. Алексеева Ó Т.А. Алексеева, А.А. Чанышев. 2014. Ó МГИМО (У) МИД России, 2014 РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ 1.1. Общая характеристика: Поступающий должен обладать «способностью и умением использовать на уровне требований, предъявляемых к выпускнику магистратуры, полученные знания и навыки по политической философии, новейшим тенденциям и направлениям современной политологии, философии и методологии политической науки в научных исследованиях политических процессов и отношений, в анализе и интерпретации представлений о политике, государстве и власти» 1. Программа и вопросы вступительного экзамена соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 41.06.01 Политические науки и регионоведение ( уровень подготовки кадров высшей квалификации.. В соответствии с установкой на выявление такого рода знаний и умений программа экзамена основана на содержании базовых дисциплин в области общепрофессиональной подготовки в области.политической теории – «История политических учений» и «Современные политические теории». 1.2. Цель и задачи вступительного экзамена Целью вступительного экзамена является определение теоретической и практической подготовленности поступающего к поступлению в аспирантуру по избранной специальности. В ходе экзамена решаются следующие задачи:
1.3. Форма проведения и содержание экзамена Вступительный экзамен в аспирантуру по указанной специальности в МГИМО проводится в устной форме. Билет содержит два вопроса: по истории политических учений классического периода (1-й раздел программы) и современным политическим теориям (2-й раздел программы). 1.4. Критерии оценки Оценка знаний студентов производится по пятибалльной шкале. Оценка «отлично» выставляется за обстоятельный и глубокий ответ на вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии. Абитуриент правильно определяет понятия и категории политической науки, демонстрирует знание источников, выявляет основные тенденции и противоречия современной политики, свободно ориентируется в материале, относящемся к предмету. Абитуриент также обнаруживает основательное знакомство с оригиналами трудов мыслителей, о которых идет речь в билете. Оценка «хорошо» предполагает правильные и достаточно полные ответы на вопросы экзаменационного билета, не содержащие грубых ошибок и упущений, – если одновременно допущены отдельные ошибки и у студента возникли затруднения при ответе на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии. Оценка «удовлетворительно» выставляется при недостаточно полном ответе на вопросы, содержащиеся в экзаменационном билете, при наличии пробелов в знаниях студента. Если студента возникли серьезные затруднения при ответе на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии. Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае отсутствия необходимых для ответа теоретических знаний по дисциплинам специализации. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ЭКЗАМЕНА. 2.1. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ. 2.1.1. Понятие истории политических учений и специфика политических учений древности и средневековья и нового времени. Понятие истории политических учений. История политических учений как раздел истории идей; различение понятий “история политических учений” и “история политической мысли”. Общеисторические и специфические аспекты внутридисциплинарной периодизации и хронологии. Соотношение индивидуализирующего, номологического и эволюционного аспектов анализа; примеры в области истории политической мысли: исторические “картины мира” и невозможность чисто позитивистского и чисто идеологического (ценностно-нормативного) подходов. История политических учений и другие дисциплины. Специфика политических учений древности и средневековья и нового времени. Специфика политических идей на Западе и на Востоке, в античности, в средние века и в новое время. Антропо- и социоморфизм античных и средневековых политических учений. Античная и средневековая теория и сциентистские ориентации нового времени. Переход от политической философии к политической науке. 2.1.2. Политические учения древности и средневековья. Античная классика. Феномен античного полиса и античная классика. Реальности полиса и нравственно-философская рефлексия: первые философы. Структурообразующие элементы античного полиса классического периода. Основные особенности античной общественно-политической мысли. “Пессимизм” античного мироощущения и охранительно-реконструктивная направленность политических теорий. Софисты и Сократ. “Век Перикла” и софистика как специфическое социальное и интеллектуальное явление. Поиск человеческих начал полисной жизни. Тезис Протагора и его истолкование: равная причастность всех мнений к истине и справедливости. Нравственный и политический релятивизм софистов. Сократ как особый софист. Серьезность сократовского диалога - противовес софистическому релятивизму и субъективизму, подрывающему традиционные полисные ценности. Сократ - нравственный реформатор: охранительность сократовской позиции, критика им афинской демократии - и антиавторитарный характер защиты им единомыслия и законопослушности; принцип тождества (гражданской) добродетели и знания; гражданская позиция Сократа и его представление о свободе. Идея справедливости у Платона и конструирование им идеального государства. Платон о софистическом понимании справедливости, его тезис о том, что демократия утратила свои корни. Государство (полис) как носитель справедливости; тезис: “государство больше отдельного человека”. Платоновский анализ полисных связей и определение основных характеристик полиса и сословий. Классификация форм правления и концепция их деградации и круговорота. Конструирование идеального строя, его основные характеристики. Итоговое определение справедливости у Платона. Идеократический характер платоновской конструкции, ее традиционные и нетрадиционные аспекты. Аристотель как политический мыслитель. Учение Аристотеля о мировом порядке благоустроения и определение им государства и метода его изучения. Государство как универсальное и совершенное общение ради блага. Генезис и структура государства. Понятие автаркии: блаженная жизнь и принцип гражданства. Свобода и гражданство; понятие политического общения: рабы, варвары и эллины. Этнополитическая характеристика государства. Полисно-гражданская антропология: значимость человека только в составе гражданской общины (тезис “человек по природе своей - существо политическое”). Определение специфики политической власти как власти над свободными и равными. Аристотель о задачах политической науки. Критика им Платона. Характеристика “политии” и ориентация на среднее сословие. “Умеренный демократизм” позиции Аристотеля. Аристотелевская идея мирового эллинского государства и ее истолкование. Римско-эллинистические политические учения. Общие черты римской политической мысли. Римская политическая мысль и классические образцы; деятельно-практическая ориентация культуры, представление о Риме как о вечной и непреходящей ценности (Roma aeterna) - вне зависимости от формы правления. Концепция упадка нравов, судьбы государства и необходимости нравственной реформы у Полибия, Посидония и Саллюстия. Политическая история Полибия. Понятие «прагматической» истории. Тезис об особой исторической миссии Рима и направленности исторических событий. Полиибий об историческом прогрессе. Анализ Полибием римской государственности. Рим как образец и источник нового всеобщего порядка свободы. Критика традиционной классификации форм правления. Учение о естественных причинах круговорота этих форм и о генезисе социальных и политических связей. Учение об элементах римского государственного устройства: Полибий о смешанной (устойчиво-уравновешенной) форме правления; Распределение власти между отдельными началами римского устройства. Исследование Цицероном различных форм правления; учение о смешанной форме правления. Цицерон о молодости римской цивилизации по сравнению с эллинской, его тезисе “государство есть достояние народа”: республика как “общее дело”; стремление к безопасности, взаимный интерес и согласие в вопросах права - фундаментальные основания гражданской общности. Римское чувство истории и его проекция в историографии. Теоретическое обоснование Цицероном принципата. Цицероновское учение о “вечном законе” (высшей справедливости). Социальная этика и политические концепции Стои. Антиполисный индивидуализм и космополитизм Ранней Стои. Смягчение нравственного ригоризма и придание стоической этике политически-прикладного, римского характера в Средней Стое. Проповедь чистоты души, человеколюбия и равенства Поздней Стоей. Идея “общечеловеческого права” у Сенеки. Мир как “единая гражданская община богов и людей”, “космополис” и представление о внеинституциональной человечности. Раннее христианство и патристика. Некоторые социально-политические аспекты раннехристианского мировоззрения. Политическая концепция Августина. Общество и христианская община (церковь) в исторической ретроспективе. Царство Иисуса и земная власть. Теократическая тенденция христианства в рамках истолкования принципа “кесарево кесарю ...”: совпадение логики христианства и цезаризма, деспот как помазанник божий. Личное достоинство человека в условиях классической античности, восточной деспотии и Римской империи; христианский бог - бог (социальной) надежды. Христианская апология земной власти и революционный потенциал христианства. Христианская логика обладания и делания: понимание жизни как чреды уроков и испытаний; история - процесс переделки человека. Политическая концепция Августина. Патристика. Философия истории Августина Тезис о слитности и переплетении двух градов. Опыт римской истории в интерпретации Августина: деградация римской гражданской культуры (от республики к тирании), проблема противоречия требования человечности и традиционной политической доблести, Августин о справедливости в христианском понимании. Судьба двух градов в эсхатологической перспективе. Различение “царства” (regnum) и “государства” (civitas) и положительная политическая теория. Трансформация догмата свободы воли в принцип политической свободы. Августин о необходимости власти. Государство - “отец” граждан, церковь - их “мать”; разведение положительного закона и естественного права. Средние века. Социокультурное и интеллектуальное своеобразие средневековья и характерные черты политических учений средних веков. Социоморфность средневековых политических представлений и пестрота структурообразующих начал средневековой цивилизации; слабость политической коммуникации и локальность феодальной власти. Принцип подобия мировой божественной иерархии и иерархии социальной: представление об иерархически-упорядоченной системе служб и обязанностей и представления о монархическом главенстве и духовном владычестве. Понятие “christianitas” и идея империи в средние века. Нормативно-знаковый аспект имперской идеи. Теология священной державы (“Священной Римской империи”) и теория универсального папства. Церковь как “наиболее общий синтез и общая санкция феодального строя”. Периодизация и хронология истории политических учений в средние века. Теократическая идея в учениях средневековья. Аквинат - вершина зрелого средневековья: его антропология и правовое учение. Общество и политические отношения в понимании Аквината. Рационалистическая телеология на основе аристотелизма как основа томистской антропологии и “социологии”. Классификация форм правления у Аквината, двойственная оценка монархии. Проблема основанного на опыте рационального определения политических механизмов, предотвращающих превращение монархии в тиранию, ее решение на основе подчинения светской власти авторитету власти духовной и праву множества “выдвигать для себя царя”. От теократической идеи к ренессансным и предреформационным теориям. Соотношение светской и духовной власти и идея народного суверенитета у французских юристов и У.Оккама. Учение о всемирной “светской монархии” Данте: разделение духовной и светской власти, идеи всеобщего мира и человечества. Марсилий Падуанский: государство как совершенное сообщество; законодательствующий народ и принцип верховенства естественного закона. Джон Уиклиф и Ян Гус: человек - правомерный “держатель своего”; принцип достоверности внутренних свидетельств веры и отрицание авторитета клира и его особого статуса. Н.Кузанский и Л.Валла: критика правомочности “Константинова дара” как основоположения теории папской власти. 2.1.3. Общество, государство и право в политической мысли нового времени. Возрождение и протестантизм. Лютеровский принцип “свободы по крещению” и его социально-политическое содержание. Кризис католической церкви на рубеже ХV - ХVI вв.; отчуждение совести верующего и правовой статус мирянина; проблема вины у У. фон Гуттена, Э.Роттердамского и М.Лютера. Лютеровская программа Реформации. Тезис о том, что все христиане - клирики и миряне - члены “единого Тела Христова”. Принцип всесвященства и подчинение церкви в земных делах светской власти. Человек как самодостаточный свидетель своей греховности перед Богом, “совестящееся животное”; освобождение личности от безусловного подчинения авторитету общины. Лютер о границах светской власти. Свобода совести - исходная форма раннебуржуазных свобод. Н.Макиавелли. Политика как искусство и наука. Выделение политики как особой сферы деятельности и предмета специального анализа, ее секуляризация. Социальная жизнь как взаимодействие индивидуальных воль, постоянно меняющих вектор интереса; политика - умение упреждающего отслеживания значимых перемен; функциональное понимание политического действия. Проблема цели и средств в политике: тезис о том, что государь любыми средствами должен добиваться своих целей (приобретения и удержания власти и победы над врагами); добродетель и политика; макивеллиевская антропология; значимость свободной воли и политическая ответственность. Фактор времени в политике и исторический перспективизм Макиавелли. Г.Гроций. Обоснование необходимости суверенной государственности. Крайняя нестабильность социальной ситуации XVI – XVII вв. и ее воздействие на политическую теорию: идея суверенной государственности как единственно надежного гаранта поддержания общественного порядка. Социоантропологическое обоснование Гроцием реальности естественного права. Смысл центрального тезиса Гроция: сила правового закона не в принуждении, но без принуждения закон теряет силу. Основания и структура волеустановленного права (внутригосударственное и международное право), по Гроцию. Понятие войны. Понятие верховной власти и безусловность (неотчуждаемость) ее суверенитета. Право сопротивления верховной власти у Гроция. (Политическое) государство – совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. |
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41.... | Эффективность использования информационных технологий в исследованиях... Специальность 23. 00. 01 – теория и философия политики, история и методология политической науки | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «История и философия науки» | Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия» «История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»... | ||
Восприятие свободы массовым сознанием россиян (теоретико-политологический анализ) Специальность 23. 00. 01 – Теория политики, история и методология политической науки | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 47.... Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 47. 06. 01 «Философия, этика... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 46.... Вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 46. 06. 01 Исторические науки и археология, программа «всеобщая история новейшего... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 46.... Вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 46. 06. 01 Исторические науки и археология, программа «всеобщая история новейшего... | ||
Учебно-методическое пособие «История и методология юридической науки» «История и методология юридической науки» разработчика Медведева Валентина Григорьевича, предназначенного для магистрантов, обучающихся... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика», профиль... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» профиль «Экономическая теория» – М.: Финансовый... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа вступительного экзамена в аспирантуру «39. 06. 01 – Социологические науки» подготовлена с учетом требований фгос, предъявляемых... | ||
Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44.... Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Национального исследовательского университета... | Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д.... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки... «Теория и методика профессионального образования» по направлению подготовки 44. 06. 01 – Образование и педагогические науки составлена... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история... |