Учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 283.14 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/5
Дата публикации20.11.2017
Размер283.14 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ГОУ ВПО МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ГСЭ.В.1.1 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Основная образовательная программа

подготовки специалиста по специальности
030401 «История»

Утверждено на заседании

кафедры философии и социологии

факультета ИСН

(протокол №1 от 02.09.2010 г.

Зав.кафедрой

____________ В.Н.Самородов



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
Структура программы учебной дисциплины


1.1. Составитель: В.Е.Фёдоров, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии МГПУ

1.2. Рецензенты:

В.В.Васильева, к.пед.н., доцент МИЭП

В.Н.Самородов, кандидат философских наук, доцент (МГПУ);

1.3 Пояснительная записка:
Целью данного курса является изучение и анализ средневековой философии; ее сущностных черт; основных этапов развития. Это даёт возможность лучшей ориентации студентов в теоретическом материале и позволит более чётко формулировать проблематику исследования истории и культуры Средних веков.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:

- анализ идейно-теоретических и социально-культурных предпосылок возникновения средневековой философии;

- обоснование и систематизация основных принципов средневековой мысли;

- сравнительный анализ античной и средневековой философии;

- раскрытие специфики средневековой философии как этапа развития философии;

- выделение и обоснование существующих в средневековой философии базовых идей, понятий и проблем.
В результате изучения курса, студенты должны знать:

- этапы развития средневековой философии;

- ведущих представителей, основные школы и направления;

- основные разделы учения того или иного мыслителя;

- ключевые понятия и основные проблемы средневековой философии.

В результате изучения курса студенты должны:

- уметь анализировать теоретические, социально-культурные и исторические предпосылки становления средневековой философии;

- иметь представление о специфике различных школ средневековой философии;

- владеть основными понятиями, видеть логику их развития в контексте того или иного учения;

- обобщать существующие в средневековой философии ключевые идеи, достижения и проблемы при чтении текстов первоисточников;

- ориентироваться в общей проблематике.

Из вышесказанного следует, что курс «Средневековая философия» представляет особое значение для специальности «История»; от данного курса зависят уровень и глубина знаний в конкретных областях изучения истории и степень подготовки специалиста.
При подготовке пособия использовались: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. – СПб., 1997; Штекль А. История средневековой философии. – СПб., 1996; Философия: Учеб.-метод. комплекс / Под ред. А.И.Зеленкова. – Мн., 2003.
1.4. ГОС ВПО - нет

1.5. Объём дисциплины и виды учебной работы:


№№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы, в часах


Вид итогового контроля

(форма отчётности)

Трудо-ёмкост

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

030401 –

«История»

2

3

42

36

16

20




6

зачет


1.6. Содержание дисциплины
1.6.1 Примерное распределение учебного времени




пп

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

ЛК

СМ

СР

1

Специфика средневекового мышления; основные принципы средневековой философии. Философия и теология: философствование в вере.

12

4

2

1

2

Предпосылки и основная проблематика средневековой философии. Античная традиция и средневековая мысль.

10

2

4

1

3

Основные этапы развития средневековой философии. Апологетика: учение Оригена о началах. Латинская и Восточная патристика. Учение Августина.

16

4

4

1

4

Этапы развития схоластики. Споры номиналистов и реалистов об универсалиях. XIII столетие как «золотой век» схоластики. Дж.Бонавентура и Фома Аквинский.

18

4

6

2

5

Мистическая традиция в средневековой философии. Учение Бернара Клервоского. Немецкие исстики.

14

2

4

1




ИТОГО:

42

16

20

6


1.6.2. Содержание разделов дисциплины


Тема 1. Специфика средневекового мышления(4ч.)

Сущностные черты средневековой философии: теоцентризм, супранатурализм, креационизм, символизм, провиденциализм. «Истина», «добро», «красота» как атрибуты Бога. Христианская догматика и философская мысль. Принципы средневековой метафизики: бытие как слово (verbum) и действительность (actus). Трансценденталии бытия. Мир сакральный и мир профанный.

Становление герменевтики как искусства толкования священных текстов. «Истинное» толкование библии и ереси. Смысловое содержание библейских текстов: соотношение веры и разума. Идея откровения и мистическое созерцание. Антиномии средневекового мышления: антиномичное отношение к Богу, природе, человеку. Принцип оппозиции духа и тела. Этическая направленность средневековой философии: свобода воли и благодать; смысл существования человека и христианское милосердие. Философия и теология: философствование в вере. Философия как «служанка» богословия (Петр Дамиани). Обоснование Божественного бытия. Эсхатологические мотивы средневековой философии.
Тема 2. Предпосылки и основная проблематика

средневековой философии (2ч.)

Идейно-теоретические и социально-культурные предпосылки развития средневековой философии. Античная традиция и христианский мир. Принципы христианского мировоззрения: идея монотеизма и предопределения. Философия эпохи эллинизма и средневековая мысль: критика «языческих» ценностей. Неоплатонизм о христианской догматике. Проблема триединства Бога. Античные философы в интерпретации христианских мыслителей. Влияние идей Платона и Аристотеля на становление средневековой философии. Восточная мысль и схоластика: латинские аверроисты XIII века.

Основные проблемы средневековой философии: проблема доказательства Божественного бытия; проблема обоснования имени Бога; проблема соотношения веры и разума; проблема понимания истины; проблема познания Бога; проблема толкования священных текстов; проблема понимания природы (оппозиция духа и тела); проблема универсалий; проблема соотношения времени и вечности; проблема благодати и свободной воли; проблема выбора добра и зла; проблема счастья человека; проблема смысла жизни.
Основные этапы развития средневековой философии
Тема 3. Апологетика и патристика (4ч.)

Ранние школы средневековой философии. Апологетика как защита христианского мировоззрения перед лицом «языческой» философии. Обоснование идеи креационизма. Учение Оригена о началах. Бог как высшее бытие и принцип существования. Соотношение мира вечного и мира земного. Концепция перерождения души. Ступени познания Бога: от разума к мистическому озарению. Отношение Оригена к античной философии. Филон о познании Бога и человеческой душе. Идея небесной иерархии; проблема добра и зла. Интерпретация идей Пифагора в учении Климента Александрийского. Бог как число и высшая гармония. Климент о предназначении человека.

Патристика: учение «отцов церкви». Становление герменевтики. Проблема толкования библейских сюжетов. Историческое, агогическое, аллегорическое, символическое прочтение Библии. Латинская и Восточная патристика: соотношение веры и разума. Проблема познания Бога: разум или мистическое озарение. Учение Макария Великого о душе и проведении. Михаил Плевел: ангельская иерархия и порядок мироздания.

Тертуллиан о вере и милосердии. Учение Тертуллиана о душе. Дионисий Ареопагит и его трактат «О божественных именах». Представления о Боге, природе, смысле человеческого существования у Августина. Обоснование принципа теоцентризма; проблема доказательства Божественного бытия. Учение о человеке. Вера и разум в трактовке Августина. Этическая направленность философии Августина. Проблема времени и истории (трактат «О граде Божием»).

Тема 4. Схоластика (4ч.)

Схоластика как рационалистическая линия средневековой философии. Логико-словесное обоснование христианских догматов. Принцип порядка и доказательства. Схоластика как «ученый» спор: диспуты и кводлибеты. Схоластика и европейские университеты. Основные этапы развития схоластики.

Боэций как транслятор ученой традиции. Обоснование триединства Бога в христианском ключе. Полемика с неоплатонизмом. Влияние Аристотеля на философию Боэция: проблема сущности и существования; проблема универсалий (род и вид). Предназначение философии (трактат «Утешение философией»). IX век: учение о разделении природы Иоанна Скота Эриугены. Пантеистические идеи в философии Эриугены: четыре типа природы. Бог как начало и конец мира. Учение о троице. Комментарии библейских сюжетов. XI-XII века: становление теологии как систематизированном знании о Боге и его тварениях. Проблема доказательства Божественного бытия; проблема веры и разума; спор об универсалиях (общих понятиях): Росцеллин, Ансельм Кентерберийский, Гийом из Шампо, Петр Абеляр. Тео-логические трактаты Абеляра. Этическое учение. Абеляр: «История моих бедствий».

XIII столетие: «золотой век» схоластики. Построение целостных теологических систем (сумм). Проблема соотношения философии и богословия. Аристотель и средневековые университеты. Развитие монашеских орденов. Споры номиналистов, реалистов и концептуалистов об универсалиях: Альберт Великий, Бонавентура, Генрих Гентский, Дунс Скот. «Сумма теологии» Фомы Аквинского. Пять доказательств Божественного бытия; проблема сущности и существования; материи и формы. Этическое учение Фомы Аквинского. Р.Бэкон и становление «научного» знания. Сигер Брабантский и парижские аверроисты: спор о вечности мира. XIV век: «поздняя схоластика» (У.Оккам, Н.Орем, Ж.Буридан, Ж.Боден). Тенденции номинализма и попытка разведения теологии и философии. Проблема матемизации мира. Построение логических систем.
Тема 5. Мистическая традиция в средневековой философии(2ч.)

Философия и мистические практики. Проблема соотношения веры и разума. Познание Бога как путь интуиции и откровения. Критика схоластики и отрицание слова. Примат веры над разумом в восточной патристике. Чувственное созерцание Божественного бытия. : благодать и свободная воля. Пути познания Бога. Понимание души и мистического озарения. Аскетизм и христианское милосердие. Критика спора об универсалиях. Мистическая линия в творчестве Бонавентуры: «Путеводитель души к Богу». Мейстер Экхарт и немецкие мистики. Учение Экхарта о «Боге» и «Божестве». Душа как «искра Божия». Мистическое созерцание Бога. Иоганн Таулер о «правильной» медитации. Учение Генриха Сузо о душе и созерцании Бога. Мистическая философия и «поздняя схоластика».
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения:


п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-во

часов

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Специфика средневекового мышления.

Основные принципы средневековой философии. Философия и теология.

8

Решение тестовых заданий;

написание рефератов

Выполнение тестов; проверка рефератов

2.

Предпосылки и основная проблематика средневековой философии.

Античная традиция и средневековая мысль. Влияние восточной мысли на средневековую философию.

6

Конспектирование первоисточников; решение тестовых заданий

Выполнение тестов; проверка конспектов

3.

Основные этапы развития средневековой философии.

Апологетика и патристика; этапы развития схоластики; мистическая философия.

22

Конспектирование первоисточников; решение тестовых заданий; написание рефератов

Проверка конспектов и рефератов; выполнение тестов


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск