Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования





НазваниеОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования
страница1/14
Дата публикации20.11.2017
Размер1.43 Mb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Философия > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

(ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ)


 
УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого совета

факультета философии

председатель Ученого совета

д.филос.н., проф. А.М. Руткевич

«__» _________ 2013 г. протокол № __

ОТЧЕТ

по результатам самообследования


основной профессиональной образовательной программы

высшего профессионального образования

030100.68 Философия (магистр)
Основание для проведения самообследования:

Приказ ректора от____________№__________


Москва

2013




СОДЕРЖАНИЕ



отчета по самообследованию

основной профессиональной образовательной программы

высшего профессионального образования
1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности

2. Организация учебно-воспитательного процесса

3. Организация методической и научно-методической работы

4. Организация научно-исследовательской работы

5. Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество

6. Материально-техническая база

7. Информация по устранению недостатков по реализации ООП ВПО, отмеченных в ходе комплексной оценки деятельности вуза (если были)

8. Общие выводы и рекомендации

9. Приложения
ОТЧЕТ

о результатах самообследования направления подготовки

030100.68 Философия (магистр)
На основании приказа ректора от 28.03.2013 № 6.18.1-01/2803-07 «О подготовке к государственной аккредитации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и его филиалов» и приказа Первого проректора от №

комиссия под председательством декана факультета философии Руткевича А.М.,

в составе:

  1. зам.декана факультета философии Ястребцева А.В.

  2. зам.декана факультета философии Носов Д.М.

  3. зав.каф. онтологии, логики и теории познания Порус В.Н.

  4. зав.каф. практической философии Филиппов А.Ф.

  5. нач.уч.части факультета философии Антонова А.Н.

  6. Зав. сектором истории политической философии ИФ РАН; зав кафедрой истории политической мысли Института политологии ГУГН Федорова М.М.

  7. зам.декана факультета философии Горбатова Ю.В. (секретарь комиссии)

рассмотрела материалы по самообследованию образовательной программы по направлению подготовки 030100.68 Философия и определила следующее.
1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности

Подготовка магистров по направлению подготовки 030100.68 Философия ведется на факультете в соответствии с:

1.1. Лицензия на право ведения образовательной деятельности по направлению подготовки соответствующего уровня высшего профессионального образования серия 90Л01 № 0000358 от 05.09.2012, регистрационный № 3540-06.

и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О лицензировании государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики на право осуществления образовательной деятельности по новым для университета основным образовательным программам высшего профессионального образования» от 09.04.2008 № 808.
1.2. Свидетельство о государственной аккредитации серия 90А01 №0000205 от 13.09.2012, регистрационный № 0203.
1.3 Организационно-правовое обеспечение деятельности факультета осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными лицензией на право ведения образовательной деятельности:

  • На факультете заявлены и фактически реализуются следующие ступени подготовки: бакалавр, магистр, аспирант. Форма обучения только очная.

  • Квалификация преподавательских кадров соответствует нормативам, установленным лицензией;

  • Учебно-методическое обеспечение организовано на высоком уровне, полностью соответствует нормативам, установленным лицензией.


В своей деятельности факультет руководствуется следующей документацией:


  • Устав федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (далее – НИУ ВШЭ) (постановление Правительства РФ №1109 от 23.12.2010г.);

  • Изменения в Уставе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (постановление Правительства РФ №53 от 31.01.2012г.);

  • Правила внутреннего распорядка федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (утверждены Ученым советом НИУ ВШЭ протокол от 21.12.2012 № 42);

  • Концепция развития Университета до 2018 года.


1.4 В своей организационно-распорядительной и учебно-методической деятельности факультет философии руководствуется следующими документами:

  • Положение об организации контроля знаний (утверждено Ученым советом НИУ ВШЭ протокол от 21.12.2012 № 42);

  • Правила приема в НИУ ВШЭ (утверждены Ученым советом НИУ ВШЭ протокол от 25.01.2013 № 43);

  • Порядок перехода студентов с платного обучения на бесплатное (утвержден Ученым советом НИУ ВШЭ протокол от 21.12.2012 № 42);

  • Регламент использования системы «Антиплагиат» для сбора и проверки письменных учебных работ в ГУ-ВШЭ (введен в действие приказом 31.1-04/925 от 06.04.2010 г.);

  • Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ГУ-ВШЭ (согласно приказу ректора №6.18.1-06/1804-04 от 18.04.2011);

  • Положение об организации международной академической мобильности студентов ГУ-ВШЭ (Утверждено ученым советом ГУ-ВШЭ протокол № 16 от 08.10 2010 г.);

  • Положение о порядке восстановления студентов и допуска к учебному процессу в связи с выходом из академического отпуска (утверждено Ученым советом НИУ ВШЭ протокол от 30.11.2012 № 41);

  • Правила разработки и реализации магистерских программ ГУ-ВШЭ (утверждены приказом № 31-04/321 от 24.04.2008 г.);

  • Регламент проведения предварительной работы по рассмотрению документов претендентов на избрание на должности профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ (приложение 1 к приказу № 6.18.1-01/0503-03 от 05.03.2013);

  • Положение об организации международной академической мобильности студентов ГУ-ВШЭ (утверждено Ученым советом ГУ-ВШЭ протокол №16 от 08.10.2010);

  • Положение о премировании (установлении поощрительных выплат) работников государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет — Высшая школа экономики» (утверждено Ученым Советом ГУ-ВШЭ 20 марта 2009 г. протокол № 49);

  • Положение об организации и проведении практики студентов в НИУ ВШЭ (утверждено Ученым советом НИУ ВШЭ протокол от 25.03.2011 № 23);

  • Положение о кураторах курсов и групп (утверждено Ученым советом ГУ-ВШЭ протокол №8 от 26.11.04; утверждено приказом ГУ-ВШЭ № 31-07/87 от 16.03.05);

  • Положение о наградах ГУ-ВШЭ (утверждено Ученым советом ГУ-ВШЭ 24.12.2010 протокол №20).


1.5. Выводы и рекомендации.

В настоящее время организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности магистратуры факультета соответствует нормативным требованиям. Однако в связи с предстоящим переходом к образовательным стандартам третьего поколения факультету необходимо быть готовым к проведению необходимых изменений.
2. Организация учебно-воспитательного процесса

2.1. Структура подготовки магистров по предварительным данным – на 1 марта 2013г., по окончательным - на 5 октября 2013 г.). Изменение структуры подготовки специалистов (бакалавров, магистров) за 2008-2013 годы1. Динамика приёма по формам обучения. Соотношение между приемом на бюджетной основе и приемом на договорных условиях с частичным или полным возмещением затрат (Приложение 1).

В 2008-2010гг набор в магистратуру проходил на 20 бюджетных и 20 платных мест, с 2011 года число как бюджетных, так и платных мест было сокращено до 15. Число желающих обучаться в магистратуре на платной основе чрезвычайно мало – 1человек за всю историю существования магистратуры (с 2008г.). На все бюджетные места первого года обучения претендуют абитуриенты.

Динамика приема за те два года, что магистратура набирает студентов, показывает низкий уровень конкурса – 1,5 человека на 1 место (колебания от 1,1 в 2008г до 2 в 2010г).

Выпускники магистратуры имеют возможность поступить в аспирантуру факультета философии НИУ ВШЭ по специальностям 09.00.01 – Онтология и теория познания и 09.00.03 – История философии.

Магистратура ориентируется в первую очередь на государственные и региональные потребности. В настоящее время магистерская программа сталкивается с недостаточным количеством абитуриентов, способных обеспечить желательный уровень конкурса. Причиной этому является то, что практически все университеты, ведущие подготовку по философии, открывают свои магистерские программы по философии, которые для закончивших в этих вузах бакалавриат студентов естественным образом являются наиболее привлекательными.

Тем не менее, магистратура ведет активную «борьбу» за абитуриентов с высоким качеством образования: талантливых, стремящихся к овладению новыми знаниями. С этой целью каждый год для тех, кто еще не обучался в НИУ ВШЭ, среди прочих проводится Объединенная Гуманитарная Зимняя Школа для желающих поступить в магистратуру. Эта школа охватывает сразу несколько факультетов и их отделений, в том числе и философию.

Кроме того, ежегодно весной проводится олимпиада, победители и призеры которой имеют возможность поступить в магистратуру по направлению подготовки 030100.68 «Философия» либо вообще без вступительных экзаменов (победители), либо на льготных основания (призеры) – льготы каждый год определяются Ученым Советом НИУ ВШЭ.

С целью привлечения широкой аудитории регулярно проводятся дни открытых дверей. В таких мероприятиях участвует не только администрация, но и большое количество преподавателей, способных привлечь в магистратуру новых обучающихся.
2.2. Содержание и сроки освоения основной образовательной программы – для ГОС ВПО.

Структура освоения основной образовательной программы, срок и трудоемкость освоения основной образовательной программы – для ФГОС ВПО/ОС НИУ ВШЭ.
По ГОС ВПО.

Обязательный минимум содержания основной профессиональной образовательной программы:

Учебные планы по реализуемому направлению подготовки 030100.68 «Философия» содержат все установленные соответствующими ГОС циклы дисциплин. Их общая трудоемкость отвечает нормативам, установленным ГОС. Обязательные дисциплины федерального компонента наличествуют в учебных планах, расписании занятий, экзаменационных/зачетных ведомостях. Отклонение от ГОС составляет +13%.

Рабочие учебные планы представленной к аккредитационной экспертизе направления подготовки 030100.68 «Философия» включают все дисциплины, предусмотренные ГОС, отклонение составляет 0%. Время, отводимое на изучение дисциплин федерального компонента и циклов дисциплин, отвечает нормативам ГОС. Структурные и содержательные особенности учебных планов обусловлены законами Российской Федерации: «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании». По каждой учебной дисциплине рабочих учебных планов разработаны программы дисциплин, структура которых отвечает требованиям Федерального агентства по образованию, отклонение составляет 0%. Программы дисциплин обсуждены на заседаниях кафедр, на заседаниях советов факультетов, прошли внутреннее рецензирование. В секцию Учебно-методического совета «Философия» входят 7 преподавателей факультета. Обязанности председателя секции возложены на профессора, д.ф.н. Кашникова Б.Н.

Требование ГОС ВПО к общему количеству часов теоретического обучения – 2034 часа, в то время как согласно БУП – 2016 часов. Таким образом, отклонение составляет менее 1%. Это связано с выделением большего количества часов на самостоятельную научную работу обучающихся.

В целом образовательная программа соответствует ГОС. В то же время следует признать и некоторое количество отклонений. К числу наиболее значимых следует отнести отклонение в -13% по национально-региональному компоненту: 378 часов против 434 часов в ГОС ВПО. Это обусловливается естественным перераспределением часов: федеральный компонент составляет +13% отклонения от ГОС ВПО: 792 часа против 700 часов, что, в свою очередь, обусловлено специализацией магистратуры именно по направлению 030100.68 «Философия».

Выполнение требований ГОС ВПО к объему учебной нагрузки по дисциплинам составляет +9% (4428 часов против 4068 ГОС). В рабочих программах наличествует минимум содержания, отклонение, таким образом, составляет 0%.

Наличие дисциплин по выбору на 13% превышает ГОС ВПО. Такое превышение допустимо, поскольку ОС направления подготовки 030100.68 «Философия» разработан с учетом Федерального Закона «О высшем и послевузовском образовании» в редакции от 10.02.2009г №18-ФЗ статья 5 пункт 4, согласно которому, поскольку НИУ ВШЭ входит в перечень федеральных государственных высших учебных заведений, для которых установлена категория «национальный исследовательский университет», и, таким образом, имеет право реализовывать собственные ОС, требования к реализации и результатам освоения которых не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС ВПО (но могут существенно их превышать). (Приложение 2а).

ПО ФГОС/ОС

Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы

Подготовка магистров на факультете философии НИУ ВШЭ ведется в соответствии с образовательным стандартом по направлению подготовки 030100.68 «Философия» (принят 24.06.2011г), разработанным на основе Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), утвержденного Министерством образования и науки РФ 21.12.2009г.

Учебный процесс строится на основании базового учебного плана (БУП), утвержденного 23.11.2011г. Общая продолжительность по очной форме обучения составляет 2 года. На теоретическое обучение отводится 4428 часов (что превышает ГОС на 360 часов, т.е. на 9%). На прохождение практик отводится 9 недель (в то время как в ГОС – 10 недель), что однако, обусловлено, существенным превышением часов на теоретическое обучение. На итоговую государственную аттестацию магистра, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, отводится 17 недель (в ГОС – 12 недель). Это обстоятельство имеет место в силу проводимой вузом политики ориентации на подготовку ученых, для чего требуется выделение дополнительных часов в рамках магистерской программы. На каникулы выделено 16 недель, что полностью соответствует ГОС.

Максимальный объем недельной нагрузки составляет согласно БУП 54 часа, что полностью соответствует требованию ГОС. Максимальный объем аудиторной недельной нагрузки согласно ГОС составляет не более 18 часов, в то время как согласно БУП средний объем недельной аудиторной нагрузки – не более 16 часов. Таким образом, в этой части БУП также полностью соответствует ГОС.

Продолжительность каникул: зимние каникулы – 2 недели;  весенние каникулы – 1 неделя; летние – 9 недель.Общий объем каникулярного времени в учебном году – 12 недель (включая 4 недели последипломного отпуска – 16 недель).

Продолжительность экзаменационных сессий: всего 5 недель( 1 модуль – 1 неделя; 2 модуль -1 неделя;  3 модуль – 1 неделя; 4 модуль – 2 недели. Продолжительность итоговой государственной аттестации – 4 недели. Данные показатели полностью соответствуют ГОС. (Приложение 3а).
Структура освоения основной образовательной программы
В учебном плане и расписании занятий присутствуют все обязательные дисциплины базовой (обязательной) части ОС: М.1 – 18 зач.ед (при требовании ГОС – 16-20 зач.ед.), М.2 – 7 зач.ед (ГОС – 6-8 зач.ед.). В учебном плане и расписании занятий также присутствуют в требуемом ГОС объеме дисциплины по выбору: 31 зач.ед. (ГОС – 30-32 зач.ед.).

В некоторых программах (относящихся исключительно к курсам по выбору) не совсем четко сформулированны конечные результаты обучения в увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по основной образовательной программе. В процентном соотношении таких программ менее 5%. Ведется работа по устранению данного недостатка.

Более подробная информация содержится в (Приложение 2б).
Срок и трудоемкость освоения основной образовательной программы
Общий срок освоения основной профессиональной образовательной программы составляет 2 года, что полностью соответствует нормативному сроку, установленному ГОС. Общая трудоемкость освоения ООП составляет 120 зач.ед.; трудоемкость освоения ООП по очной форме получения образования за учебной год также составляет 120 зач.ед. По обоим параметрам отклонение от ГОС составляет 0%.

Такое же отклонение (0%) характерно и для таких показателей ООП как требование к трудоемкости освоения учебных циклов и разделов, требования к общей трудоемкости каждой дисциплины ООП, требованием к часовому эквиваленту зачетной единицы (1 зач.ед. = 36 ак.час.).

Более подробная информация содержится в (Приложение 3б).
2.3. Выполнение требований к условиям реализации основной образовательной программы.
По ГОС:

Перечень дисциплин по циклам вполне соответствует перечню ГОС, что касается объема часов, то по циклу специальных дисциплин отклонение от ГОС составляет +8%, по циклу дисциплин специализаций - +9%, для дисциплин по выбору - +13%, что соответствует требованиям ГОС.

Чрезмерное дробление дисциплин отсутствует Соотношение лекционных часов и часов, отведенных на самостоятельную работу можно посмотреть в таблице 2.3.1
Таблица 2.3.1

Соотношение лекционных часов и часов, отведенных на самостоятельную работу студентов, согласно РУП

Курс
Лекции
Самостоятельная работа
Отношение лекционных часов к с/р, %
1
320
1512
21
2
110
1890
5
Всего
430
3402
13



Таким образом, в среднем, число часов, отведенных на самостоятельную работу, почти в 8 раз превышает число лекционных часов.

Формы контроля по дисциплинам учебного плана полностью соответствуют заявленным целям изучения дисциплин (Приложение 4а). Согласно ОС интерактивные занятия должны составлять не менее 40% от общего числа, согласно РУП их объем занимает 60%, что соответствует ГОС.

Лекционные занятия, согласно ОС, не могут занимать более 40% общего числа от объема аудиторных занятий. Это число существенно различается на 1 и 2 курсах. Результаты анализа представлены в таблице 2.2.1
Таблица 2.2.1

Курс

Процент занятий лекционного типа по отношению к общему числу аудиторных часов

1

45,5%

2

33,9%

всего

39,7%



Среднегодовой объем аудиторных занятий со студентами в неделю представлен в таблице 2.2.2

Таблица 2.2.2

Курс

Среднегодовой объем аудиторных занятий

1

15,9 часов

2

12,5 часов

всего

14,2 часа


Образовательная концепция развития факультета направлена на сокращение аудиторной нагрузки в пользу увеличения самостоятельной работы студентов.

Требование к удельному весу дисциплин по выбору обучающихся в составе вариативной части обучения выполняется с незначительным превышением – 34% (в ГОС – не менее 1/3).

Требование ОС к максимальному объему учебных занятий обучающихся в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативные дисциплины составляет 54 часа, что полностью соответствует ГОС.

ОС требует от 7 до 10 недель каникулярного времени в учебному году, из которых не менее двух недель должны приходиться на зимний период. Согласно БУП (и РУП) на каникулы отводится 12 недель в каждому учебном году, из которых ровно 2 недели (с 31 декабря по 13 января) приходятся на зимний период, что полностью соответствует ОС.

ОС по направлению подготовки 030001.68 «Философия» не выдвигает никаких требований к объему часов по дисциплине «Физическая культура», в том числе по объему практической подготовки, реализуемой при очной форме получения образования, а также к наличию лабораторных практикумов и/или практических занятий по дисциплинам (модулям) базовой части циклов (Приложение 4б).
Качество рабочих учебных планов, соответствие расписания занятий учебному плану, организация самостоятельной работы студентов, реализация практической подготовки студентов.

Расписание занятий полностью соответствует рабочему учебному плану как по количеству недель, так и по совпадению сроков начала и окончания семестров, модулей, сессий, практик, какникул. Соблюдены все установленные формы аттестации. Аудиторная нагрузка по ГОС (а также ОС) соответствует действующему расписанию занятий в вузе.

Расхождений в последовательности и логичности изучения учебных дисциплин с РУП нет. Применяются промежуточные аттестации: их виды и формы указаны в программах дисциплин, доступных на сайте факультета. Самостоятельная работа студентов организована разнообразными способами: чтение первоисточников, перевод иностранной специальной литературы на русский язык, выполнение домашних заданий, написание эссе и рефератов.

Для курсов, чтение которых превышает 1 семестр, широко применяются формы промежуточной аттестации: зачеты и экзамены.

Качество организации самостоятельной работы студентов находится на должном уровне (домашние задания, чтение первоисточников, осуществление переводов, подготовка рефератов, эссе). Оценки по данным видам работы составляют существенную часть итоговой оценки по дисциплине.

Факультет философии активно сотрудничает с академическим журналом (находящемся в списке изданий, рекомендованных ВАК) «Вопросы философии», главный редактор которого читает ряд курсов на факультете, а также руководит практикой студентов бакалавриата и магистратуры. Также факультет поддерживает связь с Институтом Философии РАН, научные сотрудники которого задействованы в преподавании общих и специальных дисциплин на факультете. Профессор Матвейчев О.А. является представителем администрации президента РФ и читает на факультете ряд курсов по выбору.
За время обучения студенты выполняют одну курсовую работу (на первом курсе) и выпускную диссертацию магистра (на втором курсе).

При оценке курсовой работы преподаватели факультета руководствуются следующими критериями:

- новизна и оригинальность исследования;

- актуальность темы исследования;

- степень проработанности существующих научных подходов, литературных и статистических источников;

- оформление понятийного аппарата;

- логика работы и ее соответствие постановке задачи исследования;

- полнота, завершенность и обоснованность выводов и предложений;

- соответствие требованиям по оформлению.
Качество организации практической подготовки (практики) студентов:

Решением Ученого Cовета ГУ-ВШЭ от 26.06.2009, протокол №4, утверждено Положение об организации и проведении практики студентов.

В соответствии с учебным планом данной специальности учащиеся магистратуры на первом году обучения в течение двух недель (с 01.07 по 14.07) проходят научно-исследовательскую практику. Практика проводится в редакциях журналов, музеях, Экспоцентрах.

На втором году обучения, учащиеся магистратуры в течение восьми недель (с 11.01 по 21.02) проходят научно-педагогическую практику, в рамках которой они ведут семинарские занятия на младших курсах бакалавриата факультета философии по предметам – история философии, логика, онтология и теория познания. Кроме того, каждый учащийся предоставляет развернутый конспект лекции по тому предмету, по которому он ведет семинары. Руководителем практики у каждого студента является его научный руководитель.

Расписание занятий полностью соответствует рабочему учебному плану как по количеству недель, так и по совпадению сроков начала и окончания семестров, модулей, сессий, практик, какникул. Соблюдены все установленные формы аттестации. Аудиторная нагрузка по ГОС (а также ОС) соответствует действующему расписанию занятий в вузе.

Расхождений в последовательности и логичности изучения учебных дисциплин с РУП нет. Применяются промежуточные аттестации: их виды и формы указаны в программах дисциплин, доступных на сайте факультета. Самостоятельная работа студентов организована разнообразными способами: чтение первоисточников, перевод иностранной специальной литературы на русский язык, выполнение домашних заданий, написание эссе и рефератов.

Программы и требования к выпускным квалификационным испытаниям полностью соответствуют ГОС. Программа итоговой государственной аттестации соответствует требованиям к выпускникам в ГОС. В содержании выпускной квалификационной работы отражаются задачи деятельности выпускника, что также соответствует требованиям ГОС (ФГОС/ОС). (Приложение 5).
2.4. Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов; уровень ориентации учебно-научного процесса на практическую деятельность, использование новых информационных технологий и компьютерной техники в учебном процессе:
На протяжении всех двух лет обучения в магистратуре факультет проводит со студентами научно-исследовательский семинар, на котором углубленно и скурпулезно разбираются классические философские труды. Данный вид работы под руководством опытных преподавателей и высококлассных специалистов в конкретных областях философского знания позволяет магистрантам приобрести опыт философского анализа классических текстов и практику погружения в проблематику современных исследований.

Факультет философии прежде всего готовит будущих преподавателей философии. Этим обусловлена ориентация учебно-научного процесса на практическую преподавательскую деятельность. Однако факультет строит свою деятельность не в отрыве от профессионального сообщества. Результаты деятельности постоянно подвергаются экспертной оценке со стороны профессуры МГУ (оценка бакалаврских программ), РУДН (оценка программы развития факультета в целом), РГГУ (оценка эффективности магистерской программы). Кроме того возможной сферой профессиональной деятельности выпускников являются специализированные журналы и издательства философской литературы. Магистранты факультета проходят практику в редакции журнала «Вопросы философии».
Студенты факультета ориентированы преподавателями на использование в процессе обучения Интернет-ресурсов, в т.ч. электронных баз данных ScienceDirect, JSTOR, Oxford Journals, Cambridge Journals, НЭБ, East View, Springer Link, SAGE Journals Online, Интегрум, Гребенников, Ebrary, Springer Books, Университетская библиотека. Учебный процесс на факультете философии строится в соответствии с рабочими учебными планами на текущий учебный год, одобренными, подписанными и утвержденными деканом факультета философии, Ученым советом факультета философии, проректором по учебной работе и первым проректором НИУ ВШЭ.

Поскольку философия – чрезвычайно широкая наука, использование в процессе ее преподавания проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода является важной и просто необходимой частью учебного процесса, что в полной мере осуществляется в рамках направления подготовки 030100.68 «Философия». Используются также и активные методы обучения: дискуссии, диспуты, а также методы основанные на изучении практики – case studies. Все это является в том числе формами и методами активизации познавательной деятельности студентов и организации их самостоятельной, научно – исследовательской работы. Эффективность данных методов для направления подготовки 030100.62 «Философия» высока и не вызывает сомнений.

При подготовке магистров по направлению 030100 «Философия» используется (как и во всем НИУ ВШЭ) модульно-рейтингова система организации учебного процесса, что повышает качество образования в целом и объективность оценивания каждого студента в частности.
2.5. Учебно-методическое обеспечение реализуемой основной образовательной программы. Соответствие ООП ВПО и учебно-методической документации требованиям ГОС/ФГОС/ОС НИУ ВШЭ: обеспечение всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методической документацией; наличие возможности доступа всех студентов к фондам учебно-методической документации и изданиям по основным изучаемым дисциплинам, в том числе доступа к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями.

В структуру ООП входят:

- концептуальная пояснительная записка, определяющая цели ООП, ее особенности, а также описание вузовского компонента;

- государственный образовательный стандарт (федеральный государственный образовательный стандарт/образовательный стандарт НИУ ВШЭ) по соответствующему направлению подготовки или по специальности;

- учебный план - БУП;

- перечень специализаций (профилей или профильных направленностей) профессиональной подготовки, реализуемых в рамках специальности (направления подготовки), утвержденных Ученым советом университета;

- учебные планы - РУПы;

- совокупность университетских рабочих программ всех дисциплин и практик, включенных в учебный план и определяющих полное содержание ООП;

- материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации).

В УМК/учебно-методическую документацию дисциплины входят:

- государственный образовательный стандарт (федеральный государственный образовательный стандарт/образовательный стандарт НИУ ВШЭ);

- рабочая учебная программа дисциплины (ПУД);

- методические указания по выполнению курсовых проектов (работ) – возможно, в составе программы дисциплины;

- методические указания по выполнению лабораторных работ - возможно, в составе программы дисциплины;

- методические указания, комплект исходных данных и образцы выполнения контрольных работ- возможно, в составе программы дисциплины;

- методические указания по самостоятельной работе студентов - возможно, в составе программы дисциплины;

- методические указания преподавателю - возможно, в составе программы дисциплины;

- фонд тестовых и контрольных вопросов для текущей оценки знаний по дисциплине;

- комплект образцов экзаменационных билетов;

- перечень программного обеспечения - возможно, в составе программы дисциплины;

- сведения об оснащенности учебного процесса специализированным и лабораторным оборудованием и т.д.

Таким образом, ООП полностью соответствует ГОС.
По всем дисциплинам (кроме внедряющихся с сентября 2013г) имеются рабочие программы, предусмотренные учебным планом направления подготовки 030100.62 «Философия». Они соответствуют требованиям ГОС, утверждены на УС факультета. Программы пересматриваются ежегодно и изменяются, если того требуют обновления РУП, таким образом их современность не вызывает сомнений. Дисциплины ФГОС/ОС НИУ ВШЭ соответствуют по своему содержанию требованиям к образовательным результатам (компетенциям). Также содержание дисциплин соответствует базовым дидактическим единицам, приведенным в ГОС. Виды самостоятельной работы коррелируют с требованиям к выпускникам, содержащимся в ГОС/ОС НИУ ВШЭ. Диагностические средства (тесты, контрольные задания, опросы, экзаменационные билеты) также соответствуют требованиям к к знаниям, умениям, навыкам, компетенциям выпускников.

2.6. Достаточность и современность учебной и учебно-методической литературы, включённой в ПУД дисциплин в качестве основной (обязательной); наличие в библиотечном фонде достаточного количества основной и дополнительной (рекомендуемой) учебно-методической литературы; наличие и уровень программно-информационного обеспечения учебного процесса по циклам дисциплин учебного плана.

По трем курсам дисциплин, входящим в ГОС и являющимся профилирующими для магистратуры факультета философии, собственно учебная литература используется только по двум, а именно – «Современная философия» и «Педагогическая психология». Это обусловлено спецификой философского образования, которое, в своей основе, имеет опору на первоисточники. Что касается учебной литературы, то ее достаточность и современность не вызывает никаких сомнений. Каждая учебная дисциплина учебного плана имеет программу, разработанную автором – преподавателем соответствующей дисциплины, одобренную на заседании кафедры, рекомендованную секцией «Философия» Учебно-методического совета университета и утвержденную Ученым советом факультета философии. риложение № 9).

В библиотечном фонде имеется достаточное количество основной и дополнительной (рекомендуемой) учебно-методической литературы. Некоторые издания находятся в собственной библиотеке факультета в достаточном для студентов количестве. Большая часть литературы, представленной в качестве основной, имеется в открытом интернет-доступе, что делает ее всегда достижимой для любого количества студентов. риложение № 6).

В целом обеспеченность учебных дисциплин основных образовательных программ учебно-методическими комплексами соответствует аккредитационному критерию.

В настоящее время учебный процесс осуществляется преподавателями кафедр факультета философии с активным использованием новых информационных технологий и мультимедийных средств обучения. На учебных занятиях демонстрируются видео-презентации, учебные фильмы, даются практические задания, реализуемые на компьютерной технике. Ряд дисциплин предполагает работу с программным обеспечением, установленным в компьютерных классах университета.
Для самостоятельной работы, выполнения рефератов, курсовых работ, практической подготовки, а также качественного прохождения итоговой аттестации учащиеся магистратуры пользуются как библиотекой НИУ ВШЭ, так и крупными московскими библиотеками (РГБ, ИНИОН, Иностранной литературы), а также всеми электронными ресурсами, доступ к которым обеспечивает НИУ ВШЭ.

Для каждого предмета РУП направления подготовки 030100.62 имеется учебно-методический комплекс, разработанный преподавателями для изучения конкретной ООП.

Поскольку библиотека НИУ ВШЭ является подписчиком большого числа как российских, так и зарубежных баз электронных библиотечных ресурсов, преподаватели и студенты имеют возможность пользоваться этими обширными базами для обогащения знаний по читаемым курсам. В первую очередь через такие базы доступны периодические издания, которые эффективно используются в рамках курсов, читаемых на факультете философии. Философия не является предметом, требующим специального использования каких-либо пакетов прикладных программ в учебном процессе. Однако такие пакеты требуются (и в полном объеме предоставляются) для некоторых неспециальных дисциплин (например тех, которые выбираются студентами магистратуры факультета философии по выбору на других факультетах). В остальном же студенты имеют свободный доступ в сеть Интернет из любого здания НИУ ВШЭ (включая общежития), а вместе с тем – и ко всем необходимым им для полноценного изучения предметов тех или иных баз данных, электронных библиотек и пр.

(Приложение 6).
2.7. Обеспечение реализуемой основной образовательной программы научно-педагогическими кадрами:

Профессорско-преподавательский состав факультета философии сформирован в основном из опытных преподавателей, имеющих значительный научный и научно-педагогический стаж. ППС факультета по состоянию на 1 января 2013 г. составляет 55 человек (без учета ППС отделений), в том числе штатных преподавателей – 43 человек. Из них: 3 ординарных профессора НИУ ВШЭ, 20 профессоров, в том числе 16 докторов философских наук, 1 доктор исторических наук, 1 доктор социологических наук; 1 преподаватель со степенью PhD; 29 кандидатов философских наук, 2 кандидата юридических наук. Средний возраст ППС кафедр факультета составляет 36 лет.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования отдельной профессиональной...
Содержание отчета по самообследованию основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Высшего профессионального образования национальный исследовательский университет
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Московский институт электроники и математики национального исследовательского университета «высшая школа экономики»
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной образовательной программы...
Выполнение требований к условиям реализации основной образовательной программы 15
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск