Первая лекция





НазваниеПервая лекция
страница1/12
Дата публикации28.08.2013
Размер2.46 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Первая лекция
Этот цикл лекций будет касаться вопросов из области духовноведения, имеющих глубокое значение. Из различных сообщений, даваемых за все это время, - как хорошо известно, что духовноведение не должно представлять из себя абстрактную теорию, простую доктрину или учение, а должно быть источником жизни и жизнеспособности, и оно только тогда исполняет свою задачу, если благодаря тем признаниям, которые оно может нам дать, в наши души проистекает нечто, делающее жизнь богаче, понятнее, нечто могущее сделать наши души более энергичными и сильными. Но, конечно, тот, кто исповедует это наше мировоззрение, ставит перед собой тот идеал, который мы только что кратко охарактеризовали, и затем оглядывается на современную действительность, желая узнать, насколько он в состоянии воплотить в жизнь то, что дает ему теософия, - тот может быть, придет к очень нерадостному впечатлению. Потому что, если беспрестанно посмотреть на все это, что нынче мир мнит -"знать", что в настоящее время побуждает людей к тем или иным чувствам или поступкам, то можно сказать, что все это так бесконечно далеко отличается от теософских понятий и идеалов, что теософ не имеет никакой возможности непосредственно применить к жизни то, что он приобрел себе из источников духоведения.

Однако, это было бы очень поверхностным взглядом на положение вещей, потому что при этом не учитывают того, что мы сами должны взять из нашего мировоззрения путем того, что мы скажем себе: "Когда те силы, которые мы воспринимаем благодаря теософии, станут когда-нибудь действительно достаточно мощными, тогда они найдут возможность вмешаться в жизнь мира; но если никогда ничего не делать, чтобы сделать эти силы все более и более сильными, тогда как раз их вмешательство в мир было бы невозможно".

Но есть еще нечто другое, что может дать нам утешение, даже тогда, когда такое размышление вызывает в нас унынье, и это именно то, что является следствием таких рассмотрений какие даются нам в этом цикле: рассмотрения того, что называется человеческой кармой и кармой вообще. И с каждым часом, который мы проведем здесь, мы все больше увидим, что если мы даже не сможем сделать достаточно для достижения возможности вступить в жизнь с теософическими силами и как мы, - серьезно веря и придерживаясь кармы, - должны предполагать вперед, что карма сама нам пошлет силы, нужные скоро или еще в будущем. Мы увидим, что мы еще не можем применять силы, полученные из нашего мировоззрения, - мы действительно еще не сделали эти силы достаточно мощными, чтобы карма могла бы сделать возможным наше вступление в жизнь с помощью этих сил. Итак, в этих лекциях не должна жить только сумма познаний о карме, но с каждым часом должно пробуждаться все большее доверие к Карме, - уверенность, что когда придет время, завтра, послезавтра или еще через несколько лет, карма принесет нам задания, которые мы, исповедуя наше мировоззрение, должны будем исполнить. - Карма явится нам как учение, не только сообщающее о том, как совершается то или иное - в мире, - но как учение, приносящее нам наряду с пояснениями и удовлетворение жизнью, и возвышение ее.

Но если Карма должна сделать это, то встает необходимость глубже взглянуть на подразумевающийся здесь закон, - именно на его распространение в мире. - Но тогда будет необходимым еще нечто, - что вообще необычно для меня при духоведческих рассмотрениях, а именно: дать определение, пояснение слов, хотя, - как правило, они приносят немного. При наших рассмотрениях обычно мы начинаем с изображения фактов, и когда эти факты сгруппированны и расположены в в известном порядке, то понятия и представления появятся сами собой. И если мы захотим вступить на такой путь, обсуждая в ближайшие дни такие всеобъемлющие вопросы, - то нам понадобиться гораздо больше времени, чем мы имеем в нашем распоряжении.

Поэтому для лучшего понимания необходимо дать, - если и не определения, то хотя бы некоторое описание понятия, которое займет нас на долгое время. Определения ведь имеют целью усвоить то, что подразумевают, упоминая то или иное слово. Вот в таком стиле и будет дано понятие "Карма", - чтобы мы знали, о чем говорится, когда мы будем употреблять выражение "Карма" в ближайшие дни.

Из многих рассмотрений каждый из вас уже составит себе понятие о том, что такое -"Карма". И довольно абстрактное понятие о Карме будет то, когда Кармой называют "духовный закон причинности", закон, по которому за известными причинами в духовной жизни, - последуют известные воздействия. Но это будет абстрактное понятие Кармы, частично слишком узкое, - но частью и слишком далеко ведущее. Если мы вообще хотим воспринимать Карму, как "закон причинности", - то мы сопоставляем ее с тем, что мы обозначаем в мире, как закон причинности, как закон причины и воздействия, давайте сразу установим, что мы вообще понимаем под законом причины в общепринятом смысле, когда мы еще не говорим о духовных фактах и событиях. Теперь внешняя наука так часто упоминает, что ее истинное значение заключается в том, что она строит на основе всеобъемлющего "Закона причинности", что она всюду приводит соответствующие действия к соответствующим причинам. Но как совершается это приведение действия к причинам – это усваивается людьми уже менее ясно. И теперь уже(еще) в книгах, где подразумевается, что в них заложены понятия крайне научным и философским образом, - вы найдете высказывания вроде: "Действие это то, что следует за причиной". Но говоря о том, что действие исходит из причин, просто проходит мимо и не говорят о фактах. Если, например, мы рассмотрим солнечный согревающий луч, падающий на металлическую пластинку, которая согревается от этого, то мы говорим здесь о "причине и действии" во внешнем мире. Но разве мы сможем когда-нибудь сказать, что действие - согревание металлической пластинки – исходит из причины – теплого солнечного луча? Если бы солнечный теплый луч имел это действие в самом себе, то не существовало факта, что теплый, солнечный луч не согревает вовсе металлическую пластинку, если она не попадается на его пути. Чтобы в мире явлений в безжизненном мире, который сперва окружает нас, действие последовало бы за причиной, необходимо всегда, чтобы что-то встретилось на пути причины. А без этого нельзя говорить о следствиях действия за причиной. И вовсе не лишним является предпосылка такого замечания, звучащего довольно философски и абстрактно; нужно ведь привыкать, если хочешь плодотворно продвигаться вперед, в теософской области, образовывать понятия точно и не так небрежно, как это делается в других науках.

Но никто не может говорить о Карме, когда наступило бы действие таким же образом, как при нагревании лучом металлической пластинки. Правда - причинность существует -связь причинности и действия, но мы никогда не пришли бы к правильному понятию Кармы, если бы мы стали говорить о нем только в такой области. Следовательно, мы не можем го­ворить о Карме, если имеется связь только между действием и причиной.

Мы можем теперь идти дальше, и составить более высокое понятие о связи между причиной и действием. Если мы имеем, например, лук, натягиваем его и пускаем стрелу, то благодаря натягиванию лука - наступило некое действие. Но и это действие посланной стрелы в связи с его причиной - мы также мало можем обозначить выражением "Карма", - как и выше упомянутое. Но, если мы при этом событии рассмотрим еще нечто другое, то мы подойдем уже ближе к Карме, хотя понятие "Карма" - все еще не будет составлено; именно -если мы обдумаем, что лук, будучи часто натягиваем, - станет слабым со временем. И тогда благодаря тому, что делает лук, и что делается с ним, последует не только действие, обнаруживающееся во вне, - но последует действие – возвращающееся обратно к самому луку. Благодаря постоянному натягиванию луксовершается нечто с самим луком. Следовательно, достигается действие, возвращающееся к предмету, который сам вызвал это действие.

Это уже входит в понятие Кармы. И без этого вызывания действия, которое вновь возвращается обратно к предмету или существу, вызвавшему его, без этой особенности – обратного действия на существо, вызвавшее действие – понятие Кармы – немыслимо.

Таким образом, мы подходим еще ближе к понятию Кармы, если нам становится яснее, что действие, вызванное предметом или существом, должно вновь возвратиться к этому же самому предмету или существу.

Но все же мы не можем еще назвать ослабление лука, благодаря его постоянному натягиванию, - кармой лука, - по следующей причине. Если мы имеем этот лук три или четыре недели, и натягиваем его довольно часто, и он становится слабым через четыре недели, - то мы имеем в этом, ставшем слабом луке нечто совеем другое, чем был этот самый лук -четыре недели тому назад - он стал иным, он не остался прежним. Итак, если возвещающееся действие таково, что оно делает предмет или существо иным - мы все еще не можем говорить о "Карме". Мы можем только тогда говорить о "Карме", если действие, возвращающееся на существо, порождает то же самое существо, оставшееся все же самым собой, в известном смысле.

Таким образом, мы приблизились к понятию "Карма" еще ближе. Но и описывая таким образом понятие Кармы, мы, собственно говоря, получаем о нем все же довольно абстрактное представление. Мы должны будем добавить к нему еще следующее: если действие, возвращающееся к существу, происходит в гот момент, то есть если причина и возвращающееся действие совершается одновременно, то мы вряд ли сможем говорить о Карме.

Так как в этом случае существо, от которого исходило действие, захотело бы вызвать действие непосредственно, оно предполагало бы все элементы, ведущие к этому действию. А если это так, то мы опять-таки не говорим о Карме.

Также, например, если перед нами находится человек, совершающий определенный поступок с определенными намерениями, и когда затем - согласно с ними наступает то или иное действие, которое он желал, мы не будем и не можем говорить о Карме. То есть, между причиной и действием должно лежать нечто, что ускользает от существа при совершении причины, так что связь, причины и действия, правда, имеются на лице, - но, собственно говоря, она не предусмотрена самим существом. Если эта связь не предусматривается существом, вызывающим причину, то, значит основание, имеющееся между причиной и действием, должно лежать где-то в другом месте, но не в намерении данного существа. То есть: это основание должно иметь определенную закономерность. Следовательно, к Карме еще относится и то, что связь между причиной и действием - закономерна и превышает непосредственно намерение существа.

Итак, мы собрали некоторые элементы, которые могут нам помочь объяснить понятие Кармы. Но мы должны все эти элементы иметь в самом понятии Кармы и не останавливаться на абстрактном определении, т. к. иначе мы не сможем понять откровения Кармы в различных областях мира. Но прежде всего мы должны найти откровения Кармы там, где она встречается чаще всего: в отдельной человеческой жизни. Не сможем ли мы найти в ней нечто подобное, и когда сможем мы найти то, что мы только что изложили в нашем пояснении понятия Кармы?

Мы нашли бы нечто подобное, если например, в нашу жизнь вступило переживание, при котором мы могли бы сказать: это переживание, наступившее сейчас для нас, -находится в известной связи с каким-то переживанием, в котором мы сами принимаем участие и к которому мы сами подали повод.

- Попробуем - сперва только с помощью наблюдения жизни - установить, имеется ли вообще что-либо подобное.

Следовательно, мы становимся теперь только на точку зрения чистого внешнего наблюдения. Кто же устанавливает таких наблюдений, тот никогда не сможет прийти к познанию закономерной связи в жизни; ему это так же трудно, как и человеку, не видящему удара двух биллиардных шаров, познать закон их эластичного удара. Наблюдение жизни может фактически привести нас к понятию закономерной связи. Попробуем тут же восстановить эту определенную связь. Скажем: молодой человек на восемнадцатом году жизни должен был покинуть свое занятие, которое, как ему казалось, было предначертано ему, как его призвание, благодаря какому-то событию. Предположим, этот человек до сих пор готовился в своей работе к своему призванию, затем, благодаря несчастью с его родителями, он был выброшен из пего и направлен с 18-ти лет к другому занятию - к купеческому делу. Кто рассматривает непредвзято такие случаи в жизни, как физик например, рассматривает явление удара эластичных шаров, тот найдет, что переживания в купеческом деле, в которое был направлен молодой человек, сперва действуют побуждающе, так что он выполняет в нем свой долг, чему-то учится и добивается чего-то. Но можно также наблюдать, что через некоторое время наступает и нечто совсем другое: известное недовольство, все начинает надоедать. Это произойдет не сразу. Если перемена призвания произошла в 18 лет, то последующие годы пройдут, может быть, совершенно спокойно. Но на 23-м году может стать ясным, что в душе поселилось нечто, не поддающееся объяснению. И если продолжить исследование дальше, то можно заметить. - если случай ясен - что недовольство после 5 лет перемены призвания находит свое объяснение на 13-м или 14-м году жизни. Причину этого явления мы часто должны искать приблизительно за столько же лет до перемены призвания, как и наступления события, описанного нами, после нее. Данный человек принял нечто в свой мир чувств на 13-м году во время своего обучения, что наполнило его внутренним блаженством за пять лет до перемены призвания. Предположим, что перемены, призвания не произошли бы; и то, что к чему человек привык с 13-ти лет, изжило бы себя в позднейшей жизни и принесло бы тот или иной плод. Но перемена призвания наступила, и в начале даже интересовала молодого человека и заняла его душу. То, что вошло теперь в его душу, оттеснило то, что было в ней раньше. Это могло совершиться на протяжении известного времени; но именно благодаря тому, что это оттеснилось - оно приобретает особую силу - силу напряжения. - Это похоже на то. когда сжимают эластичный мяч: мы можем его сжимать до известной границы: но затем он оказывает сопротивление. И его обратное расширение произойдет с тем большей силой, чем больше была сила сжимавшая его. Такие переживания, как только что указанные, которые молодой человек имел на 13-м году своей жизни, и которые затем укреплялись вплоть до перемены призвания, могут быть оттеснены известным образом; но затем через некоторое время в душе просыпается сопротивление. И тогда можно увидеть, что это сопротивление стало достаточно сильным, чтобы обнаружить себя в действии. И т. к. душе не хватает того, что оно имела бы, если бы не произошло бы перемена призвания, то это оттесненное начинает проявлять себя и выявляться так, что наступает недовольство тем, что дает теперь окружение. Тут мы имеем следовательно, случаи, когда данный человек пережил нечто, совершил нечто на 13-м или 14-м году жизни, а затем он сделал что-то другое, то есть переменил свое призвание, и мы видим, что эти причины так изживают себя, что они в своем действии вновь наносят удар тому же самому существу. В таком случае мы должны были бы применить понятие Кармы сперва на отдельной жизни человека. Но никто не должен теперь возражать не это: "Но мы знаем случаи, когда нечто подобное вовсе не обнаружилось". Это может быть. Но и никакому физику не придет в голову, когда он захочет исследовать законы падающего с той или иной скоростью камня, то. что заставило бы его сказать себе: "Закон был бы неправильным, при условии, что камень был бы вышиблен из своего направления ударом. Надо учиться наблюдать правильным образом и исключать те явления, которые не относятся к образованию закона. Конечно, такой молодой человек, если бы не наступило бы ничего иного, и он пережил бы на 23-м году впечатления своего 13-го года, как действие недовольства, не почувствовал бы его, если бы в этот промежуток времени, например, женился. Но тогда мы имели бы дело с чем-то, что не имело бы влияния на установление основного закона. Но дело именно в том, чтобы мы нашли правильные факторы, которые привели бы нас к закону. Наблюдение само по себе - еще ничего не значит; только правильно направленное наблюдение, приведет нас к познанию закона. Но теперь дело идет еще о тоем, чтобы установить также правильные направления наблюдения правильным образом, если мы хотим изучать законы Кармы.

Чтобы познать закон Кармы на одном человеке - предположим, что кого-то поразил тяжелый удар судьбы на 25-м году жизни, и причиняя ему боль и горе. Если мы теперь установим наши наблюдения так, что можем сказать: "Этот тяжелый удар судьбы ворвался в жизнь и наполнил ее болью и горем", следовательно, если мы остановимся только на таком наблюдении, то мы никогда не придем к познанию кармической зависимости. Но. если мы будем продолжать наши наблюдения и дальне, то, может быть, следя за этим человеком, пережившим на 25-году такой удар судьбы, мы сможем на его 50-м году прийти к другому взгляду и выразить его следующим образом: Человек, которого мы теперь рассматриваем, стал прилежным и энергичным, твердо стоящим в жизни человеком: затем посмотрим дальше, назад в его жизнь. 20 лет (так найдем мы гам) - он был еще никуда не годным человеком и не желал вообще ничего делать. Затем на 25-м году его поразил этот тяжелый удар судьбы. Если бы он его не поразил. - так можем мы сказать теперь. - го он остался бы прежним бездельником. Следовательно, тяжелый удар судьбы был причиной того, что мы видим в нем на 50-м году жизни энергичного и деятельного человека. Такой факт учит нас. что мы пошли бы по неправильному пути, рассматривая удар судьбы на 25-м году, только как простое действие, т. к., если мы спросим: "Что же он вызвал?" мы не можем остановиться только на наблюдении. Но если мы рассмотрим такой удар судьбы не как действие, и не поставим его в конце явлений предшествовавших ему. а в начале последу­ющих событий и будем рассматривать его как причину, тогда мы сможем существенно изменить даже суждение наших чувств и ощущений по отношению к этому удару судьбы. Может быть, мы опечалимся, рассматривая его только как действие, поразившее этого человека как удар судьбы. Не, рассматривая его наоборот как причину всего последующего. -мы сможем, может быть, порадоваться и ощутить радость по этому поводу.

Ведь этому удару судьбы нужно быть благодарным - так сможем мы сказать - что данный человек стал порядочном человеком. Итак, мы видим, что многое может изменяться в наших ощущениях, смотря по тому, будем ли мы рассматривать некий факт в жизни как действие или как причину. Правда, если мы начнем наблюдение в тот момент, когда совершилось это болезненное событие, мы не сможем еще воспринять непосредственного действия. Но, если мы образовали закон Кармы из подобных наблюдений, то он сам сможет нам сказать: может быть сейчас это событие болезненно, потому что оно выступает перед нами только как действие предшествовавшего; но его можно рассматривать также как исходный пункт для всего последующего. – И тогда мы сможем сказать: мы предчувствуем, что здесь находится исходная точка, причина действия которые освещают все с совсем иной точки зрения.

И тогда закон Кармы сам сможет стать источником утешения. Но этого утешения не было бы, если бы мы привыкли ставить какое-либо событие только в конце, а не в начале целого ряда явлений. Следовательно, важно, чтобы мы учились наблюдать жизнь правильно и сопоставлять вещи соответственным образом, как действие и причину по отношению друг к другу. И когда мы установим такие наблюдения действительно правильным образом, то в человеческой жизни перед нами встанут последствия, протекающие в отдельной человеческой жизни с известной закономерностью; но выступят и другие последствия, которые покажутся нам не закономерными в этой жизни. И тот. кто наблюдает жизнь человека - немного дальше своего носа, - сможет найти в ней замечательные зависимости. Но, к сожалению, явления человеческой жизни наблюдаются теперь только в течение короткого времени - на протяжении нескольких лет; и люди не привыкли ставить в зависимость то, что наступает через большое количество лет с тем, что могло раньше существовать как причина. И поэтому теперь найдется очень небольшое количество людей, которые смогут привести в известную связь начало и конец человеческой жизни. И все же эта связь - необычайно поучительна.

Предположим, что мы воспитали ребенка в первые семь лет его жизни так, что мы совершили многое не так, как это совершается обычно, и что мы исходим при этом из веры: если человек должен стать порядочным в жизни, то он должен быть таким-то и таким-то, и соответствовать нашим взглядам о порядочном человеке. И в таком случае мы захотели бы как можно точнее вкладывать в ребенка все, благодаря чему он смог бы стать, - в нашем смысле порядочным человеком. Но если мы будем исходить из познания, что порядочным человеком можно быть различными способами, и что вовсе не нужно иметь никакого представления, каким образом тот, кто растет в этом ребенке, должен стать порядочным человеком по своему индивидуальному предрасположению, то мы скажем: какие бы понятия о порядочном человеке я не имел бы, но человек, который должен вырасти из этого ребенка, должен расти благодаря тому, что у него должны извлекаться все его лучшие качества, - что, может быть, и я должен буду решить сперва как загадку? И поэтому нужно сказать самому себе: какое значение имеет то, что я придерживаюсь тех или иных заповедей? Ребенок сам должен почувствовать желание сделать то или другое! Если я хочу развить ребенка согласно его индивидуальным, заложенным в нем качествам, я попробую прежде всею выяснить в нем те потребности, которые заложены в нем так, чтобы прежде всего наступила бы потребность к действиям, которые он выполнял бы по собственному желанию.

Из этого мы видим, что существует два совершенно различных метода воздействия на ребенка в первые 7 лет его жизни. Если мы рассмотрим затем дальнейшую жизнь ребенка, то нам не скоро откроется то, что является ярко выраженным действием всего, заложенного нами в первые годы его жизни. Наблюдения над жизнью обнаружат, что настоящие действия всего того, что было вложено в это время как причины в детскую душу, выступят позднее, т. е. на закате жизни.

Человек может обладать в себе живым духом до конца жизни, благодаря тому, что мы воспитали ребенка только что описанным образом, т. е. что мы посчитались с его душевной жизнью, со всем живым, что живет в нем. Когда мы выявили и развили все, существующее в нем как внутренние силы, то мы увидим плоды этого в образе богатой жизни души. И нао­борот, - в засохшей и обедневшей душе, а значит и в физическом сжатом теле выступает те неправильное, что было совершено нами в детские годы над человеком (т. к. засохшая душа, как мы это позже увидим, действует и на тело). В этом мы видим нечто, что регулярно появляется и что важно для каждого человека, - связь причины и действия в жизни человека. Также мы могли бы найти такие связи и для средних отрезков жизни, - мы поговорим об этом позже. Как мы обращаемся с человеком от седьмого до четырнадцатого года жизни, это выступает вновь как действие на предпоследнем этапе его жизни. Итак, мы видим циклическое протекание причины и действия в жизни человека. Что имелось как причина в ранние годи, это выступит как действие - в позднейших. Но в каждой отдельной человеческой жизни существуют не только также действия и причины, т. к. наряду с этим циклическим течением - идет еще и течение по прямой линии. На нашем примере, как 13-й год - может сыграть роль 23-м году, - мы видим ту связь причини и действия в человеческой жизни, когда многое пережитое человеком в себе ведет за собой действия, возвращающиеся на то же человеческое существо. Итак, совершается Карма в жизни отдельного человека.

Но мы не придем к объяснению жизни человека, если мы будем искать связи между причиной и действием только в этой отдельной человеческой жизни. Как объяснить и развить затронутую здесь мысль - об этом мы поговорим в ближайшие часы. Сейчас нужно указать только на нечто уже знакомое, что духовноведение показывает, как эта человеческая жизнь между рождением и смертью является повторением прежних жизней человека. Если мы отыщем самое характерное для жизни между рождением и смертью, то мы сможем указать, как таковое расширение одного и того же сознания - хотя бы в самом существенном - на протяжении всей жизни между рождением и смертью. Если вы вспомните о своих прежних этапах жизни - то вы скажете: имеется, правда, един момент в жизни, не совпадающий с моим рождением, но лежащий немного позже в точке - где начинаются мои жизненные воспоминания. Это скажут все люди, не принадлежащие к посвященным. И они будут затем говорить о том, до каких нор достигает их познание. В сущности говоря, между временем рождения и смертью и началом этих жизненных воспоминаний имеется еще нечто очень своеобразное, к чему мы еще вернемся. Оно осветит нам значительные вещи. И если мы не обратим на него внимания, то мы сможем сказать: характерно для жизни между рождением и смертью - что одно сознание распространяется на все это время.

Если человек и в обыкновенной жизни, потому что он рассматривает только очень короткие промежутки времени — не отыщет связи между причиной и действием даже когда его постигнет нечто в более позднем возрасте и он все-таки не будет искать причину этого в прежних отрезках его жизни, а он мог бы это сделать, если бы он был внимательнее ко всему и все изучал бы. Он мог бы сделать это с сознанием, находящимся в его распоряжении как сознание воспоминания. И когда он пытался бы с помощью воспоминаний поставить перед душой связь между прежним и последним в кармическом смысле, то он пришел бы к следующему результату. Он скажет: я вижу, что известные события, происходившие со мной, не совершились бы, если бы то или иное не наступило бы в один из прошлых отрывков жизни. Правда, он скажет еще: я должен теперь раскаиваться за то, что со мной сделало мое воспитание. Но, если он увидит связь, хотя бы, между тем, что он не согрешил, а что согрешило над ним его воспитание, это все же будет ему помощью. Он легче найдет пути и средства, чтобы устранить тот вред, который ему сделали. Познание такой связи между причинами и действиями в наших отдельных отрезках жизни, которые мы можем обозреть с помощью нашего обыкновенного сознания, уже принесет нам ощутимую помощь в жизни.

Завоевав вообще это познание - мы сможем, может быть, сделать еще и нечто другое.

Конечно, если человеку исполнилось восемьдесят лет, и он на 80-и году оглянется на то, что следует искать как причины в детских годах для событий на 80-м году, то он скажет себе: "Да, вот где эти причины, - то, может быть, для него будет очень трудно найти противодействия, чтобы уравнять все, согласное с ним. И если он примет теперь это как поучение, "то это не очень много поможет. Но, если он это сделает раньше и посмотрит на тот вред, причиненный ему, может быть уже на сороковом году и примет против этого меры, то тогда может быть он успеет еще совершить известные противодействующие поступки. Итак, мы видим, что мы должны учиться не только на Карме и закономерной связи ближайших событий в жизни, но и на Карме и на закономерных связях, являющихся Кармой вообще. - Это может принести нам пользу в жизни.

Но что же сделает человек, предпринимающий нечто на сороковом году, чтобы не наступили вредные последствия известных грехов, совершенных над ним. например, на двенадцатом году, или совершенных им самим? Он попытается уравнять совершенные им самим или над ним совершенное и сделать все, чтобы предупредить действия, которые должны наступить. Он даже захочет заменить, известным образом, необходимое действие, совершающееся и без его участия - другим. Познание того, что происходило на 12-м, приведет его самого к определенному поступку на сороковом году. Он не совершил бы этого действия, если бы не осознал того, что случилось на 12-м году. Что же делает человек, оглядываясь на свою прежнюю жизнь? Он сам, благодаря своему познанию, дал совершиться за известной причиной - известному действию. Он позволил действие, которое он затем и совершил. Это показывает нам, как в линию кармических следствий может вступить наша воля и создать нечто, что встает вместо иначе наступившего бы кармического действия.

Возьмем такую связь, которую наше сознание провело совершенно сознательно между причиной и действием на жизненном пути, и скажем себе: у такого человека Карма или кармическая закономерность вступила в его сознание; он сам подвел известным образом, кармическое действие.

А теперь предположим, что мы кладем в основу такого рассмотрения то, что мы знаем о повторных земных жизнях человека. Сознание, о котором мы только что говорили, и которое простирается за указанным исключением на нашу жизнь между рождением и смертью, оно возникает благодаря тому, что человек может пользоваться инструментом своего мозга. Когда человек проходит через врата смерти, наступает иначе сложившееся сознание, независимое от мозга и связанное в сущности с иными условиями. И мы знаем, что для этого сознания, длящегося до следующего рождения, наступает некий вид взгляда назад, на все, совершенное человеком в жизни между рождением и смертью. В жизни между рождением и смертью человек должен прежде всего выработать намерение оглядываться на какие-либо грехи, совершенные над ним, если он должен действительно внести действие этих грехов кармически в свою жизнь. После смерти человек глядит, оглядываясь на свою жизнь, на то, что он совершил как грехи, или как действия вообще. И тогда он видит и то, что эти действия сделали в его душе, или исходя из его души. Тут человек видит, поднялся ли он или спустился в своем достоинстве, благодаря тому или иному совершенному им действию. Например, - мы причиняли какое-либо горе другому, - благодаря этому мы опустились в своем достоинстве, мы потеряли этим многое в себе, стали менее совершенны, причиняя горе другому. И глядя теперь после смерти назад, мы видим много таких случаев, и говорим себе: мы стали благодаря этому менее совершенными.

Но из этого для сознания после смерти, что в нем пробуждается сила и воля, и он обретает вновь возможность сделать все, чтобы вновь завоевать это достоинство, утерянное им, - т. е. волю, к уравнению всего, что он причинил. Следовательно, человек принимает между смертью и новым рождением тенденцию, намерение искупить все причиненное им зло, чтобы вновь завоевать степень прежнего совершенства, которым он должен обладать, будучи человеком, и которое он утерял, благодаря совершенному им поступку.

Затем, человек, вновь вступает в бытие. Его сознание становится опять иным; он не вспоминает время между смертью и новым рождением - а также и о том, что он принял на­мерение что-то уравнять. Но это намерение сидит в нем. И если он даже не знает: "ты должен сделать то или другое, чтобы уравнять и то и это!". Это сила сидящая в нем, заставляет его совершить действие, являющееся упражнением. - И теперь мы можем составить себе представление, что происходит, когда человека, например, на 20-м году поражает какое-то тяжелое и болезненное событие. И боль этого события подавляет его, благодаря сознанию, которым он обладает между рождением и смертью. Но если бы он мог вспомнить, какие намерения родились в нем во время между смертью и новым рождением, то он почувствовал бы силу, которая привела его к тому месту, где он мог бы пережить эту боль, чтобы вновь обрести ту степень совершенства, утерянную им и которую он должен вновь обрести только благодаря тому, что он сам переживает эту боль. И хотя обыкновенное сознание говорит: "Боль здесь - в тебе и ты от нее страдаешь!; и он может рассмотреть эту боль в действии, то в сознании созерцающего времени между смертью и новым рождением, могло бы именно жить намерение принять боль или какое-нибудь другое несчастье.

И это фактически встает перед нами, если мы рассматриваем человеческую жизнь с более высокой точки зрения. И мы можем видеть, что действительно в человеческую жизнь вступают свершения судьбы, которые не являются действиями причин в одной человеческой жизни, но которые пережиты, исходя из другого сознания, - именно из сознания, лежащего по ту сторону рождения, продолжающего нашу жизнь во времена более ранние, чем время, протекшее только с нашего теперешнего рождения. Если мы точно усвоим эту мысль, то мы скажем: "Мы имеем сперва одно сознание, охватывающее время между рождением и смертью, и которое мы называем сознанием "отдельной личности", и этой личностью мы называем то, что живет между рождением и смертью. Затем, мы видим, что сознание может действовать после рождения и смерти, и о нем человек ничего не знает в своем обыкновенном сознании, но оно может действовать именно как это обыкновенное сознание. Поэтому мы сперва описали, как кто-то сам принимает свою карму и на 40-м году, например, уравнивает нечто, чтобы его не поразили причины, возникшие на его 12-м году жизни. Тогда он принимает карму в свое сознание отдельной личности. И, наоборот, если человека приводят к тому, чтобы он мог бы пережить боль, уравнять нечто, чтобы стать лучшим человеком, то это также идет из самого человека; только оно идет не из сознания отдельной личности, но из более всеобъемлющего сознания, охватывающего время между смертью и новым рождением. Ту сущность в человеке, которую охватывает это сознание, мы называем "индивидуальностью" человека; а это сознание, постоянно прерываемое сознанием отдельной личности - мы назовем "индивидуальным сознанием" в отличие от сознания отдельной личности. Так видим мы Карму, действующую в отношении индивидуальности Человека.

И все же, несмотря на это, мы не поняли бы жизнь человека, если бы мы стали прослеживать только ряд явлений, как мы сделали это самое, и принимали во внимание только то, что живет в человеке ради самого человека, как причины ведущие за собой действия. Поставим перед душой простой случай, но изображенный так, чтобы он действовал бы более наглядно, и мы сейчас же увидим, что мы не понимаем жизнь человека, если мы примем во внимание только го, что мы только что сказали. Возьмем, например, открывающего нечто, как Колумб, или изобретателя паровой машины - или еще кого-либо. В открытии заложено определенное действие, определенный поступок. Если мы рассматриваем его, как человек совершает его, а затем поищем причину, почему человек совершил его, то мы всегда будем находить такие причины, направление к которым мы сами теперь указали. - Почему, например, Колумб поехал в Америку, и в определенное время принял это намерение, причины этого мы найдем в его индивидуальной и личной Карме. Но мы сможем теперь, спросить себя: должны ли мы искать эту причину только в личной и индивидуальной Карме Колумба? И надо ли рассматривать его поступок только как действие по отношению к индивидуальности, действовавшей в Колумбе? То. что Колумб открыл Америку - именно для него определенное действие. Он поднялся и стал совершеннее благодаря этому. Это обнаружится в дальнейшем развитии его индивидуальности в следующей жизни. Но какое же действие имел этот поступок для других людей? Разве его не следует рассматривать как причину, оказавшую свое действие на бесчисленные человеческие жизни? Но это все еще довольно абстрактное рассмотрение такого случая, и мы могли бы его рассматривать гораздо глубже, если сделать это на протяжении известных больших промежутков времени.

Предположим, мы рассматриваем жизнь человека в египто-халдейскую эпоху, предшествовавшую греко-латинской. Если мы проверим эту эпоху в ее особенностях в отношении того, что она дала людям, и что люди тогда узнали, то тогда обнаружится нечто в высшей степени своеобразное. Если мы сравним нашу эпоху с той, то мы увидим, что то, что совершается в нашу эпоху, связано с тем. что совершилось в египто-халдейскую культурную эпоху. Греко-латинский период находится между этими двумя. И в наше время известные вещи не произошли бы, если бы они не совершились бы в египто-халдейскую эпоху. Если современная естественная история дала нам те или иные результаты, го это связано во всяком случае и с силами, развившимися и созревшими в человеческой душе. Но души людей, действовавшие в наше время, были ведь также воплощены и в египто-халдейскую эпоху и вынесли из нее известные переживания, без которых они не смогли бы совершить то. что они совершили сегодня. Если бы ученики египетских жрецов не приняли бы от них египетскую астрологию о небесных констелляциях, то они не смогли бы позже проникнуть в мировые тайны и в душах известных людей в наше время не жили бы силы, которые теперь вывели человечество в небесные пространства. Как пришел, например, Кеплер, к своим открытиям? Он пришел к ним, потому что в нем жила душа, которая приняла в себя силы для этих открытий в египто-халдейскую эпоху, чтобы она могла совершать эти открытия в наш 5-й период.

И нас наполняет известное внутреннее удовлетворение, когда в отдельных людях как бы просыпаются воспоминания, потому что зародыши того, что они делают теперь, были заложены в прошлом. Один из великих умов, совершивших много важного в отношении исследования небесных законов - Кеплер - говорит сам о себе: "Я проник в великие мистерии Египта, я взял сосуды в храме и принес с ними жертву, приведшую меня к тому, чтобы я дал сейчас человечеству законы, которые будут поняты только спустя столетия".

Это одно из тех воспоминаний Кеплера о том, что он принял в себя как зародыш, чтобы совершить все, что он должен был совершить в своем личном существовании как Кеплер. Таких примеров можно привести сотни. Но туг мы видим еще нечто иное, чем только факт, что в Кеплере всплывает нечто, являющееся действием переживаний в одной из прежних жизней. Мы видим возникновение того, что является закономерным действием для всего человечества чего-то, что было в свою очередь важным для человечества прежних времен. Мы видим, как человек приводится к известному месту, чтобы дать нечто для всего человечества. Мы видим, что не только в индивидуальной человеческой жизни, но - во всем человечестве имеются связи между причинами и действиями, простирающиеся на большие пространства времени. И мы можем видеть в этом, что, действительно, индивидуальный закон Кармы скрещивается с законами, которые мы можем назвать "кармические законы человечества". Иногда это скрещивание очень мало видно. Подумайте, что сталось бы с на­шей астрономией, если бы однажды не была бы приобретена подзорная труба (телескоп) в совершенно определенное время. Проследите развитие нашей астрономии назад, и вы увидите, как бесконечно многое связано с изобретением телескопа. Известно, что телескоп был изобретен потому, что однажды в оптической комнате играли дети с оптическими линзами, причем они "случайно" - так можно было сказать" -так составили оптические линзы, что после кто-то заметил, что из этого можно было бы сделать нечто вроде подзорной трубы. Подумайте, как глубоко вы должны искать, чтобы прийти к индивидуальной Карме детей - и к Карме человечества, чтобы в определенный момент была изобретена подзорная труба. Попробуйте продумать это. и вы увидите, каким замечательным образом индивидуальная Карма отдельных людей и Карма всего человечества скрещиваются и вплетаются друг в друга; Тогда вы скажите себе: все развитие человечества являлось бы иным, если бы то или иное не наступило бы в нем. Совершенно праздным является другой вопрос: "Что сталось бы с Римским царством, если бы греки в определенное время не отбили бы нападение персов во время персидских воин? Но вовсе не праздным будет вопрос: "Благодаря чему произошло, что персидская война проходила именно таким образом?". Кто будет исходить из этого вопроса и искать ответ на него, тот увидит, что на востоке совершенно определенные достижения совершались благодаря тому, что существовали известные деспотические властелины, хотевшие чего-либо только для себя и вступившие в соглашение со жрецами и т. д. Все государственное устройство было тогда в движении, чтобы что-то могло быть создано на Востоке. Но это приносило с собой много вреда, который должен был наступить. И с этим связано, что народ, созданный иначе - греки - смо­гли в определенный момент отбить наступление с Востока. Если мы это обдумаем, то возникнет вопрос: как обстоит дело с Кармой личностей, действовавших в Греции, чтобы отбить нападение персов? И тогда мы найдем много личного в Карме данных людей; но мы найдем также, что личная Карма связана с Кармой народа и человечества, и мы вправе будем сказать: вся Карма человечества именно поставила этих определенных личностей в это время на это место! И мы видим, как сплетается Карма Человечества с Кармой отдельных людей. И должны будем дальше спросить, как это совершается Но мы можем пойти еще дальше и рассмотреть еще другие зависимости. Мы можем оглянуться на то время нашего земного развития в смысле духовноведения. когда на нашей земле еще не существовало минерального царства. Нашему земному развитию предшествовало развитие Сатурна. Солнца и Луны, когда еще не было минерального царства в нашем смысле. Только на Земле возникли наши теперешние минералы в их современной форме. Но благодаря тому, что минеральное царство выделилось в течение земного развития, оно осталось как особое царство на все последующие времена. Раньше люди, животные и растения развивались таким образом, что они не имели в своей основе лежащего минерального царства. Для того, чтобы другие царства могли прогрессировать, они должны были выделить минеральное царство. Но, после того, как они его выделили, они могли развиваться только на планете, обладающей твердой, минеральной основой. И никогда не может произойти ничего другого, кроме того, что произошло при предпосылке, что образование минерального царства начало существовать. Оно существует. И все последующие судьбы других царств зависят от воз­никновения минерального царства, которое однажды образовалось в нашем земном бытии, в древнем прошлом. Итак, с фактом возникновения минерального царства произошло нечто, с чем должно считаться все последующее земное развитие. И на всех других существах исполнится то, что следует из возникновения минерального царства. И в последующих эпохах мы имеем кармическое свершение того, что происходило раньше, но также и ту связь, которая имеется между возвращающимся действием и существом, вызвавшим его. Люди животные и растения выделили минеральное царство, и оно же вновь возвращается к ним! И тогда мы видим, что возможно говорить о "Карме - земли".

И, наконец, мы можем отметить нечто, основа чего находится в общих изложениях "Тайноведения".

Мы знаем, что известные сущности отстали на ступени древнего лунного развития, и что это произошло, чтобы привить людям земли совершенно определенные свойства. Но некоторые из вас слышали, что отстали не только сущности, но и субстанциональности древней лунной эпохи земли. На лунной ступени отстали существа, которые действуют в нашем земном развитии как "люциферические сущности". Благодаря этому факту отставания и воздействия на наше земное существование совершаются в нем действия, причины которых уже были заложены в лунный период земли. Но нечто подобное совершается также и субстанционально. Если мы теперь посмотрим на нашу солнечную систему, мы найдем ее составленной из мировых тел, которые регулярно выполняют повторяющееся и обнаруживающее известную внутреннюю замкнутость - движения. И еще мы находим другие мировые тела, которые, правда, движутся также с известным ритмом, но которые, так сказать, прорывают обыкновенные законы солнечной системы, - именно - кометы. Но субстанция кометы по своим законам не та. которая существует в нашей обыкновенной, регулярной солнечной системе, но обладает законами, существовавшими в старом лунном бытии. В бытии кометы действительно консервировалась закономерность древнего лунного бытия. Я упоминал довольно часто, что духовноведение доказало ту закономерность раньше, чем эти доказательства появились и в естественный науках. В 1906 г. в Париже, я обратил внимание на тот факт, что во время старого лунного бытия подобную роль играли известные соединения углерода и азота, как на нашей земле теперь - соединения кислорода и углерода, т. е. углекислота, двуокись углерода и т. д. Эти последние соединения обладают чем то убивающим. Подобную же роль играли цианистые соединения, соединения, подобные синильной кислоте, во время лунного древнего бытия. На этот факт указало духовноведение в 1906 г. И в других лекциях было указано, что кометы в своем бытии вносят законы древнего лунного существования в нашу солнечную систему, так что отстали не только лю­циферические сущности, но и закономерность древней лунной субстанции, которая действует неправильным образом в нашей солнечной системе. И все время говорилось, что бытие комет должно обладать еще и сегодня чем-то подобным цианистым соединениям в атмосфере комет. Только гораздо позже, чем это было возвещено в "Тайноведении", лишь в этом году, благодаря спектральному анализу был найден в бытии комет — спектр синильной кислоты.

Здесь вы имеете одно из доказательств на вопрос: "покажите нам, как можно действительно что-нибудь найти благодаря "Тайноведению"?. Подобных вещей очень много, их надо только уметь наблюдать.

Таким образом, нечто влияет, исходя из древнего лунного развития на наше теперешнее земное бытие. Спросим себя: можно ли утверждать, что в основе внешних, чувственных явлений лежит нечто духовное? Для того, кто признал "Тайноведение", ясно, что за всей чувственной деятельностью — лежит духовное. Если на наше земное бытие действует из старого лунного бытия, когда комета облучает нашу землю, то за всем этим действует и нечто духовное. И мы можем даже указать какое духовное, например, проявилось в комете Галлея. Комета Галлея - каждый раз, когда она вступает в сферу нашего земного бытия, - является выражением нового импульса - к материализму. Это может показаться современному миру суеверием.

Но люди должны только припомнить, как они сами выводят духовные последствия из констелляции звезд. Или кто бы не сказал, что эскимос является иным человеческим существом, чем например, индус, только потому, что в полярных странах солнечные лучи падают под другим углом!? Естествоиспытатели принимают также духовные последствия, совершающиеся в человечестве звездными констелляциями. И следовательно, духовный импульс идет параллельно с кометой Галлея. Этот импульс может обнаружится. После появления кометы с 1835 г. последовало то материалистическое течение, которое можно обозначить как материализм второй половины прошлого столетия. А затем последовало материалистическое пояснение, "французских энциклопедистов". Вот происхождение этой связи. Что бы произошли известные вещи в земном бытии, должны были быть заложены их причины вне земного бытия. - Здесь мы имеем дело уже с "мировой Кармой". Почему же на старой Луне были выделены духовное и субстанциональное? Для того, чтобы известные действия могли вновь отразиться па тех же сущностях, которые произвели это выделение. Конечно, люциферические сущности были выключены и должны были пройти другое развитие, для того, чтобы для существ на земле могла бы возникнуть свободная воля и возможность зла.

Мы имеем здесь нечто, что как кармические действия выходят за пределы нашего земного бытия: взгляд на мировую Карму. Итак, мы могли сегодня говорить о понятии Карма, о ее значении для отдельной личности, для индивидуальности, для всего человечества, внутри нашего земного бытия и за пределами земли, - и мы нашли еще нечто, что мы можем назвать "Мировой Кармой". Так находим мы закон Кармы, - который мы можем назвать законом связи между причиной и действием - но таким образом, что действие вновь возвращается к причине, причем при этом существо сохраняется и остается тем же самым. Мы находим эту кармическую закономерность всюду в мире, поскольку мы его рассматривали как мир духовный. Мы предчувствуем, что Карма будет открываться в различных областях и различнейшим образом. И мы думаем, что различные кармические течения - личная Карма, Карма человеческая. Карма Земли, Мировая Карма и т. д. будут скрещиваться и именно благодаря этому мы получили объяснения, нужные нам, чтобы понять жизнь. А чтобы понять жизнь в ее отдельных точках, нужно найти слияние и совместное действие различнейших кармических течений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Первая лекция iconЛекция №1
Первая двухпартийная связка: федералисты-антифедералисты (республиканцы), 1789-1825
Первая лекция iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Первая лекция iconЛекция первая сфера бодисаттв
Организационное. План работы на декабрь, анализ проведённых мероприятий за ноябрь
Первая лекция iconПервая лекция дорнах, 5 сентября 1924 г
Полное наименование Общества в соответствии с Уставом: Закрытое акционерное общество «Морстрой»
Первая лекция iconПервая лекция дорнах, 10 октября 1915 г
Проведение анализа штатного расписания по всем группам персонала для определения
Первая лекция iconРождественский курс Лекция первая
Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 19 мая 2011 года №291
Первая лекция iconПервая лекция дорнах, 19 октября 1922 г
Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Культура России (2012 2018 годы)» (далее Программа)
Первая лекция iconПервая лекция берлин, 17 октября 1910 г
Резервный день для прохождения гиа в новой форме в 9 классе по математике, истории России, биологии, физике
Первая лекция iconПервая лекция дорнах, 17 февраля 1923 год
Губарева Л. И., Мизирева О. М., Чурилова Т. М., Практикум по экологии человека (учебное пособие) / Под ред. Л. И. Губаревой. – М.:...
Первая лекция iconПервая лекция дорнах, 4 ноября 1916г
...
Первая лекция iconЗначение околоземных небесных тел для жизни человека первая лекция
...
Первая лекция iconI связи между космосом, землей, животными и человеком первая лекция
Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)...
Первая лекция iconСотворение мира и человека первая лекция
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Первая лекция iconПервая лекция Штутгарт, 22 августа 1906 г
Россия, 197046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 30; Тел.: (812) 232 59 15; Факс: (812) 232 33 76; e-mail
Первая лекция iconЛекция первая дорнах, 29 ноября 1918 г
Джеральд Р. Уикс, Лучиано Л'Абат. Психотехника парадокса. Практическое руководство по использованию парадоксов в психотерапии. Методические...
Первая лекция iconПервая лекция Лейпциг, 2 сентября 1908 года
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История отечественного государства и права» для специальности 030503 (51) – 0201...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск