Скачать 3.83 Mb.
|
Е.Д.ЕлизаровНе секрет, что сегодня умение грамотно и четко изложить свою же собственную мысль утрачивается даже обладателями дипломов о высшем образовании. Появляется даже спасительная «философия»: умение думать и дар слова — это разные вещи, и одно не всегда дополняется другим. Но еще Кант обнаружил, что человек вообще не мыслит словами. Поначалу его сознание оперирует лишь огрубленными «схемами» явлений, и для того, чтобы они могли превратиться в понятия, необходимо проделать сложную и многотрудную интеллектуальную работу. Поэтому там, где не выработана способность сделать достоянием кого-то другого результат собственной мысли, на самом деле нет и самой мысли, если лишь грубый ее суррогат — штампы, шаблоны, «схемы», которые на поверку обнаруживают пригодность лишь для самого поверхностного объяснения самых непритязательных фактов. Может быть, наиболее наглядной иллюстрацией такого шаблона является известное всем: «дваплюсдваравночетыре». Проникновение в глубь явлений начинается только там, где абстрактные представления превращаются в наполненные конкретным и точным содержанием понятия. Именно такое наполнение смыслом пустой (и, как со всей убедительностью показывает автор, не имеющей отношения к истине) абстракции мы видим в модели познания, которая развертывается перед нами на страницах этой книги. Можно поспорить с отдельными рассуждениями автора. Но в главном он прав: развитие познавательной способности не сводится к умножению сведений, накопленных в разного рода справочниках,— и это главное обязано стать достоянием каждого, кто мечтает об интеллектуальных вершинах. Книга-пособие. Последовательно и методично автор ведет своего читателя не только к ответу, но и к формированию основополагающих принципов и правил мышления. Книга-открытие. Читая ее, обнаруживаешь, что самые элементарные истины неотрывны от общих представлений об окружающем нас мире, что невозможно понять даже очевидное, если не выработана способность свободно ориентироваться в их сфере. Любая идея всегда оказывается вплетенной в глобальный контекст всей человеческой культуры, и полнота осмысления предмета зависит лишь от степени овладения последней. Невозможно стать профессионалом, замыкаясь в узком «туннеле» специализации. Книга-тест. Не каждый способен выдержать то интеллектуальное напряжение, которое требуется здесь,— и тому, кто хочет стать профессионалом, но оказывается не в состоянии преодолеть самого себя, лучше оставить честолюбивые устремления. Всякий же, кто выдержит этот своеобразный экзамен, обнаружит себя новым человеком, кому по плечу то, о чем раньше можно было только мечтать. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ, ИЛИ СКОЛЬКО БУДЕТ 2 + 2?Введение в философиюОглавлениеПРЕДИСЛОВИЕ ГЛАВА 1. ОСНОВАНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА, ИЛИ ДВА ЧЕГО И ДВА ЧЕГО? § 1. Единство и взаимосвязь явлений § 2. Основания логики § 3. Логика и реальность § 4. «Веревко-столбо-змеи» познания § 5. Яйцо или курица? § 6. «Глокая куздра» как основание культуры § 7. «Двуногость» и «плосконогтие», или Пределы количественного анализа § 8. Стереотипы мышления и иллюзии истины Выводы ГЛАВА 2. ПРОТИВОРЕЧИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА, ИЛИ ЧТО ТАКОЕ «СКОЛЬКО БУДЕТ»? § 1. Повесть о бедном цыпленке § 2. Факторный анализ § 3. «Дельта качества», или «Квадрат Божественности» § 4. «Демон Лапласа» § 5. Дух или материя? § 6. Тождество конца и начала § 7. Природа числа: все или ничто? § 8. Таинство брака в контексте логических обобщений § 9. Геном в предчувствии кавалерийской атаки § 10. Восемь минут в истории Вселенной § 11. Информация для размышления § 12. Замысел Творца «и волны будущего» § 13. Что такое «сколько будет»? Выводы ГЛАВА 3. РОЛЬ ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА, ИЛИ ДВА С КАКОГО КРАЯ? § 1. Отрицание отрицаний и опровержение опровержений § 2. Крушение констант § 3. Градуировка шкал; пространство § 4. Градуировка шкал; время § 5. Тень Заратустры и спящие фазаны на офицерских погонах § 6. О роли творчества § 7. Миссия логики: пособие по пищеварению или инструмент творчества? § 8. Квинтэссенция Алкагеста и «Черные дыры» логики § 9. Качество, количество, мера § 10. Явление бесконечности § 11. Ахиллес и черепаха Выводы ГЛАВА 4. ТАЙНЫ СИНТЕЗА, ИЛИ ЧТО ТАКОЕ «ПЛЮС»? § 1. Биосинтез на фоне Ютландского боя § 2. Тернии на пути к сложению § 3. Относительность непознанного и значение общих истин § 4. «Дефект массы» § 5. Загадка суммы § 6. Соединение бессмысленного, юродство проповеди и мистификация субъекта 7. Технология всеобщего развития Выводы ЗАКЛЮЧЕНИЕ |