ВОПРОСЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ
ПО ОБЩЕНАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» Часть 1. Общие проблемы философии науки
Современная философия науки: основные задачи и структура.
Бытие науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.
Специфика научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание.
Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки.
Постпозитивистская философия науки. Концепция К. Поппера.
Постпозитивистская философия науки. Концепции И. Лакатоса, и П. Фейерабенда,
Постпозитивистская философия науки. Концепция Т. Куна и М. Полани.
Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании развития науки.
Генезис научного познания. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Становление теоретической науки в античности и организации науки в средневековых университетах.
Становление естественных наук в новоевропейской культуре. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.
Научное знание как система. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Эмпирические зависимости и факты.
Эмпирическое исследование и его структура. Наблюдение, измерение, эксперимент. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Проблема эмпирического базиса теории.
Теоретическое исследование и его структура. Теоретические модели. Структура и функции научной теории.
Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы научного исследования.
Научная картина мира и философские основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии и обосновании научного знания.
Динамика научного исследования. Взаимодействие научной картины мира и опыта.
Гипотетико-дедуктивная концепция развития теоретических знаний. Роль гипотезы в формировании теоретических схем и законов.
Процедуры обоснования теоретических схем. Логика открытия и логика оправдания гипотезы.
Построение развитых теорий в современной науке. Формирование научной гипотезы и парадигмальные образцы решения задач.
Феномен научных революций. Проблемы типологии научных революций.
Парадоксы и проблемные ситуации как предпосылки научной революции. Философские предпосылки перестройки оснований науки.
Научные революции и междисциплинарные взаимодействия.
Научная революция как выбор стратегий исследования. Селективная роль социальных факторов в выборе стратегий исследования.
Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности.
Универсальный эволюционизм – основа современной научной картины мира.
Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития. Рациональность в современной культуре.
Научно-технический прогресс и будущее человечества. Прогнозы и предостережения Римского клуба.
Критическая оценка «техницистского оптимизма» О. Хаксли, Р. Брэдбери, К. Воннегутом.
Проблемный анализ гуманитарной составляющей в философии техники (Л. Манфорд, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, Ж. Эллюль).
Часть 2. Современные философские проблемы
социально-гуманитарных наук
Философия: истоки, предпосылки возникновения, стержневые проблемы, научный поиск в историческом развитии и социокультурном контексте
Мировоззрение как системное обоснование смысла жизни. Обыденный, теоретический и практический уровни мировоззрения.
Взаимоотношения философии и науки: основные концепции – трансценденталистская, позитивистская, антиинтеракционистская, диалектическая
Наука как ценность. Социальные и культурогенные функции науки. Роль сциентизма и антисциентизма в современном научном познании
Взаимодействие и конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания, эволюция и механизмы взаимодействия.
Социально-гуманитарное знание: формирование, специфика, структура.
Проблема разделения социально-гуманитарных наук; возможные критерии разделения.
Роль и значение социально-гуманитарного знания в процессе социальных трансформаций.
Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.
Социокультурная обусловленность социально-гуманитарного знания.
Общество и человек как объекты познания.
Культура – внебиологическая, сверхприродная сфера бытия человека.
Индивидуальный субъект социально-гуманитарного познания и его особенности.
Коллективный субъект социально-гуманитарного познания и формы его существования.
Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
Феномен социального времени и пространства. Понятие хронотопа и его роль в социально-гуманитарном познании.
Исследовательский процесс в социально-гуманитарных науках и его особенности.
Коммуникативность в науках об обществе и культуре.
Феноменология: от логических предпосылок наук к непосредственной данности мира сознанию. Интенциональность и интерсубъективность сознания.
Экзистенциализм: от субстанции к экзистенции. Проблема человеческого существования.
Герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста.
Особенности объяснения и понимания в отдельных социально-гуманитарных науках (социологии, истории, экономике, юриспуденции, психологии, филологии, культурологи).
Вера, сомнение и знание в социально-гуманитарных науках. Соотношение веры и истины в социально-гуманитарном знании.
Проблема истины в науке. Основные концепции истинности научного знания (классическая, коге рентная, прагматистская, конвенционалистская). Верификационизм. Фальсификационизм.
Наука и религия. Научная и религиозная картины мира.
Этика и эстетика науки. Свобода научного творчества и нравственная ответственность ученого.
Наука и экономика
Традиционные и техногенные цивилизации: сущность, особенности, движущие основания развития, специфика культуры и ценностей
«Технократия» как общественное движение, направленное на построение «совершенного социального механизма» и «общества управляющих» (Дж. Бернхейм).
Часть 3. Философские вопросы экономической науки
Экономическая наука в системе научного знания.
Функции экономической науки.
Понятийно-категориальный аппарат экономической науки.
Макроэкономическая теория.
Микроэкономическая теория.
История становления и развитие социально-экономических систем.
Классические и неклассические экономические теории: школы, течения, представители.
Единство теории и метода в экономической теории.
Принципы и методы экономического исследования.
Экономическая теория и гуманитарное знание.
Конвенционализм в экономической теории.
Человеческое измерение экономической деятельности.
Стандарты научности и критерии оценки экономических знаний.
|