Пол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе»





Скачать 60.64 Kb.
НазваниеПол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе»
Дата публикации24.06.2013
Размер60.64 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы





Пол Фейерабенд

НАУКА В СВОБОДНОМ ОБЩЕСТВЕ*


«Наука в свободном обществе» (1978) – второе значительное произведение известного американского философа науки Пола Фейерабенда, представляющее собой развитие некоторых идей, высказанных в его главном труде «Против метода» (1975). Опираясь на большой историко-научный материал, Фейерабенд показал, что творцы науки Нового времени и крупные ученые в своем творчестве нарушали все известные правила и стандарты научного метода. Рациональность представляет собой одну из многих традиций, а не стандарт, с которым должны сообразоваться все традиции.

Science in a free society” (1978) is the second by its significance creation by Paul Feyerabend. Feyerabend is famous American philosopher of science. The book presents the elaboration of some ideas that have been considered in “Against Method” (1975). On the base of huge data on history of science, Feyerabend demonstrates that the creators of early modern period’ science and principal scientists broke all well-known rules and standards of scientific method. Rationality is only one of many traditions; it is not a standard determining all other traditions.

Ключевые слова: П. Фейерабенд, научный метод, наука, рациональность, традиция.

Keywords: P. Feyerabend, scientific method, science, rationality, tradition.
ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Леви-Стросс (The Savage Mind. Chicago. P. 16ff. – Русский перевод: Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994) отрицает, что миф, «будучи продуктом «мифотворческой способности» человека, отворачивается от реальности». Он видит в нем подход к истолкованию природы, дополняющий науку и отличающийся «замкнутостью», в то время как ученый изобретает новые процедуры для получения новых результатов. Конфликт между результатами науки и мифом никогда не может возникнуть, поэтому вопрос об их сравнительных достоинствах не встает. Некоторым критикам-марксистам дело представляется иначе. Так, M. Godelier («Myth et Histoire». Annales. 1971) полагает, что миф «большое количество объективных данных преобразует в “воображаемое” объяснение реальности», причем «объективными данными» являются данные науки. Таким образом, наука обладает превосходством.

  2. См. прим. 14 в первой части.

  3. Представители среднего класса белых христиан (либералы, рационалисты, даже марксисты) испытали большое удовлетворение, когда, наконец, открыли индийцам некоторые изумительные возможности великого общества, в котором жили сами, и были страшно обижены их прохладной реакцией. Но почему индийцы, которые никогда не пытались навязывать свою культуру белому человеку, должны испытывать благодарность за то, что им навязывают культуру белых? За что должны они быть благодарны белому человеку, который отнял у них материальные богатства, занял их землю и их жизненное пространство, а теперь стремится подчинить их мышление?

  4. Между прочим, христианские миссионеры гораздо лучше осознавали внутреннюю рациональность «варварских» форм жизни, нежели их научные потомки, и в гораздо большей мере были гуманистами. В качестве примера читатель может познакомиться с деятельностью Лас Каза, охарактеризованной в работе: Hanke L. All Mankind is One. Northern Illinois Press, 1974.

  5. Проф. Агасси (см. часть 3, гл. 1) истолковал этот отрывок как утверждение о том, что евреи должны возвратиться к традициям своих предков, что американские индейцы должны возродить свои старые обычаи, включая танцы дождя, и критикует «реакционный» характер этого утверждения. – Реакционный? Такая характеристика говорит о том, что путь науки и техники не был ошибочным, а это и есть дискуссионный вопрос. В ней содержится также предположение о том, что танцы дождя неэффективны, но кто это проверял? Кроме того, я не утверждаю тех вещей, которые приписывает мне Агасси. Я не утверждаю, что американские индейцы (например) должны возродить свои старые обычаи, а говорю лишь о том, что те, кто пожелал бы это сделать, должны иметь для этого возможность, потому, во-первых, что в условиях демократии каждый может жить так, как считает для себя удобным, и потому, во-вторых, что нет столь совершенной идеологии и столь совершенного способа жизни, которые не могли бы ничего почерпнуть для себя из сравнения с альтернативами.

  6. У Плутарха в «Жизни Солона» мы находим следующий рассказ: «В это время Феспид со своею труппой начал вводить преобразования в трагедию и новизной увлекал народ, но состязания между трагиками еще не были введены, Солон по своему характеру любил слушать и учиться, а в старости у него еще больше развился вкус к безделью, забавам и, клянусь Зевсом, даже к попойкам и к музыке. Он пошел смотреть Феспида, который, по обычаю древних, сам был актером. После представления Солон обратился к нему с вопросом, как не стыдно ему так бесстыдно лгать при таком множестве народа. Феспид отвечал, что ничего нет предосудительного в том, чтобы так говорить и поступать в шутку. Тогда Солон сильно ударил палкой по земле и сказал: “Да, теперь мы так хвалим эту забаву, она у нас в почете, но скоро мы найдем ее и в договорах”» (Плутарх. Избранные жизнеописания. Т. 1. М., 1990. С. 187). Так началась «длительная вражда между поэзией и философией» (Платон. Государство. 607b6), т.е. между теми, кто все рассматривал в терминах истинности и ложности, и представителями иных традиций.

  7. См.: Kamen H. The Rise of Toleration. N.Y., 1967.

  8. Могу ли я использовать термин «истина», когда оспариваю его некритическое использование? Могу, конечно, как можно пользоваться немецким языком для того, чтобы объяснять недостатки немецкого языка по сравнению с латинским, обращаясь к немецкой аудитории.

  9. Правила рациональной науки, утверждают либеральные интеллектуалы, не связаны с какими-то специальными интересами. Они «объективны» в том смысле, что подчеркивают ценность истины, разума и т.п., которые не зависят от желаний и интересов каких-то групп. Проводя различие между значением некоторого правила или требования и тем фактом, что какие-то правила или требования принимаются критическим рационализмом, пытаются создать впечатление, будто совершен переход от групповой идеологии к какой-то независимой идеологии. Но групповая идеология остается таковой даже в том случае, если ее так не называют. Требования, защищаемые рационалистами, и понятия, которые они используют для того, чтобы высказываться «объективно», а не во имя сэра Карла Поппера или профессора Герарда Радницки, не следует больше принимать во внимание. Они вынуждены говорить так, чтобы привлечь более широкую аудиторию, чтобы сохранять видимость либерализма, к тому же рационалисты всегда были мало чувствительны к тому, что можно назвать «экзистенциальными» качествами жизни. Их «объективность» нисколько не отличается от «объективности» колонизаторов, которые, прочитав одну-две книги, теперь обращаются к туземцам не от имени короля, а от имени Разума или от имени «объективности» армейского сержанта. Последний теперь не орет на них: «Слушайте меня, собаки! Я хочу, чтобы вы сделали это, и спаси вас Бог, если вы в точности не исполните мое приказание!», а обращается ласково: «Мне кажется, вы должны сделать это…». В любом случае приходится подчиняться требованиям и идеологии говорящего. Ситуация еще больше проясняется, если мы посмотрим на то, как спорят рационалисты. Они постулируют некоторые «истинные» и «объективные» методы. Если необходимые понятия и методы известны всем участникам спора, то ничего другого не требуется. Спор будет протекать в установленных рамках. Но если представители одной из сторон не знают этих методов или используют свои собственные методы, то они должны быть обучены, т.е. их не принимают всерьез до тех пор, пока их методы не совпадут с методами рационалистов. Аргументация носит групповой характер и рационалист считается мастером.

  10. Плохое знакомство с обоснованными школьными учениями помогло Галилею в его исследованиях. Невежество помогло другим людям признать результаты этих исследований, несмотря на то, что они сталкивались с серьезными трудностями концептуального и эмпирического характера. Это показано в гл. 9–11 и Добавлении 2 ПМ.

  11. Интересно, что требования новой экспериментальной философии, появившиеся в XVII столетии, устраняли даже не гипотезы или методы, но сами явления, неподлинность которых якобы была доказана впоследствии научным исследованием: парапихичекие явления и явления, выражавшие гармонию между микро- и макрокосмом, зависят от состояния сознания (и в случае долговременных явлений – от состояния общества), они были устранены требованием обращаться к «непредубежденному и нейтральному наблюдателю». Эти явления усиливаются при возбуждении и тесной корреляции духовных и материальных элементов. Они уменьшаются и почти исчезают, когда принимается аналитический подход или религия и теология отстраняются от изучения косной материи. Так научный эмпиризм устранил своего спиритуалистического соперника, устранил последователей Агриппы Неттесхайма, Джона Ди, Роберта Флудда – не благодаря лучшему пониманию мира, существующего независимо от любых точек зрения, а прибегая к методу, не позволяющему возникнуть «спиритическим» эффектам. Он устранил такие эффекты, а затем описал обедненный таким образом мир так, как будто никакого изменения не произошло. Джеймс I, который с духами чувствовал себя неуютно, мог только приветствовать такое развитие и у нас есть основания предполагать, что «ученые» нуждались в королевском покровительстве, чтобы соответствующим образом регламентировать свою науку. Именно в этом свете следует рассматривать изменение позиции Бэкона по отношению к магии, см.: Yates F. The Rosicrucian Enlightenment. London, 1974.

  12. Многочисленные примеры см. в работе: Jungk R. Der Atomstaat. Munich, 1977.

Перевод А.Л. Никифорова

* Продолжение. Начало см.: 2008. Т. 10. Вып. 5-6 (44-45); 2009. Т. 11. Вып. 1 (46-47); Вып. 2 (48-49). Перевод выполнен с источника: Feyerabend P.К. Science in a free society. London, 1978.

Никифоров Александр Леонидович – доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии РАН (Москва). E-mail: lko2@mail.ru.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе» iconПол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе»
Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению...
Пол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе» iconПол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе»
Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению...
Пол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе» icon«Наука в современном информационном обществе» Оргкомитет международной...
Фгос спо по специальности 080014 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный Министерством образования и науки РФ...
Пол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Пол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе» iconКонтрольная работа по «Социологии и политологии»
Социология (лат. Socio обществао; logos учение, слово) (учение об обществе) это наука об обществе как социальной системе в целом...
Пол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе» iconСоциология как наука об обществе
Приложение №1. Методические рекомендации по выполнению учебных докладов в виде презентации
Пол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе» iconДиалектические основания в обществе дикарей и их философское обоснование...
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
Пол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе» iconТема Социология как наука. Основные этапы становления и развития...
Социология – наука о закономерностях оформления социальных позиций и поведения индивидов в рамках социальных общностей, о становлении,...
Пол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе» iconМеждународная научно-практическая конференция "Наука в современном информационном обществе"
Цель курса: получение систематизированных знаний о закономерностях развития геологии, географии и геоэкологии
Пол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе» icon1. Социология наука об обществе
Социология. Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям – Пятигорск: рио кмвис, 2010 – 56с
Пол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе» iconТема Социология наука об обществе
В связи с этим социологическое образование выступает как мощный фактор формирования ответственной личности с высокими гражданскими...
Пол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе» iconА. А. Гордиенко С. Н. Еремин Е. А. Тюгашев
Г68 Наука и иновационное предпринимательство в современном обществе: Социокультурный подход. Новосибирск: Изд-во ин­ститута археологии...
Пол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе» iconСпецифика ценностей и ценностного сознания в трансформирующемся обществе
Агафонова Н. В. Прогресс и традиции в науке. М. Изд-во мгу, 1991. Анчишкин А. И. Наука, техника, экономика. М.: Экономика, 1986
Пол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе» iconУрок 1 «Веселые шары»
Формировать умения и навыки по созданию анимаций в свободном редакторе Synfig Studio
Пол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе» iconПрограмма внеурочной деятельности ( 1-4 классы) 2011-2015 гг кружок «В мире информатики»
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека...
Пол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск