Тема 1 Понятие как форма мышления





Скачать 61.09 Kb.
НазваниеТема 1 Понятие как форма мышления
Дата публикации25.06.2013
Размер61.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Тема 1 Понятие как форма мышления
Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их
существенных признаках.

Признаком предмета называется, то в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Любые свойства, черты, состояние предмета, которые, так или иначе, характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) так же рассматривается как его признак. Например, отсутствие билета у пассажира или оружие у преступника. Признаком
бесхозного имущества является то, что оно имеет собственника или его собственник не известен. Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежать определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых (например, черты лица, телосложения, походка, жестикуляция, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки ) принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей ; другие ( профессия, национальность, социальная принадлежность и т.д. ) являются общими для определенной группы людей ; наконец есть признаки, общие для всех людей. Они присуще каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых существ. К ним относиться способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

Кроме единичных ( индивидуальных ) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и не существенные. Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются не существенными.

Существенные признаки могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов включают общие существенные признаки. Например, общие признаки человека (способность создавать орудия труда и др.) являются существенными. Понятие, отражающие один предмет (например, « Аристотель »), наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки (основатель логики, автор « Аналитики »), без которой отличить Аристотеля от других людей и философов Др. Греции невозможно. Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятий и представлений, существующих в сознании человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Мы не можем, например, представить, а таем более воспринять здание вообще. Восприятие или представление – это чувственно – наглядный образ, какого – либо конкретного здания, например, главного корпуса Московского университета на Воробьевых горах. Понятие лишено наглядности. Понятие « здания » характеризуется отсутствием единичных признаков отдельных зданий, в нм отражаются признаки, необходимо принадлежащие любому из них и являющиеся общими для всех строений, предназначенных для учебы, работы или жилья.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Например, экономическая теория сформировала такие понятия, как « товар », « капитал », « стоимость »; правовые науки – понятие « преступление », « наказание », « вина », « умысел », « правоспособность » и др. .

Отражая существенные. Понятия не содержат своего богатства индивидуальных признаков предмета и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятий и представлений. Вместе с тем, отвлекаясь от несущественного, случайного, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.
Тема 2 Операции с понятиями
Определением (дефиницией) понятия называется логическая операция, в ходе которой раскрывается содержание понятия путем перечисления признаков определяемых предметов. В языке операция определения выражается одним или несколькими простыми или сложными предложениями.

Во всяком определении выделяют две основные части: а) понятие, содержание которого раскрывается, оно называется определяемым понятием, или дефиниендумом, б) понятия, которые содержат признаки, присущие определяемым предметам (понятия определяются, как правило, через другие понятия, содержание которых уже строго установлено). Эта часть определения называется определяющей, или дефиниенсом. Так в следующем определении: "Логика - это наука о законах и формах правильного мышления", - определяемым, или дефиниендумом является понятие "логика", а определяющей частью, или дефиниенсом - все остальное, все другие понятия, с помощью которых указываются признаки логики.

Существует несколько видов определения и процедур, сходных с определениями. Разделение на реальные и номинальные определения носит языковой, технический характер. Реальными называются такие определения, в которых в определяющей части сразу указываются признаки определяемых предметов, и не делаются оговорки языкового, терминологического характера.

Номинальные определения - это определения, в которых оговариваются употребление языкового выражения (знаков, слов, терминов). Это имеет место тогда, когда знак, слово или термин впервые вводится в обиход, или когда имеет место уточнение использования тех или иных знаков, слов, терминов.

Реальные и номинальные определения легко преобразуются друг в друга. Приведенное выше определение логики относится к числу реальных определений, поскольку в определяющей части сразу говорится о предмете "логика" - "наука", "о законах и формах", и "законах и формах правильного мышления". Номинальным вариантом этого определения может быть следующее: "Логика" -это слово греческого происхождения (от "логос" -"слово", мысль"), которое обозначает, является именем науки о законах и формах правильного мышления". Как видно, в номинальном определении к реальному определению добавляется языковая составляющая.

Более существенный характер носят различия между явными и не-явными определениями и их разновидностями. Явными определениями называются такие, в определяющей части которых (дефиниенсе) используются необходимые и существенные признаки определяемых предметов. Приведенные выше как номинальный, так и реальный варианты определения логики относятся к этому виду. Именно явные определения составляют основу и цель познания вещей и явлений.

Неявными определениями называются такие, в определяющей части которых используются произвольные, доступные признаки вещей и явлений, в том числе, второстепенные, ситуативные и так далее. К ним прибегают обычно либо на начальной стадии формулировки понятий, либо тогда, когда отыскать существенные признаки не удается. Неявные определения остаются предметом дальнейшей разработки. При первой возможности они заменяются явными.

Явными генетическими определениями являются такие, в определяющей части которых существенные признаки предметов подаются в форме краткого описания формирования этих предметов, основных этапов их становления и функционирования. Таким определением является введение понятия об окружности, путем описания построения данной замкнутой кривой с помощью циркуля. ("Возьмем циркуль, установим острый конец его в определенной точке, затем, не изменяя угла циркуля, проведем кривую и т.д. Полученная кривая и будет окружностью.).

Явным определением через ближайший род и видовое отличие является такое определение, в котором в определяющей части сначала указывается ближайшее более широкое понятие (ближайший род), а затем приводятся видообразующие признаки, ограничивающие объем определяемого понятия до нужного размера. В определении логики, ближайший род указывается понятием "наука", следовательно, логику можно "искать" только среди наук. Видовым отличительным признаком является другая часть дефиниенса - "о законах и формах правильного мышления". Как ближайший род, так и видовое отличие может указываться в несколько подэтапов. Неявные индуктивные определения - это такие определения, в которых понятие о целой совокупности, классе предметов вводится путем указания в определяющей части признаков только некоторых представителей этого класса, которые затем распространяются на все предметы данного класса. К таким определениям прибегают не только эмпирические науки, начинающие свои исследования с наблюдения и опытов, но и фундаментальные теоретические науки, Такие как логика и математика. Например, определение числа в теории множеств (неаксиоматический вариант), правильно построенной формулы в современной формальной логике и т.д. Неявные контекстуальные определения - это определения, образующие первичные понятия о предметах на основе указания признаков окружения (контекста). При этом, происходит перечисление отношений и взаимодействий определяемых предметов с другими предметами в той или иной ситуации. Моделью подобной определяющей деятельности является перевод выражений с одного (чужого) языка на другой (родной). Неявные аксиоматические определение - это определение, в котором содержание понятия задается системой аксиом, в которые он входит и которые ограничивают область его возможных интерпретаций. Наиболее известной формой подобных определений являются способы введения понятий о новых геометрических объектах на основе исходных одиннадцати аксиом и определений евклидовой геометрии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема 1 Понятие как форма мышления iconУрок 14 Понятие как форма мышления Цели урока: • познакомить учащихся...
Рекомендуется следующая последовательность ак­туализации и проверки усвоения изученного материала
Тема 1 Понятие как форма мышления iconТема учебной программы Количество уроков Форма
Понятие семья. Функции семьи. Понятие семейной экономики. Потребность семьи. Основные правила покупок
Тема 1 Понятие как форма мышления iconУрок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т д.): урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении....
Тема 1 Понятие как форма мышления iconРеферат по социальной психологии тема: Понятие и структура возрастных кризисов
Вступление, понятие возраста как ключевое для понятия кризиса, историческая справка
Тема 1 Понятие как форма мышления iconСодержание программы курса (за 2-й год обучения) Раздел VII. Общие...
Обязательственное право как подотрасль гражданского права. Система обязательственного права. Обязательство как гражданское правоотношение....
Тема 1 Понятие как форма мышления iconТема №1
Задачи предмета "Специальный рисунок". Рисунок как вид изобразительного искусства. Понятие о технологии графики. Понятие о дизайне....
Тема 1 Понятие как форма мышления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т е как форма обучения, но и как деятельность ученика,...
Тема 1 Понятие как форма мышления iconСидоркина Лиана Владимировна Учитель русского языка и литературы...
Цель: сформировать понятие о глаголе как части речи, дать понятие о грамматических категориях глагола
Тема 1 Понятие как форма мышления iconТема Культура речи как образовательная
Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык...
Тема 1 Понятие как форма мышления iconТема Культура речи как образовательная
Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык...
Тема 1 Понятие как форма мышления iconМетодическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации...
Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся»
Тема 1 Понятие как форма мышления iconУрок русского языка Тема урока: Метафора, её роль в художественном...
Сообщение учащегося по теме исследования «Метафора – словесное изобразительное средство»
Тема 1 Понятие как форма мышления icon1. Рынок ценных бумаг как часть финансового рынка 6 Тема Понятие и свойства ценной бумаги 6
Семинарское занятие Общее понятие о рынке ценных бумаг. Рынок ценных бумаг как часть финансового рынка 9
Тема 1 Понятие как форма мышления iconТема «Понятие ощущения»
Если бы не было ощущения, не было бы более сложных форм познания. Ощущение такая форма отражения, раздражителями которой являются...
Тема 1 Понятие как форма мышления iconТехнология развития критического мышления как эффективное средство...
Бходимым звеном для осваивания медицинских профессий. Перед учителем ставится задача преодоления такого непростого периода как подготовка...
Тема 1 Понятие как форма мышления iconСибирская государственная геодезическая академия
Предмет курса «логика» – человеческое мышление как понятийная деятельность, способы формализации мышления, законы и методы правильного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск