Скачать 64.48 Kb.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Представление системы учебных занятий.
Пример 1: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия вызова интереса. Задание: Неизвестный – какие ассоциативные связи возникают у вас с этим словом и именем Грибоедова? (неизвестные страницы биографии – год рождения (1790-1795 ?), неизвестные произведения, не дошедшие до нас). – ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ Пример 2: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание: Давайте попробуем вместе "расшифровать" заглавие. Сначала мы еще раз обратим внимание на дату, которую поэт поставил в конце: 19 октября 1836 г. Очевидно, что это своеобразное посвящение, хотя и находится не в начале произведения: любимый лицей, дорогие сердцу друзья и наставники – лицейское братство. Повесть часто называют и прозаическим завещанием поэта: он рассказал в ней о том, что считал подлинными ценностями в жизни человека. Запишем в тетрадях два слова: капитанская и дочка. - Запишите к каждому слову ассоциации. - А теперь вспомним основные события повести и распределим их между двумя столбиками. Нам помогут кластеры, приготовленные ребятами команд. Давайте рассмотрим, что у них получилось.
Пример: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла. Задание: Если внимательно всмотреться в портреты писателя, созданные в разное время и разными художниками, может невольно прийти мысль: один ли это человек изображен на них?
Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова Задание: Предположите, чем мы сегодня будем заниматься на последнем уроке, посвященном этому произведению? (вспоминать, повторять, обобщать все, углубим знания по этому произведению).
Пример: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла. Задание: прочтите текст о личности писателя, делая пометки карандашом. Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял».
Пример 1: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла. Задание: 3, 4 , 5 группы читают материал, вычленяя ключевые слова для построения кластеров – схем, где в центре имя «Неизвестный Грибоедов», вам нужно пририсовать лучи. Задание: прочтите текст о творчестве Грибоедова, выделите ключевые слова, постройте кластер – фишбоун (рыбная кость) Вопрос: Грибоедов – творец одного произведения? – голова Доказательства: Произведения Грибоедова – скелет Ответ: Путь Грибоедова – от классицизма до тенденций реализма - хвост Пример 2: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание: составить кластер на тему «События повести, которые ассоциируются со словом «Капитан» (подсказка: связь с героями-офицерами).
Пример 1: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла. Задание: А как вы понимаете выражение "душа чувствительная" (дискуссия с учащимися). Вынести на доску идеи учащихся. Пример 2: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание: Главным действующим лицом повести Пушкина, по крайней мере, одним из главных действующих лиц, является Гринев. Это видно и из ваших кластеров. Очевидно, к нему относится и эпиграф повести – «Береги честь смолоду». Почему же повесть называется «Капитанская дочка»? (корзина идей)
Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова. Задание: Вы заранее по ходу изучения произведения фиксировали свои размышления о заинтересовавших вас моментах произведения в «Двойных дневниках». Сейчас вам предлагается обсудить в группе ваши записи в дневнике (каждый из вас выбирает самую интересную на ваш взгляд запись, представляет своим одногруппникам, затем в группе вы выбираете одну наиболее интересную, необычную, новую на ваш взгляд запись, представляете классу).
В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись".
Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова. Задание: Итак, мы узнали с вами, что больше всего заинтересовало ребят по ходу чтения повести. А сейчас, давайте определим, насколько хорошо вы помните содержание произведения. Проведем небольшую разминку. И здесь нам поможет прием Толстых и Тонких вопросов. Я попрошу команды придумать по одному тонкому и толстому вопросу. В помощь вам таблица-помощница. Карточку получает игрок, который ответит быстрее в команде.
Примеры вопросов учащихся: - Почему повесть называется «Капитанская дочка»? - Почему у Гринева и Пугачева сложились такие хорошие отношения? - Почему Екатерина II не сразу согласилась помочь Маше и Гриневу в отличие от Пугачева? - Почему Пушкин выбрал для своего произведения тему именно Пугачевского восстания? Почему его так волнует тема предательства? - Почему в конце произведения стоит конкретная дата? и др.
Пример 1: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла. Задание: По ходу изучения повести мы не акцентировали внимание на времени написания произведения. Давайте попробуем предположить сейчас, когда мы уже многое знаем и о повести, и об авторе, и об истории создания произведения. Как вы думаете, когда была написана автором повесть? Я вам предлагаю утверждения, а вы выберите, на ваш взгляд, верные и обоснуйте, используя материал, который вам уже известен: - Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным сразу после окончания Царскосельского лицея. - Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным после окончания Отечественной войны с Наполеоном. - Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным в последние годы жизни писателя. Пример 2: урок по теме «М.Е.Салтыков – Щедрин. Очерк жизни и творчества». Задание: просмотреть видео лекцию, проставить +/- напротив утверждений. Пример конспекта лекции. 1. Подлинная фамилия писателя – М.Е.Щедрин. 2. Н.Щедрин – литературный псевдоним писателя. 3. Сатирическая позиция писателя – отражение его государственной службы. 4. В биографии Салтыкова.-Щедрина и Пушкина есть общее звено. 5. Салтыков-Щедрин был своим человеком в чиновничьей среде. 6. Во время ссылки в Вятку Салтыкову-Щедрину запрещено было служить и т.д. Пример 3: урок развития речи «Типы речи», стадия вызова. Задание: Давайте попробуем предугадать информацию о типах речи, сыграем в игру «верные-неверные утверждения».
Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия рефлексии. Задание: «Капитанская дочка» - послание Пушкина потомкам. В чем смысл этого послания? Что хотел нам сказать Пушкин своим романом? Сочинение – эссе «Послание Пушкина А.С. потомкам».
Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия рефлексии. Задание: Нарисовать обложку к повести «Капитанская дочка», не забыв при этом отобразить ключевые моменты, затронутые на нашем уроке.
Пример 1: урок по теме «Л.Н.Толстой. Начало творческого пути», 10 класс. Задание: просмотреть видео лекцию. Заполнить конспект-опору ключевыми словами. Обменяйтесь конспектами, исправьте недочеты. Конспект-опора 1. Где родился Толстой?________________________________ 2. Почему в 13 лет Толстой оказался в Казани?________________________ 3. Какое образование удалось получить Толстому?_______________________ 4. Из каких документов мы узнаем о многих событиях в жизни Толстого?__ 5. Что является особенностью дневниковых записей Толстого? 1)___ 2) ____3) ______ 6. Что лежит в основе правил жизни Толстого?________________________ 7. Толкование дневниковой записи «Писать историю МД»: 1) _____ 2) ____ 3) ____ 8. Под каким названием печатает Некрасов в «Современнике» 1-ю повесть Толстого?___ 9. Почему Толстой был против некрасовского названия повести?__________ 10. Первоначальный замысел первого произведения Толстого____________ 11. Что важно для сюжетной линии трилогии?___________________________ 2. Какие две вещи отмечает Чернышевский – автор рецензии на трилогию Толстого? 1) ______________2) ____________ 13. Что такое «диалектика души»?________________________ 14. Каким терминов в 20 в. названо свойство «чистота детского воззрения на мир»?______ 15. Главная особенность трилогии «Севастопольские рассказы»:_______ 16. Какую роль сыграла трилогия «Сев. рассказы» в творческой судьбе Толстого?_______ |
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Рассмотреть и сопоставить героев повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия.... | «Значимость повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» «Значимость повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» для формирования личности современного подростка» | ||
Урок литературы в 8 классе Тема: Литературная игра по повести «Капитанская дочка» Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями... | Урок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного... Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»» | ||
Тема: «Чувства добрые в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».... Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями... | «Да кто его отец?» Урок литературы в 8 классе по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ Петра Гринёва | ||
Урок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка» Тема: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина книга- поучение или бытовая история на фоне реальных исторических событий? | Урок по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Подготовила учитель литературы Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись... | ||
Урок-викторина "Литература плюс "(по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Цели урока Какая книга “всегда имела сильное впечатление” на А. П. Гринёва? (Придворный календарь) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... По повести а. С. Пушкина «капитанская дочка», поэме м. Ю. Лермонтова «мцыри» и комедии н. В. Гоголя «ревизор» | ||
Литература Тема: «Тема чести и милосердия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Эор; развитие логического мышления и грамотной речи, умение формулировать основную мысль и заполнять сравнительную таблицу | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить... | ||
Конспект урока история создания и система образов повести А. С пушкина... Эор; развитие логического мышления и грамотной речи, умение формулировать основную мысль и заполнять сравнительную таблицу | Тема урока: Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Литература. 8кл.: Учебник – хрестоматия для общеобраоват учреждений/Авт сост. Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Очень насыщенный урок. Высокий темп работы в группах. Учитывается мнение каждого. Валентина Петровна всегда готова ответить на вопросы,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Казалось бы, довольно банально: А. С. Пушкин – «Капитанская дочка». Но… это произведение есть во многих школьных программах, и А.... |