Программа по систематической философии. Методология тема метод и методология





Скачать 162.37 Kb.
НазваниеПрограмма по систематической философии. Методология тема метод и методология
Дата публикации25.06.2013
Размер162.37 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа

Программа по СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. МЕТОДОЛОГИЯ




ТЕМА 1. МЕТОД И МЕТОДОЛОГИЯ

Метод как один из необходимых компонентов целесообразной деятельности людей в любой ее форме. Понятие метода и его признаки: объективность, общезначимость, воспроизводимость, необходимость, эффективность и др. Внерациональные средства, способы познания других форм деятельности. Не только результат исследования, но и ведущий к нему метод должен быть истинным. Проблема истинности метода.

Становление и развитие методологии как специальной философской дисциплины. Естественнонаучная, социально-гуманитарная1 и философская ориентация методологических подходов их сходство и различия. Предмет и статус методологии как учения о способах и приемах деятельности людей. Методология как общая теория метода. Ее социокультурный контекст.

История всей материальной и духовной культуры как эмпирическая база методологических концепций. Философские основы методологии. Методология – «философия научного метода» (Г. Вригт). Формально-логический анализ знания – необходимый аспект методологии познания, а не вся она целиком. Диалектика – один из компонентов методологии, лишь один из многих философских методов. Нетождественность методологии научного познания и методологии вообще. Понятие «методологическая культура» и необходимость ее целенаправленного формирования.

Генезис и структура методов. Деятельность, практика, метод. Предпосылки и специфика возникновения общих и специальных методов. Единство теории и метода. Метод как теория в действии. Предмет и метод. Метод как единство объективного и субъективного. Субъект как «носитель» метода. Критика субъективистского понимания метода. Операциональная и конструктивная стороны метода. Изменение содержания метода в соответствии с изменением предмета.

Методологический негативизм и методологическая эйфория. Недопустимость профанизирования роли методологии или абсолютизации каких-либо методов как «единственно верных». Необходимость освоения многообразных методологических подходов. Методологический плюрализм. Методология и эвристика. Методология и методика.


ТЕМА 2. РЕГУЛЯТИВНЫЙ ХАРАКТЕР МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

Метод как система регулятивов (правил, норм, предписаний, принципов) познавательной и других форм деятельности. Орудийный, инструментальный характер метода. Элементы метода как своеобразные социальные нормы. Требования метода – не жесткие алгоритмы, а «мягкие» рекомендации. Методологическая деятельность как свободное творчество. Элементы метода как позитивные предписания и нормы-запреты. Их несводимость к однозначным рецептам или их механическому применению (внешнему наложению). Метод – система регулятивов творческой активности субъекта как творца и творения культуры.

Понятия «методологическая установка», «парадигма», «стиль мышления» и их роль в познании культуры. Исторические формы стиля мышления.

Границы, сфера действия методов. Метод и иные факторы (интуиция, фантазия и т.п.) в структуре человеческой деятельности. Недопустимость понимания любого метода как «универсальной отмычки». Незнание границ метода – не меньшее бедствие, чем его игнорирование. Вульгарные представления о безграничных возможностях какого-либо метода.

Стихийное и сознательное применение метода. Методологические ошибки, их природа и пути преодоления. Обусловленность границ метода природой объекта, его зрелостью, уровнем методологии и другими факторами. Необходимость модификации, «преломления» любого метода конкретными условиями данной сферы его применения.

ТЕМА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ

Основания (критерии) классификации методов. Методы духовной (идеальной) и методы практической деятельности. Недопустимость ограничения методологии лишь сферой научного познания. Многоуровневая система методологического знания и ее составные элементы (методы): философский, общенаучный, частнонаучный, дисциплинарный, междисциплинарный.

Философские методы и их многообразие – аналитический, феноменологический, трансцендентный, герменевтический, диалектический, метафизический и др. Диалектика как один из важнейших элементов философской методологии. Механизм и формы реализации философской методологии в познании. Роль философии при построении фундаментальных теорий, особенно в периоды научных революций. Опосредованный характер воздействия философских методов, дающих лишь глобальную стратегию деятельности. Проблема «стыковки» философских и частнонаучных методов и различные варианты ее решения. Философские методы и внутринаучная рефлексия. Два аспекта последней: исследование свойств объектов, а также способов и приемов исследования. Принципы философии как система регулятивов самого верхнего уровня. Роль философских методов в разработке модели реальности, их селективная «умозрительно»-прогнозирующая, гносеологическая, аксиологическая функции и функция вспомогательного критерия истины, возможности и способы реализации философской методологии.

Общенаучные принципы, походы и формы исследования, их характерные особенности, возможности и роль в познании. Недопустимость их абсолютизации или недооценки. Проблема классификации общенаучных методов. Научные методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, сравнение. Научные методы теоретического исследования: формализация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, восхождение от абстрактного к конкретному, совпадение исторического и логического. Общелогические методы и приемы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, идеализация, обобщение, индуктивные методы установления причинных связей (каноны индукции), аналогия, моделирование, системный, структурно-функциональный и информационный подходы, вероятностно-статистические методы. Роль синергетики в научном познании. Социосинергетика. Частнонаучные (отраслевые) методы и приемы исследования. Их «специфический облик» в каждой отдельной науке. Дисциплинарная и междисциплинарная методологии, их особенности. Философско-методологические проблемы частных наук как постоянный объект их пристального внимания и глубокого осмысления. Их принципиальная неустранимость из познания. Стихийность и сознательность в решении данных проблем.

Единство и взаимодействие всех уровней методологии в условиях интеграции форм и видов деятельности.

ТЕМА 4. ПАРАДИГМА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ: СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ

Понятие науки. Основные особенности научного знания (критерии научности). Проблема классификации наук и важнейшие закономерности ее развития. Естественные, технические и гуманитарные (социальные) науки: единство и различия. Идеалы, нормы, регулятивы науки. Натурфилософия и естествознание.

Природные формы движения материи – предмет естественных наук и основа их методов. Многообразие методов естествознания и их взаимодействие. Роль философских методов в естественных науках. Две односторонние модели соотношения философско-методологических проблем и естествознания: позитивизм и натурфилософия. Общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные методы естествознания. Естественнонаучная теория как наиболее развитая форма знаний о природе: ее структура, функции и методы построения.

Эволюция естественно-научной картины мира и методов ее построения. Научная картина мира как исследовательская программа эмпирического поиска и как стратегия теоретического исследования. Ее основные функции. Изменение парадигм и стилей мышления в естественных науках.

Проблема периодизации истории естествознания. Классическое естествознание и его методология на двух последовательных этапах: этапе механического естествознания и этапе зарождения и формирования эволюционных идей. Метод принципов Ньютона. Основное содержание созданной им механической картины мира.

Механицизм как доминирующая методологическая доктрина классического естествознания: его достоинства и ограниченность. Понимание природы как машины, части которой подчиняются жесткой детерминации. Экспансия механической картины мира на все новые пласты исследования. Постепенное осознание бесперспективности такого подхода. Формирование и укрепление эволюционных идей. Поворот науки к «становлению».

Революция в естествознании конца XIX – начала ХХ века и формирование неклассической науки. Радикальное изменение методов, форм и идеалов научного исследования. Возрастание роли философии в развитии науки. Укрепление и расширение идеи единства природы. Кардинальное изменение способа (структуры, стиля) мышления, постепенное вытеснение метафизики диалектикой в науке.

Методологические идеи А. Эйнштейна, Н. Бора, М. Борна, В. Гейзенберга. Осознание невозможности элиминации из науки субъективной деятельности.

Осмысление связи между знанием объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. «Принцип Гейзенберга»: неразрывность исследователя и объекта исследования. Преодоление объектного стиля мышления. Приборы и «приборный идеализм». Бессубъектный характер явлений природы и принцип активности субъекта в их познании. Новый «облик» принципа объективности. Утверждение принципа целостности. Корпускулярно-волновой дуализм и принцип противоречия. «Парадигма Бора»: необходимость множества интерпретаций. Установка на вероятностно-статистические методы исследования. Усиление роли количественных, абстрактно-формальных методов и моделирования. Принципы соответствия и дополнительности в естествознании. Сознательное использование в исследованиях групп взаимоисключающих понятий. «Природный» детерминизм и его формы. Естественно-научный редукционизм, его ограниченность и формы – механицизм, физикализм и др. Позитивное содержание диалектически понятого редукционизма.

Единство мира и принцип субстанциональности. Взаимосвязь макро- и микропроцессов природы и методов их изучения. Изменение представлений о механизме возникновения научной теории.
ТЕМА 5. КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СДВИГИ В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОМ ЕСТЕСТВОЗНАНИИ КОНЦА ХХ ВЕКА

Современный этап развития естествознания и его особенности. Осознание необходимости глобального целостного взгляда на мир. Усиление роли методологии ( в том числе и философской) в естественных науках. Сближение двух методологических культур – естественно-научной и социально-гуманитарной. Возрастание значения социокультурных факторов и смысло-жизненных, ценностных компонентов в развитии концепций и методов современного естествознания. Саморазвивающиеся, открытые, целостные системы как его объект. Необходимость учета включенности человека и его действий в функционирование таких систем.

Диалектизация естествознания и превращение в науку в развитии. Концепция единства бытия и становления И. Пригожина. Широкое распространение идей и методов синергетики. Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) коэволюции.

Внедрение времени во все естественные науки, все более глубокая и широкая их «историзация» и диалектизация. Включение в поле зрения естествознания человеческой деятельности и «человеко-размерных» систем. Включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений. Необходимость соединения когнитивных и ценностных параметров естественнонаучного знания. Трансформация идеала «ценностно-нейтрального» исследования. Антропный принцип.

Преодоление разрыва между объектом и субъектом познания. Укрепление и расширение идеи единства природы, повышение роли субстанционального и системного (целостного) подходов. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма. Формирование «организмического» видения природы. Введение нестабильности, неопределенности, открытие неравновесных структур. Преодоление мифа линейного мышления. Концепция нелинейности. Возрастание значения математических, формально-абстрактных, вероятностных методов познания. Формирование нового образа детерминизма и его «ядра» – причинности. Переход к комплексным исследовательским и методологическим программам. Усиление взаимодействия различных методов, норм и идеалов познания, междисциплинарного синтеза знаний. Методологический плюрализм.
ТЕМА 6. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГО МЕТОДОВ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)

Недопустимость полного сведения методов гуманитарных наук к естественно-научной модели или абсолютизация их специфики. Преодоление представления о том, что математическое естествознание – эталон научности и методологический идеал. Становление социально-гуманитарной методологии. Односторонность натуралистики и гуманитаристики.

Вопросы методологии в философии истории. Методологические идеи О. Шпенглера, А. Тойнби и Р. Дж. Коллингвуда. Разработка методологических проблем социального познания в марксистском обществознании. В. Дильтей о методах познания явлений культуры и о герменевтике как методологии наук о культуре. Баденская школа неокантианства (Виндельбанд, Риккерт). Их тезис о наличии двух классов наук (естествознания и «наук о культуре») и различии их методов. Идиографический и номотетический методы. Методология социального познания М. Вебера. Принцип «методологического индивидуализма». Категория «идеальный тип». Постулат «свободы от оценки», его два вида и генезис. Проблема объективного познания в науках о культуре.

Обсуждение вопросов специфики и методов гуманитарных наук в герменевтике. Метод и истина в философской герменевтике. Метод и истина в философской герменевтике Гадамера. Его стремление объединить герменевтику с диалектикой. Истина познается не только (и не столько) с помощью научного метода. Понимание (процесс поиска смысла) – способ существования познающего и оценивающего человека, универсальный способ освоения мира в «стихии языка».

Структурный метод в науках о культуре (М. Фуко, К. Леви-Стросс, Р. Барт, Лакаи и др.). Критический метод и логика социальных наук К. Поппера. Его критика методологического натурализма. Антинатурализм и пронатурализм. Номинализм и эссенциализм. Метод и практика. Историзм и историцизм. Предсказание и пророчество. «Частичный» и «утопический» (холистский) подходы как стили мышления и формы социальной инженерии. Методы обобщения и редукции. Теоретические и исторические науки: единство метода. Общая и специальная («ситуационная») логики, их единство в социальном познании. Человеческий фактор и социальная теория.

Характерные особенности познания социокультурных явлений и процессов. Определяющая роль здесь индивидуального аспекта и ценностно-смысловых параметров бытия людей. Постоянная включенность субъекта в предмет исследования – сферу человеческой деятельности в ее различных формах. Акцент на единичное, но на основе всеобщего, закономерного. Текстовая природа социального познания. Постструктурализм и метод доконструкции культурных текстов. Особое место семиотической проблематики в социокультурном познании.

Специфика законов в социальном познании. Соотношение здесь эксперимента и теории. Динамика социокультурного знания. Решающая здесь роль принципов историзма в целостности (системности) в анализе явлений культуры, в выявлении многовариантности их эволюции. Необходимость учета субъективных и случайных факторов. Значение и смысл.

Метод, истина, ценности в социокультурном познании. Различие понятий «отнесение к ценностям» и «свобода от оценки». Регулятивный характер ценностей в изучении социальных процессов, их тесная связь со смыслом. Принцип объективности социального исследования и постулат «свободы от оценки». «Неточность» познания социокультурных явлений, «размытость» его образов и методологическое значение здесь принципов неопределенности и «нечетких множеств». Герменевтические способы и приемы. Их направленность на «человеческие характеристики», на выявление ценностных, смысловых и иных экзистенциальных связей с миром. Важная роль процедуры понимания в постижении социальных явлений. Понимание как «движение в смыслах», его соотношение с объяснением. Понимание и самопонимание. Несводимость понимания к познанию (в частности, к интуиции). Понимание и общение. Язык – «стихия» понимания.

Диалогичность социального познания как его характерная черта. Диалог – основа творческого (нелинейного) мышления и понимания. Преимущественная ориентация социального исследования на «культурно-значимую индивидуальную действительность» (Вебер) и соответственно – на качественные методы. Определяющая роль здесь «силы абстракции» по сравнению с экспериментом, усиление значения философии и особенного диалектического метода. Противоречие как фундаментальное свойство социальных процессов и принцип их познания.

Ведущее место «индивидуализирующего» способа образования социальных понятий по сравнению с «генерализующим». Абстракции – не столько цель, сколько средство социального познания. Постановка вопроса о необходимости создания «философской логики культуры» (В.С. Библер).

Отсутствие общепризнанных парадигм и неизбежность «теоретического анархизма» (Г. Вригт) в науках о культуре.
ТЕМА 7. НОВАЯ ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОЙ МЕТОДОЛОГИИ

Кризис марксистски-ориентированной парадигмы социального мышления и ее несоответствие современной действительности. Проблема рационального «снятия» данной парадигмы и необходимость формулирования новой. Основные причины ее разработки.

Контуры (основные черты) новой формирующейся парадигмы социально-гуманитарного познания. Сближение естествознания и наук о культуре (обществознания). Усиливающееся взаимодействие противоположных концептуальных методологических подходов. Резкое расширение внутринаучной рефлексии. Повышение внимания к таким методам и приемам социокультурного познания как интроспекция, эмпатия, методы отраженной субъективности и трансперсональной психологии и др. Разработка новых методов и приемов изучения культуры.

Активное внедрение в социокультурное познание идей и методов синергетики и формирование «нелинейного мышления». Возрастание роли статистически-вероятностных методов, сближение объяснительного и интерпретационнного подходов в познании культуры.

Возрастание необходимости в создании целостной концепции жизнедеятельности человека в единстве его биологической и социальной сторон. Стремление представителей гуманитарных наук повысить свой концептуальный и особенно-методологический статус.

«Демассификация» общества и упор на свободное развитие каждого субъекта во всей его многогранности. Методологический индивидуализм. Усиление внимания к единичному, но не в ущерб всеобщему. Необходимость учета усилий каждой человеческой индивидуальности в социальном развитии и созидании культуры. Многообразие его путей (в том числе и альтернативных). Проблема исторического выбора и ответственность.

Ориентация познавательного интереса на ценностно-смысловые параметры в их индивидуализированной форме. Более глубокий учет других (наряду с материальным) факторов социального развития. Его неопределенный, неоднозначный характер. Возрастание роли антропологических описаний и аппарата герменевтики. Углубление ее связи с диалектикой. Ослабление позиций редукционизма и повышение значения принципа иерархии целостностей в познании культуры.

Информация как ключевое понятие методологии социального познания. Информация, знания и методы их получения в информационном обществе. «Глобальная электронная цивилизация» и усиление роли количественных методов. Опасность технологического детерминизма для развития культуры. Негативные последствия компьютеризации общества.

Усиливающаяся ориентация современной гуманитарной методологии не только на познание, но практику, но и на формирование человека широкой и глубокой культуры.

ТЕМА 8. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ И МЕТОДОЛОГИИ

В ПОСТПОЗИТИВИЗМЕ


Поворот методологических исследований от формальной логики к истории науки в постпозитивизме. Понятие «философия науки». Концепция логики научного исследования и роста знания К Поппера. Научные методы: их многообразие и уровни универсальности. Проблема демаркации. Фальсификация и принцип фальсифицируемости. Критический «диалектический» метод Поппера. Методологические проблемы и рост научного знания. Эпистемология как теория роста знания и метод (логика). Эвристическая роль «метафизики» (философии). Поппер о диалектике Гегеля и Маркса. Трудности и коллизии концепции Поппера, его оценка «экономизма» Маркса.

Парадигма и «методологические директивы» (Т. Кун). Понятие научного сообщества. Парадигма как способ деятельности научного сообщества. Дисциплинарная матрица и ее основные элементы. Многоуровневый характер методологических правил. Роль философии в развитии науки. Соотношение правил, парадигм и «нормальной науки». Историко-научный процесс и изменение правил – предписаний.

Методология научно-исследовательских программ (И. Лакатос). Основная идея концепции Лакатоса и ее цель. Недопустимость абсолютизации и субъективизации методологии. Методология науки («логика открытия») и ее четыре формы. Односторонность априоризма и антитеоретизма. Социально-культурный фон методологии. Реальная история как «пробный камень» ее рациональной реконструкции. Ограниченность последней. Внутренняя и внешняя история. Научно-исследовательская программа: структура, функции, этапы развертывания, эффективность. Программа, «прогрессирующая на противоречивых основаниях»: Н. Бор. Виды противоречий и их роль в развитии исследовательских программ. Анализ их истории – «поистине золотое дно для методологии». Позитивная и негативная эвристика. Достижения и ограниченность «программной методологии».

Методологический анархизм П. Фейерабенда. Принцип «все возможно». Теоретико-методологический плюрализм и его аспекты. Недопустимость методологического принуждения. Научные и вненаучные методы. «Даже в науке разум не может и не должен быть всевластным». Пролиферация идей и теорий. Пределы всякой, даже наиболее очевидной методологии. Тезис о невозможности универсального метода познания. Несовместимость следования методу с творческим мышлением. Культурно-исторические и гуманистические аспекты методологии. Необходимость расширения предмета и методологического инструментария эпистемологии. Нарушение правил метода – один из факторов успеха в науке. Наивность идей жесткого метода и жесткой теории рациональности. Необходимость исторического подхода. Объективность против субъективизма и схоластики. Недопустимость недооценки метода.

«Наука является гораздо более расплывчатой и иррациональной, чем ее методологические изображения». Наука – важная, но не единственная форма познания. Наука – не священна, а ее господство – угроза демократии. «Невозможно обосновать превосходство науки ссылками на ее результаты». Необходимость отделения науки от государства.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. М., 1994.

  2. Ильенков Э.В. Философия культуры. М., 1991.

  3. Ворожцов В.П., Москаленко А.Т. Методологические установки ученого: природа и функции. Новосибирск, 1986.

  4. Кемеров В.Е. Методология обществознания: проблемы, стимулы, перспективы. Екатеринбург, 1990.

  5. Князева Е.Н. Одиссея научного разума: синергетическое видение научного прогресса. М., 1995.

  6. Кохановский В.П. Диалектико-материалистический метод. Ростов н/Д., 1992.

  7. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д., 1999.

  8. Кочергин В.П. Методы и формы научного познания. М., 1990.

  9. Кравец А.С. Методология науки. Воронеж, 1991.

  10. Лукашевич В.К. Научный метод структура, обоснование, развитие. Минск, 1990.

  11. Майдаков А.С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества. М., 1993.

  12. Мягкова Л.И., Храленко Н.И. Методология научного познания. СПб., 1995.

  13. Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992.

  14. Подкорытов Г.А. О природе научного метода. Л., 1988.

  15. Роль философии в научном исследовании. Л., 1990.

  16. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

  17. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре технической цивилизации. М., 1994.

  18. Теория и метод. М., 1987.

  19. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М., 1999.

  20. Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте культуры. М., 1992.

  21. Анисимов Л.А. Методология: функции, становление. М., 1996.

  22. Злобин Н. Культурные смыслы науки. М., 1997.

  23. Методология и методы исследования культуры. Л., 1984.

  24. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. М., 1991.

  25. Барсков А.Г. Научный метод: возможности и иллюзии. М., 1994.

  26. Коршунов А.М., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. М., 1988.

  27. Кравец А.С. Наука как феномен культуры. Воронеж, 1998.

  28. Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995.

  29. Наука и культура. М., 1984.

  30. Познание в социальном контексте. М., 1994.

  31. Проблема метода в социально-гуманитарном познании. М., 1989.

  32. Розов М.А. Методологические особенности гуманитарного познания. Новосибирск, 1986.

  33. Романовская Т.Б. Наука XIX – ХХ веков в контексте культуры. М., 1995.

Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М., 1997.

1 Понятия «социальный», «социально-гуманитарный», социокультурный» в данном тексте употребляются как синонимы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по систематической философии. Методология тема метод и методология iconРабочая программа по дисциплине «Философия и методология истории»...
Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
Программа по систематической философии. Методология тема метод и методология iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
Программа по систематической философии. Методология тема метод и методология iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
Программа по систематической философии. Методология тема метод и методология icon1. Понятие, предмет, метод и система криминологии
Тема Методология и методы криминологических исследований. Организация криминологического исследования
Программа по систематической философии. Методология тема метод и методология iconЕ. Н. Яркова история и методология
Е. Н. Яркова. История и методология юридической науки: учебное по­собие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета,...
Программа по систематической философии. Методология тема метод и методология iconРабочая программа дисциплины «История и методология химии»
Дисциплина "История и методология химии" должна сыграть объединяющую и централизующую роль в системе химических дисциплин, составляющих...
Программа по систематической философии. Методология тема метод и методология iconРабочая программа дисциплины (модуля) Методология научного исследования
Целями освоения дисциплины «Методология научного исследования» является научно-методологическое обеспечение аналитической компоненты...
Программа по систематической философии. Методология тема метод и методология iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология...
Программа по систематической философии. Методология тема метод и методология iconПрограмма итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия»
«История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»...
Программа по систематической философии. Методология тема метод и методология iconРабочая программа дисциплины «История и методология физики»
Целями освоения дисциплины История и методология физики в формате ооп впо являются
Программа по систематической философии. Методология тема метод и методология iconЛогика и методология науки
Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики дисциплина «Логика и методология науки»...
Программа по систематической философии. Методология тема метод и методология iconУчебно методический комплекс учебной дисциплины «онтология и теория...
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта...
Программа по систематической философии. Методология тема метод и методология iconУчебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология...
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта...
Программа по систематической философии. Методология тема метод и методология icon«философия и методология науки» Часть Философия науки
Предмет философии права: традиции и перспективы взаимодействия философии и права
Программа по систематической философии. Методология тема метод и методология icon«Философия и методология науки» Общие проблемы философии и методологии науки

Программа по систематической философии. Методология тема метод и методология iconЛекция по теме №10 «наука и методология» принадлежит к разделу II....
Теме №10 «наука и методология» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск