Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома 2007 удк





Скачать 188.49 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома 2007 удк
Дата публикации25.06.2013
Размер188.49 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Философия > Учебно-методическое пособие


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Костромской государственный технологический университет
Кафедра философии

Л.Н.Роднов

История и философия науки

Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени


Кострома

2007

УДК

Роднов Л.Н.: История и философия науки: Учебно-методическое пособие – Л.Н. Роднов.– Кострома: Изд-во КГТУ, 2007. – 15 с.


Учебно-методическое пособие предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней по всем специальностям для сдачи кандидатского экзамена по специальным разделам философии. Федеральным агентством по образованию этот экзамен был введен год назад, и поэтому многие вопросы введенного курса находятся еще в состоянии методического дискурса. Особенно это касается различения и связи таких важнейших разделов курса как гносеология, эпистемология, методология, через которые мыслится само понятие «философия науки». Автор пособия полагает, что основной задачей настоящего курса должна выступать такая концепция философии науки, которая не превращается в бесчеловечный, в бездушный схематизм позитивизма, в сциентизм. Стало быть, главная цель настоящего курса усматривается автором в обнаружении подлинного места науки в системе человеческой жизнедеятельности, в единстве научно-рационального и экзистенциального, телесного и душевного, трансцендентального и трансцендентного, потребительского и духовно-нравственного, метафизического и физического, наконец.

Рецензент: доктор философских наук, профессор С.К. Булдаков.


Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом университета.


© Костромской государственный технологический университет, 2007


Оглавление


  1. Тематическая структура курса «История и философия науки»…...4

  2. Экзаменационные вопросы к сдаче кандидатского экзамена

по курсу «История и философия науки»……………………………… 7

  1. Примерные темы рефератов…………………………………………10

  2. Рекомендуемая литература…………………………………………..12

  3. Требования к оформлению рефератов………………………………15



    1. Тематическая структура курса «История и философия науки»


Тема 1: Бытие и проблема обоснования необходимости познания и самопознания: общий взгляд.
Бытие: две концепции его определения. Дуализм объективного существования мира и субъективного существования человека в этом мире. Человеческая «заброшенность» и человеческая забота о необходимости физического выживания в мире. Необходимость объективного познания мира. Проблема науки и понятие научной истины. Истина в системе суждений о самой себе: истина как несомненность (Декарт), как общезначимость (Кант), как очевидность (Гуссерль), как свобода (Хайдеггер). Критерии истины. Практика как критерий истины. Логический критерий истины. Рассудок и разум, ум и мудрость. Этический и аксиологический критерии истины. Догматизм философии науки Нового времени и критическая проблема определения места и границы положительной науки в системе философских воззрений. Ход познающего самосознания Нового времени: от Канта к Гегелю или от Канта к Шопенгауэру?
Тема 2: Классическая теория познания или гносеология.
Материальное и идеальное. Античная философия науки: реализм и номинализм, эмпиризм и рационализм. Френсис Бэкон и догматическая ориентация новой науки. Научный рационализм Декарта и историческая судьба его учения о познании: от Спинозы к Лейбницу и протест Блеза Паскаля. Монадология Лейбница и конец догматического воззрения на научное познание сущего. Вопросы критической философии Канта: как возможна математика? Как возможно естествознание? Как возможна метафизика? Власть рассудка и безвластие разума в теоретической сфере научного познания. Кантовская «вещь в себе» и пути ее определения в натурфилософии Шиллинга и абсолютном идеализме Гегеля. Всемогущество диалектического отрицания и проблема отчуждения человека от самого себя в гегелевском панлогизме. Безжизненность гегелевского разума и его критика в антропологии Фейербаха, Шопенгауэра и Маркса. Канон и канун классического рационализма и переход от модуса «cogito» к модусу «existenz».

Тема 3: Современная теория познания или эпистемология.
Вопрошание С. Кьркегора: что такое истина? От истины экзистенциально понимаемого бытия к истине познания и о роли науки в таком бытии. Возврат к Канту и анализ критики кантианства со стороны представителей феноменологической теории познания: Макс Шелер, Николай Гартман и Мартин Хайдеггер (ХХ век). Попытка К.Ясперса соединить разум с экзистенцией и начало решения этой проблемы соединения у Мартина Бубера. Бытие и обладание: Эрих Фромм и Габриэль Марсель. Решает ли современная герменевтика проблему определения сущности (истины) бытия? Гадамер и Хабермас о герменевтике. Знание и понимание. Проблема понимания чужого Я (М.Шелер и Ж.-П.Сартр). Научное и вненаучное мышление: скользящая граница (В.А. Лекторский). Новый рационализм: что это такое? Концепция внеплатоновского и внегегелевского определения разума и решение проблемы познающего мышления. Ответил ли М.Хайдеггер на поставленный им вопрос: «Что называется мышлением?» и прав ли он в своем заявлении, что «наука не мыслит»?
Тема 4: Метафизика науки.
Принципиальное отличие методологии науки от философии науки (теория познания). Вопрошание субъекта философии науки: как возможно научное познание и какое место оно занимает в познающем универсуме человеческой мысли? Субъект методологии науки вопрошает: как наука, взятая сама по себе, развивается, в каких логических формах она воспроизводит и производит знание о предметно выраженных объектах, ставших предметами исследования? Методология выступает где-то посредником между философией науки и самой наукой, а поэтому ее нельзя отождествлять с первой в той же степени, как сводить вторую к обязательному знанию ученого. Практический ученый просто думает, рассуждает, дедуцирует, иногда интуитивно «схватывая» истину в трудоемком процессе раздумья, пуская ее по линии связи с другими понятиями в той предметной сфере деятельности. Он не задумывается при этом, по каким «рельсам» идет его мысль, какие формы (логические) он использует и какие методы применяет, хотя последние для него на лицо и, скорее всего, он их знает. Тем не менее ясно, что действующий ученый – это одно, а методолог – это другое. Второй – обязательно логик, к тому же формальный, могущий вполне не быть ученым в тех сферах, которые абстрактно выражает в своих символических суждениях. Реальный же ученый индифферентен, совершенно безразличен и к формализму, и к конструктивизму, и к логицизму вообще, хотя всеми этими «вещами» он неосознанно пользуется. В этом плане подлинный ученый несравненно выше методолога, который, наверное, необходим, но вовсе не обязателен. Здесь приблизительно то же соотношение, как между умным чиновником (чиновники, будучи бюрократами, не умны) и настоящим работающим человеком.

Последний может не понимать смысла своей рефлексии (размышления) – логического отношения,- т.е. не знать определений (дефиниций), данных самому понятию (понятиям) – он просто размышляет, не владея этой логикой, хотя и следуя ей без всякого сомнения. Кто должен на эту присущую ему рефлексию указать? Наверное, тот, кто зовется методологом. Последний знает, какими методами и формами мысли владеет первый, благодаря которым он получает какой-то положительный (или отрицательный) результат, идеальный продукт, то или иное понятие о чем-либо.

Все эти методы как эмпирического, так и теоретического уровня давно известны и описаны во всех учебниках и пособиях (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, моделирование, обобщение, аксиоматизация и т.д.), равно как известны давно и формы, через которые и благодаря которым научное знание функционирует (проблема, факт, аргумент, гипотеза, теория, научно-исследовательная программа и пр.). Также хорошо известна так называемая «динамика» (само собой, поверхностная) научных открытий, описанная, как считается, впервые Томасом Куном в его «Структуре научных революций», названных им парадигмами.

Конечно, все это надо знать, раз речь идет о науке и ее саморазвитии. Однако быть методологом науки вовсе не значит быть ее философом. Методолог – это более историк науки при поддержке формального логика, но не более того. Он отвечает на вопрос, как, в каких формах и под воздействием каких формальных методов развивается наука в целом, но сугубо философский – трансцендентальный – вопрос о самой возможности науки, возможности определить объективное основание ее как таковой, методология не отвечает, поскольку не выходит за ее пределы – не выходит в метафизику и не основывается, стало быть, на ней. Однако в связи с тем, что методология немыслима вне истории науки ( с ее логикой) , она обязана входить в содержание нашего курса, в том числе даже по своему названию «История и философия науки»
Тема 5: Философские основания частных наук и их история.

Генезис и основные исторические этапы развития науки. От мифа к логосу. От логоса к преднауке. Античная наука. Наука в средневековье. Классическая наука. Неклассическая и постнеклассическая наука. Философские вопросы истории математики, естествознания, техники, экономики, социологии и гуманитарного знания.

II. Экзаменационные вопросы

к сдаче кандидатского экзамена по курсу

«История и философия науки»


  1. Философия, наука и философия науки. Гносеологический, эпистемологический и методологический смысл понятия «философия науки».

  2. Человеческое бытие и определение необходимости гносеологического акта в деятельности потока сознания.

  3. Научная истина – что это такое? Субъект-объектное отношение и основная проблема теории познания и философии науки.

  4. Сознание, самосознание и требование познания и самопознания. Сущность сознания и истина познания.

  5. Наука и философия техники: «постав» и «отрешенность» (по Хайдеггеру).

  6. Научное и вненаучное мышление:скользящая граница.

  7. Наука и осмысление. О невозможности материалистического разрешения гносеологического вопроса возможности науки. Выходы из тупика (перечислить историко-философские пути выхода).

  8. Платоново-эйдоническая установка на познание истины бытия. Материальное и идеальное. Реализм и номинализм Познание как воспоминание единого в единичном. Человеческая душа и ее тело.

  9. От объективности истины к ее «несомненности» (Р.Декарт), ее «общезначимости» (И.Кант), ее «очевидности» (Э.Гуссерль) и ее «свободе» (М.Хайдеггер).

  10. Философское воззрение на науку Нового времени. Эмпиризм и рационализм. Ф.Бэкон и Р.Декарт. Декартовская методическая установка на познание и критерий истинности.

  11. О научной несостоятельности эмпиризма и абстрактной отвлеченности рационализма от живой человеческой жизни: общий взгляд.

  12. Несомненность причинности и онтологическое доказательство существования Бога как единственной возможности оправдания соответствия мыслимого и реально существующего, «протяженного».

  13. Математический характер научной истины и заблуждение как вина воли.

  14. Три рода познания Б.Спинозы и спинозовский нравственный идеал.

  15. Монадология Лейбница как принцип и философское основание научного познания: истины разума, истины факта и принцип достаточного основания. Предустановленная гармония.

  16. Блез Паскаль и проблема познания: «порядок разума» и «порядок сердца». Наука, философия и живая Вера: о невозможности научно обосновать духовно-нравственный смысл человеческого существования.

  17. Возникновение критико-трансцендентальной гносеологии Канта и проблема «вещи в себе»: почему и как она возможна?

  18. Кантовские трансцендентальные вопросы возможности науки. Как возможна математика? Как возможно естествознание? Возможна ли метафизика как наука?

  19. Категорический императив Канта и проблема этики как науки. О неопределенности разума в учении Канта о роли трансцендентальной логики.

  20. Система трансцендентального идеализма Шеллинга и возникновение гегелевского диалектического метода познания.

  21. Гегелевское понимание конкретности истины познания и историческая критика «диалектического разума».

  22. Гегелевский логический процесс и его критика со стороны К.Поппера и Вл.Соловьева. Претендует ли гегелевская диалектика на то, чтобы быть универсальным научным методом познания?

  23. От гегелевского панлогизма к позитивизму и экзистенциализму как двум предельно крайним течениям в определениях человеческого бытия. От Л.Фейербаха, К.Маркса и А.Шопенгауэра к Фр.Ницше.

  24. Карл Маркс и Серен Кьеркегор: к проблеме постижения истины живой человеческой реальности.

  25. Смена гносеологических парадигм и возникновение «феноменологического движения» в философии науки: от Франца Брентано (1838–1917) к Эдмонду Гуссерлю (1859–1938) и Максу Шелеру (1874–1928).

  26. Две установки в феноменологическом познании истины и попытка их «снятия» в онтологии Мартина Хайдеггера (1889-1976).

  27. Проблема сознания: знание и понимание. Герменевтика как искусство понимания другого.

  28. Дискуссии о герменевтике: Г.Гадамер, Ю.Хабермас и др. Почему у М.Хайдеггера «наука не мыслит»?

  29. Смысл онтологического постижения действительности и решение проблемы разума в его противопоставленности рассудку на экзистенциальном уровне. Мартин Бубер и антропологическая проблема.

  30. Наука, религия и современные проблемы диалога культур.

  31. Истина и правда повседневности.

  32. Искусство и понимание: сотворение смысла.

  33. Метод и методология. Классификация методов.

  34. Общенаучные методы эмпирического исследования.

  35. Общенаучные методы теоретического познания.

  36. Общелогические методы и приемы исследования.

  37. Понимание и объяснение.

  38. Глобальные революции и смена типов научной рациональности: от античности до современности.

  39. Наука и этика, или о духовном кризисе европейской культуры.

  40. Метафизика психической жизни. Сознание и психика.

  41. Метафизика в логической сфере и причина упадка проблемы сознания. Сознание и «душа».

  42. Метафизика экономической жизни и проблема определения понятия «общественной собственности».

  43. Самодеятельность как творческий акт свободы в экономической сфере жизни людей.

  44. Решение Марксовой проблемы отчуждения человека от самого себя. Истина «общественного» и истина «коллективного».

  45. Философия правосознания и проблема кантовской этики.

  46. Наука и искусство. Метафизика прекрасного.

  47. Метафизика свободы и демократия.

  48. Понятие права у Канта и Гегеля с точек зрения русской традиции и современности.

  49. Метафизика проблемы духовности и культуры в целом.

  50. Природа науки и роль истории науки: на пути к нормальной науке (по Томасу Куну).

  51. Нормальная наука как решение головоломок. Приоритет парадигм.

  52. Аномалия и возникновение научных открытий.

  53. Кризис и возникновение научных теорий. Реакция на кризис.

  54. Природа и необходимость научных революций. Революции как изменение взгляда на мир.

  55. Научно-технический прогресс и духовный кризис современной технотронной цивилизации. Возможный выход из исторического тупика. Информативно-«кнопочное» мышление и превращение человека в бездушный компьютер.

  56. На что наука способна и на что она претендовать не в состоянии?

  57. К истории науки: античность.

  58. К истории науки: средневековье.

  59. К истории науки: Новоевропейская, или классическая, наука.

  60. К истории науки: неклассическая и постклассическая наука.

  61. О некоторых вариантах соединения религии и научного знания (проекты христианской физики и христианской психологии).

  62. Разум и нравственность, рассудок и мораль.


III. Примерная тематика рефератов
Тематика по общим проблемам философии науки


  1. Философия и наука: их связь и различие.

  2. В чем прав и в чем заблуждается М.Хайдеггер, утверждая: «Наука не мыслит»?

  3. Определение культуры и места науки в ней.

  4. Как возможна научная истина?

  5. Истина и правда.

  6. О несосостоятельности эмпирического метода познания в обнаружении научной истины.

  7. Догматические системы философии Нового времени (XVII в. Декарт, Лейбниц, Спиноза) и их рациональные способы обоснования науки.

  8. Трансцендентальная логика Канта и проблематика кантовской «вещи в себе».

  9. На что способен разум в критической философии Канта?

  10. Проблема этики в трансцендентальной философии Канта.

  11. Решение антропологического вопроса в абсолютном идеализме Гегеля.

  12. Гегелевская диалектическая система познания действительности и место человека в ней.

  13. Решение антропологического вопроса в философии Артура Шопенгауэра.

  14. Решение антропологического вопроса в философии Карла Маркса.

  15. Некоторые проблемы социальной философии: персонализм, коллективизм и проблема определения общественной собственности.

  16. Прав ли Прудон, определяя собственность как кражу?

  17. Некоторые вопросы философии культуры.

  18. Философия и наука в трактовке понятия «бытия».

  19. Разум и нравственность, рассудок и мораль.

  20. Размышление по поводу высказываний Г.Лейбница («Человеческий мир – лучший из миров») и А.Шопенгауэра («Человеческий мир – худший из миров»).

  21. Серен Кьеркегор и проблема метафизического определения истины : от cogito к existenz.

  22. Философская истина, истина научная, или к вопросу соотношения «души» и «тела».

  23. Знание и мудрость.

  24. Наука под призмой религиозного сознания.

  25. Как примирить науку с философией, а философию с религией?


Тематика рефератов

по общим и частным вопросам методологии науки


  1. Наука и современная цивилизация.

  2. Этические проблемы науки.

  3. Экологическая этика и ее философские основания.

  4. Наука, этика и культура.

  5. Математика и ее роль в научном познании (от Декарта к Канту и от него в настоящее время).

  6. Место математики в системе научного знания. Логико-гносеологический смысл математизации знания о мире.

  7. Научные традиции и научные революции (по Томасу Куну).

  8. Классический и современный рационализм: в поисках адекватных идей и чувственный содержаний.

  9. Герменевтика как уход от действительных и жизненных проблем постижения бытия.

  10. Способна ли наука сформировать человека как личность?

  11. Наука и техника и «отрешенность» (по Хайдеггеру).

  12. Философия техники и современной научно-технический прогресс.

  13. Этические перспективы науки будущего.

  14. Физическая картина мира и проблема Веры в потустороннее, трансцендентное начало бытия.

  15. Наука и гуманитарное знание.

  16. Наука и искусство: к проблеме аксиологии.

  17. Метафизика экономической жизни и проблема определения понятия «общественной собственности».

  18. Философия правосознания и мораль.

  19. О научной несостоятельности эмпиризма.

  20. Объективность и транссубъективность.

  21. Свобода и демократия: что это такое и как они соотносятся между собой.

  22. Мир природы и царство свободы.

  23. Наука, практика и понятие идеального.

  24. Наука как социальный институт гражданского общества.

  25. Гражданское общество и общество подлинно человеческое: в чем их различие?

  26. Наука и осмысление (по Хайдеггеру).


Замечание: аспирант (соискатель) может выбрать свою тему по истории и философии той науки, которой он непосредственно занимается на кафедре своего научного руководителя, согласовав свою тему с ведущим курс профессором кафедры философии.


IV. Список рекомендуемой литературы


  1. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность/Н.С.Автономова М.,1988.

  2. Аристотель. Соч. в 4 т. Т.1. Метафизика М.,1976.

  3. Асмус В.Ф. Иммануил Кант./ В.Ф. Асмус.– М.,1973.

  4. Бергсон А. Творческая эволюция./А. Бергсон. – М.,1998.

  5. Брентано Ф. О происхождении нравственного познания./Ф. Брентано – С-Пб.,2000.

  6. Бубер М. Два образа веры./М.Бубер.– М.,1995.

  7. Бурбаки. Очерки по истории математики./Бурбаки– М.,1960.

  8. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста./В.И.Вернадский– М.,1988.

  9. Винер Н. Кибернетика и общество./Н.Винер– М.,1980.

  10. Витгенштейн Л. О достоверности//Вопросы философии.1991,№2.

  11. Витгенштейн Л. Философские работы./Л. Витгенштейн.– М.,1994.

  12. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики./Х.Г. Гадамер –М.,1988.

  13. Гайденко П.П. История новоевропейской философии (в ее связи с наукой)./П.П.Гайденко.– М.,2000.

  14. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум./П.П.Гайденко.– М.,2003.

  15. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному./П.П.Гайденко.– М.,1997.

  16. Гуссерль Э. Картезианские размышления./Э.Гуссерль.– С-Пб.,1998.

  17. Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии./Э.Гуссерль.– М.,1994.

  18. Гартман Н. К основоположению онтологии./Н.Гартман.– С-Пб.,2003.

  19. Декарт Р. Сочинения в 2-ух т. Т.1 .Рассуждение о методе. М.,1987.

  20. Дальтей В. Сущность философии./В.Дальтей.– М.,2001.

  21. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия./А.Б.Демидов.– Минск,1999.

  22. Дробницкий О.Г.Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий.– М.,1977.

  23. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания: сб.статей- М.,1990

  24. Ильин И.А. Религиозный смысл философии./И.Л.Ильин.– М.,2006.

  25. Кант И .Соч. в 6 томах. Т.3. Критика чистого разума. М.,1964.

  26. Кант И. Там же. Т.4. Критика практического разума.М.,1964.

  27. Кезин А.В. Наука в зеркале философии./А.В.Кезин.– М.,1990.

  28. Киссель М.А. Метафизика в век науки./М.А.Киссель.– С-Пб.,2002.

  29. Концепции науки в буржуазной философии и социологии.: Сб.статей –М.,1973.

  30. Культура: теории и проблемы.: Сб.статей – М.,1995.

  31. Кун Т. Структура научных революций./Т.Кун.–М.,1977.

  32. Кутырев В.А. Разум против человека./В.А.Кутырев.– Н-Новгород,1999.

  33. Левит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века./К.Левит.– С-Пб.,2002.

  34. Левинас Э. Избранное: Трудная свобода./Э.Левинас.– М.,2004.

  35. Левицкий С.А. Трагедия свободы./С.А.Левицкий.– М.,1995.

  36. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание./В.А.Лекторский.– М.,1980.

  37. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая./В.А.Лекторский.– М.,2001.

  38. Локк Дж. Соч.в 3-х т. М.,1985.

  39. Маритен Ж. Философ в мире./Ж.Маритен.– М.,1994.

  40. Маритен Ж. Знание и мудрость./Ж.Маритен.– М.,1999.

  41. Маритен Ж. Избранное: Величие и нищета метафизики.Ж.Маритен.– М.,2004.

  42. Маркс К. Сочинения. 2-е изд. Т.42

  43. Маркузе Г. Эрос и цивилизация./Г.Маркузе.– М.,2003.

  44. Марсель Г. Иметь и быть./Г.Марсель.– Новочеркасск.,1994.

  45. Марсель Г. Опыт конкретной философии./Г.Марсель.– М.,2004.

  46. Мерло-Понти. М. В защиту философии./Мерло-Понти.– М.,1996.

  47. Микешина Л.А. Философия науки./Л.А.Микешина.– М.,2005.

  48. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы./ Л.А.Микешина.– М.,2002.

  49. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии./В.В.Миронов.– М.,1997.

  50. Моисеев Н.Н. Современный рационализм./Н.Н.Моисеев.– М.,1995.

  51. Мораль и рациональность.: Сб.статей – М.,1995.

  52. Мунье Э. Персонализм./Э.Мунье.– М.,1992.

  53. Наука в культуре. Сб.статей – М.,1998.

  54. Никифоров А. Природа философии./А.Никифоров.– М.,2001.

  55. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды./Ортега-и-Гассет.– М.,2000.

  56. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-ух томах./К.Поппер.– М.,1992.

  57. Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура./В.Н.Порус.–М.,2002.

  58. Проблема человека в западной философии./М.,1988.

  59. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. /И.Пригожин.,И.Стенгерс .–М.,2001.

  60. Прудон П.Ж. Что такое собственность?/ П.Ж.Прудон.– М.,1998.

  61. Разум и экзистенция.Сб.статей – С-Пб.,1999.

  62. Риккерт Г. Философия жизни./Г.Риккерт.– Киев,1998.

  63. Роднов Л.Н. Философия. Краткий курс./Л.Н.Роднов.– Кострома. 2006.

  64. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто./ Ж.-П.Сартр.– М.,2000.

  65. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук; под ред. Миронова В.В. М.,2006.

  66. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права./ИЭ.Ю.Соловьев.– М.,1992.

  67. Степин В.С. Философская антропология и философия науки./В.С.Степин.– М.,1992.

  68. Степин В.С. Теоретическое знание./В.С.Степин.– М.,2000.

  69. Степин В.С. Горохов В.Г. Введение в философию науки и техники.В.С.Степин,В.Г.Горохов.– М.,2003.

  70. Слотердайк П. Критика цинического разума./П.Слотердайк.– Екатеринбург.,2001.

  71. Стрельцова Г.Я. Паскаль и современная культура./ Г.Я.Стрельцова.– М.,1994.

  72. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории./А.Дж.Тонби.– М.,2003.

  73. Тиллих П. Избранное. Теология культуры./П.Тиллих.– М.,1995.

  74. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки./Е.В.Ушаков.– М.,2005.

  75. Феррер Х. Новый взгляд на трансперсональную теорию./Х.Феррар.– М.,2004.

  76. Фишер К. Декарт./К.Фишер.– М.,1994.

  77. Фишер К. Артур Шопенгауэр./К.Фишер.– М.,1998 Фишер К. Спиноза. М.,2005.

  78. Фишер К. Бэкон./К.Фишер.– М.,2003.

  79. Философия Гегеля и современность. Сб.статей –М.,1973.

  80. Фромм Э. Быть и иметь./Э.Фромм.–М.,1986.

  81. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность./Ю.Хабермас.– М.,1995.

  82. Хамитов Н. Философия человека: от метафизики к метиантропологии. /Н.Хамитов.–Киев,2002.

  83. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге./М.Хайдеггер.– М.,199.

  84. Хайдеггер М. Время и бытие./М.Хайдеггер.– М.,1993.

  85. Хайдеггер М. Бытие и время.М.Хайдеггер.–М.,1997.

  86. Шеллинг. Философия откровения./Шеллинг.– С-Пб.,2002.

  87. Шелер М. Избранные произведения./М.Шелер.– М.,199.

  88. Швейцер А. Культура и этика./А.Швейцер.– М.,1973.

  89. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры./А.Швейцр.– М.,1993.

  90. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1-2. М.,1993-1998.

  91. Штирнер М. Единственный и его собственность./М.Штирнер.– С-Пб.,2001.

  92. Эйнштейн и философские проблемы физики ХХ века.Сб.статей– М.,1979.

  93. Ясперс К. Введение в философию./К.Ясперс.– Минск.,2000.

  94. Ясперс К. Смысл и назначение истории./К.Ясперс.– М.,1994.


Y. Требования, предъявляемые к реферату
1. Выбор темы определяется содержанием самого курса, по которому сдается кандидатский экзамен, а также творческим интересом аспиранта. При этом желательно, хотя и не строго обязательно, чтобы аспирант (соискатель) выбрал ту науку для философского или исторического исследования, которая относится к той кафедре, от которой автор выступает в качестве аспиранта (соискателя).

2. Объем реферативной работы должен быть не меньше 30000 знаков и не более 60000 знаков печатного текста.

3. Оформление реферата предполагает:

  • Титульную страницу с указанием федерального агентства соответствующего министерства, названия учебного заведения, кафедры философии, названия темы реферата, исполнителя с указанием кафедры и научного руководителя по написанию реферата.

  • Структуру работы (главы или параграфы).

  • Ссылки на источники: либо построчные, либо сквозные.

  • Список использованной литературы на последней странице реферата.

  • Запрещается обычное «списывание» и «скачивание» текста по Интернету. Необходимо тему изучать на своем собственном языке, предварительно ее продумав и поняв.

Для облегчения поиска темы для реферата стоит привести примерную тематику, хотя аспирант (соискатель) имеет право быть независимым от этой тематики, сформулировав свою собственную тему, согласовав ее с научным руководителем по реферату на кафедре философии.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома 2007 удк iconУчебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей
История и философия науки: учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по подготовке к экзамену кандидатского минимума...
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома 2007 удк iconПамятка соискателю ученой степени кандидата наук
Памятка предназначена для аспирантов и соискателей, готовящих диссертацию к защите на соискание ученой степени кандидата наук, а...
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома 2007 удк iconВысшего профессионального образования «владимирский институт бизнеса»...
Памятка предназначена для аспирантов и соискателей, готовящих диссертацию к защите на соискание ученой степени кандидата наук
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома 2007 удк iconЗакончил поступающий. – для поступающих в аспирантуру и соискателей...
Снг после 1991 г., – оригинал и копия свидетельства об эквивалентности диплома – для поступающих в докторантуру и соискателей учёной...
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома 2007 удк iconТемы рефератов для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата...
Темы рефератов для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук по дисциплине «История и философия науки (по отраслям наук)»...
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома 2007 удк iconС. А. Чернов Кандидатский экзамен по истории и философии науки (учебно-методическое пособие)
Российской Федерации приказами от 17 февраля 2004 года №696 и №697 утвердило новый перечень кандидатских экзаменов для соискателей...
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома 2007 удк iconС. А. Чернов Кандидатский экзамен по истории и философии науки (учебно-методическое пособие)
Российской Федерации приказами от 17 февраля 2004 года №696 и №697 утвердило новый перечень кандидатских экзаменов для соискателей...
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома 2007 удк iconМетодические рекомендации по планированию обучения и научно-исследовательской...
Методические рекомендации предназначены для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома 2007 удк iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома 2007 удк iconУчебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей
Учебное пособие предназначено для аспирантов и соискателей и содержит материалы, необходимые для организации их аудиторной и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома 2007 удк iconУчебно-методическое пособие адресовано студентам очной формы обучения...
Кискин Е. В., Ахмедова А. К. Юридическое делопроизводство: Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной формы обучения....
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома 2007 удк iconУчебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010
Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома 2007 удк iconЭкономики и менеджмента
Настоящая программа ориентирована на подготовку аспирантов и соискателей ученой степени кандидата экономических наук к экзамену по...
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома 2007 удк iconУчебно-методическое пособие Красноярск сфу 2012 удк 504. 004. 4 (07) ббк 28. 0я73
Экологическая информатика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. А. Субботин. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 9 с
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома 2007 удк iconМетодическое пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых...
Основные принципы проведения клинических испытаний (на примере испытаний лекарственных препаратов)…5
Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома 2007 удк iconКонцепции современного естествознания Учебно-методическое пособие
Тарковский В. Н. Концепция современного естествознания: учебно-методическое пособие. В. Н. Тарковский.– Кострома: Изд-во кгту, 2006.–...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск