Программа «Обществоведческое образование»





Скачать 137.88 Kb.
НазваниеПрограмма «Обществоведческое образование»
Дата публикации25.06.2013
Размер137.88 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ В МАГИСТРАТУРУ

по направлению 050100.68 «Педагогическое образование»

магистерская программа «Обществоведческое образование»

Раздел 1. Философия, ее предмет, основные функции, роль в жизни человека и общества

Тема 1. Предмет философии

Потребность в познании и упорядочивании мира как предпосылка мировоззрения. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения: знания, ценности, убеждения, идеалы.

Исторические типы мировоззрения. Особенности мифологического и религиозного мировоззрения. Специфика философии как формы духовного освоения мира человеком.

Всеобщее в системе «мир-человек» как предмет философии. Структура философского знания. Становление и смысл основного вопроса философии. Классификация философских учений и направлений. Идеализм и материализм как предельные основания соответствующих концепций. Монизм и дуализм. Взаимосвязь философии с наукой, искусством, религией и другими формами общественного сознания. Роль философии в жизни человека и общества. Основные функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, воспитательная.

Тема 2 Основные этапы становления философии


Становление философии, этапы её исторического развития. Специфика древневосточной, античной, средневековой философии. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Зарубежная философия XVIIXIX века. Основные этапы развития и основные представители русской философии: славянофильство, русский космизм, философия всеединства, историософия.

Особенности и основные направления философии ХХ века и современной философии: эмпириокритицизм, неоавгустинизм и персонализм, психоаналитическая философия, неомарксизм, философский иррационализм, герменевтика, неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм как разновидность позитивизма, христианский эволюционизм, «философия жизни», экзистенциализм, постмодернизм.

Раздел 2. Философское учение о бытии. Материя и её основные свойства

Тема 1. Проблема бытия


Категория бытия, её философский смысл и специфика. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понятия материального и идеального. Самоорганизация бытия. Основные формы бытия, их взаимосвязь. Бытие и сущее. Бог. Абсолют. Бытие и проблема субстанции. Идеалистическое и материалистическое понимание субстанции. Субстрат.

Тема 2. Формирование понятия материи


Формирование понятия материи в философии и науке. Категория материи и её фундаментальное значение в системе философского материализма. Проблема философского определения материи. Современная наука о структуре материального мира, видах материи. Материя как субстанция. Философия о многообразии и единстве мира.

Тема 3 Формы бытия материи


Понятие пространства и времени в философии и науке. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени, их мировоззренческая и методологическая основы. Специфика пространственно-временных свойств в неживой, живой природе и обществе.

Философское понимание движения. Движение и покой. Современная наука о формах движения материи и их взаимосвязи. Движение и развитие. Направление, этапы развития и теория самоорганизации (синергетика).

Тема 3. Диалектика как наука о развитии


Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Диалектика и метафизика. Принцип всеобщей связи. Отношение как единство связи и изолированности. Классификация связей. Принцип развития. Развитие и движение. Развитие, эволюция и революция. Понятие закона и категории, их классификация. Диалектика как теория и метод познания.

Механизм развития. Взаимосвязь количественных и качественных изменений в развитии. Мера и диалектический скачок. Причины, движущие силы развития. Понятие диалектического противоречия. Этапы развития противоречия: гармония, дисгармония, конфликт. Конструктивное и деструктивное разрешение противоречий. Виды противоречий. Диалектическое и метафизическое отрицание.отрицание и его виды. Единство поступательности и преемственности, цикличности и необратимости в развитии.

Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научная, философская и религиозная картины мира.
Раздел 3. Человек, общество и культура

Тема 1. Человек и природа

Понятие природы как мира во всем его многообразии ее форм и как совокупность естественных условий бытия человека. Естественная и социальная история.

Проблема антропосоциогенеза. Трудовая, игровая, психоаналитическая и другие гипотезы социогенеза. Природные и социальные предпосылки развития и функционирования общества.

Человек и биосфера. Понятие этноса. Типы и динамика этнических общностей. Соотношение социально-исторических, этнических и природных факторов эволюции общества.

Характер и формы взаимодействия общества и природы в различные исторические периоды. Понятие ноосферы. Сущность современной социоэкологической ситуации. Основы научного природопользования.

Тема 2. Проблема культуры в истории социально-философской мысли

Культура и цивилизация. Аксиологическая, деятельностная, информационно-семиотическая, системная трактовка культуры в отечественной литературе, а также понимание ее как качественной характеристики состояния общества. Культура как мир человека, как способ его деятельности, как мера развития личности, воплощенная в системе материальных и духовных ценностей. Социальные функции культуры. Структура культуры и ее содержание. Материальная и духовная культура, их взаимодействие. Культура как развивающееся явление. Традиции и новаторство в культуре. Культура и цивилизация. Культура и научно-технический прогресс. Техника как явление культуры. Диалектика национального, классового и общечеловеческого в культуре. Единство, многообразие и взаимодействие культур.

Культура как способ социализации человека. Механизмы социализации: подражание, внушение, заражение, научение. Формы, уровни и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Молодежная субкультура. Типология культур. Культура Запада, Востока и России. Своеобразие основ и путей развития культур. Диалог культур как форма взаимодействия и взаимопонимания народов. Самобытность и своеобразие русской культуры. Исторические основания и корни русской культуры.

Тема 3. Общество и его структура


Философское понимание общества. Тождественность понятий «общество» и «государство» в античности и в средние века. Идея первичности общего над отдельным, общества над индивидом.

Теория естественного состояния и общественного договора (Т.ГоббсД.Локк, Ж.-Ж.Руссо). Понятие общества, гражданского общества и государства в философии Нового времени.

Общество и общественные отношения. Сущность, генезис и структура общественных отношений. Сферы общественной жизни. Их специфика и взаимосвязь.

Тема 4. Развитие общества как естественноисторический процесс


Потребности и интересы как побудительные мотивы деятельности людей. Формирование представлений о законах общественного развития (Дж. Вико, Ш. Монтескье, И. Гердер, Г. Гегель, К. Маркс, О. Конт, А. Тойнби).

Натурализм и историцизм об общественных законах.

Тема 5. Человек в системе социальных связей


Представления о природе и сущности человека в классической и постклассической философии. Биологическое и социальное в историческом и индивидуальном развитии человека.

Человек и исторический процесс. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Структура и типы личности. Грани взаимодействия личности и общества. Коллективизм и индивидуализм как личностные ориентации. Механизмы включения человека в общество и гармонизации общественных отношений.

Тема 6. Структура исторического процесса

Проблема ступеней исторического развития и его этапов. Линейная периодизация истории. Соотношение человеческой и божественной истории у Августина Аврелия. История как осознание обществом свободы в философии Гегеля. Исторические эпохи как стадии развития философских воззрений (Сен- Симон). Периодизация истории в работах К.Маркса. Теория общественно-экономической формации. Линейные концепции истории в философии ХХ века.

Циклическая периодизация истории в работах Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.-Дж. Тойнби.

Понятие общественного прогресса и его критерии. Прогресс и регресс в обществе.

Раздел 4. Смысл человеческого бытия

Тема 1. Проблема смысла жизни

Смысл человеческого бытия. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия. Наслаждение как смысл жизни в философии гедонизма. Утилитаризм о полезности как смысле жизни и цели деятельности. Идея отсутствия смысла жизни в экзистенциализме. С.Л.Франк о бессмысленности жизни и внесении в нее смысла. Смысл жизни как забота о всеобщем благе у Л.Н.Толстого. Смерть как одна из основных тем философского размышления. Теология о смерти тела и бессмертии души. М.Хайдеггер о сознании смертности, о человеческом бытии как «бытии  к смерти». Отрицание значения смерти в философии К.Ясперса, А.Камю, Ж.-П.Сартра. Г.Маркузе об «идеологии смерти». Бессознательное стремление к смерти.

Тема 2. Проблема свободы

Проблема свободы личности в различные исторические эпохи и в различных концепциях. Границы свободы. Свобода и необходимость. Личность и массы. Проблема субъекта исторического процесса. Историческая необходимость и свобода воли (фатализм, волюнтаризм, материалистический детерминизм).

Насилие и ненасилие. Свобода как важнейшая ценность человека. Свобода как внутреннее состояние, как осознанный выбор деятельности. Объективные и субъективные условия осуществления свободы. Свобода и несвобода, свобода и ответственность личности. Свобода и нравственный выбор. Всемирная история как процесс реализации и развития свободы. Соотношение личных, этнических, национальных, классовых, общечеловеческих ценностей.

Одиночество как социальная проблема.

Тема 3. Мораль как форма осознания взаимосвязи человека и общества

Возникновение морали Мораль и нормы нравственности. Историческое и вечное в морали. Общечеловеческие ценности и моральные нормы. Мораль, справедливость, право.

Представления о совершенном человеке в различных культурах. Типы цивилизации и человек. Регламентированность и традиционность поведения человека в традиционном обществе. Человек эпохи Возрождения. Разрушение традиционной социальной структуры. Свобода деятельности и отчуждение. Реформация и ее влияние на формирование новой системы ценностей.

Формирование установки на самодостаточность и автономность личности в Новое время. Демократизация социальной жизни и возможности самореализации личности, ее способностей и потребностей. Человек в условиях индустриальной и информационной цивилизации.

Тема 4. Эстетические ценности и эстетическое отношение человека к миру

Духовность и бескорыстность эстетического отношения. Искусство как отражение духовного бытия человека в мире. Возникновение искусства. Функции искусства. Роль искусства в формировании личностных качеств человека.

Тема 5 Специфика религиозного объяснения и упорядочивания мира

Причины возникновения религии, ее социальные и психологические функции. Религия как специфическая форма человеческой духовности. Понятие веры. Соотношение разума и веры в истории религии. Компенсаторная, регулятивная, миссионерская, и другие функции религии. Религиозное сознание. Мировые религии. Место религии в современном мире. Гуманитарная деятельность современных церковных организаций. Понятие антиклерикализма, религиозного скептицизма, вольнодумства и атеизма. Проблема свободы совести.

Раздел 5. Сознание и познание

Тема 1. Феномен сознания в различных философских концепциях


Идентификация сознания и души в античной философии. Уровни духовного опыта в средневековой философии. Сознание как рефлексия.

Переосмысление проблемы сознания в философии Нового времени. Автономность и самодостаточность сознания в философских концепциях ХУ11 – ХУ111 веков. Сознание как самосознание.

Марксистская концепция сознания: сознание как функция и как предпосылка социальной системы.

Современная наука и философия о предпосылках и основаниях возникновения сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения. Проблема генезиса сознания.

Сознание как высшая форма отражения действительности. Отличие сознания от психики животных. Субъективность и идеальность сознания. Социальность сознания.

Сознание и бессознательное. Проблема бессознательного в работах К.Маркса, З.Фрейда, К.Г.Юнга. Виды бессознательного. Роль бессознательного в психической жизни человека.

Тема 2. Проблема познания мира в истории философской мысли


Основные познавательные ориентации: познавательный оптимизм, скептицизм, агностицизм.

Познание как отражение. Субъект и объект познания, диалектика их взаимосвязи. Практика как основа и цель познания. Отражение и творчество. Виды творчества.

Дилемма эмпиризма и рационализма в истории философии. Чувственное познание и его формы. Природа рационального познания и его формы. Диалектика чувственного и рационального познания.

Раздел 6. Проблема истины. Научное и вненаучное знание

Тема 1. Проблема истины в истории философии


Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины в философии. Объективность и конкретность истины. Диалектика абсолютного и относительного в истине. Современные дискуссии по проблемам истины.

Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное познание. Критерии научности. Структура научного познания.

Тема 2 Формы и методы научного познания


Понятие метода и методологии. Частнонаучные, общенаучные и всеобщие методы познания. Методологическая роль философского знания. Эмпирические исследования. Методы получения и проверки знаний (наблюдение, эксперимент). Методы обработки и систематизации знаний (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация). Средства исследования: приборы, экспериментальные установки, исторические источники. Проблема взаимодействия исследователя и средств. Методы построения идеального объекта (идеализация, формализация, аксиоматизация, теоретическое моделирование). Методы построения и обоснования теории (объяснение, восхождение от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный метод, единство исторического и логического).

Математизация как общенаучная проблема, её формы, связь с теоретизацией науки. Проникновение математических методов в социальные и гуманитарные науки. Компьютер как основа нового мировосприятия. Компьютеризация и математизация. Моделирование, эксперимент, доказательства, новые методы хранения и поиска информации с помощью ЭВМ. Компьютеризация и образование. Гносеологические, социальные, этические проблемы компьютеризации.

Специфика социального познания. Научные революции и смены типов рационализма. Роль научного познания в современном мире. Наука и техника. Этика науки и ответственность ученого.

Раздел 7. Проблема будущего человечества

Тема 1. Глобальные проблемы современности


Человечество как единый субъект исторического развития. Возрастание целостности и единства современного мира. Кризис современной цивилизации и глобальные проблемы человечества.

Понятие глобальных проблем. Критерии выделения глобальных проблем: интерсоциальные – проблема войны и мира, проблемы отсталости бывших колониальных народов и пути их преодоления; система глобальных проблем, возникших в отношениях общества и природы – экологические, проблемы энергетических и природных ресурсов, продовольственная проблема; система проблем, возникшая в отношениях общества и человека – проблема последствий научно-технической революции, народонаселения, образования, культуры, здравоохранения, преступности. Необходимость совместных усилий человечества для решения глобальных проблем.

Экологическая ситуация и демографические проблемы на Земле. Угроза термоядерной войны и международный терроризм. Проблемы жизни и здоровья населения в современном мире. Духовный кризис и перспективы его преодоления.

Место и роль России в истории человечества, дискуссии о путях и методах её модернизации. Возрождение России – общее дело:эколого-экономический, социальный, этнонациональный и политический аспекты.

Тема 2. Проблема предвидения будущего


Предвидение будущего – необходимое условие деятельности людей. Основные способы предвидения: утопический, гипотетический, прогностический. Особенности прогнозирования как предвидения, основанного на детерминации исторического процесса.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Утопии и утопическое мышление. Коммунизм как общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства в философии К. Маркса. «Третья волна» Тоффлера как новая будущая цивилизация. Футурология и «исследование будущего». Римский клуб А. Печчеи. Глобальное моделирование. Модели катастроф и поиски решения глобальных проблем. Ускорение общественного развития, его причины и возможные последствия. Глобализация.

Прогностические возможности социальной философии. Социальное предвидение и социальный прогноз.
Литература

    1. Собственные учебные и учебно-методические пособия:

  1. Засухина В.Н. Биоэтика как аксиология жизни в современной России. М.: ЛЕНАНД, 2012. (10) (в обработке)

  2. Захарова Е. Ю. Философия экологического образования: учеб.пособие. Чита: Изд-во ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского, 2009. 96 с. (4).

  3. Захарова Е. Ю. Экологическая культура соционатурэкосистемы. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2011. 215 с. (5).(в обработке)

  4. Захарова Е. Ю. Соотношение естественного и социального как методологическая основа социальной экологии.. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2011. 136 с. (5).(в обработке)

  5. Сорочик Л. И. Антропологизм русской религиозной этики XIX века: учеб.пособие / Л. И. Сорочик ; ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2010. 134 с. (4).

  6. Субботина Н. Д. Введение в социальную философию и философию истории. Чита: Изд-во ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского. 2006., 2008. 272 с. (4).

  7. Субботина Н. Д. Социальная философия: метод.рекомендации для аспирантов. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2012. 24 с. (в обработке)

    1. Основная литература

  1. Алексеев, П. В. Философия: учебник по курсу "Философия" для студентов вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. 588 с. (3)

  2. Спиркин, А. Г. Философия: учебник для студентов вузов / А. Г. Спиркин. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 828 с. (21).

  3. Философия: учеб.для студентов вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2007. 622 с. (10).

  4. Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В. В. Миронова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. 911 (10).

  5. Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней: научное издание. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2008. 1003 с (2.)

    1. Дополнительная литература:

  1. Арон, Р. Лекции по философии истории: курс лекций в Коллеж де Франс; отв. ред. и пер. с фр. И. А. Гобозов. 2-е изд. М.: ЛИБРОКОМ, 2010. 334 с. (5).

  2. Асмус, В. Ф. Античная философия: научное издание. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2009. 400 с. (4)

  3. Бучило, Н. Ф. Философия: электронный учебник / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков. - М.: Проспект: Кнорус, 2009. (1)

  4. Кохановский, В. П. Философия: конспект лекций / В. П. Кохановский, Л. В. Жаров, В. П. Яковлев ; отв. ред. В. П. Кохановский. 8-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 186 с. (8).

  5. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Академический проект, 2008. 555 с. (4).

  6. Лукьянова И. Е. Антропология учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Социальная работа" / И. Е. Лукьянова, В. А. Овчаренко ; под ред. Е. А. Сигиды. М. ИНФРА-М, 2009. - 238 с. (Высшее образование). (10).

  7. Мамардашвили М. Как я понимаю философию, М.: Прогресс, 1990. 368 с. (1).

  8. Налетов, И. З. Философия: учебник по дисциплине «Философия» для студентов вузов / И. З. Налетов. М.: ИНФРА-М, 2010. 399 с. (Высшее образование). (8)

  9. Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней: научное издание. Екатеринбург: Деловая кн., 2008. 1003 с. (2).

  10. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтики. Пер. с фр. М.: Академический проект, 2008. 695 с. (1).

  11. Сборник программ элективных курсов кафедры философии ЗабГГПУ: учебные программы / ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского. Чита: [б. и.], 2009. 196 с. (4).

  12. Сергеев Д. В. Онтология культурного смысла. Новосибирск: Наука, 2009. 491 с. (50).

  13. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов. М.: ИНФРА-М, 2008. 517 с. (10).

  14. Фролов И. Т. Жизнь и познание. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 304 с. (2).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Обществоведческое образование» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Направление подготовки Психолого- педагогическое образование, Педагогическое образование, Профессиональное образование, Естественнонаучное...
Программа «Обществоведческое образование» iconРабочая программа по обществознанию, 6 клас
Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы...
Программа «Обществоведческое образование» iconРабочая программа по обществознанию, 8 класс учителя истории и обществознания...
Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы...
Программа «Обществоведческое образование» iconРабочая программа по обществознанию, 7 класс учителя истории и обществознания...
Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы...
Программа «Обществоведческое образование» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы...
Программа «Обществоведческое образование» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы...
Программа «Обществоведческое образование» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы...
Программа «Обществоведческое образование» iconКнига и чтение в педагогическом дискурсе учебно-методический комплекс...
Педагогическое образование «Филологическое образование (бакалавриат)», форма обучения – очная
Программа «Обществоведческое образование» iconРабочая программа для студентов направления подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование
Педагогическое образование профиля подготовки Физкультурное образование очной формы обучения
Программа «Обществоведческое образование» iconПрограмма «Физико-математическое образование». Квалификация (степень)...
Наименование ооп – 44. 04. 01 (050100) Педагогическое образование, Магистерская программа «Физико-математическое образование»
Программа «Обществоведческое образование» iconПрограмма модуля б основы социологии основная образовательная программа...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100. Педагогическое...
Программа «Обществоведческое образование» iconРабочая программа Учебной дисциплины ландшафтный дизайн как основа...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Программа «Обществоведческое образование» iconМагистерская программа физическое образование требования к результатам...
Выпускник по направлению подготовки педагогическое образование, магистерская программа физическое образование с квалификацией (степенью)...
Программа «Обществоведческое образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного...
Ооп направление 050100. 68 – Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование»
Программа «Обществоведческое образование» iconМуниципальное образование октябрьский район муниципальное казенное...
Современное образование требует инновационных подходов. Ведение новых стандартов обязывает все педагогическое сообщество совершенствоваться....
Программа «Обществоведческое образование» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление...
Программа предназначена для лиц, поступающих на направление подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование. Магистерская программа:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск