ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ В МАГИСТРАТУРУ
по направлению 050100.68 «Педагогическое образование»
магистерская программа «Обществоведческое образование»
Раздел 1. Философия, ее предмет, основные функции, роль в жизни человека и общества
Тема 1. Предмет философии
Потребность в познании и упорядочивании мира как предпосылка мировоззрения. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения: знания, ценности, убеждения, идеалы.
Исторические типы мировоззрения. Особенности мифологического и религиозного мировоззрения. Специфика философии как формы духовного освоения мира человеком.
Всеобщее в системе «мир-человек» как предмет философии. Структура философского знания. Становление и смысл основного вопроса философии. Классификация философских учений и направлений. Идеализм и материализм как предельные основания соответствующих концепций. Монизм и дуализм. Взаимосвязь философии с наукой, искусством, религией и другими формами общественного сознания. Роль философии в жизни человека и общества. Основные функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, воспитательная.
Тема 2 Основные этапы становления философии Становление философии, этапы её исторического развития. Специфика древневосточной, античной, средневековой философии. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Зарубежная философия XVIIXIX века. Основные этапы развития и основные представители русской философии: славянофильство, русский космизм, философия всеединства, историософия.
Особенности и основные направления философии ХХ века и современной философии: эмпириокритицизм, неоавгустинизм и персонализм, психоаналитическая философия, неомарксизм, философский иррационализм, герменевтика, неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм как разновидность позитивизма, христианский эволюционизм, «философия жизни», экзистенциализм, постмодернизм.
Раздел 2. Философское учение о бытии. Материя и её основные свойства
Тема 1. Проблема бытия Категория бытия, её философский смысл и специфика. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понятия материального и идеального. Самоорганизация бытия. Основные формы бытия, их взаимосвязь. Бытие и сущее. Бог. Абсолют. Бытие и проблема субстанции. Идеалистическое и материалистическое понимание субстанции. Субстрат.
Тема 2. Формирование понятия материи Формирование понятия материи в философии и науке. Категория материи и её фундаментальное значение в системе философского материализма. Проблема философского определения материи. Современная наука о структуре материального мира, видах материи. Материя как субстанция. Философия о многообразии и единстве мира.
Тема 3 Формы бытия материи Понятие пространства и времени в философии и науке. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени, их мировоззренческая и методологическая основы. Специфика пространственно-временных свойств в неживой, живой природе и обществе.
Философское понимание движения. Движение и покой. Современная наука о формах движения материи и их взаимосвязи. Движение и развитие. Направление, этапы развития и теория самоорганизации (синергетика).
Тема 3. Диалектика как наука о развитии Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Диалектика и метафизика. Принцип всеобщей связи. Отношение как единство связи и изолированности. Классификация связей. Принцип развития. Развитие и движение. Развитие, эволюция и революция. Понятие закона и категории, их классификация. Диалектика как теория и метод познания.
Механизм развития. Взаимосвязь количественных и качественных изменений в развитии. Мера и диалектический скачок. Причины, движущие силы развития. Понятие диалектического противоречия. Этапы развития противоречия: гармония, дисгармония, конфликт. Конструктивное и деструктивное разрешение противоречий. Виды противоречий. Диалектическое и метафизическое отрицание.отрицание и его виды. Единство поступательности и преемственности, цикличности и необратимости в развитии.
Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научная, философская и религиозная картины мира. Раздел 3. Человек, общество и культура
Тема 1. Человек и природа
Понятие природы как мира во всем его многообразии ее форм и как совокупность естественных условий бытия человека. Естественная и социальная история.
Проблема антропосоциогенеза. Трудовая, игровая, психоаналитическая и другие гипотезы социогенеза. Природные и социальные предпосылки развития и функционирования общества.
Человек и биосфера. Понятие этноса. Типы и динамика этнических общностей. Соотношение социально-исторических, этнических и природных факторов эволюции общества.
Характер и формы взаимодействия общества и природы в различные исторические периоды. Понятие ноосферы. Сущность современной социоэкологической ситуации. Основы научного природопользования.
Тема 2. Проблема культуры в истории социально-философской мысли
Культура и цивилизация. Аксиологическая, деятельностная, информационно-семиотическая, системная трактовка культуры в отечественной литературе, а также понимание ее как качественной характеристики состояния общества. Культура как мир человека, как способ его деятельности, как мера развития личности, воплощенная в системе материальных и духовных ценностей. Социальные функции культуры. Структура культуры и ее содержание. Материальная и духовная культура, их взаимодействие. Культура как развивающееся явление. Традиции и новаторство в культуре. Культура и цивилизация. Культура и научно-технический прогресс. Техника как явление культуры. Диалектика национального, классового и общечеловеческого в культуре. Единство, многообразие и взаимодействие культур.
Культура как способ социализации человека. Механизмы социализации: подражание, внушение, заражение, научение. Формы, уровни и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Молодежная субкультура. Типология культур. Культура Запада, Востока и России. Своеобразие основ и путей развития культур. Диалог культур как форма взаимодействия и взаимопонимания народов. Самобытность и своеобразие русской культуры. Исторические основания и корни русской культуры.
Тема 3. Общество и его структура Философское понимание общества. Тождественность понятий «общество» и «государство» в античности и в средние века. Идея первичности общего над отдельным, общества над индивидом.
Теория естественного состояния и общественного договора (Т.ГоббсД.Локк, Ж.-Ж.Руссо). Понятие общества, гражданского общества и государства в философии Нового времени.
Общество и общественные отношения. Сущность, генезис и структура общественных отношений. Сферы общественной жизни. Их специфика и взаимосвязь.
Тема 4. Развитие общества как естественноисторический процесс Потребности и интересы как побудительные мотивы деятельности людей. Формирование представлений о законах общественного развития (Дж. Вико, Ш. Монтескье, И. Гердер, Г. Гегель, К. Маркс, О. Конт, А. Тойнби).
Натурализм и историцизм об общественных законах.
Тема 5. Человек в системе социальных связей Представления о природе и сущности человека в классической и постклассической философии. Биологическое и социальное в историческом и индивидуальном развитии человека.
Человек и исторический процесс. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Структура и типы личности. Грани взаимодействия личности и общества. Коллективизм и индивидуализм как личностные ориентации. Механизмы включения человека в общество и гармонизации общественных отношений.
Тема 6. Структура исторического процесса
Проблема ступеней исторического развития и его этапов. Линейная периодизация истории. Соотношение человеческой и божественной истории у Августина Аврелия. История как осознание обществом свободы в философии Гегеля. Исторические эпохи как стадии развития философских воззрений (Сен- Симон). Периодизация истории в работах К.Маркса. Теория общественно-экономической формации. Линейные концепции истории в философии ХХ века.
Циклическая периодизация истории в работах Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.-Дж. Тойнби.
Понятие общественного прогресса и его критерии. Прогресс и регресс в обществе.
Раздел 4. Смысл человеческого бытия
Тема 1. Проблема смысла жизни
Смысл человеческого бытия. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия. Наслаждение как смысл жизни в философии гедонизма. Утилитаризм о полезности как смысле жизни и цели деятельности. Идея отсутствия смысла жизни в экзистенциализме. С.Л.Франк о бессмысленности жизни и внесении в нее смысла. Смысл жизни как забота о всеобщем благе у Л.Н.Толстого. Смерть как одна из основных тем философского размышления. Теология о смерти тела и бессмертии души. М.Хайдеггер о сознании смертности, о человеческом бытии как «бытии к смерти». Отрицание значения смерти в философии К.Ясперса, А.Камю, Ж.-П.Сартра. Г.Маркузе об «идеологии смерти». Бессознательное стремление к смерти.
Тема 2. Проблема свободы
Проблема свободы личности в различные исторические эпохи и в различных концепциях. Границы свободы. Свобода и необходимость. Личность и массы. Проблема субъекта исторического процесса. Историческая необходимость и свобода воли (фатализм, волюнтаризм, материалистический детерминизм).
Насилие и ненасилие. Свобода как важнейшая ценность человека. Свобода как внутреннее состояние, как осознанный выбор деятельности. Объективные и субъективные условия осуществления свободы. Свобода и несвобода, свобода и ответственность личности. Свобода и нравственный выбор. Всемирная история как процесс реализации и развития свободы. Соотношение личных, этнических, национальных, классовых, общечеловеческих ценностей.
Одиночество как социальная проблема.
Тема 3. Мораль как форма осознания взаимосвязи человека и общества
Возникновение морали Мораль и нормы нравственности. Историческое и вечное в морали. Общечеловеческие ценности и моральные нормы. Мораль, справедливость, право.
Представления о совершенном человеке в различных культурах. Типы цивилизации и человек. Регламентированность и традиционность поведения человека в традиционном обществе. Человек эпохи Возрождения. Разрушение традиционной социальной структуры. Свобода деятельности и отчуждение. Реформация и ее влияние на формирование новой системы ценностей.
Формирование установки на самодостаточность и автономность личности в Новое время. Демократизация социальной жизни и возможности самореализации личности, ее способностей и потребностей. Человек в условиях индустриальной и информационной цивилизации.
Тема 4. Эстетические ценности и эстетическое отношение человека к миру
Духовность и бескорыстность эстетического отношения. Искусство как отражение духовного бытия человека в мире. Возникновение искусства. Функции искусства. Роль искусства в формировании личностных качеств человека.
Тема 5 Специфика религиозного объяснения и упорядочивания мира
Причины возникновения религии, ее социальные и психологические функции. Религия как специфическая форма человеческой духовности. Понятие веры. Соотношение разума и веры в истории религии. Компенсаторная, регулятивная, миссионерская, и другие функции религии. Религиозное сознание. Мировые религии. Место религии в современном мире. Гуманитарная деятельность современных церковных организаций. Понятие антиклерикализма, религиозного скептицизма, вольнодумства и атеизма. Проблема свободы совести.
Раздел 5. Сознание и познание
Тема 1. Феномен сознания в различных философских концепциях Идентификация сознания и души в античной философии. Уровни духовного опыта в средневековой философии. Сознание как рефлексия.
Переосмысление проблемы сознания в философии Нового времени. Автономность и самодостаточность сознания в философских концепциях ХУ11 – ХУ111 веков. Сознание как самосознание.
Марксистская концепция сознания: сознание как функция и как предпосылка социальной системы.
Современная наука и философия о предпосылках и основаниях возникновения сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения. Проблема генезиса сознания.
Сознание как высшая форма отражения действительности. Отличие сознания от психики животных. Субъективность и идеальность сознания. Социальность сознания.
Сознание и бессознательное. Проблема бессознательного в работах К.Маркса, З.Фрейда, К.Г.Юнга. Виды бессознательного. Роль бессознательного в психической жизни человека.
Тема 2. Проблема познания мира в истории философской мысли Основные познавательные ориентации: познавательный оптимизм, скептицизм, агностицизм.
Познание как отражение. Субъект и объект познания, диалектика их взаимосвязи. Практика как основа и цель познания. Отражение и творчество. Виды творчества.
Дилемма эмпиризма и рационализма в истории философии. Чувственное познание и его формы. Природа рационального познания и его формы. Диалектика чувственного и рационального познания.
Раздел 6. Проблема истины. Научное и вненаучное знание
Тема 1. Проблема истины в истории философии Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины в философии. Объективность и конкретность истины. Диалектика абсолютного и относительного в истине. Современные дискуссии по проблемам истины.
Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное познание. Критерии научности. Структура научного познания.
Тема 2 Формы и методы научного познания Понятие метода и методологии. Частнонаучные, общенаучные и всеобщие методы познания. Методологическая роль философского знания. Эмпирические исследования. Методы получения и проверки знаний (наблюдение, эксперимент). Методы обработки и систематизации знаний (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация). Средства исследования: приборы, экспериментальные установки, исторические источники. Проблема взаимодействия исследователя и средств. Методы построения идеального объекта (идеализация, формализация, аксиоматизация, теоретическое моделирование). Методы построения и обоснования теории (объяснение, восхождение от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный метод, единство исторического и логического).
Математизация как общенаучная проблема, её формы, связь с теоретизацией науки. Проникновение математических методов в социальные и гуманитарные науки. Компьютер как основа нового мировосприятия. Компьютеризация и математизация. Моделирование, эксперимент, доказательства, новые методы хранения и поиска информации с помощью ЭВМ. Компьютеризация и образование. Гносеологические, социальные, этические проблемы компьютеризации.
Специфика социального познания. Научные революции и смены типов рационализма. Роль научного познания в современном мире. Наука и техника. Этика науки и ответственность ученого.
Раздел 7. Проблема будущего человечества
Тема 1. Глобальные проблемы современности Человечество как единый субъект исторического развития. Возрастание целостности и единства современного мира. Кризис современной цивилизации и глобальные проблемы человечества.
Понятие глобальных проблем. Критерии выделения глобальных проблем: интерсоциальные – проблема войны и мира, проблемы отсталости бывших колониальных народов и пути их преодоления; система глобальных проблем, возникших в отношениях общества и природы – экологические, проблемы энергетических и природных ресурсов, продовольственная проблема; система проблем, возникшая в отношениях общества и человека – проблема последствий научно-технической революции, народонаселения, образования, культуры, здравоохранения, преступности. Необходимость совместных усилий человечества для решения глобальных проблем.
Экологическая ситуация и демографические проблемы на Земле. Угроза термоядерной войны и международный терроризм. Проблемы жизни и здоровья населения в современном мире. Духовный кризис и перспективы его преодоления.
Место и роль России в истории человечества, дискуссии о путях и методах её модернизации. Возрождение России – общее дело:эколого-экономический, социальный, этнонациональный и политический аспекты.
Тема 2. Проблема предвидения будущего Предвидение будущего – необходимое условие деятельности людей. Основные способы предвидения: утопический, гипотетический, прогностический. Особенности прогнозирования как предвидения, основанного на детерминации исторического процесса.
Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Утопии и утопическое мышление. Коммунизм как общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства в философии К. Маркса. «Третья волна» Тоффлера как новая будущая цивилизация. Футурология и «исследование будущего». Римский клуб А. Печчеи. Глобальное моделирование. Модели катастроф и поиски решения глобальных проблем. Ускорение общественного развития, его причины и возможные последствия. Глобализация.
Прогностические возможности социальной философии. Социальное предвидение и социальный прогноз. Литература
Собственные учебные и учебно-методические пособия:
Засухина В.Н. Биоэтика как аксиология жизни в современной России. М.: ЛЕНАНД, 2012. (10) (в обработке)
Захарова Е. Ю. Философия экологического образования: учеб.пособие. Чита: Изд-во ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского, 2009. 96 с. (4).
Захарова Е. Ю. Экологическая культура соционатурэкосистемы. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2011. 215 с. (5).(в обработке)
Захарова Е. Ю. Соотношение естественного и социального как методологическая основа социальной экологии.. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2011. 136 с. (5).(в обработке)
Сорочик Л. И. Антропологизм русской религиозной этики XIX века: учеб.пособие / Л. И. Сорочик ; ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2010. 134 с. (4).
Субботина Н. Д. Введение в социальную философию и философию истории. Чита: Изд-во ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского. 2006., 2008. 272 с. (4).
Субботина Н. Д. Социальная философия: метод.рекомендации для аспирантов. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2012. 24 с. (в обработке)
Основная литература
Алексеев, П. В. Философия: учебник по курсу "Философия" для студентов вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. 588 с. (3)
Спиркин, А. Г. Философия: учебник для студентов вузов / А. Г. Спиркин. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 828 с. (21).
Философия: учеб.для студентов вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2007. 622 с. (10).
Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В. В. Миронова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. 911 (10).
Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней: научное издание. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2008. 1003 с (2.)
Дополнительная литература:
Арон, Р. Лекции по философии истории: курс лекций в Коллеж де Франс; отв. ред. и пер. с фр. И. А. Гобозов. 2-е изд. М.: ЛИБРОКОМ, 2010. 334 с. (5).
Асмус, В. Ф. Античная философия: научное издание. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2009. 400 с. (4)
Бучило, Н. Ф. Философия: электронный учебник / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков. - М.: Проспект: Кнорус, 2009. (1)
Кохановский, В. П. Философия: конспект лекций / В. П. Кохановский, Л. В. Жаров, В. П. Яковлев ; отв. ред. В. П. Кохановский. 8-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 186 с. (8).
Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Академический проект, 2008. 555 с. (4).
Лукьянова И. Е. Антропология учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Социальная работа" / И. Е. Лукьянова, В. А. Овчаренко ; под ред. Е. А. Сигиды. М. ИНФРА-М, 2009. - 238 с. (Высшее образование). (10).
Мамардашвили М. Как я понимаю философию, М.: Прогресс, 1990. 368 с. (1).
Налетов, И. З. Философия: учебник по дисциплине «Философия» для студентов вузов / И. З. Налетов. М.: ИНФРА-М, 2010. 399 с. (Высшее образование). (8)
Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней: научное издание. Екатеринбург: Деловая кн., 2008. 1003 с. (2).
Рикёр П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтики. Пер. с фр. М.: Академический проект, 2008. 695 с. (1).
Сборник программ элективных курсов кафедры философии ЗабГГПУ: учебные программы / ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского. Чита: [б. и.], 2009. 196 с. (4).
Сергеев Д. В. Онтология культурного смысла. Новосибирск: Наука, 2009. 491 с. (50).
Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов. М.: ИНФРА-М, 2008. 517 с. (10).
Фролов И. Т. Жизнь и познание. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 304 с. (2).
|