Новые идеи в философии // Межвузовский сборник научных трудов. Пермь,1998, Вып. 7, С. 112-118 философско-антропологические подходы в истории медицины





Скачать 102.76 Kb.
НазваниеНовые идеи в философии // Межвузовский сборник научных трудов. Пермь,1998, Вып. 7, С. 112-118 философско-антропологические подходы в истории медицины
Дата публикации25.06.2013
Размер102.76 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы


Новые идеи в философии //

Межвузовский сборник научных трудов.- Пермь,1998, Вып.7, С. 112-118

ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

В ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

Доктор медицинских наук, профессор Н.А. Корнетов

Международная академия интегративной антропологии

НИИ психического здоровья Томского научного центра со РАМН
В настоящее время, в период кардинального переустройства всего социума, видов и способов отношений между людьми, всего общества, всей нашей государственности, обращение к феномену человека, ренессанс антропологических идей является вполне понятным и закономерным явлением. Этот процесс, помимо своей конкретной общественно-исторической эпохальной обусловленности, очевидно, связан и с более общими законами познания, когда на смену периодам накопления фактов и локальных концепций, теорий в различных научных дисциплинах, выраженных дифференцирующих тенденций, набирают силу движения противоположного характера, связанные со стремлением к синтезу, интеграции знаний междисциплинарного характера. В принципе оба эти процесса происходят постоянно и связаны всеми законами диалектики, чем осуществляется некий важный для человечества принцип колебаний сбалансированного разнообразия со стремлением к определенному равновесному состоянию. Однако помимо этих небольших колебаний внутри системы познания между дифференциацией и интеграцией знаний, можно выделить еще моменты, когда критическая масса одной из длительно существующих тенденций достигает такого уровня, что возникает мощный и стремительный порыв в противоположную сторону. С позиции социобиологии эти моменты по силе своих влияний сопоставимы с эволюционными “волнами жизни” популяций или биоритмологическими и биосоциальными последствиями, возникающими в годы резких повышений солнечной активности и геомагнитной возмущенности.

Вряд ли можно утверждать, что социально-индустриальные, прагматические и позитивистские концепции человека в двадцатом веке, трансформировавшие представления о нем в “человеческий фактор” способствовали развитию здоровья и счастья. Так же и научно-техническая революция, рассекающая человека на элементы, части и функции во имя прогресса и развития производительных сил, во имя блага безымянных народных масс не принесла весомого благоденствия. И, наконец, вся философия подчеркнутого антропологизма, ориентирующая человека на свою особую значимость и заставляющая его встряхнуть с себя природную, органическую сущность, чтобы водрузить на пьедестал социально-психологического, каким-то высшим способом детерминированной сущности бытия, также не привела его к храму гармонического существования. Человек не стал лучше себя чувствовать в этой птолемеевской системе координат, выделенный из общей системы мироздания в качестве высшего творения мало связанного с природой и даже в чем-то противостоящий ей. Совершенно очевидно, что подчеркивание социальной сущности или божественного творения не привносят в экзистенциальное бытие человека гармоническое начало (2). Было бы односторонностью рассматривать эту проблему как исключительно специфическую для отечественного комплекса биомедицинских и социокультурных наук о человеке. Авторитет западноевропейской философской доминанты психосоматического дуализма, особенно в своих рационалистических установках также представляется плоскостным, утратившим традиции поиска изначальной целостности и универсальности бытия.

Природная сущность человеческого всегда находилась и находится в тени общественных идей о его божественном творении, неком культурным происхождении или фантастических догадок о ранней космической интервенции. В любом случае социальная доминанта выступала освобожденной от биологических основ в проблеме человеческой жизни в обществе. Подобно тому как бессознательная форма мышления долгое время не принималась во внимание никакой наукой о человеке, так и биологии человека если и отводилось определенная роль в его познании, то обычно более низшее, соподчиненное, рассматриваемое с многочисленными оговорками в соотношении с более выделяющими « социально-духовными» его качествами (3). Однако парадокс заключается в том, что большинство научных достижений связаны со знанием тех или иных биологических основ проявлений человеческой жизни, а заблуждения, научные спекуляции и конъюнктура своими истоками питаются их искажением или отрицанием в угоду социально-детерминистских концепций, вытекающих из определенных философско-идеологических установок или при их отсутствии - эклектических смешений научных терминов и религиозных или мистических понятий. В первом случае порождаются односторонние и пропагандистки ориентированные представления о личности как субъекте социального действия, о социальной обусловленности поведения человека, о социалистическом обществе как среде личности, о классовой типизации личности, о социалистическом типе личности или идеи о расовой избранности, национальном превосходстве, особой миссии; во – втором, – квазинаучные и метафорические представления о культургенах, духовных генах, «духосфере», «духовной конституции», «духовной субстанции», «духовном нерве» и т. п. Как справедливо подчеркнуто Ю.В. Вагиным (1) биологический базис личности настолько очевиден, что ученые люди еще тысячелетия назад не спорили о экстракорпоральных блужданиях Духа, а изучали обусловленность психической деятельности человека организмическими процессами.

Несмотря на все более мощное звучание антропологически ориентированных медицинских исследований и теоретико-методологических работ в этой области, общая позиция в медицине остается настороженной, выжидательной или молчаливой; лишь пока у небольшого числа специалистов появляется интерес. Можно отметить, что еще недавно отношение к работам антропологического и конституционального плана характеризовалось значительной враждебностью и отвержением. Более активное движение медицины навстречу интегративной антропологии ограничиваются некоторыми ее устоявшимися положениями и становятся невозможным без историко-антропологического анализа.

Для средневековой концепции антропологии, которая была высказана Парацельсом (7), природа с точки зрения разума еще не была исследована. Она была включена в теософические системы. Галилей (8) понимал природу, как книгу философии, которая написана лишь в другой системе координат, нежели, например, буквы алфавита – «кругами, квадратами, шарами и пирамидами». Природа предлагает собственные законы, которые являются лишь предпосылками для выработки научной концепции видения мира, так чтобы впоследствии она стала в медицине правило жизни.

И. Кант (6) осуществил попытку представить иерархическую лестницу основных мотивов человеческого поведения и внутри взаимодействия трех познавательных сфер человеческой деятельности: теологии, юриспруденции и медицины. Теория, лежащая в основе врачевания со времен Гиппократа с его холистическим видением мира, является их фундаментом. Врач, с его точки зрения, мог бы приобрести свои правила поведения не из внешнего окружающего мира и не из божественного откровения, а только из самой природы вещей. Из этой эволюции вытекает и та антропология в широком смысле, как ее хотел понять Р. Вирхов (9) Он представлял эту синтетическую антропологию как целостное знание, тесно объединенное и общей теорией развития природы, и социальным движением, которое базируется прежде всего во врачебной деятельности и является точной наукой. Философия, с его точки зрения, в качестве специальной или обобщающей науки должна пойти по пути естествознания и опытным путем искать предмет своего исследования и познания. Можно констатировать, что базисом такого типа гуманизма является не антропоморфизм, а научное самопознание многообразных отношений мыслящего человека с постоянно меняющимся внешним миром. Преломление данного понимания антропологии может быть выражено в следующем высказывании Р. Вирхова: «пусть не физиолог, не практический врач не забывают, что медицина объединяет в себе все знания о законах, которые могут определить тело и дух» (10). Его взгляды, как крупного авторитетного ученого в биомедицинских науках определили систему мировоззрения, в центре которого находится антропологически понятая природа, проанализированная различными научными методами, из которых исторически, поэтапно выстраивается общая структура, конструкция целостного человека, его иерархическая системность. В сопряженности с этой структурой и при совершенствовании методов познания, человечество проходит путь в понимании своих инстинктов, свойств нервной деятельности, широкой палитры эмоционально-поведенческих стратегий поведения, психических процессов, высших нравственных и интеллектуальных чувств и, наконец, душевных качеств, которые тоже кстати могут быть поняты только через обобщенные интегративные биосоциальные сущности.

Созвучные идеи позже были высказаны Ф. Ницше (цит.:8). Он полагал, что для анализа нашего внутреннего мира, наши органы познания, системы восприятия недостаточно совершенны. В результате на фоне понимания множественности и комплексности мира, имеется тенденция к его дифференциации, консервации линейно-детерминистских представлений в исследовании различных проявлений соматических и психических отправлений человека. Многие причины остаются невидимыми, скрытыми в силу ограничений как отдельных естественных наук, так и философии в целом. Видимые же причины могут быть только частью, объясняющей некоторую сущность, но не все явление в его многообразных взаимозависимостей. В этом случае мы можем говорить о квази причинах и мнимых сущностях.

На исходе XIX и начала XX веков в медицине в противовес как всем идеалистическим, так и материалистическим образам человека, возникло поле сомнений, что обусловило предпосылки для новых концепций человека. Ими явились философия жизни Ницше и Дильтея; глубинная психология Фрейда, Юнга и Адлера; философская антропология Шеллера; экзистенциальная философия Гуссерля и Хайдеггера, феноменология Ясперса и основы медицинской антропологии Креля и Вайцзеккера( цит.: 8). Эти новые антропологические тенденции вторглись и существенно обогатили медицинские науки, способствуя расширению социокультурного и психологического контекста комплекса наук о человеке, включая и общую медицинскую теорию и практику. В связи с влиянием этих антропологических течений уже нельзя было общую теорию познания в медицине свести к биологии человека.

Но только в 70-х гг. В.Ф. Сержантов (5) конкретизировал это обсуждение в построении общей теории медицины. Во-первых, это не должна быть особая теория, которая стояла бы над общими биологических теориями и современных научных концепций о человеке в духе рефлексивно-философских взглядов. Определенная неудовлетворенность от такого рода медицинских доктрин заключается в их изначальной некой установке или свидетельстве о ложности предыдущих. Во- вторых, такая теория не должна выглядеть в форме противопоставления другим, поскольку такая концепция несет в себе изначально заряд насильственного внедрения. Скорее же всего, на деле, в таких случаях, речь всегда идет о ложности самого исходного принципа. Исходя из данного тезиса можно предполагать, что истинной теорией медицины может быть лишь такая концепция человека, которая по возможности всесторонне охватывает различные аспекты его природы на разных иерархических уровнях организации, насколько позволяют современные знания. Далее, центральным пунктом такой концепции может выступать биологическая природа человека, так как предметом медицины является человек как живое существо. Однако, всякое живое существо является единой целостной системой, которая обладает определенной биологической структурой и определенными связями с окружающей средой, социумом в самом широком смысле этого слова. Поэтому теоретический синтез, претендующий быть научной теорией медицины, должен охватывать и эти отношения, которые у человека в существенной своей части являются культурно-историческими и социальными. Из этого момента вытекает невозможность обозначить такую теорию биологией человека, как уже указывалось, ввиду неизбежного наличия в ней аспектов, требующих анализа с других методологических оснований и находящихся в плоскости иных научных дисциплин. В.Ф. Сержантов считал, что наиболее подходящим для нее наименованием была бы «антропология». Но и в данном случае следовали следующие уточнения: она должна быть отлична оттого, что фигурирует под этим названием в отечественной литературе, так и оттого, что вкладывается в это понятие в западной философской и медицинской антропологии.

Как известно термин «антропология» фиксирует исторически сложившуюся цель этой науки: изучение физической и социокультурной изменчивости народов, населяющих нашу планету. Определение «интегративная», которое было предложено нами в 1992 г. в ходе обсуждения антропологических подходов в медицине, психологии, педагогики, спортивной практике, валеологии, экологии и эргономике, фиксирует междисциплинарное рассмотрение всего многообразия фенотипических характеристик человека и личности на разных иерархических уровнях его организации, при постоянном сохранении понимания единства его психофизической структуры и изменчивости, обусловленной всем ходом экологической адаптации в процессе эволюции человечества. Как вытекает из общего смысла данного определения, интегративная антропология в определенной мере восполняет существующую разобщенность медицины с биологией, биологии с психологией, педагогикой и социологией. Помимо синтетических функций, предполагающих методологические основания для сближения комплекса наук о человеке в отдаленной перспективе, современной целью интегративной антропологии является обеспечение психобиологическим знанием педагогов и воспитателей, социологов и юристов, психологов и тренеров, валеологов и медиков. Такое знание складывается из изучения межиндивидуальных различий в конституции человека, понимания знаковой системы его основных форм невербального поведения, четких представлений о значении генетических факторов, лежащих в основе формирования темпераментных свойств, индивидуальных способностей и наклонностей, адаптивно-приспособительных качеств и креативности, соматических психических и поведенческих расстройств, патологических изменений и состояний. Не меньшее значение имеют систематизированные знания об онтогенетических фазах развития человека, включающих представления о темпах роста и созревания , сенситивных его периодах; относительных синхронизаций-десинхронизаций в становлении различных соматических и психических отправлений, особенностях семейного воспитания, условиях жизни и профессии, месте обитания, этнической принадлежности и социокультурном окружении в целом.

Все эти знания достаточно адекватно можно объединить под общим названием интегративная антропология , поскольку они по постановке вопросов и задач значительно отрываются от целей традиционной антропологии и несколько шире тех направлений, которыми обозначают биологию человека. Следует отметить, что каждая из проблем последней непременно включается в интегративную антропологию – новую пограничную науку, сформированную на стыке комплексов наук о человеке(4). Конечно, эта новизна относительна. Она является продуктом современной реконструкции целостных теорий познания человека, корни которой лежат в истории и культуре, морали и этики, философии и искусстве врачевания многих народов и их лучших представителей.

Литература

1.Вагин Ю.Р. Креативные и примитивные. Пермь: Перм. Госмедакадемия, 1996, 208 с.

2.Корнетов Н.А. Интегративная антропология: от медицины к философии // Новые идеи в философии. –Пермь, 1997, Вып. 6, С. 32-41.

3.Корнетов Н.А., Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения в человеческом познании // Сибирский психологический журн. 1997, Вып.5, С. 11-19.

4.Никитюк Б.А. Интегративная антропология – состояние, проблемы, перспективы // Росс. морф. Ведомости. Новости интеграт. антропол. 1994, № 3, С. 4-10

5. Сержантов В.Ф. Философские проблемы биологии человека. –Л.: Наука,1974

6.Kant I. Der streit der Fakuitaten. Gesammelte Schriften. – Berlin: De Gruyter, 1968, Bd. VII.

7.Paracelsus (Teophrast von Honenheim): Samtlicht Werke. 1. Abt. Medizinishe, naturwissenschaftliche und philosophische Schritten / Hrsg. von K. Sudhoff. – Oldenburg-Munchen – 1922-1933, Bd. I-XIV.

8.Schipperges H. Anthropologien in der Geschichte der Medizin // Biologische Anthropologie. – Stuttgart: Georg Thieme Verlag, 1972, Bd.2

9.Virchow R. (Hrsg.) Die Medinische Reform. – Berlin: Eine Wochenschrift, 1848/ 1849.

10. Virchow R. Die Einheitsbestrebungen in der wissenschaftlichen Medicin. – Berlin: Reimer,1849.

Copyright

© Н.А.Корнетов

© Издательство Пермского государственного университета


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Новые идеи в философии // Межвузовский сборник научных трудов. Пермь,1998, Вып. 7, С. 112-118 философско-антропологические подходы в истории медицины iconПедагогика искусства вопросы истории, теории и методики удк 7 (072. 8 + 082) ббк 85я43 п 24
П 24 Педагогика искусства: вопросы истории, теории и методики : Межвузовский сборник научных трудов. Вып Саратов: Издательский центр...
Новые идеи в философии // Межвузовский сборник научных трудов. Пермь,1998, Вып. 7, С. 112-118 философско-антропологические подходы в истории медицины iconРоссийская Академия Наук Дагестанский Научный Центр Сборник научных...
Сборник научных трудов по термодинамическим циклам Ибадуллаева // Под редакцией И. К. Камилова и М. М. Фатахова. – Махачкала: днц...
Новые идеи в философии // Межвузовский сборник научных трудов. Пермь,1998, Вып. 7, С. 112-118 философско-антропологические подходы в истории медицины iconТемы рефератов "Культура": многообразие философских и научных подходов...
Идеи к философии истории человечества И. Г. Гердера в истории философии культуры
Новые идеи в философии // Межвузовский сборник научных трудов. Пермь,1998, Вып. 7, С. 112-118 философско-антропологические подходы в истории медицины iconЕ-mail; название статьи; номер квитанции почтового перевода или платежного...
Иванов, И. И. Перспективные технологии безопасного обслуживания и ремонта подвижного состава / И. И. Иванов, А. А. Петров // Приоритетные...
Новые идеи в философии // Межвузовский сборник научных трудов. Пермь,1998, Вып. 7, С. 112-118 философско-антропологические подходы в истории медицины iconПроблемы филологического образования сборник научных трудов
Проблемы филологического образования: Сб науч тр. / Отв ред проф. Л. И. Черемисинова; ред. Тарасова И. А., О. Я. Гусакова. — Вып....
Новые идеи в философии // Межвузовский сборник научных трудов. Пермь,1998, Вып. 7, С. 112-118 философско-антропологические подходы в истории медицины iconОбеспечение дисциплины
Идеи к философии истории" человечества" И. Г. Гердера в истории философии культуры
Новые идеи в философии // Межвузовский сборник научных трудов. Пермь,1998, Вып. 7, С. 112-118 философско-антропологические подходы в истории медицины iconИнститут философии и права уральского отделения российской академии наук
Представлены сведения об основных направлениях научных исследований Института философии и права Уро ран, его структуре и организации...
Новые идеи в философии // Межвузовский сборник научных трудов. Пермь,1998, Вып. 7, С. 112-118 философско-антропологические подходы в истории медицины iconСовременное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей
Сборник научных статей по итогам IX всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Артемовские чтения» (16-17...
Новые идеи в философии // Межвузовский сборник научных трудов. Пермь,1998, Вып. 7, С. 112-118 философско-антропологические подходы в истории медицины iconПубликация в сборнике научных трудов
Для публикации Вашей статьи* в сборнике научных трудов "Строительство Материаловедение Машиностроение" необходимо произвести оплату...
Новые идеи в философии // Межвузовский сборник научных трудов. Пермь,1998, Вып. 7, С. 112-118 философско-антропологические подходы в истории медицины iconИнформация для Соискателей научных степеней (Украина)
При этом Перечень наукометрических баз не указан. Сообщаем, что наш Сборник научных трудов sworld включен в наукометрическую базу...
Новые идеи в философии // Межвузовский сборник научных трудов. Пермь,1998, Вып. 7, С. 112-118 философско-антропологические подходы в истории медицины iconА. Т. Твардовского «Библиотека. Книга. Чтение: новые подходы и технологии»...
Б-59 Библиотека. Книга. Чтение: новые подходы и технологии: Сборник материалов «круглого стола» по проблемам чтения / Смоленская...
Новые идеи в философии // Межвузовский сборник научных трудов. Пермь,1998, Вып. 7, С. 112-118 философско-антропологические подходы в истории медицины icon65. 050 Актуальные вопросы экономики и управления российскими предприятиями:...
Цель урока: сформировать у учащихся представление о принципе работы и назначении гидравлического пресса
Новые идеи в философии // Межвузовский сборник научных трудов. Пермь,1998, Вып. 7, С. 112-118 философско-антропологические подходы в истории медицины iconИнформация для Соискателей научных степеней (Украина)
При этом Перечень наукометрических баз не указан. Сообщаем, что наш Сборник научных трудов sworld включен в наукометрическую базу...
Новые идеи в философии // Межвузовский сборник научных трудов. Пермь,1998, Вып. 7, С. 112-118 философско-антропологические подходы в истории медицины iconI. Общие положения
Целью экзамена является установление уровня подготовки адъюнктов и соискателей по философии науки, истории науки и философии права,...
Новые идеи в философии // Межвузовский сборник научных трудов. Пермь,1998, Вып. 7, С. 112-118 философско-антропологические подходы в истории медицины iconВыпуск 14 ежегодный сборник научных трудов махачкала
Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу «Лицей №9» г. Белгорода
Новые идеи в философии // Межвузовский сборник научных трудов. Пермь,1998, Вып. 7, С. 112-118 философско-антропологические подходы в истории медицины iconПрименение масс-спектрометрии для протеомных и клинических исследований:...
Институт химической биологии и фундаментальной медицины со ран. Академгородок. Проспект Лаврентьева, 8


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск