Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста





НазваниеПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
Дата публикации10.10.2013
Размер195 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Философия > Программа дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии

Программа дисциплины
Антропология и теология немецкого идеализма: случай Гегеля

для направления 030100.68 «Философия» подготовки магистра

Автор программы:
Чепурин Кирилл Валериевич,

преподаватель кафедры истории философии факультета философии

kirill.chepurin@gmail.com


Одобрена на заседании кафедры истории философии «___»____________ 2011 г.

Зав. Кафедрой А.М. Руткевич
Рекомендована секцией УМС «Философия «___»____________ 2011 г.

Председатель Е.Г. Драгалина-Черная
Утверждена УС факультета философии «___»_____________2011 г.

Ученый секретарь И.В. Макарова
________________________ [подпись]

Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Настоящая программа учебной дисциплины «Антропология и теология немецкого идеализма: случай Гегеля» устанавливает требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по магистерской программе «Философская антропология» по направлению 030100.68 «Философия».

Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ по специальности 030100.68 «Философия», уровень подготовки: магистр; основной образовательной программой по направлению подготовки 030100.68 Философия, уровень подготовки: магистр; и рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030100.68 Философия, магистерская программа «Философская антропология», утвержденным в 2011г.

1Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Антропология и теология немецкого идеализма: случай Гегеля» являются:

  • обучение антропологической и теологической мысли Гегеля и немецкого идеализма в контексте современной философской и историко-философской работы;

  • обсуждение на примере философии Гегеля ключевых проблем и вопросов философской антропологии;

  • овладение философской терминологией немецкого идеализма, его основными понятиями и темами;

  • развитие исследовательских навыков и навыков работы с источниками и современной специальной литературой;

  • формирование умения сопоставлять различные историко-философские традиции и интерпретации.



2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные понятия и традиции интерпретации антропологии и теологии Гегеля и немецкого идеализма, важнейшие особенности и своеобразие гегелевской философской антропологии и теологии, основные приемы историко-философского анализа текстов Гегеля.

  • Уметь аналитически обсуждать и комментировать философский текст, давать характеристику основным этапам и темам гегелевской мысли, сопоставлять различные разделы гегелевской философии духа, проводить сравнение антропологии и теологии Гегеля с антропологией и теологией других представителей немецкого идеализма.

  • Приобрести опыт чтения и анализа оригинальных текстов немецкого идеализма и современной специальной литературы по теме.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

ОК-1

Распознает основополагающие характеристики и понятия философии немецкого идеализма; владеет современными техниками анализа философских первоисточников и специальной литературы; устанавливает связи между различными представителями немецкой классической философии

Лекционные и семинарские занятия, разбор специальной литературы по теме, работа студентов на семинарах

Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования

ОК-2

Владеет современными методами историко-философского анализа; демонстрирует знание основных традиций интерпретации антропологии и теологии Гегеля и умеет вырабатывать свой подход к ним на основании современных методов исследования

Семинарские занятия, выполнение домашнего задания, анализ задаваемых текстов

Способность свободно пользоваться русскими и иностранными языками как средством делового общения

ОК-3

Демонстрирует владение первоисточниками и специальной литературой на русском, английском и немецком языке, излагает и обосновывает свое понимание прочитанного

Обязательное чтение первоисточников и специальной литературы на русском, английском и немецком языках, выступления на семинарах

Знание современных проблем философии, умением предлагать и аргументированно обосновывать способы их решения

ПК-1

Демонстрирует понимание актуальности философской проблематики немецкого идеализма; представляет связи между немецким идеализмом и современными проблемами философии; интерпретирует в современном контексте основные понятия и проблемы немецкой классической философии

Лекционные и семинарские занятия, анализ задаваемых текстов, обсуждение на семинарах

Владение методами научного исследования, способностью формулировать новые цели и достигать новых результатов в соответствующей предметной области

ПК-3

Владеет основными методами (как современными, так и традиционными) анализа текстов немецкого идеализма; применяет эти методы для тематизации и проблематизации основных понятий философии Гегеля; интерпретирует первоисточники и обосновывает свою интерпретацию

Семинарские занятия, выполнение домашнего задания, анализ задаваемых текстов

Способность вести экспертную работу по профилю своей специальности и представлять ее итоги в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями

ПК-4

Дает определения основных понятий антропологии и теологии немецкого идеализма; анализирует изучаемые тексты немецкого идеализма и специальную литературу по теме; применяет свои знания в области истории философии немецкого идеализма; обосновывает результаты своего анализа

Выступления студентов на семинарах, чтение и анализ задаваемых текстов, выполнение домашнего задания


Компетенции для программы учебной дисциплины взяты из Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Философия» (квалификация: магистр) Министерства образования и науки Российской федерации.

3Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для специальности 030100.68 «Философия» подготовки магистра настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • История философии


Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знание ключевых представителей немецкой классической философии и ее основных особенностей

  • Базовые знания по истории философии античности и нового времени

  • Знание философской терминологии

  • Знание английского и/или немецкого языка


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Философская антропология

  • Современная философия

  • Научно-исследовательский семинар

4Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Историко-философское введение

14

8

2




4

2

Антропология Гегеля в контексте его философии духа

16

6

4




6

3

Ключевые темы гегелевской антропологии

14

4

4




6

4

Феноменология, психология и натурфилософия Гегеля: антропологический взгляд

10

4

2




4

5

Теология Гегеля

12

6

2




4





Итого:


66 часов











5Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Домашнее задание







*

*

Форма: устная

Итоговый

Экзамен










*

Форма: устная


Текущий контроль по курсу – домашние задания в виде текстов и вопросов к ним, которые затем обсуждаются на семинарском занятии. Итоговый контроль – устный экзамен в виде собеседования.

5.1Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Оценка по 10-ти балльной шкале за текущую работу (домашние задания, работа на семинарских занятиях) выставляется по совокупности всех домашних заданий и семинарских занятий. На текущем контроле студент должен продемонстрировать умение читать тексты немецкого идеализма, анализировать понятия и проблемы, содержащиеся в них, и обоснованно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу. На итоговом контроле, который осуществляется в виде устного собеседования, студент должен знать основные понятия и традиции интерпретации антропологии и теологии Гегеля и немецкого идеализма, а также важнейшие особенности и своеобразие гегелевской философской антропологии и теологии, и демонстрировать знание специальной литературы по теме.

6Содержание дисциплины


  1. Раздел 1. Историко-философское введение


Вступление: Актуальность антропологических и теологических тем в современной философской мысли: анализ некоторых ключевых тенденций. Новый интерес к наследию немецкого идеализма.
Тема 1. Введение в изучение Гегеля

Традиционная периодизация гегелевской мысли: «ранний» Гегель, «йенский», «нюрнбергский», «гейдельбергский» и «берлинский». «Феноменология духа», «Наука логики» и «Энциклопедия философских наук»: общая характеристика. «Берлинский» Гегель: «Энциклопедия», «прибавления» (Zusätze) и конспекты лекций разных лет. Три части «Энциклопедии»: логика, натурфилософия, философия духа. Вопрос о системе и вопрос о методе. Наиболее распространённые интерпретации гегелевского систематизма. «Диалектика» Гегеля: проблематизация.
Тема 2. Введение в изучение антропологической мысли Гегеля

Философская и нефилософская антропология XVIII в. «Антропология с прагматической точки зрения» И.Канта. Вопрос об отношении антропологии Канта к его философии морали. Человек у романтиков.

Путь Гегеля к «берлинской» антропологии. Антропология ранних работ Гегеля: общая характеристика. Антропология «йенской» «Феноменологии духа»: проблема начала. «Поздний» Гегель: антропология и философия субъективного духа. Две феноменологии.

Господствующий взгляд на «берлинскую» антропологию. Своеобразие гегелевского определения антропологии. Гегель contra А.Кожев.
Тема 3. Введение в изучение теологической мысли Гегеля

Гегель-теолог в контексте немецкого идеализма. Гегель и Шлейермахер. Теология и христология «раннего» Гегеля. «Дух христианства и его судьба».

Традиция метафизического и теологического прочтения зрелой гегелевской философии. «Абсолютный дух». Христология Гегеля. Воплощение: плоть-как-плоть и плоть-как-дух; структурированная плоть. Христос как «действительный человек»: первая связь антропологии и христологии. Гегель и традиция «смерти Бога». «Царство духа» и эсхатологическое прочтение гегелевской философии. История духа как теологический нарратив. Гегель и Шеллинг.
Количество часов аудиторной работы:

Тема 1: лекции – 2

Тема 2: лекции – 4, семинары – 2

Тема 3: лекции – 2

Общий объем самостоятельной работы: 4

Виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашнего задания

Итого: 14 часов
Литература по разделу: [1, введение и глава 3], [5], [10], [11], [24], [26], [31], [36], [46].


  1. Раздел 2. Антропология Гегеля в контексте его философии духа

    Тема 1. Гегелевская концепция философии духа

Общая характеристика онто-антропо-теологического единства в гегелевской философии духа. Вопрос о Geist: традиционные интерпретации. «Дух» как возможность бытия-иначе. Гегель и спекулятивный реализм (К.Мейяссу).

    Структура «Философии духа» Гегеля. Логическая история духа как духа: субъективный, объективный и абсолютный дух. Взаимопроникновение и взаимозависимость логических ступеней. Круговой характер философии духа.

    Философия субъективного духа. Антропология, феноменология и психология.

    Разрыв между философией природы и философией духа. Гегель: рождение души как «saltus». Два смысла «природного» у Гегеля.

    Тема 2. Антропология Гегеля как проблематизация «души» и индивидуальности

    Абсолютный дух и единичность. «Полагание» души абсолютным духом. Интенсивность души: Кант и Гегель. Понятие интенсивности в «Науке логики» и в антропологии: проблема качественного (воплощенного) и пустого начала.

    Антропологическое у Гегеля как многообразие интенсивностей. Гегель contra Делёз: интенсивное как индивидуальное. Гегель и объектно-ориентированная онтология.

    Душа как «слепая» точка абсолюта и одновременно точка его претворения в действительность. «Развёртывание» духа из этой точки.

    Душа и «дух»: несводимость к чувственно-аффективному. Душа как conatus. Индивидуальность и контингентность. Овладение собой, Hemmung, преображение и бытие-иначе. Гегель и Фуко («забота о себе»). Связь с диалектикой господства и рабства.

    Тема 3. Историко-философское своеобразие гегелевской антропологии

    Гегель и Аристотель («О душе»). Вопрос о включенности «низшего» в «высшее». Душа как активность; отношение к себе и другому. Гегель и Лейбниц: душа как монада. Communio или commercium?

    Гегель против Канта. «Прагматическая» vs. «абсолютная» антропология. Вопрос о целостности и разорванности антропологии. Гегель и Фихте («Наукоучение» 1804 г.).



Количество часов аудиторной работы:

Тема 1: лекции – 2

Тема 2: лекции – 2, семинары – 2

Тема 3: лекции – 2, семинары – 2

Общий объем самостоятельной работы: 6

Виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашнего задания

Итого: 16 часов



    Литература по разделу: [1, гл.1], [2], [4], [8], [12], [14], [15], [19], [23], [30], [32], [40]



  1. Раздел 3: Ключевые темы гегелевской антропологии

    Тема 1. Безумие и привычка

    Гегелевская теория душевных болезней. Безумие как фиксация. Безумие рассудка и смерть души. Вопрос о безумии и абсолютном духе. Стасис и полемос. Гегель как теоретик опасности.

    Определение привычки по Гегелю. Привычка и овладение собой. Проблема общего мира. Онтологическое, эпистемологическое и антропологическое прочтение понятия привычки у Гегеля. Современные прочтения роли привычки у Гегеля (К.Малабу, С.Жижек и др.). Вопрос о пустоте и интенсивности.

    Тема 2. Ощущение, бессознательное и судьба

    Ощущение и чувство. «Внутреннее» и «внешнее» души. Овнутрение и овнешнение. Животный магнетизм. Душа, дух и тело.

    Гегелевская теория бессознательного. Понятие «гения», или «даймона» (Genius). Даймон и интенсивность. Даймоническое – демоническое или ангелическое? Бессознательное как определение сознания. Гегелевские понятия «ядра» и «меры» интенсивности; «масштаб усвоения». Антропологическая интенсивность души у Гегеля и феноменологическая интенсивность души у Канта (антиципации восприятия): сравнение.

    Антропологическое понятие судьбы у Гегеля и антропологическое определение социального. Многообразие индивидуальностей как Gemeinwesen (res publica). Принцип утешения и принцип судьбы: эллинство и христианство у Гегеля.

    Количество часов аудиторной работы:

Тема 1: лекции – 2, семинары – 2

Тема 2: лекции – 2, семинары – 2

Общий объем самостоятельной работы: 6

Виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашнего задания

Итого: 14 часов



    Литература по разделу: [1, гл.1], [13], [15], [17], [20], [21], [22], [30], [33], [38], [40], [47]



  1. Раздел 4: Феноменология, психология и натурфилософия Гегеля: антропологический взгляд

    Тема 1. Феноменология и психология Гегеля в их отношении к антропологии

    Две феноменологии: «йенская» и «берлинская». Структура и логика философии субъективного духа: традиционный («линейный») взгляд. «Превосхождение» антропологии.

    Антропологическое прочтение гегелевской феноменологии и психологии: общая характеристика. Гегелевская антропологическая критика сознания. Душа и внешний мир: проблема порождения. Бессознательность сознания и опасность безумия рассудка. Порочный круг рассудка: экскурс в «йенскую» «Феноменологию».

    Общий мир и онтоантропологическое основание «взаимного признания». Вопрос о «свободном духе». Свобода «от» и «внутри» природного. Смысл «возвращения» к душе.

    Антикартезианство Гегеля. Критика феноменологии (сознания) как гегелевская критика Канта и романтической историографии.

    Тема 2. Антропологическое прочтение гегелевской натурфилософии

    Гегель и традиция натурфилософии. Традиционная «шеллингианская» критика гегелевской философии природы. Проблема «обесценивания» природы.

    Истинное познание природы духом. Роль души и роль опыта. Вопрос об антропологическом основании натурфилософии.

    Количество часов аудиторной работы:

Тема 1: лекции – 2, семинары – 2

Тема 2: лекции – 2

Общий объем самостоятельной работы: 4

Виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашнего задания

Итого: 10 часов



    Литература по разделу: [1, гл.2], [4], [7], [10], [11], [22], [23], [37], [40], [47]



  1. Раздел 5: Теология Гегеля

    Тема 1. Антропология, христология и теологический нарратив у Гегеля

    Традиционный взгляд на теологический нарратив у Гегеля: «нигилистическая отрицательность».

    «Дух»: бытие-иначе и преображение. Событие Христа: Воплощение, Смерть, Воскресение. Роль каждого из моментов события Христа по Гегелю. Событие Христа и конкретная индивидуальность: Христос как «действительный человек». Троякая – цель, структура и основание – связь антропологии и христологии Гегеля. Путь Христа как основание всякой субъективности по Гегелю.

    Философия (и теология) Воскресения vs. философия (и теология) Смерти Бога. Воскресение и новая жизнь. Вопрос о телесном воскресении. Кайрос, секулярное и постсекулярное. «Последние времена». Онтоантропологическая укорененность эсхатологии и христологическая укорененность антропологии у Гегеля. Вопрос о радикально новом.

    Тема 2. Заключение

    Антропология как лаборатория поздней мысли Гегеля и как «другой» Гегель. Антропология и теология как возможность проблематизации традиционного образа Гегеля. Актуальность антропологической и философско-теологической мысли Гегеля в контексте современной философии и теологии.

    Количество часов аудиторной работы:

    Тема 1: лекции – 4, семинары – 2

    Тема 2: лекции – 2

Общий объем самостоятельной работы: 4

Виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашнего задания

Итого: 12 часов



    Литература по разделу: [1, гл.3], [10], [24], [27], [28], [35], [36], [41], [43], [44], [45], [48]


7Образовательные технологии



8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1Тематика заданий текущего контроля


-

8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Периодизация гегелевской мысли и основные работы Гегеля. Путь Гегеля к «берлинской» антропологии. «Феноменология духа» 1807 г. и «берлинская» феноменология.

  2. Теология и христология «раннего» и «позднего» Гегеля: общая характеристика.

  3. Развитие антропологии в XVIII в. «Антропология с прагматической точки зрения» И.Канта.

  4. Понятие духа у Гегеля: основные интерпретации. Место «Философии духа» в гегелевской системе.

  5. Место антропологии в «Философии духа». Душа и абсолютный дух. Индивидуальность души. Индивид и абсолют.

  6. Гегель и Аристотель («О душе»). Гегель и Лейбниц (душа как монада). Гегель и Кант («Антропология с прагматической точки зрения»). Гегель и Фихте («Наукоучение» 1804 г.).

  7. Душа и ощущение. Гегелевская теория безумия. Роль привычки у Гегеля: основные интерпретации.

  8. Гегелевская теория бессознательного. «Гений» и сознание. Антропологическое понятие судьбы у Гегеля.

  9. Логика движения субъективного духа (антропология-феноменология-психология). Гегелевская антропологическая критика сознания. Антикартезианство Гегеля.

  10. Антропологическое основание философии природы Гегеля.

  11. История духа как теологический нарратив. Значение события Христа по Гегелю. Эсхатология и царство духа.

  12. Связь антропологии и христологии у Гегеля. Христос как «действительный человек». Путь Христа как основание всякой субъективности по Гегелю.

9Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает подготовку студентами домашнего задания к семинарам и работу студентов на семинарских занятиях, в том числе активность студентов в ответах и дискуссиях. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за ответы по домашним заданиям и активность на семинарах составляет совокупную оценку за текущий контроль и выставляется преподавателем в рабочую ведомость как Отекущий.

Результирующая оценка за итоговый контроль выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу на экзамене:

Оитоговый = 0,7·Оэкзамен + 0,3·Отекущий

Способ округления накопленной оценки итогового контроля: арифметический.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

В диплом выставляется результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:

Одисциплина = Оитоговый


10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


  1. Кандидатская диссертация Чепурина К.В. «Место антропологии в системе философии духа Г.В.Ф.Гегеля» (НИУ ВШЭ, 2011 г.). С текстом можно ознакомиться в Научной библиотеке НИУ ВШЭ.

10.2Основная литература


  1. Аристотель. О душе. // Сочинения в 4-х тт. (Серия «Философское наследие».) Том 1. М.: Мысль, 1975. С. 371-448.

  2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии. В 2-х тт. М.: Мысль, 1976.

  3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х тт. Том 3: Философия духа. М.: Мысль, 1977.

  4. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения.

  5. Кант И. Критика чистого разума, 2-е издание. // Сочинения на немецком и русском языках. Том II. Часть 1. М.: Наука, 2006.

  6. Чепурин К.В. Анализ сознания в берлинской феноменологии Г.В.Ф. Гегеля // Вопросы философии, 2009. №10. С.134-139.

  7. Чепурин К.В. Человеческая душа, её интенсивность и судьба: введение в антропологию Гегеля // История философии, 2012. №17. В печати.

10.3Дополнительная литература


  1. Бальтазар, Х. У. фон. Целое во фрагменте. Некоторые аспекты теологии истории. М.: Истина и жизнь, 2001.

  2. Ильин, И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 2-х тт. М.: Русская книга, 2002.

  3. Кожев, А. Введение в чтение Гегеля. СПб: Наука, 2003.

  4. Фуко М. Герменевтика субъекта. СПб.: Наука, 2007.

  5. Berthold-Bond, D. Hegel’s Theory of Madness. New York: State University of New York Press, 1995.

  6. Brinkmann, K. “The Natural and the Supernatural in Human Nature: Hegel on the Soul,” в книге Cohen, R. S., and Tauber, A. I., eds., Philosophies of Nature: The Human Dimension. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1998, 3-18.

  7. Chepurin K. Kant on the Soul’s Intensity // Kant Yearbook №2/2010: Metaphysics. Ed. Dietmar H. Heidemann. Berlin-New York: Walter de Gruyter, 2010. P. 74-94.

  8. Cunningham, C. Genealogy of Nihilism. Philosophies of Nothing and the Difference of Theology. London: Routledge, 2002.

  9. deVries, W. Hegel’s Theory of Mental Activity: An Introduction to Theoretical Spirit. New York: Cornell University Press, 1988.

  10. Drüe, H. “Die Philosophie des Geistes (§§377-577),” в книге Hegels Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften (1830): Ein Kommentar zum Systemgrundriß. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 2000.

  11. Ferrarin, A. Hegel and Aristotle. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

  12. Fetscher, I. Hegels Lehre vom Menschen. Stuttgart – Bad Cannstatt: Frommann Verlag, 1970.

  13. Greene, M. Hegel on the Soul: A Speculative Anthropology. The Hague: Martinus Nijhoff, 1972.

  14. Greene, M. “Hegel’s Triadic Doctrine of Cognitive Mind,” в книге Stern, R., ed., G. W. F. Hegel: Critical Assessments. London: Routledge, 1993, 89-107.

  15. Hegel, G.W.F. Vorlesungen über die Philosophie des Geistes. Berlin 1827/28. Nachgeschrieben von J. E. Erdmann u. F. Walter. Hg. von F. Hespe u. B. Tuschling. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 1994.

  16. Hodgson, P. Hegel and Christian Theology. A Reading of the Lectures on the Philosophy of Religion. Oxford: Oxford University Press, 2005.

  17. Houlgate, S. The Opening of Hegel’s Logic: From Being to Infinity. West Lafayette, IN: Purdue University Press, 2006.

  18. Krauss, W. Zur Anthropologie des 18. Jahrhunderts. Frankfurt am Main: Verlag Ullstein, 1987.

  19. Küng, H. Menschwerdung Gottes. Eine Einführung in Hegels theologisches Denken als Prolegomena zu einer künftigen Christologie. Basel-Freiburg-Wien: Herder, 1970.

  20. Lauer, Q. Hegel’s Concept of God. New York: State University of New York Press, 1982.

  21. Lewis, T. A. Freedom and Tradition in Hegel: Reconsidering Anthropology, Ethics, and Religion. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2007.

  22. Malabou, C. The Future of Hegel: Plasticity, Temporality and Dialectic. London: Routledge, 2005.

  23. Marquard, O. “Der Mensch ‘diesseits der Utopie’: Bemerkungen über Geschichte und Aktualität der philosophischen Anthropologie,” в книге Glück im Unglück: Philosophische Überlegungen. München: Wilhelm Fink Verlag, 1995, 142-156.

  24. Meillassoux, Q. Spectral Dilemma // Collapse: Philosophical Research and Development, Vol. IV, May 2008, 261-275.

  25. Merker, B. “Über Gewohnheit,” в книге Eley, L., Hg., Hegels Theorie des subjektiven Geistes in der “Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse.” Stuttgart-Bad Cannstatt: Frommann-Holzboog, 1990, 227-243.

  26. Milbank, J. Theology and Social Theory: Beyond Secular Reason, 2nd ed. Oxford: Blackwell, 2006.

  27. Moltmann, J. The Crucified God: The Cross of Christ as the Foundation and Criticism of Christian Theology. London: SCM Press, 1974.

  28. O’Regan, C. The Heterodox Hegel. Albany, New York: State University of New York Press, 1994.

  29. Petry, M. J. “Introduction,” в книге Hegel, G.W.F., The Berlin Phenomenology, Edited and Translated with an Introduction and Explanatory Notes by M. J. Petry. Dordrecht: D. Reidel, 1981, xiii-cix.

  30. Pippin, R. Hegel’s Practical Philosophy: Rational Agency and Ethical Life. Cambridge: Cambridge University Press, 2008.

  31. Rometsch, J. Hegels Theorie des erkennenden Subjekts: Systematische Untersuchungen zur enzyklopädischen Philosophie des subjektiven Geistes. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2007.

  32. Stederoth, D. Hegels Philosophie des subjektiven Geistes: Ein komparatorischer Kommentar. Berlin: Akademie Verlag, 2001.

  33. Theunissen, M. Hegels Lehre vom absoluten Geist als theologisch-politischer Traktat. Berlin: de Gruyter, 1970.

  34. Verene, D. P. Hegel’s Absolute. An Introduction to Reading the Phenomenology of Spirit. New York: State University of New York Press, 2007.

  35. Ward, G. Christ and Culture. Oxford: Blackwell Publishing, 2005.

  36. Williamson, R. K. Introduction to Hegel’s Philosophy of Religion. New York: State University of New York Press, 1984.

  37. Yerkes, J. The Christology of Hegel. New York: State University of New York Press, 1983.

  38. Zammito, J. Kant, Herder, and the Birth of Anthropology. Chicago: University of Chicago Press, 2002.

  39. Žižek, S., and Gabriel, M. Mythology, Madness and Laughter: Subjectivity in German Idealism. London: Continuum, 2009.

  40. Žižek, S., and Milbank, J. The Monstrosity of Christ: Paradox and Dialectic. Cambridge, Mass.: Massachussets Institute of Technology Press, 2009.



10.4Справочники, словари, энциклопедии


-

10.5Программные средства


    -

10.6Дистанционная поддержка дисциплины


-

11Материально-техническое обеспечение дисциплины


-


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Т. Г. Морозова, доктор географических наук, профессор взфэи, кафедра «Региональная экономика»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 010300. 62...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности,...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 "Культурология"...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 "Бизнес-информатика"...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск