| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии
Программа дисциплины Антропология и теология немецкого идеализма: случай Гегеля
для направления 030100.68 «Философия» подготовки магистра
Автор программы: Чепурин Кирилл Валериевич,
преподаватель кафедры истории философии факультета философии
kirill.chepurin@gmail.com
Одобрена на заседании кафедры истории философии «___»____________ 2011 г.
Зав. Кафедрой А.М. Руткевич Рекомендована секцией УМС «Философия «___»____________ 2011 г.
Председатель Е.Г. Драгалина-Черная Утверждена УС факультета философии «___»_____________2011 г.
Ученый секретарь И.В. Макарова ________________________ [подпись]
Москва, 2011
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины «Антропология и теология немецкого идеализма: случай Гегеля» устанавливает требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по магистерской программе «Философская антропология» по направлению 030100.68 «Философия».
Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ по специальности 030100.68 «Философия», уровень подготовки: магистр; основной образовательной программой по направлению подготовки 030100.68 Философия, уровень подготовки: магистр; и рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030100.68 Философия, магистерская программа «Философская антропология», утвержденным в 2011г.
1Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Антропология и теология немецкого идеализма: случай Гегеля» являются:
обучение антропологической и теологической мысли Гегеля и немецкого идеализма в контексте современной философской и историко-философской работы;
обсуждение на примере философии Гегеля ключевых проблем и вопросов философской антропологии;
овладение философской терминологией немецкого идеализма, его основными понятиями и темами;
развитие исследовательских навыков и навыков работы с источниками и современной специальной литературой;
формирование умения сопоставлять различные историко-философские традиции и интерпретации.
2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать основные понятия и традиции интерпретации антропологии и теологии Гегеля и немецкого идеализма, важнейшие особенности и своеобразие гегелевской философской антропологии и теологии, основные приемы историко-философского анализа текстов Гегеля.
Уметь аналитически обсуждать и комментировать философский текст, давать характеристику основным этапам и темам гегелевской мысли, сопоставлять различные разделы гегелевской философии духа, проводить сравнение антропологии и теологии Гегеля с антропологией и теологией других представителей немецкого идеализма.
Приобрести опыт чтения и анализа оригинальных текстов немецкого идеализма и современной специальной литературы по теме.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
| ОК-1
| Распознает основополагающие характеристики и понятия философии немецкого идеализма; владеет современными техниками анализа философских первоисточников и специальной литературы; устанавливает связи между различными представителями немецкой классической философии
| Лекционные и семинарские занятия, разбор специальной литературы по теме, работа студентов на семинарах
| Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования
| ОК-2
| Владеет современными методами историко-философского анализа; демонстрирует знание основных традиций интерпретации антропологии и теологии Гегеля и умеет вырабатывать свой подход к ним на основании современных методов исследования
| Семинарские занятия, выполнение домашнего задания, анализ задаваемых текстов
| Способность свободно пользоваться русскими и иностранными языками как средством делового общения
| ОК-3
| Демонстрирует владение первоисточниками и специальной литературой на русском, английском и немецком языке, излагает и обосновывает свое понимание прочитанного
| Обязательное чтение первоисточников и специальной литературы на русском, английском и немецком языках, выступления на семинарах
| Знание современных проблем философии, умением предлагать и аргументированно обосновывать способы их решения
| ПК-1
| Демонстрирует понимание актуальности философской проблематики немецкого идеализма; представляет связи между немецким идеализмом и современными проблемами философии; интерпретирует в современном контексте основные понятия и проблемы немецкой классической философии
| Лекционные и семинарские занятия, анализ задаваемых текстов, обсуждение на семинарах
| Владение методами научного исследования, способностью формулировать новые цели и достигать новых результатов в соответствующей предметной области
| ПК-3
| Владеет основными методами (как современными, так и традиционными) анализа текстов немецкого идеализма; применяет эти методы для тематизации и проблематизации основных понятий философии Гегеля; интерпретирует первоисточники и обосновывает свою интерпретацию
| Семинарские занятия, выполнение домашнего задания, анализ задаваемых текстов
| Способность вести экспертную работу по профилю своей специальности и представлять ее итоги в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями
| ПК-4
| Дает определения основных понятий антропологии и теологии немецкого идеализма; анализирует изучаемые тексты немецкого идеализма и специальную литературу по теме; применяет свои знания в области истории философии немецкого идеализма; обосновывает результаты своего анализа
| Выступления студентов на семинарах, чтение и анализ задаваемых текстов, выполнение домашнего задания
|
Компетенции для программы учебной дисциплины взяты из Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Философия» (квалификация: магистр) Министерства образования и науки Российской федерации.
3Место дисциплины в структуре образовательной программы Для специальности 030100.68 «Философия» подготовки магистра настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Знание ключевых представителей немецкой классической философии и ее основных особенностей
Базовые знания по истории философии античности и нового времени
Знание философской терминологии
Знание английского и/или немецкого языка
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Философская антропология
Современная философия
Научно-исследовательский семинар
4Тематический план учебной дисциплины
№
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
| 1
| Историко-философское введение
| 14
| 8
| 2
|
| 4
| 2
| Антропология Гегеля в контексте его философии духа
| 16
| 6
| 4
|
| 6
| 3
| Ключевые темы гегелевской антропологии
| 14
| 4
| 4
|
| 6
| 4
| Феноменология, психология и натурфилософия Гегеля: антропологический взгляд
| 10
| 4
| 2
|
| 4
| 5
| Теология Гегеля
| 12
| 6
| 2
|
| 4
|
|
Итого:
|
66 часов
|
|
|
|
5Формы контроля знаний студентов Тип контроля
| Форма контроля
| 1 год
| Параметры **
| 1
| 2
| 3
| 4
| Текущий
(неделя)
| Домашнее задание
|
|
| *
| *
| Форма: устная
| Итоговый
| Экзамен
|
|
|
| *
| Форма: устная
|
Текущий контроль по курсу – домашние задания в виде текстов и вопросов к ним, которые затем обсуждаются на семинарском занятии. Итоговый контроль – устный экзамен в виде собеседования.
5.1Критерии оценки знаний, навыков Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Оценка по 10-ти балльной шкале за текущую работу (домашние задания, работа на семинарских занятиях) выставляется по совокупности всех домашних заданий и семинарских занятий. На текущем контроле студент должен продемонстрировать умение читать тексты немецкого идеализма, анализировать понятия и проблемы, содержащиеся в них, и обоснованно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу. На итоговом контроле, который осуществляется в виде устного собеседования, студент должен знать основные понятия и традиции интерпретации антропологии и теологии Гегеля и немецкого идеализма, а также важнейшие особенности и своеобразие гегелевской философской антропологии и теологии, и демонстрировать знание специальной литературы по теме.
6Содержание дисциплины Раздел 1. Историко-философское введение
Вступление: Актуальность антропологических и теологических тем в современной философской мысли: анализ некоторых ключевых тенденций. Новый интерес к наследию немецкого идеализма. Тема 1. Введение в изучение Гегеля
Традиционная периодизация гегелевской мысли: «ранний» Гегель, «йенский», «нюрнбергский», «гейдельбергский» и «берлинский». «Феноменология духа», «Наука логики» и «Энциклопедия философских наук»: общая характеристика. «Берлинский» Гегель: «Энциклопедия», «прибавления» (Zusätze) и конспекты лекций разных лет. Три части «Энциклопедии»: логика, натурфилософия, философия духа. Вопрос о системе и вопрос о методе. Наиболее распространённые интерпретации гегелевского систематизма. «Диалектика» Гегеля: проблематизация. Тема 2. Введение в изучение антропологической мысли Гегеля
Философская и нефилософская антропология XVIII в. «Антропология с прагматической точки зрения» И.Канта. Вопрос об отношении антропологии Канта к его философии морали. Человек у романтиков.
Путь Гегеля к «берлинской» антропологии. Антропология ранних работ Гегеля: общая характеристика. Антропология «йенской» «Феноменологии духа»: проблема начала. «Поздний» Гегель: антропология и философия субъективного духа. Две феноменологии.
Господствующий взгляд на «берлинскую» антропологию. Своеобразие гегелевского определения антропологии. Гегель contra А.Кожев. Тема 3. Введение в изучение теологической мысли Гегеля
Гегель-теолог в контексте немецкого идеализма. Гегель и Шлейермахер. Теология и христология «раннего» Гегеля. «Дух христианства и его судьба».
Традиция метафизического и теологического прочтения зрелой гегелевской философии. «Абсолютный дух». Христология Гегеля. Воплощение: плоть-как-плоть и плоть-как-дух; структурированная плоть. Христос как «действительный человек»: первая связь антропологии и христологии. Гегель и традиция «смерти Бога». «Царство духа» и эсхатологическое прочтение гегелевской философии. История духа как теологический нарратив. Гегель и Шеллинг. Количество часов аудиторной работы:
Тема 1: лекции – 2
Тема 2: лекции – 4, семинары – 2
Тема 3: лекции – 2
Общий объем самостоятельной работы: 4
Виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашнего задания
Итого: 14 часов Литература по разделу: [1, введение и глава 3], [5], [10], [11], [24], [26], [31], [36], [46].
Раздел 2. Антропология Гегеля в контексте его философии духа
Тема 1. Гегелевская концепция философии духа
Общая характеристика онто-антропо-теологического единства в гегелевской философии духа. Вопрос о Geist: традиционные интерпретации. «Дух» как возможность бытия-иначе. Гегель и спекулятивный реализм (К.Мейяссу).
Структура «Философии духа» Гегеля. Логическая история духа как духа: субъективный, объективный и абсолютный дух. Взаимопроникновение и взаимозависимость логических ступеней. Круговой характер философии духа.
Философия субъективного духа. Антропология, феноменология и психология.
Разрыв между философией природы и философией духа. Гегель: рождение души как «saltus». Два смысла «природного» у Гегеля.
Тема 2. Антропология Гегеля как проблематизация «души» и индивидуальности
Абсолютный дух и единичность. «Полагание» души абсолютным духом. Интенсивность души: Кант и Гегель. Понятие интенсивности в «Науке логики» и в антропологии: проблема качественного (воплощенного) и пустого начала.
Антропологическое у Гегеля как многообразие интенсивностей. Гегель contra Делёз: интенсивное как индивидуальное. Гегель и объектно-ориентированная онтология.
Душа как «слепая» точка абсолюта и одновременно точка его претворения в действительность. «Развёртывание» духа из этой точки.
Душа и «дух»: несводимость к чувственно-аффективному. Душа как conatus. Индивидуальность и контингентность. Овладение собой, Hemmung, преображение и бытие-иначе. Гегель и Фуко («забота о себе»). Связь с диалектикой господства и рабства.
Тема 3. Историко-философское своеобразие гегелевской антропологии
Гегель и Аристотель («О душе»). Вопрос о включенности «низшего» в «высшее». Душа как активность; отношение к себе и другому. Гегель и Лейбниц: душа как монада. Communio или commercium?
Гегель против Канта. «Прагматическая» vs. «абсолютная» антропология. Вопрос о целостности и разорванности антропологии. Гегель и Фихте («Наукоучение» 1804 г.).
Количество часов аудиторной работы:
Тема 1: лекции – 2
Тема 2: лекции – 2, семинары – 2
Тема 3: лекции – 2, семинары – 2
Общий объем самостоятельной работы: 6
Виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашнего задания
Итого: 16 часов
Литература по разделу: [1, гл.1], [2], [4], [8], [12], [14], [15], [19], [23], [30], [32], [40]
Раздел 3: Ключевые темы гегелевской антропологии
Тема 1. Безумие и привычка
Гегелевская теория душевных болезней. Безумие как фиксация. Безумие рассудка и смерть души. Вопрос о безумии и абсолютном духе. Стасис и полемос. Гегель как теоретик опасности.
Определение привычки по Гегелю. Привычка и овладение собой. Проблема общего мира. Онтологическое, эпистемологическое и антропологическое прочтение понятия привычки у Гегеля. Современные прочтения роли привычки у Гегеля (К.Малабу, С.Жижек и др.). Вопрос о пустоте и интенсивности.
Тема 2. Ощущение, бессознательное и судьба
Ощущение и чувство. «Внутреннее» и «внешнее» души. Овнутрение и овнешнение. Животный магнетизм. Душа, дух и тело.
Гегелевская теория бессознательного. Понятие «гения», или «даймона» (Genius). Даймон и интенсивность. Даймоническое – демоническое или ангелическое? Бессознательное как определение сознания. Гегелевские понятия «ядра» и «меры» интенсивности; «масштаб усвоения». Антропологическая интенсивность души у Гегеля и феноменологическая интенсивность души у Канта (антиципации восприятия): сравнение.
Антропологическое понятие судьбы у Гегеля и антропологическое определение социального. Многообразие индивидуальностей как Gemeinwesen (res publica). Принцип утешения и принцип судьбы: эллинство и христианство у Гегеля.
Количество часов аудиторной работы:
Тема 1: лекции – 2, семинары – 2
Тема 2: лекции – 2, семинары – 2
Общий объем самостоятельной работы: 6
Виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашнего задания
Итого: 14 часов
Литература по разделу: [1, гл.1], [13], [15], [17], [20], [21], [22], [30], [33], [38], [40], [47]
Раздел 4: Феноменология, психология и натурфилософия Гегеля: антропологический взгляд
Тема 1. Феноменология и психология Гегеля в их отношении к антропологии
Две феноменологии: «йенская» и «берлинская». Структура и логика философии субъективного духа: традиционный («линейный») взгляд. «Превосхождение» антропологии.
Антропологическое прочтение гегелевской феноменологии и психологии: общая характеристика. Гегелевская антропологическая критика сознания. Душа и внешний мир: проблема порождения. Бессознательность сознания и опасность безумия рассудка. Порочный круг рассудка: экскурс в «йенскую» «Феноменологию».
Общий мир и онтоантропологическое основание «взаимного признания». Вопрос о «свободном духе». Свобода «от» и «внутри» природного. Смысл «возвращения» к душе.
Антикартезианство Гегеля. Критика феноменологии (сознания) как гегелевская критика Канта и романтической историографии.
Тема 2. Антропологическое прочтение гегелевской натурфилософии
Гегель и традиция натурфилософии. Традиционная «шеллингианская» критика гегелевской философии природы. Проблема «обесценивания» природы.
Истинное познание природы духом. Роль души и роль опыта. Вопрос об антропологическом основании натурфилософии.
Количество часов аудиторной работы:
Тема 1: лекции – 2, семинары – 2
Тема 2: лекции – 2
Общий объем самостоятельной работы: 4
Виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашнего задания
Итого: 10 часов
Литература по разделу: [1, гл.2], [4], [7], [10], [11], [22], [23], [37], [40], [47]
Раздел 5: Теология Гегеля
Тема 1. Антропология, христология и теологический нарратив у Гегеля
Традиционный взгляд на теологический нарратив у Гегеля: «нигилистическая отрицательность».
«Дух»: бытие-иначе и преображение. Событие Христа: Воплощение, Смерть, Воскресение. Роль каждого из моментов события Христа по Гегелю. Событие Христа и конкретная индивидуальность: Христос как «действительный человек». Троякая – цель, структура и основание – связь антропологии и христологии Гегеля. Путь Христа как основание всякой субъективности по Гегелю.
Философия (и теология) Воскресения vs. философия (и теология) Смерти Бога. Воскресение и новая жизнь. Вопрос о телесном воскресении. Кайрос, секулярное и постсекулярное. «Последние времена». Онтоантропологическая укорененность эсхатологии и христологическая укорененность антропологии у Гегеля. Вопрос о радикально новом.
Тема 2. Заключение
Антропология как лаборатория поздней мысли Гегеля и как «другой» Гегель. Антропология и теология как возможность проблематизации традиционного образа Гегеля. Актуальность антропологической и философско-теологической мысли Гегеля в контексте современной философии и теологии.
Количество часов аудиторной работы:
Тема 1: лекции – 4, семинары – 2
Тема 2: лекции – 2
Общий объем самостоятельной работы: 4
Виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашнего задания
Итого: 12 часов
Литература по разделу: [1, гл.3], [10], [24], [27], [28], [35], [36], [41], [43], [44], [45], [48]
7Образовательные технологии –
8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 8.1Тематика заданий текущего контроля -
8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины Периодизация гегелевской мысли и основные работы Гегеля. Путь Гегеля к «берлинской» антропологии. «Феноменология духа» 1807 г. и «берлинская» феноменология.
Теология и христология «раннего» и «позднего» Гегеля: общая характеристика.
Развитие антропологии в XVIII в. «Антропология с прагматической точки зрения» И.Канта.
Понятие духа у Гегеля: основные интерпретации. Место «Философии духа» в гегелевской системе.
Место антропологии в «Философии духа». Душа и абсолютный дух. Индивидуальность души. Индивид и абсолют.
Гегель и Аристотель («О душе»). Гегель и Лейбниц (душа как монада). Гегель и Кант («Антропология с прагматической точки зрения»). Гегель и Фихте («Наукоучение» 1804 г.).
Душа и ощущение. Гегелевская теория безумия. Роль привычки у Гегеля: основные интерпретации.
Гегелевская теория бессознательного. «Гений» и сознание. Антропологическое понятие судьбы у Гегеля.
Логика движения субъективного духа (антропология-феноменология-психология). Гегелевская антропологическая критика сознания. Антикартезианство Гегеля.
Антропологическое основание философии природы Гегеля.
История духа как теологический нарратив. Значение события Христа по Гегелю. Эсхатология и царство духа.
Связь антропологии и христологии у Гегеля. Христос как «действительный человек». Путь Христа как основание всякой субъективности по Гегелю.
9Порядок формирования оценок по дисциплине Преподаватель оценивает подготовку студентами домашнего задания к семинарам и работу студентов на семинарских занятиях, в том числе активность студентов в ответах и дискуссиях. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за ответы по домашним заданиям и активность на семинарах составляет совокупную оценку за текущий контроль и выставляется преподавателем в рабочую ведомость как Отекущий.
Результирующая оценка за итоговый контроль выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу на экзамене:
Оитоговый = 0,7·Оэкзамен + 0,3·Отекущий
Способ округления накопленной оценки итогового контроля: арифметический.
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.
В диплом выставляется результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:
Одисциплина = Оитоговый
10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 10.1Базовый учебник Кандидатская диссертация Чепурина К.В. «Место антропологии в системе философии духа Г.В.Ф.Гегеля» (НИУ ВШЭ, 2011 г.). С текстом можно ознакомиться в Научной библиотеке НИУ ВШЭ.
10.2Основная литература Аристотель. О душе. // Сочинения в 4-х тт. (Серия «Философское наследие».) Том 1. М.: Мысль, 1975. С. 371-448.
Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии. В 2-х тт. М.: Мысль, 1976.
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х тт. Том 3: Философия духа. М.: Мысль, 1977.
Кант И. Антропология с прагматической точки зрения.
Кант И. Критика чистого разума, 2-е издание. // Сочинения на немецком и русском языках. Том II. Часть 1. М.: Наука, 2006.
Чепурин К.В. Анализ сознания в берлинской феноменологии Г.В.Ф. Гегеля // Вопросы философии, 2009. №10. С.134-139.
Чепурин К.В. Человеческая душа, её интенсивность и судьба: введение в антропологию Гегеля // История философии, 2012. №17. В печати.
10.3Дополнительная литература Бальтазар, Х. У. фон. Целое во фрагменте. Некоторые аспекты теологии истории. М.: Истина и жизнь, 2001.
Ильин, И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 2-х тт. М.: Русская книга, 2002.
Кожев, А. Введение в чтение Гегеля. СПб: Наука, 2003.
Фуко М. Герменевтика субъекта. СПб.: Наука, 2007.
Berthold-Bond, D. Hegel’s Theory of Madness. New York: State University of New York Press, 1995.
Brinkmann, K. “The Natural and the Supernatural in Human Nature: Hegel on the Soul,” в книге Cohen, R. S., and Tauber, A. I., eds., Philosophies of Nature: The Human Dimension. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1998, 3-18.
Chepurin K. Kant on the Soul’s Intensity // Kant Yearbook №2/2010: Metaphysics. Ed. Dietmar H. Heidemann. Berlin-New York: Walter de Gruyter, 2010. P. 74-94.
Cunningham, C. Genealogy of Nihilism. Philosophies of Nothing and the Difference of Theology. London: Routledge, 2002.
deVries, W. Hegel’s Theory of Mental Activity: An Introduction to Theoretical Spirit. New York: Cornell University Press, 1988.
Drüe, H. “Die Philosophie des Geistes (§§377-577),” в книге Hegels Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften (1830): Ein Kommentar zum Systemgrundriß. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 2000.
Ferrarin, A. Hegel and Aristotle. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
Fetscher, I. Hegels Lehre vom Menschen. Stuttgart – Bad Cannstatt: Frommann Verlag, 1970.
Greene, M. Hegel on the Soul: A Speculative Anthropology. The Hague: Martinus Nijhoff, 1972.
Greene, M. “Hegel’s Triadic Doctrine of Cognitive Mind,” в книге Stern, R., ed., G. W. F. Hegel: Critical Assessments. London: Routledge, 1993, 89-107.
Hegel, G.W.F. Vorlesungen über die Philosophie des Geistes. Berlin 1827/28. Nachgeschrieben von J. E. Erdmann u. F. Walter. Hg. von F. Hespe u. B. Tuschling. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 1994.
Hodgson, P. Hegel and Christian Theology. A Reading of the Lectures on the Philosophy of Religion. Oxford: Oxford University Press, 2005.
Houlgate, S. The Opening of Hegel’s Logic: From Being to Infinity. West Lafayette, IN: Purdue University Press, 2006.
Krauss, W. Zur Anthropologie des 18. Jahrhunderts. Frankfurt am Main: Verlag Ullstein, 1987.
Küng, H. Menschwerdung Gottes. Eine Einführung in Hegels theologisches Denken als Prolegomena zu einer künftigen Christologie. Basel-Freiburg-Wien: Herder, 1970.
Lauer, Q. Hegel’s Concept of God. New York: State University of New York Press, 1982.
Lewis, T. A. Freedom and Tradition in Hegel: Reconsidering Anthropology, Ethics, and Religion. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2007.
Malabou, C. The Future of Hegel: Plasticity, Temporality and Dialectic. London: Routledge, 2005.
Marquard, O. “Der Mensch ‘diesseits der Utopie’: Bemerkungen über Geschichte und Aktualität der philosophischen Anthropologie,” в книге Glück im Unglück: Philosophische Überlegungen. München: Wilhelm Fink Verlag, 1995, 142-156.
Meillassoux, Q. Spectral Dilemma // Collapse: Philosophical Research and Development, Vol. IV, May 2008, 261-275.
Merker, B. “Über Gewohnheit,” в книге Eley, L., Hg., Hegels Theorie des subjektiven Geistes in der “Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse.” Stuttgart-Bad Cannstatt: Frommann-Holzboog, 1990, 227-243.
Milbank, J. Theology and Social Theory: Beyond Secular Reason, 2nd ed. Oxford: Blackwell, 2006.
Moltmann, J. The Crucified God: The Cross of Christ as the Foundation and Criticism of Christian Theology. London: SCM Press, 1974.
O’Regan, C. The Heterodox Hegel. Albany, New York: State University of New York Press, 1994.
Petry, M. J. “Introduction,” в книге Hegel, G.W.F., The Berlin Phenomenology, Edited and Translated with an Introduction and Explanatory Notes by M. J. Petry. Dordrecht: D. Reidel, 1981, xiii-cix.
Pippin, R. Hegel’s Practical Philosophy: Rational Agency and Ethical Life. Cambridge: Cambridge University Press, 2008.
Rometsch, J. Hegels Theorie des erkennenden Subjekts: Systematische Untersuchungen zur enzyklopädischen Philosophie des subjektiven Geistes. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2007.
Stederoth, D. Hegels Philosophie des subjektiven Geistes: Ein komparatorischer Kommentar. Berlin: Akademie Verlag, 2001.
Theunissen, M. Hegels Lehre vom absoluten Geist als theologisch-politischer Traktat. Berlin: de Gruyter, 1970.
Verene, D. P. Hegel’s Absolute. An Introduction to Reading the Phenomenology of Spirit. New York: State University of New York Press, 2007.
Ward, G. Christ and Culture. Oxford: Blackwell Publishing, 2005.
Williamson, R. K. Introduction to Hegel’s Philosophy of Religion. New York: State University of New York Press, 1984.
Yerkes, J. The Christology of Hegel. New York: State University of New York Press, 1983.
Zammito, J. Kant, Herder, and the Birth of Anthropology. Chicago: University of Chicago Press, 2002.
Žižek, S., and Gabriel, M. Mythology, Madness and Laughter: Subjectivity in German Idealism. London: Continuum, 2009.
Žižek, S., and Milbank, J. The Monstrosity of Christ: Paradox and Dialectic. Cambridge, Mass.: Massachussets Institute of Technology Press, 2009.
10.4Справочники, словари, энциклопедии -
10.5Программные средства 10.6Дистанционная поддержка дисциплины -
11Материально-техническое обеспечение дисциплины -
|