ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Мысль семейная» в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
| ФИО (полностью)
| Мусина Дильбар Вазировна
|
| Место работы
| МОБУ СОШ д.Абдулмамбетово Абзелиловского района
|
| Должность
| Учитель
|
| Предмет
| литература
|
| Класс
| 8
|
| Тема и номер урока в теме
| «Мысль семейная» в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Урок 10.
|
| Базовый учебник
| Литература.8кл.:Учебник – хрестоматия для общеобраоват. учреждений/Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев и др.;Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. -3-е изд.,стереотип. –М.: Дрофа, 2007. -480с.
|
Цель урока: способствовать целостному восприятию и осмыслению романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
9. Задачи:
- обучающие: формировать умение интерпретировать отдельные главы, эпизоды;
-развивающие: совершенствовать навык концептуально рассматривать образы, созданные автором;
-воспитательные: пропагандировать семейные ценности,
выявить взаимосвязь нравственных основ русской семьи и традиций русского народа.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, осмысление текстуального материала
Формы работы учащихся – беседа по вопросам, выступления с индивидуально подготовленным анализом эпизодов, подбором тематического материала по тексту, работа в группах, выводы, обобщения.
Необходимое техническое оборудование – проектор, компьютер, экран.
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| I
| Оргмомент
|
| Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает образовательные и развивающие цели урока. На сегодняшнем уроке мы завершаем разговор о романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Вспомним о героях произведения, их жизненной позиции, отношении к окружающим и попытаемся найти истоки их поведения и образа жизни.
|
| 2 мин.
| II
| 1.Проверка домашнего задания 1. Демонстрация иллюстрации «Прощание Гринёва с родителями».
2. Беседа с классом по ранее изученному материалу.
3.Работа с текстом гл.XIY.
Выбор и выразительное чтение фрагментов текста.
| № 2
| Организует оценочные высказывания обучающихся.
Почему рассказ о главных героях молодого поколении даётся через призму воспитания в семье?
Дает задание на проверку знания текста.
- От чьего лица ведётся повествование в романе? Побуждает к высказыванию своего мнения. - Дайте характеристику этому герою.
- Сравните с ним Швабрина.
Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний - Что сформировало характер, поведение и судьбу этих героев?
Что говорит автор об отношении к долгу и чести в семье Гринёвых?
- Что мы знаем о семье Швабриных?
- Какими эпизодами текста вы можете подтвердить свои слова?
| Слушают сообщение.
1.Сообщение (опережающее задание).
Как слова наказа сближают Гринёвых отца и сына?
Слова, сказанные Петруше отцом на прощание «Береги честь смолоду», не только служат молодому человеку наказом, но и отражают жизненный принцип Гринёва - старшего.
Исполняя завет отца, Петруша Гринёв чтит семейные традиции. Отвечают на вопрос. От лица Петра Гринёва.
Высказывают свое мнение.
Дворянский недоросль, столкнувшийся с жизнью, познаёт окружающий мир и формируется как человек чести, совести. (Эпизоды: проигрыш Зурину, отношения с Савельичем, любовь к Марье Ивановне, дуэль,
казнь, отношения с Пугачёвым, арест) Гринёв — благородный человек,
верный присяге. Швабрин — подлец, предатель. (Эпизоды: отношение к Марье Ивановне, дуэль, взятие крепости Пугачёвым, показания после ареста)
Отвечают на вопросы учителя.
Семья.
Береги честь смолоду.
«хорошая фамилия»
Представление о долге и чести нескольких поколений семьи Гринёвых описано в гл.XIY.
| 8 мин.
| III
| Объявление темы урока
|
| Озвучивает тему и цель урока
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Мы не случайно начали урок с сопоставления Гринёва и Швабрина. Что делает одного человека подлецом и предателем, а другого превращает в человека чести, истинного патриота родины? Где корни каждого из нас?
Да, сегодня мы с вами поговорим о роли семьи в формировании человека. И тема нашего разговора звучит следующим образом: «Мысль семейная» в романе А.С.Пушкина «капитанская дочка». В ходе урока ведите сбор материала для будущего сочинения и фиксируйте в тетради
| Записывают тему урока в тетради.
| 2мин.
| IY
| 1.Самостоятельная работа учащихся
Работа в группах. 2.Запись необходимой информации.
|
| Предлагает групповые задания.
Осуществляет выборочный контроль.
Почему Пушкин говорит о семье Швабрина только то, что это «хорошая фамилия»?
2.Какую роль сыграло семейное воспитание в формировании Гринёва как человека чести?
3. Какой изображается в произведении семья Мироновых?
| Работают в группах. Такой человек, как Швабрин, мог сформироваться только в семье без твёрдых моральных устоев. О ней Пушкину, кроме этой фразы, сказать нечего.
Пётр вырос в семье бывшего офицера, преданного Родине и присяге. Этими принципами определялось его отношение ко всему в жизни. Их унаследовал сын.
Мироновы — семья, сохранившая старинный русский уклад. Это добрые люди, отношения которых строятся на любви и поддержке. Супруги Мироновы не мыслят своей жизни отдельно друг от друга. Отношения с окружающими людьми они выстраивают по - семейному. Марья Ивановна несёт в себе лучшие традиции своей семьи. (Эпизоды: знакомство Гринёва с семьёй Мироновых, ссора со Швабриным и отношение к этому супругов Мироновых, прощание Ивана Кузьмича с женой и дочерью, смерть Мироновых, Марья Ивановна в плену у Швабрина, Марья Ивановна на аудиенции у императрицы).
| 10мин.
| Y
| Обобщение и систематизация знаний.
1.Демонстрация аудиофрагмента текста «Буран» из главы «Вожатый»
2.Демонстрация литографии «Путники, застигнутые метелью» и репродукция картины Н.Сверчкова "В метель"
3.Демонстрация видеофрагмента «На постоялом дворе».
|
№1
№4
№3
№5
| Побуждает к высказыванию своего мнения. 1.Правильно ли считать, что основы, заложенные с детства в семье, формируют характер человека, определяют его поступки?
Подтвердите текстом свои мысли.
2.-Что Пушкин вкладывает в понятие «дом», «семья»?
Создает эмоциональный настрой на восприятие сцены романа.
3.Как с понятием «дом» связано в романе другое понятие «дорога»?
-Что символизирует природная стихия в прочитанном эпизоде?
-Как это отражено в живописи? Сравните литографию и репродукцию.
Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в проблематике произведения.
- Почему из бурана появляется Пугачёв?
-Имеет ли фигура Пугачёва отношение к нашему разговору: «Мысль семейная» в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Формулирует задание - Почему Пугачёв отнёсся к дворянину Гринёву, своему идейному врагу, по – человечески, даже по - родственному? - Как воспринимает Пугачёв слово «брат» из уст дворянина Гринёва?
- Как это определило дальнейшие отношения героев?
| Высказывают свое мнение.
Да. Быт, уклад, отношения в семье Мироновых сформировали в Марии Ивановне верность, терпение, стойкость, честность и порядочность.
Строгость и прямота Гринёва- отца сделали его сына настоящим солдатом, а нежность, забота и любовь матери сформировали душевность и чуткость. Дом — это традиции, нравственные ценности. Семья – любовь, дружба, доверие, взаимопомощь.
Используют элементы интерпретации текста. Дом — место, где закладываются основы жизни человека. Дорога – поиск жизненного пути, где они будут реализованы. Сравнивают текст и живопись.
Буран не только природная стихия, но и символ судьбы. В жизни тоже можно заблудиться, в ней также требуется вожатый.
Литография и репродукция дают понять и почувствовать не только страх, беспомощность человека перед неизвестностью, но и его стремление к преодолению трудностей. Как и буран, описанный в романе Пушкина, произведения живописи заставляют задуматься о жизни.
Устанавливают причинно-следственные связи в проблематике произведения Пугачёв становится вожатым Гринёва в степи. Он же оказывает влияние на завершение формирования личности главного героя.
На первый взгляд нет. Но в тексте неоднократно проходит мысль о нём как об отце:
1)называет себя царём, а значит, отцом народа;
2) во сне Петруши как отец призывает его под своё благословение;
3) предлагает себя на роль посажёного отца, когда узнаёт о любви Гринёва.
Наконец, является неоднократным защитником П. Гринёва, как родного сына. Делятся впечатлениями от
просмотренного фрагмента.
Формулируют выводы наблюдений. Милосердное отношение Гринёва на постоялом дворе к вожатому. Дворянин поставил себя вровень с загульным пьяницей, назвав его «брат». Это пробуждает в Пугачёве родственные чувства.
Пугачёв отдаёт долг сторицей не только за заячий тулупчик, но и за милосердие и доброе семейственное отношение.
| 18мин.
| YI
| Подведение итогов
|
| Подводит обучающихся к выводу
-Чем же, с точки зрения морали русского человека, которую разделяет А.С.Пушкин, держится семья и народ?
| Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Используют записи из тетради для ответов. Добром, взаимопониманием, поддержкой, милосердием и состраданием.
| 2мин.
| YII
| Домашнее задание
|
| Написать сочинение
| Запись домашнего задания.
| 1мин.
| YIII
| Выставление оценок.
|
| Обеспечивает положительную реакцию детей на работу одноклассников
Комментарий учителя.
|
| 2мин.
|
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР |