Конспект урока «Мысль семейная» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Фио (полностью) Мусина Дильбар Вазировна





Скачать 115.63 Kb.
НазваниеКонспект урока «Мысль семейная» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Фио (полностью) Мусина Дильбар Вазировна
Дата публикации18.10.2013
Размер115.63 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Мысль семейная» в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».




ФИО (полностью)

Мусина Дильбар Вазировна



Место работы

МОБУ СОШ д.Абдулмамбетово Абзелиловского района



Должность

Учитель



Предмет

литература



Класс

8



Тема и номер урока в теме


«Мысль семейная» в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Урок 10.



Базовый учебник

Литература.8кл.:Учебник – хрестоматия для общеобраоват. учреждений/Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев и др.;Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. -3-е изд.,стереотип. –М.: Дрофа, 2007. -480с.




  1. Цель урока: способствовать целостному восприятию и осмыслению романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

9. Задачи:

- обучающие: формировать умение интерпретировать отдельные главы, эпизоды;

-развивающие: совершенствовать навык концептуально рассматривать образы, созданные автором;

-воспитательные: пропагандировать семейные ценности,

выявить взаимосвязь нравственных основ русской семьи и традиций русского народа.

  1. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, осмысление текстуального материала

  2. Формы работы учащихся – беседа по вопросам, выступления с индивидуально подготовленным анализом эпизодов, подбором тематического материала по тексту, работа в группах, выводы, обобщения.

  3. Необходимое техническое оборудование – проектор, компьютер, экран.

  4. Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:





Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

I

Оргмомент




Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает образовательные и развивающие цели урока.
На сегодняшнем уроке мы завершаем разговор о романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Вспомним о героях произведения, их жизненной позиции, отношении к окружающим и попытаемся найти истоки их поведения и образа жизни.





2 мин.

II

1.Проверка домашнего задания
1. Демонстрация иллюстрации «Прощание Гринёва с родителями».

2. Беседа с классом по ранее изученному материалу.


3.Работа с текстом гл.XIY.

Выбор и выразительное чтение фрагментов текста.

№ 2

Организует оценочные высказывания обучающихся.

Почему рассказ о главных героях молодого поколении даётся через призму воспитания в семье?

Дает задание на проверку знания текста.

- От чьего лица ведётся повествование в романе?
Побуждает к высказыванию своего мнения.
- Дайте характеристику этому герою.

- Сравните с ним Швабрина.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний
- Что сформировало характер, поведение и судьбу этих героев?


  • Что говорит автор об отношении к долгу и чести в семье Гринёвых?


- Что мы знаем о семье Швабриных?

- Какими эпизодами текста вы можете подтвердить свои слова?



Слушают сообщение.

1.Сообщение (опережающее задание).

Как слова наказа сближают Гринёвых отца и сына?

Слова, сказанные Петруше отцом на прощание «Береги честь смолоду», не только служат молодому человеку наказом, но и отражают жизненный принцип Гринёва - старшего.

Исполняя завет отца, Петруша Гринёв чтит семейные традиции.
Отвечают на вопрос.
От лица Петра Гринёва.

Высказывают свое мнение.

Дворянский недоросль, столкнувшийся с жизнью, познаёт окружающий мир и формируется как человек чести, совести. (Эпизоды: проигрыш Зурину, отношения с Савельичем, любовь к Марье Ивановне, дуэль,

казнь, отношения с Пугачёвым, арест)
Гринёв — благородный человек,

верный присяге. Швабрин — подлец, предатель. (Эпизоды: отношение к Марье Ивановне, дуэль, взятие крепости Пугачёвым, показания после ареста)


Отвечают на вопросы учителя.

Семья.


Береги честь смолоду.

«хорошая фамилия»

Представление о долге и чести нескольких поколений семьи Гринёвых описано в гл.XIY.

8 мин.

III

Объявление темы урока




Озвучивает тему и цель урока

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Мы не случайно начали урок с сопоставления Гринёва и Швабрина. Что делает одного человека подлецом и предателем, а другого превращает в человека чести, истинного патриота родины? Где корни каждого из нас?

Да, сегодня мы с вами поговорим о роли семьи в формировании человека. И тема нашего разговора звучит следующим образом: «Мысль семейная» в романе А.С.Пушкина «капитанская дочка». В ходе урока ведите сбор материала для будущего сочинения и фиксируйте в тетради

Записывают тему урока в тетради.

2мин.

IY

1.Самостоятельная работа учащихся

Работа в группах.
2.Запись необходимой информации.





Предлагает групповые задания.

Осуществляет выборочный контроль.

  1. Почему Пушкин говорит о семье Швабрина только то, что это «хорошая фамилия»?

2.Какую роль сыграло семейное воспитание в формировании Гринёва как человека чести?

3. Какой изображается в произведении семья Мироновых?

Работают в группах.
Такой человек, как Швабрин, мог сформироваться только в семье без твёрдых моральных устоев. О ней Пушкину, кроме этой фразы, сказать нечего.

Пётр вырос в семье бывшего офицера, преданного Родине и присяге. Этими принципами определялось его отношение ко всему в жизни. Их унаследовал сын.

Мироновы — семья, сохранившая старинный русский уклад. Это добрые люди, отношения которых строятся на любви и поддержке. Супруги Мироновы не мыслят своей жизни отдельно друг от друга. Отношения с окружающими людьми они выстраивают по - семейному. Марья Ивановна несёт в себе лучшие традиции своей семьи. (Эпизоды: знакомство Гринёва с семьёй Мироновых, ссора со Швабриным и отношение к этому супругов Мироновых, прощание Ивана Кузьмича с женой и дочерью, смерть Мироновых, Марья Ивановна в плену у Швабрина, Марья Ивановна на аудиенции у императрицы).


10мин.

Y

Обобщение и систематизация знаний.

1.Демонстрация аудиофрагмента текста «Буран» из главы «Вожатый»

2.Демонстрация литографии «Путники, застигнутые метелью» и репродукция картины Н.Сверчкова "В метель"

3.Демонстрация видеофрагмента «На постоялом дворе».



№1

№4

№3

№5


Побуждает к высказыванию своего мнения.
1.Правильно ли считать, что основы, заложенные с детства в семье, формируют характер человека, определяют его поступки?

Подтвердите текстом свои мысли.


2.-Что Пушкин вкладывает в понятие «дом», «семья»?

Создает эмоциональный настрой на восприятие сцены романа.

  • 3.Как с понятием «дом» связано в романе другое понятие «дорога»?



  • -Что символизирует природная стихия в прочитанном эпизоде?



  • -Как это отражено в живописи? Сравните литографию и репродукцию.



Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в проблематике произведения.

  • - Почему из бурана появляется Пугачёв?



  • -Имеет ли фигура Пугачёва отношение к нашему разговору: «Мысль семейная» в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Формулирует задание
- Почему Пугачёв отнёсся к дворянину Гринёву, своему идейному врагу, по – человечески, даже по - родственному?
- Как воспринимает Пугачёв слово «брат» из уст дворянина Гринёва?

  • - Как это определило дальнейшие отношения героев?


Высказывают свое мнение.

Да. Быт, уклад, отношения в семье Мироновых сформировали в Марии Ивановне верность, терпение, стойкость, честность и порядочность.

Строгость и прямота Гринёва- отца сделали его сына настоящим солдатом, а нежность, забота и любовь матери сформировали душевность и чуткость.
Дом — это традиции, нравственные ценности. Семья – любовь, дружба, доверие, взаимопомощь.


Используют элементы интерпретации текста.
Дом — место, где закладываются основы жизни человека. Дорога – поиск жизненного пути, где они будут реализованы.
Сравнивают текст и живопись.

Буран не только природная стихия, но и символ судьбы. В жизни тоже можно заблудиться, в ней также требуется вожатый.

Литография и репродукция дают понять и почувствовать не только страх, беспомощность человека перед неизвестностью, но и его стремление к преодолению трудностей. Как и буран, описанный в романе Пушкина, произведения живописи заставляют задуматься о жизни.

Устанавливают причинно-следственные связи в проблематике произведения
Пугачёв становится вожатым Гринёва в степи. Он же оказывает влияние на завершение формирования личности главного героя.

На первый взгляд нет. Но в тексте неоднократно проходит мысль о нём как об отце:

1)называет себя царём, а значит, отцом народа;

2) во сне Петруши как отец призывает его под своё благословение;

3) предлагает себя на роль посажёного отца, когда узнаёт о любви Гринёва.

Наконец, является неоднократным защитником П. Гринёва, как родного сына.
Делятся впечатлениями от

просмотренного фрагмента.

Формулируют выводы наблюдений.
Милосердное отношение Гринёва на постоялом дворе к вожатому.
Дворянин поставил себя вровень с загульным пьяницей, назвав его «брат». Это пробуждает в Пугачёве родственные чувства.

Пугачёв отдаёт долг сторицей не только за заячий тулупчик, но и за милосердие и доброе семейственное отношение.

18мин.

YI

Подведение итогов




  • Подводит обучающихся к выводу




  • -Чем же, с точки зрения морали русского человека, которую разделяет А.С.Пушкин, держится семья и народ?




Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Используют записи из тетради для ответов.
Добром, взаимопониманием, поддержкой, милосердием и состраданием.


2мин.

YII

Домашнее задание




Написать сочинение

Запись домашнего задания.

1мин.

YIII

Выставление оценок.




Обеспечивает положительную реакцию детей на работу одноклассников

Комментарий учителя.




2мин.


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР




Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Пушкин А.С. "Капитанская дочка". Фрагмент второй

(N 213333)


И - модуль

Аудиофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ae230624-ae24-4fe7-9473-93f0eab632b8/?from=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&rub_guid[]=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&rubric_id[]=50

2

Иллюстрация Д. Шмаринова к роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка"

(N 204473)


И - модуль

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bf596927-ff0d-4943-805c-aed611a6ede9/?fullView=1&from=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog

3

Репродукция картины Н. Сверчкова "В метель"

(N 204510)


П - модуль

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cdfea729-5e5d-47b1-ae61-c02e45a00dd4/?sort=order&from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&&rubric_id[]=16618

4

Путники, застигнутые метелью. Литография

(N 204417)


П - модуль

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a76f5f05-c792-4d7b-9f4c-d821b4b681c8/?sort=order&from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&&rubric_id[]=16618

5

«На постоялом дворе»

И - модуль

Видеофрагмент

http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=капитанская%20дочка%20пушкин

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока «Мысль семейная» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Фио (полностью) Мусина Дильбар Вазировна iconКонспект урока история создания и система образов повести А. С пушкина...
Эор; развитие логического мышления и грамотной речи, умение формулировать основную мысль и заполнять сравнительную таблицу
Конспект урока «Мысль семейная» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Фио (полностью) Мусина Дильбар Вазировна iconУрок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Рассмотреть и сопоставить героев повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия....
Конспект урока «Мысль семейная» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Фио (полностью) Мусина Дильбар Вазировна iconУрок по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Подготовила учитель литературы
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Конспект урока «Мысль семейная» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Фио (полностью) Мусина Дильбар Вазировна icon«Значимость повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
«Значимость повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» для формирования личности современного подростка»
Конспект урока «Мысль семейная» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Фио (полностью) Мусина Дильбар Вазировна iconУрок в 8 классе, 14 ноября 2012 г. Тема : «Капитанская дочка»
Тема: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина книга- поучение или бытовая история на фоне реальных исторических событий?
Конспект урока «Мысль семейная» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Фио (полностью) Мусина Дильбар Вазировна iconТема: «Чувства добрые в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»....
Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями...
Конспект урока «Мысль семейная» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Фио (полностью) Мусина Дильбар Вазировна iconУрок литературы в 8 классе Тема: Литературная игра по повести «Капитанская дочка»
Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями...
Конспект урока «Мысль семейная» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Фио (полностью) Мусина Дильбар Вазировна iconЛитература Тема: «Тема чести и милосердия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Эор; развитие логического мышления и грамотной речи, умение формулировать основную мысль и заполнять сравнительную таблицу
Конспект урока «Мысль семейная» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Фио (полностью) Мусина Дильбар Вазировна iconТема: «Историческая правда и художественный вымысел в романе»
Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями...
Конспект урока «Мысль семейная» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Фио (полностью) Мусина Дильбар Вазировна iconУрок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного...
Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»»
Конспект урока «Мысль семейная» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Фио (полностью) Мусина Дильбар Вазировна iconЖенские образы в романе А. С. Пушкина «Дубровский» Исследовательская работа (образ няни)
А сколько там всего! Какая насыщенность сообщениями, чувствами, психологией, характерами… я думаю, у среднего (считающегося хорошим)...
Конспект урока «Мысль семейная» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Фио (полностью) Мусина Дильбар Вазировна iconУрок-викторина "Литература плюс "(по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Цели урока
Какая книга “всегда имела сильное впечатление” на А. П. Гринёва? (Придворный календарь)
Конспект урока «Мысль семейная» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Фио (полностью) Мусина Дильбар Вазировна iconПлан-конспект урока роман А. С пушкина «Капитанская дочка». История создания. Вводный урок
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего...
Конспект урока «Мысль семейная» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Фио (полностью) Мусина Дильбар Вазировна iconОбщественный смотр знаний
А. С. Пушкина «Капитанская дочка», поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Конспект урока «Мысль семейная» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Фио (полностью) Мусина Дильбар Вазировна icon«Да кто его отец?»
Урок литературы в 8 классе по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ Петра Гринёва
Конспект урока «Мысль семейная» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Фио (полностью) Мусина Дильбар Вазировна iconКонспект нод конспект предполагает отражение основных этапов занятия:...
Хviii века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск