Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей





Скачать 279.03 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей
страница1/3
Дата публикации19.10.2013
Размер279.03 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2   3
ГОУ ВПО

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«Утверждаю»

Декан ФТФ

______________(Щетинин А.А.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Человек в философии и культуре»


для специальностей

140400 Прикладная физика твердого тела (ТФ)

140401 Техника и физика низких температур (НТ)

210104 Микроэлектроника и твердотельная электроника (МТЭ)

200503 Стандартизация и сертификация (СТ)

150702 Физика металлов (ФМ)

210107 Электронное машиностроение (ПМ)

105104 Литейное производство черных и цветных металлов (ЛП)


форма обучения очная

срок обучения нормативный

Воронеж – 2010

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления "Философия" специальности "Философия". На основании примерной программы дисциплины, утвержденной 3 июля 2000 г.

Составитель программы

Доцент, к.филос. наук, доцент Пастушкова О.В.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры философии

Протокол № 8 от 10.03.2010 г.

Зав. кафедрой философии

д-р. филос. наук, профессор Курочкина Л.Я.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена методической комиссией ФТФ.
Председатель методической комиссии Москаленко А.Г.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования требований к минимуму содержания и уровню подготовки инженера (специалиста) по специальности

140400 Прикладная физика твердого тела (ТФ)

140401 Техника и физика низких температур (НТ)

210104 Микроэлектроника и твердотельная электроника (МТЭ)

200503 Стандартизация и сертификация (СТ)

150702 Физика металлов (ФМ)

210107 Электронное машиностроение (ПМ)

105104 Литейное производство черных и цветных металлов (ЛП)


В Ы П И С К А



из государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования

государственных требований к минимуму содержания

и уровню подготовки специалистов по дисциплине «Человек в философии

и культуре»
Сущность и специфика проблемы человека в современном культурно-философском дискурсе. Историко-философские концепции происхождения, природы и сущности человека. Искусство как особая сфера человекознания. Человек как высшая культурная ценность. Представления о месте человека в мироздании. Философский аспект понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Человеческая природа: диалектика души и тела. Идеал человеческого существования. Философское понимание проблемы смерти и бессмертия. Смысл человеческой жизни. Проблема долга, ответственности. Удовольствие, благо и счастье в жизни человека. Свобода и предопределенность (необходимость). Познавательные возможности человеческого разума. Творческие способности человека: их пределы и условия. Личность и общество. Человек и глобальные проблемы современности.

Основные понятия: философская антропология, этика, Дао, дэ, ци, нирвана, мокша, карма, сансара, атман, брахман, пракрити, логос, апатия, атараксия, благо, добро, гедоне, антропоцентризм, совесть, креацианизм, грех, гуманизм, индивидуализм, провиденциализм, свобода, необходимость, концепция «естественных прав», категорический императив, экзистенция, выбор, бессознательное, пограничные ситуации, иррационализм, сверхчеловек, абсурд, мышление, воля, интуиция, индивид, индивидуальность, личность, творчество.

1. Цель и задачи дисциплины

В современной социокультурной ситуации резко возрастает значение общей образованности специалиста, повышается значение в ней гуманитарной компоненты. Курс ориентирован на рассмотрение человека в гуманитарном аспекте, для чего используется методологический и концептуальный потенциал философии, подкрепленный конкретным историко-культурным материалом. Изучение данного курса должно способствовать формированию непрагматического интереса к широкой образованности, готовить к личностной ориентации в современном мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества, способствовать взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур, умению ориентироваться в социокультурной среде. Изучение курса призвано показать культурно-исторические предпосылки современной цивилизации, помочь формированию гуманистических культурных ориентаций. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи. Изучить основной материал курса, выявив специфику проблемы человека с точки зрения философии и попытки ее решения средствами искусства. Проанализировать понятие «образ человека» и концептуально рассмотреть его на основании исторического материала. Овладеть проблематикой предложенных тем при помощи историко-антропологического метода. Составить представление об основных понятиях и принципах философской антропологии, ее специфике и отличительных особенностях. При изучении курса культурологии необходимо знание зарубежной и отечественной истории, истории мировой художественной культуры. Задачи формирования соответствующего комплекса знаний и навыков решаются в ходе лекционных занятий.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студенты, прослушавшие курс должны знать основные подходы к решению антропологической проблематике, сложившиеся в гуманитарных науках. Изучение настоящего курса призвано расширить общий кругозор и повысить методологическую культуру, содействовать формированию навыков аналитического мышления. В результате изучения данного курса у студентов должны сложиться навыки философского и культурологического мышления, самостоятельного творческого анализа, критической оценки, обоснования суждений по философским и культурологическим проблемам, содействовать формированию навыков адаптации специалиста к постоянным изменениям в характере и сфере его деятельности и осознанию гуманитарного смысла профессиональной деятельности.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Форма обучения: очная.

Срок обучения: нормативный

Курс: 2


Вид занятий

Всего часов

Семестры и количество часов

Общая трудоемкость

90

3

90







Аудиторные занятия

34

3

34







Лекции

17

3

17







Практические занятия
















Лабораторные работы
















Семинары

17

3

17







Другие виды ауд. занятий
















Самостоятельная работа

56

3

56







Курсовой проект
















Курсовая работа
















Расчетно-графическая работа
















Реферат
















Работа над темами для самостоятельного изучения

21

3

21







Подготовка к практическим и семинарским занятиям

18

3

18







Выполнение домашних заданий
















Подготовка к контрольным мероприятиям

17

3

17







Другие виды самостоятельной работы
















Рубежи контроля знаний (зачет)




3

зачет







4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)


№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции (час)

Практич. Занятия (час)

Семинар. Занятия (час)

Лабор. Занятия (час)

Друг. Виды ауд. занятий

1

Специфика проблемы человека

1




1







2

Представление о человеке в Древнем мире

2




2







3

Образ человека в античной культуре

2




2







4

Человек в христианской картине мира

2




2







5

Человек в культуре Ренессанса

2




2







6

Человек в этике протестантизма. Образ человека в европейском мировоззрении Нового времени

2




2







7

Образ человека в классической немецкой философии

2




2





8

Истоки неклассического понимания человека. Проблема человека в философии и культуре ХХ в.

2




2






9

Человек в русской философии

2




2








4.2. Содержание разделов дисциплины
Лекция 1. Специфика проблемы человека.

Проблема человека в контексте философской мысли. Философские проблемы антропосоциогенеза. Человек, природа, культура. Феномены человеческого бытия. Проблема смысла жизни (1 ч.).
Лекция 2. Представление о человеке в Древнем мире.

Мифологическое представление о человеке как части магического космоса.

Проблемы человека и государства в конфуцианстве и легизме. Смысл человеческой жизни в учениях даосизма и буддизма. Человек в художественной культуре Древнего Востока (2 ч.).

Самостоятельное изучение. Место человека в первобытной картине мира. Табу как способ социальной регуляции. Первобытное искусство.
Лекция 3. Образ человека в античной культуре.

От космологизма к антропоцентризму: поворот к проблеме человека в античности. Антропоморфизм античной культуры. Противоречие души и тела в философии Платона. Миф об андрогине. Человек как политическое животное (Аристотель). Человек в этических школах эллинизма (2 ч.).

Самостоятельное изучение. Человек в античном искусстве.
Лекция 4. Человек в христианской картине мира.

Христианское представление об антропогенезе. Евангельский образ человека. Человек как духовное существо. Человек – Творец в контексте средневековой культуры. Образ человека в готике (2 ч.).

Самостоятельное изучение. Образ человека в средневековом эпосе.
Лекция 5. Человек в культуре Ренессанса.

Гуманистическое мировоззрение Ренессанса. Человек и природа в ренессансном пантеизме. Обоснование индивидуализма как проявления личной свободы. Сущность возрожденческого титанизма. Образ человека в творчестве Данте. Натуралистическая философия человека: М. Монтень. Картина мира и человека в творчестве Леонардо да Винчи (2 ч.).

Самостоятельное изучение. Предпосылки возникновения ренессансного мировоззрения.
Лекция 6. Человек в этике протестантизма. Образ человека в европейском мировоззрении Нового времени.

Протестантская вера и новый взгляд на человека. Представление о природе и познавательных способностях человека в философии Нового времени. Проблема взаимоотношения человека и общества в творчестве французских просветителей. Роль художника в общественной жизни эпохи Просвещения. (2 ч.)

Самостоятельное изучение. Искусство эпохи Просвещения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей iconРабочая программа учебной дисциплины Основы философии разработана...
Основы философии разработана в соответствии с фгос спо для специальностей технического профиля с учетом примерной программы учебной...
Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей iconРабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011
«Технология продукции общественного питания» (углубленная подготовка) и примерной программой учебной дисциплины «Основы философии»...
Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают...
«человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное...
Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» составлена в соответствии с действующими Государственными требованиями к...
Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей iconРабочая программа по дисциплине «Философия» (гсэ. Ф. 07)
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического...
Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей iconРабочая программа учебной дисциплины Биология для специальностей...
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования техниче- ского профиля
Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей iconСпециализация «менеджмент гостеприимства» Общие гуманитарные и социально-экономические...
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического...
Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей iconСпециализация «менеджмент туризма» Общие гуманитарные и социально-экономические...
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического...
Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей iconРабочая программа учебной дисциплины основы микробиологии
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей iconРабочая программа Учебной дисциплины «Коррекционная и специальная...
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностей
Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей iconРабочая программа учебной дисциплины здоровый человек и его окружение 2011 г
Рабочая программа учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» является частью рабочей основной профессиональной образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей iconУчебной дисциплины мир нанотехнологий 2011 г рабочая программа учебной...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей iconРабочая программа учебной дисциплины «химия»
Рабочая программа учебной дисциплины Химия для специальностей среднего профессионального образования технического профиля: 110809...
Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей iconРабочая программа учебной дисциплины «История»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части гуманитарного и социально-экономического цикла студентам...
Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей iconРабочая программа учебной дисциплины «История»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части гуманитарного и социально-экономического цикла студентам...
Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей iconНазвание дисциплины
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск