Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм познания коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург





Скачать 120.46 Kb.
НазваниеНаука и искусство в свете сближения научного и художественного форм познания коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Дата публикации29.06.2013
Размер120.46 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
НАУКА И ИСКУССТВО В СВЕТЕ СБЛИЖЕНИЯ
НАУЧНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОРМ ПОЗНАНИЯ

Коломиец Г.Г.


Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
В середине прошлого века была выдвинута мысль о противостоянии двух культур: науки и искусства, когда в соотношении логики и интуиции явным приоритетом выступала логика. Шел спор «физиков и лириков». Однако, сегодня ситуация в сфере философского и научного мышления изменилась: ученые говорят о «новом» диалоге этих двух культур, при котором интуиция, влекущая воображение и являющаяся составным элементом творческого процесса, необходима при создании фундаментальных научных теорий, пожалуй, не меньше, чем в искусстве. При этом то, что дает человеческой истории искусство, воспитывающее образно-логическое мышление и призванное будить мысль, вызывать чуткое отношение к миру все еще не достаточно оценивается. Отметим особую роль интуиции как особой формы познания.

Примером продвижения осмысления взаимосвязи науки и искусства послужила состоявшаяся в 2012 году в Москве I Международная научно-практическая конференция под названием «Научное искусство» - Science art, организованная тремя факультетами Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова: химическим, биологическим и философским (кафедра эстетики). В конференции приняли участие 179 ученых и художников из 19 стран. Обсуждались многие вопросы: проблема соотношения искусства и науки, их взаимовлияние и возможный симбиоз; философско-эстетические и био-эстетические основания научного искусства; культурологические, искусствоведческие, психологические и другие междисциплинарные связи в области научного искусства; новые технологии в актуальном искусстве и дизайне, становление современной алгоритмической эстетики, другие. Пожалуй, самым спорным вопросом стал вопрос сближения или несближения научного и художественного способов познания. По этому поводу выскажу свою точку зрения.

Искусство и наука есть относительно самостоятельные подсистемы культуры, обладающие специфическим содержанием, формой и функциями. Художественные изменения выразительных форм искусства ХХ века и самого языка современного искусства, допускающего сочетать, казалось бы, по смыслу «несочетаемое», усиливающаяся тяга к творческим перформансам с использованием современных технологий указывают на тенденцию сближения науки и искусства, и, соответственно, двух форм познания – научного и художественного. Изменение взаимоотношений науки и искусства в культурном движении порождаются теми изменениями, которые происходят внутри самих искусств и наук. Расширение границ искусства, в том числе и интертекстуального, множественного прочтения и интепретаций искусства становится нормой также как и расширение границ научного знания, которое находится в поисках новой картины мира, открытия новых микро- и макромиров. В ускоряющемся процессе глобализации наблюдается сближение разных системообразующих принципов, указывающих на модальные изменения в антропосоциогенезе. В частности, на характерное сближение в человеческом сознании и деятельности научного и художественного форм познания указывает и расширяющееся проблемное поле эстетики, включающей как эксплицитную эстетику (научно-философскую с присущей ей методологией и системой понятий, элитную науку о неутилитарном, ценностном отношении к явлениям мира), так и имплицитную эстетику и дизайн, основанных на непосредственных эмпирических данных и функциональном назначении.

Почему же, на наш взгляд, существует тенденция сближения научного и художественного форм познания или что способствует сближению науки и искусства? Прежде чем ответить на этот вопрос, начну издалека, с некоторых примеров из истории философско-эстетической мысли.

Если говорить о соотношении искусства и науки, как оно осмыслялось в истории европейской философской мысли, то можно сказать, что отдельные виды искусства, например, музыка как предмет логики всегда вторгалась в область наук. Более того, музыка среди искусств имела особое значение для науки. Примечательны слова Джорджа Сантаяны о том, что подобно тому, как все искусства тяготеют к музыке, так все науки тяготеют к математике. При этом заметим, что музыка и есть в своем роде «математика». Еще в древности основой музыкального звучания считался консонанс – благозвучие, что выражается числовой пропорцией. Музыка в качестве музыкальной теории в античности относилась к числу почитаемых наук.

В античности познавательное значение музыки связывали, во-первых, с бытием космической гармонии и вселенского ритма, и, во-вторых, с такими науками как математика и астрономия. Считали, что через познание музыки следует приближаться к космосу не только интуитивно, но и умом, изучая музыкальную гармонию. В работе «Государство» Платон выделял четыре науки, которые являются введением в учение о подлинном бытии: 1) арифметику, которая приносит истинную пользу, если ею пользоваться ради знания, а не торгашества; 2) геометрию, поскольку истинная геометрия влечёт душу к истине и воздействует на философскую мысль, чтобы она устремлялась ввысь; 3) астрономию, которая «заставляет душу взирать ввысь и ведёт её туда, прочь от всего здешнего», помогает изучать бытие и «незримое», наблюдение за звёздами и планетами – как пособие для изучения подлинного бытия; 4) музыку, точнее учение о музыкальной гармонии, так как в ней истинная природа открывается не в сравнении созвучий и звуков, воспринимаемых обычным чувственным слухом, а разумом. Общим для этих четырех наук является наука вычисления, счёта, числа.

Средневековые европейские теоретики понимали музыку не как искусство, но, прежде всего, как науку о правильной модуляции (латинское «modus» значит «мера»). Августин определял музыку как науку хорошо модулировать. А сама «музыка есть Ритм». Подлинная музыка не та, которая поется и играется стихийно, а та, которая основана на науке числовых отношений, создается по правилам гармонии, благозвучия, имеющего математические закономерности. В трактате «О музыке», состоящем из шести книг, он классифицирует типы музыкальных ритмов, связанных с числом. В средневековом университетском образовании музыка входила в обязательные науки второй ступени – «квадривиума», следующего после первой низшей ступени «тривиума».

В Возрождение и в Новое время музыка также была наукой в связи со сложными мыслительными процессами и своими правилами сочинения расцветающего строго полифонического письма. Теперь и живопись, требующая научных знаний, заняла высокое место. «Живопись – это наука», говорил Леонардо да Винчи. Это было время становления новой картины мира.

Теперь обратимся к древнекитайской мысли о сущности всепроникающей музыки. Следует заметить, что понимание мудрости на Востоке исходит не из человека, точнее человеческого интеллекта и способности к рассудительности, как в античности, а от силы природы, притом одухотворенной природы, с которой нужно уметь «договариваться», ценностно взаимодействовать. Характерен подход не на основе человеческого эгоцентризма, а тот, который выражен эко-этической формулировкой: экологическая природа эстетична, или весь Универсум есть наш дом. И человек существует не просто в мире, человек существует с миром. В этом заключается истина. Вправить человека в доброе русло мирового единого пути, согласно китайской философии, должны ритуал, обряды, искусство и прежде всего музыка. Посредством звука, цвета, вкуса человек, рожденный от дао, привходит в этот земной мир и пребывает в нем, пронизанный природой, дао и дэ, материализующей дао.

Роль музыки в Древнем Китае настолько велика, что музыка мыслилась не столько видом искусства для удовольствия, сколько регулятором человеческого бытия, считалась делом правителей царств, использовалась согласно регламенту, поскольку имела магическую силу воздействия, обусловленную её глубинной связью с «великим началом». Древнекитайская музыкальная гармония всепроникаема и вездесуща от свойства дао, ее сущность неизменна, а ее бытие выражается в непрестанном движении, в процессе перетекания инь и ян и их гармоническом равновесии. Как мы понимаем, музыка – текучая сущность мира, ее начало лежит в глубине и сокрыто, что и определяет строгие правила ее использования для человеческого существования. Если в европейском понимании мы говорим: какое общество, такая и музыка, общество как бы заказывает музыку, то в Китае считают иначе: какая музыка, такое и государство, приводится пример как одно из древних царств пришло в упадок, потому что там звучала фальшивая флейта.

Современная экологическая эстетика нередко обращается к восточной философской мысли в поисках решения проблемы дальнейшего транскультурного развития человеческого сообщества, интегрирующего научное и вненаучное знание и озабоченного ответственностью за свое существование.

С начала ХХ века в связи с открытием квантовой теории и теории относительности теоретики музыки обратили внимание на физические процессы в музыкальной ткани, отличающейся сложными функциональными отношениями. Б.В. Асафьев в 1923 году пишет статью о познавательной ценности музыки, взывая к физикам, естественникам изучать и вслушиваться в музыку, поскольку она больше, чем искусство и проливает свет на научное знание. Глубока идея композитора Яниса Ксенакиса, который высказал мысль о том, что музыка – это интеллект, выраженный в звуках. А.Ф. Лосев, который принимая взгляды неоплатонизма, выдвигал свою теорию субстанционального бытия музыки, с точки зрения логики считал, что музыка есть число, жизнь чисел. При этом математика как учение о стационарном числе не относится прямо к музыке, но математика как учение о становящемся числе (математический анализ), т.е. учение о функциях, фиксирует предметность ту же, что и музыка. В музыке важны функциональные отношения в звуковом пространстве, имеющие логико-математическое основание. Музыка как вид искусства, по Лосеву, есть искусство и числа, и времени, и движения, она дает идеальное число, реальное воплощение его во времени и движение. Музыка и математика расходятся не в предметности, а в способах конструкции этой предметности в сознании, или в ее понимании.

Тогда же, сто лет назад в живой художественной практике авангард первой волны 1910-х годов в искусстве сближался с научно-техническим знанием. Музыка создавалась техническими средствами современной науки. В музыкальной деятельности наблюдалась имитация научно-технического прогресса. Таковы были эксперименты: А.Онеггер «Пасифик-231»(локомотив), российский проект «Симфония гудков». М.Равель создает «Болеро» с многократно повторяемым монотонно-механическим ритмом, структурная идея произведения возникла в связи с посещением завода. Пуантилизм Ж.Сёра в живописи и А.Веберна в музыке по смыслу есть освоение микромиров. Позже было введено понятие «техническая» или «конкретная» музыка, творимая с помощью магнитной ленты. Примеры врастания науки и техники в искусство многочисленны.

Современная постмодернистическая ситуация породила многозначность интертекстуального прочтения художественных текстов и свободу обращения с эстетическими кодами признанной классики. Любое переложение, обработка, влекущая изменение текста, либо изощренная исполнительская интерпретация произведения искусства связана с расширением границ смыслополагания изменяющегося ценностного сознания современного человека.

Что такое искусство и что такое наука? Что их сближает? И искусство и наука являются способами духовно-практического освоения действительности. Однако разные по функциональности: в искусстве преобладает эстетическая функция, в науке – логическая, наука нацелена на обеспечение жизнедеятельности, на продвижение цивилизации. И вместе с тем и искусство и наука имеют целевое самодвижение вверх и вперед, расширяя проблемное поле человеческого пространства. Наука и искусство, имея каждый свою траекторию самодвижения, тесно взаимодействуют, выступая способами существования человека и общества с помощью созидания выразительных, символических форм, функционируя в ценностном пространстве человеческого бытия. Также по-своему они выполняют такие важные жизненные функции как мировоззренческая, познавательная, преобразующая, коммуникативная.

И в науке и в искусстве необходимы игра рассудка и воображения, присутствие эстетического. Художественный способ познания осуществляется посредством актуализации образного, внелогичного мышления, силой воображения, интуиции. В научном познании преобладает рациональность, логическое мышление. Вместе с тем сегодня в искусстве приветствуется и доминирует конструктивный тип творца, а в науке ценится интуитивное озарение, ведущее к конкретному результату. Оппозиция игрового и функционального, характерная для эстетики модерна, теперь в искусстве отступила.

Сегодня и в науке и в искусстве мы ценим идею (а не умение, мастерство), ценим творческую идею и адекватное ее воплощение, новизну и актуальность, сам творческий процесс. Ценим человека творческого, способного к удивительным открытиям, нашедшего индивидуальное нестандартное решение в лабиринтах новизны. В искусство вторгается научное знание – с одной стороны, с другой – атрибуты художественного освоения мира (специфической формы познания) такие как вдохновение, волеустремление и самоизживание художника, близки ученому в акте творения, созидания.

Искусство и наука составляют сферу творческой деятельности человека, их связывает идея творчества, творческий процесс, который есть: 1) со-бытие разверзания истины в актах сцепления логического, рационального и внелогического, интуитивного; 2) ответ на «призыв» самоидентификации человеческого рода, космического принципа бытия; 3) напряжение человеческого разума, озарение, вдохновение как панпсихологическое свойство сознания.

Вдохновение – это отнюдь не эмоциональное волнение, эмоции лишь сопутствуют вдохновению. Вдохновение – это полетное стремление к «открытию», к раскрытию и рождению нечто сущностного. Вдохновение есть стремление художественной идеи воплотиться в процессе. Здесь действует «энергия», несущая информацию, которую автор не может не принять. Автор, одержимый идеей, вдохновением словно ищет «место» нарождающемуся творению. Это место определяется формой и является «вместилищем» идей трансцендирующего акта. Вдохновенное искусство и не без вдохновения наука занимают свое «место» в ценностях человеческого духа. Вдохновение выступает «ин-форма-ционной» связью между иррациональным, интуитивным, бессознательным и рациональным, сознательным. В творческом процессе устанавливается отношение высшего порядка, на уровне сверхсознания. В творении совершается со-бытие «несокрытия» или «разверзания» истины эстетически воспринимаемого бытия. В творческом процессе человек творческий обретает истину и находит ей место в искусстве или науке. Гений способен предвосхищать новации благодаря интуитивной разумности – тождественной особой духовности, следствием которой являются новые формы бытия.

Две формы познания, нашедшие выражение в искусстве и науке служат своеобразными формами ценностного взаимодействия человека с миром. С одной стороны, призваны помогать процессу адаптации человека в окружающем мире, с другой – стремятся раздвинуть горизонты видения, рассматривают любое явление в возможности, разрушают автоматизм восприятия жизни; дают человеку убеждение в безбрежности познания мира и понимание безграничных возможностей человека творческого. В этом смысле они выходят за пределы культивируемых норм, обладают характерной чертой свободы, особенно остро осознаваемой человеком теперь.

Современная эстетика указывает на особое положение искусства и науки, их стремление к интеграции, демонстрирующее модальные изменения в коллективном сознании человечества. Тенденция к сближению научного и художественного форм познания способствует прорыву в постижении бытия космического, человеческого, имеет всеобщее значение в диалоге культур. В искусство вводятся новые технологии, согласуясь с той или иной творческой идеей, которая может рождаться путем долгих поисков сознанием, чисто умозрительным экспериментом, полезным самим по себе и готовящим почву для подлинного человека-творца. Новации в науке и искусстве вторгаются в традиционное мышление, подчас разрушая привычные представления, гипотезы и теории. Искусство и наука в актах разрушения устоявшихся культурных норм, «картин мира», содержат созидательный смысл, стимулирующий продвижение в антропосоциогенезе. Что стоит за человеком творческим? – сближение интуитивного и логического форм познания.

Поэтому на вопрос, что детерминирует сближение науки и искусства, научного и художественного способов познания, ответим: творчество, осознание человека творческого, творящего, восхождение творческого человека на всечеловеческий подиум в свете современных глобалистских процессов. Это больше, чем осознание того, что человек – творец самого себя в смысле нравственного совершенства (Возрождение), человек – творец культуры (Новейшее время). Постепенно произошла замена в понятиях: от понятия «человека музыкального» (античность), т.е. гармоничного, вписывающегося в космологическую «картину мира», к понятию «человека творческого», почти свободного творца, строителя новой, очередной «картины мира» XXI века. Человек творческий свободно экспериментирует с живой природой, самим человеком, искусственно, с помощью науки эстетизирует тело и душу, или оживляет машину. Он не просто жаждет участвовать в творении мира, он уже участвующий в творческом процессе космического масштаба.

И все же, почему наблюдается тенденция сближения научного и художественного форм познания, сближение науки и искусства? Почему так происходит? Чтобы приблизиться к ответу на этот вопрос, давайте вернемся к классическому определению искусства. Искусство, согласно К.Марксу, о чем указывает М.С. Каган в своем труде «Эстетика как философская наука» на странице 15, издания 1997 г., является «способом практически-духовного освоения действительности, осуществляемого силою воображения, творческой фантазии и потому родственного, и историко-генетически, и структурно-логически, мифологии». Во-первых, обращаю внимание на слово «освоение» действительности, а не отражение, как нередко говорят об искусстве, разделяя искусство в смысле отражения действительности и науку в смысле осваивающей действительность и открывающей законы реального мира. Представление об освоении как творческом движении, созидательной деятельности сближает искусство и науку, «подражание» или «отражение» применительно к искусству, как важнейших характеристик искусства, уходят в прошлое. Во-вторых, важна связь искусства и мифологии. Мифологические боги живут, как и люди, движимые страстями, но они в отличие от людей бессмертны. Иллюзорность связывает искусство и мифологию. Однако, научное знание, всегда устремленное к торжеству человеческого разума, сегодня, очевидно, желает испытать «точку отсчета» вселенной, а вместе с тем и найти путь к бессмертию, если не приобрести бессмертие. Человеком творческим движет стремление к бессмертию (найти решение проблемы темы Фауста), т.е. к сохранению молодости или зрелости, к тому, чтобы как можно более долго продолжить деятельную жизнь как отдельного человека, так и человечества в целом. Для этого человек творческий ищет формы продления жизни, прибегая прежде всего к науке и к научному искусству, искусственному искусству, биоискусству как иллюзорным формам, получая пусть пока еще несовершенные модели, но может быть подсказывающие будущее. В творческих, научно-практических экспериментах «научного искусства» человек творческий желает осуществить свое художественно-мифологическое познание. Творческое освоение действительности прочно вошло и в искусство и науку, что позволяет говорить о тенденции сближения искусства и науки, научного и художественного форм познания.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм познания коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconТеоретические аспекты изучения истории статистической науки и практики...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм познания коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconЭтика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных...
Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная...
Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм познания коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconНаука о качестве в интересах устойчивого развития транспортных систем...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм познания коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconСтепанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Печатается по решению учебно-методической комиссии факультета журналистики и социологии. Протокол №5 от 28 июня 2012 года
Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм познания коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconРоль самообразования в развитии личности студента
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный...
Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм познания коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconФормирование мировоззрения у современного специалиста марусич К....
Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола»
Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм познания коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconРоль цвета в академической живописи Щукин Ф. И. Оренбургский государственный...
С 25 февраля по 28 февраля в школе проходило мероприятие «Ради жизни на Земле». Химики тоже принимали участие
Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм познания коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconМесто и роль триботехнологии в подготовке кадров для автоматизированного...
Сборник лабораторных работ : Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования. Издание переработанное и дополненное....
Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм познания коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconОсвещение достижений физической науки при изложении материала курса...
Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е....
Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм познания коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconПостроение образовательного процесса по неорганической и аналитической...
Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция....
Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм познания коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconИнструментальная рациональность техники и деформации социокультурной...
Закона Камчатского края от 18. 09. 2008 №122 «О дополнительных гарантиях и дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот...
Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм познания коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм познания коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconПостановка проблемы на лекции для повышения познавательной активности...
В вузе особое место принадлежит лекции, так как она должна дать основные понятия по изучаемому предмету, и указать в каком направлении...
Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм познания коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconРазвитие образования национальных меньшинств в оренбургском крае (конец XIX века
Д 212. 180. 01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13. 00. 01 — общая педагогика, история...
Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм познания коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconЛидерский потенциал менеджеров государственного предприятия: гендерные...
На основании вышесказанного отметим, что проблема лидерства в организационной сфере выходит на первый план: не только руководителям,...
Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм познания коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconПроблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки...
Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск