Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 57.24 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.11.2013
Размер57.24 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Философия > Конспект



Евтушевская Н.Н.

Учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО №1493



КОНСПЕКТ

Открытого урока для 6 класса по теме:

«Употребление местоимений в речи»
Цели урока:

Образовательная – познакомить с разнообразным употреблением местоимений в устной и письменной речи; научить правильно использовать местоимения, показать значимость местоимения как части речи в речи.
Воспитательная и развивающая – способствовать воспитанию культуры речи; развивать умение владеть языковыми навыками, воспитывать уважение к родной речи, исключающее неграмотное употребление слов.
Социокультурная составляющая урока: познакомить учащихся с приемами обмена информацией в рамках конкретной коммуникационной ситуации; знакомить с общепринятыми нормами общения.
На уроке использованы ИКТ (Презентация1 ).

Техническая оснащенность урока: компьютер, экран, видеопроектор с возможностью воспроизведения потокового видео или телевизор + dvd-проигрыватель).
Ход урока

  1. Повторение. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

- Что такое местоимение? (Слайд № 1)

- Какие части речи может заменять местоимение? ( Слайд №2)

На какие лексико-грамматические разряды делятся все местоимения в зависимости от значения? ( слайд № 3)


  1. Работа над темой урока. Выявление лексической роли местоимений.

Анализ печатного текста с неудачными повторами. ( Слайд № 4)
- Сегодня мы с вами убедимся, насколько важна роль местоимений в речи и как важно уметь в нужном месте употребить местоимение.

Текст №1 – Прочитайте текст.

Однажды упало из ведра семечко. Приютилось семечко между глиной и камнями. Долго томилось это семечко, а потом вдруг выпустило из себя корешки, впилось корешками в глину и стало расти. Так этот цветок, который яростно боролся за место под солнцем, начал жить. Нечем было питаться цветку в камне и глине, но стремление жить заставляли цветок каким-то чудом добывать себе влагу.

- Что в данном тексте неправильно, некрасиво звучит?

-Что мы можем сделать, чтобы избежать повторения?

-Употребите вместо повторяющихся слов подходящие местоимения, запишите получившийся отрывок. Прочитайте, что у вас получилось.
Вывод: местоимения служат для выразительности речи, помогают избежать ненужных повторов в повествовании. (слайд № 5)



  1. Синтаксическая роль местоимений. Самостоятельная работа

- Теперь давайте посмотрим, какими членами предложений могут быть местоимения. (Подчеркивание местоимений как членов предложения).

- Проверим вашу работу. ( Слайд № 6)
Вывод: местоимения могут выступать в роли ЛЮБЫХ членов предложения. Относительные местоимения служат средством связи частей СПП. ( слайд № 7)
4. Анализ текста с необоснованным использованием местоимений.

- Мы отметили, что местоимения в речи необходимы. Прослушайте текст. Зачитывается учителем текст №2. (слайд № 8)

Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она всю долгую зиму и чем кормилась… Когда она оказывалась на улице, ребята бросались в нее камнями и палками, взрослые пронизывающе свистели. Не помня себя от страху, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине сада. Только раз один мужик пожалел собаку, грязную и некрасивую…
- Понятно, о чем ( о ком) идет речь в данном отрывке?

- Почему мы не можем это определить?

-Что же необходимо сделать, чтобы был понятен смысл текста?
Вывод: (Слайд № 9)

Местоимения НЕ ИМЕЮТ СВОЕГО лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются.

Конкретное значение местоимения становится понятным лишь из контекста.


  1. Показ видеоролика из журнала «Ералаш». ( Слайд № 10 или видеофрагмент Приложение 2)

Вывод: местоимения в речи нужно использовать грамотно. Если речь переполнена местоимениями, смысл высказывания может быть непонятен.


  1. Закрепление.

    1. Работа с текстом на экране. ( Слайд № 11)

- Можно ли сказать, что перед вами связный текст?

- Что нам позволило сделать такой вывод ?

- С помощью чего соединены предложения в тексте?

Я запомнил свою матушку веселой, добродушной, тихой, как погожая осень. У нее на щеках то и дело появлялись смешные ямочки. Улыбалась она чаще своими карими глазами. В них порой запутывалось солнышко, и тогда они становились цвета янтаря.
Вывод: Местоимения служат для связи предложений в тексте.


    1. Упражнение по учебнику. (№ 543 М.М. Разумовская)

    2. Тренинг по выявлению грамматически неверных форм местоимений.

6.3.1 - Прочитайте текст. Исправьте неграмотного ученика (Слайд № 17).

Придя со школы домой, быстро переодемшись, я решил отправиться до бабушки и дедушки. До ихнего дома рукой подать. Бабушка у меня здоровская. Знаете, по чем это видно? У ней всегда есть вкусные пирожки. Она пекёт их особым способом. Дедушка об ей заботится, ухаживает. Я вырасту и тоже буду ихней поддержкой и опорой.

-Проверим: ( слайд № 18)

-Ошибки были, в частности, в употреблении местоимений. Грамотно сказать ( текст на экране в исправленном виде): «до ИХ дома», у НЕЕ всегда вкусные пирожки», « по ЧЕМУ это видно», «заботится О НЕЙ»

6.3.2 - Прочитайте предложения. В чем заключается грамматическая ошибка? (Слайд № 15)

( местоимения употреблены не в том месте относительно того слова, которое заменяют, из-за этого меняется смысл предложения.)

Плотник выдвинул из ящика рубанок и положил его на верстак. ( ящик или рубанок?)

Люда подошла к подруге. Она была испугана. ( Люда или подруга?).

Миша попросил положить книгу в свой портфель.

Охотник приблизился к зверю. Он испугался и убежал.

Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
Вывод: неуместное использование местоимений в речи может породить двусмысленность. (Слайд № 16)


  1. Правила употребления местоимения ВЫ в русском языке.

- Посмотрите на экран. ( Слайд № 17)

- Что необычного вы заметили в данных предложениях? («Дети! Сегодня мы отправимся на фабрику мягкой игрушки, где вас научат мастерить сувениры». «Дорогая Мария Петровна! Поздравляю Вас с днем учителя!»)
Вывод: в русском языке местоимение ВЫ может употребляться как особая уважительная форма обращения к человеку. В английском языке с заглавной буквы пишется местоимения «I» ( я), а для обращения к незнакомцу, независимо от возраста, используется местоимение «you» (ты). (слайд № 18)


  1. Творческое задание. ( слайд № 19 – как вариант самостоятельной работы учащихся в группах )

-Я вам зачитаю два отрывка, а вы поделитесь своими наблюдениями.

Прошлым летом я отдыхал в пионерском лагере, который был расположен на берегу бухты, большой и удобной для ныряния. Это любимое мое занятие. Однажды я вызвался достать со дна ракушку. Ракушка лежала на большой глубине.

Никто не мог и подумать, что я не справлюсь со своей задачей. Я же несколько сомневался в своих способностях, но сделал все, что было в моих силах. Ракушка была у меня в руках!
Прошлым летом я отдыхал в пионерском лагере, который был расположен на берегу бухты, большой и удобной для ныряния. Это любимое мое занятие. Однажды я вызвался достать со дна ракушку. Ракушка лежала на большой глубине.

Кто-то мог подумать, что я не справлюсь со своей задачей. Я же нисколько не сомневался в своих способностях, но сделал все, что было в моих силах. Ракушка была у меня в руках!

- Похожи ли эти отрывки?

- В чем сходство?

- В чем вы увидели разницу?

- Почему смысл фрагментов разный?

Вывод: от лексико-грамматического разряда местоимения зависит общий смысл повествования. ( Слайд № 20)


  1. Итог урока. (Слайд № 21)

– Давайте повторим, какова же роль местоимений в нашей речи?

ИТАК: местоимения

  • помогают избежать ненужных повторов в повествовании;

  • служат для связи предложений в тексте;

  • могут выступать в роли ЛЮБЫХ членов предложения;

  • относительные местоимения служат средством связи частей СПП;

  • от лексико-грамматического разряда местоимения зависит общий смысл повествования.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск