Скачать 57.24 Kb.
|
Евтушевская Н.Н. Учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО №1493 КОНСПЕКТ Открытого урока для 6 класса по теме: «Употребление местоимений в речи» Цели урока: Образовательная – познакомить с разнообразным употреблением местоимений в устной и письменной речи; научить правильно использовать местоимения, показать значимость местоимения как части речи в речи. Воспитательная и развивающая – способствовать воспитанию культуры речи; развивать умение владеть языковыми навыками, воспитывать уважение к родной речи, исключающее неграмотное употребление слов. Социокультурная составляющая урока: познакомить учащихся с приемами обмена информацией в рамках конкретной коммуникационной ситуации; знакомить с общепринятыми нормами общения. На уроке использованы ИКТ (Презентация1 ). Техническая оснащенность урока: компьютер, экран, видеопроектор с возможностью воспроизведения потокового видео или телевизор + dvd-проигрыватель). Ход урока
- Что такое местоимение? (Слайд № 1) - Какие части речи может заменять местоимение? ( Слайд №2) На какие лексико-грамматические разряды делятся все местоимения в зависимости от значения? ( слайд № 3)
Анализ печатного текста с неудачными повторами. ( Слайд № 4) - Сегодня мы с вами убедимся, насколько важна роль местоимений в речи и как важно уметь в нужном месте употребить местоимение. Текст №1 – Прочитайте текст. Однажды упало из ведра семечко. Приютилось семечко между глиной и камнями. Долго томилось это семечко, а потом вдруг выпустило из себя корешки, впилось корешками в глину и стало расти. Так этот цветок, который яростно боролся за место под солнцем, начал жить. Нечем было питаться цветку в камне и глине, но стремление жить заставляли цветок каким-то чудом добывать себе влагу. - Что в данном тексте неправильно, некрасиво звучит? -Что мы можем сделать, чтобы избежать повторения? -Употребите вместо повторяющихся слов подходящие местоимения, запишите получившийся отрывок. Прочитайте, что у вас получилось. Вывод: местоимения служат для выразительности речи, помогают избежать ненужных повторов в повествовании. (слайд № 5)
- Теперь давайте посмотрим, какими членами предложений могут быть местоимения. (Подчеркивание местоимений как членов предложения). - Проверим вашу работу. ( Слайд № 6) Вывод: местоимения могут выступать в роли ЛЮБЫХ членов предложения. Относительные местоимения служат средством связи частей СПП. ( слайд № 7) 4. Анализ текста с необоснованным использованием местоимений. - Мы отметили, что местоимения в речи необходимы. Прослушайте текст. Зачитывается учителем текст №2. (слайд № 8) Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она всю долгую зиму и чем кормилась… Когда она оказывалась на улице, ребята бросались в нее камнями и палками, взрослые пронизывающе свистели. Не помня себя от страху, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине сада. Только раз один мужик пожалел собаку, грязную и некрасивую… - Понятно, о чем ( о ком) идет речь в данном отрывке? - Почему мы не можем это определить? -Что же необходимо сделать, чтобы был понятен смысл текста? Вывод: (Слайд № 9) Местоимения НЕ ИМЕЮТ СВОЕГО лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным лишь из контекста.
Вывод: местоимения в речи нужно использовать грамотно. Если речь переполнена местоимениями, смысл высказывания может быть непонятен.
- Можно ли сказать, что перед вами связный текст? - Что нам позволило сделать такой вывод ? - С помощью чего соединены предложения в тексте? Я запомнил свою матушку веселой, добродушной, тихой, как погожая осень. У нее на щеках то и дело появлялись смешные ямочки. Улыбалась она чаще своими карими глазами. В них порой запутывалось солнышко, и тогда они становились цвета янтаря. Вывод: Местоимения служат для связи предложений в тексте.
6.3.1 - Прочитайте текст. Исправьте неграмотного ученика (Слайд № 17). Придя со школы домой, быстро переодемшись, я решил отправиться до бабушки и дедушки. До ихнего дома рукой подать. Бабушка у меня здоровская. Знаете, по чем это видно? У ней всегда есть вкусные пирожки. Она пекёт их особым способом. Дедушка об ей заботится, ухаживает. Я вырасту и тоже буду ихней поддержкой и опорой. -Проверим: ( слайд № 18) -Ошибки были, в частности, в употреблении местоимений. Грамотно сказать ( текст на экране в исправленном виде): «до ИХ дома», у НЕЕ всегда вкусные пирожки», « по ЧЕМУ это видно», «заботится О НЕЙ» 6.3.2 - Прочитайте предложения. В чем заключается грамматическая ошибка? (Слайд № 15) ( местоимения употреблены не в том месте относительно того слова, которое заменяют, из-за этого меняется смысл предложения.) Плотник выдвинул из ящика рубанок и положил его на верстак. ( ящик или рубанок?) Люда подошла к подруге. Она была испугана. ( Люда или подруга?). Миша попросил положить книгу в свой портфель. Охотник приблизился к зверю. Он испугался и убежал. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру. Вывод: неуместное использование местоимений в речи может породить двусмысленность. (Слайд № 16)
- Посмотрите на экран. ( Слайд № 17) - Что необычного вы заметили в данных предложениях? («Дети! Сегодня мы отправимся на фабрику мягкой игрушки, где вас научат мастерить сувениры». «Дорогая Мария Петровна! Поздравляю Вас с днем учителя!») Вывод: в русском языке местоимение ВЫ может употребляться как особая уважительная форма обращения к человеку. В английском языке с заглавной буквы пишется местоимения «I» ( я), а для обращения к незнакомцу, независимо от возраста, используется местоимение «you» (ты). (слайд № 18)
-Я вам зачитаю два отрывка, а вы поделитесь своими наблюдениями. Прошлым летом я отдыхал в пионерском лагере, который был расположен на берегу бухты, большой и удобной для ныряния. Это любимое мое занятие. Однажды я вызвался достать со дна ракушку. Ракушка лежала на большой глубине. Никто не мог и подумать, что я не справлюсь со своей задачей. Я же несколько сомневался в своих способностях, но сделал все, что было в моих силах. Ракушка была у меня в руках! Прошлым летом я отдыхал в пионерском лагере, который был расположен на берегу бухты, большой и удобной для ныряния. Это любимое мое занятие. Однажды я вызвался достать со дна ракушку. Ракушка лежала на большой глубине. Кто-то мог подумать, что я не справлюсь со своей задачей. Я же нисколько не сомневался в своих способностях, но сделал все, что было в моих силах. Ракушка была у меня в руках! - Похожи ли эти отрывки? - В чем сходство? - В чем вы увидели разницу? - Почему смысл фрагментов разный? Вывод: от лексико-грамматического разряда местоимения зависит общий смысл повествования. ( Слайд № 20)
– Давайте повторим, какова же роль местоимений в нашей речи? ИТАК: местоимения
|