Формирование гуманных отношений как составляющая патриотического воспитания старших дошкольников





Скачать 116.22 Kb.
НазваниеФормирование гуманных отношений как составляющая патриотического воспитания старших дошкольников
Дата публикации30.06.2013
Размер116.22 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Проявление патриотизма и гражданственности в молодежной среде:

материалы Межрегиональной научно-практической конференции.-II. 19 февраля 2013г. Тюмень: ТОГИРРО, 2013, С. 55-58.
Орлова О.Р., Сулкарнаева Г.И.

ГАОУ СПО «Тюменский педагогический колледж № 1», г. Тюмень
ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Общепринято считать, что процесс патриотического воспитания выстраивается в такой логике: от любви к своему родному дому до преданного служения Отечеству. Это понимают все, но как это делать, знают не все.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Суть всех изменений, на наш взгляд, происходящих в современном дошкольном образовании – создание оптимальных условий для воспитания человека свободного, умного, духовно богатого, с чувством собственного достоинства и глубокого уважения к людям. Важную роль в этой связи играют нравственные ценности, обращение к гуманистической идее воспитания. Быть гуманистом, значит видеть в человеке личность, уважать её достоинство. Вот с чего необходимо начинать.

Воспитание и развитие у детей гуманных чувств и отношений - сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у детей этических представлений, обобщенных и дифференцированных. Эти представления должны основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или литературных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отражается на других. Осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений, и, следовательно, развитию гуманных чувств, правильному поведению.

В ряде исследований отмечается проявление у детей склонности к общению, как условие, благоприятствующее началам детских взаимоотношений, и показываются возможности направлять, формировать эти взаимоотношения.

У детей старшего дошкольного возраста общение приобретает устойчивый характер и проявляется многообразно, что становится первой необходимостью придания этому общению того содержания и тех форм, с помощью которых успешнее решаются задачи воспитания гуманных взаимоотношений.

При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребенка 5-7 лет ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, детскому саду, воспитателю. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение, чутки, добры, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их. Одобрение своих поступков воспринимают радостно и выражают готовность делать лучше. Характерным для детей старшего дошкольного возраста являются общественная нравственность, коллективизм. Они проявляются в реальных детских взаимоотношениях, и в целенаправленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. В старших группах начинает складываться общественное мнение, на которое воспитатель может опереться. Дети могут осудить поведение сверстников - их эгоистические поступки, недобросовестное отношение к делу - и высказывать одобрение хорошего поведения товарища.

Нравственные проявления детей 5-7 лет отличаются неровностью и неустойчивостью, особенно это характерно для ребенка 6 лет. В развитии организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются различия.

Одни дети придерживаются норм поведения, умеют трудиться хорошо, вместе, замечают нарушение тех или иных правил, стараются их исправить. Другие испытывают из-за незнания правил или отсутствия необходимых навыков, затруднения при выполнении работы. Разное поведение детей часто зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует от педагога использования разнообразных методов и приемов, более тонкого их применения.

К концу года старшие дошкольники воспринимают правила как норму поведения. У детей накапливается опыт коллективной жизни, устойчивые коллективные связи.

По-иному происходит усвоение этических норм. Если дети среднего дошкольного возраста оценивают поступки героев только как плохие или хорошие, то 6-7 летние ребята способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения, дети улавливают разнообразие нравственных проявлений: можно по-разному порадовать, проявить заботу. Для выражения своего отношения к людям и поступкам дети используют знакомые им критерии оценок. Однако они не всегда умеют перенести известные им нормы поведения в новые ситуации. При выборе решения того или иного вопроса преобладает эмоциональность, там, где уместны выдержка, терпение. Это свидетельствует о том, что воля старшего дошкольника еще неустойчива, самоконтроль недостаточен.

С возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными и точными в оценке поведения окружающих. Они способны уже к дифференциации и обобщению этических представлений.

Работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому, должна быть целенаправленной, систематической. При этом надо помнить о доступности сообщаемых ребенку сведений. Формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости, являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен, прежде всего, выяснить, что знают сами дети об этих отношениях между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявление жестокости.

Одним из условий пробуждения гуманных отношений является развитие нравственного сознания детей. Дети старшего дошкольного возраста способны не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком. Путь формирования у детей знаний о хорошем поведении до правильного поведения очень сложен и должен быть заполнен постоянной работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. В одном случае дети знают правила, но поступают неправильно; в другом - поступают как будто бы правильно, но поступки их фальшивы, корыстны, в третьем - поступают хорошо, но не способны разобраться в конфликте между сверстниками. Некоторые дети при хорошем собственном поведении остаются, равнодушны к поведению окружающих. Нередко они ведут себя хорошо только в присутствии взрослых из страха быть наказанными.

Чувство гуманности не должно вытекать из чувства страха или по принуждению. Донести до сознания детей, объяснить им, что поступать надо честно только потому, что за ложь наказывают, что ложь отвратительна, можно только на конкретных примерах у детей необходимо вызвать жалость, сочувствие к тем, кто пострадал из-за лжи, и постепенно ребенок начинает осознавать, почему нельзя поступать плохо, нельзя причинять людям зло.

Приучая детей раздумывать над поступками, взрослые развивают в них нравственное сознание. Надо чаще создавать условия, в которых ребенок мог бы проявить самостоятельность, активность. Необходимо привлекать детей к разрешению конфликтов. Дети чувствуют большое эмоциональное удовлетворение от того, что самостоятельно находят выход из создаваемого положения.

Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Дошкольники, посещая дошкольное учреждение, с большим желанием объединяются в различных видах деятельности: играх, труде, в процессе совместных дел на прогулке и т.д. Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения, отличающиеся тем, что дети предпочитают конкретных сверстников, желают играть, общаться с ними более, чем с другими.

Эти самостоятельно возникающие детские объединения являются очень ценными, они свидетельствуют об определенном социальном росте дошкольников, их нравственном развитии, стремлении самоутвердиться. Однако самоутверждение отдельных детей не должно противопоставляться другим детским объединениям или группе в целом, так как общественный характер жизни воспитанников предъявляет необходимость существования гуманных, доброжелательных взаимоотношений среди всех детей, так или участвующих в различных видах деятельности не только в дружеских группировках, но и все вместе.

По мере развития ребенка, накопления им опыта нравственного поведения, формирования отношений в коллективе, понимания им моральной стороны поступка товарища и умения дать ему соответствующую оценку, те кратковременные отношения симпатии, которые ребенок переживает по отношению к сверстнику, накладываясь одно на другое, как бы преобразуются со временем в устойчивое образование личности. Очевидно, на этом складывается дружба, выражающаяся в форме желания общаться с конкретным ребенком чаще и больше, чем с другими детьми.

Постепенно изменяется динамика отношений в группе, да и сама ее структура: заметно выступают дружеские пары, группировки, устойчивые объединения детей. Эта устойчивость проявляется в уверенности, с какой старшие дошкольники отвечают на вопросы, типа: «Кого ты считаешь своим другом?» или «Кто из детей тебе больше нравится?». Отвечая на подобные вопросы, они уже не отыскивают взглядом близ стоящего сверстника, а смело называют того ребенка, с которым приятнее общаться. Думается, что в сознании детей закрепляется представление о том, что есть отдельные сверстники, вызывающие особые чувства, переживания, желания играть.

Старшие дети способны руководствоваться в своем выборе друзей их поступками, отношением к товарищам по группе и к самому себе. Это отношение начинает выступать в активной, действенной форме и активизируется в реальных переживаниях.

Если в младшем дошкольном возрасте значительную роль играет пространственный фактор, то в старшем, роль этого фактора существенно снижается, и на первый план выступают другие параметры отношений. Это - моральные качества сверстника, общий интерес к определенным видам деятельности, играм. Например, одних детей объединяет интерес к играм подвижного характера, других - развивающиеся настольные игры, третьих - ролевые игры.

Дружба выступает феноменом нравственного воспитания, характеризуется содержательными взаимосвязями и эмоциональными привязанностями, выступает в качестве важного морального чувства, стимулирующего становление коллективных взаимоотношений.

Взаимопомощь рассматривается одним из важных аспектов взаимоотношений людей. Нравственные основы взаимопомощи характеризуют не просто взаимоотношениями, но именно коллективные, проникнутые гуманизмом отношения. Надо признать тот факт, что последнее время подобные отношения претерпели некоторые негативные изменения, когда взаимная помощь людей основана на выгодных в материальном или ином плане условиях. Основанная на выгоде, она теряет свои нравственные корни и перестает быть взаимопомощью в истинном значении, трансформируясь совершенно в иное образование, которое большинство людей ошибочно принимают за помощь, и которая на самом деле проявляется как сделка, выгода, договор и т.д.

Несмотря на то, что существуют детские взаимоотношения, которые не регламентированы взрослым, возникают и развиваются как собственные детские потребности в общении сверстников в разных видах деятельности, такие отношения независимо от взрослого существовать не могут. Они непременно опосредуются им и направляются соответственно целям и задачам нравственного воспитания.

Нравственное воспитание детей, прежде всего, осуществляется в совместной деятельности; в практике воспитания. Направляемая педагогом содержательная детская деятельность предоставляет ребенку возможность для упражнений в правильных поступках, отношениях, важных для самого ребенка, для взрослых, в окружении которых он находится, а так же для совместной налаженной жизни в обществе сверстников. В совместной деятельности создаются предпосылки для формирования начал коллективных взаимоотношений, существенной стороной которых является нравственная направленность личности ребенка на сверстника. На основе этого у ребенка возникают важные социальные личностные качества: доброжелательность, взаимопонимание, умение считаться с другими, заботиться о сверстниках и малышах. Это чрезвычайно важно для возникновения ценного общественного качества - умения действовать в интересах других, поступаться собственными желаниями, причем не чувствовать себя жертвой, а ощущать положительные эмоции радости и удовлетворения от делания добра. Мы думаем, что такие взаимоотношения могут возникнуть только в доброжелательном общении, функции которого заключаются в том, чтобы научить детей взаимопониманию и сопереживанию. Общение, в структуре которого взаимодействие опосредуется личностными отношениями, вызывающими у сверстников радостные переживания, душевный подъем, может стать важным фактором в развитии личности ребенка и детского общества, в котором ребенок находится.

Чтобы гуманистическая ценность побуждала к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности, мало добиться того, чтобы человек ее ясно осознавал. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, когда человек может четко формулировать цели своей деятельности, видеть ее гуманистический смысл.

Таким образом, воспитание может быть рассмотрено как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Можно выделить два способа организации воспитания как целенаправленного процесса интериоризации общечеловеческих ценностей.

Первый заключается в том, что стихийно сложившиеся и специально организованные условия избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической активизации постепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые мотивационные образования (например, интерес к чтению).

Второй способ организации воспитания с целью интериоризации общечеловеческих ценностей состоит в усвоении воспитанником предъявленных ему в «готовом виде» побуждений, целей, идеалов, которые по замыслу педагога должны у него сформироваться и которые сам ребенок должен постепенно превратить из внешне воспринимаемых во внутренне принятые и реально действующие. В этом случае требуется объяснение смысла формируемых побуждений, их соотнесение с другими, а также использование различных средств.

Выделим основные педагогические гуманистические средства, позволяющие воспитывать в ребенке качества гуманной личности.

Игрушка. «Не изобилие игрушек решает вопрос о возможности развития полноценной содержательной игры, а в первую очередь то, в какой связи с детским опытом, с впечатлениями от окружающей жизни игрушка дана ребенку». Очень важно рассматривать игрушку как стимул к организации детской самодеятельности. Целесообразно давать ребенку игрушку и как напоминание о ярких детских впечатлениях. Игрушки можно вносить в группу планово, в связи с планируемой взрослым игрой. Важно сочетать внесение игрушек с обогащением детей знаниями о предметах.

Прогулки, экскурсии, ответы на детские вопросы. Они углубляют познание ребенком окружающего мира. Творческая игра в таком случае дает естественные основания для воспитания у детей любознательности, желания больше узнавать, применять полученные знания в деятельности;

Художественная литература. Художественная литература - один из существенных факторов, влияющих на направленность детских игр, на правильное развитие воображения. Важно отбирать для детей книги, разные по жанру, по содержанию - о жизни, играх, труде детского коллектива, о смелых поступках детей, о труде взрослых.

Воспитание доверием, заботой и уважением. Необходимо учить ребенка бороться с чувствами беспомощности и неизвестности. Уметь жить в нестабильном мире, быть способным оторваться от прошлого ради неизвестного будущего - значит быть открытым жизни, относиться к ней творчески. Это очень трудная задача, порою кажущаяся невыполнимой, поскольку никто не может знать, что готовит ему жизнь, но каждый хотя бы приблизительно желает это знать. Для этого нужно быть смелым, решительным, а главное, доверять себе, своим достоинствам и ни в коей мере их не преуменьшать.

Воспитание ответственностью. Современная педагогическая мысль практически единодушна в том, что сегодня, больше, чем когда-либо прежде, воспитание стало воспитанием ответственностью. Развивая в ребенке самостоятельность, мы способствуем тому, чтобы ребенок начал чувствовать, знать и переживать чувство ответственности перед другими людьми, а не только, поступая так-то и так-то, избегать их окриков и наказаний. В самом начале это, конечно, ближайшее его окружение, затем эта сфера расширяется. И, в конце концов, приходит чувство ответственности за свои дела и поступки перед другими и обществом в целом, как перед самим собой.

Воспитание через здравомыслие, этическое исследование и смыслотворчество. Современный гуманизм - это новейшая форма рационализма, интегрирующего достижения методологии научного познания, философии и психологии ХХ века. Рациональности, как стилю адекватного мышления и поведения, следует учить. Как уже неоднократно подчеркивалось, гуманистическая педагогика считает одной из своих основных задач развитие в учащихся навыков критического мышления и здравомыслия, научного скептицизма, как и способности разумного подхода к этическим жизненным коллизиям. Предоставление детям максимально полной информации без оценочного давления и совместное размышление над проблемными ситуациями - необходимый элемент и метод гуманистического воспитания. Он позволяет совершенствовать их способность к рефлексии, здоровому критицизму, осознанию реальных проблем, правильному выстраиванию процесса принятия решения или выбора.

Воспитание творчеством. Воспитание, через приобщение к творчеству, «актуализированного» («сбывшегося», самостоятельного) человека - еще один аспект гуманистической педагогики. Способностью к творчеству в той или иной степени наделен каждый.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование гуманных отношений как составляющая патриотического воспитания старших дошкольников iconСопроводительная записка
Формирование познавательных процессов старших дошкольников в различных формах организации математической деятельности
Формирование гуманных отношений как составляющая патриотического воспитания старших дошкольников iconПояснительная записка Проблема патриотического воспитания молодежи...
Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной...
Формирование гуманных отношений как составляющая патриотического воспитания старших дошкольников iconКонкурс "Методическая идея!"
Формирование познавательных процессов старших дошкольников в различных формах организации математической деятельности
Формирование гуманных отношений как составляющая патриотического воспитания старших дошкольников iconПрограмма «Земля предков» Автор: здвр петрова Т. В. Целью гражданско-патриотического...
Целью гражданско-патриотического воспитания школьников является формирование у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических...
Формирование гуманных отношений как составляющая патриотического воспитания старших дошкольников iconРабочая программа учебной дисциплины по выбору сд. В2 для специальности
Формирование познавательных процессов старших дошкольников в различных формах организации математической деятельности
Формирование гуманных отношений как составляющая патриотического воспитания старших дошкольников iconПрограмма «Растем патриотами» военно-патриотического Клуба «Патриот»...
Варгаши Курганской области. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания школы и...
Формирование гуманных отношений как составляющая патриотического воспитания старших дошкольников iconСообщение на педагогическом совете по теме «Психологическое сопровождение...
Принципы гендерного воспитания дошкольников считать одними из основных принципов развивающего обучения и воспитания дошкольников,...
Формирование гуманных отношений как составляющая патриотического воспитания старших дошкольников iconПрограмма патриотического воспитания школьников «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться»
Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной...
Формирование гуманных отношений как составляющая патриотического воспитания старших дошкольников iconПриказ №38/- ад на основании решения тематического педсовета «Гендерное...
Принципы гендерного воспитания дошкольников считать одними из основных принципов развивающего обучения и воспитания дошкольников,...
Формирование гуманных отношений как составляющая патриотического воспитания старших дошкольников iconТема по самообразованию «Развитие связной речи у старших дошкольников средствами мнемотехники»
Самообразования по теме: «Развитие связной речи у старших дошкольников средствами мнемотехники»
Формирование гуманных отношений как составляющая патриотического воспитания старших дошкольников iconПрограмма патриотического воспитания школьников «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться»
Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной...
Формирование гуманных отношений как составляющая патриотического воспитания старших дошкольников iconУказ Президента Республики Казахстан о государственной программе...
В соответствии с подпунктом 8 статьи 44 Конституции Республики Казахстан, в целях создания целостной системы патриотического воспитания...
Формирование гуманных отношений как составляющая патриотического воспитания старших дошкольников iconПлан работы по патриотическому воспитанию студентов гуап на 2011-2012 учебный год
Оовр, факультетами гуап, военной кафедрой и другими подразделениями вуза. Общее руководство и координация деятельности всех структур...
Формирование гуманных отношений как составляющая патриотического воспитания старших дошкольников iconПлан работы по патриотическому воспитанию студентов гуап на 2012-2013 учебный год
Оовр, факультетами гуап, военной кафедрой и другими подразделениями вуза. Общее руководство и координация деятельности всех структур...
Формирование гуманных отношений как составляющая патриотического воспитания старших дошкольников iconЗабелин Денис Викторович международный туризм как составляющая сферы...
...
Формирование гуманных отношений как составляющая патриотического воспитания старших дошкольников iconПлан патриотического воспитания мбоу сош №127 на 2013-2014 год
План патриотического воспитания учащихся мбоу сош №127 разработан в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск