Скачать 298.67 Kb.
|
на правах рукописи МАКАРОВА Зинаида Владимировна НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА специальность 09.00.01. – онтология и теория познания Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Пермь 2007 Работа выполнена на кафедре философии Пермского государственного университета Научный руководитель: Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор Владимир Вячеславович Орлов Официальные оппоненты: доктор философских наук, доцент Сергей Дмитриевич Лобанов кандидат философских наук, доцент Владимир Николаевич Квасков Ведущая организация: Пермская государственная сельскохозяйственная академия Защита состоится 29 мая 2007 г. в 1515 часов на заседании диссертационного совета Д 212.189.03 при ГОУВО «Пермский государственный университет им. А.М. Горького» по адресу 614000, г. Пермь, ул. Букирева, 15, корпус 1, Зал заседаний ученого совета. С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научных работников Пермского государственного университета. Автореферат разослан 24 апреля 2007 г. Ученый секретарь диссертационного совета, доктор философских наук, доцент Л.А. Мусаелян ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования связана с исключительной важностью психофизиологической проблемы для решения одного из важнейших вопросов философии – о сущности сознания (идеального). Психофизиологическая проблема является одной из ключевых составляющих вопроса соотношения сознания и его непосредственного носителя, «органа» - мозга. Психофизиологические концепции находятся в органической зависимости от философии, развитие которой всегда было связано с борьбой различных философских направлений: материалистических, идеалистических, религиозных, дуалистических. Одной из важнейших особенностей науки XX века, получившей существенное развитие в XXI веке, является выдвижение на первый план «пограничных», «стыковых» проблем, к которым относится психофизиологическая проблема. Известно, что химия, биология, генетика получили зрелый вид в XX веке под влиянием активного использования теории и методов нижележащих дисциплин. Так, классическая генетика Г.Менделя, А.Вейсмана, Л.Моргана приобрела законченный научный смысл благодаря использованию молекулярных методов физики, химии, обнаружения ДНК и РНК, построения моделей Ф.Жакоба и Ж.Л.Моно. В связи с появлением новых объективных методов исследования (электроники, томографии и пр.) психология и физиология открывают новые возможности исследования психического, а это предполагает дальнейшую разработку логики соотношения психического и физиологического. Одной из актуальных теоретических и практических проблем современной науки и практики является проблема искусственного интеллекта. Современное постиндустриальное (информационное) общество ориентируется на новые методы исследования, включающие в себя компьютерные технологии, дальнейший прогресс которых связан с появлением компьютеров нового поколения, с созданием искусственного интеллекта. Однако поиск путей создания искусственного интеллекта зависит от исследования психофизиологической проблемы, в частности, от решения психофизиологического парадокса. Проблема искусственного интеллекта связана как с психофизиологической проблемой в собственном смысле слова, так и с появлением проблемы-«двойника» – соотношения искусственного интеллекта и компьютера. Решение этой проблемы также неразрывно связано с разработкой фундаментальных вопросов психологии и физиологии, анализом и отбором уже выдвинутых моделей и концепций соотношения психического и физиологического. Степень разработанности. В 70-80х годах XIX века психология превращается в самостоятельную область знания, центром её развития становятся специальные экспериментальные лаборатории (первая из них была организована В.Вундтом). В XIX-ХХ веках происходит становление и развитие физиологии высшей нервной деятельности благодаря работам И.М. Сеченова и И.П. Павлова, а также, в известной мере, западных школ физиологии: французской (Л. Ляпика, П. Шошара), англо-саксонской (Ч. Шеррингтона, Е.Д. Эдриана, Дж. Экклса и других). Возникновение научной психологии и формирование ее методов было тесно связано с развитием физиологии высшей нервной деятельности и включало то или иное решение психофизиологической проблемы. История концепций соотношения психических и физиологических процессов представляет собой последовательное движение к пониманию сущности проблемы и содержит ряд ценных догадок. Получив глубокую разработку в XX веке, психофизиологическая проблема до сих пор не имеет общепризнанного решения и представляет собой одну из важнейших проблем всего корпуса философии, прежде всего онтологии и теории познания. Характер и состояние решения психофизиологической проблемы всегда были тесно связаны с развитием психологии и физиологии. Психофизиологическая проблема возникает первоначально в донаучной (мифологической, религиозной) форме в виде проблемы души и тела, а в ХVII-ХVIII веках становится проблемой формирующихся физиологии и психологии. В истории развития человеческого знания психофизиологическая проблема представлена в виде ряда концепций: независимости души от тела, тождества души и тела, психофизиологического параллелизма, психофизиологического взаимодействия, психофизиологического монизма, рефлекторной концепции психики, информационной концепции, концепции физиологических (нервных) основ психической деятельности. Своё становление проблема получила в материалистических учениях ХVII-ХVIII веков. В особой форме поставил её Р. Декарт, выдвинув идею рефлекса. В ХVIII веке психофизиологическая проблема получает конкретно-научный характер в связи с использованием понятия рефлекса чешским физиологом Й. Прохазкой. В то же время появляются новые концепции взаимосвязи души и тела: психофизиологического параллелизма и психофизиологического взаимодействия. На всем протяжении обсуждения проблемы ученые обращались к проблеме материального и идеального. В XX веке в отечественной науке ведущими стали концепция рефлекторной природы психического и концепция физиологических основ психики. По-прежнему, как и в прошлом в зарубежной физиологии, психологии, философии сохраняются идеалистические концепции, которые, однако, уже не имеют собой преобладающего влияния. Большое распространение получили дуалистические концепции, прежде всего, связанные с работами «отца дуализма XX века» — Ч.Шеррингтона1 и его школы. В советской науке в связи с работами И.М. Сеченова и И.П. Павлова широкое распространение получила концепция рефлекторной природы психики. Ряд авторов А.Г. Иванов-Смоленский, К.М. Быков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова и другие считали, что психическое и физиологическое образуют единое явление – рефлекс. Достоинством этой концепции является идея связи психики с явлением рефлекса. Однако данная концепция вызвала справедливую критику со стороны философов и физиологов, поскольку, по их мнению, рефлекс является чисто физиологическим явлением. Концепция физиологических основ психической деятельности, основанная И.М. Сеченовым и И.П. Павловым, в 60-е годы обосновывалась рядом авторов, в частности Б.Г. Ананьевым, М.Р. Могендовичем, Ф.И. Георгиевым, В.В. Орловым2. Д.И. Дубровским3 была предложена информационная концепция психики. На Западе в последние два-три десятилетия получает распространение точка зрения на психофизиологическую проблему как на проблему семантики языка (А. Фишер4), проблему когнитивных способностей (К. Макгинн5), исследования искусственного интеллекта в связи с рассмотрением соотношения психического и физиологического (Т. Моуди). Наибольший интерес представляют теории физикализма (У. Куайн6), функционализма (П. Черчленд7, Д. Деннет8), эмерджентизма (Р. Сперри9, Дж. Лоу10, Т. Нагель11). Главным недостатком исследований в последние десять - пятнадцать лет является заметная утрата интереса к философии, сохранение определенных дуалистических концепций. Потребности развития философии, психологии и физиологии делают необходимый анализ современного состояния разработки философских основ психофизиологической проблемы, отбор наиболее перспективных теорий. Цель работы – выяснить состояние разработки психофизиологической проблемы в современной психофизиологии и философии, её философских основ в отечественной и зарубежной науке, определить основные направления дальнейшей разработки проблемы. Поставленная цель определяет следующие задачи: 1. Исследовать основные психофизиологические концепции в истории человеческой мысли. 2. Выяснить состояние разработки психофизиологической проблемы конца ХIХ - ХХ-го веков. 3. Дать анализ некоторых разработок психофизиологической проблемы в современной зарубежной и отечественной науке последних десятилетий. 4. Выяснить философские основания дальнейшей разработки психофизиологической проблемы. Теоретической и методологической основой исследования служит современная форма научного материализма и диалектики, трактуемая как философская система, открытая для научных достижений других философских систем. Современная форма материализма и диалектики трактуется как конкретно-всеобщая теория и метод. Непосредственным философским основанием решения психофизиологической проблемы является концепция единого закономерного мирового процесса развития, отображающая диалектику соотношения высшего и низшего, высших и низших форм материи, которая составляет теоретическую базу решения проблемы соотношения психического и физиологического. Другим важным теоретическим моментом, составляющим философскую основу решения психофизиологической проблемы, служит научная концепция идеального как высшей формы отражения материи, продукта бесконечного развития материи, свойства высшей формы материи - человека. В исследовании также используются общенаучные методы, системный подход к анализу рассматриваемых психофизиологических концепций. Научная новизна исследования. В диссертации на основе анализа психофизиологических концепций прошлого и настоящего, в современных зарубежных и отечественных исследованиях по психофизиологической проблеме показано, что адекватной концепцией соотношения психического и физиологического, основанной на глубоком учете диалектики соотношения высших и низших уровней организации материи, сущности идеального является концепция физиологических основ психической деятельности, получившая разработку в отечественной философской науке. Она базируется на опыте развития пограничных наук ХХ века, опирается на найденную диалектико-материалистическую формулу решения пограничных проблем науки. Показано, что в современных отечественных и зарубежных исследованиях обнаруживаются явные тенденции в направлении концепции физиологических основ психической деятельности. Показано, что эта концепция нуждается в дальнейшей всесторонней разработке, на основе новейшего материала психофизиологии. Выявлены основные психофизиологические концепции в истории психофизиологии философии с момента их возникновения по настоящее время. Показана тесная связь с развитием философской мысли. Особое внимание уделено психофизиологическим концепциям конца ХIХ-ХХ веков. Определены основные концепции отечественной и зарубежной философии и психофизиологии (монизм, взаимодействие, рефлекторной природы психики, психического как свойства физиологического и др.). Показано, что наиболее разработанной, обоснованной выступает концепция физиологических основ психической деятельности. Показано, что на современном этапе развития философии психофизиологическая проблема сохраняет свою актуальность и мировоззренческую значимость и является одним из важнейших предметов исследований отечественных и зарубежных школ философии конца ХХ и начала ХХI века. Вопрос об отношении психики к деятельности головного мозга стал комплексной, междисциплинарной проблемой исследования связи явлений сознания с мозговой нейродинамикой и телесными изменениями, образует фундаментальную проблему современной науки о человеке. Дан анализ основных психофизиологических концепций в работах ряда английских и американских философов и психофизиологов в конце ХХ начале ХХI века, показана явная тенденция к концепции физиологических основ психики, но при этом недостаточность адекватной философской культуры. Показано, что в отечественной психофизиологии наблюдается дальнейшая разработка проблемы. Основой для решения проблемы остается научная философия, концепция единого мирового закономерного процесса, концепция идеального. Теоретическая и практическая значимость исследования. Современное решение психофизиологической проблемы является необходимым для дальнейшего развития философии, психологии, физиологии и смежных с ними наук – педагогики, теории искусственного интеллекта и т.д. Положения диссертации могут быть положены в основу философских курсов, решения дискуссионных проблем, касающихся развития психофизиологической проблемы, проблемы связей и взаимодействий естественного и искусственного интеллекта и в дальнейшем могут быть использованы в качестве основы для решения пограничных проблем в области психологии, психофизиологии, нейропсихофизиологии, кибернетике. Апробация работы. Основные положения диссертации были обсуждены на научных студенческо-аспирантских конференциях «Актуальные проблемы философии, социологии и политологии, экономики и философии» (Пермь, 2002, 2003); всероссийских научных теоретических конференциях по фундаментальным проблемам философии (Пермь, 2002, 2004, 2005, 2006, 2007); на областной научной конференции молодых ученых, студентов и аспирантов «Молодежная наука Прикамья» (Пермь, 2002). Структура диссертации определяется целью, решением поставленных задач и логикой исследования. Диссертация состоит из Введения, двух глав (первая включает четыре параграфа, вторая два), заключения и библиографического списка (134 названия). ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы, выясняется степень её разработанности, методологическая и теоретическая основа, определяются цели и задачи исследования, характеризуется научная новизна и научно-практическая значимость. В первой главе – «Психофизиологическая проблема в истории науки» - раскрываются основные положения трактовки психофизиологической проблемы в каждую историческую эпоху, дается анализ и оценка степени разработанности ключевых концепций, определяющих внутреннюю логику идеалистического и дуалистического решения вопроса о соотношении психического и физиологического, и связанной с ней проблемой мозга и психики. Показано, что в ХIХ–ХХ веках в учениях видных отечественных физиологов И.М.Сеченова и И.П.Павлова имеются методологические основания для постановки и решения психофизиологической проблемы. Дан анализ дискуссий по проблеме психического в отечественной науке в середине ХХ века для определения влияния мировоззренческих традиций на содержание теоретического знания и методологическое основание на пути к решению проблемы. Дан анализ западных психофизиологических концепций середины ХХ века. В первом параграфе – |
Бондаренко Зинаида Владимировна Тема урок «Гласные и-ы после Ц»; выработать умение обосновывать выбор буквы и или ы в корнях, окончаниях, суффиксах слов после ц | Кафедра педагогики Всероссийская научно-практическая конференция... Институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования для участия во Всероссийской научно-практической конференции... | ||
«Философия» Проблема роста, развития знания как центральная проблема в современной западной философии науки | Проблема кризиса европейской культуры в философии XX века Сидорина Т. Ю. Философия кризиса // Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2007. 4-е издание | ||
Проблема кризиса европейской культуры в философии XX века Сидорина Т. Ю. Философия кризиса // Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2007. 4-е издание | В главном единство, в спорном свобода, во всем любовь Уважаемые читатели, в этом номере газеты, выходящем накануне Дня учителя, мы хотим рассказать вам об учителях- «ветеранах». Они работают... | ||
Философия образования широкая научная область, получившая развитие... Одна из наиболее известных работает в Институте образования Лондонского университета. Её научная и учебная деятельность связана... | Архитектура Акимов В. В., Макарова Т. Н. и др. Экономика отрасли (строительство): учеб. / В. В. Акимов, Т. Н. Макарова и др. – М.: Инфра – М,... | ||
Доклад на тему: «Энергетическая проблема мира и пути её решения» Научная студенческая конференция «социальные и экологические аспекты мирового экономического развития» | В. М. Бехтерев. Бессмертие человеческой личности как научная проблема (1918) Апологетика в XIX-XX вв. (Эпоха великих германских философов и больших достижений науки) | ||
Рабочая программа дисциплины «История и философия науки» Научная специальность: 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования | 1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | ||
1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | Курс; клиническая психология (2013/14 уч г.) П л а нсеминарского... Понятие философии. Знание и мудрость. Проблема самоопределения философии. Предмет философии. Специфика философского знания. Философия... | ||
М. Д. Лысов, профессор тайны и проблема свободы воли в отечественном уголовном праве Учитель: Вершинина Фаина Владимировна, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | Ужасное как эстетическая категория в поэтиках Николая Гоголя и Франца Кафки Интертекстуальный параллелелизм в работах Н. Гоголя и Ф. Кафки как научная проблема |