Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения





Скачать 320.61 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения
страница1/3
Дата публикации03.08.2013
Размер320.61 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Философия > Учебно-методическое пособие
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет


ЭТИКА

Учебно-методическое пособие

для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения


Красноярск

СФУ

2011

УДК 17(07)

ББК 87.7я73

Э901

Составители Жижко, Е.В., Мыльникова, Н.В.
Этика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е.В. Жижко, Н.В. Мыльникова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. 25 с.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист)

© Сибирский

федеральный

университет, 2011

Введение



В сознании современного человека все большее распространение получает мысль о том, что есть науки «нужные» и «ненужные». Статус «нужных» наук определяется тем, что они оказываются востребованными в дальнейшей профессиональной деятельности, что знания, полученные при изучении этих наук будут непосредственно применены в практической деятельности: на производстве, в бизнесе, в юриспруденции и т.п. А что же с науками «ненужными»? И что это за науки?

Как правило, «ненужными» науками в настоящее время называют науки, содержание которых не имеет прямой практической, прагматической (греч. Pragma – дело, действие) направленности. Люди, рассуждающие подобным образом, к таким наукам относят философию, этику, эстетику, историю культуры, мировую художественную культуру и т.п. (если, конечно, эти науки не являются необходимыми и стержневыми составляющими профессиональной подготовки). Естественное логическое заключение, вытекающее из исходной (изначально ошибочной!) посылки о том, что эти науки «ненужные» «бесполезные» - изучать их не стоит. Не стоит лишний раз утруждать себя чтением очередного учебного пособия, тратить время на осмысление непростых философских текстов, напрягать свой ум, будоражить душу, решая вечные человеческие проблемы о добре и зле, счастье и смысле жизни.

Попробуем разобраться с проблемой «нужности» и «ненужности », «полезности» и «бесполезности» такой науки, как этика. Есть науки, которые действительно нужны лишь для людей определенной формы профессиональной деятельности. Вряд ли человеку, получающему историческое или филологическое образование нужны (в профессиональном смысле) знания из области почвоведения, микробиологии, атомной физики и т.д. Но есть науки, которые обращаются к общечеловеческим проблемам, и в этом смысле они нужны всем. Это история, литература, философия, история культуры, искусства, антропология, эстетика, история религии. К таким наукам относится и этика.

На протяжении всей истории этической науки ее место в системе научного знания и ее роль в духовном становлении и развитии человека оценивались очень высоко. Так, например, немецкий писатель, публицист Томас Манн (1875-1955) утверждал, что «Этика – опора жизни», а итальянский мыслитель Возрождения Леонардо Бруни (1370-1440), отвечая на вопрос «Что обещает наука о нравах ее последователям?», писал: «Этот предмет – не пустяк, но величайший и превосходнейший дар: он делает людей благоденствующими, чтобы они не вредили сами себе, но, действуя и созидая, следовали бы требованиям и предначертаниям этой науки» (Леонардо Бруни Аретино. Введение в науку о морали // Сочинение итальянских гуманистов эпохи возрождения (ХV век). Под ред. Л.М. Брагиной. – М.: Изд-во Московского университета, 1985. С. 50).

Все без исключения мыслители, в то или иное время обращавшие свой взор к такой науке, как этика, считали, что она способна помочь человеку стать ЧЕЛОВЕКОМ, раскрыть в человеке его ПОДЛИННУЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ СУЩНОСТЬ, ВОЗВЫСИТЬ ЕГО ДУХ и направить его жизнь в сферу ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. Безусловно, это не означает, что этика дает человеку готовые рецепты мудрой нравственной жизни. Великий русский философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900), называвший этику нравственной философией и посвятивший ее анализу свой фундаментальный труд «Оправдание добра», считал, что «… нравственная философия есть не более, как систематический указатель правого пути жизненных странствий для людей и народов»; «… нравственная философия решительно отказывается от всякого руководства частными лицами через установление каких-нибудь внешних и безусловно определенных правил поведения». (Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т.1. – М.: Мысль, 1988. С. 79, 82).

Этика помогает любому человеку обрести смысл жизни, предваряет путь служения добру, помогает идти по этому пути служения «Добру чистому, всестороннему и всесильному» (В.С. Соловьев). Истинный смысл человеческой жизни, считал Владимир Соловьев, - служить Добру, и помочь в этом человеку может та наука, которая называется этика или нравственная философия. «Внутренними свойствами добра определяется жизненная задача человека; ее нравственный смысл состоит в служении Добру чистому, всестороннему, всесильному. Такое служение, чтобы быть достойным своего предмета и самого человека должно стать добровольным, а для этого ему надо пройти через человеческое сознание. Помогать ему в этом процессе, а отчасти предварять то, к чему он должен придти есть дело нравственной философии». (Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т.1. – М.: Мысль, 1988. С. 97).

Таким образом, если человек хочет прожить свою жизнь достойно, если ему небезразлично осмысленно или бездумно он проживает свою жизнь, если он хочет приобщится к нравственной мудрости человечества, он непременно обратится к постижению тех философско-этических глубин, которые таит и которые готова приоткрыть для каждого задумывающегося о смысле своего существования человека этическая наука.


  1. Этимология и историческое развитие понятий «Этика», «Мораль», «Нравственность»


Каждый человек наверняка оказывался в своей жизни в ситуациях, когда произносились выражения, типа: «этот человек поступил неэтично (этично), данный поступок не соответствует (соответствует) этическим нормам, принципам», «это неэтичное поведение», «данное поведение не укладывается в этические рамки» и т.д. и т.п. И любой человек, даже тот, кто никогда не изучал этику, никогда не заглядывал в учебник по этике, тем не менее, прекрасно понимает, в каком смысле употребляются эти высказывания. Как правило, они связаны в нашей жизни с проявлениями справедливого – несправедливого, достойного – недостойного, доброго – злого, нравственно вежливого – грубого, тактичного – хамского и т.д. Все эти явления нам хорошо знакомы. Но вот над глубиной понятий, отражающих эти явления, мы задумываемся далеко не всегда. Смысл, вкладываемый нами в понятия добра и зла, совести и бессовестности, чести и бесчестия, зачастую оказываются различными, вплоть до противоположного. С чем это связано? Почему, прекрасно понимая глубинную суть того, что есть добро, зло, любовь, честность, ненависть, предательство и другие нравственные проявления, мы, тем не менее, сталкиваемся с их широкой вариантностью и значительными разночтениями. В чем истинный смысл этих явлений? В чем вообще заключается смысл человеческой жизни? Какого человека и какую жизнь мы вправе считать нравственно достойными? Что освещает жизнь человека в этом мире, какими нравственными ценностями и идеалами мы оправдываем свои действия и поступки? Эти вопросы – лишь небольшая из того множества, на которые призвана искать ответы одна из древнейших и мудрейших областей человеческого знания – этика.
Э т и м о л о г и я – происходит от греческого etimologia < etym – истина, основное значение + logos – понятие, учение – что в совокупности означает п р о и с х о ж д е н и е с л о в а и его родственные отношения к другим словам того языка или других языков.
«Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос», которое в свое время имело различные значения. В далекой древности это слово означало «местопребывание» (жилища людей, логова зверей), затем оно стало выражать «устойчивый нрав», «характер, формирующийся в результате общения», а так же природу какого-либо явления. Впоследствии Аристотель, один из величайших древних мыслителей, образовал от этого слова прилагательное «этический», чтобы обозначить им группу добродетелей (качеств), относящихся к характеру человека, - мужество, умеренность, щедрость и т.д. Науку, которая призвана изучать данные добродетели, выявлять достоинства того или иного характера человека, Аристотель назвал этикой. Так впервые в науке появляется это слово.

Аналогом греческого слова «этос» в латинском языке было слово «мос». Оно означало «покой», «моду», «нрав», «обычай» и т.п. Древнеримский оратор и философ Цицерон, опираясь и прямо ссылаясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное «moralis» («моральный»), то есть, относящийся к нраву, характеру. Значительно позже образовалось слово «moralitas» («мораль»). Что касается термина «нравственность», то он является аналогом русского слова «мораль». У него, насколько можно судить, такая же история: первоистоком является слово « нрав», позже, образуется прилагательное «нравственный», и уже от этого последнего возникает существительное «нравственность» (в словарях впервые встречается в конце ХVIII века).

Первоначально термины «этика» и «мораль» в основном совпадали. Позже, по мере развития науки и общественного сознания, за ними закрепилось различное содержание. Под моралью подразумеваются реальные явления (нравы общества, определенные нормы поведения людей, их представления о добре и зле и т.д.). В таком же значении употребляется и термин «нравственность». Эти понятия совпадают. Под этикой же понимается наука, изучающая мораль (нравственность). Надо впрочем, заметить, что следы первоначальной идентичности терминов до сих пор сохранились в живом языке, не притязающем на научную строгость. Например, мы говорим «этика врача», «этика журналиста», имея ввиду определенные нормы профессиональной морали. С другой стороны, можно услышать словосочетание «моральная философия», хотя речь в этом случае идет об этической теории» (Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. – М.: Молодая гвардия, 1988. С. 12).

Таким образом, если понятия «мораль», «нравственность» употребляются для обозначения реальных явлений социокультурного бытия, то понятие «этика» употребляется для обозначения науки, которая эти явления (т.е. мораль, нравственность) изучает.

«В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет». (Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. С.10).



  1. Возникновение этики как науки и особенности ее исторического развития


Этическое знание возникает в рамках философии более двух с половиной тысяч лет назад. Этические воззрения были широко распространены в странах востока: Индии, Китая, а так же в Древней Греции.

Родоначальником этической науки принято считать древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг до н.э.). Точнее, не столько родоначальником, сколько «крестным отцом» этики, поскольку именно он дает название этой науке. Термин «этика» фигурирует в названии таких основополагающих работах Аристотеля, как «Накомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика».

Заслуга Аристотеля как родоначальника этической науки заключается в том, что он впервые представил этическое знание в форме целостного систематизированного этического учения, в то время, как предшествовавшие этические воззрения были фрагментальными. Безусловно, и у Демокрита, и у софистов, и у Пифагора и у других античных мыслителей мы находим очень интересные суждения о природе добра и зла, о сущности добродетели, о то, что значит быть счастливым и т.д., но все это – лишь разрозненные этические представления. Аристотель же в своих фундаментальных работах создает целостное систематизированное учение о морали.

Представляется интересным то, какое место в системе наук, по мнению Аристотеля, занимает этика. Он считает, что этика занимает промежуточное место между учениями о душе (психологией) и учением о государстве (политикой). Аристотель полагал, что этика опирается на учение о душе (т.е. на психологию) и служит задачам формирования достойного гражданина государства, то есть политике.

Тесную связь этики и политики неоднократно фиксировали многие мыслители последующих исторических эпох. Так, например, английский философ, государственный деятель Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) считал, что «задачи этики… оказываются несколько более сложными, чем задачи политики… Этика ставит своей целью пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью, тогда как гражданская наука не требует ничего, кроме внешней порядочности». (Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. – М.: Политиздат, 1989. С. 46).

Идея неразрывной взаимосвязи, глубинного «родства» этики и политики становится особенно актуальной в современной культуре. Об этом, в частности, свидетельствуют следующие размышления Исайи Берлина, которыми он делится в работе «Стремление к идеалу»: «… всякие движения возникли из идей в человеческих головах – идей о том, какими были, есть, могут и должны быть взаимоотношения между людьми. Это также означает раскрытие того, как эти взаимоотношения изменялись в свете представления о некой высшей цели, сформировавшейся в головах вождей и прежде всего в головах пророков с армиями за спинами. Такие идеи есть предмет этики. Этическая мысль представляет собой систематический экзамен взаимоотношений между людьми, их представлений, интересов и идеалов, из которых вырастают формы человеческого общения, а также анализ ценностных систем, которыми оправдываются цели человеческой жизни. Представления о том, как надо жить, какими должны быть мужчины и женщины и что они должны делать, являются предметами морального сознания, которое называется политической философией, когда обращается к социальным группам и народам, и, в итоге ко всему человечеству. Политическая философия есть этика, приложенная к обществу». (Исайя Берлин. Стремление к идеалу // Вопросы философии. 2000. № 4.С. 51).

В различные периоды развития этической науки этика понималась по-разному. Часто этическое знание тесно смыкалось с другими областями научного знания. Так, например, работа Аристотеля «Никомахова этика» содержит элементы политэкономии и правоведения. Философы Ренэ Декарт (1596-1650), Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704) не мыслили этику без психологии. А голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677) термином этика назвал свой основной философский труд, обозначив им всю философскую систему. Английский мыслитель Шефтсбери (1671-1713) и его последователи «слили» этику с эстетикой, фактически не выделяя в качестве своеобразной, специфичной эстетическую сферу.

Выделение предмета исследования любой науки происходит постепенно. В истории этики этот процесс происходит особенно трудно, что в частности связано со спецификой самой морали, с тем, что нравственные отношения «пронизывают» собой всю систему общественных отношений.

На современном этапе научного знания э т и к а в большинстве случаев понимается как философская наука, предметом которой является мораль, нравственность. Об этом свидетельствуют следующие определения этической науки.

  • ЭТИКА – это философская наука «об основаниях различения добра и зла и фундаментальных ориентирах нравственной жизни, позволяющих сознательно совершать благой выбор и избегать дурного. Более того, этика исследует проблему нравственного совершенствования на основе выявления того, что является добродетелью, способствующей предпочтению добрых поступков». (Шрейдер Ю.А. Лекции по этике: Учебное пособие. – М.: МИРОС. С. 15).

  • ЭТИКА – «философская наука, объектом изучения которой мораль в целом, нравственность как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление исторической жизни и форма общественного сознания. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует природу, внутреннюю структуру и роль её как социального института, изучает происхождение и развитие нравственности с истории человечества, теоретически обосновывает ту или иную систему нравственности». (Дробницкий О.Г. Проблема нравственности. М.: Наука, 1977. С.З.).

  • ЭТИКА – «область философского сознания, исследующая универсальные предпосылки и формы нравственных отношений людей в системе их исторически заданной духовно-практической деятельности. Предметом этики является мораль как совокупность исторически определённых норм, представлений, правил поведения людей, реализующих в их нравственных действиях и поступках». (Росенко М.Н. и др. Основы этических знаний.-СПб.: «Лань», 1998. С. 5).


Сущность этической науки выявляется через рассмотрение её основных особенностей, которые изучают студенты в курсе «Этика».
Организационно-методический раздел
Учебный курс “Этика” включает в себя основные компоненты этико-аксиологических знаний, необходимых специалисту с высшим образованием, в том числе и социальному работнику в его практической и научной деятельности. Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения философии, а также других общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Содержание курса отражает исторические и современные научные представления об этике.

Социальная работа представляет собой разновидность социальной деятельности общества, направленной на содействие социализации личности и создание для этого благоприятных условий в обществе.

Признание человека высшей ценностью современной цивилизации и особенности социальной работы как профессиональной деятельности определяют сущность и специфику ценностно-этического регулирования деятельности специалистов, обусловливают требования к его личностным качествам, и тем самым детерминируют содержание данного курса.

Профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является значимой компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы.

Профессионально-этическая система оказывает гуманизирующее влияние на личность специалиста, его клиента, их социальное окружение и таким образом - на общество в целом. Вследствие этого учебный курс “Этика” является существенной компонентой профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе, основанием для его последующего личностного и профессионального развития и совершенствования.
Цель курса - формирование у студентов целостного, системного представления об этике как науке, закономерностях ее возникновения и развития, ценностно-этических основаниях человеческой деятельности; раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации обыденной, профессиональной научной и практической деятельности; формирование основ ценностно-этического мышления специалиста социальной работы.
Задачи курса:


  • изучение места и роли этики в каждодневной жизни человека;

  • изучение основных задач этики как практической философии;

  • изучение сущности и особенности этики как науки;

  • изучение многообразия видов этической теории;

  • анализ основных этапов становления и развития этики как науки;

  • изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в социальных системах;

  • изучение деонтологических проблем поведения людей.


Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Место курса в профессиональной подготовке выпускника определяется тем, что профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является существенной компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы. Учебный курс изучается после того, как студентами уже в основном изучены философия, а также другие общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. «Этика» является курсом по выбору студента в блоке общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.


Структура учебного курса.
Структура учебного курса “Этика” включает в себя лекционные и семинарские занятия, самостоятельную работу студентов и текущий и итоговый контроль их знаний.

В процессе лекционных занятий студенты получают и осваивают основные теоретические сведения в области этики, её эволюции, тенденций развития, сущности и содержании основных элементов этической системы и их взаимосвязи.

На семинарских занятиях студенты демонстрируют уровень овладения теоретическими знаниями и осваивают навыки их практического применения в целом и на примере конкретных ситуаций.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к семинарским занятиям, повторение и осмысление изученного материала, выполнение контрольной работы (реферата) на предложенную тему, подготовку к промежуточному и итоговому контролю.

Контроль знаний студентов включает в себя оценку знаний студентов на основе их участия в семинарских занятиях, оценку уровня формальных знаний по итогам тестирования и оценку глубины их знаний и уровня ценностно-этического мышления по итогам выполнения самостоятельных письменных работ. Итоговый зачет по всему курсу предусматривает оценку знаний студентов в области этики как философской науки.

В итоге изучения курса знания и навыки студента должны соответствовать следующим требованиям.
Требования к уровню освоения содержания курса:


  • понимать место и роль этики в каждодневной жизни человека;

  • знать основные задачи этики как практической философии;

  • изучить сущности и особенности этики как науки;

  • иметь представление о многообразии видов этической теории;

  • анализировать основные этапы становления и развития этики как науки;

  • изучить особенности этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в социальных системах;

  • знать деонтологические проблемы поведения людей.


При изучении курса от студента требуется:


  • Углубленное изучение тем на семинарских занятиях с использованием разнообразных форм (доклады, проблемно-деловые игры, групповая работа, дискуссии и др.).

  • Обязательное выполнение всех письменных работ.

  • Обязательная отработка (в письменной или устной форме) пропущенной темы.

  • Привлечение новейшей научной литературы и философских первоисточников при самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям.


Форма итогового контроля:
По окончании курса студенты сдают зачет; применяется модульно-рейтинговая система, позволяющая студенту выйти на автоматическое получение зачета.
СТРУКТУРА КУРСА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...

Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Семейное право: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 17 с
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения iconОтечественная история
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Правовое регулирование профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Введение в профессию «Социальная работа»: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. М. Хохлова, А. Н. Гончарова. Красноярск:...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Каратаев, М. М....
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения iconМетодические указания для семинарских занятий, самостоятельной работы,...
Введение в фандрайзинг: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. С. Пальчевская. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 38 с
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнения контрольных работ специалистов и бакалавров...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Культурология» включает в себя
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Тема История естествознания. Панорама современного естествознания. Тенденции развития. Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Целью изучения дисциплины является подготовка будущих социальных работников по направлению бакалавр социальной работы к оказанию...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Возникновение государственности у восточных славян. Образование Древнерусского государства с центром в Киеве. Норманисты и антинорманисты...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Учебный курс «Криминология» предназначен для изучения студентами, обучающимися по специальности «Социальная работа», и соответствует...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501. 65 Юриспруденция и предназначен...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск