Лекция 1 Медицина и этика. История биомедицинской этики





Скачать 145.17 Kb.
НазваниеЛекция 1 Медицина и этика. История биомедицинской этики
Дата публикации03.08.2013
Размер145.17 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Философия > Лекция




ЛЕКЦИЯ 1

Медицина и этика. История биомедицинской этики.
Профессия врача одна из самых древних и почитаемых профессий на земле. Она является выражением потребности человека оказывать помощь страждущему. Во все времена и у всех народов врачевание ценилось очень высоко. Это можно понять и по высказыванию Гомера: «Многих воителей стоит один врачеватель искусный». Медицина очень тесно связана с судьбой человека, с его здоровьем и жизнью. Отсюда вытекают и особые требования к нравственному облику врача. Наиболее полно они определяются понятием гуманизм. Без гуманизма медицина вообще теряет смысл, т.к. тогда ее научные принципы вступают в противоречие с основной целью медицины – служить человеку. Гуманизм составляет этическую основу медицины. Возникает вопрос, что такое этика. Этика – это философская наука объектом изучения, которой является мораль (Аристотель). Мораль это совокупность норм-запретов, идеалов, требований, предписаний – принятая и разделяемая в данном обществе. Эти нормы закреплены в его культуре и в достаточно стабильном виде передается из поколения к поколению. Особенностью этики является тот факт, что в отличие от права, она сформировалась и развивалась, как свод неписаных правил. А также этика понимается как раздел философии не столько изучающий природу человека, сколько научающий, как себя ему надлежит вести.

Что же такое этика врача? Это наука о нравственных ценностях поступков и поведении врача в сфере его деятельности. Г.И. Царегородцев так определил врачебную этику: «совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности ….». Т.о. принципы врачебной этики рассматривают отношение врача не только к конкретному больному, но и к здоровью людей вообще. С развитием общества менялось и положение в нем врача, однако, вне зависимости от социально-общественных формаций обязательным условием успешного врачевания всегда было и остается соблюдение определенных морально-этических принципов, во взаимоотношениях врача и пациента.

Остановимся на некоторых из них и их историческом развитии.

Среди дошедших до нас бесценных памятников культуры прошлого, отражающих развитие этики в медицине, особого внимания заслуживают др. индийские трактаты, сочинения врачей, и философов Др. Востока, Др. Греции, Др. Рима. В догиппократовский период формируются общие требования к подготовке и деятельности врача, к его личности, внутреннему и внешнему облику. Так в др. индийском трактате «Аюрведа» (наука жизни) 4 век до н.э., а также учение Сушруты содержатся наставления и требования к врачу. Вот некоторые из них: врач должен обладать высокими моральными и физическими качествами, проявлять к своим больным сострадание, быть терпеливым и спокойным, никогда не терять самообладание. Большое внимание уделялось отбору будущих врачей. При этом учитывалось возраст, состояние здоровья, память и необходимые нравственные качества: скромность, благочестие, целомудрие. Желавший стать врачом должен был избавиться от всякого рода страстей: ненависти, корыстолюбия, хитрости и т.д. Важным считалось соблюдение врачебной тайны. В Др. Индии врачи давали клятву еще в 1500 г. до н.э. В отличии от норм характерных для европейской этики индийская клятва запрещала врачу лечить врагов своего правителя, злодеев и женщин с которыми нет сопровождающих лиц.

Гуманистическое понимание роли медицины в укреплении здоровья человека отражено в памятнике др. китайской медицины – книге Хуан ди Ней-дзиня «О природе и человеке». В этой книге предпринята попытка определить основные правила, которыми должен руководствоваться каждый врач в своей практической деятельности, одно из них – внушить больному уверенность в выздоровлении. О глубоком понимании мер профилактики в медицине свидетельствует следующее наставление – «Медицина не может спасти от смерти, но в состоянии продлить жизнь и укрепить государство и народы своими наставлениями». Однако гуманизм догиппократовского периода носил ограниченный характер, т.к. предполагал избирательное отношение к больным различных социальных групп. Необеспеченным, а также безнадежным больным врачи вообще отказывались оказывать помощь.

Следующим этапом развития врачебной этики рабовладельческого общества является медицина периода Гиппократа (460-377 г. до н.э.). Гиппократ первым попытался систематизировать правила мед. этики на основании многовекового опыта медицины. В своих трудах «О благоприличном поведении», «Об искусстве», «Клятве» Гиппократ создал кодекс моральных норм. Эти нормы опирались на многочисленные примеры самоотверженного труда врачей античной Греции, что высоко ценилось и поощрялось обществом того времени. Исторические источники донесли до нас немало примеров презрения к опасностям, личного мужества врачей во время эпидемий, войн, землетрясений (как например Менофил из Родоса в 225 г.). Очень высоко ценилось обществом др. Греции и бескорыстие врачей. В трудные для страны времена, врачи находящиеся на гос. службе, отказывались от жалования. Труд врача в Древней Греции оплачивался высоко, в основном за счет вознаграждений, однако врачу рекомендовалось говорить о гонораре лишь после окончания лечения или дачи советов. В книге «Наставления» есть цитата: «Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности» или еще «А иногда лечи и даром, считая благодарную память выше минутной славы».

Достойными продолжателями гиппократовского гуманизма были врачи Др. Рима и прежде всего Асклепиад и Гален. По их мнению искусство врача определяется тремя факторами: Больной, Болезнь и Качество врача.

В эпоху средневековья немалый вклад в становлении мед. этики внесли такие ученые Востока как Авиценна (980-1037 г.г.) и его труд «Канон врачебной науки» и Маймонид (1135-1204 г.г.). Маймонид известен как автор произведения «Молитва врача» – это своего рода способ обретения врачом той душевной крепости, моральной силы, без которой невозможно выполнение им своего благородного дела. Вот некоторые изречения из него: «Не допусти чтобы жажда к наживе, погоня за славой и почестями примешивались к моему призванию….Укрепи силу сердца моего, чтобы оно всегда было одинаково готово служить бедному и богатому, другу и врагу, доброму и злому… Внуши моим больным доверие ко мне и моему искусству… Отгони от одра их, всех шарлатанов… Даруй мне кротость и терпение с капризными и своенравными больными; даруй мне умеренность во всем – но только не в знании; в нем же дай мне быть ненасытным, и да будет далека от меня мысль, что я все знаю, все могу». Маймонид –представитель двух культур (еврейской и арабской), в своем труде «Учитель заблудших» утверждал смелое для Востока правило : «ради тяжелого больного, родильницы можно нарушить все предписания Субботы и считать ее обычным днем».

В эпоху Возрождения в центре внимания стоит вопрос о том, какими моральными качествами должен обладать врач. Споры также шли и вокруг того, достигаются ли эти качества путем академического обучения, или в результате озарения, через интуицию и опыт, приходят что называется от Бога. Этой точки зрения придерживался ПАРАЦЕЛЬС (1493-1541). Парацельс говорил: «Из сердца растет врач, из Бога происходит он, и высшей степенью врачевания является любовь».

В эпоху Просвещения большой вклад в формирование врачебной этики внес Персиваль (1740-1804). В 1803 г. он опубликовал трактат «Медицинская этика», где первым начал признавать обязательства врача не только к пациентам, но и к обществу.

В России развитие медицинской этики происходило конечно под влиянием тех представлений которые были в Европе, однако с некоторыми особенностями. Переводы отдельных произведений Гиппократа на русский язык появились лишь в 1840 г. Однако намного ранее Гиппократа настойчиво пропагандировал на мед. факультете Московского университета М.Я. Мудров (1776-1831). Мудров рассуждая о медицинской этике говорил так: «Начав с любви к ближнему, я должен бы внушить готовность к помощи во всякое время, и днем и ночью, снисхождение к погрешностям больных; кроткую строгость к их непослушанию…», а так же в труде «Слово о способе учить и учиться медицине практической при постелях больных» – «…хранение тайны и скрытность при болезнях предосудительных… ..молчание о слышанных и виденных семейных беспорядках… радушное принятие доброго совета, от кого бы он ни шел; убедительное отклонение вредных предложений и советов; удаление от суеверий». Мудров в своем высказывании подчеркивает элементы филантропии в деятельности врача, считая, что выбравшему эту профессию должно быть присуще бескорыстие. Это перекликается с представлениями о этике врача Гиппократа, Авиценны и Парацельса, т.е. является своего рода сплавом тех продуктивных мыслей о этике врача которые пропагандировались в прошлом.

Одним из важнейших этапов исторического развития этических учений стало формирование во второй половине 20 века нового этического учения – биоэтика. Термин «биоэтика» был в веден в оборот американским биологом Ван Ренселлером Поттером в 1971 г. Первоначально под биоэтикой понималось проверка на этическую состоятельность всех биологических наук. В дальнейшем значение термина стали связывать в основном с клинической медициной. Биоэтика – это опыт философского, этического осмысления так называемых проблемных ситуаций или проблем конфликта интересов, проблем выбора, действий в данной конкретной ситуации, в основном возникших за последние 30 лет. Речь идет о комплексе проблем связанных с умиранием человека, медицинского вмешательства в репродукцию человека, о допустимости применения современных методов медико-генетического контроля и т.д.

Основные этические теории. (2-е занятие)

Для того чтобы понять, какие морально-этические и ценностно-правовые принципы лежат в основе современной биоэтики, следует охарактеризовать так называемые модели и принципы врачевания.

В настоящее время существует достаточно много моделей и принципов биомедэтики. Естественно невозможно выдвинуть какую-то одну теорию или принципы, которые удовлетворяли бы всех без исключения. В соответствующей литературе предлагается множество вариантов, наибольшее признание получили концепции, предложенные американскими специалистами Томом Бичампом и Джейсом Чилдресом или так называемые исторические модели.

Модель Гиппократа и принцип «не навреди». Этот принцип считается одним из самых старейших. Первый вопрос, возникающий при рассмотрении этого принципа, что именно понимается под «вредом». Если подходить к ситуации со стороны врача, можно различить такие формы вреда:

вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи

вред, вызванный небрежностью либо злым умыслом

вред, вызванный неверными, необдуманными, неквалифицированными действиями

вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.

В большинстве случаев 1,2,3 расцениваются как правонарушения, преступления. Поэтому эта проблема не столько моральная, сколько юридическая. Поэтому рассмотрим лишь объективно необходимый вред. На первый взгляд постановка вопроса парадоксальна: ведь пациент обращается к врачу, чтобы получить благо – скажем избавление от боли. Однако если взглянуть на эту ситуацию со стороны пациента, то можно увидеть самые разные виды вреда:

сам визит к врачу требует времени (а сейчас и денег), которые пациент мог бы посвятить чему-то другому, более приятному. В результате визита он не смог сделать какие-то важные дела.

если врач предписывает пациенту какой-то определенный режим, то тогда вред выражается в некотором стеснении, ограничении его свободы.

лечение, назначенное врачом, может включать болезненные процедуры, т.е. ради излечения, врач причиняет пациенту физическую боль. А в некоторых других ситуациях приходится наносить и более серьезный ущерб, скажем, ампутация конечности. Такова примерная градация некоторых форм вреда, которых может ожидать пациент от врача. Тогда получается, если истолковывать принцип «не навреди» буквально, то врачу вообще нужно отказаться от своей деятельности. Но конечно смысл принципа не в этом. Здесь речь идет о вреде, который неизбежен – объективно необходим, причиняемый вред не должен превышать того блага, которое приобретается в результате мед. вмешательства. И сам по себе вред должен быть минимальным по сравнению со всеми другими возможными вариантами.

Модель Парацельса и принцип «делай добро»


Эта модель врачебной этики сложилась в Средние века. Этот принцип является продолжением и дополнением первого, и даже некоторые специалисты объединяют эти модели, однако здесь есть различия. Принцип делай добро это не запрет (не делай вреда как в модели Гиппократа), а такая норма, которая требует некоторых позитивных действий. Его смысл передается иногда словами: благодеяние, филантропия, благотворительность, милосердие. К сожалению, за прошедшее десятилетие сложилась такая традиция, которая только сейчас начинает себя изжевать, - пренебрежительного и даже циничного отношения ко всему, что стоит за этими словами. В последние годы у нас складывается, а порой уже сложился тип молодого человека, основной чертой которого является деловитость. Такие люди отмахиваются от общих фраз, предпочитают конкретные цифры и факты. Такой рационализм стал еще более проявляться в медицине. С рациональной точки зрения сложно объяснить такие явления, как сострадание, милосердие, способность любить другого человека. Однако как оказалось слабость, боль, страдания – это не временные явления, а неискоренимые спутники человеческого существования, от которых не возможно застраховаться. И этому есть не мало примеров – страдающие от болезни ребенок, больные, которым просто необходимо, чтобы их выслушали и пожалели и т.д.

Принцип «делай благо» акцентирует необходимость не просто избегать вреда, но активных действий по его предотвращению. В модели Парацельса основное значение приобретает патернализм – эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится лечебный процесс. В духе того времени отношения врач-пациент подобны отношениям духовного наставника и послушника (pater лат. – отец). В данной ситуации врач опирается на собственные суждения о потребностях пациента в лечении, т.к. традиционно считается, что пациенты не обладают теми познаниями в медицине, которые необходимы для лечения. И поэтому врач и только врач знает что лучше и нужнее пациенту, всю ответственность врач берет на себя. Эта модель взаимоотношений требует от врача не только высокого медицинского профессионализма, но высоких моральных качеств.

Деонтологическая модель и принцип «соблюдения долга».

Деонтология (deontos – долг) – учение о долге врача, совокупность этических норм, необходимых ему для выполнения своих профессиональных обязанностей. Иными словами деонтология это практическое воплощение морально-этических принципов. Содержание термина было раскрыто в 30-х годах 19 века английским философом Бентамом автором книги «Деонтология или наука о морали». Однако понятие деонтология рассматривалось им с позиции изучения средств и способов достижения личной пользы или выгоды, при этом выбор поведения и моральной оценки представляется делом личного вкуса или интереса. Переосмыслил и внес дополнения в понятие деонтология советский хирург-онколог Петров в книге «Вопросы хирургической деонтологии». Соблюдать долг это значит выполнять определенные требования, правила, предписания морального порядка, устанавливаемые медицинским сообществом, а также собственным разумом и волей врача. Принцип соблюдения долга не признает оправданий при уклонении от него, в том числе аргументы типа: приятное и неприятное, полезное и бесполезное, и т.д. Некоторые считают эту модель универсальной. Однако в ней имеются недостатки. Например, в некоторых случаях от пациента приходится утаивать негативную информацию, это своего рода спасение во лжи. Однако обман с точки зрения деонтологии – это не должный поступок. А сказать правду должный поступок, даже если эта правда может привести к негативным последствиям. В данной ситуации возникает проблема, что считать первейшим долгом перед пациентом – позаботиться о его психологическом спокойствии (и солгать) или сообщить правду и тем самым навредить, что в свою очередь нарушает принцип «не навреди». При этом мы должны учитывать то обстоятельство, что обычно не можем контролировать ситуацию достаточно полно. Всегда возможны какие-то внешние препятствия и помехи. Например, наш больной узнает правду от другого человека, здесь мы не только подорвем к себе доверие, но и можем стать причиной ухудшения состояния здоровья, т.к. такой больной может вообще отказаться от лечения. Решить данную проблему, и многие другие призвана следующая модель.

Биоэтика и принцип уважения прав и достоинств человека.

Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли к проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Поэтому как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности.

Причинами возникновения биоэтики стали:

  1. В настоящее время произошло то, что нормы традиционной медицинской этики систематически не срабатывают (модель Гиппократа, Парацельса, деонтология), а некоторые приходится характеризовать по новому или пересматривать.

  2. Развитие науки явилось серьезным источником многих конфликтов и дилемм, которые уже не возможно разрешить на уровне традиций медицинской этики. В биоэтике основным становится конфликт прав.

  3. Сегодня остро стоит вопрос об участии пациента в принятии врачебного решения, т.е. право на выбор врача, ЛПУ, выбор каким именно методом лечиться и лечиться вообще, право на информированное согласие и т.д. В биоэтике эти права оформляются как принцип автономии пациента и правило добровольного информированного согласия.

4. Современный этап развития врачебной этики связан с последствиями научно-технической революции и в первую очередь в узкой специализацией и внедрением в медицину новейших достижений науки. Широкое применение медицинской техники привело к разделению клинической медицины на ряд узких специальностей, которых насчитывается уже более ста. Отсюда принцип или систему врач-больной заменили на новый врач-приборы-больной. С одной стороны узкая специализация и технизация медицины расширяет возможности врача, а с другой – врач, внимательно следящий за стрелкой прибора, забывает взглянуть в лицо больному, и это рассматривается пациентом как неумение и нежелание врача разобраться в его заболевании. Обилие врачей консультантов по узким специальностям в случае упущений в диагностике затрудняет моральную, а иногда и юридическую ответственность. Что может способствовать проявлению халатного отношения к своим обязанностям.

Наиважнейший проблемой современной этики является то что охрана здоровья должно быть право каждого человека, а не избранной части населения, которые могут себе это позволить.

Учитывая это право и состояние современного общества, можно сформулировать следующие четыре синтетические модели взаимоотношений врач-пациент. Они были выделены американским философом Робертом Витчем названные – модели моральной медицины в условиях современного общества.

  1. Модель «технического» типа или « инженерная модель». В рамках этой модели врач относится к пациенту как к безличностному механизму. Задача врачевания интепритируется как ремонт или исправление « поломки» механизма. Благо пациента ( состояние здоровья ) определяется как совокупность объективных признаков: биохимические показатели, значение артериального давления и газообмена, данных рентгенографии и т.д. Поскольку пациент не обладает необходимыми научными знаниями о собственном состоянии, то его мнение при лечении не только бесполезно, но и вредно из-за субъективных оценок. Его личное мнение в силу своей не научности и не объективности с точки зрения знающего медика не заслуживает никакого внимания. В данной ситуации пациент деперсонализируется, т.к. врач, ученый при принятии решения должен быть беспристрастным и выполнять свой долг. Однако наука не так нейтральна. Хиросима и так называемые научные эксперименты в нацистских лагерях и многие другие злодеяния с людьми прикрытые высказываниями типа: жертвы во имя науки, выполнения долга перед нацией и т.д, получили осуждение не только передовой общественности, но и всего мира. Т.о. врач, ученный, не может быть выше общечеловеческих ценностей, не отдаляться от пациента диагностической аппаратурой, узкой специализацией и т.д. Врач в процессе принятия решения не может избежать суждений морального или иного ценностного характера.

  2. Патерналистская модель или модель сакрального типа, как ее назвал социолог медицины Роберт Вилсон. Основной моральный принцип этой модели гласит: « оказывая пациенту помощь, не наноси ему вреда». Патернализм, как было сказано ранее, лишает пациента возможности принимать решения, и перекладывает ее на врага. Следовательно, необходимо расширять круг моральных норм. Эти дополнения звучат следующим образом: 1. Приносить пользу и не наносить вреда.

2. Защита личной свободы, т.е. пациент должен принимать решение о лечении самостоятельно, враг же в этой ситуации выступает в роли советчика.

  1. Охрана человеческого достоинства, т.е. равенство всех людей по их моральным качествам, это означает, что любой пациент (богатый или бедный, больной, страдающий от алкоголизма или от приступа аппендицита), обладает основными, человеческими достоинствами (свобода выбора, контроль над своей жизнью, права на информацию и т.д).

  2. Говорить правду и выполнять обещание.

  3. Соблюдать справедливость и восстанавливая ее, иными словами если охрана здоровья это право, то это право для всех.

Отрицательной чертой данной модели является то, что соблюдение указанных принципов возложено исключительно на врача, что требует от него высочайших моральных качеств. Сейчас подобный подход трудно реализуем вследствие высокого уровня дискриминации.

  1. Модель коллегиального типа. Эта модель создает гораздо большие возможности для реализации ценности личности. Пациент предстает как равноправный с врачом. Т.е. врач и пациент видят друг в друге коллег, стремящихся к общей цели - устранение болезни и защита здоровья. Именно в этой модели взаимное доверие играет решающую роль, предполагается равенство достоинств и уважения, общность ценностей. Однако такого рода гармония интересов редко достижима, т.к. мед. работник и пациент могут придерживаться различных моральных ценностей. А в условиях современной коммерциализации медицины у врача существует объективная заинтересованность в миниминизации собственных расходов и максиминизации доходов, тогда как интерес пациента, напротив состоит в том, чтобы при минимуме затрат получить максимум доступной помощи.

  2. Модель контрактного типа или договорная модель. Эта модель более всего соответствует реальным условиям. В понятие контракта не надо вкладывать юридического смысла. Эту модель можно характеризовать как совокупность первой, второй и третьей, т.е. во взаимоотношениях врач-пациент есть условия, при которых обе стороны осознают свою свободу выбора (у пациента), пациент может рассчитывать на правдивость врача, а врач в свою очередь в праве требовать от пациента соблюдение некоторых норм и правил. В случае если пациент или врач не сможет жить в согласии со своей совестью, вступив в такие отношения, то контракт либо расторгается, либо не заключается вовсе. Кроме того, модель контрактного типа подразумевает моральную чистоплотность и врача и пациента. Решение принимается на основе доверия. Т.о. основой модели контрактного типа является взаимное доверие в системе врач-пациент, а это в свою очередь обязывает врача соблюдать нравственные нормы и уважать выбор пациента.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 1 Медицина и этика. История биомедицинской этики icon1. Этика и медицина. Теоретические основы биомедицинской этики. Биомедицинская...
Учебно-методическое пособие разработано коллективом кафедры биомедицинской этики ргму
Лекция 1 Медицина и этика. История биомедицинской этики iconЛитература Этика. Энциклопедический словарь. Под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. М., 2001
Структура современного этического знания. Место биоэтики, биомедицинской этики и медицинской этики в структуре этического знания
Лекция 1 Медицина и этика. История биомедицинской этики iconСеминарские занятия по курсу “Биомедицинская этика”
...
Лекция 1 Медицина и этика. История биомедицинской этики iconВозможна ли этика науки? И. В. Силуянова, д ф. н., профессор, зав...
В соответствии с Федеральным законом от 06. 10. 2003г. №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской...
Лекция 1 Медицина и этика. История биомедицинской этики iconРабочая программа по дисциплине «Юридическая этика» Тема 1 Введение...
Достижению этих целей во многом способствует изучение дисциплины «Юридическая этика»
Лекция 1 Медицина и этика. История биомедицинской этики iconРабочая программа по «основам религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика»
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика». М., Просвещение, 2010
Лекция 1 Медицина и этика. История биомедицинской этики iconУчебно-методический комплекс для студентов по дисциплине «Этика»
Целью учебной дисциплины является изучение истории и теории этики, процесса исторического развития морали и ее современного состояния,...
Лекция 1 Медицина и этика. История биомедицинской этики iconУчебно-методический комплекс по модулю история этической мысли дпп....
Рассматриваются темы: «Этика Древней Индии и Древнего Китая», «Античная этика», «Религиозная этика», «Христианская этика средневековья»,...
Лекция 1 Медицина и этика. История биомедицинской этики iconУчебной и научно-исследовательской работы студентов Этика и история...
Темы для рефератов и самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов
Лекция 1 Медицина и этика. История биомедицинской этики iconКафедра философии кгу
Гурылева М. И., доктор медицинских наук, доцент кафедры биомедицинской этики, медицинского права с курсом истории медицины кгму
Лекция 1 Медицина и этика. История биомедицинской этики iconРеферат Евгеника позитивная и негативная
«Приносит ли евгеника вред или пользу?». Для достижения этой цели во второй главе я выясню, является ли евгеника наукой, и отвечу...
Лекция 1 Медицина и этика. История биомедицинской этики iconС. Л. Болховитинова, сотрудник кафедры биомедицинской этики ргму план
Однако уже в XX в достижения в области медицины и биологии во многом изменили жизнь человека и общества
Лекция 1 Медицина и этика. История биомедицинской этики iconРоссийской Федерации Ставропольская государственная медицинская академия...
Предлагаемый курс рассматривает следующие основные проблемы биомедицинской этики
Лекция 1 Медицина и этика. История биомедицинской этики iconС. Л. Болховитинова, сотрудник кафедры биомедицинской этики ргму план
Однако уже в XX в достижения в области медицины и биологии во многом изменили жизнь человека и общества
Лекция 1 Медицина и этика. История биомедицинской этики iconТемы рефератов Понятие и происхождение профессиональной этики История...

Лекция 1 Медицина и этика. История биомедицинской этики icon«этика» (для студентов группы 1010-с/з) дубна, 2010
Этика — философская наука. Предметная область этики: ситуация морального выбора, этическая система, этические принципы. Фундаментальные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск