Тема: Значения фразеологизмов
|
Цель: Научить определять и использовать фразеологизмы в речи.
|
Задачи: Наблюдать за значением и использованием фразеологизмов; сравнивать фразеологизм и слово, фразеологизм и свободное сочетание слов. Развивать речь, внимание и мышление учащихся. Воспитывать бережное отношение к родному языку, гордость за богатство и величие родной речи.
|
Ход урока
|
Этапы урока
| Формируемые УУД
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы работы
|
1.Мотивация к учебной деятельности
| Личностные УУД (эмоциональный настрой )
| -Всем здравствуйте!
- Мы живём с вами в великой стране, говорим на языке Пушкина, Толстого, Лермонтова. Нам есть чем гордиться.
| Всем, всем доброе утро! (Приветствуют учителя, гостей и друг друга.)
|
|
2. Целеполагание
| Регулятивные УУД (умение осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи)
| - Сегодня мы с вами откроем новую страницу в книге знаний.
Слайд1.
- Что такое фразеологизмы?
- Зачем их используют в речи?
| Дети высказывают предположения, приводят примеры
| Фронтальная работа
|
3.Актуализация знаний
| Познавательные УУД
(Осмысление проблемной ситуации: значение устойчивого сочетания не совпадает со смыслом отдельных составляющих его слов)
Коммуникативные (оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений)
| Работа по учебнику. Рубрика «Давай подумаем» с.102
Прочитайте текст.
Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- я оглядываюсь, оглядываюсь, лета всё нету… (К. Чуковский)
- Как вы думаете, почему Светлана не увидела лета? Подумай, что означает выражение оглянуться не успеешь. Можно ли его заменить одним словом? Каким?
| В процессе обсуждения ученики должны прийти к выводу, что выражение оглянуться не успеешь обозначает не то, что подумала Светлана.
| Наблюдение,
фронтальная работа
|
4. Открытие нового знания
| Познавательные УУД
( формирование умения обобщать наблюдения ) Регулятивные УУД (умение определять цели на дальнейшую работу) Коммуникативные УУД ( оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений)
| Слайд 2. Рубрика «Тайны языка»
Вспомните и назовите слова, которыми называют хорошо работающего человека? (труженик, умелец, мастер)
- А какие синонимы вы можете подобрать к слову «бездельник» ( лодырь, лентяй, лежебока, тунеядец, лоботряс, оболтус)
Но это слова общеупотребительные, которые знают все русские люди. А в каждой области России существует ещё множество слов – названий для лодырей. Например: базарник, байбак, гультяй, лында, лежебока, воропёха, телепень и др.
- Как вы думаете, почему слов для названия лентяев гораздо больше, чем для названия трудолюбивых людей? Видимо потому, что трудолюбие – явление нормальное для человека, без него люди не могли и не могут выжить. А лень – аномалия, отсюда и слов, бичующих лодырей, очень много.
Однако даже слов оказалось недостаточно и люди придумали целые сочетания слов, которые нелестны для бездельников. Говорят, что они гоняют лодыря, ловят мух, бьют баклуши, валяют дурака, палец о палец не ударяют, спят на ходу и др.
Такие сочетания слов появились очень давно и есть во всех языках. Конечно они существуют не только для называния лодырей, а помогают
сделать речь более выразительной и яркой.
Давайте обратимся к учебнику и прочитаем как называются такие устойчивые сочетания слов.
Слайд3. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. Это устойчивые сочетания слов, то есть слова в них не меняются.
- Можно сказать : «Кот наплакал» (очень мало), но можно ли сказать: «Собака наплакала».
- Что произойдёт, если убрать или заменить одно из слов?
- Хочешь, чтобы люди слушали тебя с интересом, чтобы твоя речь была выразительной? Запоминай фразеологизмы и учись употреблять их в речи! В этом тебе поможет «Фразеологический словарь»
| с.103-104 Вывод читают дети.
- Если изменить в таком словосочетании одно из слов, исчезнет смысл всего фразеологизма.
| Фронтальная работа
|
5. Словарная работа
| Познавательные УУД (
Регулятивные УУД( умение давать оценку)
Коммуникативные УУД( умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
| Знакомство со словом сегодня
Запись предложения с использованием слова сегодня , употребив фразеологизм. Запишите предложение на доске ( по одному человеку с каждого ряда) и в тетрадь, отметив все орфограммы.
| Дети составляют предложения и записывают свой вариант, или предложенный другими детьми.
| творческая работа; индивидуальная работа;
|
6.Физкультминутка
|
| Гимнастика для глаз (тренажёр)
|
|
|
7. Первичное закрепление
| Познавательные УУД (активизация мыслительной деятельности через проблемное задание)
Коммуникативные УУД ( применение навыков работы в парах, пооперационный контроль учебной работы, как своей , так и своего партнёра)
| Работа по учебнику
Упражнение 1 – Наблюдение за значением фразеологизмов, расширение словарного запаса учащихся
Слайд4. Упражнение 2. (Устно) Соедините фразеологизм с его значением
Фразеологизмы
| Значения
| в рот воды набрал
| «будто онемел»
| хлопот полон рот
| «лишился дара речи»
| не лезет в рот
| «очень много дел, забот»
|
| «нет никакого желания есть»
|
| В процессе обсуждения дети пользуются словарями и опираются на примеры учебника
| Работа в парах,
исследование. Отвечают по цепочке.
|
8. Самостоятельная работа с проверкой ( в группах)
| Познавательные УУД (активизация мыслительной деятельности через проблемное задание)
Коммуникативные УУД ( применение навыков работы в парах, пооперационный контроль учебной работы, как своей , так и своего партнёра)
Регулятивные УУД ( умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
| Давайте объединимся в группы (по рядам) обратимся к конвертам на столах, откроем их и выполним задания.
1 задание (Слайд 5): Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом и почему? Попробуйте объяснить значение данных фразеологизмов. ( по 4 словосочетания каждой команде)
Золотые зубы, золотые руки.
Медвежья услуга, медвежья берлога.
Волчий хвост, волчий аппетит.
Важная деталь, важная птица.
Попасть в яму, попасть впросак.
Прийти в голову, прийти в школу.
2 задание (Слайд6): Догадайтесь, какое общее слово нужно вставить для каждой группы фразеологизмов. В каждой группе есть выражение, которое хорошо вам знакомо и послужит «ключиком» для других фразеологизмов. Будьте внимательны!
1) Из ___ вон плохо.
Сбыть с _____.
Мастер на все _____.
Сидеть сложа ______.
Умывать ________.
2) Толочь _____ в ступе.
Как в _____ канул.
Тише ______ , ниже травы.
Много _____ утекло.
Выйти сухим из _____.
3) Среди _____ дня.
______ нитками шито.
Сказка про ____ бычка.
Доводить до _____ каления.
Запишите один фразеологизм. Назовите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, подберите проверочные слова (устно).
| 1 задание:
Золотые руки – умелец; медвежья услуга – плохая услуга; волчий аппетит – человек много ест; важная птица – человек, занимающий высокий пост; попасть впросак – попасть в неловкое положение. – эти выражения являются фразеологизмами, потому что они являются устойчивыми сочетаниями слов.)
2 задание: руки; вода; белые;
Сидеть, воды, травы, утекло, доводить, каления;
| Исследование;
Работа в группах; капитан назначает детей для ответа; ответы по цепочке;
|
9. Включение в систему знаний и повторений
| Познавательные УУД (умение выполнять знаково-символические действия, включая моделирование)
Регулятивные УУД(умение выполнять коррекцию – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном)
Коммуникативные УУД ( Умение ставить вопросы – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
| Давайте снова обратимся к нашим конвертам.
3 задание (Слайд7): Подумайте над смыслом фразеологизма и подберите к нему сначала слово-синоним, а потом – слово-антоним. Например:
фразеологизм ?
| синоним
+
| антоним
-
| у него зимой снега не выпросишь
| жадный
| щедрый
| (Рассуждайте так: если человек не даст снега, то он очень жадный. Антоним слову жадный – щедрый.)
| Нем (немой) как рыба
|
|
| Мухи не обидит
|
|
| Спустя рукава
|
|
| Под самым носом
|
|
| Заруби себе на носу
|
|
| Вылетело из головы
|
|
| Под стол пешком ходит
|
|
|
| Дети заполняют таблицу, осуществляя самоконтроль и контроль в паре. ?
| +
| -
| Нем (немой) как рыба
| молчит
| говорит
| Мухи не обидит
| добрый
| злой
| Спустя рукава
| плохо
| хорошо
| Под самым носом
| близко
| далеко
| Заруби себе на носу
| запомни
| забудь
| Вылетело из головы
| забыл
| вспомнил
| Под стол пешком ходит
| маленький
| большой
|
| моделирование;
работа в парах;
самоконтроль и взаимоконтроль
|
10. Подведение итогов. Рефлексия
| Познавательные УУД (Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели)
Регулятивные УУД(Умение давать оценку – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознанию качества и уровня усвоения)
Коммуникативные УУД(Владение монологической и диалогической формами речи)
Личностные УУД( Умение выполнять действия этического оценивания)
| Итак, подошёл к концу наш урок. Давайте вернёмся к вопросам начала урока и ответим на них.
Слайд 8:
- Что такое фразеологизмы?
- Зачем их используют в речи?
Слайд 9:
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые служат для более точного и образного выражения наших мыслей.
Слайд 10:Игра «Отгадай слово». В каждую «бусину» впиши букву по инструкции.
В первую «бусину» впиши букву М.
2) В третью «бусину» слева впиши букву, стоящую в алфавите перед буквой М.
3) В последнюю «бусину» впиши первую букву алфавита.
4) В пятую «бусину» с начала и пятую бусину с конца впиши букву Д.
5) Во вторую «бусину» с конца впиши букву, стоящую в алфавите после первой буквы этого слова.
6) В предыдущую «бусину» впиши букву И.
7) Вторая и четвёртая буквы – одинаковая буква гласного звука. (Проверь её!)
8) Между Д и И – буква всегда мягкого согласного звука.
Запишите получившееся слово в тетрадь и отметьте орфограммы.
Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке.
- Как вы думаете всё ли мы узнали о фразеологизмах?
- Задайте вопросы.
- Где мы будем искать ответы на поставленные вопросы?
| Дети отвечают, приводят примеры. ( на все ответы приняты определённые сигналы : положительный ответ – сигнал «сложить руки над головой», отрицательный ответ – дети машут руками «крест накрест»
В результате выполнения задания , дети получают слово:
МОЛОДЧИНА
Дети выясняют, что они ещё очень мало знают фразеологизмы, что грубые выражения можно заменить устойчивыми оборотами речи, фразеологический словарь – первый помощник.
|
Фронтальная работа;
|