Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации05.02.2014
Размер113 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Новикова Наталья Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №8

Программа «Школа 21 века» , 2 класс.

Раздел: Лексика.
Тема: Использование фразеологизмов.
Тип урока: Комбинированный

Формы работы: наблюдение; моделирование; исследование; творческая работа; индивидуальная работа; фронтальная работа; работа в парах; самостоятельная работа; самоконтроль и взаимоконтроль.
Элементы содержания урока: Слово и его значе­ние. Наблюдение за значением и ис­пользованием фра­зеологизмов. Сравне­ние значения ус­тойчивых и сво­бодных сочетаний слов. Расширение словарного запаса.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ресурсы: учебник «Русский язык» 2 класс (Авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова), рабочая тетрадь на печатной основе «Развитие речи» (Автор Т.Н. Соколова), презентация.
Технологическая карта урока


Тема: Значения фразеологизмов

Цель: Научить определять и использовать фразеологизмы в речи.

Задачи: Наблюдать за значением и использованием фразеологизмов; сравнивать фразеологизм и слово, фразеологизм и свободное сочетание слов. Развивать речь, внимание и мышление учащихся. Воспитывать бережное отношение к родному языку, гордость за богатство и величие родной речи.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

1.Мотивация к учебной деятельности

Личностные УУД (эмоциональный настрой )

-Всем здравствуйте!

- Мы живём с вами в великой стране, говорим на языке Пушкина, Толстого, Лермонтова. Нам есть чем гордиться.

Всем, всем доброе утро! (Приветствуют учителя, гостей и друг друга.)




2. Целеполагание

Регулятивные УУД (умение осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи)

- Сегодня мы с вами откроем новую страницу в книге знаний.

Слайд1.

- Что такое фразеологизмы?

- Зачем их используют в речи?

Дети высказывают предположения, приводят примеры

Фронтальная работа

3.Актуализация знаний

Познавательные УУД

(Осмысление проблемной ситуации: значение устойчивого сочетания не совпадает со смыслом отдельных составляющих его слов)

Коммуникативные (оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений)

Работа по учебнику. Рубрика «Давай подумаем» с.102

Прочитайте текст.

Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- я оглядываюсь, оглядываюсь, лета всё нету… (К. Чуковский)

- Как вы думаете, почему Светлана не увидела лета? Подумай, что означает выражение оглянуться не успеешь. Можно ли его заменить одним словом? Каким?

В процессе обсуждения ученики должны прийти к выводу, что выражение оглянуться не успеешь обозначает не то, что подумала Светлана.

Наблюдение,

фронтальная работа

4. Открытие нового знания

Познавательные УУД

( формирование умения обобщать наблюдения )
Регулятивные УУД (умение определять цели на дальнейшую работу)
Коммуникативные УУД ( оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений)

Слайд 2. Рубрика «Тайны языка»

Вспомните и назовите слова, которыми называют хорошо работающего человека? (труженик, умелец, мастер)

- А какие синонимы вы можете подобрать к слову «бездельник» ( лодырь, лентяй, лежебока, тунеядец, лоботряс, оболтус)

Но это слова общеупотребительные, которые знают все русские люди. А в каждой области России существует ещё множество слов – названий для лодырей. Например: базарник, байбак, гультяй, лында, лежебока, воропёха, телепень и др.

- Как вы думаете, почему слов для названия лентяев гораздо больше, чем для названия трудолюбивых людей? Видимо потому, что трудолюбие – явление нормальное для человека, без него люди не могли и не могут выжить. А лень – аномалия, отсюда и слов, бичующих лодырей, очень много.

Однако даже слов оказалось недостаточно и люди придумали целые сочетания слов, которые нелестны для бездельников. Говорят, что они гоняют лодыря, ловят мух, бьют баклуши, валяют дурака, палец о палец не ударяют, спят на ходу и др.

Такие сочетания слов появились очень давно и есть во всех языках. Конечно они существуют не только для называния лодырей, а помогают

сделать речь более выразительной и яркой.

Давайте обратимся к учебнику и прочитаем как называются такие устойчивые сочетания слов.

Слайд3. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. Это устойчивые сочетания слов, то есть слова в них не меняются.

- Можно сказать : «Кот наплакал» (очень мало), но можно ли сказать: «Собака наплакала».

- Что произойдёт, если убрать или заменить одно из слов?

- Хочешь, чтобы люди слушали тебя с интересом, чтобы твоя речь была выразительной? Запоминай фразеологизмы и учись употреблять их в речи! В этом тебе поможет «Фразеологический словарь»

с.103-104 Вывод читают дети.

- Если изменить в таком словосочетании одно из слов, исчезнет смысл всего фразеологизма.


Фронтальная работа

5. Словарная работа

Познавательные УУД (

Регулятивные УУД( умение давать оценку)

Коммуникативные УУД( умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Знакомство со словом сегодня

Запись предложения с использованием слова сегодня , употребив фразеологизм. Запишите предложение на доске ( по одному человеку с каждого ряда) и в тетрадь, отметив все орфограммы.

Дети составляют предложения и записывают свой вариант, или предложенный другими детьми.

творческая работа; индивидуальная работа;

6.Физкультминутка




Гимнастика для глаз (тренажёр)







7. Первичное закрепление

Познавательные УУД (активизация мыслительной деятельности через проблемное задание)

Коммуникативные УУД ( применение навыков работы в парах, пооперационный контроль учебной работы, как своей , так и своего партнёра)

Работа по учебнику

Упражнение 1 – Наблюдение за значением фразеологизмов, расширение словарного запаса учащихся

Слайд4. Упражнение 2. (Устно) Соедините фразеологизм с его значением

Фразеологизмы

Значения

в рот воды набрал

«будто онемел»

хлопот полон рот

«лишился дара речи»

не лезет в рот

«очень много дел, забот»




«нет никакого желания есть»




В процессе обсуждения дети пользуются словарями и опираются на примеры учебника

Работа в парах,

исследование. Отвечают по цепочке.

8. Самостоятельная работа с проверкой ( в группах)

Познавательные УУД (активизация мыслительной деятельности через проблемное задание)

Коммуникативные УУД ( применение навыков работы в парах, пооперационный контроль учебной работы, как своей , так и своего партнёра)

Регулятивные УУД ( умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Давайте объединимся в группы (по рядам) обратимся к конвертам на столах, откроем их и выполним задания.

1 задание (Слайд 5): Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом и почему? Попробуйте объяснить значение данных фразеологизмов. ( по 4 словосочетания каждой команде)

Золотые зубы, золотые руки.

Медвежья услуга, медвежья берлога.

Волчий хвост, волчий аппетит.

Важная деталь, важная птица.

Попасть в яму, попасть впросак.

Прийти в голову, прийти в школу.

2 задание (Слайд6): Догадайтесь, какое общее слово нужно вставить для каждой группы фразеологизмов. В каждой группе есть выражение, которое хорошо вам знакомо и послужит «ключиком» для других фразеологизмов. Будьте внимательны!

1) Из ___ вон плохо.

Сбыть с _____.

Мастер на все _____.

Сидеть сложа ______.

Умывать ________.

2) Толочь _____ в ступе.

Как в _____ канул.

Тише ______ , ниже травы.

Много _____ утекло.

Выйти сухим из _____.

3) Среди _____ дня.

______ нитками шито.

Сказка про ____ бычка.

Доводить до _____ каления.

Запишите один фразеологизм. Назовите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, подберите проверочные слова (устно).

1 задание:

Золотые руки – умелец; медвежья услуга – плохая услуга; волчий аппетит – человек много ест; важная птица – человек, занимающий высокий пост; попасть впросак – попасть в неловкое положение. – эти выражения являются фразеологизмами, потому что они являются устойчивыми сочетаниями слов.)

2 задание: руки; вода; белые;

Сидеть, воды, травы, утекло, доводить, каления;

Исследование;

Работа в группах; капитан назначает детей для ответа; ответы по цепочке;


9. Включение в систему знаний и повторений

Познавательные УУД (умение выполнять знаково-символические действия, включая моделирование)

Регулятивные УУД(умение выполнять коррекцию – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном)

Коммуникативные УУД ( Умение ставить вопросы – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Давайте снова обратимся к нашим конвертам.

3 задание (Слайд7): Подумайте над смыслом фразеологизма и подберите к нему сначала слово-синоним, а потом – слово-антоним. Например:

фразеологизм ?

синоним

+

антоним

-

у него зимой снега не выпросишь

жадный

щедрый

(Рассуждайте так: если человек не даст снега, то он очень жадный. Антоним слову жадный – щедрый.)

Нем (немой) как рыба







Мухи не обидит







Спустя рукава







Под самым носом







Заруби себе на носу







Вылетело из головы







Под стол пешком ходит










Дети заполняют таблицу, осуществляя самоконтроль и контроль в паре.

?

+

-

Нем (немой) как рыба

молчит

говорит

Мухи не обидит

добрый

злой

Спустя рукава

плохо

хорошо

Под самым носом

близко

далеко

Заруби себе на носу

запомни

забудь

Вылетело из головы

забыл

вспомнил

Под стол пешком ходит

маленький

большой


моделирование;

работа в парах;

самоконтроль и взаимоконтроль

10. Подведение итогов. Рефлексия

Познавательные УУД (Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели)

Регулятивные УУД(Умение давать оценку – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознанию качества и уровня усвоения)

Коммуникативные УУД(Владение монологической и диалогической формами речи)

Личностные УУД( Умение выполнять действия этического оценивания)

Итак, подошёл к концу наш урок. Давайте вернёмся к вопросам начала урока и ответим на них.

Слайд 8:

- Что такое фразеологизмы?

- Зачем их используют в речи?

Слайд 9:

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые служат для более точного и образного выражения наших мыслей.

Слайд 10:Игра «Отгадай слово». В каждую «бусину» впиши букву по инструкции.

  1. В первую «бусину» впиши букву М.

  2. 2) В третью «бусину» слева впиши букву, стоящую в алфавите перед буквой М.

  3. 3) В последнюю «бусину» впиши первую букву алфавита.

  4. 4) В пятую «бусину» с начала и пятую бусину с конца впиши букву Д.

  5. 5) Во вторую «бусину» с конца впиши букву, стоящую в алфавите после первой буквы этого слова.

  6. 6) В предыдущую «бусину» впиши букву И.

  7. 7) Вторая и четвёртая буквы – одинаковая буква гласного звука. (Проверь её!)

  8. 8) Между Д и И – буква всегда мягкого согласного звука.

Запишите получившееся слово в тетрадь и отметьте орфограммы.

Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке.

- Как вы думаете всё ли мы узнали о фразеологизмах?

- Задайте вопросы.

- Где мы будем искать ответы на поставленные вопросы?

Дети отвечают, приводят примеры. ( на все ответы приняты определённые сигналы : положительный ответ – сигнал «сложить руки над головой», отрицательный ответ – дети машут руками «крест накрест»

В результате выполнения задания , дети получают слово:

МОЛОДЧИНА

Дети выясняют, что они ещё очень мало знают фразеологизмы, что грубые выражения можно заменить устойчивыми оборотами речи, фразеологический словарь – первый помощник.


Фронтальная работа;


Приложение


1



2



3



4



5



6




7




8




9



10



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск