Д. И. Арбатский Основные способы толкования значения слов // Русский язык в школе. 1970. №3





Скачать 152.45 Kb.
НазваниеД. И. Арбатский Основные способы толкования значения слов // Русский язык в школе. 1970. №3
Дата публикации07.08.2013
Размер152.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Д.И.Арбатский

Основные способы толкования значения слов //

Русский язык в школе. - 1970. - № 3

Ижевск

Значения слов, в том числе и терминов, мы узнаем нередко из окружающего контекста или из обстоятельств высказывания. Смысл некоторых предметных слов может быть выявлен непосредственно демонстрацией, показом тех предметов, которые обозначаются данными словами. Однако основной способ раскрытия значений слов в настоящее время – это так называемые семантические определения.

Основное назначение семантических определений заключается в том, чтобы раскрывать значение слова, предупреждать или устранять неверное понимание слов, терминов. Однако эта цель достигается не сама по себе, а путем указания на классы (множества) предметов и явлений и их отличительные признаки. Семантические определения, стало быть, одновременно фиксируют классификацию предметов и явлений объективного мира. Поскольку объективная информация о действительности неизбежно отражается в сознании, то семантические определения являются вместе с тем и средством формирования углубленных понятий, представлений, связанных с теми или иными словами. Таким образом, семантические определения одновременно обостряют язык и мысль, делают их более четкими, устраняют заблуждения. «Определяйте значения слов,- цитирует А.С. Пушкин слова Декарта , - и вы избавите свет от половины заблуждений».1

Особую роль в развитии речи и мысли выполняют семантические определения в процессе обучения. Они формируют первичные понятия и представления, закладывают основы научного понимания терминов, развивают язык и мышление учащихся. «Научить детей точным определениям – значит приучить их мыслить четко и логично и ясно выражать в словесной форме свои мысли».2

Многовековая практика истолкования и разграничения лексических значений слов, терминов выработала целый ряд конкретных приемов, прочное знание которых необходимо как учителю, так и учащемуся. Здесь выявляются прежде всего основные способы : синонимический, перечислительный, через указание более широкого класса (термина) и отличительных признаков ,описательный, отрицательный. На их основе формируется описательно-синонимический, описательно-перечислительный, положительно-отрицательны и другие комбинированные способы определения. Успешное применение этих способов в процессе обучения языку будет способствовать более быстрому и прочному усвоению необходимой школьникам лексики.

  1. Синонимический способ определения.

Существо этого способа заключается в том, что значение неизвестного или непонятного в данной ситуации слова раскрывается тождественным (или близким по значению) словом-синонимом:

Оригинал - подлинник. Коммерция – торговля. Зодчий – архитектор. Аморальный – безнравственный. И т.п.

Поясняющий синоним обозначает понятие, тот же круг предметов, что и поясняемое слово, поэтому оно точно передает объем определяемого класса.

Большинство синонимов обычно нетождественно по своему объему и содержанию, поэтому они не могут дать абсолютно точного отграничения. Для достижения необходимой точности и полноты в этом случае используется синонимический ряд из двух, трех, четырех синонимов, которые, уточняя друг друга, достигают необходимой цели, например:

Крах - разорение, банкротство. Каверза - интрига, происки, подвох. Реестр-список, перечень. Инертный - бездеятельный, неподвижный.

Определения, состоящие из подобных синонимических рядов, вместе с тем и более содержательны, ибо каждый синоним указывает на новый, дополнительный оттенок значения.

Существенным достоинством синонимических определений является их предельная краткость. Информация, необходимая для раскрытия значения, разграничения слов, выражается здесь обычно одним, двумя, тремя словами, и в этом одна из причин их широкого применения. «При устном объяснении слов, - указывал Ш. Балли,- мы всегда охотно используем синонимические пояснения, только недостаточное знание синонима заставляет прибегать нас к описаниям».3

Решающим условием достаточности синонимического определения является хорошее знание поясняющего синонима. Поэтому в качестве поясняющих слов в синонимических определениях используется обычно общеупотребительная, хорошо известная школьникам лексика.

Таким образом, синонимические определения применяются тогда, когда в литературном языке имеются достаточно точные, содержательные и хорошо известные синонимы к ним. Очень часто они используются для раскрытия значения диалектной лексики. Наиболее широко эти определения используются для пояснения значений слов другого языка.

Если синоним или синонимический ряд сам по себе не даёт достаточного знания, он может объединяться с описанием в одно целое описательно-синонимическое определение. Описательная часть такого определения позволяет более точно указать объём и содержание поясняемого слова, синоним же содержит в себе дополнительные сведения о значении. В результате возникает более точное и более содержательное определение, которое способствует более быстрому и глубокому усвоению значения слова.

Рефрен – стих или несколько стихов, повторяющихся в конце каждого куплета стихотворения или песни; припев. Маис – травянистое растение семейств злаковых с высоким стеблем и крупными съедобными зёрнами, собранными в початок; кукуруза.

В данных определениях поясняющие синонимы стоят после описательной части, эта позиция соответствует их функции давать дополнительные сведения о значении слов. Но возможны также описательно-синонимические определения, в которых синоним играет основную роль в раскрытии значения поясняемого слова. В этом случае поясняющий синоним (или синонимы) ставится перед описанием, уточняющим значение слова:

Аромат - благоухание, приятный запах. Ревностный – старательный, усердный, исполненный рвения к чему-либо.

Описательно-синонимические определения являются одним из лучших способов толкования значений слов. При минимальном объёме они позволяют наиболее полно и точно раскрыть значения поясняемых слов.

Описательно-синонимические определения являются одним из лучших способов толкования значений слов. Они дают более точные лексико-семантические соответствия между словами разных языков. Например, значение французского слова brouillon В.И. Ленин определил как «задира, сварливый, неуживчивый человек, сеющий раздоры» (5,32)4.

  1. Перечислительный способ определения.

Сущность этого способа заключается в том, что значение слова или выражения раскрывается путём перечисления тех объектов, которые именуются данным словом:

Морфема – это приставка, корень суффикс, окончание. Приматы – это полуобезьяны, обезьяны, человек. Гнус – комары, мошки, слепни.

Поясняющая часть данных определений состоит из ряда слов, каждое из которых именует лишь часть того, что обозначается поясняемым словом, но в итоге они дают тот же круг предметов, что и поясняемое слово.

Для достижения точности необходимо, чтобы поясняющая часть перечислительных определений полностью исчерпывала объём именования поясняемого слова или выражения. Однако в конкретных обстоятельствах в качестве предварительных пояснений могут использоваться неполные перечислительные определения, содержащие указания лишь на основной круг предметов, обозначенных данным словом. Такие определения создают достаточную основу для первичного применения и правильного понимания поясняемых слов в конкретной ситуации. Например:

Галогены – это фтор, хлор, бром, йод и др.

Цитрусовые – лимон, апельсин, мандарин и др.

Перечислительные толкования наилучшим образом отвечают психологическим особенностям воспитания и усвоения школьниками значения слов. Поэтому эти определения систематически используются в школе для первичного знакомства с такими широкими по своему значению словами, терминами, как предмет, качество, действие, вещество, металл, животные, насекомые и др. Данные определения нередко применяются также для истолкования значений слов неродного или иностранного языка.

Если перечисление и описание в отдельности не дают достаточно точной и полной характеристики значения слова, то в этом случае используется объединение указанных способов в одном описательно – перечислительном определении. Описательная часть такого определения указывает на признаки понятия , которые не ясны из простого перечисления, а перечислительная часть конкретизирует его объем. В целом возникает более точное и конкретное определение, наиболее полно раскрывающее смысл того или иного слова:

Организм – всякое живое существо (человек, животное, растение). Художник – творческий работник в области изобразительного искусства (живописец, график, скульптор).

Место и роль перечислительного элемента в составе такого определения могут быть различными. Нередко перечислительная часть выполняет роль первичного и основного толкования и ставится на первое место. Описательная часть уточняет и дополняет его:

Спринтер – бегун, гонщик, пловец и т.п. на короткую дистанцию. Реликт –вещь, явление или организм, сохранившийся от древних времен.

Описательно- перечислительные определения сочетают в себе, таким образом, лучшие качества описательных и перечислительных определений. С одной стороны, они содержат описание предмета, указывают его признаки, а с другой – дают конкретное, наглядное представление о круге предметов, которые именуются поясняемым словом. Данные определения являются также эффективным средством раскрытия значения иноязычных слов, терминов.

  1. Определение через указание более широкого класса и отличительных признаков.

Определение, составленное по данному способу, состоит из двух основных частей: а) более широкого по значению слова, указывающего на родовую отнесенность поясняемого слова, б) словосочетания или слова, указывающего на видовой отличительный признак предмета:

Дивиденд – доход (1), получаемый владельцем акций (II). Сапфир –драгоценный камень (1) синего или голубого цвета (II).

В качестве первого элемента здесь могут использоваться не одно, адва,три иболее синонимизирующихся слов, которые в целом дают более полное и содержательное пояснение, затем указывается специфический отличительный признак. Таковы по своей структуре следующие определения:

Класс – совокупность, разряд, группа предметов, обладающих общими признаками. Интуиция – чутье, догадка, проницательность, основанная на предшествующем опыте.

С другой стороны, в одном и том же определении данного типа могут указываться сразу несколько отличительных признаков, которые более точно и полно раскрывают смысл поясняемого слова.

Наличие описательной части позволяет наиболее точно и полно раскрыть содержание слова, его объем, слово с более широким значением позволяет наиболее кратко указать место данного слова среди других слов, поэтому данный способ является наиболее распространенным способом толкования значения слов. Однако он применяется обычно лишь там, где более краткие и элементарные способы (синонимия, перечисление) оказываются по той или иной причине недостаточными. Наиболее обычная сфера применения определений данного типа – это наука, техника, требующие более точного и содержательного истолкования слова.

В.И. Ленин систематически применял определения через указание более широкого класса (рода) и отличительных (видовых) признаков для раскрытия значения слов , неясных широким массам трудящихся. Его толкования могут служить образцом точных, глубоких и вместе с тем популярных пояснений. Таковы объяснения значений слов тир, палимпсеты, бланки, аннексия, колония, капитализм, и мн.др. « Я не знаю соответственного русского слова и называю «тиром» помещение для стрельбы в цель, где есть запас всякого оружия, и всякий желающий за маленькую плату приходит и стреляети в цель из револьверов и ружей» (12,90). «Палимпсесты – пергамент, на котором основная рукопись затерта и по затертому написано другое» (27, 347).

Данный способ имеет ряд разновидностей.

а) Первый элемент указывает на близкий по объему класс предметов , в который входит определяемый предмет; по сути дела слово, его обозначающее, - это отдаленный синоним, который дает основное отграничение. Для окончательного уточнения указываются отличительные признаки:

Натиск – сильный напор. Ураган – необычайная по силе буря. Почтение – глубокое уважение.

В качестве первого элемента в такие определения могут включаться одновременно два и даже три часто синонимизирующихся при этом более широких по значению слова. В результате возникают более содержательные определения:

Престиж – влияние, авторитет, уважение, которым пользуется какое – либо лицо, государство, организация. Форум – собрание, совещание, которое имеет большое значение для общественной жизни страны (или стран).

б) Определение через указание отдалённого класса и отличительных признаков. В качестве первого элемента здесь указывается не ближайший, а отдалённый по объёму род, содержащий первичное отграничение. Затем указывается отличительные признаки, дающие решающее отграничение и раскрытие того или иного значения. Так, ближайшим родовым словом к слову ромб является термин четырёхугольник. Между тем в качестве первого номинативного элемента в определении значения данного слова нередко используется предельно широкий термин геометрическая фигура.

Ромб – геометрическая фигура,у которой накрест лежащие углы равны, а четыре стороны равны и попарно параллельны.

Так же через предельно отдаленное по объему именования слово растение (а не ближайший родовой термин злак ) определяется значение слова бамбук.

Бамбук – высокое и гибкое тропическое растение с крепким и полым стеблем. Кофеин – вещество (можно было бы: алкалоид), содержащееся в кофейных бобах, в листьях чайного дерева употребляемое в медицине как средство , возбуждающее нервную систему.

Естественно, что между способами а) и б) есть ряд переходных способов.

  1. Описательный способ определения.

Характерной чертой этого способа является отсутствие первого номинативного элемента. Вся необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами.5

При определении значения имен существительных описательная часть вводится описательными «операторами» то, что, тот, кто (или который); все то, что; все (те), кто; всякий, кто и др., которые разграничивают лишь лица и предметы:

Апологет – тот, кто выступает с предвзятой защитой каких- либо идей, учения и т.п. Культура (в широком смысле)- все то, что создано человеческим обществом в отличие от природы. Ноша – то, что несут на себе.

При определении значения имен прилагательных, наречий в качестве «операторов» используются местоименные выражения такой, который; такой, что; так, что; чтобы и др.

Легкоплавкий – такой, который плавится при невысокой температуре. Наперерез – так, чтобы пересечь чей-либо путь.

В.И.Ленин таким способом раскрывает значение слова демократический: «Демократический – это значит такой, который выражает интересы народной массы, а не интересы кучки привилегированных» (15, 199).

При определении значения глаголов в качестве операторов выступают связки быть, являться, становиться и др.:

Сердиться – быть в раздражении, гневе (ср. испытывать раздражение). Серебриться – становиться серебряным. Скрыть – сделать незаметным (ср. спрятать).

Само по себе описание может выразить точно и полно любую информацию, необходимую для раскрытия содержания и объема слова. Однако практически этот способ используется лишь в тех случаях, когда трудно или по какой- либо причине нецелесообразно строить определение путем указания более широкого класса и отличительных признаков (например при определении слов, широких по объему: цель, инвариант, показатель, новшество, раздражитель и под., для которых трудно подобрать более широкий термин или определить область обозначаемого). Это один из более эффективных способов раскрытия лексических значений слов , который получает все более широкое применение.

Подобные определения могут также объединяться с другими определениями в одно более полное и содержательное определение. Такие контаминированные определения используются для более полного истолкования значений слов:

Источник – то, из чего берется, черпается что-либо; то, что дает начало чему-либо, служит основой чего–либо. Наглядный – такой, который можно непосредственно созерцать, очевидный из непосредственного наблюдения.

5. Отрицательные определения.

Предшествующие способы определения основаны на использовании положительной информации о предмете, необходимой для применения и понимания слова. Но возможен принципиально иной способ толкования значения слов – путем указания таких свойств предметов, которые у него отсутствуют. Эти определения не только разграничивают значение слов, но в известной мере раскрывают его свойства, качества, поскольку отсутствие каких- либо свойств также является в конце концов существенной характеристикой.

Чаще всего для раскрытия значений слов используются негативные определения, в которой описание относится лишь к описательной части определения. Они строятся по формуле : « X- это Y, который не имеет C».

Азот – газ без цвета и запаха, не поддерживающий горения. Суша – часть земли, не покрытая водой. Целина – не подвергавшаяся обработке, еще не паханная земля.

В.И. Ленин использует такой способ определения для раскрытия значения слова кризис «Что такое кризисы?- Перепроизводство, производство товаров, которые не могут быть реализованы, не могут найти спроса» (2, 162)

Отрицание может непосредственно относиться и ко всей поясняющей части определения. Таким образом строятся полные отрицательные дефиниции по формуле «X не есть Y». Обычно таки е определения используются для раскрытия значения некоторых прилагательных, глаголов:

Нереальный – не существующий в действительности. Попустительствовать – не принимать мер к устранению противозаконных, недозволенных действий. Игнорировать – не обращать внимания.

Смысл отрицания может выражаться не только частицей не, но и самостоятельными словами отрицание, отсутствие, лишенный и под. Определения с этими словами стоят как бы посередине между положительными и отрицательными дефинициями, ибо отрицание здесь может быть понято как утверждение по контрасту:

Нивилизм – отрицание всяких норм, принципов. Бескультурье – отсутствие культуры. Инвалид – человек, утративший трудовую способность вследствие болезни или старости.

Отрицательные дефиниции могут объединяться с положительными в одно целое развернутое определение , в котором в диалектическом единстве выражаются две противоположные стороны – отрицание и утверждение. Такие дефиниции применяются обычно в том случае, когда необходимо, с одной стороны, отвергнуть неверное понимание или применение слова (или предупредить против него) , а с другой стороны – дать истинное понимание данного слова, точную сферу его применения. Так, Пушкин использует отрицательно- положительное определение для уточнения смысла слова нелюдим. «Нелюдим не есть мизантроп, то есть ненавидящий людей, а убегающий от людей » (Полн. собр. соч., т. XIII, стр. 125).

Рассмотренные основные способы определения позволяют достаточно полно и точно раскрыть значение любого неясного слова или фразеологического сочетания, а также выразить все те оттенки смысла, которые слово получает в реальном словоупотреблении. Одновременно эти способы раскрывают семантические связи между словами, показывают место того или иного слова в определенном значении в лексической системе данного языка.

Для окончательного выбора того или иного способа необходимо учитывать характер значения слова, цель определения, уровень развития и подготовки школьников.

Способы толкования лексического значения слова //

Практические занятия по современному русскому языку. – М.: Просвещение, 1985. – Стр. 5 - 7

Учитывая системные связи между словами, можно установить несколько способов толкования лексического значения слова.

1. Слова производные, имеющие словообразовательную структуру, толкуются через производящую основу с учетом значения словообразовательного аффикса.

каменистый – имеющий много камней;

преподаватель – лицо, выполняющее действие преподавать или тот, кто преподает;

краснеть – становиться красным ;

заговорить – начать говорить;

Отвлеченные отглагольные существительные с суффиксом –ниj-, -тиj-, -к-, ф толкуются как «действие по глаголу,обозначенному в производящей основе» :

переписывание – действие по глаголу переписывать;

бег – действие по глаголу бежать.

Существительные, образованные от прилагательных с помощью суффиксов

ость, -от-, -изн-, -ев-, -ин-, имеют значение «отвлеченный признак по прилагательному, обозначенному в производящей основе»:

яркость – отвлеченный признак по прилагательному яркий;

доброта – отвлеченный признак по прилагательному добрый;

Отсубстантивные относительные прилагательные с суффиксами –н-, -ов-, -ск-, -j-(и вариантами этих суффиксов) толкуются по образцу «относящийся к тому, что обозначено производящей основой»

комнатный – относящийся к комнате;

фронтовой – относящийся к фронту.

2. Лексические значения слов с непроизводной основой толкуются иначе.

а) Значение слова, имеющего синонимы, толкуются через синонимы:

рыхлый – неплотный, рассыпчатый,пористый;

невзначай – неожиданно, случайно;

накипеть – накопиться (о негодовании, обиде).

б) Слова, не имеющие синонимов (прежде всего конкретно-предметная лексика) , толкуются через родовое слово с указанием видовых признаков предмета. Такой способ толкования называют описательным или энциклопедическим. Если слова этого типа включаются в энциклопедический словарь, то объяснения их даются тем же способом.

Ср.:

Тигр- хищное млекопитающее семейства кошачих, очень крупного размера, с полосатой шкурой (см. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1940. Т.4).

Тигр – млекопитающее сем. кошачьих. Дл. Тела до 3 м, хвоста 1,1 м (см.: Советский энциклопедический словарь .М. 1980).

Тигр – (Pantera tigris), млекопитающее сем. кошачьих. Один из крупнейших современных хищников: дл. тела до 3м, хвоста – 1,1м (см.: Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т.25).

в) В некоторых случаях (если слово производное и имеет синонимы) можно использовать два приема толкования лексического значения слова:

Очаровательный – 1. Способный очаровывать. 2. Восхитительный, чарующий, прелестный.

1 А.С. Пушкин. Полн.собр.соч.,т.VI, стр. 161.

2 В.Н. Клюева. Определение слов и его значение в развитии речи. «Русский язык в школе», 1940, №3, стр. 36.

3 Ш.Балли. Фрацузская стилистика. М., 1961, стр. 122.

4 Здесь и в дальнейшем первая цифра в скобках означает указание на том Полного собрания сочинений В.И. Ленина, вторая – на страницу.

5 Cм.: Д.П.Горский. О видах определений и их значении в науке. «Проблемы логистики научного познания». М., «Наука», 1964, стр. 326- 329.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Д. И. Арбатский Основные способы толкования значения слов // Русский язык в школе. 1970. №3 iconМетодическая разработка Русский язык и литература Деревнина Надежда...
«Способы связи слов в словосочетании с использованием технологии критического мышления» 8 класс
Д. И. Арбатский Основные способы толкования значения слов // Русский язык в школе. 1970. №3 iconРеферат по дисциплине: «Русский язык» на тему: «Современный русский...
Без сомнения, русский язык — национальный язык русского народа. Это язык науки и культуры. В расстановке слов, их значениях, смысле...
Д. И. Арбатский Основные способы толкования значения слов // Русский язык в школе. 1970. №3 icon52. Основные способы толкования: грамматический, логический, систематический,...
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Д. И. Арбатский Основные способы толкования значения слов // Русский язык в школе. 1970. №3 iconУрок русского языка в 3 «В» классе по теме «Правописание слов с проверяемыми...
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Д. И. Арбатский Основные способы толкования значения слов // Русский язык в школе. 1970. №3 iconРубрика: «Наука и дружба» (О школе по-другому) 06. 10. 2012 «Время...
В крайнем случае, она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры
Д. И. Арбатский Основные способы толкования значения слов // Русский язык в школе. 1970. №3 iconУрок: русский язык (2 класс). Тема урока: «Предлог. Правописание...
Повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов и их различия при написании слов; формировать навык грамотного...
Д. И. Арбатский Основные способы толкования значения слов // Русский язык в школе. 1970. №3 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Он называется «Технология». Ес­ли это слово перевести на русский язык, то оно будет звучать так: техно мастерство, логия наука. Попробуйте...
Д. И. Арбатский Основные способы толкования значения слов // Русский язык в школе. 1970. №3 iconАннотации к рабочим программам учебных дисциплин в средней и старшей школе
Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины...
Д. И. Арбатский Основные способы толкования значения слов // Русский язык в школе. 1970. №3 iconОсновные способы задания двоичных функций
Определение 1 Двоичной функцией от n (n  1) переменных называется функция f(x1, xn), аргументы и значения которой выбираются из...
Д. И. Арбатский Основные способы толкования значения слов // Русский язык в школе. 1970. №3 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык – язык межнационального значения. Международное значение русского языка. О заслугах
Д. И. Арбатский Основные способы толкования значения слов // Русский язык в школе. 1970. №3 iconЗакон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред от 02. 02. 2011) «Об образовании»
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 кл; 10-11кл. / сост. Е. И. Харитонова. М.: Дрофа, 2010 к учебному...
Д. И. Арбатский Основные способы толкования значения слов // Русский язык в школе. 1970. №3 iconПояснительная записка Предмет «Русский язык»
«Русский язык» в средней школе – это предмет, максимально приближенный к потребностям выпускника. Он отражает жизненные ориентиры...
Д. И. Арбатский Основные способы толкования значения слов // Русский язык в школе. 1970. №3 iconРабочая программа по русскому языку для 5 7 классов составлена на...
Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины...
Д. И. Арбатский Основные способы толкования значения слов // Русский язык в школе. 1970. №3 iconРабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса
Данная рабочая учебная программа по учебному предмету Русский язык в начальной школе составлена на основе следующих документов
Д. И. Арбатский Основные способы толкования значения слов // Русский язык в школе. 1970. №3 iconУчебник «Русский язык» 2 класс (Авторы: Иванов С. В., Евдокимова...
Русский язык 2 класс(наглядное пособие для интерактивных досок с текстовым заанием)
Д. И. Арбатский Основные способы толкования значения слов // Русский язык в школе. 1970. №3 iconКонспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык»
Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск