Скачать 81.29 Kb.
|
Содержательная линия «Познание». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012
Проблемы с освоением материала по рассматриваемой теме выявило и задание с развернутым ответом С5. Объяснить, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина», и составить да предложения, содержащих обществоведческую информацию об этом понятии, смогли 32% отвечавших. Еще 37% смогли составить только одно предложение. Предлагаю выполнить ряд заданий на анализ двух суждений по темам «Виды знаний» и «Понятие истины, ее критерии». 1. Верны ли следующие суждения об истине? А. Истина – это соответствие знаний интересам человека. Б. Истина – это соответствие мысли действительности. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 2. Верны ли следующие суждения об истине? Истина – это А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений. Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны. Комментарий. Для того, чтобы выполнить эти два задания, нужно вспомнить, что такое истина. Существуют различные трактовки понятия «истина». Истина – это: – соответствие знаний действительности; – то, что подтверждено опытом; – некое соглашение, конвенция; – свойство самосогласованности знаний; – полезность полученного знания для практики. Классическое определение звучит так: истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Формами познания являются не только понятия, суждения, но и представления, восприятия, ощущения, умозаключения. 3. Верны ли следующие суждения об истине? А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен. Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 4. Верны ли суждения? А. Любая истина объективна и относительна. Б. Абсолютная истина практически недостижима. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны. 5. Верны ли следующие суждения? Относительной истиной называется знание А. С которым не все согласны. Б. Неполное, верное лишь в определенных условиях. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны. Комментарий. Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина – это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения. Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами. 6. Верны ли следующие суждения об истинном и ложном в познании? А. Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности. Б. Ложное знание, принимаемое за истинное, – это заблуждение. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. Комментарий. Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь – сознательное искажение образа объекта. 7. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире. Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны. 8. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания? А. Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания. Б. Критерием истинности знания является практическая направленность знания. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 9. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика – это относительный критерий истины, потому что А. Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные. Б. Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. Комментарий. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Возможны критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам науки; соответствие фундаментальным законам; простота, экономичность формулы; парадоксальность идеи; практика. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Формы практики: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент. В философии выдвигается идея: ведущий критерий истины – практика. 10. Верны ли следующие суждения о познании? А. Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни. Б. Объектом познания может быть человек. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 11. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания? А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира. Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 12. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания? А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке. Б. Художественные образы – это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 13. Верны ли следующие суждения? А. Наука и религия являются формами познания мира Б. Религия и наука формируют два разных типа мировоззрения человечества. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны. 14. Верны ли следующие суждения? А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов. Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны. 15. Верны ли следующие суждения о познании? А. В структуру познания входят цель, средства, результат. Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 16. Верны ли следующие суждения? А. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета. Б. Умозаключение – это логическая связь суждений. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны. 17. Верны ли следующие суждения о формах познания? А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов. Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. Комментарий. Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»: Виды знаний: 1) житейское – строится на здравом смысле; 2) практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира; 3) художественное – строится на образе; 4) научное – строится на понятиях; 5) рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении; 6) иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки; 7) личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности. Формы знаний: 1) научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание; 2) ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами; 3) донаучное – прототип, предпосылки научного знания; 4) паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием; 5) лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки: 6) антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Согласно большинству мыслителей, для того, чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям:
Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Рациональное познание – познание посредством мышления. Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства. Формы чувственного познания: 1) ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса; 2) восприятие – чувственный образ целостной картины предмета; 3) представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти. Формы рационального познания: 1) понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса; 2) суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе; 3) умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: индуктивное (от частного к общему); дедуктивное (от общего к частному); по аналогии. Виды интуиции: мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная – связана с умственной деятельностью. Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон. Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. Ответы:
|
Отчет по результатам егэ-2009 (скачать) Русский язык. Егэ 2012. Демонстрационный вариант Демо; Спецификация; Кодификатор; Изменения ким егэ 2012 | Уважаемые участники егэ, родители, учителя! Егэ (например, вам предлагают купить «задания егэ» и даже «готовые ответы» егэ). Рособрнадзор предостерегает вас от обращений к услугам... | ||
Информация для участников егэ 2013 года о сроках, местах и порядке... Егэ (например, вам предлагают купить «задания егэ» и даже «готовые ответы» егэ). Рособрнадзор предостерегает вас от обращений к услугам... | Перечень учебных пособий, разработанных с участием фипи пособия, разработанные в 2012-2013 гг Русский язык. Егэ 2012. Демонстрационный вариант Демо; Спецификация; Кодификатор; Изменения ким егэ 2012 | ||
Перечень учебных пособий, разработанных с участием фипи пособия, разработанные в 2012-2013 гг Русский язык. Егэ 2012. Демонстрационный вариант Демо; Спецификация; Кодификатор; Изменения ким егэ 2012 | Пройди тестирование. Перечень учебных пособий, разработанных с участием фипи Русский язык. Егэ 2012. Демонстрационный вариант Демо; Спецификация; Кодификатор; Изменения ким егэ 2012 | ||
Тесты для подготовки к егэ по теме: «познание» Тема: «Познание» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» Создание курса по трудным вопросам орфографии диктуется острой необходимостью в связи со сдачей экзамена по русскому языку в виде... | ||
Виктор Болотов ответил на вопросы школьников о егэ ... | Апелляцией признается аргументированное письменное заявление Егэ (например, вам предлагают купить «задания егэ» и даже «готовые ответы» егэ). Рособрнадзор предостерегает вас от обращений к услугам... | ||
Егэ по русскому языку Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и... | Словарик участника егэ апелляция Белгородской области «Об участии в апробации системы подготовки экспертов егэ» от 15 января 2013 года №57 и в целях организации и... | ||
В фокусе научного исследования Егэ. Выходом из проблемной ситуации может стать независимая экспертиза реальных результатов егэ, пересмотр целей, задач, содержания,... | Тесты по курсу «Обществознание» 10-11 классы Подготовка к егэ Введен Единый государственный экзамен, также предполагающий использование тестовых заданий. Предлагаемое издание имеет своей задачей... | ||
Готовимся сдавать егэ по русскому языку в 11 классе Автор: учитель... Знакомят учащихся с процедурой проведения егэ и процедурой проведения егэ по технологии сга | Учебные пособия для бесплатного скачивания, книги в помощь в подготовке... Официальный сайт егэ, на котором разъясняется все, что с ним связано, достоверно, точно и актуально |