Учение М. Орлова и современная теория и практика лесного хозяйства





Скачать 452.66 Kb.
НазваниеУчение М. Орлова и современная теория и практика лесного хозяйства
страница1/4
Дата публикации07.07.2013
Размер452.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Финансы > Документы
  1   2   3   4
Учение М.Орлова и современная теория и практика лесного хозяйства
Переизданы главные труды проф. М.М. Орлова. Орлов – уроженец средней малолесной России. Высшее лесное образование получил в Санкт-Петербурге, аспирантом прошел двухлетнюю стажировку в Европе. Больше половины его жизни пришлось на дооктябрьский период. После революции честно служил советской власти, был удостоен почетных званий - Героя труда, заслуженного деятеля науки и техники, занимал высокие посты. В 1928-29 годах вышли в свет его книги по лесоустройству и лесоуправлению. Вскоре, еще при жизни, был подвергнут жесткой критике со стороны «марксистов». Весь советский период его имя было предано официальному забвению. Но печатные труды его сохранялись и «работали»: без ссылок на автора цитировались в ученых диссертациях, использовались при разработке нормативных материалов. Орлов, вне всякого сомнения, внес значительный вклад в отечественную науку о лесе. Его наследие представляет собой культурную ценность страны и как таковое должно сберегаться. Но все ли в наследии Орлова актуально сегодня?
Особенности лесного хозяйства. Проблемы

Существенной особенностью лесного хозяйства является несопоставимая со всеми иными секторами экономики длительность производственного цикла. Чтобы воспроизвести лес после сплошной рубки требуется не менее 100 лет. В земледелии производственный цикл равен году (это в России, в Европе так в 2-3 раза короче!), в животноводстве 3-5 лет, на заготовке древесины – несколько дней, в обрабатывающей промышленности – от нескольких часов до 1- 2 лет, в строительстве – до 5 лет. Чем короче производственный цикл, тем производительней затрачиваемый труд. Но лесное хозяйство использует в своем производстве даровые силы природы, затрачивая на единицу «полезности» относительно небольшое количество труда или вовсе обходится без затрат труда.

Денежная оценка доходов, соизмерение разновременных расходов и доходов является центральной проблемой экономики воспроизводства лесов. Что следует понимать под доходностью лесного хозяйства, которая справедливо выдвигается как его главная цель? Совершенно очевидно, что нельзя ограничиваться доходом, который можно извлечь сегодня, большое, если не главное, значение имеют доходы будущие. Какой временной горизонт будет достаточен, чтобы судить о доходности лесного хозяйства, как сопоставить доходы разных лет? Что надо относить к затратам и как их исчислять? Как оценить эффективность затрат, если они дадут доход через десятки лет? Все эти вопросы возникают, когда требуется определить оптимальный возраст рубки насаждений и размер пользования, сравнить по экономической эффективности разные формы хозяйства и системы воспроизводства лесов, определить ценность разных лесных участков как имущества при отчуждении, налогообложении или компенсации ущерба и т.д.
Финансовое учение о лесе

Впервые на эти вопросы попыталась дать ответ немецкая лесная наука еще в середине XIX века. Разработанная ей система вошла в историю под названием финансового учения о лесе или лесной статики. Она исходила из баланса расходов и доходов в лесном хозяйстве и строилась на предположении, что рост денег равнозначен росту национальной экономики, что деньги первичны – обладают божественной силой творца. Нет ничего удивительного в том, что в эпоху зарождающегося капитализма, подобные утверждения были приняты за аксиому. К.Маркс еще только писал свой «Капитал»!

Финансовое учение о лесе и учение о правильном лесном хозяйстве – неразрывное целое. Второе является объектом первого. В качестве первичной хозяйственной единицы в финансовом учении принимается отдельно взятое насаждение, что на практике отвечает мелкому частному лесовладению.
Финансовое учение по Орлову

Орлов в полной мере принимал за истину финансовую теорию немецкой школы и пропагандировал ее в России. Мы будем судить об этой теории по Орлову, как она изложена в первом томе его трудов по лесоустройству, названного им элементами лесного хозяйства1. Элементами лесного хозяйства являются: факторы производства (природа, труд и капитал), форма хозяйства, спелость леса и оборот его рубки, модель нормального леса, метод учета и оценки хозяйства. Учение об элементах лесного хозяйства входит составной частью в общую дисциплину – лесную экономию, понимаемую как учение об «экономических особенностях лесоводства и организации лесного хозяйства». Методологической же основой этого учения является финансовый учет ценностей.
Неопределенность понятий. Схоластика

Как всякая теория финансовое учение выстраивается на собственном понятийном аппарате. Вводится превеликое множество терминов: продажная цена на корне, продажная ценность, производственная ценность, доход, чистый доход, ожидаемый доход, ожидаемая ценность, конечная ценность, начальная ценность, капитальная ценность, почвенный капитал, древесный капитал, административный капитал, культурный капитал, доходность, рентирование, рентабельность лесного хозяйства, почвенная рента, лесная рента, финансовая спелость, доходная спелость, хозяйственная спелость и др. Четкого определения этих терминов не дается, часто одно и то же называется по-разному, границы понятий размыты. При выводе математических формул, которые составляют основу излагаемой теории, допущена масса технических погрешностей, одни и те же формулы повторяются многократно, иногда в измененных обозначениях. Эти недостатки были присущи еще первому прижизненному изданию книги. К сожалению, при переиздании они не только не устранены, но и преумножены.

Порой научность изложения поднимается на такую высоту, что обращается в свою противоположность – схоластику. Вот пример: «Так как почва есть основной капитал, то ценность ее определяется по результатам хозяйства, как производственная ценность; ценность же насаждений, образующих древесный капитал, может быть определена только на основании известной уже наивысшей производственной ценности лесной почвы, которою обуславливаются издержки производства, в виде почвенной ренты за площадь, занятую насаждением». Если перевести этот текст на нормальный язык, то научные одежды, прикрывающие суть, спадут; суть оголится и станет очевидным – внутри пустота, абсурд. Это мы постараемся показать ниже.

Все это вместе чрезвычайно затрудняет понимание предмета.
Техника учета ценностей

В основе финансового учения лежат четыре операции:

  • пролонгирования

  • дисконтирования

  • капитализации

  • декапитализации

Поясним. Если, например, у Вас сегодня имеется сумма денег, равная Ао, то по прошествии u лет на вашем банковском счете окажется:
Аu = Ао(1 + 0.01р)u,
где р – банковский процент, или норма роста. Эта операция носит название пролонгирования, или приведения сегодняшнего дохода к доходу в году u. Допустим, что u возраст спелости насаждения, а Аu – доход от финальной рубки. Тогда Ваш теперешний доход (в год лесовосстановления) составит:

Ао = Аu .
Эта вычислительная операция называется дисконтированием, или приведением будущих доходов к теперешнему (начальному) моменту. Не спешите проверять карманы, они, конечно же, пусты. Сохраняйте чувство юмора. Ведь если Вы в ясном уме, то должны осознавать, что сегодня Вы только потратили свои деньги на лесовозобновление и о доходах еще думать рано. Что же означает величина Ао? Вникайте: если Вы сегодня не положите такую сумму денег в банк, то за u лет понесете ущерб, равный Аu - Ао. Теперь понятно? Деньги лучше иметь сегодня, чем завтра. Следовательно, выгоднее всего – срубить и продать лес прямо сейчас? Теория этого не утверждает, но практика в данном случае противоречит теории. История дает тому немало примеров. Русские помещики, после отмены крепостного права, когда нужда достала, начали массово продавать свои леса. Меновая цена на «лесной капитал» сильно упала. Лесопромышленники быстро смекнули: покупать лес за бесценок и сразу весь под топор – сказочное и почти мгновенное обогащение. Никто даже не подумал действовать по немецкой теории и вести правильное лесное хозяйство. Но может быть потому, что русские – варвары, отсталый народ? В Англии, только раньше, произошло то же самое: все леса ради скорого дохода были истреблены под пастбища и пашни, так как занимали плодородные почвы, а других в этой стране просто нет.

Капитализм есть самая расточительная и несправедливая хозяйственная система и процветает только за счет эксплуатации лучших на земле ландшафтов и грабежа других народов, используя для этого свое превосходство в оружии, либо в «финансовых инструментах». Советская интеллигенция эпохи застоя во всех ее разновидностях, от деятелей культуры до чиновников в сфере государственного управления, в большинстве своем не понимала этого, точно также как и не осознавала подлинных преимуществ планово-централизованной системы хозяйства. Прелести западного общества потребления ослепили. Социализм рухнул – возможно, навсегда. Социализм как всякая система нуждался в совершенствовании. Но деятелей, способных на это в борьбе с внешним давлением, не оказалось, время было упущено. К чему мы пришли? Меньшинство, подобно русским лесопромышленникам конца ХIХ века, невиданно обогатилось. Капиталы вывозятся за рубеж, заводы стоят, пашни зарастают мелколесьем, после резкого спада экономика почти не растет. Изобилие дешевых импортных товаров потребления, ввозимых в страну за счет части сверхдоходов от экспорта сырья, все меньше радует. Постепенно осознается, что обратной стороной этого изобилия является социальное расслоение, массовая нищета, безработица, детская беспризорность, потеря страной суверенитета.

Идеологической базой социализма являлась уверенность в том, что общественная собственность на средства производства и централизованное планирование – основа высокопроизводительного труда, рациональной организации народного хозяйства. Теория свободного рынка утверждает обратное: распавшееся на части целое за счет саморегулирования способно «автоматически» достигать наивысшей организации общественного производства, мотивация частника выше государственного служащего, экономика более восприимчива к инновациям – из тупой превращается в «умную». Социализм в России вначале прошлого века многим представлялся утопией, но он доказал свою жизнеспособность, продемонстрировав высочайшие темпы роста промышленности и сельского хозяйства, невиданный подъем культуры, науки, образования, высокую социальную мобильность населения. И это на огромной территории с самыми суровыми природно-климатическими условиями! В постоянной вооруженной и «мирной» борьбе с объединенной Европой! Твердят: государство – неэффективный собственник. Откуда взяли? Бесспорно, государство будет неэффективным не только собственником, но и управляющим, когда бюрократия формируется из случайных некомпетентных особей, ставящих свои личные интересы выше общественных – лишь бы показывали свою лояльность демократической власти. Неуемная жажда наживы, корысть провозглашаются главной движущей силой прогресса. Бескорыстное служение отечеству, высокое стремление к культуре, свету, к социальному равенству – это-де ничто, противно природе человека. Кивают на цивилизованный Запад – вот бы и нам так! Капитализму в России, построенному на либеральных идеях западной цивилизации потребления, еще предстоит доказать свою эффективность и адекватность российским условиям. Двадцать лет хаоса – слабая надежда на светлое завтра.

Но вернемся к теме. Согласно теории правильного лесного хозяйства в каждом насаждении по мере роста следует проводить рубки ухода. Эти рубки также должны давать доход. Пусть очередная рубка ухода будет проведена в году m и даст доход Дm. К возрасту спелости насаждения, то есть по истечение u – m лет, этот доход возрастет до
Дm/u = Дm (1 + 0.01р)u-m
Следуя этой логике, можно рассчитать производительную ценность каждого насаждения в зависимости от возраста. В книге М.М. Орлова находим следующую таблицу:

Таблица 1

Возраст

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

110

120

130

140

А

17

76

272

506

708

864

1000

1108

1263

1452

1599

1661

1784

1848

Д

-

-

20

87

117

131

141

145

147

152

170

174

173

157

S

17

76

293

593

825

995

1141

1253

1410

1604

1769

1855

1957

2005



-

-

20

107

224

355

496

641

788

`940

1110

1284

1457

1613



-

-

-

7

46

138

308

586

1006

1625

2506

3760

5483

7868

АSД%Д

17

76

292

620

978

1357

1804

2335

3057

4017

5215

6705

8724

11329
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учение М. Орлова и современная теория и практика лесного хозяйства iconСеминар Теория политических партий и современная российская политическая практика

Учение М. Орлова и современная теория и практика лесного хозяйства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык. Теория. Практика. 5 кл. А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др
Учение М. Орлова и современная теория и практика лесного хозяйства iconПостановление От 16 мая 2012 г. N 154 о долгосрочной целевой программе...
В целях дальнейшего развития лесного хозяйства Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет
Учение М. Орлова и современная теория и практика лесного хозяйства iconО результатах и основных направлениях деятельности департамента лесного...
Цели, задачи деятельности и государственные функции департамента лесного хозяйства Кировской области
Учение М. Орлова и современная теория и практика лесного хозяйства iconОрганизационный план проведения сеанса вкс учение с увлечением: игровая...
Теория и практика управления современной школой в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт
Учение М. Орлова и современная теория и практика лесного хозяйства iconПрограмма дисциплины «Современная социальная теория»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»...
Учение М. Орлова и современная теория и практика лесного хозяйства iconИтоги работы со школьными лесничествами Департамента лесного хозяйства...
Работу со школьными лесничествами и экологическими объединениями во втором квартале текущего года Департамент лесного хозяйства Свердловской...
Учение М. Орлова и современная теория и практика лесного хозяйства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник: «Русская речь» 6 класс, авт. Никитина, умк «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь», авт. В. В. Бабайцева,...
Учение М. Орлова и современная теория и практика лесного хозяйства iconЗакон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред от 02. 02. 2011) «Об образовании»
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 кл; 10-11кл. / сост. Е. И. Харитонова. М.: Дрофа, 2010 к учебному...
Учение М. Орлова и современная теория и практика лесного хозяйства iconКафедра немецкого языка теория и практика перевода учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Теория и практика перевода» с другими дисциплинами специальности 050303. 65-Иностранный...
Учение М. Орлова и современная теория и практика лесного хозяйства iconТеория и практика социальной работы
Теория и практика социальной работы Федулова А. В. Учебно-методический комплекс. М.: Мгу, 2009
Учение М. Орлова и современная теория и практика лесного хозяйства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В последние годы стационар совместно используется Институтом лесоведения ран и нпц лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства...
Учение М. Орлова и современная теория и практика лесного хозяйства iconРабочая программа дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций»
Программа и методические указания по выполнению контрольных заданий учебной дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций» для...
Учение М. Орлова и современная теория и практика лесного хозяйства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
База: циклы математических дисциплин (алгебра и теория чисел, геометрия, математический анализ); курсы теория и методика обучения...
Учение М. Орлова и современная теория и практика лесного хозяйства iconРабочая программа дисциплины «Теория и практика предупреждения преступности»
Целями освоения дисциплины «Теория и практика предупреждения преступности» являются
Учение М. Орлова и современная теория и практика лесного хозяйства iconПрограмма дисциплины «Теория и практика онлайн исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск