Скачать 99.27 Kb.
|
РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В УСЛОВИЯХ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА THE DEVELOPMENT OF FINANCIAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN TERMS OF EFFECTS OF WORLD FINANCIAL CRISIS Гербутова М.В. Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ) Финансовый факультет Научный руководитель: Вовченко Н.Г. д.э.н., профессор Аннотация. Научная работа на тему: «Развитие финансовой политики РФ в условиях ликвидации последствий мирового финансового кризиса» посвящена исследованию наиболее перспективных направлений финансовой политики в России в посткризисный период под влиянием глобализационных процессов. Изучены институциональные характеристики финансовой политики РФ, проанализированы текущие направления бюджетной политики в период ликвидации последствий мирового финансового кризиса, а также рассмотрены перспективы перехода к стабилизационной финансовой политике под влиянием глобализационных процессов. На основе проведенного исследования выдвинуты собственные предложения по совершенствованию бюджетной политики и сохранению финансовой стабильности с помощью инновационных инструментов финансовой политики. Commentation. Scientific project on the topic «The development of financial policy of the Russian Federation in terms of effects of world financial crisis» is dedicated to the comprehensive view of the topic of the most promising areas of financial policy in Russia in the post-crisis period, under the influence of globalization. Examined the institutional characteristics of the financial policy of the Russian Federation, analyzed the current budget policy during the settlement terms of effects of the global financial crisis, and the prospects for transition to a stabilizing fiscal policy under the influence of globalization. Based on the research put forward their own proposals for improving fiscal policy and maintaining financial stability through the innovative tools of financial policy. Ключевые слова: финансовая политика, мировой финансовый кризис, поскризисное развитие, основные направления бюджетной политики, активизация процессов глобализации, мировые финансовые риски, финансовая стабильность, стабилизационная финансовая политика. Key words: financial policy, global financial crisis, post-crisis development, fiscal policy guidelines, the intensification of globalization, global financial risks, financial stability, financial stabilization policy. В условиях финансовой глобализации национальная финансовая политика может и должна способствовать эффективному контролю за возникающими рисками и сведению к минимуму издержек глобализационных процессов. Изменение цели развития экономики, особенно в кризисные периоды, обуславливает необходимость изменения финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности, пересматриваются источники формирования ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает соответствующую финансовую политику. Разрабатываются определенные механизмы в области использования финансов с целью определения эффективных современных мероприятий для создания финансовой основы реализации принятой экономической политики. Актуальность выбранной темы является несомненной, так как финансовая политика России является составной частью ее экономической политики и должна быть направлена на обеспечение экономического роста и социального развития, безопасности национальной финансовой системы России и ее институтов, а также главным ориентиром в преодолении финансовых кризисов и их последствий. Финансовая политика России представляет собой совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях или основанную на законодательстве целенаправленную деятельность государства в области мобилизации финансовых ресурсов, их распределения с целью выполнения государством своих функций. Целью данной работы является исследование наиболее перспективных направлений финансовой политики в России в посткризисный период под влиянием глобализационных процессов. Под финансовой политикой понимают совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства. Финансовая политика государства включает в себя фискальную (бюджетно-налоговую), а также институциональные преобразования, инвестиционную политику, социальную политику. И в настоящее время современная финансовая политика нацелена на формирование финансовой основы для «перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, создания необходимых предпосылок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности». В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая играет определяющую роль в формировании финансовой базы развития государства и обеспечении достойных условий жизни для его граждан. Главной стратегической задачей бюджетной политики РФ на современном этапе является обеспечение условий для поддержания макроэкономической стабильности и долгосрочной сбалансированности бюджетной системы РФ при безусловном финансовом обеспечении проводимых в условиях перехода к новому типу экономического развития структурных реформ. В целом, финансовая политика РФ должна быть нацелена на построение такого финансового механизма, который позволяет с наибольшей эффективностью обеспечивать достижение стратегических и тактических целей, заявленных в долгосрочной программе социально-экономического развития страны на перспективу. В условиях финансового кризиса основная задача финансовой политики состоит в максимальном сокращении сроков перехода от спада к оживлению активности путем задействования всех ее составляющих. На современном этапе Российская экономика вошла в посткризисный период своего развития, хотя до 2014 г. продолжается действие кризисных явлений. Не достигают докризисного уровня темпы экономического роста, сохраняются дефицит бюджета и сильная нефтегазовая зависимость, медленно повышается инновационная активности. В условиях продолжающегося зарубежного кризиса и угрозы наступления его второй волны необходимо не только удержать достигнутые успехи и максимально оградить страну от проникновения кризисных явлений, но и выйти на новый более инновационный уровень экономического развития. Бюджетная политика на посткризисный период 2013—2015 годов направлена на снижение уровня нефтегазового дефицита федерального бюджета. Кроме того, в документе отмечается необходимость предусмотреть в пределах утвержденных параметров бюджета механизмы возможного перераспределения ресурсов для реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, отраслей социальной сферы, рынка труда в случае ухудшения кризисной ситуации в мировой экономике. Новация трехлетнего бюджета - его расчет по новым бюджетным правилам, которые позволят свести к минимуму зависимость Госказны от колебания цен на мировом рынке энергоресурсов и повысить точность долгосрочного прогнозирования доходов и расходов. Бюджетные правила - это порядок управления нефтегазовыми доходами. У страны есть доходы от иных отраслей экономики, и есть доходы от нефтегазового сектора экономики, которые очень волатильны. В основном они складываются из экспортных пошлин и налогов на прибыль. Самые волатильные компоненты. Если проследить тенденции, они сильно зависят от цен на нефть, которые тоже местами волатильны. Эта волатильность создает угрозу для стабильности исполнения расходной части бюджета. Поэтому введение бюджетных правил с 1 января 2013 года позволит в 2013-2015 годах снизить зависимость федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры, повысить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, сократить дефицит федерального бюджета, начать сокращение ненефтегазового дефицита и увеличить Резервный фонд. Для современной стадии развития мировой экономики характерна активизация процессов глобализации, в том числе ее финансовой составляющей (см. табл.1). Таблица 1. Усиление глобализации1 Что касается России, то вполне очевидно подчинение ее национальной бюджетной политики требованиям МВФ к ВБ, а экономики в целом - бюджетной политике. Инновационный этап функционирования финансовой системы и проведения финансовой политики потребует существенного изменения финансовых пропорций и перераспределения финансовых потоков. Разработанная Правительством Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года и соответствующие прогнозы предполагают смену приоритетов и формирование реальных механизмов инновационного экономического роста. Необходимо формирование и реализация политики перехода от спекулятивной модели финансовой системы, зависимой от внешних инвестиций, к устойчивой модели, основанной на балансе внутреннего и внешнего денежного спроса, в центре которой - длинные инвестиции, модернизация экономики, финансирование инноваций. Это предопределяет и смену парадигмы финансовой политики, ее переориентации на укрепление внутреннего денежного спроса, снижение зависимости от внешних источников капитала, предупреждение эксцессивного расширения участия государства в собственности, снижение налоговой нагрузки на экономику, противодействие системным рискам и обеспечение стабильности всей финансовой системы. В настоящее время сложилась следующая модель российских государственных финансов: с одной стороны, сохраняется политика изъятия нефтегазовых доходов из экономики и их направление в фонды - «стабилизаторы», а покрытие возникающего дефицита бюджета осуществляется за счет роста внутренних и частично внешних заимствований, что повышает долговую нагрузку на бюджет и увеличивает расходы на обслуживание долга; с другой стороны, избыточная фискальная нагрузка (доходы бюджета составляют около 50% ВВП) приводит к формированию значительных объемов свободных денежных средств у органов государственной власти, которые не в полной мере используются на цели модернизации экономики и расширение внутреннего спроса. Рассматривая Россию можно сказать, что необходимость перехода к инновационному экономическому росту обусловила новые требования к развитию финансовой системы России и реализуемой финансовой политике в денежной, валютной, кредитной сферах, в государственных финансах, налогах, инвестициях, при регулировании курса рубля, процента, структуры собственности, уровня монополизации экономики. Рисунок 1. Формула посткризисной финансовой политики2 В посткризисный период также появляется новейшее явление в сфере государственных финансов, предполагающее использование финансовых отношений для повышения устойчивости национальных финансов и национальной экономики в целом - это стабилизационная финансовая политика государства. В качестве цели стабилизационной финансовой политики принято полагать сглаживание колебаний, обусловленных колебаниями конъектуры и прочими факторами. Стабилизационная финансовая политика-это политика, осуществляемая с использованием инструментария налогово-бюджетной политики. Теория и практика проведения стабилизационной финансовой политики показывает, что использование бюджетных средств в рамках такой политики способно обеспечить государству доходность, значительно превышающую средние значения. В настоящее время существует необходимость расширения поля действия стабилизационной финансовой политики, которая должна быть не только направлена на повышение устойчивости социально-экономического развития страны вследствие демпфирования внешних и внутренних экономических шоков, но и воздействовать на распределительные и перераспределительные процессы в обществе. Автором доказывается, что трансформация финансовой системы под влиянием глобализации должна быть направлена на укрепление финансовой стабильности и способности государства осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами, обеспечивающими длительное экономическое развитие и на усиление устойчивости финансовой системы к внешним кризисным явлениям. Литература
1 По данным сайта www.mirkin.ru 2 По данным сайта http://www.mirkin.ru/ |
Рефератов по дисциплине «международные валютно-кредитные отношения» Последствия мирового финансового кризиса 1998 г для российского финансового рынка | В результате негативных последствий мирового финансового кризиса,... Кроме того, было обеспечено положительное сальдо текущего платежного баланса на уровне 0,3 млрд долларов, по сравнению с дефицитом... | ||
В результате негативных последствий мирового финансового кризиса,... Кроме того, было обеспечено положительное сальдо текущего платежного баланса на уровне 0,3 млрд долларов, по сравнению с дефицитом... | Филиал в г. Ташкенте Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в условиях мирового финансово-экономического кризиса | ||
Джордж Сорос Первая волна мирового финансового кризиса Европейский Суд по правам человека (Первая секция), заседая Палатой, в состав которой вошли | Главное управление мчс россии по республике башкортостан Правительства рб по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и размещение заказа путем... | ||
Категории "деньги", "финансы" и предмет финансового права Category... Целью изучения дисциплины является формирование у студентов комплексного представления о функционировании финансовой системы России... | «Международные валютно кредитные и финансовые отношения» Денежно-кредитная политика центральных банков в условиях глобального финансового кризиса | ||
Сценарий саморазрушения финансовой системы Среднесрочные сценарии государственной и корпоративной политики в условиях саморазрушения финансовой системы страны и возврата к... | Реферат На тему: Консолидация страхового и банковского бизнеса как... Взаимодействие банков и страховщиков как инструмент минимизации отрицательных последствий глобализации 11 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Монетарная политика центральных банков в условиях глобального финансового кризиса | Фгбниу «Государственный институт искусствознания» Институт экономики ран Механизмы поддержки музейной деятельности в условиях мирового экономического кризиса (на примере музеев Европы и сша) | ||
Доклад «О состоянии защиты населения и территорий Орловской области... Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,... | Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным... Статс-секретарь-заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий... | ||
Составлена на основании Целью изучения дисциплины является формирование у студентов комплексного представления о функционировании финансовой системы России... | 1. Болевые точки российского кризиса России, возможные сценарии государственной экономической политики, а также формулируются предложения по антикризисным мерам и «повестке... |