Скачать 259.67 Kb.
|
Международная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная ассоциация развития науки, образования и культуры России (Италия) НОУ ВПО «Институт управления» (г. Архангельск) ---------------------------------------------------- ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ Учебно-методические материалы для студентов дисциплины «Конфликтология» для студентов направлений: 080200.62 Менеджмент, 080100.62 Экономика, 230700.62 Прикладная информатика 030900.62 Юриспруденция профили подготовки: «Финансовый менеджмент, «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» «Прикладная информатика в экономике» «Гражданское право», «Уголовное право» Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Ярославль филиал «Института управления» 2012 СОДЕРЖАНИЕ:
1. Самостоятельная работа студентов Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу по профилю подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Менеджмент» отводится 80,55 % учебного времени, по профилю подготовки «Прикладная информатика», «Юриспруденция» – 83,3%, «Менеджмент» на базе высшего и среднего специального образования – 83,3% учебного времени, «Юриспруденция» на базе высшего и среднего специального образования – 86,1% учебного времени, Самостоятельная работа представляет собой внеаудиторную учебную деятельность студента, предполагает изучение программного учебного материала и направлена на подготовку к лекционным и семинарским занятиям, выполнение рефератов, анализа литературы по установленной тематике, а также иных учебных заданий. Самостоятельная работа включает также подготовку студента к зачету, тестированию и др. Самостоятельная работа студентов способствует развитию ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: аннотирование научной литературы; сбор и анализ практического материала в периодике, средствах СМИ или Интернете; выполнение тематических творческих заданий, рефератов. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению самого студента. Применяемые формы организации самостоятельной работы. 1. Фронтальная самостоятельная работа – основными особенностями являются: общее для всех студентов задание; общий инструктаж преподавателя по выполнению задания; использование общих приемов организации и руководства дальнейшими действиями студентов. Фронтальная форма целесообразна, когда студенты приступают к изучению темы, когда важно вызвать интерес к новой теме, а также на начальном этапе формирования умений, когда студенты овладевают способами выполнения заданий по образцу. 2. Индивидуальная самостоятельная работа – основными особенностями являются: возрастание роли студента в определении содержания работы, выборе способа ее выполнения; появление возможности сотрудничества студента с преподавателем, особенно при выполнении трудоемких заданий. Индивидуальные задания вызывают личностное отношение к материалу, стимулируют активность. 3. Групповая самостоятельная работа – эта форма работы используется для совместной проработке материала учебника, документа и др.; подготовке к семинарским занятиям с использованием элементов игрового метода, когда студенты готовятся в составе групп (ролевых групп, оппонентных групп, обсуждение гипотетических сценариев развития ситуации и др.). Самостоятельная работа студентов направлена на решение задач, определенных преподавателем. В ходе самостоятельной работы студент решает следующие задачи: – самостоятельно применяет в процессе самообразования учебно-методические материалы, разработанные профессорско-преподавательским составом филиала (Института) в помощь студенту; – изучает учебную и научную литературу, углубляет и расширяет знания, полученные на аудиторных занятиях; – осуществляет поиск ответов на поставленные преподавателем вопросы и решает задачи; – самостоятельно изучает отдельные темы (разделы) дисциплины, определенные для самостоятельной работы студентов; – самостоятельно планирует процесс освоения материала в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса; – совершенствует умение анализировать и обобщать полученную информацию; – развивает навыки научно-исследовательской работы. Самостоятельная работа студента включает виды занятий и перечень вопросов для самостоятельного изучения. В качестве видов самостоятельной внеаудиторной работы студентов предусмотрены:
2. Методические рекомендации для студентов Учебная дисциплина «конфликтология» обеспечивает формирование у студентов системы теоретических знаний и практических умений, связанных не только с их профессиональной компетентностью в сфере распознавания субъективной и объективной природы конфликтов, предвидения их последствий, но и способность управлять ими, четко представляя задачи и функции такого управления. Для усвоения теоретической части курса необходимо изучить вопросы, рассматриваемые на лекциях и затем усвоить вопросы семинарских занятий. Прежде чем приступить к выполнению заданий, необходимо изучить материал лекций и сопоставить его с трактовками, предлагаемыми в источниках списка рекомендованной (основной и дополнительной) литературы. Следует учитывать тот факт, что время, отводимое на лекционный курс, не позволяет охватить весь учебный курс дисциплины «Конфликтология». Поэтому в процессе освоения дисциплины для лучшего усвоения материала необходимо регулярно обращаться к литературным источникам, предлагаемым в библиографическом списке и кроме этого пользоваться через компьютерную сеть филиала института и при самостоятельной подготовке в домашних условиях образовательными ресурсами, представленными в разделе 1.4., а также общедоступными Интернет-порталами, содержащими большое количество как научно-популярных, так и узкоспециализированных статей, посвященных различным аспектам учебной дисциплины. В ходе изучения курса будут проведены семинарские занятия, на которых студенты смогут сделать доклады и фиксированные выступления по проблематике психологии и обсудить наиболее актуальные проблемы по предложенным к обсуждению темам. После изучения материала по определенной теме студентам предлагается выполнить задания и подготовиться к семинарскому занятию. При возникновении затруднений в подготовке к семинарским занятиям рекомендуется после изучения лекционного материала и рекомендованной литературы обратиться по проблемным вопросам за консультацией к преподавателю и затем самостоятельно выполнить задания. 3. Методические рекомендации к семинарским занятиям Семинар является важной формой усвоения знаний. Семинарские занятия помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки научно-теоретического обобщения литературных источников, творческой работы над документами и первоисточниками. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на занятиях перед изучением темы. Для этого необходимо прокомментировать основные вопросы плана семинара. Такой подход преподавателя помогает студентам быстро находить нужный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам. Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемой книги, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы. Ввиду трудоемкости подготовки к семинару преподавателю следует предложить студентам алгоритм действий, рекомендовать еще раз внимательно прочитать записи лекций и уже готовый конспект по теме семинара, тщательно продумать свое устное выступление. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументированно. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д. Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания и, если нужно, выступать в роли рефери, направлять развитие дискуссии в нужном направлении. При этом обращать внимание на то, что еще не было сказано, или поддерживать и развивать интересную мысль, высказанную выступающим студентом. В заключение преподаватель как руководитель семинара подводит его итоги. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 4. Рекомендуемая литература а) основная литература Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К. Конфликтология: учебник. – М.: ИНФРА, 2011. – 301 с. б) дополнительная литература: 1. Конституция Российской Федерации 2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с. 3. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2002. – 320 с. 4. Мириманова М.С. Конфликтология: учебник. – 2-е изд, испр. – М.: Академия, 2004. – 320 с. в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/ 2. Киевский Центр политических исследований и конфликтологии (http://www.analitik.org.ua/). 3. Практическая конфликтология в Санкт-Петербурге и России. Медиация (http://www.conflictology.spb.ru/). 4. Психологические теории и концепции личности [Электронный ресурс] – 2007 – Режим доступа: http: ̸̸̸̸ ̸̸̸̸ vocabulary.ru̸ dictionary̸888. 5. Центр разрешения конфликтов (http://www.conflictanet.ru/); Сибирский Центр конфликтологии (http://edu.headhunter.com.kz/company/647;jsessionid= fl69332ao0sh). 5. Программные вопросы для подготовки к зачету
6. Примерные варианты тестов по дисциплинеВАРИАНТ 1. 1. Выделите наиболее важные функции конфликтов ?
2. Что включает примирение конфликтующих сторон ?
3. Какие отрицательные последствия конфликтов выполняет функция активизации социальных связей ?
4. Выделите фазы конфликтной ситуации:
5. Автором какой теории конфликтов был Т. Парсонсом ?
6. Процесс улаживания конфликтов включает ?
7. Какое определение конфликта Вы считаете правильным?
8. Какие стили поведения в конфликте предпочтительней ?
9. По социальным последствиям конфликты бывают
10. Когда выбирают конфронтацию как стиль поведения в конфликте ?
11. По масштабам деятельности конфликты бывают:
12. Какие функции выполняют переговоры ?
13. По источникам и причинам возникновения конфликты бывают:
14. Участники конфликта добровольно обращаются к третьей стороне:
15. По каким качествам можно определять качества личности, склонной к конфликту.
16. Какие существуют формы участия третьей стороны в урегулировании конфликта:
17. Внутриличностный конфликт принимает форму функционального дискокомфорта в том случае если:
18. В силу каких обстоятельств посредничество имеет позитивный эффект ?
4. Дает опыт на будущее. 19. Какие сбои в мотивации трудовой деятельности с неизбежностью ведут к конфликтам ?
20. В каких условиях роль арбитра оптимальна ?
4. Нет времени на детальное разбирательство. 21. Какие из выделенных причин конфликта носят частный характер?
22. Что включает структура конфликтной ситуации ?
23. Какие модели конфликтов существуют ?
24. Какие элементы включает в свою структуру конфликтная ситуация ?
25. Что может быть предметом конфликта ?
ВАРИАНТ 21. Каковы причины возникновения конфликтной ситуации ?
2. Какие положительные последствия конфликтов выполняет функция интеграции персонала ?
3. Какие стадии проходит развитие конфликта ?
4. Когда произошло становление теории конфликтов как относительно самостоятельной теории ?
2. Вторая половина XIX - первая половина XX в.) 3. Эпоха Просвещения (XVII - XVIII в.) 4. Первая половина XIX в. 5. Определите методы профилактики конфликтов в организации ?
6. . Кто был автором концепции позитивно-функционального конфликта ?
7. Какие правила коммуникации способствуют примирительным процедурам ?
8. Реальные и нереальные конфликты классифицируются
2. По формам и степени столкновения. 3. По предмету конфликта. 4. По источникам и причинам возникновения. 9. В каких случаях выбирают уклонение как стиль поведения ?
10. По сферам проявления конфликты бывают: 1. Производственно-экономические. 2. Идеологические. 3. Социально-психологические. 4. Семейно-бытовые. 11. Когда выбирают сотрудничество как стиль поведения в конфликте ?
12. По субъектам конфликтного взаимодействия конфликты бывают: 1.Внутриличностные. 2. Межличностные. 3. Межличностно-групповые. 4. Межгрупповые. 13. На решение каких вопросов социально-трудовых отношений направлено социальное партнерство ?
14. По способам и масштабам урегулирования конфликты бывают:
4. Приводящие к согласию и сотрудничеству. 15. Оперативное вмешательство третьей стороны в конфликт может быть необходимо в ситуациях, когда:
16. У какого из видов темперамента существует взаимосвязь с конфликтностью: 1.Сангвиник. 2. Флегматик. 3. Холерик. 4. Меланхолик. 17. Арбитр в урегулировании конфликта выполняет роль:
18. По каким признакам разделяются социальные группы?
19. Какие стороны арбитража являются уязвимыми ?
20. Какие из выделенных причин конфликта носят общий характер ?
21. Какие факторы положительно влияют на эффективность деятельности третьей стороны в конфликте:
22. Какой тип личности является конфликтным ?
23. Какие способы противодействия манипуляции являются эффективными ?
24. Какие методы урегулирования конфликтов являются наиболее действенными ?
25. Какими заповедями должен руководствоваться руководитель при выполнении роли посредника в конфликтных ситуациях.
|
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную... | Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям... Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов... | ||
Методические рекомендации для магистрантов 27 Методические рекомендации... Программа учебной дисциплины «Публичная служба: проблемы правового регулирования» | Методические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским... Методические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским занятиям по дисциплине / Составители Васильева И. Л.,... | ||
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации... Парето-эффективность, технология, общественное производство, экономические ресурсы, факторы производства, предпринимательство, разделение... | Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную... | ||
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную... | Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную... | ||
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям Методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов и самоконтроля | Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и... Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям | ||
Методические рекомендации к выполнению домашних письменных работ Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических... | Методические рекомендации к выполнению домашних письменных работ Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических... | ||
Г. И. Мартынова Методические рекомендации к изучению темы «история... Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:... | Методические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной... Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики | ||
Методические рекомендации по практическим занятиям для студентов... Направляющие системы электросвязи: методические рекомендации по практическим занятиям для студентов специальностей 210400. 62, 210406.... | Методические рекомендации для самоподготовки студентов к семинарским... Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности 0401... |