Скачать 365.02 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКЦИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово-экономический факультет УТВЕРЖДАЮ _______________________ "_____"__________________200__ г. Рабочая программа дисциплины (модуля) История финансов, денег и кредита Направление подготовки Экономика Профиль подготовки Финансы и кредит Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Сыктывкар 2010 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) являются ознакомление студентов с эволюцией возникновения основных экономических и финансовых понятий, изучение течений экономической мысли, исследование этапов становления финансовых институтов в современной России. Это будет способствовать развитию у студентов критического мышления, позволит понять движущие силы и закономерности экономической истории, события и процессы финансовой мысли. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «История финансов, денег и кредита» относится к циклу профессиональных дисциплин ООП бакалавриата. Дисциплина логически и содержательно связана с дисциплинами базовой части («Макро- и микроэкономика»), является основой и предшествует изучению дисциплин профессионального цикла ООП (в частности, «Финансы», «Деньги, кредит, банки», «Бухгалтерский учет и анализ», «Налоги и налогообложение» и другие). Для освоении дисциплины студент должен знать основные события мировой истории и истории России (предусмотренные школьной программой), быть готовым работать с литературой по истории финансов, налогов, денег, кредита, бухгалтерского учета, уметь логически мыслить и обосновывать собственный взгляд на события в истории, владеть информацией об экономических процессах, происходящих в стране и в мире. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3); способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: закономерности и этапы исторического процесса в сфере экономики и финансов, основные направления исторического развития экономической и финансовой мысли, этапы развития финансовых институтов, последовательность становления финансовых категорий; Уметь: обобщить и систематизировать изучаемый материал, творчески использовать теоретические знания, применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы развития истории финансов, налогов, денег, кредита, бухгалтерского учета, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности. Владеть: методологией исследования истории финансов, денег и кредита, навыками самостоятельной работы, самоорганизации и выполнения поручений. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
5. Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных форм проведения занятий (разбор конкретных исторических ситуаций, событий и процессов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся (подготовка докладов, сообщений, сбор материала для участия в дискуссиях). 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Семинар 1. Эволюция финансовой науки.
- камералисты и финансах (Л. Фон Секендорф, Ф.Юсти, И.Зонненфельс) - физиократы о финансах (Ф.Кенэ, А.Тюрго, О.Мирабо) - роль А.Смита и Д.Рикардо в развитии финансовой науки 3. Неоклассическая теория финансов (2 пол. 20 в.) 4. Эволюция финансовой науки в России (И.Пересветов, Ю.Крижанич, Г.Котошихин, И.Посошков, А.Поленов, С.Десницкий, Н.Тургенев, М.Орлов, Н.Мордвинов, И.Шиль, Д.Львов, И.Янжул, Л.Ходский, С.Витте, И.Озеров). Семинар 2. История возникновения и развития бюджета
В данной теме необходимо раскрыть историю возникновения термина «бюджет» и появления бюджета как экономической категории. При этом следует обратить внимание на основные признаки бюджета (плановость, гласность, реальность и т.д.), предъявляемые ему бюджетным правом, и на то, как они выполнялись по мере развития последнего. Раскрывая историю становления бюджета в России, необходимо отметить, что первый бюджет был составлен в 1645 г., а порядок составления государственной росписи или "сметы доходов и расходов" ведет свое начало с 1863 г., при этом важно объяснить причины этого и дать характеристику бюджетной системы России, существовавшую до XXI в. Семинар 3. История возникновения и развития налогов
- налогообложение в Древней Руси; - налогообложение в Киевской Руси; - налогообложение в Московском государстве; - налогообложение в царской России; - налогообложение в советской России; 4. Концепции налогообложения в России (Посошков И.Т., Татищев А.Н., Тургенев Н.И., Сперанский М.М., Мордвинов Н.С., Горлов И.Я.) При раскрытии данной темы следует подробно рассмотреть историю развития налогов в Древнем Риме, и далее охарактеризовать пять этапов, выделяемых учеными-экономистами в развитии налогообложения. Также необходимо раскрыть роль А.Смита в становлении и развитии системы налогообложения. Следует рассмотреть различные формы взимания налогов, существовавшие в истории развития человечества, охарактеризовать каждую из них. Необходимо изучить особенности системы налогообложения в нашей стране на разных этапах исторического развития, а также вклад отечественных ученых в развитие теории налогов. При подготовке к семинарскому занятию следует отыскать различные курьезные случаи из практики налогообложения (например, налог на бороды в России, должность "прибыльщиков" в царствовании Петра 1 и т.д.). Семинар 4. История возникновения и развития страхования
- морского страхования; - огневого страхования; - страхования жизни; - имущественного страхования; - других видов страхования. 3. История развития страхования в России: - страхование в царской России; - страхование в советской России; - современное состояние страхового дела в России. При раскрытии данной темы необходимо помнить, что страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало неотъемлемой частью общественного производства. Следует выяснить причины возникновения страхования и основные этапы развития страховых отношений. При характеристике каждого из этапов необходимо выделить временной период его существования, отличительные особенности, виды и правила страхования, уделяя внимание причинам появления и истории развития тех или иных видов страхования. Изучая историю развития страхования в России, следует проанализировать характер и принципы страхования в Древней Руси и определить, почему страховые отношения в нашей стране развивались сравнительно медленно вплоть до конца XVIII в. Необходимо охарактеризовать этапы развития страхования в России, выявить специфику развития данной категории в советский период. Для более глубоко усвоения данной темы используется наглядный материал, представленный в Приложении №1 к УМК, в т.ч.:
Семинар 5. История возникновения и развития бирж
При подготовке на первый вопрос семинарского занятия необходимо знать, что современные биржи - результат длительной эволюции различных форм оптовой торговли. Следует изучить первоначальные формы оптовой торговли - караванную и ярмарочную торговлю - выявить их характерные черты и отличия друг от друга. Важно уяснить причины появления бирж и преимущества данной формы организации торговой деятельности. При этом надо обратить внимание на тот факт, что в различных источниках даются разные сведения о времени возникновения первых бирж и даже нет единой версии происхождения термина "биржа". Далее необходимо рассмотреть виды бирж и определить роль государства в процессе становления и развития бирж в разных странах. Для этого следует рассмотреть историю развития крупнейших бирж мира. Затем необходимо выяснить причины и время возникновения фондовых бирж, их характерные черты и роль в экономическом развитии стран. При ответе на четвертый вопрос надо исходить из того, что первая биржа в России возникла не как результат самоорганизации купечества, а по велению Петра I в 1703 г. в Санкт-Петербурге. Необходимо выяснить причины достаточно длительного внедрения биржевого дела в экономику России, отличия российских бирж от зарубежной практики существования аналогичных структур, особенности развития бирж в Советской России. Кроме того, следует определить причины возрождения и специфику деятельности бирж на современном этапе развития экономики нашей страны. Семинар 6. История возникновения и развития денег
Раскрывая данную тему, необходимо выяснить причину появления денег и раскрыть основные формы денег. Необходимо рассмотреть древнейшие виды денег, выявить причины появления металлических денег, бумажных, кредитных денег, время их появления, преимущества и проблемы внедрения. При этом особое внимание следует обратить на историю развития денег в России. Важно проанализировать мнения экономистов о развитии денег на ближайшую и отдаленную перспективу, вывести свое мнение по данному вопросу. Кроме того, необходимо рассмотреть историю денежных единиц на примере различных стран, выяснить, откуда пошло название той или иной национальной валюты и т.д. Семинар 7. История возникновения и развития кредита
При подготовке к семинарскому занятию по данной теме необходимо определить причины появления кредита и основные этапы развития кредитных отношений. Дать характеристику каждого этапа: рассмотреть формы кредита, субъектов кредитной сделки, правила кредитования и роль государства в развитии этой категории. Важно рассмотреть историю кредита в России и выявить специфические особенности его развития (кто выступал в роли кредиторов и заемщиков, как обеспечивались права кредиторов, чем и как регулировались кредитные отношения и т.д.). Семинар 8. История возникновения и развития банков
Раскрывая первый вопрос семинарского занятия, следует отметить, что в экономической литературе отсутствуют точные данные о периоде возникновения банков и их сущности. Следует рассмотреть все существующие мнения, а также этапы развития банков. При этом надо помнить, что первые банки были частными, коммерческими. Позже образовались общественные банки, находящиеся под управлением города. И лишь в XVII в. появляются центральный банк, специализированные банки, различные кредитные учреждения. Освещая четвертый вопрос, следует помнить, что в российских условиях государственная власть имела определяющее значение для развития страны, поэтому правительство взяло инициативу создания банков в свои руки. Необходимо выяснить период возникновения и особенности развития банков в нашей стране, особое внимание уделяя тому, как смена приоритетов в политической и экономической жизни влияла на развитие банковской системы. Семинар 9. История бухгалтерского учета Основные этапы развития бухгалтерского учета. Зарождение хозяйственного учета и его развитие в странах Древнего мира. Состояние учета в период Средневековья. Научное развитие учета в европейских странах в 16-19 вв. Развитие учета в России. В данной теме необходимо показать сущность хозяйственного учета и его влияние на развитие цивилизации. Материальные носители учетных данных и техника учета. Приемы, используемые в учете Древнего мира. Хронологическая и систематическая записи. Древнеегипетский учет. Шумеро-вавилонская бухгалтерия. Печатные труды Луки Пачоли. Состояние, приемы и техника учета в период средневековья в странах Западной Европы. Требования, предъявляемые к организации и качеству учета. Государственное регламентирование и достоверность ведения учета в средние века. Учет денежных средств. Коллация и контокоррент. Идеи ведущих представителей А. Ди Пиетро, Ф. Гаратти, Гельвиг, И. Готлиб, Ж. Савари, М. де ла Порт, Э. Дегранж, Э. Джонс. Юридическая теория бухгалтерского учета (итальянская школа). Идеи Ф. Вилла, Дж. Чербони и др. Экономическая теория бухгалтерского учета и ее представители - Ф. Беста, Ж.Г. Курсель-Сенель, Л. Сэй, Э. Леоте и А. Гильбо. Балансовая теория бухгалтерского учета, ее принципы. Представители немецкой школы - И. Ф. Шер, А. Кальмес, Герстнер. Развитие форм счетоводства (французская, немецкая). Появление профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов. Содержание англо-американской учетной системы. Формирование принципов и практика учета в допетровской России. Реформы Петра 1, их влияние на систему бухгалтерского учета. Первые государственные акты по организации учета, их содержание. Развитие русской учетной мысли в первой половине XIX века (труды К. Арнольда, И. Ахматова, Э. Мудрова). Петербургская и московская научные школы. Выдающиеся представители русской школы бухгалтерского учета (Ф. В. Езерский, Е.Е.Сиверс, Н.С.Лунский, и др.). Роль журнала «Счетоводство» в развитии русской счетной мысли и практическом применении учета. Разрушение системы учета в начале ХХ в. Принципы социалистического учета. Государственная регламентация и идеологизация учета. Развитие практики учета в послевоенное время и эпоху застоя. Вопросы к экзамену по дисциплине «История финансов, денег и кредита»
|
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) основы ветеринарии (наименование... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины (модуля) морфология с. Х. Животных (наименование... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |