НазваниеКолебания нч в быту и их воздействие на человека. Проектирование городских застроек, квартир, разработка бытовой техники и её размещение в квартире с учётом воздействия электромагнитных излучений низкой частоты. (2 – учащийся)
Дата публикации06.07.2013
100-bal.ru > Физика > Документы
  1   2   3
Колебания НЧ в быту и их воздействие на человека. Проектирование городских застроек, квартир, разработка бытовой техники и её размещение в квартире с учётом воздействия электромагнитных излучений низкой частоты. (2 – учащийся)
Электромагнитные поля окружают нас буквально всюду: дома, на работе, в поезде, метро, в салоне троллейбуса или трамвая. Тронулся за стеной лифт, загудел компрессор холодильника, щёлкнуло реле обогревателя - всё это означает, что по проводам побежал ток и вокруг него, следовательно, возникло электромагнитное, поле. А его магнитная составляющая, как стало известно, хорошо проникает через любые преграды, в том числе и внутрь нашего тела.

Практически в каждой квартире имеются сегодня электробытовые приборы телевизоры, холодильники, электроутюги и стиральные машины. Немало домов оборудовано уже и электроплитами, а во многих семьях компьютеры и микроволновые печи. Помимо этого - кофемолки, кофеварки, миксеры, электрочайники, электросоковыжималки, кухонные комбайны и т.д. и т. п. Все они работают на промышленной частоте и окружены соответствующим магнитным полем. Поэтому очень важно знать, на каком расстоянии от них безопасно находиться.

Надо сказать, что магнитное поле у большинства этих приборов невелико и измеряется в микротеслах. А до недавних пор считалось, что столь слабые поля не могут причинять нам какой-нибудь вред. Выяснилось, однако, что это не совсем так.

С конца 70-х годов в десяти странах мира велись исследования: учёные выявили связь разных видов болезней с влиянием на организм электромагнитных полей. В Швейцарии, например, к 1992 году были закончены наблюдения за здоровьем 500000 человек, проживавших в условиях повышенных значений магнитного поля промышленной частоты. Результаты оказались неутешительными.

Статистика показала, что увеличение индукции магнитного поля от 0,1 мкТл до 4 мкТл в несколько раз повышает риск развития лейкемии у детей. И что вообще там, где значение этой индукции составляет 0,3 мкТл и выше, онкологические заболевания встречаются в два раза чаще.

Осенью минувшего 2001 года Международное агентство по исследованию рака включило в список «возможных канцерогенных факторов» магнитные поля низкой частоты (50 - 60 Гц). Теперь они оказались в одном ряду с выбросами труб металлургических заводов и выхлопными газами. На основании этих данных шведы ввели в своей стране гигиенический норматив низкочастотного магнитного поля величиной в 0,2 мкТл. А поскольку аналогичные результаты получены в США, Канаде, Франции, Дании и Финляндии, то сегодня уже во многих странах принято считать безопасным уровнем низкочастотного магнитного поля именно эту величину - 0,2 мкТл.

И именно ею следует отныне руководствоваться при проектировании городской застройки, при планировке квартир, а также при разработке бытовой техники. И хотя это уже достаточно известно, но у нас, увы пока не всегда применяется на практике.

Между тем магнитные поля способны, по словам ведущего научного сотрудника Центра электромагнитной безопасности ГНЦ РФ -Института биофизики РАН профессора Григорьева, стать причиной не одних только онкологических заболеваний. В результате проведённых специалистами института клинических и экспериментальных исследований установлено, что следствием воздействия электромагнитных полей может, например, стать синдром раннего старения организма. Его признаками служат ухудшение памяти и работоспособности, снижение иммунитета, нарушение репродуктивной функции и развитие иной патологии в ранние годы.

Излучение магнитного поля максимально у приборов для приготовления пищи - электроплиты и микроволновые печи, возле которых некоторые активные хозяйки простаивают часами. Чтобы до минимума снизить воздействие магнитных полей в доме, стоит воспользоваться советами специалистов Центра электромагнитной безопасности.

1. Необходимо следить за тем, чтобы дети находились на достаточном расстоянии от работающих электробытовых приборов.

2. Не следует включать одновременно несколько мощных источников.

3. Нельзя делать из поводов «кольца» и «петли».

4. По возможности желательно использовать принятую за рубежом
трёхпроводную систему домашней проводки с заземлённым кожухом
вокруг проводов.

Сегодня в магазинах, торгующих всякого рода «экологической» продукцией, встречаются приборы, способные по утверждению их создателей, ограничивать опасное влияние магнитных полей на человека. На самом же деле таких приборов нет, и относиться к подобным подделкам следует, как к обычному шарлатанству.

А для ограничения вредного влияния этих полей надо всего лишь переставить мебель и бытовые приборы так, чтобы места сна и отдыха и места постоянного пребывания детей не попадали в зону повышенного магнитного поля электроприборов, то есть находились от них на расстоянии не менее 1,5 метра. Нельзя не заметить, что ни внутриквартирные перегородки, ни даже несущие стены не служат защитой от низкочастотного магнитного поля. Поэтому желательно учитывать и то, какие источники магнитного поля установлены у соседей за стеной.
Вредные воздействия колебаний низкой частоты (подстанции, подводные лодки, электродрели, искусственное освещение). (3 – учащийся)
В середине 60-х гг. появилась первая в мировой литературе публикация российских учёных о неврологических и других симптомах появляющихся у рабочих высоковольтных электрических подстанциях. Тогда ей не придали серьёзного значения. Однако через 10 лет обнаружились серьёзные заболевания у персонала, обслуживающего станции низкочастотной связи в США с подводными лодками. После этого не только в Америке, но и ряде других стран началось серьёзное изучение влияния электромагнитных волн (прежде всего низкочастотных) на биологические объекты, в том числе человека, и появились убедительные доказательства их неблагоприятного влияния на организм. Но поскольку электросеть и многие бытовые приборы продуцируют малоинтенсивные электрические и магнитные переменные поля, которые существенно слабее естественных статистических полей Земли, не предполагалось, что они могут быть опасны для здоровья и соответствующие исследования практически не велись.

Наблюдения за людьми, которые регулярно пользовались электродрелями, показали неблагоприятное для здоровья действие низкочастотных электромагнитных полей частотой 50 - 60 Гц: ночью у большинства испытуемых повышался в крови уровень мелатонина гормона шишковидной железы, или эпифиза. Эпифиз выполняет роль основного «ритмоводителя» функций организма: чувствительные клетки сетчатки, воспринимающие свет, передают информацию о его интенсивности и качестве по нервным путям в эпифиз, специфические клетки которого чутко реагируют на свет и обеспечивает регуляцию синтеза мелатонина, (свет «угнетает» синтез мелатонина, поэтому ночью его содержание в крови самое высокое, а утром и днём - минимальное) Нарушение этого ритма (например, вследствие систематического искусственного освещения человека ночью) может повлечь за собой серьёзные заболевания, в частности, образование опухоли. Особенный вред избыточная освещённость приобретает тогда, когда на организм действуют какие - либо канцерогенные факторы, например, химические или радиационные.

Электрическое поле в природе. (4 – учащийся)
Известно, что многие растения и животные способны улавливать электрические поля и электрические токи в воде и чутко реагировать на них. Наиболее совершенно электрочувство развито у рыб. Они видят мир посредством нового чувства, осуществляют электрическую локацию, обмениваются информацией между собой, генерируют ток напряжением до 6ОО В, которым можно сбить человека с ног и полностью парализовать свою добычу.

Генерировать мощные электрические заряды могут только некоторые виды рыб, а способностью чувствовать электрические поля наделены многие представители животного мира. Так, простейшие инфузории, своё движение в электрическом поле ориентируют по направлению к электродам.

Большинство существ, окружающих электрические поля и их изменения в природе, способны воспринимать информацию посредством взаимодействия природных полей с собственным электрическим полем организма. Водная среда обладает высокой электропроводностью. По этой причине таковые поля, вырабатываемые «живыми генераторами», достигают электрорецепторов других рыб почти без потери и появляется возможность электролокации и передачи электрических сигналов на расстояние.

Электрические органы видоприёмная мышечная ткань. Электрические клетки сильно уплотнены, поэтому их называют электрическими пластинами. Эти пластины собраны в столбики, уложены одна на другую и соединены последовательно. Полярность во многом зависит от ориентации электрических столбиков. Если столбики ориентированы лицевой стороной к голове рыбы, то голова имеет отрицательный заряд относительно хвоста.

У других электрических рыб сигналы развиты слабо и они не могут использовать его как средство защиты. Однако это не мешает им «видеть» врагов и пищу с помощью особого электрического радара.

Своими электрорецепторами, используя импульсные электрические поля, рыбы не только улавливают мелкие по размерам предметы, но и разницу в их электропроводности. Стоит только постороннему предмету появиться в поле рыбы и сдвинуть время прихода электрического импульса к рецептору, то мозжечок сразу отметит эти изменения. Пульсирующее электрическое поле - главная особенность прибора рыб, необычного для нас «видения». Большинство из известных нам рыб может генерировать слабые электрические разряды с частотой от 50 до 800 Гц. Если перевести эти колебания в звуковые, то можно было бы услышать, как рыбы «щёлкают», убегая от хищника. Электрические рыбы могут использовать сигналы своих разрядов и для общения особей одного вида.

Электротерапия. (5 – учащийся)

Посетив ФТО - кабинет узнали о применении постоянного тока и высокочастотных колебаний для лечебных целей. Постоянный ток используется при электрофорезе. Высокочастотный ток применяется в 3 - х воздействиях на организм. Диатермия - используется высокочастотный ток. Индуктотермия - используется высокочастотное магнитное поле. УВЧ - используется высокочастотное электрическое поле.

При диатермии, на обнажённую поверхность тела накладывают две
металлические свинцовые пластинки, которые подключены к контуру
аппарата и по которым проходит высокочастотный ток, степень их
нагревания зависит от теплопроводности тканей организма.

При индукготермии, соответствующую часть тела, помещают внутри
спирали, подключённой к контуру аппарата. Степень нагревания зависит
от возбудимости высокочастотного магнитного поля.

При УВЧ, на соответствующую часть тела накладывают два
заряженных электрода, подключенных к контуру аппарата.
Электрокардиограмма и электроэнцефалография. (6 – учащийся)
Первыми наличие электрических явлений в сокращающейся сердечной мышце обнаружили немецкие учёные Р. Келликер и И. Мюллер (11856 г) на препарате лягушки, а Шарпи (1880 г) и Уоллер (1887 г) первыми записали электрокардиограмму человека (от греч. электро - электрический, кардио - сердце, графо - пишу).

На старинной фотографии - полураздетый человек мужчина, который сидит посреди комнаты, опустив ноги в два таза с растворами. Справа и слева на подставках стоят ещё два таза, в которые опущены руки человека. Комната заполнена какими - то громоздкими приборами, соединёнными проводами с тазами... Так происходила регистрация электрокардиограммы в начале нашего столетия, когда этот метод ещё только начинал внедряться в медицинскую практику. В чём же суть самого процесса электрокардиографии?

Каждое мышечное волокно, в том числе и волокно сердечной мышцы, окружено оболочкой - мембраной, которая представляет препятствие для движения ионов веществ, растворённых в биологических жидкостях нашего тела. Одни ионы преодолевают это препятствие легче, другие - труднее, поэтому концентрация ионов снаружи и внутри волокна неодинакова. Каждый ион это электрически заряженная частица, следовательно, снаружи и внутри мембраны скапливается разное количество заряженных частиц, возникает разность электрических потенциалов. Во время сокращения мышцы в мышечном волокне и его мембране протекают сложнейшие электрохимические процессы, вследствие чего свойства мембраны резко меняются: проницаемость мгновенно увеличивается, и сквозь мембрану устремляются ионы, которые в покое не могли через неё пройти. Но движение ионов и есть электрический ток!

Форма ЭКГ зависит от толщины различных участков сердечной мышцы и от расположения сердца в грудной клетке. Если электроды помещать всегда в одних и тех же точках тела, можно по форме кривых делать соответствующие выводы. В мед. практике наибольшее распространение получили 12 стандартных способов расположения электродов (отведений) на теле человека. После обследования пациента врач получает 12 кривых, которые позволяют ему как бы рассмотреть сердце пациента с разных сторон, чтобы точнее поставить диагноз.

Аналогично исследуют деятельность головного мозга электроэнцефалография (ЭЭГ) (от греч. энцефалос - мозг). Первую электроэнцефалограмму снял в 1913 г. русский учёный В.В. Правдин - Неминский с помощью струнного гальванометра. Сейчас ЭЭГ записывается так: пациент помещается в отдельное помещение кабину: на его голове укрепляется множество датчиков - электродов с отходящими от них проводами. Сначала, для выявления морфологических особенностей мозга снимается ЭЭГ в состоянии покоя, а затем регистрируется динамика его функционирования; в кабине звучат звуковые сигналы различной интенсивности и частоты, мигает свет, пациенту предлагают задержать дыхание, и, наоборот, делать глубокие вдохи и выдохи.
Влияние магнитных полей и магнитных бурь на человека. (7 – учащийся)
Исследованиями, проведёнными в 50 - 70 - х годах, установлено влияние на человека магнитных полей вообще и магнитных бурь в частности.

В 1930 г. А. Л. Чижевский, а затем и другие исследователи обратили внимание на связь между развитием ряда заболеваний и процессами, происходящими на Солнце. На основе статистических данных, полученных за много лет. Чижевский показал связь между возрастанием солнечной активности и вспышками эпидемий чумы, холеры, дифтерии, гриппа, менингита, и далее возрастного тифа. Английскими учёными установлен чётко выраженный рост нервно психических заболеваний. Обнаружено подобное влияние на развитие нарушения сердечно - сосудистой деятельности. А. С. Пресман обращает внимание на то, что в периоды солнечной активности размножение и токсичность ряда болезнетворных бактерий, повышается свёртывание крови и число лимфоцитов. Но через какие механизмы осуществляется это влияние?

Электрические поля, электрические токи, так или иначе, проявляют своё влияние через взаимодействие с электрическими параметрами живого организма. Если влияние магнитного поля обнаружено, то можно предположить, что поле взаимодействует с магнитными свойствами живого организма. Характерная особенность живого тела заключается в том, что он «прозрачен» для поля. От удара палкой организм защищен мышцами, от ожога - кожей. И только магнитное поле действует на весь организм сразу в целом: от тела и органа до клетки и отдельных её молекул и атомов.

Основной вывод из исследований многих учёных следующий. Сердечно - сосудистая система обладает удивительно тонко выраженной чувствительностью к изменению магнитного поля Земли и частотных составляющих перепада атмосферного давления. При экспериментах на животных, проводимых в магнитных полях значительно большей напряжённостью по сравнению с полем Земли и отличных от него по форме изменения, удалось обнаружить влияние полей на животных, но оно оказалось иным, чем на человека. Обследование людей работающих вблизи источников магнитного поля, показало наличие жалоб на ухудшение состояния здоровья; однако это ухудшение не протекает в столь острой форме, с какой приходится сталкиваться врачу скорой помощи. Отсюда напрашивается общий вывод.

Биологические и биомагнитные явления неразрывно связаны с электричеством и магнетизмом окружающей атмосферы и всеми физическими её параметрами. Изучение этих связей открывает удивительные перспективы в познании живой материи, а главное, даёт возможность регулировать и создавать оптимальные условия среды, окружающей человека, и условия его деятельности.
  1   2   3

Колебания нч в быту и их воздействие на человека. Проектирование городских застроек, квартир, разработка бытовой техники и её размещение в квартире с учётом воздействия электромагнитных излучений низкой частоты. (2 – учащийся) iconКонспект. Негативные факторы, и защита от них Система факторов влияющих...
Влияние на деятельность человека электромагнитных полей промышленной частоты и радиоволн
Колебания нч в быту и их воздействие на человека. Проектирование городских застроек, квартир, разработка бытовой техники и её размещение в квартире с учётом воздействия электромагнитных излучений низкой частоты. (2 – учащийся) icon“принципы защиты электронной информации”
Охватывает диапазон метровых и дециметровых волн. Для уменьшения уровня побочных электромагнитных излучений применяют специальные...
Колебания нч в быту и их воздействие на человека. Проектирование городских застроек, квартир, разработка бытовой техники и её размещение в квартире с учётом воздействия электромагнитных излучений низкой частоты. (2 – учащийся) iconМетрология и радиоизмерения Тема: Методы и средства измерения переменных...
Это особенно справедливо для электрорадиоизмерений, поскольку исследования в области физики, радиотехники, электроники, космонавтики,...
Колебания нч в быту и их воздействие на человека. Проектирование городских застроек, квартир, разработка бытовой техники и её размещение в квартире с учётом воздействия электромагнитных излучений низкой частоты. (2 – учащийся) iconСценарий урока по физике в 11 классе на тему «Различные виды электромагнитных...
Повторение основных свойств различных диапазонов шкалы электромагнитных волн при помощи программно-технического комплекса «Космос...
Колебания нч в быту и их воздействие на человека. Проектирование городских застроек, квартир, разработка бытовой техники и её размещение в квартире с учётом воздействия электромагнитных излучений низкой частоты. (2 – учащийся) iconСпинор Интернешнл" (г. Киев) Медико-экологическая фирма "
Особую тревогу вызывает увеличения числа детей, подвергающихся негативному воздействию электромагнитных излучений, поэтому одной...
Колебания нч в быту и их воздействие на человека. Проектирование городских застроек, квартир, разработка бытовой техники и её размещение в квартире с учётом воздействия электромагнитных излучений низкой частоты. (2 – учащийся) iconТема урока : «Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские...
Тема урока: «Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений.»
Колебания нч в быту и их воздействие на человека. Проектирование городских застроек, квартир, разработка бытовой техники и её размещение в квартире с учётом воздействия электромагнитных излучений низкой частоты. (2 – учащийся) iconЦель нашего реферата: узнать о механизме и последствиях воздействия...